litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3

17.03.2010

Лекция №3 Организация как объект управления

Организация – сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общих целей.

Для организации характерны следующие черты:


  • цель;

  • обособленность;

  • комплексность;

  • формализация;

  • соотношение централизации и децентрализации;

  • организационная культура.

Внутренняя среда организации – ее организационное строение и ситуационные факторы внутри ее.

Условно все задачи, которые стоят перед руководителем, можно разделить на три категории:

  1. Работа с людьми;

  2. Работа с предметами;

  3. Работа с информацией.


Структура управления – взаимоотношение уровней управления, логически выстраивается исходя из целей организации.


Направление для анализа:

  1. Объем, структура, темпы производства; уровень запасов; система контроля, эффективность;

  2. Персонал – структура, потенциал, производительность труда, квалификация, текучесть кадров, занятость;

  3. Организация управления – организационная структура; система управления; способность и квалификация высшего руководства; коммуникации; престиж и имидж организации;

  4. Маркетинг – доля на рынке, стимулирование сбыта, реклама, ценообразование и т.д.;

  5. Финансовый учет – финансовая устойчивость, платежеспособность, ликвидность, прибыльность, рентабельность, учет издержек и т.д.



Внешняя среда организации – факторы, находящиеся вне организации, способствуют или препятствуют ее функционированию.

Внешняя среда подразделяется на:

  1. Факторы прямого воздействия


Прямое воздействие – факторы, которые оказывать влияние непосредственно на деятельность организации.

  1. Факторы косвенного воздействия

Косвенное воздействие – факторы, которые могут не оказывать прямого воздействия на организацию, но сказываться на ее функционировании.

Свойства внешней среды.

  1. Взаимосвязанность;

  2. Сложность;

  3. Подвижность;

  4. Неопределенность;



Внешняя среда, влияющая на предприятие, может быть разделена на категории:

  1. Политические и юридические факторы – факторы законодательного и государственного характера – изменения в налоговом законодательстве; расстановка политических сил; отношения между деловыми кругами и Правительством; требования по охране окружающей среды; денежно-кредитная система;

  2. Экономические факторы – темпы экономического роста; курсы обмена валют; занятость населения; уровень потребления;

  3. Социальные, культурные, демографические и географические факторы – формируют стиль работы, жизни, потребления. Например, уровень рождаемости/смертности; интенсивность эмиграции/иммиграции; уровень жизни населения; отношение к предпринимательству; стиль жизни;

  4. Технологические факторы – темпы технических изменений.



Организация, как объект управления, может быть описана с помощью ряда параметров.



Параметр описания

Характеристика

1. Название, местоположение

Официальное наименование, адресные данные


2. Назначение

Цели, виды продукции (услуг)

3. Отраслевая принадлежность

Выделяется отрасль, которой принадлежит основная технология

4. Правовая форма, вид собственности

В соответствии с ГК и Законами РФ

5.История создания и функционирования

Основные этапы развития, определяющие современное состояние организации

6.Ресурсы

Основные виды, размеры

7. Организационная структура

Состав подсистем, горизонтальное и вертикальное разделение труда

8. Факторы внутренней и внешней среды

Уровни управления и элементы

9. Организационная культура

Ценности, разделяемые всеми членами организации

10. Руководство

Стиль управления, источники власти, полномочия



Множественность признаков описания организации предопределяет и множественность признаков классификации :

Признаки классификации


Типы организаций

Характерные черты и свойства

1. Формальность

1.1 Формальный тип

Четко поставленные цели, наличие границ, формальные правила, структура, связи

1.2 Неформальный тип

Без четко определенных целей, правил, структур. Принцип объединения, общность взглядов, интересов, ценностей

2. Форма собственности

2.1 Частный тип

В соответствии с ГК РФ

2.2 Муниципальный тип

2.3 Государственный тип

2.4 Иной тип

3. Организационно-правовая форма

3.1 Товарищество

В соответствии с ГК РФ и Законами РФ

3.2 АО

3.3 Кооператив и т.д.

