litceysel.ru
добавить свой файл
1
Министерство образования Республики Беларусь



ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»


Отдел прикладной педагогической психологии


Материалы по организации психолого-педагогического сопровождения

образовательного процесса 11-летнего срока обучения в 2009-2010 году


Минск 2009


Авторы: нач. отдела прикладной педагогической психологии ГУО «Акад. последиплом. образования Е.А. Осипова, ведущий психолог отдела Н.А. Сакович, методист высшей категории отдела Е.В. Чуменко.


Рецензент: начальник отдела координации системы повышения квалификации ГУО «Академия последипломного образования» Н.А. Крылова


Данные материалы содержат практические рекомендации по организации психолого-педагогической работы с учащимися старших классов образовательных школ, их родителями, педагогами в условиях 11-летнего обучения в 2009-20010 г.г. с целью сохранения психологического и психофизиологического здоровья.


Введение


Второй год старшие классы школы будут работать в условиях 11-летнего обучения.

Недостаточная информированность, отсутствие знаний в области психологической профилактики собственного здоровья, навыков эффективного взаимодействия в учебном процессе, регуляции эмоциональных состояний, организации самостоятельной учебной деятельности и свободного времени могут служить основными источниками тревожного состояния учащихся их родителей, а также учителей.


Целью психологического сопровождения старших классов школы в 2009-2010 году является сохранение психологического и психофизиологического здоровья у участников образовательного процесса.

Основные задачи педагога-психолога:

- создание психолого-педагогических условий и адаптивной образовательной среды в учреждении образования, содействующей сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса;


- содействие развитию психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах организации эффективного обучения, преодолению школьных факторов риска;

- содействие профессиональному самоопределению старшеклассников.


ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ*


Диагностика

Цель – изучение психофизиологического и эмоционального состояния учащихся, интересов и склонностей


  • наблюдение педагога-психолога за психофизиологическим и эмоциональным состоянием учащихся старших классов на уроках, переменах, внеклассных мероприятиях

  • наблюдение классных руководителей, педагогов-предметников за психофизиологическим и эмоциональным состоянием учащихся старших классов на уроках, переменах, внеклассных мероприятиях

  • диагностика профессиональных склонностей и интересов.




Психопрофилактическая, консультационная, коррекционно-развивающая деятельность

Цель – развитие навыков саморегуляции, преодоления стрессовых состояний; психологическая профилактика эмоционального напряжения, содействие профессиональному выбору.

  • в начале учебного года информировать учащихся 10, 11 классов о системе взаимодействия с педагогом-психологом, планируемых психологических мероприятиях

  • на классных часах в начале учебного года информировать учащихся об особенностях организации учебного процесса, обеспеченности учебниками, возможностями пользования информацией на электронных носителях, в библиотеке и других ресурсах школы
  • в циклограмму педагога-психолога целесообразно внести на весь учебный год время, предусмотренное специально для учащихся 11 класса, в которое будут проводиться индивидуальные беседы, групповые консультации по следующим темам: «Я устаю…», «Я думаю куда поступать…», «Я злюсь…» и т.п.


  • педагогу-психологу целесообразно проанализировать социально-психологический климат в старших классах и при необходимости организовать психологические мероприятия по его нормализации

  • по данным медицинских карт, информации родителей и детей выделить соматически ослабленных учащихся, учащихся, имеющих особенности развития и деятельности (низкая учебная мотивация, социально опасное положение, специфические бытовые и семейные условия и т.п.), для информирования классных руководителей, учителей-предметников

  • психопрофилактическая работа педагога-психолога в течение учебного года целесообразна в таких формах как проведение психологических занятий во время классных часов, размещение постоянно меняющейся информации на стендах (например «Уголок педагога-психолога»), информирование через школьное радио, школьный сайт, плакаты, листовки по следующей тематике: «Как планировать день», «Как реагировать на собственную усталость», «Писать или не писать шпаргалки?», «Как правильно питаться», «Как проводить свободное время», «Как готовится к экзаменам», «О способах обработки учебной информации», «Как готовить домашние задания» и т.п. Целесообразно составить перечень ресурсов Интернета, куда в случае недостатка информации может обратиться старшеклассник

  • психопрофилактическую работу по подготовке к сдаче экзаменов целесообразно вести с первых месяцев учебного года
  • особое внимание следует уделить организации и проведению профориентационной работы. Основой для ее организации служат «Методические рекомендации по организации профессиональной ориентации школьников и учащейся молодежи», утвержденные Министерством труда и социальной защиты и Министерством образования («Настаунiцкая газета», 13 ноября 2008 года). Результатом данной работы должно стать создание временной перспективы каждым старшеклассником


  • планировать воспитательные мероприятия исходя из специфики учреждения образования, преобладающего эмоционального состояния учащихся. Целесообразным представляется проведение встреч с выпускниками прошлого года, проведение совместных с педагогами мероприятий, акций (ток-шоу, КВН, спортивные соревнования, конкурсы художественной самодеятельности и т.п.).



ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ*


Диагностическая работа

Цель – определение эмоционального состояния педагогов и обучение их распознаванию эмоциональных и психофизиологических состояний старшеклассников

  • обучение самодиагностике эмоционального состояния педагогами

  • наблюдение педагогами за эмоциональным и психофизиологическим состоянием старшеклассников




Психопрофилактическая и консультационная деятельность

  • в начале учебного года администрации на методических объединениях целесообразно подробно информировать учителей об особенностях организации учебного и воспитательного процессов, возможностях методической поддержки, планах работы методических объединений, других ресурсах школы

  • педагогу-психологу информировать о системе взаимодействия, планируемых психологических мероприятиях с учащимися на учебный год (психологические занятия, профориентационые игры, акции, психологическая диагностика и т.п.)

