litceysel.ru
добавить свой файл
1 2
Официальный русский текст


Международная Конвенция

о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ)

(Лондон, 7 июля 1978 г.)


В настоящую Конвенцию вносились поправки - Бюллетени изменений и дополнений NN 1, 2, 3 (1997, 1999, 2000 гг. издания соответственно)


Преамбула

Текст Конвенции (ст.ст. I - XVII)

Приложение

Глава I. Общие положения

Глава II. Капитан - палубная команда

Глава III. Машинная команда

Глава IV. Радиотехническая служба

Глава V. Специальные требования для танкеров

Глава VI. Специалисты по спасательным шлюпкам и плотам

Заключительный акт Международной конференции по подготовке и

дипломированию моряков 1978 года


Стороны настоящей Конвенции,

желая содействовать усилению охраны человеческой жизни и сохранности имущества на море, а также защиты морской среды путем установления с общего согласия международных норм подготовки и дипломирования моряков и несения вахты;

считая, что лучшим способом достижения этой цели является заключение Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты;

договорились о нижеследующем:


Статья I

Общие обязательства по Конвенции


1. Стороны обязуются осуществлять положения Конвенции и ее Приложения, которое составляет неотъемлемую часть Конвенции. Всякая ссылка на Конвенцию означает одновременно и ссылку на Приложение.

2. Стороны обязуются издавать все законы, декреты, приказы и правила и принимать все другие меры, необходимые для полного осуществления положений Конвенции в целях обеспечения того, чтобы с точки зрения охраны человеческой жизни и сохранности имущества на море, а также защиты морской среды, моряки на судах имели надлежащую квалификацию и были годны к выполнению своих обязанностей.



Статья II

Определения



В Конвенции, если специально не предусмотрено иное:

а) " Сторона" означает государство, для которого Конвенция вступила в силу;

b) "Администрация" означает правительство Стороны, под флагом которой судно имеет право плавания;

с) "диплом" означает действительный документ, как бы он ни назывался, выданный Администрацией или по ее поручению, либо признаваемый Администрацией и дающий право его владельцу на занятие должности, указанной в этом документе или разрешенной национальными правилами;

d) "владелец диплома" означает лицо, которое на законных основаниях владеет дипломом;

е) "Организация" означает Межправительственную морскую консультативную организацию (ИМКО);

f) " Генеральный секретарь" означает Генерального секретаря Организации;

g) "Морское судно" означает судно, иное, чем те, которые плавают исключительно во внутренних водах, в пределах защищенных вод или в непосредственной к ним близости либо в районах действия портовых правил;

h) " Рыболовное судно" означает судно, используемое для промысла рыбы, китов, тюленей, моржей или иных живых ресурсов моря;

i) "Регламент радиосвязи" означает Регламент радиосвязи, который является Приложением или рассматривается как Приложение к самой последней действующей Международной Конвенции электросвязи.


Статья III

Применение


Конвенция применяется к морякам, работающим на морских судах, имеющих право плавания под флагом Стороны, за исключением моряков, которые:

а) служат на военных кораблях, военно-вспомогательных судах или работают на иных судах, принадлежащих Государству, либо эксплуатируемых им и используемых исключительно для правительственной некоммерческой службы. Однако каждая Сторона путем принятия соответствующих мер, не наносящих ущерба или эксплуатационным возможностям таких судов, принадлежащих ей или эксплуатируемых ею, должна обеспечивать, чтобы лица, работающие на таких судах, отвечали, насколько это целесообразно и практически возможно, требованиям Конвенции;


либо работают на:

b) рыболовных судах;

с) прогулочных яхтах, не занимающихся коммерческими перевозками;

или

d) деревянных судах примитивной конструкции.


Статья IV

Представление информации


1. Стороны в возможно короткий срок представляют Генеральному секретарю:

а) тексты законов, декретов, приказов, правил и иных документов, опубликованных по различным вопросам, охватываемым Конвенцией;

b) полные, где возможно, данные в отношении программы и срока обучения, а также национальные экзаменационные и иные требования для выдачи диплома в соответствии с Конвенцией;

с) достаточное количество образцов дипломов, выдаваемых в соответствии с Конвенцией.

2. Генеральный секретарь извещает все Стороны о любом представлении, полученном согласно подпункту а) пункта 1 настоящей Статьи и, в частности, направляет им по их просьбе для целей Статей IX и X любую информацию, представленную ему согласно подпункту b) и c) пункта 1 настоящей Статьи.


Статья V

Другие договоры и толкование


1. Все предыдущие ныне действующие между Сторонами договоры, конвенции и соглашения, относящиеся к нормам подготовки и дипломирования моряков и несению вахт, продолжают сохранять в течение своего срока действия полную силу в отношении:

а) моряков, к которым настоящая Конвенция не применяется;

b) моряков, к которым настоящая Конвенция применяется, но по вопросам, которые специально не предусмотрены ею.

2. Там, однако, где такие договоры, конвенции или соглашения противоречат положениям настоящей Конвенции, Стороны пересматривают свои обязательства по таким договорам, конвенциям и соглашениям с целью устранения противоречия между обязательствами по ним и обязательствами по настоящей Конвенции.

3. Все вопросы, которые специально не предусмотрены настоящей Конвенцией, остаются предметом законодательства Сторон.


4. Ничто в настоящей Конвенции не наносит ущерба кодификации и развитию морского права Конференцией по морскому праву Организации Объединенных Наций, созываемой в соответствии с Резолюцией 2750 С (XXV) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, а также нынешним или будущим притязаниям и правовым позициям любого Государства по вопросам морского права и в отношении природы и пределов юрисдикции прибрежного Государства и Государства флага.


Статья VI

Дипломы


1. Дипломы капитанов, лиц командного или рядового состава выдаются тем кандидатам, которые, к удовлетворению Администрации, отвечают требованиям в отношении работы, возраста, состояния здоровья, подготовки, квалификации и экзаменов согласно соответствующим положениям Приложения Конвенции.

2. Дипломы капитанов и лиц командного состава, выдаваемые в соответствии с настоящей Статьей, подтверждаются выдающей их Администрацией по форме, предписанной Правилом I/2 Приложения. Если подтверждение составлено не на английском языке, то оно должно содержать перевод на этот язык.


Статья VII

Положения переходного периода


1. Профессиональный стандартный диплом или диплом для работы в должности, на занятие которой Конвенцией требуется диплом, практика который до вступления в силу Конвенции для Стороны выдан в соответствии с законами такой Стороны или Регламента радиосвязи, признается действительным для работы в такой должности и после вступления в силу Конвенции для этой Стороны.

