litceysel.ru
добавить свой файл
  1 ... 4 5 6 7

Современный период в западной литературе охватывает время от начала 50-х гг.XX в. до наших дней. На 50-е и начало 60-х годов приходится резкий скачок в росте преступности несовершеннолетних почти повсеместно - в странах Западной Европы, в США, Японии, в странах Азии, Латинской Америки. Формы преступности несовершеннолетних стали более опасными, настораживающие тенденции возникли в структуре подростковой преступности - больший удельный вес приобрели преступления, совершенные несовершеннолетними младших возрастов, больше стало тяжких преступлений подростков. Это не могло не активизировать внимание государств, их правоохранительных органов, общественного мнения к преступности несовершеннолетних.

В 50-60-е гг. национальные исследования преступности несовершеннолетних фиксировали одинаковые резко негативные тенденции в молодежной преступности. Она была объявлена впервые « проблемой № 1». Стало ясно, что она стала национальным бедствием, а также явлением глобального характера. Наступила ситуация, при которой неизбежной становится международная кооперация в борьбе с преступностью несовершеннолетних. Эффективность ювенальной юстиции в этой борьбе была одним из решающих факторов.

Перед учеными и практиками, занимающимися преступностью несовершеннолетних, встала задача, объединив усилия, постараться оценить новые тенденции в криминогенной обстановке, выявив общие причины ее ухудшения, выработать меры противодействия. Можно констатировать, что именно тяжелая криминогенная ситуация 50-60-х годов способствовала небывалой до того активизации международных исследований в этой области.

Исследования эти были как региональными, так и глобальными, т.е. включающими большинство стран международного сообщества. Итогом стал упомянутый выше II конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Лондон, 1960 г.).

По результатам обсуждения на II конгрессе ООН наиболее актуальными с точки зрения функционирования ювенальной юстиции были признаны вопросы, относящиеся к группе молодых людей, часть которых юридически относится к несовершеннолетним, а часть - к тем, кто по международно- правовой классификации отнесен к молодым взрослым (ориентировочно в возрасте от 16 до 25 лет - в зависимости от особенностей национальных законодательств, определяющих возраст совершеннолетия и уголовной ответственности). В докладе было отмечено, что из-за неопределенности возрастных границ указанная группа молодых людей становится наименее защищенной законом как в уголовном процессе, так и при исполнении наказания. Положения генерального докладчика, затем вошедшие и в резолюцию конгресса, были неординарными, но они актуальны и сегодня. Перечень предложений по улучшению правового положения молодых взрослых в рамках судебного процесса:


1) создать специальные судебные юрисдикции исключительно для молодых взрослых;

2) отнести категорию молодых взрослых правонарушителей к юрисдикции судов по делам несовершеннолетних; поднять возрастной барьер для таких правонарушителей при определении юрисдикции суда для несовершеннолетних (например, с 18 до 21 года);

3) доверить правонарушителя общему суду можно, лишь предоставив ему более благоприятный режим обращения, применяемый либо специальными учреждениями, либо административными органами, занимающимися молодыми правонарушителями (например, службами по делам молодежи);

4) распределить компетенцию общих судов и судов для несовершеннолетних, когда между ними решается вопрос о подсудности по указанной возрастной группе молодых взрослых, учитывая:

а) тяжесть правонарушения;

б) пол правонарушителя;

в) степень зрелости правонарушителя;

г) решение суда о передаче дела в определенный суд;

д) выбор суда самим правонарушителем.

II конгресс ООН состоялся 40 лет назад. Однако предложения, высказанные на нем, до сих пор не реализованы: национальные законодательства до сих пор не предусматривают режим повышенной правовой защиты для молодых взрослых правонарушителей - обвиняемых, подсудимых, осужденных. Соответственно не созданы и специальные суды для них. Вопрос этот важен и судеб молодых правонарушителей, и для развития ювенальной юстиции. Ведь таким образом могла быть решена проблема « пограничных» возрастов (несовершеннолетних и совершеннолетних), установлении юридический барьер втягиванию несовершеннолетних во взрослую преступность.

В основе движения, развернувшегося в мире за права детей, лежит стремление утвердить с помощью детских судов повышенную защиту детей, оказавшихся в конфликте с законом.

Особое место в международном сотрудничестве по проблемам ювенальной юстиции занимают международные научные проекты, в которых страны-участницы либо выполняют общие задачи, внося в проект свой национальный вклад, либо (что бывает чаще) выбирают в совместном исследовании какой- то раздел, наиболее важный для данной страны и для развития ее правовой науки и судебной практики. При изучении проблем ювенальной юстиции на международном уровне таких проектов было немного, поскольку сказываются организационные и финансовые преимущества, например, центров ООН, фактически вытесняющих международные исследовательские проекты.


