litceysel.ru
добавить свой файл
1
КУЛЬТУРА РЕЧИ



Типичная и, полагаем, знакомая всем вам сцена: получив сочинение, вы невероятно удивлены: запятые вроде и расставлены правильно, орфографических ошибок одна-две, а оценка низкая.

Большинство обучающихся впервые слышит о речевых ошибках лишь в старших классах. Между тем «вес» речевых ошибок в общей оценке работы весьма значителен.

Давайте заглянем в нормы оценок сочинений. Вот каким критериям должна удовлетворять работа, оцениваемая на «4» (цитируем лишь то, что касается стиля изложения): лексический и грамматический строй речи разнообразен, стиль работы отличается единством и выразительностью, допускается не более 3-4 речевых недочетов и 2 грамматических ошибок.

Не удивляйтесь, если в относительно грамотной работе оценка снижена за «плохую речь».

А что же такое хорошая речь? Хорошая, искусная речь – это речь одновременно лаконичная и богатая, точная и яркая, стилистически выдержанная и индивидуальная, выразительная. Такая речь – отражение общего уровня культуры и эрудиции человека, немаловажное условие его профессионального успеха. Очень важно знать литературные нормы, уметь видеть их нарушение и владеть приемами корректировки таких ошибок.

Прежде всего о нормах. Они охватывают все области языка: фонетику, орфографию, пунктуацию, лексику, грамматику, стилистику.

Лексические ошибки



1. Неточность словоупотребления

1.1. Ошибки, связанные с употреблением того или иного слова в значении, ему не свойственном или не подходящем к данному контексту, объясняются тем, что пишущий или неправильно понимает значение данного слова, или безразлично выбирает слово из синонимического ряда, члены которого различаются оттенками общего для них значения, или ошибочно употребляет иноязычные слова: Чацкий особенно глубоко выступает против крепостников (вместо страстно); Чацкий не одинок, у него много сообщников (вместо единомышленников); Фамусов действует по лозунгу: подписано, так с плеч долой (вместо по принципу).


1.2. Ошибки, вызванные смешением в употреблении паронимов (слов, сходных по звучанию, но разных по смыслу): Онегин ведет праздничный образ жизни (вместо праздный).

1.3. Употребление лишних слов (плеоназм). Чаще всего встречаются следующие ошибки:


  • сочетание двух синонимичных слов: Слышались брань и ругательства.

  • сочетание слов, в которых значение одного слова дублирует значение второго: Наступил темный мрак.

2. Нарушение лексической сочетаемости слов

Для правильного употребления слов в речи необходимо знать не только их точное значение, но и учитывать особенности лексической сочетаемости слов. Соединение слов бывает невозможно по следующим причинам:

  • из-за смысловой несовместимости (отъявленный аристократ);

  • в силу их грамматической природы (например, прилагательные не вступают в связь с глаголами или наречиями, не соединяются с числительными и т.п.);

  • из-за лексических особенностей (глубокая юность – можно сказать глубокая старость);

  • соединение слов в словосочетании может наталкиваться на ограничения, регулируемые стилистическими законами (например, в словосочетании тщетно артачиться употреблены книжное и разговорно-просторечное слова).

3. Ошибки в употреблении фразеологизмов

Ошибки заключаются в искажении состава фразеологизмов, устойчивых сочетаний: Вся страна от малого до великого поднялась на борьбу с врагом (вместо от мала до велика). Он никогда не откладывал дела в длинный ящик (вместо долгий ящик).

Грамматические ошибки


Грамматическая правильность речи – это соблюдение в ней основных грамматических норм, большая часть которых сформулирована в виде правил грамматики. Это – нормы словообразования частей речи, склонения и спряжения слов, согласования, построения предложений той или иной структуры, а также нормы управления, которые усваиваются практически. Отступления от этих норм квалифицируются как грамматические ошибки, которые подразделяются на морфологические и синтаксические.