2. В течение не более пяти лет после вступления в силу Конвенции для Стороны, ее Администрация может продолжать выдачу стандартных дипломов в соответствии с установившейся практикой. Такие дипломы признаются действительными для целей Конвенции. В течение этого переходного периода такие дипломы выдаются только морякам, которые начали свою работу на судах по определенной специальности, к которой относятся такие дипломы, до вступления в силу настоящей Конвенции для этой Стороны. Администрация обеспечивает, чтобы все другие кандидаты на получение диплома сдавали экзамены и были владельцами дипломов в соответствии с положениями Конвенции.


3. Сторона в течение двух лет после вступления в силу для нее настоящей Конвенции может выдавать диплом практика морякам, которые не имеют либо соответствующего диплома по Конвенции, либо стандартного диплома, выданного согласно национальным законам до вступления в силу Конвенции для такой Стороны, но которые:

а) проработали на море в должности, для которой они добиваются получения диплома практика, не менее трех лет в пределах семи лет, предшествующих вступлению в силу настоящей Конвенции для этой Стороны;

b) представили доказательства того, что они работали удовлетворительно;

с) отвечают требованиям Администрации в отношении состояния здоровья, включая зрение и слух, учитывая при этом их возраст в момент подачи заявления.

Для целей настоящей Конвенции диплом практика, выданный на основании настоящего пункта, рассматривается как эквивалент диплому, выданному на основании положений Конвенции.


Статья VIII

Льготное разрешение


1. В случаях исключительной необходимости Администрации, если, по их мнению, это не создает опасности для людей, имущества или окружающей среды, могут выдавать льготное разрешение, позволяющее определенному моряку работать на определенном судне в течение определенного срока, не превышающего шести месяцев, в должности, на занятие которой он не имеет соответствующего диплома, при условии, что лицо, которому выдается льготное разрешение, для занятия вакантной должности, должно иметь квалификацию, отвечающую требованиям Администрации в отношении обеспечения безопасности. Такое разрешение предоставляется для занятия должности радиоспециалиста или радиотелефониста лишь при условиях, предусмотренных соответствующими положениями Регламента радиосвязи. Однако капитану или старшему механику льготное разрешение выдается лишь при форсмажорных обстоятельствах и только на возможно короткий срок.

2. Любое льготное разрешение на занятие какой-либо должности выдается только лицу, на законных основаниях являющемуся владельцем диплома для занятия должности одной ступенью ниже. Если по Конвенции не требуется диплома для занятия должности ступенью ниже, льготное разрешение может быть выдано лицу, чья квалификация и опыт, по мнению Администрации, явно соответствуют требованиям для замещения такой должности, причем если такое лицо не имеет соответствующего диплома, оно должно пройти принятую Администрацией проверку, для подтверждения того, что выдача такого льготного разрешения не может снизить уровень безопасности. Кроме того, Администрация обеспечивает как можно скорее занятие упомянутой должности владельцем надлежащего диплома.


3. Стороны как можно скорее после первого января каждого года направляют доклад Генеральному секретарю, содержащий сведения об общем количестве льготных разрешений в отношении каждой должности, для которой требуется диплом, выданных в течение года на морские суда, и данные о количестве таких судов валовой вместимостью отдельно до и свыше 1600 рег.т.


Статья IX

Эквиваленты


1. Конвенция не запрещает Администрации сохранять или принимать иные методы теоретической и практической подготовки, включая те, которые охватывают вопросы работы на судне и организации судовой службы, специально учитывающие технический прогресс, особые типы судов и виды перевозок, при условии, что опыт работы на судне, уровень знаний и квалификация в отношении навигационного и технического управления судном и обращения с грузом обеспечивают степень безопасности на море и дают эффект в части предотвращения загрязнения, по меньшей мере эквивалентные требованиям настоящей Конвенции.

2. Сведения о таких методах в возможно короткий срок представляются Генеральному секретарю, который рассылает их всем Сторонам.


Статья Х

Контроль


1. Суда, не считая исключаемых Статьей III, при нахождении в портах Стороны подчиняются контролю, осуществляемому должностными лицами, надлежащим образом уполномоченными этой Стороной, с целью проверки того, что все работающие на них моряки, которые по Конвенции должны быть владельцами дипломов, являются такими владельцами дипломов или имеют соответствующие льготные разрешения. Эти дипломы должны признаваться, если нет очевидных оснований полагать, что диплом был получен незаконным путем или владелец диплома не является тем лицом, которому он был первоначально выдан.

2. В случае обнаружения недочетов согласно пункту 1 или порядку, указанному в Правиле 1/4 "Порядок контроля", осуществляющее контроль должностное лицо немедленно уведомляет в письменной форме капитана судна и Консула или, если консула не имеется, ближайшего дипломатического представителя либо морские власти Государства, под флагом которого судно имеет право плавания, для принятия соответствующих мер. Такое уведомление должно содержать подробные сведения об обнаруженных недочетах и основания, по которым Сторона считает, что эти недочеты создают опасность для людей, имущества и окружающей среды.


3. При осуществлении контроля согласно пункту 1 недочеты, упомянутые в пункте 3 Правила 1/4, не устранены, и установлено, что, принимая во внимание размер и тип судна, а также протяженность и характер рейса, этим создается опасность для людей, имущества или окружающей среды, осуществляющая контроль Сторона принимает меры, чтобы судно не вышло в море до тех пор, пока такие требования не будут выполнены настолько, чтобы считать такую опасность устраненной. О фактах, касающихся принятых мер, немедленно сообщается Генеральному секретарю.

4. При осуществлении контроля согласно настоящей Статье принимаются все возможные меры, чтобы избежать необоснованного задержания или необоснованной отсрочки отхода судна. Если судно необоснованно задержано или его отход необоснованно отсрочен, оно имеет право на компенсацию понесенных в связи с этим убытков или ущерба.

5. Настоящая Статья применяется, поскольку это может быть необходимым, для того, чтобы судам, имеющим право плавания под флагом Государства, не являющегося Стороной, не создавать более благоприятных условий, чем судам, имеющим право плавания под флагом Стороны.


Статья XI

Содействие техническому сотрудничеству


1. Стороны Конвенции по консультации с Организацией и при ее содействии оказывают поддержку тем из Сторон, которые обращаются с просьбой об оказании технической помощи в отношении:

а) обучения административного и технического персонала;

b) учреждения заведений для подготовки моряков;

с) оснащения оборудованием и пособиями учебных заведений;

d) разработки соответствующих программ подготовки, включая прохождение практики на морских судах; и

е) принятия других мер по повышению квалификации моряков; предпочтительно на национальной, субрегиональной или региональной основе для дальнейшего благоприятствования осуществлению целей и задач Конвенции, учитывая при этом конкретные нужды развивающихся стран в этом отношении.