  • педагогу-психологу информировать учителей об особенностях классных коллективов, состоянии здоровья и особенностях деятельности отдельных старшеклассников, их профессиональных планах
  • обеспечить классных руководителей, учителей-предметников памятками с симптомами неудовлетворительного эмоционального состояния школьников


  • в течение учебного года на методических объединениях передавать учителям знания о психофизиологии школьных трудностей, школьных факторах риска, влияющих на успешность и эффективность процесса обучения и здоровья школьников, таких как стрессовая тактика педагогических воздействий, чрезмерная интенсификация учебного процесса, несоответствие методик и технологий возрастным и функциональным возможностям школьников, нерациональная организация учебного процесса

  • проводить психологические занятия, в ходе которых учителям будет предоставляться возможность осуществлять поиск и апробацию наиболее эффективных форм общения со старшеклассниками и родителями

  • для сохранения психофизиологического здоровья и устойчивого эмоционального состояния необходимо организовывать систематические занятия по снятию эмоционального напряжения педагогов (например, один раз в месяц), рефлексии и регуляции собственных состояний

  • администрации целесообразно давать учителям регулярную моральную поддержку, организовывать мероприятия для педагогического коллектива, содействующие сохранению эмоционально благоприятного климата.




ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ*


Психопрофилактическая и консультационная деятельность

  • С целью распознавания своих собственных эмоциональных состояний и состояний детей, предлагать родителям приемы и методы самодиагностики, памятки с симптомами неудовлетворительного состояния детей
  • в начале учебного года администрации на родительских собраниях, информационных стендах информировать родителей об особенностях организации учебного и воспитательного процессов, обеспеченности учебниками, возможностями пользования учащимися информацией на электронных носителях, в библиотеке, тематике родительских собраний и др.


  • администрации школы целесообразно предусмотреть специально выделенные часы приема родителей учащихся 10, 11 классов

  • педагогу-психологу следует информировать родителей о системе взаимодействия, планируемых психологических мероприятиях для учащихся на учебный год (психологические занятия, профориентационые игры, акции, психологическая диагностика и т.п.)

  • обеспечить родителей памятками с симптомами неудовлетворительного эмоционального состояния школьников, рациональной организации поддержки учащихся в ответственные периоды жизни их детей

  • составить и передать родителям перечень организаций, медицинских учреждений, психологических и профориентационных центров, внешкольных учреждений и т.п., куда в случае необходимости могут обратиться родители

  • педагогу-психологу проводить встречи с родителями по вопросам профессионального самоопределения их детей. В школе обеспечить доступность справочной литературы о высших, средних специальных, профессионально-технических учреждениях образования, рынке профессий региона.



ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ


Для тех, кто испытывает стресс




  • Ты можешь испытывать психическое или физическое напряжение. Тебя могут одолевать новые ощущения. Ты взволнован, ты испытываешь чувство беспокойства. Очень может быть, что рядом бродит стресс!

  • признаки стресса узнаваемы: потливость, бессонница, ощущение подавленности, повышенное кровяное давление и т. д. Наблюдай за собой

  • борьба со стрессом заключается в том, чтобы не копить дурные эмоции. Если ты зол, не раскручивай свою злобу и не выплескивай ее на окружающих - так как рискуешь остаться один
  • если случается что-то действительно из ряда вон выходящее и ты должен принять решение, но эта мысль приводит тебя в ужас, вспомни старинную русскую пословицу: «Утро вечера мудренее!». Это означает — с проблемой нужно ночь переспать. Поэтому необходимо лечь спать или заняться чем-либо отвлеченным. Отдохни от беспокойства и увидишь новые перспективы


  • после отдыха приступай к решению проблемы. Не канючь, занимайся делом!

  • выдели в своей жизни моменты, которые никак не сможешь изменить, и перестань беспокоиться по их поводу. Не наказывай себя за уже сделанные ошибки беспокойством и тоской. Сделай так, чтобы это не повторялось

  • твоя жизнь не будет такой мрачной, если ты поймешь, что имеешь очень много: ты не голодаешь, у тебя есть дом, любящие тебя люди — семья, ты не глуп, даже если тебе это кажется. Всегда можно найти что-то хорошее

  • тебе плохо — попробуй поговорить с родителями. Если это не удалось, то найди того человека, которому доверяешь, и поговори с ним. Носить все в себе вредно для здоровья. Задумайся над этим!

  • помогают избавиться от стресса занятия спортом и любимым делом. Физические упражнения улучшают мышечный тонус, а вместе с ним настроение становится лучше

  • помогает поднять настроение поход в магазин. Купи себе несколько мелочей. Это всегда приятно

  • если подавленность не проходит несколько недель, обратись к врачу-невропатологу. Может, причина твоей хандры в болезни?

  • и последнее: время обязательно залечит раны! Не углубляйся в депрессию — ищи решение!




Как готовиться к экзаменам




  • для того чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверхцели

  • начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие

  • если очень трудно собраться с мыслями, постарайся запомнить сначала самое лёгкое, а потом переходи к изучению трудного материала

  • ежедневно выполняй упражнения на снятие усталости, достижение расслабления
  • соблюдай режим дня. Раздели день на три части. Готовься к экзаменам 8 часов в день. Занимайся спортом, гуляй на воздухе, сходи на дискотеку. Спи не менее 8 часов, если есть желание и потребность сделай себе тихий час после обеда.