4. Отношение к прибыли

4.1 Коммерческий тип

Прибыль – основная цель деятельности

4.2 Некоммерческий тип

Реализация социальных целей


5. Размер организации

5.1 Малые

Численностью менее 100 чел.

5.2 Средние

От 100 до 300 чел.

5.3 Крупные

Свыше 300 чел.

6. Характер взаимодействия организации с внешней средой

6.1 Механический тип (иерархический)

Бюрократические принципы: формальные отношения, работа по правилам, четкие права и ответственность и т.д.

6.2 Органический тип

Связь с внешней средой, размытость уровней управления, неформальные отношения, групповая и индивидуальная ответственность каждого работника за общий результат

7. Характер взаимодействия подразделений

7.1 Линейный тип

Смотри лекцию «Структурные взаимосвязи»

7.2 Линейно – штабный тип

7.3 Функциональный тип

7.4 Линейно – функциональный тип

7.5 Дивизиональный тип

7.6 Матричный тип

8. Характер взаимодействия организации и человека


8.1 Корпоративный тип

Максимальная централизация, авторитарность руководства; замкнутая группа людей с ограниченным доступом

8.2 Индивидуалистический тип

Открытое свободное добровольное объединение людей, принцип увязки «интересов всех»; эффективность определяется степенью удовлетворенности каждой отдельной личности

9. Вовлеченность в процесс принятия решений

9.1 Традиционный тип

Руководитель принимает решения, подчиненный его выполняет

9.2 Организация с делегированием прав

Руководитель определяет условия, подчиненный принимает и выполняет решение

9.3 Парситипативный тип

И руководитель, и подчиненный участвуют в управлении

10. Ориентация

10.1 Предпринимательский тип

Ориентация на рост и возможности, предоставляемые внешней средой; критерий оценки деятельности - эффективность

10.2 Организация, осуществляющая ресурсный подход к управлению

Решение внутренних проблем, ориентация на собственные ресурсы и их оптимальное использование, критерий оценки деятельности - продуктивность

10.3 Рыночный тип


Инновационность, гибкость, адаптивность, критерий эффективность



24.03.2010

Лекция №4 Цели и функции менеджмента.

  1. Миссия и цели организации.

  2. Функции менеджмента, их взаимодействие и динамизм.

  1. Миссия и цели организации.

Цель – конечное состояние, желаемый результат, которого стремится достичь любая организация.

Роли цели:

  1. Функция инициативы – отражает глубинные мотивы и особенности индивидов, организации в целом.

  2. Критерии принятия решений – служат в качестве механизма для обоснования затрат, выбора альтернатив.

  3. Инструмент управления – концентрирует внимание на определенных направлениях, влияющих на формирование структуры процедур.

  4. Инструмент координирования – хорошо сформированная цель воспринимается коллективом, позволяет избежать конфликтов.

  5. Инструмент контроля – служит нормативом, с которым следует сопоставлять результат.

Цель должна:

  1. Определять направление бизнеса, действий, приоритета задач, усилий и т.д.

  2. Быть реальной и достижимой, детализированной, измеримой, однозначной, непротиворечивой, понятной исполнителям.

  3. Быть заданной с учетом объемов, сроков работ, имеющихся ресурсов, возможностей исполнителей.



Эволюция целевой ориентации.


общество (благосостояние людей)

Покупатели (удовлетворение потребностей, до 1970г.)


Фирма (прибыль, до 1940г.)
сегодня






Совокупность целей деятельности







Рост производства; рентабельность; неуязвимость к изменениям во внешней среде; платежеспособность; конкурентоспособность; иновационность; увеличение доли рынка и т.д.




Внутренний климат; гражданственность; чуткость к внешним социальным явлениям; удовлетворение работой; учет интересов различных групп работников.



Классификация целей:

  1. По периоду установления:

  • Стратегические;

  • Тактические;

  • Оперативные.

