litceysel.ru
добавить свой файл
  1 ... 3 4 5 6 7

Каким же образом может решить судьбу несовершеннолетнего правонарушителя французский судья для детей? Судья может освободить подростка от уголовного преследования и меры воздействия за правонарушение, может сделать ему выговор, а также принять в отношении него «меры безопасности» (охрана, надзор, наблюдение), но никогда не может применить к нему уголовное наказание. Судья для детей может дать дальнейший ход рассматриваемому делу, распорядившись о направлении его в трибунал по делам несовершеннолетних. В этом случае принцип разделения функций судьи для детей и следственного судьи не действует, так как судья для детей во Франции является и председателем трибунала по делам несовершеннолетних.

Уголовный процесс во французском трибунале по делам несовершеннолетних можно назвать судебным разбирательством в собственном смысле этого слова. Эта юрисдикция включает судью для детей (председатель трибунала), двух асессоров. Такой состав суда не раз подвергался критике во французской литературе и судебной практике. Один из самых известных французских процессуалистов Жан Прадель не без иронии заметил, что достоинство трибунала по делам несовершеннолетних очевидно: все его члены интересуются детством. Но очевиден и недостаток: все судьи – профаны в области права.

Судебная процедура в трибунале по делам несовершеннолетних сходна с процедурой в трибунале общей юрисдикции, и в этом существенное отличие французской модели «детского» суда от суда англосаксонской. Эта процедура включает допрос несовершеннолетнего подсудимого, его родителей и опекунов, свидетелей, заключение представителя прокуратуры и мнение защитника несовершеннолетнего. Председатель трибунала может освободить несовершеннолетнего от присутствия в судебном заседании, если того требуют интересы несовершеннолетнего (например, при рассмотрении вопросов, посягающих на нравственность). В этих случаях интересы несовершеннолетнего представляют его родители, опекуны и адвокат.

Особенность судебной процедуры в том, что председатель суда может в любой момент удалить несовершеннолетнего из зала суда: либо на время дебатов, либо на их часть.


Специфическим является решение вопроса о гласности судебного разбирательства. В принципе оно является закрытым, допускается присутствие лишь свидетелей по делу, близких родственников подсудимого, его опекуна, законных представителей, адвоката, представителей патронажных обществ, иных служб и учреждений, занятых детьми, работников службы надзираемой свободы (французский вариант названия службы пробации).

Для французского уголовного процесса по делам несовершеннолетних характерна активная роль в нем прокурора. Деятельность его осуществляется в рамкам трибунала по делам несовершеннолетних и суда присяжных по делам несовершеннолетних. Реализует эти функции прокурор республики при трибунале по делам несовершеннолетних. Во Франции и в других странах континентальной системы прокурор республики (при суде) - синоним понятия «председатель прокуратуры», «представитель обвинения».

Прокурор имеет достаточно большие возможности влиять на ход дела. Именно он организует комплектование в деле всех основных предварительных материалов, позволяющих суду провести судебное разбирательство. Проведение неотложных следственных действий дает прокурору юридическую базу как для передачи дела в суд, так и для его прекращения. Он же компетентен высказать мнение относительно мер, которые должны быть применены к несовершеннолетнему. В ходе собственно судебного разбирательства закон уполномочивает прокурора давать замечания на решение судьи и высказывать свое мнение о мерах, которые должны быть применены к несовершеннолетнему, равно как о полноте материалов расследования. В трибунале по делам несовершеннолетних прокурор выступает с обвинением и высказывает суждение относительно мер воздействия к несовершеннолетнему.

В суде присяжных по делам несовершеннолетних, рассматривающий дела о преступлениях несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет, а также дела о взрослых соучастниках преступлений несовершеннолетних, прокурор участвует в качестве стороны процесса. Функции его в суде присяжных выполняет генеральный прокурор или магистрат прокуратуры, которому специально поручены дела несовершеннолетних.


Специфика суда присяжных по делам несовершеннолетних касается формирования жюри. Присяжные выбираются в количестве девяти человек из специального списка, имеющегося в суде присяжных.