Морфологические ошибки



Морфологические ошибки – это отступление от норм образования и употребления форм слов.

ошибки в роде существительных

Эти ошибки вызываются влиянием родного говора человека или просторечия: Мама научилась делать повидлу (повидло).

ошибки в употреблении числа существительных

Такие ошибки встречаются при использовании форм множественного числа вместо единственного, форм единственного числа вместо множественного: В городе побежали ручьи по асфальтам (вместо асфальту). Жилищное условие рабочих было очень тяжелое (вместо жилищные условия).

ошибки в употреблении падежных форм

Подобного рода ошибки встречаются при употреблении существительных как единственного числа, так и множественного: У нас нет время (времени). Выбора показали…(выборы).

Употребляются несклоняемые существительные как склоняемые: Пришел с кина (кино); подъехал к депу (депо).

ошибки в употреблении форм прилагательных

Наблюдаются ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных и наречий. Вспомните, степени сравнения образуются двумя способами:

а) более

б) красивее

менее + красивый

красивейший

самый




Запомните: Один способ исключает другой!

Эта книга еще более интереснее (вместо более интересная). Нина Ивановна – самая наилучшая учительница в школе (самая – лишнее слово).


ошибки в употреблении местоимений

К ним относятся:


  • случаи неверного употребления лично-указательного местоимения 3 лица в косвенных падежах с предлогами (без начального –Н): Пошли к ему в дом.

  • неправильное образование формы родительного падежа вопросительного местоимения сколько: У скольки человек взяли отпечатки пальцев, никто не знает (вместо скольких).

  • случаи неверного употребления притяжательного местоимения их: Ихние взгляды нам не нравятся (вместо их).

  • употребление одних местоимений вместо других, что приводит к неясности, двусмысленности: Петя уронил его шапку (вместо свою).

  • нарушение согласования в числе и роде при употреблении местоимений 3 лица вместо существительных: У коллектива класса много трудностей впереди. Им предстоит еще подготовиться к экзаменам (вместо ему).

  • неоднозначность при использовании личных местоимений 3 лица, которые в родительном падеже могут употребляться и в значении притяжательных: Ермолову иногда по силе темперамента сравнивали с Мочаловым, называя его дочерью (вместо ее).

  • при употреблении местоимений необходимо пояснить, что местоимение обычно заменяет ближайшее к нему существительное в форме того же рода и числа. Если не учитывать этого, возможны ошибки, подобные следующим: Зайцы сменили свои белые шубки для того, чтобы их не было видно (шубки? зайцы?)

ошибки в употреблении форм имен числительных

  1. ошибки при склонении числительных: С двести рублями; в тысячу девятьсот двадцать седьмом году.

  2. ошибки при употреблении собирательного числительного: Трое работниц не смогли выйти на работу (вместо три работницы).

ошибки в употреблении форм глагола

К наиболее распространенным ошибкам относится употребление диалектно-просторечных глагольных форм: Из норы вылазиют грызуны (вместо вылазят).


Диалектного же происхождения формы на –ся, отсутствующие в литературном языке: Мы игрались в лесу очень долго (вместо играли).

Некоторые возвратные глаголы ошибочно употребляются как невозвратные: Мама в тот день меня дожидала долго-долго и не дождала (вместо ждала).

Неверно употребляются и формы глаголов бежать, хотеть, ехать, жечь, печь, собираться и др.: Мама мне говорит «Едь, сынок, один в город» (вместо съезди).

К распространенным ошибкам относится и нарушение видовременных отношений глагольных форм: Мы смотрели телевизор и думаем о дискотеке (вместо смотрели и думали или смотрим и думаем).

Встречается и неправильное образование особых глагольных форм – причастий и деепричастий: играющиеся дети (вместо играющие); образование деепричастий от тех глаголов, от которых они не образуются: ждя, пиша, шья.

Синтаксические ошибки



Синтаксические ошибки – это нарушение правил построения предложений.