  • питание должно быть 3-4 разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Ещё один совет: перед экзаменом не наедайся

  • как запомнить большое количество материала. Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши всё, что знаешь, и затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли - это опорный пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.




В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если глаза устали, значит, устал весь организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно отдохнуть.

  • Упражнение для глаз. Посмотри попеременно вверх и вниз (25 сек.), влево и вправо (15 сек.). Напиши глазами своё имя, отчество и фамилию, попеременно фиксируй взгляд на удалённом предмете (20 сек.), потом на листе бумаги перед собой (20 сек.). Нарисуй квадрат, треугольник сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.

  • Упражнение на снятие эмоционального напряжения. Сожми пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимай с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделай вдох. Повтори 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект

  • возьми по два грецких ореха и совершайте ими круговые движения

в каждой ладони. Слегка помассируй кончик мизинца. Помести орех

на ладонь ближе к мизинцу, прижми его ладонью другой руки и делай

орехом круговые движения в течение 3 минут.

Как вести себя во время экзаменационного тестирования





  • Перед экзаменом обязательно выспись

  • все вещи, которые понадобятся на экзамене: одежду, письменные принадлежности, талисман, приготовь заранее. С собой обязательно должны быть: минимум 2 ручки, карандаш, точилка, стиральная резинка, носовой платок

  • одежда должна быть удобной, спокойных тонов

  • за день до тестирования постарайся ничего не учить. Если чего-то не доучил, лучше не пытайся. Дай отдохнуть организму

  • смело входи в класс с мыслью, что всё получится

  • сядь удобно, выпрями спину. Подумай о том, что ты лучше всех, умнее, собраннее и у тебя всё получится. Сосредоточься на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повтори их несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. В завершение сожми руки в кулаки

  • выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:

сядь удобно, сделай глубокий вдох через нос (4-6 сек.),

задержка дыхания (2-3 сек.), медленный плавный выдох.

  • слушай преподавателя внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов о заполнении документов тестирования. Тебе всё объяснят: как заполнять бланк, какими буквами писать, как его кодировать и т.д.

  • постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только часы, регламентирующие время, выполнение теста и заполнение бланка. Торопись не спеша. Читай задание до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймёшь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам

  • просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах которых ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдёшь в рабочий ритм
  • когда приступишь к новому заданию, забудь, всё, что было в предыдущем, - как правило, задания в тестах между собой не связаны.


  • действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят

  • если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься интуиции!

  • оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки

  • стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Все тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, а для хорошей оценки достаточно одолеть 70% заданий.




ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ


Индивидуальная встреча с родителями



Как вести себя, если возникла проблемная ситуация, и вы встретились с родителями для неприятной беседы?




  • Старайтесь никогда не употреблять слова «вызвать родителей в школу»! Ваша встреча не должна быть наказанием для ребенка. Всегда приглашайте их поговорить. И обязательно – заранее

  • приглашая родителей в школу, спросите себя: что я хочу получить в результате? Если просто выговориться, осудить действия ребенка или методы воспитания родителей, то этот путь неэффективен. Попробуйте найти конструктивное решение, ведь это облегчит, прежде всего, вашу работу

  • во время обсуждения проблемы в присутствии ребенка помните: как бы он ни был виноват, родители всегда (по крайней мере, на людях) должны быть адвокатами своих детей. Двое на одного – это нечестно!

  • не полагайтесь на слухи. Говорите только о достоверно известных фактах

  • побольше конкретики! Cтарайтесь не употреблять неопределенных выражений типа «плохо себя ведет», «не хочет учиться»
  • Выражайтесь ясно: «не сделал два домашних задания по математике», «отказался отвечать на уроке химии» и так далее. Тогда родителям будет легче проконтролировать дальнейшую учебную деятельность ребенка


  • совместно с родителями определите дальнейшие пошаговые целенаправленные действия. Если родители поймут, что вы способны оказать им реальную помощь, их доверие к вам как к специалисту возрастет. Они будут чаще обращаться к вам за советом, а вы, в свою очередь, получаете прекрасную возможность проследить за развитием ребенка в семье

  • предлагая возможные способы решения проблемы, не провоцируйте взрослых на насилие, когда закончится «разбор полетов», - этим вы лишь настроите детей против себя. Как результат: дети приложат все усилия, чтобы ваши дальнейшие встречи с их родителями не состоялись

  • обсуждая неприятный поступок ребенка, спросите себя: нет ли здесь вашей вины как более мудрого и опытного человека? Дети многое делают по незнанию!

  • не обижайтесь, если родители при встрече будут излишне эмоциональны. В конце концов, они доверяют вам самое дорогое, что у них есть – своих детей

  • заканчивая встречу, спросите себя: оправдались ли ожидания участников от этой встречи? С каким чувством родители уходят домой? Как посмотрит на вас ученик завтра?

  • помните о перспективах. В конце концов, дети вырастают, их шалости забываются, а испортить отношения можно навсегда

  • и последний, самый главный совет: улыбайтесь почаще! Это всегда как-то располагает к Диалогу.




Как привлечь родителей на собрания



  • Благодарите родителей за все подряд. Много раз за одно и то же; всех за что-нибудь. Обязательно при всех. Благодарите учеников за их замечательных родителей. Благодарите бабушек и дедушек за то, что встречают детей из школы, помогают организовать праздники. Отдельно благодарите пап – за удивительное внимание к нуждам школы, за любой шаг навстречу ребенку и учителю. Конечно, форма выражения благодарности может быть любой. Но особенно запоминаются благодарственные письма


  • записи в дневнике любимого чада – самая больная тема для многих родителей. Как правило, записи безлико информируют о том, чего ребенок не сделал в школе. А если тактику поменять и начать писать позитивные вещи: хвалить ребенка, официально (письменно) и регулярно закрепляя похвалу?! Да, потребуется ваше время, но ведь оно того стоит!

