litceysel.ru
добавить свой файл
  1 ... 6 7 8 9 10

где V1 – объем реализованных товаров и услуг за исследуемый период;

V2 - объем реализованных товаров и услуг за предыдущий период.

По показателям социальной и экономической эффективности можно построить траектории, наглядно отображающие процесс социально-экономического развития территорий (рис.2)
Магнитогорск



Сатка и Саткинский р-н



Златоуст



Челябинск





Рис 2. Траектории социально-экономического развития некоторых городов Челябинской области

Анализ траекторий социально-экономического развития городов и районов показал, что, несмотря на то, что они имеют разные экономические, демографические, ресурсные и культурные потенциалы, являющиеся основой благополучия или неблагополучия каждого конкретного города, района траектории их социально-экономического развития тождественны и характеризуются недостаточной последовательностью и определенной направленностью.

Анализ показателей и траекторий позволяет выделить четыре основных варианта развития муниципальных образований и выделить результаты этого развития(Таблица ):

Таблица

Варианты


Ксэ

Кээ

Характеристика состояния

Тип экономики

Результат

I

Рост

Рост

Cоциальное развитие на базе повышения эффективности экономической деятельности (рост показателей социальной и экономической эффективности). Источником дохода жителей становится преимущественно его экономическая деятельность.

Предпринимательская


Социальное и экономическое развитие

II

Снижение

Рост

Воспроизводство экономики за счет эксплуатации «запаса терпения» социума (снижение показателя социальной эффективности при росте показателя экономической эффективности). Для достижения целей развития или решения текущих задач мобилизуются накопленные запасы социума. Появляется реальная угроза потери социальной стабильности.

Бюджетная


Воспроизводство экономики за счет социума

III

Рост

Снижение

Рост показателя социальной эффективности при снижении показателя экономической эффективности. Существование и развитие жителей осуществляется за счет «проедания» ресурсов территории, накопленных запасов, заемных средств, дотаций и субсидий.


Неформальная


Воспроизводство социума за счет запасов экономики

IV

Снижение

Снижение

Стагнация. Характеризуется отсутствием видения перспектив развития и управления, слабой зависимостью доходов жителей от результатов их экономической деятельности, «проеданием» ресурсов и запасов территории, социальной нестабильностью.

Теневая


Деградация социума и разрушение экономики

Выбранные критерии и показатели отображают состояние и изменение базовых свойств социально-экономической системы: устойчивость функционирования и развитие объектов управления. Эти свойства характеризуют жизнеспособность локальной территории как способность хозяйствующих субъектов муниципального образования обеспечивать свое устойчивое функционирование и развитие.

Применяя методы исследования биологических систем к муниципальному образованию можно выделить уровни жизнеспособности по критерию социальной и экономической эффективности и выделить признаки, характеризующие тот или иной уровень.

Уровни жизнеспособности муниципального образования.

В зависимости от значений показателей (Ксэ, Кээ) можно выделить уровни жизнеспособности МО:

1-ый уровень – нежизнеспособность, значение 0 Ксэ 1,

признаки уровня: не определены цели социально-экономического развития, неэффективное удовлетворение социальных потребностей населения, неэффективная структура экономики, уровень жизни населения – бедный, признаки: наличие минимальных средств только для поддержания жизни и отсутствие средств для улучшения своего состояния. Экономика – стагнирующая Кээ 0;


2-ой уровень подавленная жизнеспособность, значение 1 Ксэ 2, признаки уровня: не определены цели социально-экономического развития, недостаточно эффективное удовлетворение социальных потребностей населения, неэффективная структура экономики, уровень жизни населения – малообеспеченный, признаки: уровень доходов позволяет удовлетворять текущие потребности в питании и в некоторых непродовольственных товарах, но практически недоступны товары длительного пользования. Экономика – статичная, Кээ = 0;

3-ий уровень – пониженная жизнеспособность, значение 2 Ксэ 3, признаки уровня: определены цели социально-экономического развития, эффективное удовлетворение социальных потребностей населения, недостаточно эффективная структура экономики, уровень жизни населения
обеспеченный, признаки: уровень доходов позволяет удовлетворять не только текущие потребности в товарах повседневного спроса, но и накапливать средства для покупки более дорогих товаров и услуг. Экономика – статичная, Кээ = 0;

4-ый уровень – нормальная жизнеспособность, значение Ксэ 3, признаки уровня: определены цели социально-экономического развития, эффективное удовлетворение социальных потребностей населения, эффективная структура экономики, уровень жизни населения – состоятельный, признаки: уровень доходов позволяет приобретать товары текущего и длительного пользования, накапливать средства, а при более высоких доходах – вести самостоятельную экономическую деятельность. Экономика – растущая Кээ 0.