  1. По измеримости:

  • Качественные;

  • Количественные.

  1. По повторяемости:

  • Постоянные;

  • Разовые.

  1. По иерархии:

  • Цели организации;

  • Цели структурных подразделений.

  1. По среде:

  • Внутренние;

  • Внешние.

  1. По содержанию:

  • Экономические;
  • Социальные;


  • Организационные;

  • Политические;

  • Научные.

  1. И т.д.

Правила построения целей:

  1. Главная цель находится в вершине и определяет конечный результат;

  2. Реализация подцелей каждого последующего уровня, расходящегося по направлениям – необходимое и достаточное условие достижения цели предыдущего уровня;

  3. Каждая ветвь описывает результат, а не способ его достижения;

  4. Подцели каждого уровня не зависимы друг от друга и не выводимы друг из друга;

  5. Существует конфликт целей:

  • Внешний, столкновение интересов продавца - покупателя; кредитора – должника; собственника – профсоюза.

  • Внутренний, столкновение интересов отделов, бригад, служб, управлений, отдельных личностей;

  • Временной, несовпадение временных периодов текущего и перспективного планирования.

Для анализа и конкретизации целей и задач, используют построение (дерева целей).



Миссия организации – сформулированное утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует организация; раскрывает ее смысл, показывая отличие данной организации ей подобной.

Миссия должна отражать следующие характеристики:

  1. Предполагаемый продукт (услугу);

  2. Место и роль в системе рыночных отношений;

  3. Цели организации;

  4. Технологии;

  5. Философию (базовые взгляды);

  6. Внутреннюю концепцию;

  7. Внешний образ, имидж.



14.04.2010

  1. Функции менеджмента, их взаимодействие и динамизм.

Функции управления – виды деятельности, при помощи которых субъект управления воздействует на управляемую подсистему. Различают:


  • Общие (основные) – присуще всем организациям, это планирование, организация, мотивация, контроль;

  • Специальные – связаны с осуществлением миссии организации и доминируют в управлении конкретными организациями.

  • Частные – связаны с осуществлением непрофильных (вспомогательных) видов деятельности.



Планирование – предполагает четкую постановку целей, разработку, реализацию плана (программы), обеспечивающего оптимальное достижение поставленной цели.



Вопросы, на которые призвано отвечать планирование:

  • Состояние организации в настоящее время;

  • Чего хочет добиться организация в будущем, каковы ее цели;

  • Как можно достичь поставленных целей;

Преимущества планирования:

  • При помощи планирования осуществляется научное предвиденье;

  • Обеспечивает оптимальное распределение ресурсов;

  • Обеспечивает внутреннюю координацию;

  • Позволяет адаптироваться к внешней среде;

  • Обеспечивает концентрацию сил, средств на наиболее перспективных направлениях развития.

Виды планов:

  • Долгосрочные (10-15 лет, 10-12 лет);

  • Среднесрочные (3-5 лет);

  • Краткосрочные (до 1 года включительно).



Основные направления планирования на уровне организации:


  1. Разработка планов-целей, представляющих собой набор качественных и количественных показателей, характеризующих желаемое состояние организации через определенный промежуток времени;

  2. Разработка планов для повторяющихся ситуаций (стабильное состояние внутренней и внешней среды);

  3. Разработка планов специфических проблем (реорганизация предприятие, осуществление будущих проектов и т.д.).

Организация – создает условия для эффективной деятельности людей на основе координации их усилий.



Организация как согласование работы:

  1. Полномочия (право руководителя распоряжаться своими подчиненными);

  2. Делегирование полномочий (возможность передачи полномочий);

  3. Ответственность (мера наказания за невыполнение поставленной задачи).

Построение аппарата управления:

  1. Вертикальное разделение управленческого труда;

  2. Горизонтальное разделение труда;

  3. Выбор типовой организационной структуры управления с учетом специфики производственного процесса, масштабов организации, имеющегося персонала, выбранной стратегии развития.


