litceysel.ru
добавить свой файл
  1 ... 2 3 4 5

6. Рациональное, полноценное, сбалансированное, экологически чистое питание


Правильное-хорошее питание не менее важно для жизни, чем все остальные ее стороны.

Чтобы питание было правильным-хорошим, нужно соблюдение следующих условий:


  1. Еда должна быть в удовольствие. Я не согласен с тем, что говорил Сократ: нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. — Нет ничего плохого в том, чтобы есть ради того, чтобы есть и жить отчасти для того, чтобы есть.

  2. Соблюдение режима питания: в среднем три-четыре раза в день. Возможны отдельные нарушения режима питания.

  3. Соблюдение баланса прихода и расхода калорий. Этот баланс нужно соблюдать для того, чтобы не худеть и не полнеть. Установлено, что нормальный вес тела в килограммах должен равняться в среднем росту в сантиметрах минус 100.

Сегодня наибольшее распространение в научных исследованиях и клинической практике получил индекс Кетле — индекс массы тела [ИМТ]. Чтобы подсчитать индекс Кетле, надо массу тела в килограммах поделить на квадрат роста (в метрах). Согласно классификации ВОЗ, по индексу Кетле можно определить весовую категорию человека: недостаточная масса тела — менее 18,5 кг/кв. м, нормальная — 18,5–24,9 кг/кв. м, избыточная — 25–29,9 кг/кв. м, далее — ожирение. Ожирение I степени — 30,0–34,9 кг/кв. м, II степени — 35,0–39,9 кг/кв. м, III степени — 40 кг/кв. м и более.

Нужно иметь в виду, что с возрастом, после 40-50-и лет, аппетит повышается сверх меры, поскольку чувствительность к пище понижается и человек (сам того не замечая) ест больше, чем ему надо.

  1. Соблюдение баланса белков, жиров и углеводов. Исследованиями установлено, что по массе их соотношение должно быть таким: 1 : 1 : 4, при тяжелом физическом труде — как 1 : 1 : 5, а при малоподвижном образе жизни — как 1 : 0,9 : 3,2.

  2. Соблюдение баланса животных и растительных белков. Белки животного происхождения должны составлять 50–60 % общего количества белка.
  3. Соблюдение баланса животных (полинасыщенных) и растительных (полиненасыщенных) жиров.


  4. Поддержание кислотно-щелочного равновесия. Это поддержание обеспечивается сбалансированным потреблением продуктов, дающих кислую и щелочную реакцию. Кислую реакцию дают такие продукты: мясо, яйца, жирная, и мучная пища. Щелочную реакцию дают овощи, фрукты… Сдвиг в кислую или щелочную сторону ведет к гастритам и язвам желудочно-кишечного тракта.

  5. Соблюдение баланса жидкой и сухой пищи.

  6. Соблюдение баланса грубой и щадящей, рафинированной пищи.

  7. Соблюдение баланса сырой и вареной пищи.

  8. Соблюдение баланса холодной и теплой-горячей пищи.

  9. Соблюдение баланса витаминов и микроэлементов.

  10. Не увлекаться приемом лекарств. К ним нужно относиться как к скорой или неотложной помощи, т. е. применять их как можно реже.


О лекарствах


Лекарства формально относится к средствам питания. Их также нужно рассматривать в общем балансе проблем питания.

К лекарствам нужно относиться как к скорой помощи. Ненормально живет тот, кто постоянно, изо дня в день принимает лекарства. Парацельс говорил: «Нет лекарств и нет ядов. Тех и других делает доза.» Я скажу больше: неумеренное и систематическое употребление лекарств больше вредит человеку, чем лечит его.

Возьмем антибиотики. Они ведь уничтожают не только болезнетворные микроорганизмы, а и полезные микроорганизмы, блокируют действие витаминов (т. е. являются своеобразными антивитаминами).

Часто при головной боли хватаются за обезболивающие лекарства, анальгетики. Между тем головная боль возникает не сама по себе. Она лишь симптом заболевания. Избавляясь от головной боли, человек избавляется от симптома, а не от заболевания.

Если человека стали регулярно посещать головные боли, то он должен тщательным образом разобраться в причинах этих головных болей. Чаще всего глубинными причинами головных болей является не непосредственные переживания, не непосредственные воздействия неблагоприятных факторов, а расстроенное здоровье, заболевания сердечно-сосудистой системы, внутренних органов.