2. Организация со своей стороны будет соответствующим образом продолжать прилагать усилия в вышеупомянутых направлениях по консультации или в сотрудничестве с другими международными организациями и, в частности, с Международной организацией труда.


Статья XII

Поправки


1. В Конвенцию могут быть внесены поправки посредством одной из двух следующих процедур:

а) поправки после рассмотрения в Организации:

(i) Предлагаемая Стороной поправка представляется Генеральному секретарю, который рассылает ее всем членам Организации, всем Сторонам и Генеральному директору Международного бюро труда (МБТ) не менее, чем за шесть месяцев до ее рассмотрения;

(ii) представленная и разосланная таким образом поправка передается на рассмотрение Комитету по безопасности на море Организации;

(iii) Стороны, независимо от того, являются они членами Организации или нет, имеют право на участие в работе Комитета по безопасности на море при рассмотрении и одобрении им поправок;

(iv) поправки одобряются большинством в две трети Сторон, присутствующих и голосующих в Комитете по безопасности на море, состав которого расширен, как это предусмотрено подпунктом а) (iii) (далее - расширенный Комитет по безопасности на море) при условии, что в момент голосования присутствует не менее одной трети Сторон;

(v) одобренные таким образом поправки направляются Генеральным секретарем всем Сторонам для принятия;

(vi) поправка к Статье настоящей Конвенции считается принятой в дату, в которую она принята двумя третями Сторон;

(vii) поправка к Приложению считается принятой:

1) по истечении двух лет с даты, в которую она направлена Сторонами для принятия; или

2) по истечении иного срока, который не должен быть менее одного года, если он устанавливается большинством в две трети Сторон, присутствующих и голосующих в расширенном Комитете по безопасности на море во время ее одобрения;


однако поправка считается непринятой, если в течение установленного срока более одной трети Сторон или Стороны, общий торговый флот которых по валовой вместимости составляет не менее пятидесяти процентов валовой вместимости мирового торгового флота судов 100 и более рег.т., заявят Генеральному секретарю, что они возражают против такой поправки;

(viii) поправка к Статье вступает в силу для тех Сторон, которые ее приняли по истечении шести месяцев с даты, в которую она считается принятой, а для каждой Стороны, которая примет ее после этой даты - по истечении шести месяцев с даты ее принятия такой Стороной;

(ix) поправка к Приложению вступает в силу для всех Сторон по истечении шести месяцев с даты, в которую она считается принятой, за исключением тех, которые сделали заявление согласно подпункту а) (vii) о том, что они возражают против такой поправки и не отозвали такого заявления. До установленной даты вступления в силу поправки Сторона может уведомить Генерального секретаря, что она освобождает себя от введения в действие такой поправки на срок, не превышающий одного года, начиная с даты ее вступления в силу, или на такой большой срок, который может быть установлен большинством в две трети Сторон, присутствующих и голосующих в расширенном Комитете по безопасности на море во время одобрения поправки;

или

b) поправки путем созыва конференции:

(i) по просьбе Стороны, поддержанной не менее, чем одной третью Сторон, Организация созывает совместно или по консультации с Генеральным директором МБТ конференцию Сторон для рассмотрения поправок к Конвенции;

(ii) поправка, одобренная на такой конференции большинством в две трети присутствующих и голосующих Сторон, направляется Генеральным секретарем всем Сторонам для принятия;

(iii) если конференция не примет иного решения, поправка считается принятой и вступает в силу в соответствии с условиями процедуры, предусмотренными для этой цели соответственно в подпунктах а) (vi) и а) (viii) или в подпунктах а) (vii) и а) (ix), причем ссылки в этих подпунктах на расширенный Комитет по безопасности на море означают ссылки на конференцию.


2. Заявление о принятии поправки или о возражении против нее либо уведомление согласно подпункту а) (ix) пункта 1 представляется в письменном виде Генеральному секретарю, который извещает все Стороны о таких представлениях и о дате их получения.

3. Генеральный секретарь извещает все Стороны о вступающих в силу поправках и о дате вступления в силу каждой из таких поправок.


Статья XIII

Подписание, ратификация, принятие, утверждение и присоединение


1. Конвенция открыта для подписания в штаб-квартире Организации с 1 декабря 1978 г. по 30 ноября 1979 года, а затем - для присоединения. Любое Государство может стать Стороной путем:

а) подписания без оговорки о ратификации, принятии или утверждении;

b) подписания с оговоркой о ратификации, принятии или утверждении с последующей ратификацией, принятием или утверждением; или

с) присоединения.

2. Ратификация, принятие, утверждение или присоединение осуществляется путем сдачи на хранение Генеральному секретарю соответствующего документа.

3. Генеральный секретарь информирует все Государства, подписавшие настоящую Конвенцию или присоединившиеся к ней, и Генерального директора Международного бюро труда (МБТ) о любом подписании или о сдаче на хранение документа о ратификации, принятии, утверждении или присоединении и о дате его сдачи на хранение.


Статья XIV

Вступление в силу

1. Конвенция вступает в силу по истечении двенадцати месяцев с даты, в которую не менее двадцати пяти Государств, суммарная валовая вместимость морского флота которых составляет не менее пятидесяти процентов валовой вместимости мирового торгового флота судов 100 и более рег.т., либо подпишут ее без оговорки о ратификации, принятии или утверждении, либо сдадут на хранение соответствующие документы о ратификации, принятии, утверждении или присоединении в соответствии со Статьей XIII.


2. Генеральный секретарь информирует все Государства, подписавшие Конвенцию или присоединившиеся к ней, о дате ее вступления в силу.

3. Документ о ратификации, принятии, утверждении или присоединении, сданный на хранение в течение двенадцати месяцев, упомянутых в пункте 1, приобретает силу в дату вступления в силу Конвенции или в дату, наступающую по истечении трех месяцев с момента сдачи на хранение такого документа, если последняя дата наступит позднее.

4. Документ о ратификации, принятии, утверждении или присоединении, сданный на хранение после даты вступления в силу Конвенции, приобретает силу по истечении трех месяцев с даты его сдачи на хранение.

5. Документ о ратификации, принятии, утверждении или присоединении, сданный на хранение после даты, в которую поправка к Конвенции считается принятой на основании Статьи XII, относится к Конвенции с такой поправкой.


Статья XV

Денонсация


1. Конвенция может быть денонсирована любой Стороной в любое время по истечении пяти лет с даты вступления в силу Конвенции для этой Стороны.