Мотивация – предполагает побуждение работников к действию для достижения их личных целей и целей организации.




Содержательные теории мотивации – акцентируют внимание на потребности работников.

  • Иерархия потребностей А.Маслоу;

  • Двухфакторная модель Герцберга;

  • Теория Мак Клелланда;

  • Теория Альдерфера.

Процессуальные теории мотивации – акцентируют внимание на самом процессе мотивации.

  • Теория В.Врума (теория ожидания);

  • Теория справедливости Адамса;

  • Комплексная модель Портера-Лоулера.



Контроль – предполагает проверку и решает следующие задачи:


  1. Своевременно обнаружить во внутренней среде сильные и слабые стороны, а во внешней возможности и угрозы;

  2. Обеспечить сопоставление результатов и цели;

  3. Дать информацию для оценки деятельности организации в прошлом для корректировки ее в будущем.



Классификация видов контроля.

Классификационный признак

Виды контроля

Объекты контроля

  1. Периодичность контроля

  • Стратегический




  • Тактический




  • Оперативный

Долгосрочные, стратегические, корпоративные цели.

Показатели, отражающие состояние внутренней среды организации.

Выполнение работ и методов, используемых для производства продукции, осуществляется ежедневно.


  1. Время осуществления оперативного контроля по отношению к фактическому началу работы

  • Предварительный



  • Текущий (производственный)



  • Заключительный (выходной)

Ключевые виды ресурсов. Осуществляются до фактического начала работ.

Осуществляется по ходу выполнения всех этапов процесса. Возможные отклонения от параметров, причины отклонения.

Качество продукции (услуг), обеспечивает руководство информацией для планирования процессов, систем мотиваций и т.д.

  1. Функциональная принадлежность

  • Финансовый



  • Маркетинговый




  • Производственный



  • Управление персоналов




  • НИОКР (научно-исследовательские опытно-конструкторские разработки)

Прибыль, затраты, капитальные вложения, издержки, запасы, ликвидность и т.д.

Доля продукта/услуги на рынке, объем продаж, торговые издержки, конкурентно способность, реклама и т.д.

Качество, мощность оборудования, себестоимость продукции, удельные издержки и т.д.

З/п, безопасность, потери времени, социальные выплаты, условия труда.

Новые разработки за отчетный период, новизна, количество патентов и т.д.




Функции управления следует рассматривать как зависимые друг от друга:

1 планирование 2 организация 3 мотивация 4 контроль






Взаимозависимость функций – качество выполнение предыдущего этапа, необходимое и достаточное условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (процессный подход к управлению).

Динамизм функций – необходимость их подстройки на все возрастающее изменения внешней среды.

14.04.2010

Лекция №5 Принятие управленческих решений.

  1. Управленческая информация.

  2. Процесс принятия управленческих решений.

  1. Управленческая информация

Информация – совокупность различных сообщений об изменениях в системе управления и окружающей среде.

Классификация информации:
  1. По содержанию (экономическая, организационная, социальная, научно-техническая);


  2. По месту образования и направлению входящая, исходящая, внутренняя);

  3. По степени преобразования (первичная, производная);

  4. В зависимости от авторства (служебные документы, личные);

  5. По степени типизации (типовые документы, индивидуальные);

  6. В зависимости от подлинности (подлинные документы, а также копии);

  7. По времени хранения (информация, хранящаяся постоянно, а также на определенный срок);

  8. И т.д.



Связь информации с целями и решениями.




Состояние информации (уровень полноты)

Полная

Не полная

Решение

С определенностью

С риском

С неопределенностью

Объектные ожидания

Однозначные

Квази - однозначные

Не однозначные

Субъективные ожидания

Уверенность

Неуверенность


Если >1, избыточная информация.


Если =1, полная информация.

Если <1, потребность в информации.
Степень информированности – это отношение фактического уровня информации к требуемому.