Применение разработанных критериев и показателей в практике управленческой работы позволяет:

- органам государственной власти субъекта:

1. Ранжировать муниципальные образования по уровням жизнеспособности и вырабатывать политику в отношении территорий, находящихся на разных уровнях жизнеспособности.

2. Оценивать эффективность работы органов местного самоуправления и мотивировать наиболее эффективные территории.


- органам местного самоуправления:

1. Проектировать траектории социально-экономического развития территории, сфер его жизнедеятельности, отраслей хозяйства и отдельных предприятий при разработке программ и контролировать достижение целей в процессе из реализации Рис.3;

2. Оценивать эффективность работы руководителей и главных специалистов подразделений местной администрации по направлениям их деятельности;

3. Оценивать эффективность взаимодействия органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и мотивировать их путем проведения конкурсов социально-экономического развития предприятий и организаций МО.

Пример плановой и фактической траектории социально-экономического развития одного из муниципальных образований области приведен на рис.3.




Рис. 3. Плановая и фактическая траектория социально-экономического развития муниципального образования (пример)

Г) Методика оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований Челябинской области

Правительство Челябинской области ежегодно проводит конкурс социально-экономического развития муниципальных образований области (Постановление №22-п от 2 марта 2005г)

Целью конкурса является создание единой системы оценки уровня социально-экономического развития и реальных стимулов в управленческой деятельности МО Челябинской области, выявление МО с наиболее высокими социально-экономическими показателями.

Перечень показателей промышленно развитых ГО и МР:




Показатель

Единица измерения

Значение показателя


1

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по крупным и средним организациям по видам экономической деятельности

В % нарастающим итогом за три последних года в сопоставимых ценах




2

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по крупным и средним организациям по видам экономической деятельности на одного работающего

Тыс. рублей







п3 –п8 для 3-ей группы МО







9

Поступление налоговых платежей и других доходов в консолидированный бюджет области на одного трудоспособного жителя

В % нарастающим итогом за три последних года




10

Поступление налоговых платежей и других доходов в консолидированный бюджет области на душу населения

рублей




11

Собственные доходы бюджета муниципального образования (за исключения финансовой помощи) на одного трудоспособного жителя


В % нарастающим итогом за три последних года




12

Собственные доходы бюджета муниципального образования (за исключения финансовой помощи) на душу населения

рублей




13

Прибыль прибыльных предприятий по крупным и средним организациям

В % нарастающим итогом за три последних года




14

Прибыль прибыльных предприятий на одного работающего по крупным и средним организациям

рублей




15

Удельный вес убыточных предприятий на конец периода

В % нарастающим итогом за три последних года




16

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования по крупным и средним организациям

В % нарастающим итогом за три последних года




17

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования на одного работающего по крупным и средним организациям


рублей




18

Ввод в действие жилых домов

В % нарастающим итогом за три последних года




19

Ввод в действие жилых домов

КВ. метров на 1000 человек




20

Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних организаций

Рублей




21

Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних организаций

В % нарастающим итогом за три последних года




22

Просроченная задолжность по заработной плате на конец года

В % к соответствующей дате предыдущего года




23

Просроченная задолжность по заработной плате на конец года на одного работающего

рублей




24

Оборот розничной торговли


В % нарастающим итогом за три последних года в сопоставимых ценах




25

Оборот розничной торговли на душу населения

рублей




26

Объем платных услуг

В % нарастающим итогом за три последних года в сопоставимых ценах




27

Объем платных услуг на душу населения

рублей




28

Уровень зарегистрированной безработицы к экономически активному населению

В % , на конец года




29

Охват детей дошкольным образованием

В % к общему количеству детей дошкольного возраста




30

Количество зарегистрированных преступлений

Единиц на 10000 человек




31

Доля закупок продукции (работ, услуг) для муниципальных нужд) на конкурсной основе


В % от общего объема закупок для муниципальных нужд




32

Задолжность населения за жилищно-коммунальные услуги на душу населения на конец отчетного года

рублей




33

Доля кредиторской задолжности бюджетных организаций за топливно-энергетические ресурсы на конец отчетного года

В % от установленного на начало года предельного объема потребления топливно-энергетических ресурсов организациями, финансируемыми за счет средст местного бюджета




По каждому из показателей определяется ранг (место) каждого участника в группе, в соответствии с которым присваиваются баллы; количество баллов суммируется по всем показателям; победителем признается участник, набравший минимальное количество баллов.


