litceysel.ru
добавить свой файл
1
Литературная викторина по творчеству


Михаила Юрьевича Лермонтова


  1. где и когда родился Лермонтов?

  2. как звали домашнего учителя Лермонтова?

  3. как звали русских писателей, учившихся вместе с Лермонтовым в Московском Университете?

  4. куда был сослан Лермонтов за сочинение стихотворения «Смерть поэта»?

  5. назовите первое опубликованное стихотворение, каким псевдонимом оно было подписано?

  6. как называлось первое изданное произведение, которое Лермонтов подписал своим именем?

  7. кто автор памятника на месте трагической гибели Лермонтова на дуэли?

  8. в каких стихотворениях говорится о пустыне?

  9. в каких стихотворениях поэт «использует» лазурный цвет?

10.какой герой и кому «обещает полмира, а Францию себе»?

11. в каком стихотворении щит от стрел и меча заколдован?

12. в каких стихотворениях упоминается слово «богатырь»?

13. в каком стихотворении герой носит треугольную шляпу?

14. «Я солнцем любима, цвету для него и блистаю…» кому принадлежат эти строки?

15. в каком стихотворении пять вопросительных предложений, расположенных друг за другом?

16. назовите одно из самых главных желаний узника?

17. «У наших ушки на макушке …» у кого именно? Назовите стихотворение.

18. какова была последняя просьба Калашникова?

19. что слышно за дверями узнику?

20. кого сравнивает Лермонтов с «толпой угрюмою»?

21. о чем поют райские птицы в стихотворении «Листок»?

22. «Мне грустно…» Почему? (закончите строчку)

23. на кого роптали пальмы?

24. в каких стихотворениях встречается слово «сон»?

25. какой крест висел на груди у Кирибеевича?

26. где был похоронен Калашников?


Михаил Юрьевич Лермонтов

**********************************

О каком герое идет речь?


1. Но людям я не делал зла, \ И потому мои дела

Немного пользы вам узнать, \ - А душу можно ль рассказать?

А) Мцыри Б) монах В) генерал


2. … Рука судьбы \ Меня вела иным путем…

Но нынче я уверен в том, \ Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних удальцов.

А) Демон Б) Мцыри В) Кирибеевич


3. Он встретил смерть лицом к лицу, \ Как в битве следует бойцу.

А) Барс Б) Мцыри В) Демон


4. Ходит плавно – будто лебедушка;

Смотрит сладко – как голубушка;

Молвит слово – соловей поет …

А) Алена Дмитриевна Б) княжна Мери В) Бэла


5. «Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно».

А) Печорин Б) Максим Максимович В) доктор Вернер


6. «Рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий … А уж ловок-то, ловок –то был, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре».

А) Азамат Б) Казбич В) Грушницкий


7. Она питает уважение к уму и знаниям дочки, которая читала Байрона по-английски и знает алгебру.

А) Вера Б) княгиня Лиговская В) старуха


Неделя русского языка


Существуют разные методы повышения интереса к предмету. На мой взгляд, элемент, который особенно привлекает детей, - это занимательность. На уроках русского языка можно использовать различные виды занимательного материала, например, «Закончи стихотворную строку», грамматические игры и другое.

Уроки и внеклассные занятия, в которые включен занимательный материал, никогда не оставляют равнодушными, даже у самых слабых учеников они вызывают интерес.

Игровая форма – благодатное средство формирования интереса к урокам русского языка. Ведь в преподавании русского языка особое значение приобретает развитие интереса к предмету у каждого ученика. Внеклассные занятия активизируют творческие силы ребенка, развивают его способности, о которых порою он и сам не подозревает.



Русский язык – один из развитых языков мира


Цели:


  1. рассказать учащимся о богатстве русского языка, доказать, что русский язык – один из развитых языков мира

  2. обучение навыкам ведения дискуссии в форме диалога, спора

  3. развитие логического мышления: умения анализировать, сопоставлять

  4. прививать любовь и уважение к родному языку



План недели:

  1. Предметная стенгазета о русском языке.

  2. «Час занимательного русского языка» (проводится по параллелям учителями – предметниками)

  3. «Лингвистический КВН» ( команды по очереди отвечают на вопросы в соответствии со «станциями» на игровом поле)

  4. Игра «Умники и умницы»

  5. Конкурс на самого грамотного ученика 9-11 классов

  6. Конкурс на самую лучшую тетрадь по русскому языку ( по параллелям)

  7. Интеллектуальная викторина 6 класс.

  8. Аукцион знаний по русскому языку 5 класс.



Интеллектуальная викторина 6 класс


  1. как называется раздел науки о языке, который изучает звуковой состав русского языка?

  2. что такое орфоэпия?

  3. что такое орфография?

  4. от каких условий зависит употребление буквы Ь на конце слова или между согласными внутри слова?

  5. что такое морфема?

  6. какие морфемы вы знаете?

  7. что такое приставка? Для чего она служит?

  8. что такое корень? Для чего он служит?

  9. что такое суффикс? Для чего он служит?

10.что такое окончание?

11. какие части речи вам известны?

12. на какие группы можно разделить все эти части речи?

13. в чем разница между самостоятельными и служебными частями речи?


14. что такое словосочетание?

15. что такое предложение?

16. на какие группы делятся предложения?

17. что такое простое предложение?

18. на какие группы делятся простые предложения?

19. на чем основано это деление?

20. какие стили речи бывают?

21. чем они отличаются друг от друга?

22. как называется прием, когда действия живого существа приписываются неживому существу?

23. какие еще авторские приемы существуют?

24. для чего они служат?