  • Основная задача школы, если она действительно хочет изменить порочный круг противостояния с родителями по поводу прав и ответственности за воспитание и обучение детей, – убедить родителей в своем искреннем желании разделить эту самую ответственность поровну.

  • Родители не должны бояться школы (вспомните отсутствие оптимизма на лице родителей, когда вы сообщали им о приглашении на очередное собрание). Родители не должны чувствовать себя в школе гостями, которых приглашают только по большим праздникам, или подсобными рабочими, чьи руки нужны для покраски парт или мытья окон, или безразмерными кошельками, чтобы вытряхивать из них нужные суммы по мере необходимости

  • изучайте родителей (и других членов семьи) – их интересы, сферу профессиональной деятельности, их методы воспитания – не как маму Миши или папу Светы, а просто как взрослых и опытных людей, с которыми столкнула вас судьба. Возможно, среди них есть удивительные люди, и их стратегия станет известной другим благодаря вашему искреннему интересу

  • учитесь у родителей, ведь учитель – это не всегда тот, кто знает больше, а тот, кто знает другое.




Правила родительского собрания




  • Никогда не упрекайте родителей, не посещающих собрание, это не способствует их желанию встречаться с вами чаще. Всегда искренне (без сарказма!) радуйтесь их появлению в классе
  • обязательно называйте родителей по имени и отчеству, не говорите «мама Миши Петрова». Иначе может создаться впечатление, что родители значимы для вас только в этой роли


  • на собрании старайтесь говорить о проблеме, а не о конкретном ребенке. А вот хвалите – персонально и обязательно всех. Найдите несколько теплых слов для каждого ребенка. Дети меняются, взрослеют, осваивают новые области. И часто успешнее, чем кажется на первый взгляд

  • особенно эффективно, если вам удастся проанализировать, чего достигли школьники с момента вашей последней встречи с родителями, а в чем им так и не удалось поднять планку. Выявление проблем должно быть конструктивным: вот есть проблема; для ее решения неплохо было бы сделать то-то и то-то; со своей стороны я постараюсь, а вы со своей попробуйте...

  • когда родителям предлагается посильная и конкретная модель приложения своих родительских ресурсов, то отдача повышается. Пошаговые целенаправленные действия всегда приносят позитивные результаты, повышают заинтересованность родителей. Они чаще обращаются к вам за советом, а вы, в свою очередь, получаете прекрасную возможность проследить за развитием ребенка в семье

  • старайтесь не критиковать действия коллег, соблюдайте профессиональную этику, даже если у вас иная точка зрения.

  • при необходимости попросите родителей об оказании какой-либо помощи, подробно объясняйте, почему вы не можете обойтись без них, просите предложить другие варианты решения проблемы, охотно обсуждайте их.




Как распознать детский стресс


На наличие эмоционального психологического стресса детского организма указывают следующие признаки:

  1. Эмоциональная неустойчивость - легко возникающий плач, раздражительность, обидчивость, беспокойство, неуверенность в действиях, непоследовательность в поступках, капризность, страхи.
  2. Вегетативная неустойчивость – легко возникающее покраснение или побледнение кожи, в основном на лице, «комок в горле», «каша во рту», колебание артериального давления преимущественно в сторону его понижения, повышенная потливость, неустойчивый пульс, плохое самочувствие при колебаниях атмосферного давления.


  3. Нарушение обмена веществ, нейродермит, плохой аппетит, снижение массы тела, болезненно заостренные реакции организма на запахи, лекарства, пыль и некоторые пищевые вещества в виде кашля, зуда.

  4. Частые простудные заболевания, особенно тогда, когда отчетливо имеется связь с действием нервных, стрессовых факторов.

  5. Психомоторные нарушения в виде заикания, нервных тиков (непроизвольные, часто и однотипно повторяющиеся подергивание мышц лица), мигание, наморщивание лба, шмыгание носом, раскрытие рта, подергивание губ, щек, сокращением артикуляционных и дыхательных мышц- звуки типа «Кх», поперхивание, покашливание, попискивание, тяжелые вздохи, прерывистая, напоминающая заикание речь.

Такие нарушения часто не осознаются и не замечаются ребенком, и очень часто зависят от времени года, утомления, нервного напряжения


Синдром эмоционального выгорания


Существует очень много определений СЭВ, но наиболее общее выглядит примерно так: синдром эмоционального выгорания - это состояние эмоционального и физического истощения, снижение энергетического потенциала, сопровождающееся расстройствами эмоциональной сферы.

Специалисты отмечают, что риск развития синдрома выгорания в очень высокой степени обусловлен личностными особенностями человека. Поэтому СЭВ может развиться при определенном стечении обстоятельств практически у любого человека. Но наиболее подвержены риску выгорания люди, которые перегружены ответственностью и повседневными обязанностями, те, кто работает слишком много в течение продолжительного периода времени со слишком большой интенсивностью. Увеличивают восприимчивость к выгоранию гиперответственность, отсутствие других интересов кроме работы, отношение к себе как к единственному человеку, который способен справиться с поставленной задачей.

Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ:


1. Физические симптомы: усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы.