10. Формы участия населения и корпоративных структур в разработке и реализации городской политики

10.1. Формы участия населения

Анализ зарубежного и отечественного опыта разработки и реализации стратегических планов, программ, проектов городского развития показывает, что эффективная городская политика не может проводиться усилиями только административных органов управления. К процессу выработки решений и вариантов их реализации, к достижению поставленных целей, контролю за деятельностью ОМСУ должны быть привлечены предприятия, организации, политические партии и движения, а также население города в целом.

Политика городских властей, базирующаяся на принципах партнерства власти и активного населения, является действительно социально ориентированной. Активность граждан порождает гласность и открытость городской политики, что является залогом ее общественного признания и успеха.


Вовлечение населения в процесс разработки и реализации мероприятий по развитию города связан с определенными проблемами и сложностями. Среди важнейших факторов, ограничивающих участие населения в формировании и реализации мероприятий городской политики, следующие:


  1. Уровень развития гражданского сознания и готовность жителей участвовать в разработке и реализации городской политики. Социальные субъекты, привлекаемые к принятию управленческих решений, чаще всего не обладают в полном объеме необходимой информацией и не имеют навыков ведения конструктивного диалога.

  2. Готовность самой власти к взаимодействию с населением. Сегодня органы власти могут принимать решения без привлечения населения. Отсутствует постоянно действующая система взаимодействия власти и населения, позволяющая принимать согласованные решения по ключевым проблемам развития города.

  3. Несформированность нормативно-правовой базы, неясность в разделении сфер компетенции различных уровней власти и структур гражданского общества. Вопрос участия населения в управлении – это вопрос меры такого участия, вопрос эффективности механизма и многообразия форм взаимодействия систем власти и населения.

Формы участия населения в городской политике зависят от множества факторов, одним из которых является структура городского сообщества. В условиях современного города можно выделить несколько типов сообществ: территориальное (соседское) самоуправление, основанное на общности места жительства и общности, основанных на нем соседских интересов;

социально-групповое самоуправление (этнические, земляческие, ветеранские, поколенческие группы, семейные, религиозные, молодежные и иные сообщества);

самоуправление гражданское, т.е. участие в управлении организацией негосударственного, некоммерческого сектора (НКО). Наряду с политическими партиями подобные общественные организации граждан являются своего рода посредником между властью и гражданами.


Можно выделить следующие формы участия населения в процессе формирования городской политики:

1. Изучение и конструктивное использование общественного мнения, которое может: - выступать в качестве источника важной социальной информации для подготовки и принятия управленческих решений; - побудить субъект управления скорректировать, отменить и принять в интересах местного сообщества то или иное решение в градостроительной деятельности; - ускорить, облегчить реализацию решений или воспрепятствовать их осуществлению, если действия субъекта управления необоснованны с точки зрения общественности или не поняты ею; - выступить в качестве самостоятельной социально-психологической силы, побуждающей горожан к определенному типу поведения. Изучение общественного мнения может идти через: анкетные вопросы; фокус-группы; телефонные опросы, «горячие линии»; контент-анализ публикаций СМИ и обращений граждан; общественные слушания, дискуссии и «круглые столы»; интервьюирование; методические конференции; опрос экспертов и т.п. Таким образом, общественное мнение реализует важнейшие функции жизни городского сообщества: информационную, нормативную и управленческую.

2. Непосредственное участие населения в разработке программ, планов, проектов и т.п., внесение предложений по месту жительства (например, внесение предложений, связанных с созданием комфортной, благоустроенной среды проживания, уточнение и расширение сферы компетенции ТОСов, развитие кондоминиумов, общественных комитетов и др.), в рамках объединений граждан ( поддержка политических союзов, общественных объединений, ориентированных на решение городских проблем и повышение качества жизни горожан, поддержка экономической активности городских социальных групп, в развитии различных форм духовного творчества и художественной самодеятельности, массовых форм физкультуры и спорта и др.)

