litceysel.ru
добавить свой файл
1
Лекция

«Искусство жить достойно»

Предлагаю Вашему вниманию лекцию «Искусство жить
достойно».

Древние источники передают рассказ о нетерпеливом и любопытствующем молодом человеке, который ходил к разным просвещённым людям и просил их изложить содержание священных книг столь сжато, чтобы эту мудрость можно было почерпнуть, стоя на одной ноге. Наконец он пришёл с этой просьбой к знаменитому учителю законов Хилоу. Тот улыбнулся и ответил: «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе». Это изречение называют «золотым правилом нравственности». Оно известно с середины 1 тысячелетия до нашей эры. Появилось оно в разных культурах: древнекитайской (Конфуций), древнеиндийской (Будда), древнегреческой (семь мудрецов).


  • «Золотое правило» определяет мораль как:

  • господство разума над аффектами;

  • стремление к высшему благу;

  • добрую волю, бескорыстие мотивов;

  • способность жить в человеческом обществе;

  • взаимность отношений;

  • добродетель.

Своё название «золотого» это правило получило в западноевропейской духовной традиции. В Евангелии от Матфея сказано: «И так во всём, как вы
хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»
(МФ.,
7:12)

Совесть, благородство, достоинство… Такие привычные и знакомые слова. Они звучат с экранов телевизоров и просто на улице. Встречаются на страницах газет и в сочинениях школьников. Употребляя их в разговоре, мы, может быть, и не задумываемся, что существование тих слов — основа человеческого бытия. Это наследство, переданное нам через века.

Сегодня молодые люди часто стали задумываться: в чём самая большая цель в жизни? Ответом на этот вопрос могут послужить слова академика Дмитрий Сергеевич Лихачёва, известнейшего учёного, считавшего, что самая главная цель человека — увеличивать добро в окружающем мире.


Основа определения добра и зла в мире находится в нас самих. Бесспорно, всё начинается с человека. Нельзя стать автоматически злым или добрым. Такими нас делают наши поступки, наше отношение к миру, к окружающим нас людям.
Совесть, благородство, достоинство… С умения видеть его в людях начинается великое искусство общения с людьми. Когда-то, стоя на мраморных ступенях Академии,
Платон беседовал с учениками. Указывая на проходившего мимо горожанина, он спросил своих учеников: «Что вы можете сказать о нём?» Первый ученик ответил: «Я не могу сказать о нём ничего хорошего, я не знаю его». Второй ученик сказал: «Я не могу сказать о нём ничего плохого, не знаю его». Первого ученика впоследствии Платон изгнал из Академии, из второго воспитал Аристотеля. Об умении видеть в людях хорошее пишет, словно вторя Платону, Расул Гамзатов:

«Вот человек, что скажешь ты о нём?»Ответил друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком, Что про него хорошего я знаю?»

«Вот человек, что скажешь ты о нём?» - Спросил я у товарища другого, -

«Я с этим человеком не знаком, Что я могу о нём сказать плохого?»

Эти примеры свидетельствуют о том, что в людях, с которыми сталкивает судьба, нужно пытаться находить хорошие качества, которые есть у всех. Таким образом, уважительное отношение к ближнему - это не наша заслуга или право - это наша обязанность. Исполняя эту обязанность, мы не подтверждаем своё превосходство над другими людьми, а лишь проявляем свою человеческую сущность. Кто не уважает достоинства других людей, тот сам не достоин уважения.

Люди приходят в этот мир, чтобы выполнить своё предназначение, пройти свой жизненный путь, преодолеть свои испытания, реализовать свои, присущие только ему одному, природные способности. Выполнить, не ожидая похвалы, благодарности. Видимо, осознание сделанного добра высшая награда для человека. Суть бескорыстного, доброго отношения к человеку хорошо выразил римский философ Марк Аврелий : «Когда ты сделал кому-то добро и это добро принесло плод, зачем ты, как безрассудный, домогаешься ещё похвалы и награды за своё доброе дело?»


Примером бескорыстного служения людям может служить Илья Ильич Мечников. Биолог, он искал средство борьбы со смертоносной болезнью - холерой. И нашёл его. Но требовалось проверить препарат на живом человеке. Учёный привил холеру...самому себе.

