litceysel.ru
добавить свой файл
1
Поступающим в 4-й класс читать летом


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Гераскина Лия Борисовна

«В стране невыученных уроков»

Козлов Сергей Григорьевич

«Ёжик в тумане» и другие сказки

Крапивин Владислав Петрович

«Тайна пирамид», «Шлем витязя», «След крокодила» и/или др.по выбору

Куприн Александр Иванович

«Белый пудель»

Ларри Ян Леопольдович

«Необыкновенные приключения Карика и Вали»

Сотник Юрий Вячеславович

«Хвостик», «Касторка» «Приключение не удалось» и другие по выбору

Троепольский Гавриил Николаевич

«Белый Бим – Чёрное ухо»

Чехов Антон Павлович

«Каштанка», «Мальчики»

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Киплинг Джозеф Редьярд (Англия)

«Кошка, которая гуляла сама по себе», «Рикки-Тикки-Тави» и/или другие сказки из «Книги джунглей»

Льюис Клайв Стейплз (Англия)

Хроники Нарнии (Можно выбрать любые отдельные повести: «Лев, колдунья и платяной шкаф», «Конь и его мальчик», «Племянник чародея» и/или другие)


!!!!!!ПО ВСЕМ ПРОЧИТАННЫМ КНИГАМ НАПИСАТЬ ОТЗЫВЫ В ТЕТРАДЬ (АВТОР, НАЗВАНИЕ, ГЕРОИ, О ЧЁМ ЭТА КНИГА, ЧЕМ ПОНРАВИЛАСЬ, ЗАПОМНИЛАСЬ!!!!!!!!!!!!!!!

СОТНИК ЮРИЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ Однажды Юра Сотник, ученик четвёртого класса, сочинил рассказ о котёнке, который жил в их коммунальной квартире. Рассказ занял первое место на школьном конкурсе и был даже прочитан с эстрады. Узнав о таком сногсшибательном успехе, юный автор спросил у мамы:
— А можно жить так, чтобы нигде не работать, а только писать рассказы?
Мама объяснила, что такое писатель, и эта специальность, как вспоминал впоследствии Сотник, ему очень понравилась. «Дело в том, что рассказик дался мне без малейшего труда, а бить баклуши я очень любил, поэтому быстро смекнул, что профессия писателя как раз по мне».
Литературу в школе, где учился Юра, преподавал замечательный педагог Иван Иванович Зеленцов. Вместо того чтобы «вскрывать классовую сущность литературных героев», как настоятельно требовали время и школьная программа, он рассказывал детям о психологии человека, о деталях, с помощью которых можно создать характер или оживить целую картину.

Вооружённый такими знаниями, Юра после окончания школы приступил к «литературной деятельности». Дело в том, что у него, «сына кустаря-одиночки» (мама зарабатывала на жизнь шитьём), не принимали документы в техникум. Молодой человек воспринял отказ как перст судьбы и прочно засел за письменный стол. Не особенно напрягаясь, Юра сочинил свой первый рассказ «Васька-клоп», где «в лучших традициях эпохи» были и злодей поп, и мерзавец кулак, и героический колхозный активист. К немалому удивлению самого автора, «шедевр» мгновенно опубликовали в газете «Безбожник».

С тех пор Юра «стал печь рассказы как блины», не останавливаясь и не задумываясь, по одной-единственной схеме. Подающий надежды автор решил, что особенно сильно действует на читателя гибель героя. Поэтому и поставил себе задачу — к концу рассказа обязательно кого-нибудь отравить или заставить повеситься. Однако столь оригинальная находка не была по достоинству оценена издателями, и «удача с «Васькой-клопом» больше не повторялась».




