litceysel.ru
добавить свой файл
1
«Применение ИКТ на лабораторных работах по биологии»



Авторы: Згурская Валентина Ивановна, учитель биологии

Кутишенко Ирина Николаевна, учитель информатики

Прибыткова Елена Николаевна, учитель информатики


Учитель: Згурская Валентина Ивановна г. Красноярск, Ленинский район школа №53

Прибыткова Елена Николаевна, учитель информатики, школа №53

Кутишенко Ирина Николаевна, учитель информатики, школа №53

Предмет: Биология

Раздел: IV Основы генетики и селекции

Тема: Лабораторная работа «Фенотип комнатных растений или сельскохозяйственных растений»

Класс: 10

Цель урока:
Продолжить формирование понятия «Фенотип» на применение закономерности изменчивости с последующей проверкой результата на компьютерной модели.

Тип урока: Урок- практикум

Используемый материал-ресурс: Программа «1С Репетитор. Биология» (Ботаника, Общая биология)

Минимальное техническое оснащение класса:


  • Компьютеры (9) Pentium II

  • Проектор

  • Проекционный экран

Количество детей: 22 чел.

Требуемый уровень информационной компетенции учителя: начальные навыки пользователь ИКТ для биолога, основные навыки использования ИКТ.

Урок проводится в кабинете, оборудованном компьютерами. Основной целью урока является формирование полноценной учебной деятельности через систему заданий с использованием компьютерных программ.

В зоне ближайшего развития находятся задания для самостоятельного решения на основе имеющихся знаний учащихся. Это способствует переводу знаний школьников в систему мышления, и формируется умение применять эти знания в ходе лабораторной работы. Это помогает учащимся самим определить цели обучения, осуществлять продуктивную работу с информацией и размышлять о том, что они узнали. Эта работа предполагает сохранение интереса к теме, в процессе работы, активные методы восприятия информации, нанизывание «нового» знания на «старое», учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления, строить умозаключения. Важнейший аспект – это рефлективность. Учащиеся сами в течение урока заполняют «Карту успешности», которая стимулирует его довести работу до конца.


Карта успешности


Дата ____________ ФИ___________________


Виды работы

баллы

Критерии выполнения

1. Стратегия «Колесо»




За ответ правильный 1 балл. (максимум 5 баллов)

2. Лабораторная работа «Фенотип комнатного растения»




Верное задание 2 б (максимум 10 б)

3. Тест суждение «Да, нет»




1 балл – верно задание (максимум 5 б)


Я набрал ________ баллов Отметка _____________________


План урока.

Цель:

  • Умения построить модель «Фенотип растений».

  • Умения планировать свои действия, исследовать, сотрудничать с последующей проверкой результатов на компьютерной модели.


Задачи:

  • Расширить и углубить знания о взаимосвязи генотипа и условия среды.

  • Выполнить лабораторную работу.

  • Овладеть информационными компетенциями.


Этап


Задачи этапа

Предполагаемый результат

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Средства

Необходимые материалы

Электронные материалы

1.Постановка проблемы


Мотивация учащихся

Распознавание изменчивости

Стадия вызова. Прием: «Концептуальное колесо»

Установит зависимость понятий.

Заполнение стратегии «Концептуальное колесо»

Подобрать синонимы к слову «Фенотип»

Доска

тетради




2. Совместное составление плана работы

составление плана исследование

Инструктивная карточка

Знакомство с критериями оценки

Постройка таблиц к заданиям

Компьютер

CD «Репетитор.Биология»

3. Исследовательская деятельность

Найти связь между генотипом растений и условиями среды

Построить модель результатов взаимодействия генотипов растения с условиями окружающей среды


Стадия осмысления.

Организует работу в парах, контролирует ход выполнения работы, следит за правильностью выводов и построению модели

Работа в парах за ПК с CD «Репетитор. Биология» и заполняют таблицы, создают презентацию своих моделей.

Компьютер

CD «Репетитор. Биология»

4. Защита презентаций.

Организация обсуждения созданных презентаций

Рефлексия

Стадия рефлексия

Делают выводы об управлении жизни растений и пути их решения.

Компьютер

Проектор

экран

Презентации учащихся

5. Задания на дом.










Понятие «норма реакции», принести лавровый лист, записать рост учащихся класса







6. Получение результата урока

Организовать обсуждение результата урока

Самоанализ

Чтение теста-суждения

Выполнение теста «да - нет», продвижение ученика на уроке.

Тетрадь, карта успешности







Тест – суждения.



  1. Признаки модификационной изменчивости передаются по наследству.

  2. Фенотип подвергается изменению при возникновении мутации.

  3. Наследуются признаки фенотипа.

  4. В гомозиготном организме мутации проявляются фенотипически.

  5. Фенотип ни от чего не зависит.

  6. Окружающей средой и генотипом определяется размах изменчивости признаков организма.

  7. Изменчивость, в результате которой генотип остается неизменным называется наследственным.

  8. На рисунках в презентации изображены фенотипы особей.

  9. Закономерности изменчивости изучает наука селекция.

  10. Совокупность признаков любого организма называют фенотипом.



Список литературы:

  1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5-11 класс. М.: Дрофа, 2002 г.- 224 стр., стр.68

  2. Учебник «Общая биология» 10-11 класс. Под ред. Захарова В.Б. М.: Дрофа, 2002г.

  3. Вульфов Б.З. Педагогика рефлексии. М.: Магистр, 1995г.

  4. Границкая А.С. Научитесь думать и действовать. М.: 1991г, стр.10.

  5. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М.: 1991г.

  6. Заир-Бек С.И., Загашев И.О., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб.:ИОО «Фонд содействия», 1998г.

  7. Заир-Бек С.И. Критическое мышление.Технология развития. СПб.: «Скифия», 1998г.

  8. Лабораторные работы по биологии. Под ред. Пакуловой В.М. Красноярск, 1999г.

  9. Селевко Герман. Учитель проектирует компьютерный урок. Журнал «Народное образование» №8, 2005г., стрю 138-140.


  10. Программа и материалы конференции «Реализация идей интеграции науки в систему базового образования». Красноярск, 1995г.

  11. CD «Уроки биологии 10-11 класс», ООО «Кирилл и Мефодий»

  12. CD «Открытая биология 2.6», ООО «Физикон»