Какие поступки признаются за «доброе дело» в нашей стране сегодня? Принято ли у нас делать добрые дела? Социолог Фонда «Общественное мнение» Елена Вовк отмечает, что, судя по ответам участников опроса, добрые дела — не редкость: только 6% опрошенных заявили, что по отношению к ним никто никогда не совершал добрых поступков. В большинстве своём люди говорят «о добром деле» как о поступке по отношению к чужому, иногда - совсем незнакомому человеку. Отвечая на закрытый вопрос: «Одни считают, что добрые дела делают особенные люди. другие считают, что добрые дела может делать любой человек. С каким мнением вы согласны?», 84% солидаризировались со вторым мнением. Примерами добрых дел россияне называют помощь нуждающимся, пожилым людям, детдомам, сбор средств на лечение больных, усыновление детей, благотворительность, меценатство. Кстати, среди участников опроса преобладает мнение, что негоже рассказывать другим о своих добрых делах.

В то же время многие участники опроса воспринимают окружающий мир как озлобленный. И это заставляет всех нас прислушаться к предостережению и призыву великого русского немца Фёдора Петровича Газа, который все свои средства отдавал бедным: «Спешите делать добро»

Да, нужно спешить, потому что жизнь человеческая очень коротка и невозможно ни приостановить бег времени, ни вернуть минувших лет. Спешить нужно ещё и потому, что вокруг накопилось очень много зла, несправедливости, страха, ненависти, отчаяния, которые отравляют жизнь. Доброта, милосердие, сострадание, щедрость, служение другим дадут нам возможность и силы пройти свой жизненный путь с достоинством и честью.

История даёт нам примеры служения УЧИТЕЛЯ своему делу. Учитель и его ученик. Аристотель и Александр Македонский, Сенека и Нерон, Христос и Иуда, Януш Корчак и его воспитанники. Почему учительское служение привело Сенеку к чаше с ядом, Христа - на голгофу, Корчака - в газовую камеру? Ответом на этот вопрос могут быть слова Сенеки: «В душе любого человека заложены начала гордости, чести, мужества, великодушия» и слова Христоса: «В усердии не ослабевайте, духом пламенейте».


Своим духовным наставником, примером учительского служения я считаю учителя 19 века Александровича Рачинского. Он был профессором Московского университета. В 1782 году на пике своей научной карьеры он покидает университет и переезжает в своё поместье, где становится простым сельским учителем. Что привело его к детям? Трудно сказать, однако если бы Сергей Александрович не принял такого решения, Россия потеряла бы в его лице великого педагога и неизвестно, как бы сложилась судьба многих его воспитанников.

Учеником из самой бедной семьи в школе Рачинского был Николай Петрович Богданов-Бельский, который впоследствии станет известным академиком живописи, автором картины «Устный счёт в народной школе». Многие воспитанники Рачинского закончили педагогические училища, семинарии и стали народными учителями, такими, как Сергей Александрович.

Обстоятельства жизни сложились так, что мне пришлось переехать из Новосибирска, в маленький посёлок Колмогоры и прийти работать в обычную общеобразовательную школу. Моя мечта - стать для моих учеников таким же примером служения делу, как те великие люди, о которых было сказано в лекции. Листая, перечитывая страницы истории, я снова и снова вдумываюсь в слова поучения Владимира Мономаха: «Что имеете хорошего, то не забывайте, и чего не умеете, тому учитесь. Не ленитесь ни на что хорошее. Постарайтесь на всякие добрые дела».

До седин людям свойственно стремиться к самосовершенствованию. Чем больше человек об этом задумывается и работает над собой, тем богаче становится его духовный мир, тем добрее и красивее его поступки. Так было, есть и, наверное, будет всегда. На нас смотрят наши дети. Глядя на нас, они рисуют узор своей жизни. Возьмём их в руки свои, поможем выбрать нужный карандаш, будем с ними рядом. Потому что этот урок «рисования» гораздо важнее прочих, потому что он учит главному - быть человеком!

А ты?

Входя в дома любые –

И в серые,


И в голубые,

Входя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос, даря ответ,

Скажи:

Какой ты след оставишь?

След,

Что вытерли паркет

И посмотрели косо вслед

Или

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

Л. Мартынов