25. какие слова можно назвать профессионализмами?

26. какие слова называются диалектными?

27. какие слова называются жаргонизмами?

28. какие слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям?

29. какой может быть эмоциональная окраска?

30. какие слова называются устаревшими?

31. что такое словообразование?

32. что такое морфемика?

Кроссворд № 1


По горизонтали:


  1. все предложения в тексте объединены одной общей …..

  2. текст состоит из двух и более …..

  3. во рту он есть, еще он бывает английский, французский, русский …..

  4. предложения в тексте связаны между собой по …..

  5. типы текстов: описание, рассуждение, …..

По вертикали:

  1. два и более предложений, связанных по смыслу, а также с помощью языковых средств и расположенных в определенной последовательности



Кроссворд № 2


По вертикали:

  1. непостоянный морфологический признак глагола

  2. слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения

  3. несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически

  4. слова, употребляемые жителями той или иной местности
  5. значимая часть речи, которая находится после корня и служит для образования новых слов



По горизонтали:

  1. все слова языка

  2. слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению

  3. постоянный морфологический признак имени существительного

  4. часть слова без окончания

  5. раздел науки о языке, изучающий звуки речи



Аукцион знаний по русскому языку 5 класс


  1. сколько раз встречается звук С в предложении:

В жизни крестьянина – помора: землепашца и морехода, охотника и плотогона – ветер бывает злым недругом и добрым помощником.


  1. единственное число – ВЕДРО, множественное - …..

БЕДРО - ….. , МЕТРО - ….. , ЦЫПЛЕНКА - …….


  1. продолжи пословицу: Лучшая вещь – новая, лучший друг - ……..




  1. Второстепенные члены предложения – это ……….




  1. Не имей сто рублей, …………. ( продолжите пословицу)




  1. изменяемая часть слова, которая служит для связи слов и выражает значение рода, числа, падежа, лица




  1. загадка: ТЫ ЗА НЕЙ, А ОНА ОТ ТЕБЯ; ТЫ ОТ НЕЕ, А ОНА ЗА ТОБОЙ.




  1. к каким родам могут принадлежать имена существительные в русском языке?




  1. часть речи, которая указывает на лицо, но не называет его?




  1. подберите однокоренные слова к слову ВЕСЕЛЬЕ.



«Умники и умницы» ( игра по русскому языку 7-8 кл.)


АРГОН ОТБОРОЧНЫЙ

1. какое русское слово состоит из трех букв, а указывает на 33 буквы? (азбука)

2. назовите слова, которые читаются одинаково слова направо и справа налево? (тот, шабаш, Анна, казак)


3. в каких согласных по сто согласных? (стол, стог, стон)

4. можно ли у существительных НЕРЯХА, СОНЯ, ГРЯЗНУЛЯ, ПЛАКСА определить род? (это существительные общего рода)

5. какой БОР никогда не имеет листвы и хвои? (БОР – стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле)

6. какую часть слова можно найти в земле? (корень)

7. с помошью какого суффикса НОЖИ и НОГИ превращаются в одно слово? (ИЩ ,НОЖИЩИ)

8. какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогом? (Им.П.)


СОСТЯЗАНИЯ НА КРАСНОЙ ДОРОЖКЕ

(ошибаться нельзя ни разу)

Задание 1. ( вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки)

Покраше…ый пол, краше…ый пол, краше…ый охрой пол, неокраше…ые стены, пр…быть (во)время, о…дыхать (во)время каникул, смотреть (в)даль, уходить (в)даль моря.


Задание 2.

В русском языке у некоторых слов чередуются полногласные сочетания ОРО, ОЛО, ЕРЕ с заимствованными неполногласными сочетаниями РА, ЛА, РЕ: ВОРОТА – ВРАТАРЬ, МОЛОДОЙ – МЛАДЕНЕЦ, БЕРЕГ – ПРИБРЕЖНЫЙ. Являются ли полногласными или неполногласными сочетания в словах БРАТ, СРЕДА, КОРОТКИЙ? Почему?


СОСТЯЗАНИЯ НА ЗЕЛЕНОЙ ДОРОЖКЕ

( можно ошибиться два раза)


  1. одинаковы ли суффиксы в словах УЧИТЕЛЬСТВО И СТРОИТЕЛЬТСТВО?

  2. Дед, в лохматой шапке, в подшитых валенках, сидит на завалинке.

Дед в лохматой шапке и подшитых валенках сидит на завалинке.

Который из дедушек «МОЙ» и почему?

  1. объясните значение слов: ПИЛИГРИМ, ОПТИМИСТ, ОРАНЖЕРЕЯ, ИНТЕНСИВНЫЙ?

  2. родственны ли слова ПОТ и ПОТОЛОК?


СОСТЯЗАНИЯ НА ЖЕЛТОЙ ДОРОЖКЕ

( допустима одна ошибка)

  1. когда говорят ГРАМОТНЫЙ ЧЕЛОВЕК, то всегда ли речь идет о человеке, умеющем писать и читать? Как тогда понять ГРАМОТНЫЙ ИНЖЕНЕР, ГРАМОТНЫЙ СТРОИТЕЛЬ?


  2. какое местоимение может быть суффиксом?

  3. объясните смысл крылатых слов и выражений: ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ, АХИЛЛЕСОВА ПЯТА, ДАМОКЛОВ МЕЧ.

  4. расставьте ударение в словах: ТОРТЫ, КОМБАЙНЕР, НАЧАЛ, ЗВОНИТ, БАЛОВТЬ МЕЛЬКОМ, ЧЕРПАЯ.