Критерии результативности информации:

  1. Количество (полнота);

  2. Релевантность;

  3. Точность (недвусмысленность);

  4. Надежность

  5. Пунятивность;

  6. Актуальность

  7. Гибкость

Ограничения на информацию:

  1. Защищенность;

  2. Персонификация;

  3. Доступность средств связи;

  4. Предельная пропускная способность каналов информации.

Коммуникация – процесс обмена информацией. Различают:

  • Внутри личностная;

  • Меж личностная;

  • Коммуникация в малой группе;

  • Общественная коммуникация;

  • Внутренне – оперативная;

  • Внешне – оперативная.

Процесс обмена информацией как система с обратной связью и шумом.




Информация, накопленный опыт























сообщение




канал







Отправитель – лицо, генерирует идею

кодирует

Вербальные или невербальные символы

отбирает

Речь, письмо, электронные средства связи

























Генератор идеи,

декодирует отклик



Шум
















передает




сообщение




получатель







Канал

Сообщение

отбирает

Отклик в адрес отправителя

кодирует

Декодирует отклик (правильно или неправильно понят)

передает сообщение



В процессе обмена информацией участвуют четыре базовых элемента:

  1. Отправитель (собирает информацию и передает ее);

  2. Сообщение (информация, закодированная с помощью символов);

  3. Канал (средство передачи информации);

  4. Получатель (лицо, кому предназначена информация и который интерпретирует ее).

Шум, барьеры, слухи – неформальная информационная система – любое вмешательство в процесс коммуникации на любом из ее участков. Обратная связь необходима, т.е. реакция получателя показывает, понятна/непонятна информация, дошло ли сообщение до адресата и в каком значении.




Трудности в развитии коммуникации:

  1. Искажение сообщений:

  • Непреднамеренное;

  • Сознательное;

  • Фильтрация;

  • Несовпадение статусов уровня организаций;

  • Страх перед наказанием, бесполезность действия.

  1. Неудовлетворительная структура коммуникации в современной организации.

Пути улучшения коммуникации:

  1. Управленческое регулирование;

  2. Системы обратной связи:

  • Перемещение людей;

  • Опрос работников;

  • Системы сбора предложений;

  • Информационные сообщения;

  • Современные ИТ.



  1. Процесс принятия управленческих решений

Управленческое решение – реакция системы управления, направленная на достижение желаемого результата, выбор альтернативы, направление действия для решения проблем. Необходимость в управленческом решении возникает, если:

  • Есть различие между фактическим и желаемым состоянием системы;

  • Есть необходимость сохранить определенное состояние системы в будущем;

  • Есть необходимость улучшить состояние системы в будущем;

Классификация управленческих решений:

  • По степени жесткости:

  • Директивные;

  • Рекомендательные;

  • Ориентированные.
  • По временному горизонту:


  • Прогнозные;

  • Плановые;

  • Оперативные.

  • По широте охвата:

  • Выборочные;

  • Систематические;

  • Сплошные;

  • По способу принятия:

  • Единоличные;

  • Совместные;

  • Консультативные;

  • Парламентские.

  • По предопределенности:

  • Программируемы;

  • Непрограммируемые.

  • По последствиям:

  • Рисковые;

  • Без рисковые.

  • По степени альтернативности:

  • Безальтернативные;

  • Бинарные;

  • Многовариантные;

  • Инновационные.

  • И т.д.

Требования к анализу проблем:

  1. Изучить проблему целиком и по частям;

  2. Обсудить проблему со всеми, кого она касается;

  3. Определить границы анализа;

  4. Не сводить сложную проблему к сумме простых;

  5. Учитывать имеющийся опыт;

  6. Не смешивать проблему и ее симптомы.

Типы проблем

Организационные уровни

Типы решений

Не структурированные

высший

уровень

непрограммируемые






Организация

иерархии




структурированные

низший

уровень

программируемые



<< предыдущая страница   следующая страница >>