2. Денонсация осуществляется путем письменного уведомления, направляемого Генеральному секретарю, который информирует все другие Стороны и Генерального директора Международного бюро труда (МБТ) о таком полученном уведомлении и о дате его получения, а также о дате вступления в силу такой денонсации.

3. Денонсация вступает в силу по истечении двенадцати месяцев с даты получения Генеральным секретарем уведомления о денонсации или по истечении большего срока, который может быть указан в уведомлении.


Статья XVI

Сдача на хранение и регистрация


1. Конвенция сдается на хранение Генеральному секретарю, который направляет ее заверенные копии всем Государствам, подписавшим Конвенцию или присоединившимся к ней.

2. Как только Конвенция вступит в силу, Генеральный секретарь передаст ее текст Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций для регистрации и опубликования в соответствии со Статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций.



Статья XVII

Языки


Конвенция составлена в одном экземпляре на русском, английском, испанском, китайском и французском языках, причем все тексты являются равно аутентичными. Официальные переводы на арабский и немецкий языки будут подготовлены и сданы на хранение вместе с подписанным оригиналом.


В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные своими соответствующими Правительствами, подписали Конвенцию.


Совершено в Лондоне седьмого июля тысяча девятьсот семьдесят восьмого года.


Приложение

к Международной Конвенции

о подготовке и дипломировании моряков

и несении вахты 1978 года

(Лондон, 7 июля 1978 г.)


Глава I

Общие положения


Правило I/1

Определения


В настоящей Конвенции, если специально не предусмотрено иное:

а) " Правила" означают правила, содержащиеся в Приложении настоящей Конвенции;

b) "одобрен" (и его производные) означает одобрен Администрацией;

с) "капитан" означает лицо, командующее судном;

d) "лицо командного состава" означает члена экипажа, не являющегося капитаном, назначаемого таковым согласно национальному закону или правилам либо, за их отсутствием, согласно коллективному договору или обычаю;

е) "помощник капитана" (штурман) означает квалифицированное лицо командного состава несущее навигационную вахту;

f) "старший помощник капитана" означает лицо командного состава, следующее по должности после капитана, на которое возлагается командование судном в случае неспособности капитана командовать судном;

g) "механик" означает квалифицированное лицо командного состава, ответственное за несение вахты в машинном отделении;


h) "старший механик" означает старшего по должности механика, ответственного за судовую силовую установку;

i) "второй механик" означает механика, следующего по должности после старшего механика, на которого возлагается ответственность за судовую силовую установку в случае неспособности старшего механика нести такую ответственность;

j) "механик-стажер" означает лицо, проходящее подготовку, чтобы стать механиком, и назначаемое таковым согласно национальному закону или правилам;

k) "радиоспециалист" означает лицо, имеющее диплом оператора - радиотелеграфиста первого или второго класса либо общий диплом оператора радиосвязи морской подвижной службы, выдаваемый на основании положений Регламента радиосвязи, который работает на радиотелеграфной станции судна, на котором Международная конвенция по охране человеческой жизни на море требует иметь такую станцию;

l) "оператор-радиотелеграфист" означает лицо, имеющее соответствующий диплом, выдаваемый на основании положений Регламента радиосвязи;

m) "лицо рядового состава" означает члена экипажа судна, не являющегося капитаном или лицом командного состава;

n) "прибрежное плавание" означает плавание у берегов Стороны, как оно определено такой Стороной;

o) "пропульсивная мощность" означает мощность, выражаемую в киловаттах и указываемую в свидетельстве о регистрации судна или в ином официальном документе;


Предполагается, что указанная в свидетельстве о регистрации судна или ином официальном документе мощность есть общая максимально длительная выходная мощность всех главных судовых силовых установок.

p) "обязанности по радиослужбе" охватывают, в зависимости от случая, несение радиовахты, технический уход и ремонт в соответствии с Регламентом радиосвязи, Международной Конвенции по охране человеческой жизни на море и, по усмотрению Администрации, соответствующими рекомендациями Организации;


q) "нефтяной танкер" означает судно, построенное и используемое для перевозки наливом нефти и нефтепродуктов;

r) "танкер-химовоз" означает судно, построенное и используемое для перевозки наливом любого из жидких химических веществ, перечисленных в списке Правил постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические вещества наливом, разработанных Организацией;

s) "танкер-газовоз" означает судно, построенное и используемое для перевозки наливом любого из сжиженных газов, перечисленных в списке Правил постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом, разработанных Организацией.


Правило I/2

Содержание дипломов и форма подтверждения


1. Дипломы составляются на государственном языке или языках стран, где они выдаются. Если язык не является английским, то текст должен содержать перевод на такой язык.

2. В том, что касается радиоспециалиста и оператора-радиотелефониста, Администрации могут:

а) включать дополнительные знания, предписываемые соответствующими правилами настоящего Приложения Конвенции, в экзаменационную программу для выдачи диплома, отвечающего Регламенту радиосвязи; или

b) выдавать отдельный диплом, подтверждающий, что его владелец обладает дополнительными знаниями, предписываемыми настоящим Приложением Конвенции.

3. Форма подтверждения диплома, предусмотренная Статьей VI Конвенции, должна быть следующей:


———————————————————————————————————————————————————————————————————————

| Форма подтверждения дипломов |

| Подтверждение диплома |

| |

| (Государственный герб) (Государство) |

| |

| Выдано на основании положений Международной |

| конвенции о подготовке и дипломировании |

| моряков и несении вахты 1978 г. |

| |

| *) Правительство /наименование государства/ удостоверяет, что |


| Я, нижеподписавшийся, удостоверяю, |

| |

| настоящий диплом (диплом N ..........) **) выдан (фамилия, имя, |

| отчество владельца), который, как установлено, имеет квалификацию в |

| должном соответствии с положениями Правила .......... Международной |

| конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахт 1978 |

| г. для выполнения обязанностей .......... ***) со следующими |

| ограничениями: |

| |

| Здесь указываются возможные (.......... |

| ограничения или пишется (.......... |

| "без ограничений" (.......... |

| |

| Дата выдачи настоящего подтверждения .......... |

| Гербовая печать .......... |

| (Фамилия и подпись надлежащим |

| образом уполномоченного |

| должностного лица) |

| |

| Дата рождения владельца диплома: .......... |

| Подпись владельца диплома: .......... |

| |

| *) Выбрать нужное |

| **) Ненужное зачеркнуть |

| ***) Указать вид или класс диплома |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————


Правило I/3

Принципы, определяющие прибрежное плавание

1. Любая Сторона при определении прибрежного плавания для целей настоящей Конвенции не должна предъявлять к морякам, работающим на судах, имеющих право плавания под флагом другой Стороны и совершающих такое прибрежное плавание, требований в отношении подготовки, опыта и дипломов, более строгих, чем предъявляемые к морякам судов, имеющих право плавания под ее собственным флагом. Ни в коем случае такая Сторона не должна предъявлять к морякам, работающим на судах, имеющих право плавания под флагом другой Стороны, требований, более строгих, чем требования Конвенции в отношении судов, не совершающих прибрежного плавания.