Тогда, чтобы заработать, Юрий Сотник стал писать маленькие очерки для детских газет и журналов. А потом вдруг решил «накапливать биографию». Будучи уже взрослым (не двенадцать, а девятнадцать лет всё-таки) проехал под вагоном от Москвы до Ленинграда. Затем отправился на Кольский полуостров, где с бригадой молодых актёров кочевал от становища к становищу. А через год, начитавшись Джека Лондона, решил сделаться старателем на приисках восточной Сибири. «Вернулся из «белого безмолвия» с цингой, с обмороженной физиономией», сотрясением мозга и вшами.
После Сибири нашёл работу в фотолаборатории, потом стал секретарём многотиражной газеты. Однако рассказы писал по-прежнему быстро и на не связанные с пережитым сюжеты.
Как признавался сам Юрий Сотник, переворот произошёл буквально за вечер. Однажды один из друзей семьи прочитал вслух пьесу Бабеля «Закат». И молодой человек «уразумел, наконец, что такое характер, что такое атмосфера действия, что такое ритм и какое значение для всего этого имеет настоящий диалог».


А ещё Юрий Сотник понял, что много лет лишь играл в писателя, и теперь надо приниматься за дело.

Свой следующий рассказ юный автор сочинял уже вдумчиво и очень-очень медленно. Правда, расстаться с любезной сердцу концовкой так и не смог, не отказал себе в удовольствии включить в повествование «трагический мотив в лице умирающей от туберкулёза девушки»! И хотя получившийся рассказ сильно напоминал творения Джека Лондона, его напечатали в альманахе «Звено».

А однажды кто-то посоветовал Юрию написать о том, как он в детстве мечтал построить подводную лодку. Сотник вспомнил, что имел по физике твёрдый «неуд», и в красках представил себе, чем могла закончиться эта история.
Так появился на свет «“Архимед” Вовки Грушина» и вместе с ним — известный писатель Сотник. Потому что Юрий Вячеславович вдруг понял, что сочинять смешные рассказы гораздо интереснее, чем вымучивать из себя смерть очередного героя.
«“Архимед” Вовки Грушина» был опубликован в 1939 году в журнале «Пионер». А через восемь лет у писателя вышла первая книга. Называлась она так же, как один из её рассказов, — «“Архимед” Вовки Грушина». Её героями были те самые мальчишки и девчонки, которым во все времена не сидится на месте и хочется настоящих открытий, путешествий и приключений.




Теперь Юрий Сотник писал очень медленно, помногу раз переделывая свои сочинения. Зато герои у него получались совсем живые, будто не из книжки вовсе, а из соседнего двора или подъезда. Недаром читатели просили Сотника дать домашний адрес Вовки Грушина, Машки Самбо и Занозы. И, между прочим, были не так уж неправы. Потому что Юрий Сотник наделял своих героев манерами и чёрточками характера тех мальчишек и девчонок, с которыми дружил. Вот как обо всём этом рассказывал сам писатель:
«Скажем, недавно я познакомился с мальчиком, который не переставая говорил о ракетах, при этом солидно покашливал и крутил от волнения пуговицу на своей курточке. Или видел девочку, которая через каждые пять минут причёсывала свою чёлку и смотрелась в зеркальце. Я всё это запомнил.

А потом я начинаю писать книжку о фантастических приключениях мальчика и девочки. И, чтобы хорошо представить этих ребят, я пишу, как мальчик крутит пуговицу, а девочка постоянно смотрится в зеркальце. И они оживают, становятся похожими на ваших сверстников…»

Думал ли тогда писатель Юрий Сотник, что его герои будут так же похожи на мальчишек

и девчонок других поколений?

Юрий Вячеславович СОТНИК

ХВОСТИК

Рассказ


Зал, отделенный от сцены коричневым занавесом, уже наполнялся зрителями. Оттуда доносился гомон многочисленных голосов, громыхание передвигаемых скамеек и стульев.

Драматический кружок старших классов ставил сегодня третий акт комедии Островского «Бедность не порок». Мне было поручено написать для журнала очерк об этом кружке. Я побывал уже на репетициях, перезнакомился со всеми актерами и теперь находился на сцене, где царила обычная в таких случаях суматоха.

Все, конечно, очень волновались.

Волновались рабочие сцены. Изразцовая печь, сделанная из деревянных планочек и глянцевой бумаги, разлезлась у них по швам при переноске с первого этажа на третий. Портреты предков Торцова в овальных золоченых рамах оказались слишком тяжелыми для стен «купеческого особняка», и те собирались завалиться. Все это приходилось наспех улаживать. Волновался руководитель кружка — преподаватель литературы Игнатий Федорович. Высокий, худощавый, с куцыми седыми усиками, он ходил по сцене, положив ладонь на плечо восьмикласснице, игравшей Любовь Гордеевну, и ласково внушал:

- Верочка, так вы, братик, не подведете? Помните насчет паузы в объяснении с Митей? Пауза, голубчик, - великое дело, если вовремя. Это еще Станиславский говорил... Не подведете, братик, а?