ошибки в построении простых предложений

1. Немотивированное дублирование местоимений, членов предложения (местоимение располагается сразу после имени существительного или отделено от подлежащего-существительного деепричастным оборотом): Некрасов, узнав о смерти Добролюбова, он посвятил ему стихотворение.

2. Необоснованный пропуск членов предложения: Стоят зеленые деревья, на них (кто?) весело поют песни.

3. Нарушение согласования между членами предложения:

а) отсутствие согласования в роде между подлежащим и сказуемым: Герману очень нравилось военная служба (вместо нравилась). Неправильное согласование в роде сказуемого с приложением или уточняющими словами: Роман «Мастер и Маргарита» стала моей любимой книгой (вместо стал). Вишневый сад, имение Раневских, должно пойти с молотка (вместо должен).


б) нарушение согласования в числе: глагол-сказуемое употребляется во множественном числе вместо единственного, когда подлежащее выражено существительным, обозначающим совокупность предметов: Крестьянство выступали против помещиков (вместо выступало).

в) неправильное согласование во множественном числе местоимения 3 лица с замещаемыми им существительными в единственном числе (обычно имеющими собирательное значение): Молодое поколение показало, что они достойная смена старой гвардии (вместо оно). Неверно употребляется и притяжательное местоимение – несогласованное определение во множественном числе вместо единственного числа, замещающее собирательное существительное: Чехов показывает мещанство с их мелкими интересами (вместо его).

г) приложения, заключенные в кавычки и употребляющиеся в литературном языке только в форме именительного падежа, неправильно согласуются в падеже с членами предложения, к которым они относятся: В повести «Тарасе Бульбе» Гоголь рассказывал о прошлом украинского народа (вместо «Тарас Бульба»).

д) ошибки в согласовании определений, выраженных причастными оборотами, стоящими после определяемого слова: По тропинкам, ведущих к озеру, шли люди (вместо ведущим).

4. Ошибки, заключающиеся в нарушении связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают: Встреча Печорина с Максимом Максимычем и его отъезд.

Неправильное употребление предлогов



Довольно часто встречаются ошибки на употребление предлогов из и с, в и на. В некоторых своих значениях эти предлоги образуют синонимичные конструкции: прийти из школы, прийти с почты, поехать в город, ехать на станцию. Он шел с товарищем со школы (вместо из).

Ошибочно употребляются другие предлоги: при вместо в, во время (Его эгоизм проявился при бое с фашистскими автоматчиками); от вместо у, с, из (От утра до вечера она делает журавликов); из-за вместо из, из-под (Из-за теплых краев прилетели пернатые друзья); через вместо из-за (Через шум мотора не было слышно крика детей).


Перед словами, начинающимися с гласных, предлог о должен выступать в варианте об: О этих людях…; и обратное явление: Он порвал об борт машины новую рубашку.

Неверное управление слов



Под влиянием предложного глагольного управления появляются предложные обороты вместо принятых в литературном языке беспредложных: Гоголь описывает о похождениях Чичикова (похождения). Есть случаи и беспредложного управления вместо предложного: Тихон находился в подчинении матери (у матери).

При предложном управлении управляемое слово ставится не в том падеже, который нужен: согласно приказа (приказу).

Наблюдается неправильное предложно-падежное управление: Кабаниха относилась с Катериной очень плохо (относилась к Катерине).

Нередки случаи, когда два или несколько однородных членов требуют различных форм управляемого слова, тогда как дается одна: Давыдов хотел вникнуть и познать все тайны Гремячего Лога (вникнуть во все тайны Гремячего Лога и познать их).

Иногда главное слово сочетается одновременно с управляемым существительным и примыкающим инфинитивом или придаточным предложением: Горький призывал на борьбу с «свинцовыми мерзостями» жизни и не мириться с ними (бороться с… и не мириться с…).


ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении

Они заключаются в разрыве (удаленности друг от друга) тесно связанных между собой слов: сказуемого и подлежащего, определения и определяемых слов, дополнения и слова, которое им управляет; в разрыве однородных членов предложения:

  1. Подлежащее или дополнение занимают место, не соответствующее общепринятому порядку слова: Светское общество показал в романе «Евгений Онегин» Пушкин.

  2. Определение в предложении занимает не свойственное ему место:

а) несогласованное определение отделено от определяемого слова другими членами: Детство прошло Онегина в Петербурге ( Детство Онегина прошло в Петербурге);


б) согласованное определение отделяется от определяемого слова другими членами предложения: Большие и красивые в центре города здания быстро вырастали (Большие и красивые здания быстро вырастали в центре города).


  1. Обстоятельство занимает в предложении место, не соответствующее общепринятому порядку слова: Всем классом ходили мы в лес за цветами весной (Весной всем классом мы ходили в лес за цветами).

  2. Неправильное расположение частиц: Детство их же такое серое (Детство их такое же серое).

  3. Ошибочное расположение предлогов: Через минут десять пришла учительница (Через десять минут пришла учительница).

  4. Неправильная расстановка частей составного союза: Разведчик поджег не только немецкий штаб, но и спас раненого офицера ( Разведчик не только поджег немецкий склад, но и спас раненого офицера).

Нарушение порядка слов в сложноподчиненном предложении наблюдается в случаях, когда:

а) в состав придаточного определительного вводится определяемое им существительное: Которые мальчики хорошо играли в волейбол, попали в сборную района (Мальчики, которые хорошо играли в волейбол, попали в сборную района).

б) постановка союзного слова который не соответствует общепринятому порядку слов: Он совершил проступок, впоследствии из-за которого пришлось много страдать (Он совершил проступок, из-за которого впоследствии пришлось много страдать).


ошибки в построении предложений с однородными членами

Такие ошибки встречаются, когда:

  1. в однородных составных сказуемых именная часть, выраженная прилагательными, ставится в творительном и именительном падежах: Гринев был честным, правдивым, но иногда доверчивый (доверчивым);
  2. именная часть однородных составных сказуемых выражается прилагательными (или причастиями) в полной и краткой форме: Петров груб и безвольный (безволен);


  3. употребляется при одном подлежащем два типа сказуемых – глагольное и именное: Давыдов любит людей, добр, справедлив ( Давыдов любит людей, он добр, справедлив);

  4. неправильно употребляется союз и, показывающий законченность перечисления (он ставится или перед последним однородным членом предложения, или перед каждым однородным членом): Шофер быстро вышел из машины и бросился в одежде в воду, спас мальчика (Шофер быстро вышел из машины, бросился в одежде в воду и спас мальчика);

  5. неоправданно используется парцелляция: К.Ф. Юон очень любит русскую природу. И описывает ее в своих картинах ( К.Ф. Юон очень любит русскую природу и описывает ее в своих картинах);

  6. устанавливаются отношения однородности между членами простого предложения и частями сложного: Партизан ждал темноты и когда все уснут (Партизан ждал, когда наступит темнота и все уснут).


ошибки в построении предложений с обособленными оборотами

  1. смешение действительных и страдательных причастий: В мастерскую привезли табуретки, делавшиеся столярами (сделанные);

  2. употребление причастного оборота вместо придаточного определительного предложения: Из этой книги мы узнали о тех ужасах, пережитых нашим народом в войне (Из этой книги мы узнали о тех ужасах, которые пережил наш народ в войне);

  3. причастный оборот занимает неправильное положение по отношению к определяемому слову: Он сделал очень много для своего народа, отдавший свою жизнь служению ему (Он, отдавший свою жизнь служению народу, сделал очень много для него);

