litceysel.ru
добавить свой файл
1 ... 4 5 6 7 8 9 10

5. Теория центральных мест

5.1. Общая концепция теории центральных мест

Распределение товаров и услуг на национальном и региональном уровне традиционно объяснялось функциональной иерархией, связанной с размерами городов и с «размахом» их влияния. В основе функциональной иерархии лежат две концепции:

- концепция градообразующих и градообслуживающих функций;

- концепция центральных мест.

Теория центральных мест была разработана В. Кристаллером (1933). В его понимании город – центральное место (ЦМ), функция которого – обеспечение окружающего пространства товарами и услугами. Эти товары и услуги различаются от города к городу по причине их «радиуса действия». Кристаллер пытался рассматривать город как место, где группируются виды торговли, имеющие рынок сбыта примерно равного размера.

Площадь и население, характеризующие такой общий рынок сбыта, являются зависимой переменной, значение которой определяется следующими факторами:


  1. уровень экономии, вызванной эффектом масштаба;

  2. численность обслуживаемого населения;

  3. экономическое расстояние (связано с транспортными издержками);

  4. частота покупок.

В основе концепции лежит понятие «порогового значения» населения зон рынков сбыта: производитель должен преодолеть минимально необходимый объем производства, обеспечивающий положительное значение прибыли. Свыше порога производство данного вида существует, ниже его – нет.

Расстояние, которое потребитель считает приемлемым, чтобы преодолеть его для покупки некоторого блага, является величиной переменной. Например, для магазина, продающего периодические издания, рынок сбыта более ограничен, чем для антикварного магазина. Это приводит к тому, что элементарные функции, обеспечивающие социальный и культурный обмен, обслуживаются повсюду и расположены более близко к местам проживания населения, чем функции, соответствующие материальным нуждам. Самые редкие из них находятся лишь в центральных местах наиболее высокого уровня, а именно – в городах-центрах регионов. Эта эмпирическая закономерность носит практически универсальный характер, что позволило перейти Кристаллеру к общей теоретической модели центральных мест, отражающей связь между иерархией городов и иерархическим упорядочиванием функции производства товаров и услуг.

5.2. Формальная модель теории центральных мест
В. Кристаллера


Ранжируя города, выявляя размеры их зон влияния, а затем и иерархическую организацию сети, В. Кристаллер исходил из того, что любая обслуживаемая точка территории должна располагаться ближе, чем в часе пути пешком от своего центрального места, то есть в 4 км. В итоге экономическое пространство страны предстает как система соответствующих центральным системам круговых 4-километровых зон обслуживания. Промежуточное пространство между кругами оказывается исключенным из системы повседневного обслуживания, практически незаселенным и экономически не освоенным. Такая картина соответствует достаточно ранним периодам экономического развития. Дальнейшее развитие хозяйства приводит ко все более полному освоению территории, что стимулирует возникновение все новых городов-центров. При этом круговые зоны частично перекрываются


Рассмотрев для некоторого центра все пересекающиеся с ними круги, увидим, что реальная граница его зоны влияния состоит из замкнутой цепочки хорд. Поэтому реальная зона влияния является некоторым многоугольником. Существует только три вида правильных многоугольников, которые могут заполнить плоскость: треугольник, квадрат, шестиугольник. Наиболее близок к кругу шестиугольник. Его сторона будет равна а =км.

При наличии нескольких благ с одинаковым порогом их производители имеют тенденцию группироваться, чтобы получить выгоду от экономии масштаба и от экономии агломерации. Эти факторы лежат в основе возникновения первой совокупности малых городов, которые производят наиболее часто запрашиваемые блага. Они расположены в вершинах прилегающих шестиугольников, а их центры – центральные места второго уровня, где продаются более редкие товары и услуги. Каждый из них обслуживает себя и несколько центров первого уровня. Длина стороны второго шестиугольника: 4 · 3 = 12 км. Далее происходит переход на следующий уровень. Получается система еще более крупных шестиугольников третьего уровня, покрывающих всю плоскость (рис. 9).







Рис. 9. Иерархическая модель центральных мест В. Кристаллера


Таким образом, мелкие ячейки – зоны обслуживания нижнего уровня, вложенные в более крупные ячейки второго уровня, которые, в свою очередь, вложены в еще более крупные ячейки третьего уровня, и т.д. В центре ячеек лежат города, осуществляющие это обслуживание, соответственно, получается иерархия таких городов-центров.

Недостатки теории В. Кристаллера

  1. Процесс перехода к более высокому уровню обслуживания будет продолжаться до тех пор, пока мы не придем к уровню главного города страны. И тогда придется либо принять гипотезу, что в данной модели все страны являются одинаковыми шестиугольниками, либо ввести в модель национальные границы, что создает некоторые методологические трудности.

  2. Существование центров достаточно высокого уровня стимулирует создание магистралей, напрямую соединяющих соседние центры. Однако само существование этих магистралей нарушает гипотезу об однородности экономического пространства.