Волновался, и, пожалуй, больше всех, помощник режиссера Родя Дубов - широкоплечий паренек с квадратной, покрытой веснушками физиономией. На нем лежала ответственность и за декорации, и за бутафорию, и за освещение, за проклятый занавес, который охотно открывался на репетициях и очень неохотно на спектакле. Родя волчком вертелся среди бутафоров и рабочих сцены. Обычно добродушный, он сейчас не говорил, а рычал, рычал приглушенно, но очень страшно:


- Канделябр-р-ры! Кто оставил на полу канделябры? Убр-рать, Петька, живо! Почисть сюртук на Африкане Коршунове: сел, кретин, на коробку с гримом. Где лестница? Где стремянка? Какой ду-р-рак утащил стремянку?!

Многочисленные подручные Родиона не обижались и метались по сцене, как футболисты по штрафной площадке.

Но вот печку отремонтировали, декорации укрепили.

Родя оглядел сцену, потирая ладонью воспаленный лоб:

- Так. Теперь только кресла остались. Ну-ка, все! Живо за креслами!

Рабочие бросились в учительскую, где стояли старинные кресла.

На сцене, кроме меня, остались помреж да несколько уже загримированных актеров, которые, прячась между кулисами, тихонько бормотали свои роли. Игнатий Федорович удалился в смежный со сценой класс, служивший сейчас артистической уборной.

Родя подошел к накрытому богатой скатертью столу и сел на него, болтая ногами.

- Сегодня хорошо управились. Вовремя начнем. - Он с довольным видом окинул взглядом декорации. - Ничего все-таки сделано, а? Я в городском Доме пионеров бывал, так там, честное слово, не лучше: и эпоха не всегда выдержана, и аляповатость какая-то, и...

В этот момент скрипнула дверь, ведущая в артистическую, кто-то произнес: «На, получай!» - и на середину сцены, явно под действием хорошего пинка, вылетел маленький, полный гример-семиклассник Кузя Макаров.

Помреж мгновенно сполз со стола, сунул руки в карманы брюк и, нервно покусывая губы, медленно приблизился к гримеру.

- Опять Хвостик? - процедил он тихо.

Гример горестно поднял плечи и растопырил пальцы, окрашенные во все цвета радуги.

- Опять Хвостик? - рявкнул помреж так громко, что, наверно, в зале услышали.

Гример попятился от него и забормотал:

- Ну, Родя... ну вот честное слово!.. Все время только и думал: «Как бы не сказать, как бы не сказать...» - и вдруг... Ну совершенно нечаянно!


Гример пятился, а помреж наступал на него, не вынимая рук из карманов:

- А вот за это «нечаянно» мы вопрос поставим на комсомольском собрании. Понятно тебе? Мы тебе покажем, как человека изводить! Мы тебе покажем, как спектакль портить! А ну... марш! Извинись и продолжай работать.

- Родя, погоди! Он дерется...

- А ты думал, он тебя целовать за это будет?

- Родь, я пойду... Только пусть он остынет немного, и я пойду.

- Из-за тебя спектакль прикажешь задерживать? Ну! Марш! Ты что думаешь, я с тобой шуточки шучу?

Гример вздохнул и, подойдя к двери артистической, осторожно постучал в нее.

- Володя!..- позвал он слабым голосом.

За дверью никто не ответил. Поколебавшись немного, гример приоткрыл ее:

- Володя... извини меня. Я... я нечаянно.

Вон отсюда!- донеслось из артистической.- Гример закрыл было дверь, но, оглянувшись на Родиона, снова приоткрыл ее:

- Вова, прости меня, пожалуйста. Ну вот честное слово, в последний раз!

- Убирайся! Убирайся, пока цел!!!

- Володя, братик, не надо так... успокойся, — послышался из артистической голос Игнатия Федоровича.