Международное сотрудничество в области ювенальной юстиции включает проведение (также в рамках ООН) региональных исследований преступности подростков и молодежи. Традиция таких исследований утвердилась примерно в то же время, что конгрессов ООН по предупреждению преступности. Стимулы здесь были одинаковые: рост преступности несовершеннолетних и необходимость принимать против нее меры на государственном уровне. Требовался и учет региональных особенностей законодательства, судебной практики, потребность их обобщения на международном уровне.

Так возникли специальные планы ООН по подготовке региональных докладов по проблемам преступности несовершеннолетних. Каждый доклад касался определенного региона, отражал весь комплекс вопросов, затрагивающих проблемы, в их числе обязательно были вопросы правосудия по делам несовершеннолетних. Доклады были не государственные, а авторские. Всего ООН опубликовала 5 докладов по регионам Северной Америки, Европы, Латинской Америки, Дальнего Востока, Среднего Востока. Дополнительно был представлен соответствующий доклад по региону Австралии и Новой Зеландии.

Всем видам международного сотрудничества, проводимого в рамках ООН, присуща одна особенность. Это сотрудничество имеет длящийся характер, его стадии (циклы) взаимосвязаны, результаты одного цикла становятся базой циклов для последующих.

В современный период вновь активизировались двусторонние сравнительно - правовые исследования вопросов ювенальной юстиции, как это было в начале международного сотрудничества. Различие заключается в том, что первые шаги на международной арене ранее делали отдельные люди – ученые и практики – судьи. Принадлежность их к той или иной стране, а их концепций – к той или иной правовой и судебной роли не играли. Первые международные контакты носили информационно - познавательный характер. На сегодняшний день дело обстоит совсем иначе. После широкомасштабных международных исследований в рамках ООН выбор двусторонних контактов диктовался особыми задачами. Это были и есть международные исследовательские проекты, в которых участвовали две страны, к примеру, Франция и Польша, Россия и США. Такое исследование большей частью является длящимся, т.е. рассчитанным не один год. Задача – сравнительное исследование законодательств и судебной практики стран, осуществляющих данный проект. Заранее разрабатываются концепции и план совместного исследования, выясняются сходство и различия двух систем, прогнозируются и определенные результаты.


Проблема преступности несовершеннолетних становится предметом особого внимания и изучения со стороны международных организаций, о реакции международного сотрудничества на рост несовершеннолетней преступности можно судить по работе конгрессов ООН, непосредственно посвященных проблеме предупреждения преступности. С 1955 по 1995 год было проведено десять таких конгрессов, на которых особое значение придавалось проблеме развития ювенальной юстиции.

Взаимозависимость государств, укрепление и расширение международного сообщества служат важным фактором укрепления межгосударственного сотрудничества в деле борьбы с преступностью несовершеннолетних.

В свете этих явлений актуальность создания правосудия для несовершеннолетних не только не ослабла, но еще более возросла. Во многих странах такая система еще не создана, в нашей стране ювенальной юстиции пока еще нет, поскольку это является требованием времени. Создание ювенальной юстиции в национальной судебной системе как одного из важных элементов - неизбежная закономерность. Об этой закономерности идет речь в Пекинских правилах: «Правосудие в отношении должно являться составной частью национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, защиты молодежи и поддержания мирного порядка в обществе».

На сегодняшний день ювенальная юстиция становится предметом специального изучения на международном уровне, об этом свидетельствует широко развивающееся международное сотрудничество в исследовании практики и опыта ее развития в разных регионах мира. Доказательством этому является бурный рост целого ряда международных организаций, занимающихся данной проблемой.

Несмотря на краткость своего существования (100 лет), ювенальная юстиция, вопреки всем сложностям и противоречиям своего развития, сумела завоевать популярность и признание во многих странах мира, например во Франции, Польше, Японии.

Международное сотрудничество в области ювенальной юстиции прошло путь от отдельных контактов энтузиастов и пропагандистов «детских» судов до создания международных объединений судей по делам несовершеннолетних и разработки международных стандартов отправления правосудия по делам несовершеннолетних. В результате в настоящее время мы не только имеем достаточно полную картину распространения и функционирования ювенальной юстиции в мире, но и знаем об особенностях разных моделей и можем судить об их преимуществах и недостатках. Именно международное сотрудничество активизировало сравнительно – правовые исследования проблем ювенальной юстиции. Международное сотрудничество и проводимые в его рамках сравнительные исследования стали источником формирования гуманистических концепций в правосудии и способствовали их распространению в современном мире.