Мой опыт. Еще в 30-35 лет я нашел эффективный способ избавления от головных болей и их недопущения впредь. Это, во-первых, систематические занятия спортом (сначала карате, затем атлетической гимнастикой и бегом на длинные дистанции). И, во-вторых, избегание по возможности воздействия неблагоприятных факторов. Например, ситуации пассивного курильщика (курение, как известно, вызывает сначала расширение, а затем спазм сосудов головного мозга и соответствующие головные боли). Или нахождения в непроветриваемом помещении с большим количеством народа (повышенное содержание углекислого газа в воздухе ведет к головным болям).

7. Физическое и духовное, морально-психологическое закаливание, повышение сопротивляемости к различным возмущающим факторам



Закаливание — это повышение сопротивляемости к различным возмущающим факторам. Без такого закаливания человек — дряблый, тряпка, тюфяк. Профессор Г. И. Косицкий писал: «Пагубно стремление чрезмерно «щадить» себя. Многие люди предпочитают жить «вполсилы», остерегаясь физических и психических перегрузок, переохлаждения, перегревания, создавая искусственную, «оранжерейную» обстановку, «тепличные» условия... Не трусливое стремление избегать ситуаций, вызывающих состояние напряжения («стресса»), а воодушевленное великой целью смелое преодоление трудностей должно стать нашим девизом; не страх перед возможным «истощением адаптационной энергии», а сознание того, что защитные силы организма и нервная система в процессе управления усиливаются и крепнут. Наш организм — не кладовая скупого рыцаря, ресурсов «адаптационной энергии» в нем про запас не накопишь. Только разумная деятельность, гармонически включающая в интенсивную функцию все системы, может служить надежным средством против дегенерации и истощения.»1


Духовное, морально-психологическое закаливание

Чтобы страдания не брали человека за горло, он должен заранее либо устранить-минимизировать их причины, либо закалить себя, заняться, в частности, каким-нибудь видом спорта, физической культуры, т.е. научиться страдать, идти навстречу страданиям, не бояться их. Научиться быть немного мазохистом — это неплохо. (Я давно занимаюсь бегом на длинные дистанции, бегаю как минимум 10 км зараз. Каждый раз это испытание, страдание. Испытывая управляемое не очень сильное страдание, я, таким образом, как бы делаю себе прививку против разрушительного воздействия сильных страданий).


Морально-психологическая закалка нужна во многих случаях. Например, против дурных влияний. Сейчас мощное влияние на молодежь оказывает наркотическая антикультура. Когда молодой человек испытывает много страданий, мучений (плохо в семье, в школе, на работе, неважно со здоровьем, питанием, плохие друзья, знакомые, соседи), он начинает употреблять наркотики. Одним словом, когда у него накапливается много проблем — он разрешает свои проблемы, как бы разрубая гордиев узел, одним ударом: уходом в наркотический кайф.

Вот некоторые мудрые мысли на тему духовного, морально-психологического закаливания:

В. М. Мухачев: «Удары судьбы ломают слабых людей и закаляют сильных»1.

Ингерсолл: «Величайшее испытание мужества человека — потерпеть поражение и не пасть духом».

Пословица: «Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом упал».

О необходимости духовного, морально-психологического закаливания подрастающего человека говорил польский педагог Януш Корчак:


«60. Мой принцип:

«Пусть дитя грешит».

Не будем стараться предупреждать каждое движение, колеблется — подсказывать дорогу, оступится — лететь на помощь. Помни, в минуты тягчайшей душевной борьбы нас может не оказаться рядом.

«Пусть дитя грешит».

Когда со страстью борется еще слабая воля, пусть дитя терпит поражение. Помни: в конфликтах с совестью вырабатывается моральная стойкость.

«Пусть дитя грешит».

Ибо, если ребенок не ошибается в детстве и, всячески опекаемый и охраняемый, не учится бороться с искушениями, он вырастает пассивно-нравственным — по отсутствию возможности согрешить, а не активно-нравственным — нравственным благодаря сильному сдерживающему началу.

Не говори ему:

«Грех мне противен».

Скажи лучше:

«Не удивляюсь, что ты согрешил».

Помни:


«Ребенок имеет право солгать, выманить, вынудить, украсть. Ребенок не имеет права лгать, выманивать, вынуждать, красть».

Если ребенку ни разу не представлялся случай выковырить из кулича изюминки и тайком съесть их, он не мог стать честным и не будет им, когда возмужает…

Лжешь.