- Володька, плюнь! Спектакль задержишь, если он тебя не загримирует,- сказал помреж.

Дверь распахнулась, и из нее стремительно, огромными шагами вышел Володя Иванов в костюме Любима Торцова. Выставив вперед одну ногу, рубя ладонью воздух, он с запалом отчеканил:

- Предупреждаю! Если сегодня какая-нибудь скотина хоть один только раз назовет меня Хвостиком, я... я уйду со спектакля. Предупреждаю! - Он повернулся и так же стремительно удалился в артистическую, бросив гримеру на ходу: - Идем!

Откуда-то из-за кулис появился «Гордей Торцов», уже вполне одетый, с наклеенными усами и окладистой бородой.

С минуту он копался за пазухой, поправляя там подушку, выполнявшую роль купеческого брюшка, потом сказал басом:


- А Вовка и впрямь сорвет спектакль.

- Сорвет не сорвет, а роль испортит. - Грызя в раздумье ногти, помреж прошелся по сцене.

Володя Иванов был рослым юношей, с орлиным носом, со строгими глазами, над которыми круто поднимались от переносицы четкие брови, с темными волнистыми волосами, зачесанными назад. Кличка «Хвостик» никак не вязалась с его обликом.

Я спросил Родю, откуда взялось это смешное прозвище.

- Да-а, ерунда какая-то,- отмахнулся помреж, но все-таки пояснил: - Решали как-то пример по алгебре, а Вовка замечтался и не решал. Вот преподаватель спрашивает одного из нас: «Чему равен икс?» — «Двенадцать и две десятых». Потом математик заметил, что Вовка мечтает, и к нему: «Чему равен икс?» — «Двенадцать». — «Ровно двенадцать?» А Вовка число «двенадцать» расслышал, а остальное не расслышал. «Нет, говорит, с хвостиком. Двенадцать с хвостиком». А преподаватель у нас довольно ядовитый старик. «Поздравляю вас, говорит, с открытием новой математической величины, именуемой «хвостиком».

- С тех пор Вовку так и зовут, - вставил «Гордей Карпыч». - А знаете, какой он самолюбивый!

- Ага, - кивнул помреж. - Мы, старшеклассники, это быстро у себя пресекли, а мелкота - ни в какую. Мы и к вожатому их таскаем, и лупим даже, а они все Хвостик да Хвостик. И не то чтобы назло, а так... отвыкнуть не могут.

- К нам подошел «Африкан Саввич Коршунов», отвратительного вида старик (надо отдать должное гримеру), с лысым черепом и козлиной бородкой. Помреж рассказал ему о столкновении Володи с гримером, и «богач» кивнул головой:

- Факт, испортит роль. Как пить дать.

- Почему же испортит? — возразил я. — Ведь его и раньше звали «Хвостик», а как он хорошо на репетициях играл!..

- А сегодня может все изгадить, — уверенно сказал помреж. — Вы не знаете, какая тут ситуация.

- А именно?

- Сегодня у нас гости из соседней школы. А среди них одна тут...


- Знакомая Володи?

- Какая там знакомая! Он с ней и слова не сказал. Просто... ну, нравится она ему.

- Нравится - и ни слова не сказал? А откуда вы знаете, что нравится?

Все трое пожали плечами и усмехнулись.

- Это каждый дурак заметит, - ответил «Коршунов». - Сидим, например, в Доме пионеров, ждем начала концерта. Вовка болтает с девчонками, дурачится, а тут вдруг подсаживается эта... белобрысая. Он сразу покраснел, надулся как мышь на крупу и весь вечер промолчал.

- А на катке! - воскликнул «Гордей Карпыч». - Катаемся однажды в каникулы. Вдруг приходят несколько девчонок и с ними эта... ну, мы, конечно, вместе стали кататься, а Володька один выходит на беговую и начинает гонять. Круг за кругом, круг за кругом!..

Родион кивнул и значительно посмотрел на меня:

- Теперь понимаете, что будет, если кто-нибудь при ней Володьку Хвостиком назовет?