3. Участие населения в реализации проектов. Эффективной формой участия общественности в разработке и реализации мероприятий городской политики могут стать, сформированные из лидеров общественного мнения, ученых, специалистов, представителей бизнеса общественные советы, комитеты по решению конкретных проблем жизни городского сообщества. (Челябинск – в 1999г. Центр общественных объединений; Екатеринбург – Программный совет).


Важным направлением формирования благоприятной городской среды является создание соответствующей информационной среды, информирование населения о планах и программах, принятых и реализуемых администрацией города, о возможности участвовать в данных программах. Поэтому депутатам и представителям общественных организаций следует активнее осваивать профессиональные навыки работы со СМИ ( снабжение СМИ информацией в форме, которая соответствует их потребностям и формату)

10.2. Участие хозяйствующих субъектов в планировании развития города

В основе современного сотрудничества власти, бизнеса и жителей города лежит объединение усилий и ресурсов для обеспечения качества жизни городского сообщества. Сотрудничество, партнерство наиболее подходит для тех сфер деятельности в городе, которые обеспечивают взаимную выгоду.

С развитием рыночных отношений наблюдается две противоположные тенденции участия ХС в городском развитии.


  1. Предприятия резко сократили свои социальные функции по отношению населения городов, передачей социальных объектов в муниципальную собственность в процессе приватизации предприятий.

  2. Крупные корпоративные структуры ощущают ответственность не только за развитие собственного бизнеса, но и за развитие города и городского сообщества в целом. (Компании «Суал-Холдинг», «Юкос», др., затраты которых на социальную политику из финансовых ресурсов корпорации сопоставимы с затратами на те же цели из городского бюджета).

Политика ОМСУ по отношению к крупным предприятиям должна быть скоординирована с региональной промышленной политикой, поскольку значение этих предприятий выходит за рамки муниципалитета. Согласование позиций предприятия, региона и муниципалитета (заключение договоров), обеспечение достижения баланса интересов и ответственности власти и бизнеса является сложной задачей, которая решается с помощью скоординированных действий сначала по экономическому, а затем, за счет дополнительных налоговых поступлений в местный бюджет, и социальному развитию территории.


Вовлеченность существующих в городе предприятий и организаций в разработку и реализацию городской политики может быть как прямой, так и косвенной. Прямая – привлечение руководителей предприятий к процессу выработки планов и программ социально-экономического развития города или использование финансовых и иных ресурсов предприятий для выполнения социальных программ. Косвенная – это вовлечение коллективов данных предприятий в непосредственную реализацию различных городских программ, проектов, учитывая и интересы работников предприятий, и горожан в целом.

Примером может служить малое и среднее предпринимательство, которое не только создает новые рабочие мест, но и помогает , вовлеченным в него людям самостоятельно мыслить, учит ответственности и сотрудничеству, т.е. тем качествам, которые нужны человеку, занятому самоуправлением.


7. Проблемы изучения
пространственных особенностей города



7.1. Методология изучения урбанизированных территорий

При рассмотрении масштабных программ, принимаемых городской администрацией, и при формировании предпринимательских инвестиционных проектов, и при решении вопроса о покупке или продаже квартиры рядовым жителям города необходимо изучить пространственные особенности города и конкретного участка его территории. Экономическая привлекательность жилого или нежилого помещения, здания, участка земли существенно зависит от обеспеченности рассматриваемого участка территории различными видами ресурсов природного и антропогенного характера, такими как: чистый воздух; удобный для строительства грунт; вода, тепло, электричество, газ; доступ к системе канализации, системам телефонной связи и т.д. В зависимости от функционального назначения рассматриваемого объекта существенным является также доступность соответствующего рынка сбыта и его уровня конкурентности.

Анализ экономической ситуации на отдельных участках территории города требует изучения:

а) локальных факторов – информация о самом участке (цена земли, экологическая обстановка, природные особенности и т.д.);

б) факторов местоположения – информация о территориях, окружающих данный участок.

