litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3


Лекция №1 Роли руководителей управления.

Организациягруппа людей, работающих вместе и преследующих общую цель; чтобы координировать, согласовывать, направлять деятельность людей на достижение поставленных целей, необходима функция руководства, которую реализует менеджер.

Менеджер – специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования предприятия.

Вся управленческая работа в организации может быть разделена:


  • по вертикали (вертикальное разделение управленческого труда, которое построено на выделении трех уровней в правлении – высшее, среднее, низовое звено);

  • по горизонтали (горизонтальное разделение управленческого труда, на каждом уровне управления предусматривается определенный объем работ по функциям управления; происходит расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений).

Вне зависимости от количества уровней управления всех руководителей можно условно представить:

Функциональные уровни менеджмента в организационной иерархии.

Уровни

Роли руководителей управления

Типичные должности

  1. Высшее звено

Главный руководитель лидер.

Самая малочисленная (элитная) часть руководителей. Принятие важнейших решений для организации в целом; обще – стратегическое руководство организации и ее функциональными и производственными комплексами; влияет на облик организации; связь с внешними юридическими лицами; представительство в других организациях; обязанности правового и социального характера.


Президент; вице-президент; председатель правления; члены совета директоров; глава исполнительной власти; генеральный директор; его заместители; ректор; проректор.

  1. Среднее звено

Руководители по функциям и проектам.

Связывают работу руководителей высшего и низового звена; подготовка информации для решений, принимаемых на высшем уровне, и передают эти решения в виде конкретных заданий руководителям, который находятся в низовом звене; характер труда определяется содержанием работы вверенного им подразделения; в больших организациях с шестью и более уровнями управления в рамках среднего звена происходит разделение на два уровня: верхний уровень среднего звена, низший уровень среднего звена.

Главный экономист; главный технолог; главный бухгалтер; главный конструктор и т.д. – верхний уровень среднего звена.

Начальник плановой экономической службы, начальник конструкторского отдела и т.д. – низший уровень среднего звена.

Декан факультета; начальник цеха; директор филиалы – крупные предприятия.

  1. Весовое звено

Младшие начальники, операционные руководители; уровень находится непосредственно над не управленческом персоналом и соприкасается с ним (продавцы, снабженцы, служащие, квалифицированные/неквалифицированные рабочие и т.д.); контроль за выполнением производственных заданий, выдача заданий, устранение нарушений.

Мастер; старший мастер; мастер смены; начальник участка; прораб; зав. кафедрой; старшая медицинская сестра.


Кроме деления руководителей на три звена существует другая градация с точки зрения функций, выполняемых в организации (градация социолога Т.Парсонса).


Звенья:

Высшее



Среднее



Низовое









Уровни:

Институциональный – руководители заняты разработкой перспективных планов, формированием целей организации; связь с внешней средой; адаптация организации к переменам.

Управленческий – руководители заняты управлением и координации внутри организации; согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия всех подразделений организации.

Технический – ежедневные операции и действия руководителей необходимы для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве, товаров (услуг).


Специфические особенности управленческого труда:


  1. Он представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов деятельности:

  • Организационно – административной и воспитательной;

  • Аналитической и конструктивной;

  • Информационно – технической;

  1. Участвует в создании материальных благ (оказание услуг опосредовано, т.е. через труд других работников);

  2. Предмет труда – информация;

  3. Средства труда, организационно – вычислительная техника;

  4. Результат труда – управленческое решение.

Рассмотрим модель эффективного менеджера высшего звена:

Сферы компетентности:

Характеристики:

  1. Системное мышление

Виденье будущего; управление по целям; формирование союзов; лидерство.

  1. Решение проблем

Анализ информации; формирование альтернатив; концептуальная гибкость; принятие решения.

  1. Межличностные отношения

Умение слушать; понимание реакции окружающих; гибкость поведения; помощь подчиненных в профессиональном развитии.

  1. Оперативная эффективность

Инициативность; оперативный контроль; делегирование полномочий; умение сосредоточиться.


  1. Влияние на людей

Устная презентация; уверенность в себе; умение убеждать; разработка плана действий.

  1. Личные качества

Энергичность; сопротивление стрессам; мотивация на качественную работу; способность учиться.

  1. Управление с учетом среды

Осознание внешней среды; понимание политических факторов; честность и этика; осознание своей роли.