Разработка и принятие Пекинских правил является одним из наиболее ярких результатов международного сотрудничества в области ювенальной юстиции, поскольку в них впервые сформулированы общие социально - экономические условия, которые оцениваются как благоприятные для развития несовершеннолетних и молодежи, к которым должны стремиться страны – члены международного сообщества. Пекинские правила включают в эту систему и функционирующую ювенальную юстицию. Такой подход является необычным для международных документов, именно это повысило уровень доверия к Пекинским правилам. В ст. 1.4 Пекинских правил сказано: «правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя таким образом защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе». В комментарии к данной статье подчеркивается, что в ст. 5 Пекинских правил раскрывается механизм действия и указываются специфические условия каждой страны, в которой функционирует правосудие и от которых могут зависеть формы применения конкретных статей, включенных в эти правила.

Пекинские правила создавались на базе принципов Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Международных пактов 1966 г. о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах, поэтому в них получили отражение общие принципы защиты прав человека, сформулированные в указанных основных международных документах. Существенное место в Пекинских правилах заняли проблемы создания для молодежи и подростков достойных условий для жизни и воспитания, что оценивается в качестве важнейшего средства ранней превенции преступности несовершеннолетних. Пекинские правила являются результатом огромного труда большого числа ученых и практиков – юристов из многих стран мира.

Пекинские правила содержат основные положения юридической доктрины о несовершеннолетнем, о правонарушениях, совершенных ими, о его уголовной и иной юридической ответственности, реакции государства на правонарушение в виде наказания и иных принудительных мер воздействия, об основных положениях концепции судебной защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, оказавшегося в орбите уголовной юстиции.


Применение Минимальных стандартных правил, касающихся правосудия для несовершеннолетних, вошло в Миланский план действий, принятый VII конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Данный план был утвержден Генеральной Ассамблеей ООН.

Значение Пекинских правил в том, что в данном международном документе ООН очень широко и комплексно освещены проблемы несовершеннолетних и правосудия по делам детей, подростков. С конца 1985 г. Пекинские правила начали свой путь в рамках международного сообщества. Именно Пекинские правила инициировали принятие ряда международно-правовых документов, касающихся несовершеннолетних, к их числу относятся правила ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, учрежденные на 68-м пленарном заседании 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1990 г, а также Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские принципы ООН 1988 г.

Проблема создания института ювенальной юстиции не является чуждой и для нашей страны и поэтому Республика Казахстан проводит значительную работу по изучению международного опыта в этих сферах. Например, в сентябре 2002 гола в рамках проекта PRI «Альтернативы тюремному заключению» представительствами различных министерств и ведомств был изучен опыт альтернатив тюремному заключению в Королевстве Швеция. Применение тюремного заключения в Швеции осуществляется только в отношении подростков старше 15 лет и тюремное заключение там считается негуманным наказанием. Тюремное наказание рассматривается в этой стране как крайняя мера и назначается на очень короткий срок только в исключительных случаях. Отбывание срока наказания осуществляется в специально созданных заведениях с режимом минимальной строгости и возможностью сохранения контактов с семьей. Все дела о преступлениях несовершеннолетних от 15 до 18 лет сразу же направляются судами в социальную службу (служба пробации). Так, в 1999 году в службу пробации были направлены дела на 125 несовершеннолетних, к лишению свободы был приговорен лишь 1 несовершеннолетний в возрасте 17 лет. В 2000 году – на 151, из которых лишь 2 несовершеннолетних в возрасте 17 лет были лишены свободы. Всего в настоящее время в Швеции 650 несовершеннолетних содержатся в 32 специальных воспитательных учреждениях, которые били призваны обеспечить медико- психолого-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку, систему социальной адаптации и поддержки, направленную на оздоровление, коррекцию и развитие личности несовершеннолетних. Каждое из этих учреждений рассчитано на 30 несовершеннолетних при среднем возрасте 16 лет. Типы таких учреждений могут быть открытого, закрытого и смешанного типов. С каждым несовершеннолетним преступником работают пять человек персонала учреждения. Это психиатры, психологи, медицинские работники. Основным принципом их работы является – сделать все возможное, чтобы изменить этого человека до 18 лет, успеть помочь ему.


Возможно, следует присмотреться к западному опыту, точнее к фигуре «социального работника», высокообразованного и квалифицированного специалиста. В Швеции, например, это «ближайший взрослый», хорошо обученный и подготовленный, способный заниматься вопросами профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Ведь сухое, формальное воспитание, обучение никогда положительного результата развитию личности не принесут.

При организации работы подобной социально – правовой помощи несовершеннолетним в обязательном порядке соблюдается принцип «не вреди». Большая часть профилактической работы, в которой участвуют социальные работники Швеции, - это программы на уровне микрорайонов и местных общин. Для наиболее трудных и серьезных правонарушителей разрабатываются специальные интенсивные программы.


<< предыдущая страница