  4. действия, выраженные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к разным лицам, предметам: Посмотрев фильм, писатель стал еще ближе мне и дороже. Глядя на такую несправедливость, у Радищева сердце обливается кровью;
  5. деепричастный оборот употребляется в безличных предложениях: Не окончив школы, Сергею пришлось работать ( Не окончив школы. Сергей пошел работать);


  6. деепричастие несовершенного вида употребляется для обозначения действия, совершающегося раньше основного действия: Попадая в ночлежку, Клещ мобилизует все силы, чтобы выбраться из нее (Попав в ночлежку, Клещ мобилизует все силы, чтобы выбраться из нее);

  7. соединение союзом деепричастного оборота со сказуемым: Он, вернувшись в Россию, и посвятил себя науке ( Вернувшись в Россию, он посвятил себя науке).


ошибки в употреблении прямой и косвенной речи

Обычно они проявляются:

  1. при смешении прямой и косвенной речи: Юрий сказал, что буду летчиком ( Юрий сказал, что будет летчиком).

Та же ошибка наблюдается при употреблении цитат в качестве придаточных изъяснительных предложений с личными (и притяжательными) местоимениями первого лица единственного и множественного числа и соответствующими глагольными формами: Татьяна говорит Онегину, что «Я вас люблю…» (Татьяна говорит Онегину, что она его любит);

  1. в избыточном употреблении союза что в косвенно-вопросительных предложениях: Судья спрашивал, что кто приказал остановить поезд (Судья спрашивал, кто приказал остановить поезд);

  2. в неуместном употреблении в косвенной речи частиц, обращений: Отец сказал нам, что ведь напрасно, ребята, идете на рыбалку: погода испортилась (Отец сказал нам, что напрасно мы идем на рыбалку: погода испортилась);

  3. при пропуске в косвенном вопросе частицы ли, выполняющей роль союза: Мы так и не знаем, все остались живы (Мы так и не знаем, все ли остались живы).


ошибки в построении сложносочиненных предложений

Такие ошибки встречаются:

  1. при неудачном соединении разнородных простых предложений в одно сложносочиненное: Базаров – лекарь, но он сильная и волевая натура;
  2. в употреблении противительных союзов вместо соединительного союза и: Наступила зима, но мы стали ходить на лыжах;


  3. при тавтологическом употреблении сочинительных союзов: Мы пошли без разрешения в лес, и мама очень расстроилась, и она за это нас сильно ругала.


ошибки в построении сложноподчиненных предложений

Они встречаются, когда:

  1. одновременно употребляются подчинительные и сочинительные союзы в сложноподчиненном предложении (один из этих союзов лишний): Когда ночь была спокойна, но люди не спали;

  2. употребляется лишний союз: У меня одно большое желание, чтобы быстрее стать полезным родине;

  3. употребляется лишнее придаточное предложение: Когда в солнечный день, то видно, как по небу плывут паутинки;

  4. в главном предложении отсутствует соотносительное (указательное) слово, к которому относится придаточное: Я люблю свою Родину, что мы живем под мирным небом (Люблю свою Родину за то, что мы живем под мирным небом);

  5. пропускается союз: Рассмотрим такие произведения, как «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», то мы увидим…;

  6. неправильно употребляются союзы и союзные слова: Мы пошли в ту сторону, где доносились звуки (откуда);

  7. неоправданно повторяется союз или союзное слово: Андрей сравнивает свою жизнь со старым дубом, который рос в лесу, по которому он ехал…;

  8. употребляются придаточные предложения без главных или неоконченных главных предложений: Когда вернулись партизаны, которых ждали наши разведчики;

  9. соединяется в одном предложении придаточное определительное и причастный оборот: Плюшкин жил в доме, имеющем запущенный вид и у которого почти все окна были забиты или закрыты ставнями.


Предлагаемые учебные задания по культуре речи помогут обучающимся в овладении нормами современного русского литературного языка и в совершенствовании культуры речи. Они помогут развить языковое чутье, расширить лексический запас, научат самостоятельно анализировать языковые явления, помогают усвоить лексические, грамматические нормы современного русского языка.