2. Что же касается судов, имеющих право плавания под флагом какой - либо Стороны и регулярно совершающих прибрежное плавание у берегов другой Стороны, то Сторона, под чьим флагом судно имеет право плавания, должна предписывать требования, предъявляемые к морякам, работающим на таких судах, в отношении подготовки, опыта и дипломов по меньшей мере равные требованиям, предъявляемым Стороной, у чьих берегов судно совершает плавание, при условии, что они не должны быть более строгими, чем требования Конвенции в отношении судов, не совершающих прибрежного плавания. Судно, плавание которого продолжается за пределами того, что какой-либо Стороной определено как прибрежное плавание, и которое заходит в воды, не охватываемые таким определением, должно выполнять требования Конвенции без каких-либо послаблений, предоставляемых согласно настоящему Правилу.

3. Сторона может предоставить судну, имеющему право плавания под ее флагом, послабления, предусмотренные положениями Конвенции в отношении прибрежного плавания, тогда такое судно совершает регулярное прибрежное плавание, как оно определено такой Стороной, у берегов Государства, не являющегося Стороной.

4. Ничто в настоящем Правиле ни коим образом не устанавливает пределов юрисдикции какого - либо государства, независимо от того, является оно Стороной Конвенции или нет.


Правило I/4

Порядок контроля


1. Контроль, осуществляемый согласно Статье Х надлежащим образом на то уполномоченным должностным лицом, сводится к:

а) проверке в соответствии с пунктом 1 Статьи Х того, что все, работающие на борту моряки, от которых по Конвенции требуется, чтобы они были владельцами дипломов, имеют действительные дипломы или действительные льготные разрешения;

b) оценке способности моряков судна соблюдать предписываемый Конвенцией порядок несения вахт для того, чтобы установить, имеются ли основания полагать, что такой порядок не соблюдается, поскольку во время нахождения в порту какой либо Стороны или на подходах к такому порту имело место следующее:


(i) судно участвовало в столкновении, имело посадку на мель или касание грунта; либо

(ii) судно, будучи на ходу, на якоре или у причала, допустило сброс веществ, который согласно международным конвенциям является незаконным; либо

(iii) судно производило ошибочное или опасное маневрирование, не придерживалось знаков навигационной обстановки или системы разделения движения судов.

2. Осуществляющее контроль должностное лицо в соответствии со Статьей Х, в письменной форме сообщает капитану судна и соответствующему дипломатическому представителю Государства флага об обнаруженных им в результате осуществления контроля в соответствии с пунктом 1 какого - либо из следующих недочетов:

а) отсутствие у моряков, от которых требуется иметь дипломы, соответствующих действительных дипломов или действительных льготных разрешений;

b) невыполнение судном предписанных Государством флага требований, касающихся несения вахты на ходовом мостике или в машинном отделении;

с) отсутствие в составе вахты квалифицированного лица по обслуживанию оборудования и приборов, обеспечивающих безопасность плавания или предотвращение загрязнения;

d) отсутствие у капитана возможности обеспечить отдохнувшим составом первую при отходе в рейс и последующие сменяющие вахты.

3. Сторона может не выпускать судно согласно Статье Х лишь тогда, когда не были приняты меры для устранения недочетов, упомянутых в подпункте а) пункта 2 в том, что касается дипломов капитана, старшего механика, лиц командного состава, несущих вахту на ходовом мостике или в машинном отделении, и, где требуется, радиоспециалиста, а также недочетов, упомянутых в подпункте b) пункта 2.


Глава II

Капитан - палубная команда


Правило II/1

Основные принципы несения ходовой навигационной вахты

1. Для непрерывного обеспечения должного уровня безопасности при несении ходовой навигационной вахты Стороны должны обращать внимание владельцев и операторов судов, капитанов и вахтенного персонала на соблюдение следующих принципов.


2. Капитан каждого судна обязан обеспечивать надлежащую организацию безопасной ходовой навигационной вахты. Вахтенные помощники капитана, находящегося под общим руководством капитана, несут ответственность за безопасное судовождение во время своей вахты, особенно в те моменты, когда они предпринимают меры по избежанию столкновения или посадки на мель.

3. На всех судах должны приниматься во внимание изложенные ниже, но настоящим не ограничиваемые, основные принципы:

4. Организация вахты:

а) состав вахты в любой момент должен быть достаточным и соответствующим условиям и обстановке момента и учитывать необходимость обеспечения должного наблюдения.

b) при определении состава вахты на ходовом мостике, включая лиц рядового состава, должны, в частности, учитываться следующие факторы:

(i) непрерывное присутствие вахтенного персонала на ходовом мостике;

(ii) состояние погоды, видимость, а также светлое или темное время суток;

(iii) близость навигационных опасностей, наличие которых могут потребовать от вахтенного помощника выполнения дополнительных штурманских обязанностей;

(iv) использование и техническое состояние навигационных средств, таких как радиолокатор или радионавигационные средства, а также любое иное оборудование, влияющее на безопасность плавания;

(v) наличие на судне авторулевого;

(vi) любые необычные дополнительные обязанности ходовой навигационной вахты, которые могут быть вызваны особыми обстоятельствами работы судна.

5. Годность к выполнению обязанностей.

Вахта должна быть организована таким образом, чтобы усталость как командного, так и рядового состава не повлияла на эффективность несения вахты. Служба должна быть организована таким образом, чтобы личный состав при отходе в рейс и сменяющих вахт, получал бы достаточный отдых и был годен к несению вахты во всех иных отношениях.

6. Судовождение:

а) предстоящий рейс должен планироваться заранее с учетом всей имеющейся информации с предварительной проработкой возможных путей следования;

b) во время ходовой вахты для обеспечения плавания по заданному пути следует через достаточно частые промежутки времени проверять курс, местоположение и скорость судна, используя для этой цели любые имеющиеся навигационные средства;

с) вахтенный помощник капитана должен хорошо знать расположение всех судовых навигационных средств и средств обеспечения безопасности и уметь пользоваться ими, а также учитывать их эксплуатационные возможности;

d) вахтенный помощник капитана не может брать на себя и ему нельзя поручать выполнение никаких обязанностей, мешающих обеспечению безопасности плавания судна.