Я согласился, что положение и в самом деле складывается серьезное. Я понял, какой удар грозит сегодня Володиному самолюбию. Может быть, впервые в жизни встретил человек девушку, которая показалась ему самой лучшей, самой красивой на свете. Естественно, что и ему хочется предстать перед ней во всем блеске своего ума, талантов и целой кучи других достоинств, предстать перед ней лицом значительным, окруженным всеобщим уважением.

Не было сомнения, что, готовя свою роль, Володя думал о той, которая будет смотреть на него из зрительного зала. Думал и мечтал об успехе. А успех, как показали репетиции, ожидался немалый.

Промотавшийся купец Любим Торцов — фигура, казалось бы, очень далекая для советского школьника. Сможет ли шестнадцатилетний юноша сыграть эту роль так, чтобы не получилось балаганщины, так, чтобы в образе старого шута и пьяницы зрители увидели не только смешное, но и трагическое? Такие сомнения сильно беспокоили Игнатия Федоровича. Он поручил эту роль Володе, считая его самым серьезным из членов кружка, и тот принялся за нее с таким жаром, что все только диву давались.


Он штудировал труды Станиславского, он пересмотрел в театрах и прочитал множество пьес Островского, он чуть ли не наизусть выучил статьи Добролюбова о великом драматурге. Обычно вспыльчивый, нетерпеливый, Володя на репетициях смиренно выслушивал самые резкие замечания режиссера и товарищей и без конца повторял с различными вариациями одну и ту же реплику, один и тот же жест, находя все новые живые черточки своего героя. Раз как-то он даже напугал своего учителя:

- Игнатий Федорович, а что, если мне разок напиться?

- Как? Прости, братик... это еще к чему?

- К тому, чтобы узнать состояние похмелья, как руки трясутся...

- Нет, братик, ты уж не того, не перебарщивай, это уж зря... Этак ты черт знает до его дойдешь, - забормотал старый педагог.

- Генеральная репетиция прошла успешно. Кружковцы без всякой зависти восторгались Володей. И вот теперь любовь и смешное прозвище грозили испортить все дело.

Родион снова подошел к занавесу и, заглянув в дырочку, проделанную в нем, сразу подался назад.

- Пришла уж. Сидит, - сказал он мрачно.

- Где? Где сидит? - в один голос спросили «Гордей» с «Африканом».

- В пятом ряду. Вторая слева от прохода.

Оба «купца» поочередно заглянули в зал.

- Под самым носом села, - пробормотал «Африкан Коршунов».

В это время рабочие сцены притащили кресла, и Родя снова принялся распоряжаться. Мне захотелось увидеть особу, причинявшую актерам столько беспокойства. Я припал к глазку, отыскал пятый ряд и тихонько присвистнул от удивления.

Я увидел круглое, нежно-розовое личико со вздернутым носом и чуть заметными бровями, светло-русые стриженые волосы, зачесанные назад так небрежно, что над ушами свисало по нескольку тоненьких прядок... Словом, я увидел Лидочку Скворцову - дочку моих соседей по квартире. Маленькие карие глазки Лидочки, обычно широко открытые, сейчас казались узенькими черточками: она чему-то смеялась, болтая с подругами и не подозревая, какое внимание ей уделяется на сцене.


- Все! Готово! - сказал помреж. - Лешка, третий звонок! Или нет!.. Погоди... Вася, на минутку!

К помрежу подошел рабочий сцены Вася — парень на голову выше Родиона и раза в полтора шире его в плечах.

- Она в зале. Понимаешь? — тихо проговорил помреж.

Вася сделал испуганное лицо:

- Ну-у!

- Перед самой сценой расселась.

- Вот сволочь!

- Слушай! Вовку могут вызывать среди действия. Если кто-нибудь крикнет... это самое... представляешь, что может случиться? (Вася молча кивнул.) Так вот: мобилизуй наших ребят и проведи агитацию в зале: мол, если кто-нибудь пикнет: «Хвостик»... словом, сам понимаешь. А я задержу немного третий звонок.

- Сделаем, - сказал Вася и деловито удалился.

Я тоже отправился в зал, который был уже битком набит. Я поздоровался с Лидочкой; она заставила подруг потесниться и усадила меня рядом с собой. Разговаривая с ней, я наблюдал за тем, как выполняются указания помрежа.