Используется две основные модели описания и графического представления информации о территории города:

зонирование территории – фиксация неоднородности среды по тому или иному признаку;

выявление каркаса устойчивых элементов и связей систем.

Модели первого типа формально представляют собой геометрические схемы зонирования некоторых областей на обычной плоскости. Модели второго типа являются плоскими или трехмерными графами, дополненными соответствующими численными характеристиками вершин и ребер.

Изучение пространства города требует предварительного выявления территории города и его границы. На современном уровне урбанизации все труднее устанавливать пространственные границы города по внешним признакам характерной городской застройки или по формальным юридическим признакам административной границы города.

Пригороды в некоторых отношениях выполняют важные функции города. Они стали его частью, хотя их вид может и не вполне соответствовать типично городской территории. Экономический подход требует, чтобы в таких случаях предпочтение было отдано функциональному аспекту.

При изучении повседневного функционирования и при разработке планов развития городов все в большей степени приходится учитывать связи города с прилегающими пунктами. В первую очередь речь идет об устойчивых социальных связях с крупным городом жителей пригородной зоны. Такие связи проявляются, прежде всего, в форме маятниковой миграции. По мнению большинства специалистов, именно маятниковая миграция населения является главным фактором, определяющим фактические границы урбанизированной территории, соответствующей «реальному» городу.


7.2. Зонирование территории города

Одним из основных видов зонирования является функциональное зонирование. Функциональное зонирование – выделение на карте города участков, выполняющих однотипные функции. Выделяют четыре основных типа функционирования территории:


резидентный (селитебные территории, обеспечивающие проживание);

инженерно-инфраструктурный (транспорт, связь);

производство товаров и услуг:

первый подтип – обширные предприятия и экологически грязные производства.

второй подтип – виды обслуживания, требующие большого пространства и связанные с функцией рекреации, например, лесопарки;

третий подтип – все остальные виды производства.

резервный, неиспользуемые территории.

Развитие техники зонирования привело к ее усложнению. Наряду с классическими зонами (т.е. участками плоскости, ограниченной замкнутыми контурами) выделяются также точечные фокусы экономической активности, например, торговые центры, размещенные в жилых кварталах, и зоны линейного типа, т.е. отрезки линий на плоскости, например, транспортные магистрали.

Кроме наземных, необходимо учитывать и подземные объекты городских функциональных систем, например, станции метро, подземные торговые центры.

При выделении монофункциональных зон особую трудность представляют центральные участки города. Специфика городского центра: полифункциональность и максимальная, по сравнению с остальной территорией города, плотность размещения функции. С учетом этой специфики типичные участки центра выделяют в особую зону, соответствующую «функции центра».

Функции центра – комплексный набор функций, реализуемых общегородским центром.

Центральный деловой район – компактная территория, на которой сконцентрирована деловая жизнь города.

Понятие центральности является основополагающей концепцией при изучении экономического пространства города. При этом действие центральных тенденций, обусловленное ростом цен на землю, привело к формированию отдельных зон в средней и даже периферийной части мегаполисов, в которых сконцентрированы многие виды функций, ранее представленные лишь в центральной части города. Однако в экономической жизни города такие зоны играют ту же роль, что и соответствующие участки в центральной зоне. Поэтому функции, осуществляемые такими предприятиями и учреждениями, продолжают называться центральными. Возникает определенное терминологическое расхождение между этим названием и буквальным пониманием центральности, т.е. малой части территории города, расположенной вблизи геометрического центра. Для решения этой терминологической проблемы было введено новое понятие.


Городской каркас – территории, для которых характерен типичный для центра набор функций.

В экономических исследованиях необходимо также учитывать природные особенности участка. Для этого составляются схемы природно-ландшафтного зонирования. Например, на карте города резко выделяются озера и реки. В рамках комплексного ландшафтного анализа территории производится, в частности, анализ рельефа. По результатам анализа крутизны территория города зонируется по степени и пригодности для различных видов функционального использования.

Один из видов этого типа зонирования – составление экологических схем зонирования.

При экономическом анализе территории необходимо учитывать и правовые рамки хозяйственной деятельности на определенном участке. Одна из возможных схем правового зонирования: к одной зоне отнесены участки с примерно равными правами владельцев на их эксплуатацию и на возможные инвестиционные проекты, связанные с изменением существующего на этих участках положения. Укрупненно в правовом аспекте можно выделить три группы землепользователей:

частные собственники;

жильцы-арендаторы и другие платные пользователи;

общественные собственники участков земли, представленные органами государственной власти различного уровня.