7. Навигационное оборудование:

а) вахтенный помощник капитана обязан обеспечивать максимально эффективное использование всего имеющегося в его распоряжении навигационного оборудования;

b) при использовании радиолокатора вахтенный помощник должен иметь в виду необходимость постоянного соблюдения положений, относящихся к использованию радиолокатора, которые содержатся в Международных правилах предупреждения столкновений судов в море;

с) в случае необходимости вахтенный помощник капитана должен решительно пользоваться рулем, судовыми машинами и звуковой сигнальной аппаратурой.

8. Обязанности и ответственность вахтенного помощника капитана:

а) вахтенный помощник капитана обязан:

(i) нести вахту на ходовом мостике и не оставлять его ни при каких обстоятельствах без должной замены;

(ii) продолжать нести ответственность за безопасность плавания судна, несмотря на присутствие на ходовом мостике капитана до тех пор, пока капитан специально не сообщит ему о принятии на себя такой ответственности и не убедится, что его распоряжение принято;

(iii) в случае возникновения любых сомнений относительно выбора мер обеспечения безопасности, поставить в известность капитана;


(iv) не передавать вахту сменяющему помощнику капитана, если имеются основания полагать, что последний, явно, не способен эффективно выполнять свои обязанности, в этом случае он должен уведомить капитана;

b) по заступлении на вахту удостовериться в счислимом или истинном местоположении судна, следовании заданным путем, курсом и скоростью и учесть любые навигационные опасности, ожидаемые во время несения вахты;

с) надлежащим образом фиксировать все действия, предпринятые во время вахты, имеющие отношение к плаванию судна.

9. Наблюдение.

Кроме осуществления надлежащего наблюдения в целях всесторонней оценки обстановки и риска столкновения, посадки на мель или иных навигационных опасностей, в обязанности наблюдателя входит обнаружение терпящих бедствие судов или самолетов, потерпевших кораблекрушение людей, аварийных судов и обломков. При наблюдении надлежит соблюдать следующее:

а) наблюдатель должен иметь возможность полностью уделять свое внимание наблюдению; ему нельзя поручать или выполнять никаких обязанностей, могущих помешать выполнению задачи наблюдения;

b) обязанности наблюдателя и рулевого различны; рулевой, стоящий на руле, не должен считаться наблюдателем; это положение не распространяется на малые суда при условии беспрепятственного кругового обзора с места рулевого и отсутствия ухудшения видимости в ночное время или каких - либо иных помех осуществлению надлежащего наблюдения. В дневное время вахтенный помощник капитана может оставаться единственным наблюдателем, при условии, что в каждом таком случае:

(i) ситуация тщательно оценена и нет сомнений в том, что единственный наблюдатель достаточен для обеспечения безопасности;

(ii) полностью учтены все сопутствующие факторы, включая, но не ограничиваясь этим:

- состояние погоды,

- видимость,

- интенсивность движения,

- близость навигационных опасностей,


- внимание, необходимое при плавании системами разделения движения судов или вблизи них;

(iii) имеется возможность немедленного усиления вахты в случае, когда этого потребует изменившаяся ситуация.

10. Плавание с лоцманом на борту.

Присутствие лоцмана на борту и выполнение им своих задач и обязанностей не освобождает капитана или вахтенного помощника капитана от их задач и обязанностей по обеспечению безопасности судна. Капитан и лоцман должны обмениваться информацией относительно плавания, местных условий и характеристик судна. Капитан и вахтенный помощник должны работать в тесном контакте с лоцманом и тщательно выверять местоположение судна и его движение.

11. Защита морской среды.

Капитан и вахтенный помощник капитана должны отдавать себе отчет в серьезных последствиях эксплуатационного или аварийного загрязнения морской среды и предпринимать все возможные меры предосторожности для предотвращения такого загрязнения особенно, когда это предусмотрено соответствующими международными и портовыми правилами.


Правило II/2

Обязательные минимальные требования для дипломирования

капитанов и старших помощников капитана судов валовой

вместимостью 200 и более рег. т.


Капитан и старший помощник капитана судов валовой вместимостью 1600 и более рег. т.

1. Капитану и старшему помощнику капитана каждого морского судна валовой вместимостью 1600 и более рег. т следует иметь соответствующий диплом.

2. Кандидат на получение диплома должен:

а) отвечать требованиям Администрации в отношении состояния здоровья, особенно в отношении зрения и слуха;

b) отвечать требованиям для дипломирования в качестве вахтенного помощника капитана судов валовой вместимостью 200 и более рег. т и иметь одобренный стаж работы на судне в такой должности:

(i) для получения диплома старшего помощника капитана - не менее 18 месяцев; однако такой стаж может быть сокращен, но не более, чем до 12 месяцев, в случае прохождения специальной подготовки, которую Администрация считает эквивалентной по меньшей мере шестимесячному стажу работы в должности вахтенного помощника капитана;


(ii) для получения диплома капитана - не менее 36 месяцев; однако такой стаж может быть сокращен, но не более, чем до 24 месяцев, если из этого стажа 12 месяцев проработаны в должности старшего помощника капитана или если пройдена специальная подготовка, которую Администрация считает эквивалентной такому стажу работы на море;

с) сдать соответствующий экзамен, отвечающий требованиям Администрации. В экзаменационные вопросы надлежит включать материал, изложенный в Приложении, однако Администрация может, если считает необходимым, вносить изменения в такие экзаменационные требования при дипломировании капитанов и старших помощников капитана судов ограниченных размеров, занятых в прибрежном плавании, принимая при этом во внимание последствия такого изменения для безопасности всех судов, которые могут встретиться при таком плавании.

Капитан и старший помощник капитана судов валовой вместимостью от 200 до 1600 рег. т.

3. Капитан и старший помощник капитана каждого морского судна валовой вместимостью от 200 до 1600 рег. т должен иметь соответствующий диплом.

4. Кандидат на получение диплома должен:

а) отвечать требованиям Администрации в отношении состояния здоровья, особенно в отношении зрения и слуха;

b) (i) для получения диплома старшего помощника капитана отвечать требованиям, предъявляемым к вахтенному помощнику капитана судов валовой вместимостью 200 и более рег.т;

(ii) для получения диплома капитана отвечать требованиям, предъявляемым к вахтенному помощнику капитана судов валовой вместимостью 200 и более рег.т и иметь одобренный стаж работы на судне в этой должности не менее 36 месяцев; однако такой стаж может быть сокращен, но не более, чем до 24 месяцев, если из этого стажа 12 месяцев были проработаны в должности старшего помощника капитана или если пройдена специальная подготовка, которую Администрация считает эквивалентной такому стажу работы на море;

с) сдать соответствующий экзамен, отвечающий требованиям Администрации. В экзаменационные вопросы надлежит включить материал, изложенный в Приложении, однако Администрация может, если считает целесообразным, вносить изменения в такие экзаменационные требования при дипломировании капитанов и старших помощников капитана судов, занятых в прибрежном плавании, и делать исключения из экзаменационных требований того материала, который неприменим в отношении такого плавания или таких судов, принимая при этом во внимание последствия такого изменения для безопасности всех судов, которые могут встретиться при таком плавании.