Понятия:

Пояснение, источник:

Менеджер

  • ВикипедиЯ (свободная энциклопедия)

Менеджер современности - в последнее время менеджерами называют абсолютно любую офисную единицу, пусть даже такая единица выполняет обслуживающие функции. Во многих автосалонах, магазинах белья и дешевых китайских часов, менеджерами называют обычных продавцов, тем самым унижая значение этой профессии. Так, например, в Южной Корее и Японии, сотрудник должен проработать в компании 10 — 15 лет на самых разнообразных, часто не высоких должностях, что бы дослужиться до должности менеджера. Таким образом, можно констатировать, что в нашей стране слово «менеджер» применяется совершенно не к месту, и носит характер китча. Так в Советском Союзе должности «менеджер» соответствовало вполне русское слово «начальник»


  • Словарь бизнес - терминов

Менеджер (англ. manager – управлять) - наемный управляющий компанией, фирмой, банком, структурным подразделением, направлением, обладающий в пределах своей компетенции, исполнительной властью. Менеджер занимается планированием, организацией, управлением и контролированием в компании или подразделении.

  • Юридический словарь

Менеджер - управляющий в коммерческой организации.

  • Современная энциклопедия

Менеджер - наемный профессиональный управляющий (руководитель предприятия, фирмы, организации и др.); специалист по управлению.

  • Финансовый словарь

Менеджер - управляющий компанией, банком, финансовым учреждением, их структурными подразделениями; профессионал своего дела, наделенный исполнительной властью.

Предприниматель

  • ВикипедиЯ (свободная энциклопедия)

Предприниматель (также бизнес - персона, бизнесмен или бизнес - вумен) — в современном значении, любой человек, лично осуществляющий хозяйственную деятельность и вступающий в рыночные отношения с другими хозяйствующими субъектами исключительно по своей воле.

  • Словарь терминов антикризисного управления

Предприниматель - человек, который идет на риск.

  • Юридический словарь

Индивидуальный предприниматель - физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.


Управление

  • ВикипедиЯ (свободная энциклопедия)

Управлениедействие субъекта, направленное на себя или на внешние, по отношению к себе, объекты, субъекты с целью их преобразования или изменения их свойств, по заранее продуманному плану по достижению желаемой цели.

  • Современная энциклопедия

Управление - это функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.




Руководство

  • ВикипедиЯ (свободная энциклопедия)

Руководство:

  • Управление - работа по направлению действий подчинённых.

  • Начальство - группа руководящих работников одного предприятия или организации.

  • Лидерство - руководящая роль.

  • Инструкция (техническое руководство) - текст, помогающий ознакомиться с методами работы в данном месте или с данным устройством.

  • Виртуальное руководство (3D-паблишинг) - содержит трехмерные графические изображения деталей и агрегатов, и показывает технические процедуры их сборки, техобслуживания и ремонта.
  • Словарь терминов антикризисного управления


Руководство организации - способность оказывать влияние.

  • Толковый словарь Ушакова

Руководство - действие по гл. руководить, деятельность руководителя.

Руководство - то, что руководит, чем нужно или можно руководиться.

Руководство – это руководители, коллектив, руководящий чем-нибудь.

Руководитель

  • ВикипедиЯ (свободная энциклопедия)

Руководитель/директор (англ. direct — «направлять») - управляющий, руководитель компании, предприятия. Традиционно директор — высшая должность в предприятии, наделённая полномочиями выбора стратегии развития компании, работы с кадрами, отладкой финансовых потоков предприятия. Однако при ряде условий в некоторых организациях должность директора может быть формальной или отсутствовать вообще.

  • Финансовый словарь

Руководитель предприятия - по законодательству РФ, это возглавляющее предприятие должностное лицо, которое без доверенности действует от имени предприятия, представляет его интересы, распоряжается имуществом предприятия, заключает договоры, в т.ч. рудовые, выдает доверенности, открывает в банках расчетный и другие счета, пользуется правом распоряжения средствами, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия.

  • Экономический словарь

Руководитель – это тот, который заботится в первую очередь о людях и повышает производительность труда путем совершенствования человеческих отношений, умеющий убедить подчиненных в необходимости и целесообразности эффективного труда.




Лекция №2 Основы методологии менеджмента

  1. Понятие, принципы и законы менеджмента.

  2. Развитие теории и практики менеджмента в XX веке.

  3. Менеджер: его место и роль в организации.

  1. Понятие, принципы и законы менеджмента.