— Никогда я от тебя этого не ожидал… Значит, даже тебе нельзя доверять?

То-то и плохо, что не ожидал. Плохо и то, что безоговорочно доверял. Никудышный ты воспитатель: не знаешь даже, что ребенок — человек.»2


Эти парадоксальные высказывания выдающегося педагога замечательны своей пронзительной правдой-бесстрашием. Ведь обычная, прямолинейная мораль говорит: не лги, не кради и т. д. и т. п. А Януш Корчак утверждает как опытный педагог-воспитатель, что ребенок, молодой человек может позволить себе иногда и солгать, и украсть, и смошенничать, и принудить. Одним словом, иногда вступить в конфликт со своей совестью. Иначе он не научится моральной стойкости, не будет активно-нравственным.

И в вопросах морали нужны прививки (вакцинация небольшими дозами дурного), чтобы выработать у человека иммунитет против сильного дурного влияния.

Здесь, правда, есть проблема: какова должна быть доза дурного для вакцинации? Ведь с этим попустительством-оправданием можно попасть в ситуацию, описанную Эзопом еще две с половиной тысячи лет назад:

« Мальчик-вор и его мать. Мальчик в школе украл у товарища дощечку и принес матери. А та не только его не наказала, но даже похвалила. Тогда в другой раз он украл плащ и принес ей, а она приняла это еще охотнее. Время шло, мальчик стал юношей и взялся за кражи покрупнее. Наконец поймали его однажды с поличным и, скрутив локти, повели на казнь; а мать шла следом и колотила себя в грудь. И вот он сказал, что хочет что-то шепнуть ей на ухо; подошла она, а он разом ухватил зубами и откусил ей кусок уха. Стала мать корить его, нечестивца: мало ему всех его преступлений, так он и родную мать еще увечит! Перебил ее сын: «Кабы наказала ты меня, когда я в первый раз принес тебе краденую дощечку, — не докатился бы я до такой судьбы и не вели бы меня сейчас на смерть».


Басня показывает: если не наказать вину в самом начале, она становится все больше и больше.»


Физическое закаливание


Хорошая двигательная активность и\или занятия спортом автоматически не закаливают человека, не предохраняют его от разных инфекций, травматизма и т. д. Известно, что спортсмены бывают более подвержены простудным заболеваниям, чем обычные люди.

Хорошая физическая нагрузка должна сопровождаться закаливающим режимом и специальными мероприятиями по физическому закаливанию, в частности, к холоду и жаре.

Нужно также иметь в виду, что человек должен закаливать себя в самых разных направлениях. Закаливание к чему-то одному не приводит к общему закаливанию организма. Любители зимнего плавания обычно плохо переносят жару.

Физическое закаливание может быть настолько важно, что буквально вмешивается в вопросы жизни и смерти. Психолог М. Норбеков описывает такой случай:


«У нашего дальнего родственника, живущего по соседству, много лет не было детей. В сорок лет родился сын. Жена и мать так его лелеяли, что даже летом тепло одевали.

В конце концов ребенок заболел и умер. Родился второй ребенок, но тоже умер. Дошло чуть ли не до развода. Жена обвиняла мужа, а муж обвинял жену.

Моя мама сказала:

— Я воспитала семерых детей и тридцать пять внуков. Следующего ребенка я возьму под контроль.

Родился третий ребенок. Моя мама ухаживала за ним. Она голенького малыша подставляла солнечным лучам, ветерку. А они протестовали и говорили ей: «Вы что делаете?! Ребенок простудится!»

Она сберегла этого ребенка от слепой, нерадивой и, как показал опыт, гибельной любви родителей. Сейчас этому мальчику 15 лет. До пяти лет он и зимой, и летом ходил голый, потому что на него невозможно было ничего одеть. Он тут же одежду снимал.

В нашем доме дети до пяти лет не одеваются. А мы живем в горах.»1



Таких случаев довольно-таки много. Отсутствие или недостаток закаливающих процедур обычно влечет за собой серьезные заболевания и преждевременную смерть.

Напротив, закаливание помогает выбраться из ямы хилости, слабости и болезненности. Вспомним нашего полководца А. В. Суворова. Он рос хилым и болезненным мальчиком. И только благодаря неотступно проводимому на протяжении долгих лет закаливанию, Суворов сумел стать выносливым, стойким человеком, который до преклонного возраста сохранил неукротимую энергию. «Он ходил несколько часов обнаженным, чтобы приучить себя к холоду и превозмочь слабость своей природы. При этой привычке и обливании себя холодной водой он, можно сказать, закалил свое тело от влияния непогод, казался существом сверхъестественным», — вспоминал позднее подкамердинер полководца сержант Иван Сергеев1.