Тест 1. Исправьте лексические ошибки в предложениях.


  1. На одно мгновение мальчики забылись.

  2. Печорин обладает талантом творческого доверия.

  3. У Базарова нет сообщников.

  4. Павел видел в Саше соотечественника по борьбе.

  5. Грибоедов хорошо разбирает нам образ Чацкого.

  6. К Павлу стали обращаться с уважением.

  7. Перед нами возникает мещанская семья.

Тест 2. Исправьте недочеты в следующих предложениях.

  1. Пушкин выразил характеры людей того времени.

  2. Фонвизин изображает свои взгляды в критических статьях.

  3. Простакова груба со своими придворными.

  4. Узнав, что крепостница Палашка заболела, она приходит в ярость.

  5. Умственное ограничение Коробочки.

  6. Онегин вел паразитический образ жизни.

  7. Народ терпел двойственный гнет.

  8. Тургенев завоевал мировую признательность.


Тест 3. Найдите ошибки в предложениях. Исправьте их.

  1. Она поборола боязнь и страх.

  2. Манилов много думал и размышлял.

  3. Вскоре он воротился обратно.

  4. Она очень с великой любовью полюбила Бориса.

  5. Он негодовал от возмущения.

  6. Светило огненное, как огонь, солнце.

  7. Они проявили свою инициативу.


Тест 4. Найдите и исправьте ошибки в предложениях.

  1. Когда Игорь собирается в поход, то собираются и другие князья.

  2. Большую роль в показе образа князя Андрея играет показ его любви к Наташе.

  3. Даже среди выдающихся романов Гончарова «Обломов» занимает выдающееся место.

  4. Фамусов придерживается общественного мнения. Фамусов во всем придерживается старого.
  5. Подъезжая к усадьбе, он увидел развалившиеся ворота. Войдя в дом, Чичиков увидел человека, который возился с какими-то тряпками.



Тест 5. Найдите и исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов.

  1. Раненый только под утро вошел в себя.

  2. Он не пускал туман в глаза.

  3. А ведь тут и зарыт секрет самовоспитания в коллективе.

  4. Базаров работал не складая рук.

  5. Он не откладывал дела в длинный ящик.

  6. Прошел взад и вперед свою страну.


Тест 6. Исправьте ошибки в глагольно-именных сочетаниях.

Дать помощь, сделать впечатление, оказать вред, предпринять меры, сделать подвиг, дать предложение, оказать большую роль, уделить большое внимание, внести огромную роль в развитие литературы.


Тест 7. В приведенных предложениях найдите нарушения сочетаний слов. Исправьте ошибки.

  1. Пьеса «На дне» произвела большой резонанс на читателей.

  2. Молчалин поставил перед собой задачу составить карьеру.

  3. Постановка пьесы «На дне» заняла у зрителей большой успех.

  4. Фашисты расчесали лес.

  5. Ода «Вольность» оказала большое значение.


Тест 8. Найдите слова, не соответствующие описываемой в тексте эпохе. Подберите слова, отвечающие содержанию высказывания.

  1. Акакий Акакиевич работал в департаменте чиновником. Он получал нищенскую зарплату.

  2. Владимир уговорил Марью Гавриловну тайно расписаться.

  3. Базаров окончил вуз.

  4. Вронский записался на скачки, купил английскую лошадь и стал посещать занятия конно-спортивной секции.


Тест 9. Согласуйте прилагательные с существительными.

(Вареный) вермишель, (картофельный) пюре, (цветной) тюль, (разборчивый) подпись, (сладкий) какао, (долгий) путь, (заказной) бандероль, (новый) рояль, (серый) мышь, (мелкий) дробь, (новый) ателье, (мелкий) кафель.

Тест 10. Найдите ошибки в употреблении числительных. Запишите предложения в исправленном виде.