Менеджмент – особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:

  • Рыночные механизмы развития экономики (наличие конкуренции, свобода предпринимательства, свободное ценообразование);

  • Гибкость и адаптация в поведении организации на рынке;

Три принципиальных инструмента управления:

  1. Иерархия (наличие организационной структуры);

  2. Культура (методы, шаблоны поведения);

  3. Рынок (отношение, которые основаны на спросе и предложении).

В управлении и менеджменте используются следующие понятия:

Объект управления – часть окружающей среды, персонал фирмы, на который направлены конкретные управленческие процессы (предприятие, технологии, качество выпускаемой продукции, коллектив, группа лиц или отдельная личность).

Субъект – руководитель, группа лиц, подразделения, организация.

Наличие связей: прямые (команда, поступающая от субъекта к объекту) и обратная (информация, поступающая от объекта к субъекта об исполнении команды и состоянии объекта управления).

Предприятие, организация (социально – экономическая система управления):

  • внутренняя среда организации (цели, задачи; структура управления; люди/персонал; технологии и т.д.);
  • внешняя/окружающая среда (поставщики ресурсов; покупатели продукции/услуги; конкуренты; законодательные органы; политическая стабильность, НТП и т.д.);




Система управления:




Поставщики




Покупатели

Управляемая система (субъект управления)

прямые связи обратные

Управляющая система (объект управления)




Внешняя среда



Социальные системы управления рассматриваются на различных уровнях:

  • Макро уровни – национальная экономика в целом;

  • Региональный уровень – хозяйство субъекта РФ;

  • Микро уровень – организация, предприятие, фирма.

Любая управленческая деятельность осуществляется в рамках объективных законах. Законы менеджмента:

  1. Синергия;

  2. Закон информированности и упорядоченности;

  3. Закон развития;

  4. Закон композиции (стремление организации к объединению с другими системами);

  5. Закон единства и целостности системы управления;
  6. Закон соотносительности управляющих и управляемых подсистем (функционирование и структурное соответствие уровням, задачам и целям развития) и т.д.


Принципы менеджмента – основные требованья, предъявляемые к системе и организации управления:

  • Принцип целенаправленности управления (управление людьми всегда имеет какую-то определенную цель, которую необходимо достичь);

  • Принцип иерархичности (отражает вертикальное разделение управленческого труда);

  • Принцип дисциплины (получив указание, необходимо его выполнить);

  • Принцип ответственности (наказание работнику за не выполнение указания);

  • Принцип компетентности;

  • Принцип стимулирования (вознаграждение за полученный результат) и т.д.

Методы менеджмента – совокупность приемов, способов, воздействия на объект управления для достижения поставленных целей:

  1. Организационно – административные – основаны на прямых директивных указаниях (приказ, распоряжение); регулируются правовыми аспектами трудового законодательства; предусматривают защиту прав и интересов в соответствии с законами РФ. В организации три формы проявления этих методов:

  • Обязательное предписание (приказ, запрет);

  • Согласительные (консультация, компромисс);

  • Рекомендательные пожелания (совет, разъяснение, общение, предложение).

  1. Экономические – обусловлены экономическими стимулами; предполагают разработку общих планово – экономических показателей и средств их достижения (создать условия для самостоятельной деятельности).

  2. Социально – психологические – применяются с целью повышения социальной активности сотрудников.

  1. Развитие теории и практики менеджмента в XX веке.

Вклад в современную науку менеджмента различных школ и подходов.

Периоды, годы


Научные школы и подходы

Главные проблемы предприятия

Ключевые решения менеджмента

Принципы управления

Начало 20го века – 20е годы.

Научные и административные школы.

Эффективное функционирование крупной организации.

Интенсификация; формирование иерархических структур менеджмента.

Нормирование труда; научный отбор и обучение персонала; функциональная специализация.

30е – 50е годы 20го века.

Школы человеческих отношений и поведенческих наук.

Максимизация выпуска продукции и эффективности.

Мероприятия по увеличению производительности труда через удовлетворенность работников.

Работник – ценный ресурс; мотивационное управление.

50е – 60е года 20го века.

Школа количественного подхода.

Оценка рациональности решения.

Рациональное распределение ресурсов.

Применение методов количественных измерений; моделирование – основа исследования операций.

50е – 60е года 20го века.

Процессный подход.


Усиление управленческого контроля над всеми параметрами бизнеса.