8. Контакт с людьми, соблюдение баланса между общением и уединением



Когда слишком много общения, человек как бы растворяется в других, теряет себя, свою личность. Когда слишком много уединения, он начинает испытывать чувство одиночества, заброшенности, покинутости, ненужности. И то и другое плохо. «Не будьте сладким — проглотят; не будьте горьким — выплюнут».

Нельзя жить слишком тесно. Притчей во языцех стали коммунальные квартиры, которые насаждали большевики в 20-е годы ХХ века. Все коммуны тоже канули в лету.

Но нельзя жить и в полном одиночестве. Тогда теряется связь с людьми, с обществом, а вместе с этим теряется и смысл жизни.

В притче А. Шопенгауэра о дикобразах говорится: «Стадо дикобразов легло в один холодный зимний день тесною кучей, чтобы, согреваясь взаимной теплотою не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга, что заставило их лечь подальше друг от друга. Затем, когда потребность согреться вновь заставила их придвинуться, они опять попали в прежнее неприятное положение, так что они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод. — Так потребность в обществе, проистекающая из пустоты и монотонности личной внутренней жизни, толкает людей друг к другу; но их многочисленные отталкивающие свойства и невыносимые недостатки заставляют их расходиться. Средняя мера расстояния, которую они наконец находят как единственно возможную для совместного пребывания, это — вежливость и воспитанность нравов. Тому, кто не соблюдает должной меры в сближении, в Англии говорят keep your distance! Хотя при таких условиях потребность во взаимном теплом участии удовлетворяется лишь очень несовершенно, зато не чувствуются и уколы игл...»



Важным условием нормального (очного, непосредственного и заочного, косвенного) общения людей (дружбы, товарищества, сотрудничества и т. п.) является соблюдение золотого правила поведения: «не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе» и «поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой». Отрицательная формулировка золотого правила запрещает делать зло, положительная формулировка побуждает к добру, добродеянию.

9. Соблюдение баланса между трудом и отдыхом, между активным и пассивным отдыхом, напряжением и расслаблением



Чрезмерный труд разрушает, а чрезмерный отдых изнеживает.

Слишком большое напряжение как сильно натянутая струна — может привести к разрыву-коллапсу.

И напротив, праздность — мать всех пороков. С древних времен об этом постоянно говорили мудрые люди, прежде всего врачи:


Гиппократ: «Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность и нездоровье, напротив того, устремление ума к чему-либо приносит с собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни».

Цельсий: «Праздность расслабляет тело, которое укрепляется только работой». Или: «Праздность вызывает раннюю дряхлость, а работа — длительную молодость».


Жизнь представляет собой непрерывную цепь напряжений и расслаблений. Она — синусоида, состоящая из сменяющих друг друга движений к пику напряжения и к пику расслабления.

Вред трудоголизма


Трудоголик не умеет отдыхать, расслабляться. Этим он вредит себе и другим.

Себе тем, что исподволь разрушает свой организм, в частности способствует возникновению заболеваний, ведущих к инфаркту или инсульту.

Другим тем, что своей постоянной деловитостью-хлопотливостью-озабоченностью создает неудобства для окружающих и в смысле общения, и в смысле укора-упрека-диктата. Ведь в норме (в большинстве случаев) человек в меру трудится и в меру отдыхает. Трудоголик вольно или невольно заставляет других нарушать эту норму-меру.


О значении сна в жизни человека


Приходится специально говорить на эту тему. Я преподаю в вузе и вижу, как много студентов не высыпается. Молодые люди порой весьма небрежно относятся к соблюдению режима сна и бодрствования. Им кажется, что, сокращая время сна, они увеличивают время жизни. Это самообман. Как правило, сон составляет одну треть жизни (8 часов в сутки). Если постоянно недосыпать, то организм ослабевает, снижается его иммунитет и на этом фоне он оказывается легкой добычей всяких болезней (инфицирования, травмирования и т. п.). Заболевший человек вынужден тратить время и силы на борьбу с болезнью, на восстановительные процедуры, в том числе на дополнительный сон. Таким образом, сон бумерангом берет свое. Не будешь досыпать сейчас, будешь пересыпать позже, когда заболеешь.