Человек двенадцать таких же здоровенных, как и Вася, ребят пробирались между рядами в разных концах зала, останавливались над мальчишками, которые сидели кучками отдельно от девочек, и что-то говорили им. Как видно, наставления звучали довольно внушительно, потому что мальчишки тут же начинали дружно и усердно кивать головами. Потом эти богатыри расселись там, где наблюдались наибольшие скопления мелкоты.

Прозвенел третий звонок. Занавес дернулся, заколыхался, я услышал приглушенный голос Родиона: «Не туда тянешь, не ту веревку!» Занавес снова дернулся, и полотнища его рывками расползлись в разные стороны.

рители увидели Пелагею Егоровну и Арину, сетующих на то, что приходится отдавать Любовь Гордеевну за старика Коршунова. Затем начался разговор Пелагеи Егоровны с Митей, потерявшим надежду на счастье.

Это был хороший любительский спектакль. Исполнители играли без суфлера, не сбиваясь, не нарушая мизансцен, и играли искренне. Зрители слушали внимательно, явно сочувствуя двум влюбленным. В сцене прощания Мити с Любовью Гордеевной девочки шумно вздыхали, а сцена, где Коршунов внушает своей невесте, как хорошо быть замужем за стариком, вызвала легкий шепот:


- Ой, какой противный!

- Ну и гадина!

Но вот появился Любим Торцов, и в зале пронесся шепот восторженного удивления. Все зрители, за исключением гостей, конечно, знали, кто кого играет в этом спектакле. И как ни хорошо играли кружковцы, все же под гримом Пелагеи Егоровны ребята узнавали девятиклассницу Соню Клочкову, и сквозь облик бедного приказчика Мити просвечивал лучший школьный волейболист Митя Чумов. А вот Володя Иванов как будто совсем исчез.

Хороший был грим: парик с жалкими седыми вихорками, не менее жалкая бороденка, красноватый нос и землистого цвета щеки... Хорош был и костюм: халат не халат, шинель не шинель, куцые и узкие брючки да стоптанные опорки. Однако не в костюме и не в гриме было дело. В походке, в которой чувствовалась едва уловимая нетвердость, в шутовских, размашистых жестах, за которыми вместе с тем ощущалась слабость, в голосе, вызывающем и одновременно старчески дребезжащем, так много было убедительного, подлинного, что зал весело зааплодировал, засмеялся.

Однако смех скоро утих. Начался словесный поединок Любима Карпыча с Коршуновым. И вот что мне понравилось. В этой сцене старый озорник сыплет прибаутками, кривляется; будь у Володи чуточку поменьше такта, зрители продолжали бы потешаться над Любимом. Но чем дальше шла сцена, тем серьезнее звучали прибаутки Торцова, тем меньше смеялись зрители, тем большей симпатией они проникались к полупьяному горемыке, изобличавшему сластолюбивого богача.

- Послушайте, люди добрые! Обижают Любима Торцова, гонят его. А чем он не гость? За что меня гонят? Я не чисто одет, так у меня на совести чисто. Я не Коршунов: я бедных не грабил, чужого веку не заедал...

Зал притих. Я покосился на Лидочку. Она застыла, подавшись вперед, вцепившись руками в коленки, и глаза ее были широко открыты. Когда же «озорник» воскликнул: «Вот теперь я сам пойду! Шире дорогу - Любим Торцов идет!» - зрители захлопали так дружно, что на меня с потолка соринки посыпались.


Это был немалый успех Володи, но настоящий триумф оказался впереди. Поссорившись с Коршуновым, Гордей Карпыч назло богачу решил отдать дочку за бедняка Митю, но потом снова заартачился. На сцене опять появился Любим Торцов.

- Брат, - произнес он, опустившись на колени, — отдай Любушку за Митю - он мне угол даст. Назябся уж я, наголодался.

Эти слова были сказаны таким тоном, что весь зал оцепенел.

- Лета мои прошли, - чуть слышно, в мертвой тишине продолжал Любим Торцов, - тяжело уж мне паясничать на морозе-то из-за куска хлеба; хоть под старость-то да честно пожить.