Проектирование процессов, обеспечивающих дополнительную ценность.

Взаимосвязь и взаимозависимость элементов управленческого процесса; каждый элемент процесса сам одновременно является процессом; связующие процессы: коммуникации, принятие решения.

50е – конец 60х годов.

Системный

-

Построение систем.

Целостность, эмерджентность и другие системные принципы.

70е года 20го века.

Системный.

Адаптация к внешней среде.

Стратегическое планирование.

Предприятие – открытая социально – экономическая система; принцип «черного ящика»; принцип обратной связи.

1971 – 1980 гг.

Ситуационный.

Успешное конкурентное позиционирование на рынках.

Стратегическое управление.

Ориентация на запросы потребителей и человеческий фактор.

1981 – 1985 гг.

Ситуационный.

Эффективная реализация намеченных целей.

Формирование культуры организации.


Совместимость стратегии и культуры.

1986 – 1990е гг.

Ситуационный.

Проблемы гибкости и адаптивности к растущим и ускоряющимся изменениям.

Инновационный менеджмент.

Обновление продукции; смена технологий; развитие организационного потенциала.

1990е – сегодняшний день.

Новые подходы с использованием теории хаоса, управления по слабым сигналам и т.д.

Максимальное использование всех возможностей менеджмента.

Управление средой; самообучающаяся организация.

Осмысление систем; лидерство; групповое обучение; индивидуальное мастерство.



  1. Менеджер: его место и роль в организации.

Жизненный цикл организации (ЖЦО).

Рост организации на рынке сопровождается изменениями организационных состояний – стадиями ЖЦО.

Рассмотрим модели ЖЦО предложенные:

  1. Л. Грейнер – функционирование (жизнеспособность) организации представляет собой последовательность сменяющих друг друга этапов, имеющих определенные характеристики.





размер




4



5










большая

малая



2


1

3
















молодая




зрелая




возраст






  1. Кризис лидерства

  2. Кризис автономии.

  3. Кризис контроля.

  4. Кризис границ.

  5. Кризис доверия.

Характеристика этапов развития организации.

Циклы организационного развития

Характеристика

Проблемные области

1. Развитие, основанное на творчестве

Концентрация усилий на развитие технологии бизнеса и рынка. Ожидание вознаграждения в будущем. Маркетинговые исследования, неформальная организационная структура. Для роста необходимы специальные знания, которыми организация не обладает. Основатель бизнеса не справляется с проблемой роста.


Куда вести организацию, кто это будет делать.

2. Развитие, основанное на руководстве.

Построение формальных, управленческих систем: организационная структура, системы отчетности и контроля, стандартизация, процедур, правил, профессиональный менеджмент. Развитие управленческих кадров. Успех ведет к кризису управляемости (автономии).

Различное понимание необходимой и достаточной свободы разных уровней управления.

3. Развитие, основанное на делегировании

Делегирование полномочий, создание центров прибыли. Система мотивации основана на результатах работы. Успех ведет к частичной потери контроля.

Осознание потери контроля высшего руководства над организацией в целом.

4. Развитие, основанное на координации.

Жесткий контроль из центра за распределением стратегических ресурсов.

Противостояние штаб-квартиры и функциональных подразделений.

5. Развитие, основанное на сотрудничестве.

Внимание к организационной культуре. Создание команды единомышленников.

Усталость от работы в единой команде.



  1. И. Адизес, существуют нормальные и патологические проблемы на каждой стадии развития организации.




размер
















большая

малая



2

1

3



4













молодая

зрелая




возраст









  1. Создание

  2. Рост

  3. Зрелость

  4. Упадок

Базовые стадии развития организации.

Стадии ЖЦО


Особенности целевой ориентации

Ключевые факторы развития


1. Создание

Уточнение представления о клиенте, его специфических потребностях

Предпринимательство: нечеткие цели, высокие творческие возможности.

2. Рост

Расширение круга потребителей. Закрепление своего неповторимого имиджа.

Коллективность, высокие обязательства, неформальное общение и структура

3. Зрелость

Закрепление завоеванных позиций, решение возникающих внутренних проблем

Формализация: стабильная комплексная структура, формализация правил, упор на эффективность, децентрализация, дифференцированные рынки.

4. Упадок

Поиск пути выхода из критической ситуации.

Спад, уменьшение спроса на продукцию, усиление конкуренцию, снижение эффективности, конфликты, текучесть кадров и т.д.



следующая страница >>