В суде присяжных существуют прения сторон, которых нет в трибунале (дебаты процедурно не регламентированы). Специфичны и вопросы присяжных, которые ставит председатель суда. Присяжные суда этой категории отвечают на следующие вопросы:

1) Надо ли применять к обвиняемому уголовное наказание?

2) Надо ли исключить для обвиняемого преимущество «прощения, оправданного несовершеннолетием»?

Также за присяжным остается и обычный в этом случае вердикт «виновен или нет».

Во французском уголовно-процессуальном, уголовном законодательстве применительно к несовершеннолетним, как и прецедентах и правовых актах англосаксонской системы, больше внимания уделяется именно мерам воздействия, чем собственно судебной системе.

Завершая рассмотрение вопросов уголовного процесса в уде по делам несовершеннолетних Франции, можно сделать следующий вывод: достаточная жесткая регламентация судебной процедуры в этом суде – не самое лучшее средство. И это, как отмечают сами французские юристы, - французский суд присяжных по делам несовершеннолетних «похож» на общий суд присяжных, мешает судебной индивидуализации. Поэтому суд присяжных по делам несовершеннолетних не считается самым эффективным звеном французской ювенальной юстиции.


3. Модель ювенальной юстиции в Казахстане

В Казахстане на сегодняшний день большое внимание уделяется проблемам создания ювенальной юстиции. Ситуация в области защиты прав несовершеннолетних со всей очевидностью свидетельствует о том, что в республике сегодня сложились все необходимые предпосылки и доводы для того, чтобы создать научно обоснованную теорию защиты прав несовершеннолетних от всяческих посягательств – в целом теоретически выверенную национальную «Концепцию защиты прав несовершеннолетних». Подтверждением этому являются следующие аргументы:


1) идея приоритетности прав несовершеннолетних отражается в конституции республики Казахстан. В соответствии со ст. 27 Конституции Республики Казахстан: «Брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства».

2) Республика Казахстан приняла и ратифицировала ряд международных правовых актов, гарантирующих и защищающих права несовершеннолетних, в числе которых значительное место занимает Конвенция о правах ребенка. В ней говорится (п.2 ст.3) о том, что «государства – участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и стой целью принимают все соответствующие законодательные меры».

3)согласно действующему национальному законодательству, современная государственная политика Казахстана в интересах детей является приоритетной областью деятельности государственных органов Республики Казахстан. Подобная концепция находит достаточно точное отражение в Законе «О правах ребенка в Республике Казахстан» от 8 августа 2002 года, где в качестве основных целей, способствующих скорейшей реализации идей новой молодежной политики Казахстана признаются формирование правовых гарантий прав ребенка, создание соответствующих органов и организаций по защите прав и законных интересов ребенка, а также упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, восстановление их прав в случаях нарушений.

4) с точки зрения современной судебной системы и процессов осуществления правосудия значительными по своей идейной направленности являются положения современного законодательства о том, что проводимая в Республике Казахстан судебная реформа, предполагает создание специализированных ювенальных судов, основная деятельность которых должна быть направлена на обеспечение и формирование юридических гарантий непоколебимости прав ребенка, а также создание соответствующих государственных и социальных служб, органов и организаций, защищающих права и законные интересы детей и подростков. Данные положения находят отражение в Законе Республики Казахстан «О судах и судебной системе в Республике Казахстан» и в других нормативно-правовых актах.


5) на сегодняшний день апробируется и широко внедряется в деятельность государственных органов и социальных служб передовой опыт зарубежных государств по защите прав несовершеннолетних.

6) возникла существенная необходимость в дальнейшем совершенствовании современного законодательства, предусматривающего меры по профилактике, предупреждению совершения правонарушений несовершеннолетними.

Понятие ювенальная юстиция во всем мире связывается с главным ее звеном - судом по делам несовершеннолетних, что определяет понятие юстиции как правосудия.

Практики и ученые Казахстана обосновано ставят вопрос о создании специализированных судов по делам несовершеннолетних и применении альтернативных мер наказания с внесением соответствующих изменений и дополнений в законодательство о судопроизводстве, в нормы уголовного, уголовно-процессуального, административного и брачно-семейного права.