10. Общение с природой; пребывание по возможности в благоприятной окружающей среде



1. Общение с природой


Потому мы и радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя.

М. Пришвин


Человек — наполовину природное существо. Он подобен Антею. Это значит, что по-настоящему сильным он может быть лишь будучи постоянно связан с Матушкой-Природой. Городские жители часто забывают об этом. Отсюда их слабое здоровье, постоянные жалобы на нездоровье, нервность, ранимость, предрасположенность к депрессивным состояниям (скука, хандра).

Воля к жизни в значительной мере зависит от количества и качества общения с живым, с живой природой. «Перед человеком открылась радость жизни потому, — писал В. А. Сухомлинский, — что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и перепевы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи — услышал и, затаив дыханье, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

Не случайна любовь городских жителей к домашним животным, прежде всего, к кошкам и собакам. Они этим восполняют недостаток общения с живой природой. Наиболее популярны домашние кошки. И это понятно. Общеизвестен психотерапевтический и иной положительный эффект от общения с ними.


То же можно сказать о разводимых дома цветах и растениях. Они не только украшают жилище, но и обеспечивают живую связь с природой. Уход за ними, их созерцание, наблюдение за их ростом-развитием настраивают человека на то, чтобы жить и любить, ценить красоту, добро, всё живое.


2. Пребывание по возможности в благоприятной окружающей среде:


1) солнце, воздух и вода; прием солнечных, воздушных и водных ванн.

2) жить в зеленой зоне или вблизи зеленой зоны;

3) постоянно жить не в квартире, а в собственном доме с земельным участком (садом, парком, бассейном, спортивными площадками).

4) как можно чаще бывать в разных природных зонах и условиях (лес и поле, река, озеро и море, холмы и горы), путешествовать, странствовать.


3. Избегать неблагоприятной окружающей среды:


— техногенного шума,

— плохого воздуха (близ магистралей, вредных производств),

— радиоактивных излучений,

— пребывания в искусственной среде, несвойственной для человека как живого существа (в каменных джунглях больших городов, на промышленных предприятиях или близ них и т. п.).


1 См.: С. И. Ожегов. Словарь русского языка. М., 1991.

1 А. Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости. М., 1990. Ч. 1. С. 28-30.

1 Наумов Л. 82 дня в океане. В: “Океан покоряется людям”. Владивосток. 1961. С. 99-100.

1 Г.И.Косицкий. Цивилизация и сердце. М., 1977. С. 148-150.

1 Сравн.: «Если к сорока годам комната человека не наполняется детскими голосами, то она наполняется кошмарами» (Ш. Сент-Бёв).

1 См.: С. В. Рахманинов. Литературное наследие. Т. 1, М., 1978. С. 94-95.

1 Д. И. Писарев. Избр. соч. Т. 2, М., 1955. С. 124-125.


1 Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность и влиять на людей, выступая публично. Москва-Баку, 1990. С. 92.

1 Лавров П.Л. Социальная революция и задачи нравственности. — Избр. произв. в 2-х тт. Т. 1, М., 1965. С. 417.

2 См.: Ф.Ницше. Соч. в 2-х т.т. Т. 2, М., 1990. С. 421 (К генеалогии морали).

3 Е.Лаврухина. — Вестник РФО, 1999, № 4. С. 94.

1 «Главное дело жизни всякого человека, это то, чтобы становиться добрее и лучше. А как же можно становиться лучше, когда считаешь себя хорошим.» — Л.Н. Толстой. Смирение. М., 1911.

1 Николай Михайлович Амосов своей жизнью доказал правильность своей теории. Он прожил почти 90 лет!

1 Д.Карнеги. Как перестать беспокоиться и начать жить. (гл. 27). — Д.Карнеги. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей... Москва-Баку, 1990. С. 439.

1 Косицкий Г. И. Цивилизация и сердце. М., 1977. С. 131.

1 Мухачев В.М. Как рождаются изобретения. М., 1968.

2 Я. Корчак. Как любить ребенка. М., 1990. С. 141-142.

1 Норбеков М. Опыт дурака, или ключ к прозрению. Как избавиться от очков. СПб.: ИД «Весь», 2001. С. 230-231.

1 См.: Если хочешь быть здоров. М.: «Физкультура и спорт, 1960. С. 78-79.



<< предыдущая страница