  1. Двое школьниц пошли на дежурство.

  2. Троих ведер воды хватило для поливки цветов.

  3. С пятидесятью учениками состоялась экскурсия в планетарий.

  4. Метель не утихала в течение троих суток.

  5. 89,5 процентов учеников 6 класса учатся на хорошо и отлично.


Тест 11. Исправьте ошибки в употреблении местоимений.

  1. Вася подарил Марусе куклу, но она скоро умерла, и пан Тыбурций отнес ее Васиному отцу.

  2. Герасим принес Муму чашечку молока, поставил ее на кровать, но она не умела петь.

  3. Отец Пети ушел на фронт, когда ему было три года.

  4. У нас есть озеро с островом. На острове растет жасмин. Летом мы купаемся в нем.


Тест 12. Перестройте предложения, избежав повторений местоимений.

  1. Меня окружили незнакомые мальчики и пригласили меня купаться.

  2. Эту книгу «Семнадцатилетние» я прочитал в этом году.

  3. Это самая интересная книга. В этой книге рассказывается о жизни выпускного 10 класса.

  4. Эту книгу мне подарила моя подруга. В этой книге автор рассказывает о первой тракторной бригаде.

  5. Я проснулся в 6 часов. Я быстро позавтракал и пошел школу. По дороге я встретил своего товарища.


Тест 13. Найдите ошибки и объясните их. Запишите предложения в исправленном виде.

  1. К сильному шуму, будившим нас, мы потом привыкли.

  2. По лесу, пронизанном первыми лучами солнца, приятно гулять.

  3. В густом тумане, закрывшему берег, мы узнавали друг друга только по голосам.

  4. По лесистым склонам, заросших кустарником, бродил скот.

  5. Соседняя деревня, окутанной синеватой мглой, была очень красивой.

  6. Густой туман, нахлынувшими волнами из ущелья, покрывал всю долину.

Тест 14. Употребите подходящие по смыслу предлоги в, на.


  1. В воскресенье мы ходили … концерт, а они … кино.

  2. У меня есть билеты … цирк … дневное представление.

  3. Сестра работает … заводе, брат … фабрике, мать … мастерской …

  4. Мой брат был … Украине, … Белоруссии, … Урале, … Крыму.


Тест 15. Найдите в тексте 11 стилистических ошибок, отредактируйте его, перепишите в исправленном виде.

В произведениях Пушкина и Лермонтова два главных героя играют важное значение в истории русской литературы. Прочитав их, нам стало понятно, как благодаря реакции, обрушившейся после разгрома декабрьского восстания декабристов и которая вынудила молодежь отказаться от активной политической деятельности, и они, чувствуя превосходство перед другими, стали эгоистами поневоле почти более сто пятьдесят лет назад.


Задание. Проверьте сочинение:


Первоначальный вариант

«Я вас любил …» (лирика любви А.С. Пушкина)


У каждого человека наверное есть книги, к которым хочется возвращаться вновь и вновь. Для меня таковыми являются томики стихов Пушкина. Как все, я в начале познакомилась с его сказками, потом в школе изучала его стихи Когда же в мою жизнь, вольно или невольно, стали вторгаться светлые чувства любви, я поняла, что так проникновенно мог писать о любви только, сам испытавший ее, человек.

Однако, в одной из книг о Пушкине я с удивлением прочла, что директор лицея, где он учился, отзывался о нем, как о человеке, «оскверненном всеми эротическими произведениями французской литературы». Дотошные литературоведы посчитали, что он посвящал свои стихи сто тридцати семи женщинам, и многие из них любили поэта. Они только не понимают, что гению позволено, порою, больше, чем другим, что без вдохновения, которое вызвано любовью не возможны прекрасные произведения о любви. Они возникают от того, что поэт влюблен и хочет выразить и высказать свои чувства.