Общее.

5. Уровень знаний, требуемых согласно различным разделам Приложения, может меняться в зависимости от того, выдается ли диплом или дипломы капитана или старшего помощника капитана и от того, выдается ли диплом или дипломы для работы на судах валовой вместимостью 1600 и более рег. т или от 200 до 1600 рег. т.


Приложение к Правилу II/2

Минимальные знания, требуемые для получения дипломов

капитана и старшего помощника капитана судов валовой

вместимостью 200 и более рег. т.


1. Ниже приводится программа экзаменационных требований, предъявляемых к кандидатам на получение дипломов капитана или старшего помощника капитана судов валовой вместимостью 200 и более рег. т. Цель программы - расширить и углубить объем материала, содержащегося в Правиле II/4 "Обязательные минимальные требования для дипломирования вахтенных помощников капитана судов валовой вместимостью 200 и более рег. т". Принимая во внимание тот факт, что капитан несет непосредственную ответственность за безопасность судна, его пассажиров, экипажа и груза и что старшему помощнику капитана следует в любой момент быть готовым принять на себя такую ответственность, экзамены по указанным предметам должны выявить способность кандидатов усвоить всю доступную информацию, влияющую на обеспечение безопасности судна.

2. Судовождение и определение местоположения судна.

а) Планирование рейса и плавание в любых условиях:

(i) с применением подходящих методов прокладки океанских путей;

(ii) в стесненных водах;

(iii) во льдах;

(iv) в условиях ограниченной видимости;

(v) системами разделения движения;

(vi) в районах с сильными приливами.

b) Определение местоположения:

(i) астрономическими методами, в том числе с использованием солнца, звезд, луны и планет;

(ii) с использованием береговых ориентиров, включая умение брать пеленги береговых знаков и средств навигационного ограждения таких, как маяки, знаки и буи, а также с использованием соответствующих морских карт, извещений мореплавателям и иных пособий для проверки точности сделанных определений местоположения;


(iii) с использованием всех современных радионавигационных средств, требуемых Администрацией, обращая особое внимание на знание принципов работы таких средств, их ограничений, источников ошибок, на умение обнаружить неправильные показания, на владение методами коррекции для получения точного определения местоположения.

3. Несение вахты.

а) Показать основательные знания содержания, применения и целей Международных правил предупреждения столкновения судов в море, включая приложения, касающиеся безопасности судовождения.

b) Показать знание Правила II/1 - "Основные принципы несения ходовой навигационной вахты".

4. Радиолокационное оборудование.

Продемонстрировать, используя радиолокационный тренажер, а при его отсутствии - маневренный планшет, знание основ радиолокатора и умение пользоваться им, а также умение расшифровывать и анализировать полученную информацию, включая:

а) факторы, влияющие на работу и точность;

b) настройку и использование индикаторов;

с) обнаружение неправильных показаний, ложных эхо-сигналов, засветки от морской поверхности и т. д.;

d) расстояние и пеленг;

е) выявление опасных эхо-сигналов;

f) курс и скорость других судов;

g) время и расстояние кратчайшего сближения с судами, следующими пересекающимися и встречными курсами, или обгоняющими;

h) обнаружение изменений курса и скорости других судов;

i) влияние изменений курса и/или скорости своего судна;

j) применение Международных правил предупреждения столкновения судов в море.

5. Гиро- и магнитный компасы.

Умение определять и корректировать поправки гиро- и магнитного компасов, а также знание средств коррекции таких поправок.

6. Метеорология и океанография.

а) Продемонстрировать умение понимать и читать синоптическую карту и прогнозировать погоду с учетом местных особенностей;


b) Знание основных особенностей различных погодных систем, включая тропические циклоны и умение избегать их центра и опасных четвертей;

с) Знание океанических течений;

d) Умение пользоваться всеми необходимыми навигационными пособиями по приливам и течениям, включая пособия, издаваемые на английском языке.

е) Умение рассчитывать элементы приливов.

7. Маневрирование управление судном.

Маневрирование и управление судном в любых условиях, включая:

а) маневрирование при приближении к лоцманскому судну или станции с учетом погоды, состояния прилива, дистанции выбега и тормозного пути;

b) управление судном при плавании в реках, эстуариях и т. д. с учетом влияния течения, ветра и стесненных вод на управляемость;

с) маневрирование на мелководье с учетом уменьшения клиренса из - за эффекта проседания, бортовой и килевой качки;


Проседание - уменьшение клиренса под килем судна, наблюдаемое при движении судна и вызываемое как погружением корпуса, так и изменением дифферента; эффект проседания усиливается на мелководье и уменьшается с уменьшением скорости судна.


d) взаимодействие между двигающимися судами, а также взаимодействие собственного судна с близлежащими банками (канальный эффект);

e) швартовка и отшвартовка при различных ветрах и течениях с использованием буксиров и без них;

f) выбор якорной стоянки; постановка на один или два якоря на стесненной якорной стоянке и факторы, влияющие на выбор необходимой длины якорной цепи;

g) ситуация "якорь не держит", очистка якоря;

h) постановка в сухой док поврежденного и неповрежденного судна;

i) управление судном в штормовых условиях, включая оказание помощи терпящему бедствие судну или самолету, и буксировку; средства удержания неуправляемого судна в безопасном положении относительно волны, уменьшение дрейфа и использование масла;


j) меры предосторожности при маневрировании во время спуска спасательных шлюпок или плотов в плохую погоду;

k) способы приема потерпевших на борт судна со спасательных шлюпок и плотов;

l) умение определять маневренные элементы основных типов судов с учетом особенностей их двигателей, обращая особое внимание на тормозные пути и циркуляции при различных осадках и скоростях;

m) важность плавания с уменьшенной скоростью для избежания повреждений, причиняемых попутной волной своего судна;

n) практические меры, предпринимаемые при плавании во льду или в условиях обледенения судна;

o) пользование системами разделения движения судов и маневрирование при плавании в них.

8. Остойчивость судна *) его устройство и борьба за живучесть.