2. Эмоциональные симптомы: недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других - люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества.

3. Поведенческие симптомы: рабочее время занимает более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение.

4. Интеллектуальные симптомы: падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах - тренингах, образовании; формальное выполнение работы.

5. Социальные симптомы: низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

Конечно, все вышеперечисленные симптомы по-разному проявляются на разных стадиях СЭВ. Синдром эмоционального выгорания включает в себя три стадии, каждой из которых присущи четыре основных симптома:

1-я стадия – «Напряжение»:

неудовлетворенность собой,

«загнанность в клетку»,

переживание психотравмирующих ситуаций,

тревожность и депрессия.

2-я стадия – «Резистенция»:

неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование,

эмоционально-нравственная дезориентация,

расширение сферы экономии эмоций,

редукция профессиональных обязанностей.

3-я стадия – «Истощение»:

эмоциональный дефицит,

эмоциональная отстраненность,

личностная отстраненность,

психосоматические и психовегетативные нарушения.

К основным причинам возникновения СЭВ специалисты относят следующие:

окружающая среда: шум, душные помещения, однообразный пейзаж, невозможность укрыться от всевидящего ока начальства;

ритм работы: перегрузки, постоянные авралы, неожиданности по сто раз на дню или, наоборот, мертвое однообразие;

взаимоотношения: конфликты с руководством или коллегами; обстановка непонимания и борьбы за место под солнцем;

перспективы: точнее сказать, их отсутствие.



Первая помощь


после воздействия стрессовых факторов


Существует система приемов эмоциональной саморегуля­ции, которую необходимо использовать сразу после действия на организм человека стрессовых факторов. К ней относятся следующие приемы:

  • использовать любой шанс, чтобы смочить лоб, виски и ар­терии на руках холодной водой
  • медленно осмотреться по сторонам даже в том случае, если помещение знакомо. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывать их внешний вид. Мысленно говорить себе: «Коричневый письменный стол, белые зана­вески». Сосредоточение на каждом отдельном предмете по­может отвлечься от внутреннего стрессового напряжения, переключить внимание на рациональное восприятие окру­жающей обстановки


  • посмотреть в окно на небо. Сосредоточиться на том, что видите

  • набрав воды в стакан, медленно, как бы сосредоточенно выпить ее. Сконцентрировать внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу

  • представить себя в приятной обстановке — в саду, на пля­же, на качелях, под душем

  • применить формулы успокоения «Сегодня я не обращаю внимания на пустяки».

  • существует множество физиологических механизмов раз­рядки, которые восстанавливающе действуют на человека. Внешне они проявляются в виде плача, смеха, желания уда­рить, выговориться и т. д. Не надо блокировать (сдержи­вать):

— возникающее чувство раздражения, агрессии. Это состояние можно снять с помощью физической разрядки: несколько раз ударить ногой по воображаемому предмету, побоксировать подуш­ку, «выпустить пар»;

—эмоции. Их необходимо разрядить — выговориться до конца кому-либо. Когда человек выговорится, его возбуждение снижается, он мо­жет осознать свои ошибки и принять правильное решение

Для того, чтобы быстрее нормализовать состояние после неприят­ностей, необходимо:

— дать себе усиленную физическую на­грузку (20 — 30 приседаний, бег на месте, подняться пеш­ком на 3—5-й этаж);

— найти место, где можно вслух проговорить, прокричать то, что возмущает, обижает, выплакаться. Пусть это будет пустая комната. По мере того как эти действия будут вы­полняться, раздражение, гнев, обида уйдут;

— другой способ — «пустой стул». Представить, что на нем сидит человек, который обидел вас, излить чувства. Ему сейчас можно сказать все, что хочется
  • переключиться на интересную деятельность, любимое за­нятие — создать новую доминанту. При перевозбуждении в коре головного мозга образуется доминантный очаг возбуж­дения, который обладает способностью тормозить все ос­тальные очаги, подчиняет себе всю деятельность организ­ма, все поступки и помыслы человека. Значит, для успокое­ния надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или же создать новую, конкурирующую. Чем увлекательнее дело, тем легче создать конкурирующую доминанту. Вспомнить приятные события из собственной жизни. Пред­ставить, что эта ситуация повторилась и вы находитесь в этом состоянии радости. Сделать такое же лицо, улыбку, по­чувствовать это состояние всем телом: позой, осанкой, же­стами, походкой


  • использовать приемы логики. Включение рассудочной де­ятельности в восприятие и процесс реагирования на внешний стимул значительно изменяет поведение человека и корректирует эмоциональные реакции. Необходимо помнить, что при сильном эмоциональном возбуждении человек неадекватно оценивает ситуацию. В острой эмоциогенной ситуации не следует принимать ни­каких решений. Успокоиться, а затем все обдумать по прин­ципу: «Подумаю об этом завтра»

  • произвести общую переоценку значимости ситуации по типу: «не очень-то и хотелось» или суметь извлечь что-то положительное даже из неудачи, используя прием «зато». Применить способ успокоения по принципу «зелен виног­рад». Сказать себе: «То, к чему я только что безуспешно стре­мился, не так уж хорошо, как казалось». Спокойно проанализировать ситуацию, постараться четко осознать возможные негативные последствия и прими­риться с самыми худшими из них. Осознав худший исход и примирившись с ним, спокойно обдумать решение си­туации.



Тест «Подвержены ли Вы стрессу?»


Данный тест на оценку стрессоустойчивости был разработан в Медицинском центре Университета г. Бостона (США).

Инструкция: необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения верны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится.