Но самое для меня дорогое и ценное не в том, что у поэта было много увлечений, а в том, что, после женитьбы на Наталье, Пушкин любил уже только ее и посвещал свои стихи только жене:


«Нет, нет, не должен я, не смею, не могу

Волнениям любви безумно придаваться;

Спокойствие мое я строго берегу,

И сердцу не даю пылать и забываться…»

Трудно быть женой гения, если ты при том молода и красива. В их семейной жизни было всякое: радости, высокая любовь, четверо детей, но были, конечно и недомолвки, ссоры. А еще разлуки. Но как не трудно приходилось им, ничто не могло омрачить их искренней любви. Не любить Наталью Николаевну сердце Пушкина не могло, поэтому и решился Пушкин на поединок с Дантесом вступился за честь жены и его собственную честь. Два дня борясь со смертью после роковой дуэли, ему не легко было думать о том, что он оставил семью без средств. Но может быть, он вспоминал свои строчки, отнеся их теперь, к Наталье:

«Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.»

Листая стихи поэта, мне думается, какие удивительные люди жили, и как они умели любить. Встречу ли я в жизни что нибудь похожее?


Проверенный вариант

«Я вас любил …» (лирика любви А.С. Пушкина)


У каждого человека,_ наверное,_ есть книги, к которым хочется возвращаться вновь и вновь. Для меня такими являются томики стихов Пушкина. Как все, я вначале познакомилась с его сказками, потом в школе изучала его стихи. Когда же в мою жизнь_ вошла любовь, я поняла, что так проникновенно мог писать об этом только человек, сам испытавший настоящее чувство.

Однако _в одной из книг о Пушкине я с удивлением прочла, что директор лицея, где учился поэт, отзывался о нем_ как о человеке, «оскверненном всеми эротическими произведениями французской литературы». Дотошные литературоведы посчитали, что Пушкин посвящал стихи ста тридцати семи женщинам_ и многие из них любили поэта. Я думаю, что гению позволено_ порою_ больше, чем другим, потому что без вдохновения, рожденного любовью,_невозможны_ прекрасные произведения, возникающие именно оттого, что поэт хочет выразить свое чувство.


Но, на мой взгляд, интересно не то, что у Пушкина было много увлечений, а то, что_ после женитьбы на Наталье Николаевне _он любил уже только ее и посвящал свои стихи только ей:

Нет, нет, не должен я, не смею, не могу

Волнениям любви безумно предаваться,

Спокойствие мое я строго берегу

И сердцу не даю пылать и забываться…

Трудно быть женой гения, если ты молода и притом красива. В семейной жизни Пушкиных было всякое: радости и горести, праздники и будни, рождение четырех детей; были, конечно, и недомолвки, и ссоры. А еще - разлуки. Но как ни трудно приходилось,_ ничто не могло омрачить их искренней взаимной любви. Именно из любви к Наталье Николаевне Пушкин решился на поединок с Дантесом - вступился за честь жены и свою собственную. После роковой дуэли поэт два дня боролся со смертью. Возможно, он думал о том, что оставляет семью без средств,_ а может быть, вспоминал свои строчки, относя их теперь_ к Наталье Николаевне:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Читая стихи Пушкина, я думаю о том, какие удивительные люди жили раньше, как они умели любить! Встречу ли я в жизни что-нибудь подобное?

ПРИМЕЧАНИЕ: содержание сочинений не редактируется.


В заключение несколько советов по проверке письменной работы.

Читайте работу по крайней мере трижды. Первый раз обращайте внимание на содержание, логику, аргументацию вашей мысли. Уже при первом чтении редактируйте речевую избыточность, длинноты, повторы.

Второе чтение – это кропотливая черновая работа над орфографией, пунктуацией, культурой речи. И третье чтение – шлифовочное. Только после этого можно переписывать работу.

Да! Не забудьте еще раз прочитать ее перед тем, как сдавать: при переписывании уставшая рука может допустить механические ошибки.

Запомнили? Что же, удачи вам!