  3. В реальных системах городов выявляются некоторые центральные места (ЦМ), которые не осуществляют всю полноту функций предшествующих уровней. Они могут быть не заняты обслуживанием окружающего их района. Такие специализированные центры производят какую-либо продукцию в размерах, превышающих потребности в этой продукции населения и хозяйства города. Например, город развивается благодаря крупной ткацкой фабрике. Сырье получает издалека (Средняя Азия). Продукция (суровые ткани) для крашения и отделки поступает на красильно-отделочную фабрику. Таким образом, обслуживанием населения и хозяйства своего окружения этот город не занимается.
  4. Площадь зоны влияния зависит, помимо прочих факторов, от плотности населения. Поэтому зоны одного уровня обслуживания могут существенно различаться по показателю площади.


  5. Формальной основой модели Кристаллера является иерархическая схема «дерева», предполагающая отношения строгого доминирования между центральными местами. В реальности эти отношения неточны и расплывчаты.

5.3. Теория экономического ландшафта


Некоторые из недостатков были устранены в теории экономического ландшафта А. Леша.

Рассмотрим производство некоторого продукта (Леш берет пивоварение). Один из фермеров сочтет выгодным производить больше, чем нужно ему для собственного потребления, чтобы продать излишек на соседние фермы. Это позволит ему воспользоваться преимуществами более крупного производства (экономия от масштаба), но издержки его за счет транспортных расходов увеличатся.

Пересечение изолинии1 цен продукции с изолиниями спроса на нее позволяет определить радиус рынка сбыта, а, следовательно, и форму рынка, которая оказывается кругом. Но кругообразные рынки сбыта, пересекаясь, оставляют участки, лишенные обслуживания, поэтому круги заменяют шестиугольниками.

Размещение ферм по отношению к поставщикам массовых товаров может соответствовать только трем вариантам:

Они находятся в вершинах шестиугольников. Каждое ЦМ делит обязанности по обслуживанию каждого поселения с двумя своими соседними центральными местами. Тогда каждый поставщик обслуживает в среднем три фермы: свою собственную и две другие, удовлетворяя треть всей потребности продукции.


Они могут находиться в середине сторон шестиугольников. Каждое поселение обслуживается двумя соседними центральными местами. Тогда каждый поставщик обслуживает четыре фермы: свою и три других, удовлетворяя половину всей потребности в продукции.


3. Они могут находиться в центре шестиугольников. Каждый поставщик обслуживает тогда семь ферм, удовлетворяя всю потребность в продукции.

А. Леш отмечал наличие простого отношения между расстоянием (а), отделяющим фермы; расстоянием между центрами производства определенной продукции (b) и числом ферм (n), составляющих рынок сбыта центра производства: .


Исходя из этих трех первоначальных вариантов размещения, Леш рассматривает затем случай с наличием центров производства, зона сбыта которых постепенно увеличивается. Взяв в начале один такой центр, он соотносит с ним во всех трех вариантах шестиугольники все увеличивающихся размеров с тем, чтобы они охватили все большее количество потребляющих продукцию ферм. Это позволило ему определить местоположение конкурирующих производств в пределах рынка сбыта разного размера. Пункты размещения производства образуют центры шестиугольников соответствующих размеров. Можно также покрыть пространство сетью шестиугольников различного размера, соответствующих рынкам сбыта каждого вида продукции.

При наличии такой сети шестиугольников каждая ферма будет обеспечена всеми видами продукции. Однако практические соображения заставляют выделить привилегированное местоположение, например, для большого города, являющегося центром производства разнообразной продукции. Вокруг такого центра выявляются секторы с большим числом городов. Это объясняется тем, что тесное сближение различных пунктов производства сокращает число и время поездок для потребителей. В то же время для поставщиков продукции упрощается задача создания транспортных путей, соединяющих эти пункты. В результате сумма транспортных издержек сокращается.

Размеры этой системы будут соответствовать радиусу самого крупного рынка сбыта. За этой системой шестиугольников следует другая сходная система. Так создается сеть систем шестиугольников, которая заполняет все пространство. В предложенном Лешем геометрическом решении задач экономический район представляет собой систему шестиугольников различных размеров. Граница между двумя экономическими районами образуется линией, разделяющей две сети таких шестиугольников. Между различными системами (районами) возникают транспортные сети.

Итак, начиная с рассмотрения гипотезы исходного однородного пространства (по характеристикам человеческих ресурсов: плотности населения, доходам, предпочтениям) и учитывая далее активность экономических агентов, стремящихся к оптимизации своих выгод, Леш приходит к выводу, что в результате экономической деятельности пространство станет неоднородным. Мы видим возникновение феномена города, который является результатом технического фактора концентрации (создающий экономию масштаба) и пространственно­го фактора рассеяния (расстояния, порождающего транспортные издержки).


В процессе анализа модели формируется регулярно упорядоченный экономический ландшафт со своими городами, промышленными производствами, сетью транспорта. Таким образом, экономический анализ выявляет неравномерность территории. Каждый ее участок имеет собственное экономическое значение (стоимость). На практике это обнаруживается при рассмотрении показательной цены сопоставимых по площади участков.