Предлагаются следующие ответы с соответственным количеством баллов:

– почти всегда – 1;

– часто – 2;

– иногда – 3;

– почти никогда – 4;

– никогда – 5.


1. Вы едите, по крайней мере, одно горячее блюдо в день.

2. Вы спите 7-8 часов, по крайней мере, четыре раза в неделю.

3. Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен.

4. В пределах 50 километров у Вас есть хотя бы один человек, на которого Вы можете положиться.


5. Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю.

6. Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день.

7. За неделю Вы потребляете не больше пяти рюмок алкогольных напитков.

8. Ваш вес соответствует Вашему росту.

9. Ваш доход полностью удовлетворяет Ваши основные потребности.

10. Вас поддерживает Ваша вера.

11.Вы регулярно занимаетесь клубной или общественной деятельностью.

12. У Вас много друзей и знакомых.

13. У Вас есть один или два друга, которым Вы полностью доверяете.

14. Вы здоровы.

15. Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда Вы злы или обеспокоены чем-либо.

16. Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живете, Ваши домашние проблемы.

17. Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю.

18. Вы можете организовать Ваше время эффективно.

19. За день Вы потребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков.

20. У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня.


Теперь сложите результаты Ваших ответов и из полученного числа отнимите 20 баллов.

Если Вы набрали меньше 10 баллов, то Вас можно обрадовать, в случае если Вы отвечали еще и честно, – у Вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям и воздействию стресса на организм, Вам не о чем беспокоиться.

Если Ваше итоговое число превысило 30 баллов, стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на Вашу жизнь, и Вы им не очень сильно сопротивляетесь.

Если Вы набрали более 50 баллов, Вам следует серьезно задуматься о Вашей жизни – не пора ли ее изменить. Вы очень уязвимы для стресса.

Взгляните еще раз на утверждения теста. Если Ваш ответ на какое-либо утверждение получил 3 балла и выше, постарайтесь изменить свое поведение, соответствующее данному пункту и Ваша уязвимость к стрессу снизится. Например, если Ваша оценка за 19 пункт – 4, попробуйте пить хотя бы на одну чашку кофе в день меньше, чем обычно.


Начните присматриваться к себе внимательнее сейчас, а не тогда, когда уже будет поздно.


Стрессовый стиль жизни

Человек


  • испытывает хронический неослабевающий стресс

  • попадает в одну или несколько непрекращающихся стрессовых ситуаций

  • тяжело преодолевает стрессовые межличностные отношения (например, трудности в семье, осложнение отношений с супругой, боссом, сотрудниками)

  • участвует в неинтересной, скучной, раздражающей или иным образом неприятной и неблагодарной работе

  • испытывает постоянную нехватку времени, стремится слишком много сделать за ограниченный промежуток времени

  • беспокоится по поводу потенциально неприятных наступающих событий

  • обладает пагубными для здоровья привычками (например, в питании, курит, выпивает, испытывает недостаток физических упражнений, в плохой физической форме)

  • поглощен одним видом жизненной деятельности (например, работой, общественной деятельностью, зарабатыванием денег, одиночеством или физической деятельностью)

  • считает, что трудно просто хорошо провести время, расслабиться и насладиться какой-нибудь кратковременной работой

  • воспринимает отношения между полами как неприятные, неблагодарные или общественно «запрограммированные» (например, путем интриг, стремления «заманить»)

  • воспринимает жизнь как серьезную трудную ситуацию; не воспринимает юмор

  • соглашается с выполнением угнетающих неблагодарных социальных ролей

  • воспринимает тяжелые или стрессовые ситуации пассивно; страдает молча.



Нестрессовый стиль жизни





Человек
  • допускает наличие «творческого» стресса в определенные периоды напряженной деятельности


  • имеет «пути спасения», позволяющие хотя бы временно отстраниться и расслабиться

  • отстаивает собственные права и потребности; устанавливает низкострессовые отношения взаимного уважения; тщательно выбирает друзей и завязывает взаимоотношения, которые являются ободряющими и спокойными

  • участвует в интересной, благодарной, стоящей работе, которая обеспечивает подлинное вознаграждение

  • сохраняет стимулирующую рабочую нагрузку, в которой периоды перегрузки и кризисов уравновешиваются периодами «передышки»

  • уравновешивает опасные события полезными целями и положительными событиями, к которым следует стремиться

  • сохраняет хорошую физическую форму, хорошо питается, очень редко употребляет алкоголь и табак или совсем не употребляет

  • вкладывает энергию в различные виды деятельности, что в целом приносит чувство удовлетворения (например, в работу, общественную деятельность, отдых, уединение, культурные мероприятия, семью и близких знакомых)

  • находит удовольствие в простой деятельности, не чувствуя необходимости оправдывать наигранное поведение

  • наслаждается полной и кипучей сексуально жизнью, прямо выражая свой «сексуальный аппетит»

  • наслаждается жизнью в целом; может смеяться над собой; имеет хорошо развитое чувство юмора

  • проводит жизнь, относительно свободную от ролей; способен выражать естественные потребности, желания и чувства без оправдания

  • эффективно распределяет время, избегает напряженных ситуаций.




ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ


Как распознать, что ваш ребенок

испытывает психологический стресс?

Гармоничное развитие ребенка, его личности возможно при сохранении психологического здоровья. Детские эмоции должны быть благополучными. Желательно, чтобы их было как можно больше для того, чтобы происходило позитивное познание и восприятие окружающего мира, человеческих отношений и отношений человека с природой. По поведению и самочувствию детей, можно судить о психологическом благополучии и неблагополучии. Ряд поведенческих и соматических проявлений могут указывать взрослым, что в развитии характера и формировании личности ребенка происходит сбой. Какие же проявления можно считать «сигналами аварии» в психологическом здоровье учащихся?