Я услышал, как кто-то хлюпает носом. Это была Лидочка. Она не отрываясь смотрела на сцену, крутила пуговку возле воротника и часто моргала.

Гордей Карпыч раскаялся, Любим Карпыч запел свадебную песню, и коричневые полотнища стали судорожно рваться друг к другу, закрывая сцену.

Зрители повскакали с мест. Артисты, взявшись за руки, выходили раскланиваться раз, другой, третий... пятый... Наконец они ушли с явным намерением больше не появляться, а зрители продолжали хлопать перед закрытым занавесом.

И вдруг кто-то громко выкрикнул:

Любима Торцова!

- Торцова! Любима-а! - подхватил сразу весь зал.

- Любима-а! - звонким, высоким голосом закричала Лидочка.

Кто-то вытолкнул на просцениум Володю, и началась такая овация, какой, наверно, не было за все существование кружка. Часть зрителей вышла в проход, другие подошли вплотную к сцене, третьи стали на скамьи — и все хлопали и кричали, кричали и хлопали.

И вдруг среди грохота аплодисментов и приветственных криков я услышал, как какой-то мальчишка в конце зала истошно орет:

- Хвости-ик! Браво, Хвости-ик!

Я не успел ужаснуться, как «Хвостик» крикнули справа, потом слева от меня, а через минуту весь зал надрывался что было сил:

- Браво-о! Хвостик, браво-о! Браво, Хвостик! Хвостик, би-ис!


Любима Торцова передернуло. Взгляд у него стал каким-то диковатым. Но он сдержался, неуклюже поклонился и встретился глазами с Лидочкой.

Приподнявшись на цыпочки, она смотрела на Торцова, изо всех сил колотила в ладоши, и лицо ее сияло восторгом и благодарностью.

- Хвости-и-ик! Хвости-и-ик! — визжала она так, что у меня звенело в ушах. - Браво, Хвости-и-ик!

Лишь после того как зрители несколько утихли, я расслышал звук двух-трех подзатыльников, полученных младшими поклонниками Володиного таланта от поклонников старших. Зрители повалили к выходу. Мне хотелось пробраться в артистическую и узнать, как чувствует себя Володя, но туда набилось столько поздравителей, что я отказался от этого предприятия. Из зала быстро вынесли скамьи, на сцене водрузили радиолу. Зазвучал вальс. Сначала танцевали одни девушки, а кавалеры угрюмо подпирали стенки. Потом какой-то отчаянный десятиклассник пригласил одну из школьниц и стал вальсировать, глядя на потолок, на стены, но только не на свою даму. За десятиклассником осмелели другие кавалеры, начался бал.

Лидочка не танцевала. Стоя у окна, она болтала о чем-то со своей подругой.

Я ждал появления Володи и очень боялся, что он после сегодняшней овации сразу уйдет домой. Но он скоро появился в зале. Стройный, одетый в новый темно-синий костюм, он вошел, приглаживая свои волнистые волосы, сразу отвернулся от Лидочки, как только отыскал ее глазами, и, приняв небрежную позу, стал смотреть на танцующих.

Я подошел к нему:

- Володя, можно вас на минуту?

- Пожалуйста!..

Я взял его под руку и повел к Лидочке. И чем больше он убеждался, что мы направляемся именно к ней, тем больше каменело его лицо и краснели уши.

- Позвольте вас познакомить. Это дочка моего приятеля, Лидочка Скворцова, а это...- Я вдруг запнулся, чувствуя, что попал в сложное положение: отрекомендовать Володю просто Володей Ивановым? Тогда как Лидочка догадается, что перед ней именно тот человек, чья игра пленила ее сердце? Сказать, что это тот самый Володя, который играл Любима Торцова и которого она так усердно вызывала? Но тогда...


Как видно, те же самые мысли пронеслись в голове у Володи. Секунд пять он стоял неподвижно, как столб. Потом вдруг сдвинул брови над носом с горбинкой, слегка поклонился и, сурово глядя на Лидочку, пожал ей руку.

- Хвостик, - отрекомендовался он негромко, но отчетливо.

И я заметил, как Лидочка радостно вскинула ресницы и зарделась, услышав столь громкое имя.

1955 г.