Сейчас подобные специализированные суды функционируют во многих странах: Франции, Польше, Японии. Это позволяет более комплексно решать проблемы, связанные с охраной прав и интересов детей и подростков, предупреждением преступности несовершеннолетних. Также в США действует Координационный совет по вопросам юстиции по делам несовершеннолетних и предупреждению правонарушений, в составе которого представители всех органов, имеющих отношение к вопросам несоверешннолетних.

Создание специализированных судов по делам несовершеннолетних в Казахстане позволит поднять качество рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних, повысить уровень проводимой профилактической работы, использовать гражданско-правовые средства в предупреждении преступлений несовершеннолетних, нацелить суды в первую очередь на защиту нужд и интересов подростков.

Наиболее актуальные вопросы формирования нормативной и институциональной базы ювенальной юстиции отражены в Концепции правовой политики Республики Казахстан, одобренной Указом Президента Республики Казахстан от 20 сентября 2002 г. № 949. Именно в концепции ювенальные суды указаны в качестве одного из перспективных направлений развития судебной системы.


Проблема создания ювенальной юстиции не является чуждой для нашей страны, одной из первых в СНГ подписавшей Конвенцию о правах ребенка и взявшей на себя, тем самым, обязательство по ее соблюдению. В рамках взятых обязательств Республика Казахстан проводит значительную работу по изучению подростковой преступности, придавая при этом особое значение проблеме профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, акцентируя внимание на воспитательном аспекте.

Одним из первых немаловажных шагов является внедрение пилотного проекта ювенальной юстиции на территории республики, стартовавшего 17 марта 2003 года. Данный проект проводится в двух районах: Ауэзовском г. Алматы и Карасайском Алматинской области и рассчитан на два года. Данный проект реализуется в рамках Меморандума о намерениях, подписанного руководителями генеральной прокуратуры РК, МВД, МЮ, ВС, Института конституционной и правовой политики и Фонда «Сорос - Казахстан». Также в ноябре 2003 года совместно с Фондом «Сорос - Казахстан» на базе Института Генеральной прокуратуры РК был проведен специализированный семинар для сотрудников органов прокуратуры, осуществляющих надзор за законностью предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних. Слушателям семинара была предоставлена возможность ознакомиться с организацией работы по внедрению пилотного проекта в двух экспериментальных районах.

Суть эксперимента в том, чтобы помочь оступившимся детям вернуться в общество, а не делать из них рецидивистов.

Современный подход к созданию ювенальной юстиции в нашей республике содержит в себе немало конструктивных моментов, определяющих перспективы развития правосудия для несовершеннолетних. Исходя из возможностей подобной перспективы, весьма важным является вопрос о поэтапном внедрении этой идеи в нашу действительность.

Конечно, здесь еще существуют проблемы, поскольку введение ювенальной юстиции в существующую систему национального правосудия требует особой соответствующей подготовки, связанной, прежде всего, с изучением мирового опыта, накопленного в так называемых детских судах.


Каким же образом будет создаваться ювенальная юстиция в Казахстане? Например, очень интересный эксперимент был проведен на территории Ауэзовского и Карасайского районов. Остановимся подробнее на основных деталях этого эксперимента.

Первоначальным шагом было создание специальной рабочей группы из представителей заинтересованных министерств и ведомств, а также прошедшие специальные тренинги оперативные работники, следователи, судьи на всех этапах уголовного процесса станут заниматься преступлениями, совершенными несовершеннолетними на территории определенного района. При этом, полицейские должны быть очень хорошо подготовлены, поскольку они являются первыми, с кем сталкиваются подростки, нарушившие закон. Права задержанных несовершеннолетних правонарушителей должны быть предельно соблюдены. Сотрудники полиции не имеют права задавать несовершеннолетнему свидетелю или подозреваемому какие-либо вопросы до тех пор, пока не приедет группа юридической защиты. Самое главное при этом – презумпция невиновности, поэтому подростку незамедлительно должен быть предоставлен адвокат. Зачастую правила предоставления несовершеннолетнему адвоката не соблюдаются. Инспекция по делам несовершеннолетних при этом должна выполнять посредническую роль, куда включается выполнение следующих функций: разработка рабочей программы деятельности, направленные на то, чтобы несовершеннолетние не подвергались предварительному заключению, а также для минимизирования вероятности возникновения проблем у несовершеннолетних, ожидающих решения суда (совместно с адвокатом, психологом или их помощниками, которые занимаются делами несовершеннолетних). Следить за эмоциональным состоянием подростков должны психологи.