На наличие эмоционального психологического стресса детского организма указывают следующие признаки:

Эмоциональная неустойчивость - легко возникающий плач, раздражительность, обидчивость, беспокойство, неуверенность в действиях, непоследовательность в поступках, капризность, страхи.

Вегетативная неустойчивость – легко возникающее покраснение или побледнение кожи, в основном на лице, «комок в горле», «каша во рту», колебание артериального давления преимущественно в сторону его понижения, повышенная потливость, неустойчивый пульс, плохое самочувствие при колебаниях атмосферного давления.

Нарушение сна трудности с засыпанием, чуткий с пробуждением или очень глубокий сон, плохое самочувствие утром после пробуждения.

Нарушение обмена веществ, нейродермит, плохой аппетит, снижение массы тела, болезненно заостренные реакции организма на запахи, лекарства, пыль и некоторые пищевые вещества в виде кашля, зуда.

Частые простудные заболевания, особенно тогда, когда отчетливо имеется связь с действием нервных, стрессовых факторов.

Психомоторные нарушения в виде заикания, ночного и дневного недержания мочи (энурез), нервных тиков (непроизвольные, часто и однотипно повторяющиеся подергивание мышц лица), мигание, наморщивание лба, шмыгание носом, раскрытие рта, подергивание губ, щек, сокращением артикуляционных и дыхательных мышц - звуки типа «Кх», поперхивание, покашливание, попискивание, тяжелые вздохи, прерывистая, напоминающая заикание речь.

Такие нарушения могут не осознаваться и не замечаться детьми, и очень часто зависят от времени года, утомления, нервного напряжения.

Все указанные признаки неблагополучия могут усиливаться или проявляться в трудные моменты жизни ребенка, к которым относятся острая или длительная психотравмирующая ситуация, эмоциональная холодность или чрезмерная опека значимых взрослых. В такие, порой очень непростые периоды своей жизни ребенок требует очень чуткого и душевно тонкого к себе отношения со стороны родных и близких, а иногда участия специалистов. От родителей требуется пересмотреть некоторые свои принципы воспитания сына или дочери, сделать эти принципы более действенными и может быть менее «заметными» для детского восприятия. В некоторых моментах целесообразно перестроить свое эмоциональное взаимодействие со своим ребенком, вспомнить, может быть, переживания своего детства для того, чтобы позволить ребенку с меньшим напряжением адаптироваться к окружающему миру и сложным ситуациям.




Как общаться с ребенком без конфликтов


При передаче ребенку ответственности за решение проблем, непосредственно затрагивающих его жизнь, и избежать конфликтных отношений, необходимо выполнить следующие 10 условий:


  1. Спокойная обстановка. Готовность к диалогу с обеих сторон.

  2. Не заниматься попутно каким-либо делом, не говорить вполоборота.

  3. Заранее подготовить высказывание.

  4. Исключить из него оценки («плохо ведешь себя», «лентяй») и обобщения («никогда», «всегда», «вечно»).

  5. Говорить о конкретных действиях.

  6. Говорить о своих чувствах, мыслях, желаниях, чаще используя «я», чем «ты».

  7. Заверить ребенка в своем дружеском участии в его делах.

  8. Не превращать все в нудную, долгую нотацию.

  9. Следить за реакцией ребенка.

  10. Завершить дружеским физическим контактом (обнять, поцеловать, похлопать по плечу и т.п.).




Правила оказания поддержки ребенку


Поддержка – знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда он объективно неуспешен и касающийся той области, в которой у него в данный момент затруднения (сравнение с самим собой).

Поддержка – это процесс, в котором:

  • взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки

  • помогает ребенку поверить в себя и свои способности

  • который помогает ребенку избежать ошибок, поддерживает его при неудачах.

Чтобы показать веру в ребенка, взрослому нужно:

  • забыть о прошлых неудачах ребенка

  • помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справиться с данной задачей
  • позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, достичь успеха


  • помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Чтобы поддержать ребенка, нужно:

    1. Опираться на сильные стороны ребенка.

    2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

    3. Показать, что вы удовлетворены ребенком.

    4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

    5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.

    6. Проводить больше времени с ребенком.

    7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

    8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

    9. Уметь взаимодействовать с ребенком.

    10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

    11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

    12. Принимать индивидуальность ребенка.

    13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.

    14. Демонстрировать оптимизм.




Примеры неэффективного взаимодействия с ребенком


Привычные высказывания (автоматические ответы взрослых), которые не действуют на ребенка или вызывают неодобряемое поведение:



  1. Приказы, команды («Сейчас же перестань!», «Убери!», Чтобы я больше этого не слышал!»).

  2. Предупреждения, предостережения, угрозы («Смотри, чтобы не стало хуже», «Не сдашь работу вовремя, пеняй на себя!»).

  3. Мораль, нравоучения, проповеди («Ты должен уважать взрослых», «Ты обязан вести себя, как подобает!»

  4. Советы, готовые решения («А ты возьми и скажи», «Почему бы тебе не попробовать», «Я бы на твоем месте…»
  5. Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции» («Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки»).


  6. Критика, выговоры, обвинения (На что это похоже!», «Опять ты сделала не так!», «Все из-за тебя!», «Зря я на тебя надеялась!»)