А. Леш признает существование границ между экономическими районами, рассматривая далее связи районов и соответствующие межрайонные магистрали транспортной сети. Благодаря такой этапности рассмотрения появляется динамический аспект теории, постепенно усложняется описание исходно однородного пространства, картина становится более реалистичной. Однако именно поэтому она труднее поддается дальнейшему теоретическому анализу. Чисто теоретический подход на этом исчерпывается, и дальнейшее рассмотрение модели возможно лишь в рамках полуэмпирических, полуинтуитивных рассуждений.


Различие теорий А. Леша и В. Кристаллера

Шестиугольники А. Леша – границы рынков сбыта, затрагивающие в первую очередь, промышленное производство. Шестиугольники В. Кристаллера связывают между собой центральные места. Они определены с учетом торговой и административной деятельности.

Леш делает упор на деление территории на зоны, в то время как Кристаллер подчеркивает значение полюсов влияния, центральных мест.

В размерах шестиугольников Леша отображены условия производства каждого вида продукции; Кристаллер определяет размер шестиугольных зон на основе простого расчета, исходящего из наименьшего расстояния в четыре километра.

Сеть шестиугольников Леша многолика (для каждого вида продукции); центры образуются путем группировки в одном месте производственных объектов, обладающих различными рынками сбыта, в то время как центры Кристаллера всегда кратны друг другу по размерам.

Расположение шестиугольников у Леша неодинаково, т.к. их ориентация выявляет секторы, где есть главенствующие транспортные артерии, тогда как расположение шестиугольников Кристаллера неизменно.


Концепции пространства Кристаллера и Леша резко упрощают сложную картину экономической реальности, предполагая исходную непрерывность, однородность пространства. Предложенные модели не предназначены для непосредственного использования в конкретных экономических исследованиях. Однако они позволили конкретизировать представление о национальном экономическом пространстве как сложной системе зон влияния городов. Тем самым были заложены основы концепции «каркаса городов».

Контрольные вопросы


  1. Что такое «центральное место» в теории В. Кристаллера?

  2. Какими факторами определяется общий рынок сбыта города?

  3. Объясните понятие «пороговое значение» населения зон рынков сбыта.

  4. Опишите закономерность формирования рынков сбыта для различных видов услуг.

  5. Изобразите графически и объясните иерархическую модель центральных мест В. Кристаллера.

  6. Недостатки теории В. Кристаллера.

  7. Какие изменения в теорию центральных мест внес А. Леш?

  8. Какие существуют варианты размещения рынков сбыта по отношению к поставщикам? Изобразите графически.

  9. К каким выводам приходит А. Леш в теории экономического ландшафта?

  10. Перечислите различия теории А. Леша и В. Кристаллера.


Тест

1. Город, в понимании Кристаллера, – это…

А) центральное место, функция которого – снабжение окружающего пространства товарами и услугами;

В) населенный пункт, достигший определенной людности;

С) обособленное от деревни в правовом отношении поселение.


2. Основная причина существования города в понимании Кристаллера:

А) эффективная организация торговли;

В) наличие трудоспособного населения;

С) развитый рынок рабочей силы.

3. Производитель должен преодолевать минимально необходимый объем производства, обеспечивающий положительное значение прибыли, это:


А) соразмерное значение;

В) пороговое значение;

С) пропорциональное значение.


4. При наличии нескольких благ с одинаковым порогом их производители:

А) стараются вытеснить друг друга с рынка в целях монополии;

В) группируются, чтобы получить выгоду от экономии масштаба;

С) стараются перейти на производство нового продукта, чей выпуск пока не налажен.


5. Что не относится к недостаткам теории В. Кристаллера?

А) однородность производства на всей территории;

В) основанность на иерархической системе «дерева»;

С) образование из зон влияния системы шестиугольников – «сот».


6. На чем А. Леш акцентирует внимание?

А) на численности занятого населения;

В) города не являются изолированными экономическими агентами;

С) подчеркивает значение центральных мест или полюсов влияния.


7. Теория экономического ландшафта А. Леша объясняет:

А) экономическую концентрацию в городе присутствием в нем функций промышленного производства, что объясняется общим эффектом экономии агломерации и минимизацией суммарных транспортных издержек;

В) влияние эффективной организации торговли как основной причины существования города;

С) возможность создания из-за концентрации предприятий дополнительных преимуществ, связанных с возможным снижением стоимости закупаемых ресурсов.


8. Чем определяется радиус шестиугольника А. Леша?

А) условиями производства продукции;

В) равновесием цены и спроса;

С) равен 4 км от центрального места.


9. Выделите отличительные черты теории А. Леша:

А) правильные многоугольники являются границами рынков сбыта и затрагивают промышленное производство в первую очередь;

В) введено понятие каркаса города;

С) подчеркивается значение полюсов влияния.



10. К какому выводу пришел А. Леш?

А) производитель должен преодолевать минимально необходимый объем производства, обеспечивающий положительное значение прибыли;

В) существование центров высокого уровня стимулирует создание магистралей, напрямую соединяющих соседние центры;

С) в результате экономической деятельности пространство станет неоднородным.



<< предыдущая страница   следующая страница >>