Условия эксперимента предполагают, что право отсрочки приговора должны иметь и прокуратура и судьи.

Судебное разбирательство должны вести судьи, которые должны взвешивать при определении его виновности все факторы, относящиеся к возрасту несовершеннолетнего подсудимого. Согласно условиям эксперимента при вынесении обвинительного приговора судьи должны применять только приговоры, не связанные с лишением свободы. Исключения должны составлять определенные заранее категории тяжких преступлений.


Те данные, которые будут собраны за период проведения эксперимента, будут постоянно анализироваться и обобщаться.

Опыт формирования ювенальной юстиции в зарубежных странах показывает, что «существо ювенальной юстиции состоит в подчинении функционирования судебной власти решению задач, доселе судами не решаемых - задач социализации молодых людей и обеспечения их будущего в качестве законопослушных членов общества». То есть главная задача ювенальной юстиции состоит в заботе о социализации молодежи, защите ее от асоциального поведения.

В контексте изложенных фактов перспективным представляется скорейшее решение проблемы конкретизации проводимой государством ювенальной политики путем принятия пакета ювенального законодательства включающего в себя:

1) концепцию ювенальной политики Республики Казахстан.

2) закон о ювенальной политике.

3) закон о ювенальных органах власти:

а) о создании ювенальных органов при Министерстве юстиции;

б) о создании ювенальных судов.

Также актуальным представляется решение задач создания теоретической разработки единой науки ювенологии, самостоятельными ветвями которой следует выделить ювенальную педагогику, ювенальную психологию, ювенальную юриспруденцию. Подобное деление позволит подготовить квалифицированные кадры. Кроме того, необходимо развивать новые профессии, такие как социальные работники и патронажные сестры.

Исключительная роль государства, правоохранительных органов, общественных и других организаций в решении таких проблем, как предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних, составит благоприятную основу и предпосылки для создания в системе правосудия Казахстана ювенальной юстиции. Также следует отметить, что реальная возможность формирования ювенальной юстиции зависит от создания в стране системы подготовки специализированных кадров. Поэтому необходимо заблаговременно организовать при высших учебных заведениях педагогического профиля отделения социально-правовой защиты несовершеннолетних для углубленного изучения правовых, медицинских, психологических и других вопросов, относящихся к указанным субъектам, а при высших учебных заведениях юридического профиля - специализированные отделения по подготовке судей, сотрудников правоохранительных органов и адвокатов для органов ювенальной юстиции. При этом, специалисты, работающие с детьми должны обладать хотя бы минимальными психолого-педагогическими знаниями и подходить по своим морально-этическим качествам.


Реализация положений правого развития, относящихся к несовершеннолетним, позволит осуществить поэтапный переход к автономной системе ювенальной юстиции в РК.

Необходимо совершенствование законодательства РК в отношении создания специализированных судов для несовершеннолетних.

В области законодательной власти:

1) целесообразно принятие скоординированного и целостного законодательства в РК и создание ювенальных судов;

2) предусмотреть в проекте Закона РК «О профилактике правонарушений среди малолетних и предупреждении детской безнадзорности» осуществление образовательными школами профилактической деятельности в отношении малолетних лиц с девиантным поведением;

3) в ювенальном законодательстве РК закрепить обязанность органов предварительного следствия осуществлять расследование уголовных дел с участием малолетних лиц в полном процессуальном порядке;

4) совершенствовать систему наказаний малолетних правонарушителей путем увеличения удельного веса наказаний, не связанных с лишением свободы, но достаточно эффективных в плане удержания подростков от рецидива;

5) предусмотреть процедуру направления материалов в отношении малолетних лиц, совершивших общественно опасные деяния и не достигших возраста уголовной ответственности, в суд для принятия решения по применению мер необходимого воспитательного воздействия.