  7. Похвала («Молодец, ты у нас просто гений!», «Ты самая красивая!»),

  8. Обзывание, высмеивание («Плакса-вакса!», «Не будь лапшой!», «Какой же ты лентяй!»)

  9. Догадки, интерпретации («Я знаю, это все из-за того, что ты…», «Небось опять подрался»)

  10. Выспрашивание, расследование («Нет, ты все таки скажи», «Что же все-таки случилось? Я все равно узнаю!», «Почему ты опять получил двойку?», «Ну почему ты молчишь?»)

  11. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания («Успокойся!», «Не обращай внимания!», « Перемелется, мука будет!»)

  12. Отшучивание, уход от разговора («Отстань», «Не до тебя сейчас»)



Как вести себя, если возникла

проблемная ситуация, и вас приглашают в школу?




  • До визита в школу постарайтесь спокойно и доброжелательно выяснить у ребенка причину такого «приглашения». Скажите, что это необходимо для того, чтобы защитить его от возможных несправедливых обвинений

  • объясните ребенку, что вы отправляетесь в школу за получением информации, и что конечная цель встречи с учителем – улучшить ситуацию!

  • если ребенок присутствует при вашем разговоре с учителем, помните: как бы он ни был виноват, родители всегда (по крайней мере, на людях) должны быть адвокатами своих детей. Двое на одного – это нечестно!

  • в процессе беседы старайтесь выяснить достоверно известные факты. Конечно, учитель имеет свою оценку проблемной ситуации, но помните, что оценка эта может быть весьма субъективной!
  • требуйте больше конкретики! Если учитель говорит, что «ребенок себя плохо ведет», спросите, в каких конкретных ДЕЙСТВИЯХ это выражается? Обратите внимание, что ваш ребенок, скорее всего, считает, что он ведет себя очень даже хорошо! Следовательно, исправить ситуацию, которую одна сторона не считает проблемной, невозможно!


  • обсуждая неприятный поступок ребенка, спросите себя: нет ли здесь вашей вины как более мудрого и опытного человека? Дети многое делают по незнанию!

  • совместно с учителем определите дальнейшие пошаговые целенаправленные действия. Если вы не понимаете, что конкретно должны предпринять для улучшения ситуации, попросите у педагога совета – что почитать, к кому обратиться за дополнительной консультацией, как говорить о возникшей проблеме с ребенком

  • после визита в школу никогда с порога не набрасывайтесь на ребенка с обвинениями

  • помните, что ребенок будет всячески скрывать от вас реальное положение дел, если убедится, что ваша встреча с учителем приносит ему одни неприятности

  • даже если ребенок совершил ужасный проступок, он все равно остается вашим самым дорогим существом на свете. Это – достаточный аргумент для того, чтобы первым протянуть ему руку помощи!

  • подумайте, есть ли и у него кто-то, кто сможет помочь ему лучше вас?

  • если после неоднократных предупреждений, разговоров, просьб и скандалов ваш ребенок все равно продолжает хулиганить и отлынивать от учебы, вспомните, какие «подвиги» совершали вы, будучи школьником? И… успокойтесь

  • помните о перспективах. В конце концов, дети вырастают, их шалости забываются, а испортить отношения можно навсегда. Поверьте, школ у ребенка может быть очень много, а родители – одни

  • и, наконец, вот тест, определяющий эффективность проведенной встречи: если вы уходите из школы с ЯСНЫМ планом действий и в оптимистичном настроении, значит, встреча прошла успешно!




Как помочь подготовиться к экзамену



  • Задолго до экзаменов обсудите с ребёнком, что именно ему придётся сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки: на какие предметы придётся потратить больше времени, а что потребует только повторения. Определите вместе с ребёнком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъёма, хорошо знакомые в часы спада. Познакомьтесь с материалом к экзаменам. Не стесняйтесь признаться ребёнку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.


  • обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребёнку будет интересно знать ваше мнение на этот счёт (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребёнку понять, что доставать шпаргалку, которая написана его рукой, имеет смысл только тогда, когда он не знает ничего. Если ему кажется, что ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит.

  • в выходные дни, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребёнку репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов задач по математике, физике и т.д., подобно которым будут использоваться на экзамене. Договоритесь, что у него будет два или три часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, когда закончится время. Сразу после этого дайте ребенку понять, что он справился, что у него в основном все получилось

  • (если не получилось, все равно обратите внимание на позитивные элементы его поведения). Дайте школьнику отдохнуть и тщательно проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, которые возникли в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться, что ему помогало, что мешало
  • следите за тем, чтобы во время подготовки ребёнок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы старшеклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкий чай, настойки женьшеня и т.п.), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может принести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы музыка была без слов


  • договоритесь с ребёнком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние 12 часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

  • если ваш ребёнок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Примите плохой результат спокойно. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, не делайте из этого трагедии. Вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чём причина неудачи, и через какое-то время, когда ребенок, будет в состоянии думать, обсудите с ним, какой опыт он получил.




Литература:

    1. Жамкочьян, М. Как говорить с детьми, чтобы они слышали //Педология. Новый век. -2001. - №6 - №9.

    2. Памятка организаторам проведения ЕГЭ // Школьный психолог. -2006, №8

    3. Липская, Т., Кузьменкова, О. Готовимся к ЕГЭ (тренинг для старшеклассников).\\ Школьный психолог. - 2008. - №9.

    4. Семенова, Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: учеб. пособие. – М., 2002. -224 с.




* См. Практические рекомендации для старшеклассников

* См. Практические рекомендации учителям

* См. Практические рекомендации родителям