Неопытный инвестор нередко несет значительные убытки при покупке объектов недвижимости, если при подготовке инвестиционного проекта не были тщательно проработаны правовые условия его реализации.

Итоговая классификация участков территорий получается перекрестным наложением многих схем зонирования. При этом может быть построена классификация, ориентированная либо на существующее положение, либо на один из возможных вариантов будущего положения территорий.

При этом решающее значение придается схемам функционального зонирования. Однако градостроительная практика последних десятилетий показала, что реальные процессы функционирования крупных развивающихся городов не укладываются в жесткие рамки «классического функционального зонирования». Например, в «спальных» районах формируется зона с деловыми и обслуживающими функциями. Многие специалисты считают сегодня неприемлемым построение функциональной структуры города на основе однозначно фиксированной в пространстве схемы «труд – быт – отдых».


Решение этой проблемы многим теоретикам видится в переходе от чисто качественных описаний к количественным замерам показателей, которые позволяют выявить важнейшие для муниципальных властей территориальные особенности. Применение экономических показателей помогает выявить качественные различия территории, которые характеризуются понятием «каркас – ткань».

Отказ от функционального зонирования территории общегородского центра и четкого определения границ функциональных зон, переход к созданию многофункциональных комплексов, которые несут все функции, присущие городу, являются одной из основных тенденций развития современной урбанистики.


Контрольные вопросы


Обоснуйте необходимость изучения пространственных особенностей города.

Какие два вида факторов учитываются при экономическом анализе участков города? Приведите примеры.

Что собой представляет модель «зонирования территории»?

Какие проблемы возникают на современном этапе при определении границ города?

Что такое «реальный» город?

По каким признакам возможно зонирование территории города?

Перечислите типы территории, выделяемые при функциональном зонировании.

В чем состоит трудность описания центра города при функциональном зонировании?

Дайте определение понятия «городской каркас».

Обоснуйте необходимость природно-ландшафтного зонирования, приведите примеры.

Что такое «правовое зонирование» и для чего оно необходимо?

Опишите современные тенденции развития техники зонирования.


Тест

1. Факторы месторасположения – это…

А) информация о территориях, окружающих данный участок;

В) площадь зоны влияния;

С) природно-географические факторы.


2. На современном этапе развития пригороды характеризуются:

А) развитым сельским хозяйством и поставкой продовольствия городу;


В) выполнением важных функций города при сохранении прежнего внешнего облика, не характерного для типичной городской территории;

С) бурным ростом обрабатывающей промышленности.


3. Главным критерием, определяющим фактические границы «реального города», является:

А) снижение высотности домов до одного этажа;

В) конечные остановки городского транспорта;

С) маятниковая миграция.


4. В соответствии с функциональным зонированием выделяют основные типы функционирования городской территории:

А) резидентный, инженерно-инфраструктурный, производство товаров и услуг, резервные неиспользуемые территории;

В) жилой, экономический, политический;

С) промышленный и сельскохозяйственный.


5. Спецификой городского центра является:

А) минимальная плотность размещения функций;

В) полифункциональность, максимальная по сравнению с другими участками плотность размещения функций;

С) транспортная разгруженность.


6. Центральный деловой район – это…

А) совокупность финансовых учреждений города;

В) учреждения, организации, сконцентрированные в центре города;

С) компактная территория, на которой сконцентрирована деловая жизнь города.


7. Городской каркас – это…

А) территория, для которой характерен типичный для центра набор функций;

В) совокупность городских построек;

С) инфраструктура города.


8. В экономических исследованиях необходимо учитывать:

А) схемы природно-ландшафтного зонирования;

В) множество схем зонирования в совокупности;

С) схемы правового зонирования.


9. В правовом зонировании выделяют группы землепользователей:

А) платные пользователи, общегосударственные собственники, частные собственники;

В) арендаторы и собственники земли;

С) коренные жители и переселенцы.


10. Функция центра города – это…

А) культурная;

В) политическая;

С) комплексный набор функций, реализуемых общегородским центром.



<< предыдущая страница   следующая страница >>