В сфере исполнительных органов власти:

1) считать обеспечение надлежащих условий развития и воспитания детей важнейшим направлением защиты малолетних от влияния преступной среды;

2) развивать и повышать эффективность деятельности государственных органов, выполняющих функции профилактики преступности малолетних: комиссий по защите прав несовершеннолетних; специальных профилактических подразделений органов внутренних дел; участковых инспекторов; отделов по делам семьи и детей в органах местного управления; комитетов по делам молодежи;


3) усилить государственное содействие общественным организациям, участвующим в профилактике преступности несовершеннолетних. Улучшать координацию государственных и общественных организаций в деятельности по противодействию преступности несовершеннолетних.

В судебной системе.

1) провести анализ судебных решений в отношении несовершеннолетних с последующим обобщением судебной практики Верховным Судом в виде нормативного постановления Верховного Суда РК по вопросам применения законодательства по делам, связанным с совершением общественно опасных деяний несовершеннолетними лицами в возрасте до 14 лет, и избрания в отношении них воспитательной меры наказания;

2) ввести систему ювенальных судов.

В отношении специализированных воспитательных учреждений следует:

1) изучить соответствующий международный опыт с целью выявления целесообразности существования подобных учреждений с точки зрения профилактики рецидивной преступности среди несовершеннолетних;

2) разработать систему независимого контроля и проверки деятельности специализированных воспитательных учреждений, которые 9контроль и проверка) должны проводиться уполномоченными государственными инспекциями и представителями местных общественных организаций;

3) улучшить материально-техническую базу учебно-воспитательных учреждений для подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания.

Осуществляя поэтапный переход к автономной системе ювенальной юстиции необходимо уточнение следующих моментов в законодательной базе:

1) четко дифференцировать категории «неблагополучных несовершеннолетних».

2) привести перечень органов, деятельность которых связана с борьбой с детской безнадзорностью и профилактикой преступлений, детализировать их функции, а также порядок функционирования;

3)подробно регламентировать процедуры действий указанных органов в отношении несовершеннолетних в каждой из правовых ситуаций;


4) определить условия содержания несовершеннолетних в случаях, связанных с ограничением их свободы;


4. Международное сотрудничество и международный опыт в области ювенальной юстиции


Международное сотрудничество следует понимать как объединение усилий специалистов в разных областях знаний, но связанных с проблемами ювенальной юстиции. Международное сотрудничество в области ювенальной юстиции начиналось с ознакомительных поездок и двусторонних, большей частью разовых контактов людей, занимающихся этой проблемой либо профессионально, либо просто из интереса к ней. Этот начальный этап нельзя назвать международным сотрудничеством в полном смысле слова.

Одним из наиболее результативных этапов международного сотрудничества было изучение опыта работы юрисдикции первого суда по делам несовершеннолетних непосредственно на месте, в США.

Источником получения сведений послужили непосредственные контакты с иностранными учеными и практиками. Такие двусторонние контакты способствуют ускорению распространения ювенальной юстиции в мире и дают импульс дальнейшему развитию более сложного и многостороннего сотрудничества на региональном и международном уровнях. Двусторонние контакты ученых и практиков дают очень важные для науки и практики результаты.

Второй исторический этап международного сотрудничества по проблемам ювенальной юстиции – создание международных организаций этого профиля и проведение совместных исследований в рамках этих организаций представителями стран-участниц.

Создание международных организаций, занимающихся проблемами ювенальной юстиции, является постепенным процессом. Создавался банк информаций, укреплялись профессиональные связи судей по делам несовершеннолетних на международном уровне. В 1928 г. была создана первая в мире Международная ассоциация судей для детей. На I конгрессе ассоциации, который состоялся в июле 1928 г, был принят устав, определены цели, к которым относились способствование деятельности судей по защите прав детей и подростков; защита судей от негативного воздействия при осуществлении ими профессиональных функций.


Современное название ассоциация получила на V конгрессе в июле 1930года. Она стала называться Международной ассоциацией магистратов по делам несовершеннолетних (МАМН). Дальнейшее расширение сферы деятельности МАМН состояло во включении в круг ее интересов также и вопросов семьи. Организационно изменение деятельности этой ассоциации выразилось в добавлении слова «семья» к ее названию. С 1978 г. она стала называться Международной ассоциацией магистратов по делам несовершеннолетних и семьи (МАМНС). Данная ассоциация считается объединяющим международным центром теоретических разработок и обобщения судебной практики ювенальной юстиции. Вместе с тем расширялись и цели МАМНС: теперь она способствует знанию законодательства и методов правосудия в целях защиты несовершеннолетних и семьи. Данная ассоциация активно пропагандировала создание семейных судов. МАМНС – единственная в мире неправительственная организация, которая посвящает свою деятельность исключительно вопросам ювенальной юстиции. Проводимые конгрессы, заседание руководящих органов вносит немалый вклад в развитие теории и практики по делам несовершеннолетних.

В 1928 г. была создана Международная федерация женщин юридических профессий (МФЖЮ), которая тоже имеет статус неправительственной организации ООН и ЮНЕСКО. Данная международная организация сыграла немалую роль в формировании международного сотрудничества по проблемам ювенальной юстиции.

Первоначально целью ее создания было международное сотрудничество женщин-юристов преимущественно Европейского континента в защите права женщин на получение и реализацию в жизни юридических профессий. По мере завоевания женщинами искомого равенства с мужчинами в этой области интересы членов МФЖЮ стали обращаться к содержанию профессиональной юридической работы. В числе первых в сфере внимания МФЖЮ оказались суды по делам несовершеннолетних. За все время своего существования МФЖЮ проводила исследования и ставила на обсуждение на своих конгрессах и заседаниях советов сложнейшие вопросы истории и современного положения в мире детей, женщин и семьи. Судебные методы их защиты всегда были приоритетными. Там, где речь шла о несовершеннолетних правонарушителях или детях-жертвах правонарушений, такая защита отводилась суду по делам несовершеннолетних. Деятельности этих судов было посвящено специальное расширенное заседание Совета МФЖЮ, проходившее в 1968 г. в Стамбуле (Турция).


Можно также выделить еще несколько международных организаций, которые не ставили специальной цели изучения проблем ювенальной юстиции, но их деятельность была с ней тесно связана, а поэтому требовала изучения и ее проблем, причем на международном уровне. Речь идет о Международном обществе социальной защиты (МОСЗ), созданном в 1947 г.; о Международном криминологическом обществе (МКО), созданном в 1934 г.; о Международной ассоциации уголовного права (МАУП), созданной ранее всех перечисленных выше международных неправительственных организаций - в 1924г.

Изучение проблем правосудия, в том числе и по делам несовершеннолетних, имело свою специфику в рамках каждой из этих международных организаций в соответствии с их уставными целями. Для МКО это связано с анализом причин преступности несовершеннолетних, разработкой мер предупреждения этой преступности; для МАУП – с совершенствованием уголовно-правовых средств борьбы с этой преступностью, уголовной ответственностью и наказанием несовершеннолетних. Ближе всего к концепции ювенальной юстиции при ее анализе на международном уровне оказались цели МОСЗ, может быть, потому, что оно само основывается на всемирно известном гуманистическом движении новой социальной защиты.

Из 13 конгрессов, проведенных МОСЗ с момента его создания, два были посвящены темам, относящимся только к несовершеннолетним: I конгресс- «Административное или судебное вмешательство в отношении социально неадаптированных детей и подростков»; VI- «В какой мере оправданы различия в правовом статусе и обращении между несовершеннолетними, молодыми взрослыми и взрослыми правонарушителями?». Остальные 11 конгрессов в большей или в меньшей степени касались изучения и совершенствования судебных аспектов борьбы с преступностью несовершеннолетних, а также судебной защиты прав и законных интересов детей и подростков, например VIII конгресс - «Техника судебной индивидуализации»; IX- «Социальная маргинальность и юстиция». Международное сотрудничество по проблемам ювенальной юстиции вступило в новую стадию и обрело новые, глобальные, более значимые черты, когда изучение правосудия для несовершеннолетних было включено в работу исследовательских центров ООН, ее комитетов и экспертных групп. Проблемами преступности несовершеннолетних и юридической, в том числе судебной защитой их прав стали заниматься Венский центр ООН, Международный фонд ООН помощи детям (ЮНИСЕФ) и ряд других. Перечисленные выше международные организации получили статус неправительственных организаций ООН и стали активно помогать работе Генерального секретаря ООН и его секретариата, исследовательским центрам ООН. Началось систематическое и планомерное изучение судебных систем на международном уровне, выработка соответствующих международных документов, на базе которых развивалось международное сотрудничество. Также в ООН созданы Социальная комиссия, кроме того, защитой прав детей в отдельных областях занимаются специализированные учреждения ООН: Международная организация труда (МОТ), а также Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по вопросам науки, культуры и образования (ЮНЕСКО).


Особое значение для международного сотрудничества в области ювенальной юстиции имеют проводимые через каждый пять лет конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Начало им дал I конгресс ООН, который проводился в 1955 г. в Женеве, последний по счету IX конгресс прошел в Каире в 1995г.

Все конгрессы ООН, кроме IX, включали в повестки дня вопросы о юстиции, при этом II конгресс ООН этой серии (1960 г., Лондон)целиком был посвящен новым формам преступности несовершеннолетних и методам обращения с правонарушителями. Также речь шла о судебном вмешательстве.

Многоплановая деятельность ООН и ее центров и институтов дает интересную картину международных контактов в области ювенальной юстиции. Что важно, так это выявление тенденций международного сотрудничества: что двигало его, повлияло, а если да, то как, если нет, то почему, на эффективность судебной деятельности; обогатило или нет международное исследование национальные законодательства и судебную практику?

В области развития международного сотрудничества можно отметить следующие его итоги:

1) это сотрудничество представляет собой движение поступательное: от достаточно примитивных разовых или продолжающихся двусторонних контактов юристов-ученых и судей-практиков для получения информации о новых судах для несовершеннолетних до создания в мире международных неправительственных профессиональных организаций, занимающихся этой проблемой постоянно, и наконец, возникновения разветвленной системы центров и институтов ООН, включивших в свои программы длящиеся исследовательские проекты, в которых предусмотрены и исследования ювенальной юстиции на международном уровне;

2) исследования ювенальной юстиции как части правосудия охватили к настоящему времени не только те страны, где действуют суды по делам несовершеннолетних, но и те, где такая юрисдикция не создана или где действующая система правосудия не соответствует международным стандартам, принятым для ювенальной юстиции. Цели таких исследований - не только дать «международную панораму» ювенальной юстиции, но и предложить странам, где ее нет, наиболее эффективные ее модели, сократив тем самым сроки создания судов для несовершеннолетних и потери от поисков удачного опыта в этой области;


1) развитие глобальных форм международного сотрудничества в рассматриваемой области не сняло потребности в проведении и двусторонних форм сотрудничества на международной арене по специально избранным актуальным вопросам данной темы;

2) прочное место в международном сотрудничестве заняли и семинары и коллоквиумы, проводимые либо непосредственно по теме «Ювенальная юстиция», либо рамках более общей проблемы правосудия, защиты прав человека, борьбы с преступностью и т.д.;

3) рассмотренные этапы международного сотрудничества в области ювенальной юстиции были жизненно необходимы для поступательного развития этой ветви правосудия. Перевод исследований на международный уровень, определение ее типичных и случайных признаков, выработка международных стандартов ее функционирования помогли создать новую, современную ювенальную юстицию как юрисдикцию, имеющую общегуманитарную ценность.



<< предыдущая страница   следующая страница >>