а) понимание основных принципов теории и устройства судна и факторов, влияющих на посадку и остойчивость, а также мер, предпринимаемых для обеспечения безопасной посадки и остойчивости;

b) знание влияния повреждения и последующего затопления какого - либо отсека на посадку и остойчивость судна, а также контрмер, подлежащих принятию;

с) показать умение пользоваться информацией об остойчивости, о посадке и напряжениях, диаграммами счетными устройствами для расчета напряжений, включая знания о погрузке грузов и балластировке для сохранения напряжений корпуса в допустимых пределах;

d) общее знание основных конструктивных узлов судна и названий различных частей;

е) знание рекомендаций ИМКО, касающихся остойчивости судна.

9. Судовые силовые установки.

а) принципы работы судовых силовых установок;

b) судовые вспомогательные механизмы;

с) общее знание морских технических терминов.

10. Обработка и укладка грузов.

а) укладка и крепление грузов на судне, включая знание грузовых устройств;

b) погрузо-разгрузочные операции, обращая особое внимание на погрузку и разгрузку тяжеловесов;


с) международные правила и рекомендации, касающиеся перевозки

грузов, особенно Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (МКМПОГ);

d) перевозка опасных грузов. Меры предосторожности при погрузочно - разгрузочных операциях и обеспечения их сохранности во время плавания;

е) практическое знание содержания и применения действующих руководств по безопасности танкеров;

f) практическое знание общих грузовых трубопроводов и насосных устройств;

g) термины и определения, используемые для описания свойств обычных нефтяных грузов, таких, как сырая нефть и продукты ее переработки;

h) правила предотвращения загрязнения; балластировка, очистка танков от жидкостей и газов;

i) порядок погрузки поверх остатков.

11. Пожаробезопасность и средства пожаротушения.

а) организация учебных пожарных тревог;

b) виды и химическая природа возгорания;

с) системы пожаротушения;

d) прохождение одобренного курса противопожарной подготовки;

е) знание правил, касающихся противопожарного оборудования и средств.

12. Действия в аварийной обстановке.

а) меры предосторожности при вынужденной преднамеренной посадке на мель;

b) меры, предпринимаемые до и после посадки на мель;

с) снятие судна с мели с посторонней помощью и своими силами;

d) меры, предпринимаемые после столкновения;

е) временная заделка течи;

f) меры защиты и безопасности пассажиров и экипажа при авариях;

g) устранение последствий повреждения и спасание судна после пожара или взрыва;

h) оставление судна;

i) аварийное управление, установка и применение временного рулевого управления и способы установки временного руля там, где возможно;

j) спасание людей с терпящего бедствие или гибнущего судна;

k) действия по тревоге "человек за бортом".


13. Медицинская помощь.

Должное умение применять на практике содержание следующих пособий:

а) Международного медицинского руководства для судов или соответствующих национальных пособий;

b) Медицинского раздела Международного свода сигналов;

с) руководства по оказанию первой медицинской помощи при возникновении несчастных случаев, связанных с опасными грузами.

14. Морское право.

а) знание международного морского права в рамках международных соглашений и конвенций в той мере, в какой оно касается конкретных обязанностей и ответственности капитана, особенно в вопросах обеспечения безопасности и защиты морской среды. Особое внимание должно быть обращено на знание:

(i) судовых свидетельств и иных документов, предусмотренных международными конвенциями, порядок их получения и срок действия;

(ii) обязанностей, вытекающих из соответствующих требований Международной конвенции о грузовой марке;

(iii) обязанностей, вытекающих из соответствующих требований Международной конвенции по охране человеческой жизни на море;

(iv) обязанностей, вытекающих из международных конвенций по предотвращению загрязнения с судов;

(v) морских санитарных деклараций; требований Международных правил здравоохранения;

(vi) обязанностей, вытекающих из Конвенции о Международных правилах предупреждения столкновений судов в море;

(vii) обязанностей, вытекающих из других международных документов, касающихся обеспечения безопасности судна, пассажиров, экипажа и груза;

b) объем знаний по национальному морскому законодательству остается на усмотрении Администрации, однако в него следует включать знание национальных мероприятий по выполнению международных соглашений и конвенций.

15. Руководство экипажем и обязанности по его подготовке.

Умение руководить экипажем, организовывать его работу и подготовку на судне.


16. Связь.

а) умение передавать и принимать сообщения с помощью световых сигналов азбуки Морзе и пользоваться Международным Сводом Сигналов; Кандидат на получение диплома капитана может не пересдавать экзамен по этим предметам в случае, когда Администрация проэкзаменовала его по этим предметам при получении дипломов на низшие должности.

b) знание порядка пользования радиотелефонной связью и умение пользоваться радиотелефонами, особенно для передачи сообщений о бедствии, срочных, безопасности и навигационных.

с) знание порядка подачи сигналов бедствия по радиотелеграфу, предписываемых Регламентом радиосвязи.

17. Спасение людей средствами собственного судна.

Должное знание правил использования спасательных средств (Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море), организации учений по оставлению судна; использование спасательных шлюпок, спасательных плотов и иных спасательных средств.

18. Поиск и спасание.

Должное знание руководства ИМКО для торгового судна по поиску и спасанию (МЕРСАР).

19. Демонстрация профессиональных навыков.

а) судовождение.

Продемонстрировать умение пользоваться секстаном, пеленгаторами, нанести точку, курс, пеленг.

b) Международные правила предупреждения столкновения судов в море:

(i) использование небольших макетов судов, несущих предписанные огни или знаки, либо огонькового тренажера;

(ii) маневренный планшет или радиолокационный тренажер.

с) радиолокатор:

(i) радиолокационный тренажер; или

(ii) маневренный планшет.

d) борьба с огнем:

Прохождение одобренного курса противопожарной подготовки.

е) связь:

Проверка умения принимать и передавать сообщения светом и на слух.

f) спасание людей средствами собственного судна:

Спуск и управление спасательной шлюпкой и другими спасательными средствами, включая надевание спасательных жилетов.



Правило II/3

Обязательные минимальные требования для дипломирования

вахтенных помощников капитана и капитана судов валовой

вместимостью менее 200 рег. т.


1. Суда, не занятые в прибрежном плавании.

а) капитан каждого морского судна валовой вместимостью менее 200 рег. т, не занятом в прибрежном плавании, должен иметь диплом, признаваемый Администрацией, для работы в должности капитана судов валовой вместимостью от 200 до 1600 рег. т.;

b) вахтенный помощник капитана каждого морского судна валовой вместимостью менее 200 рег. т, не занятого в прибрежном плавании, должен иметь соответствующий диплом для работы на судах валовой вместимостью 200 и более рег. т.

2. Суда, занятые в прибрежном плавании.

а) капитан

(i) капитан каждого морского судна валовой вместимостью менее 200 рег. т, занятого в прибрежном плавании, должен обладать соответствующим дипломом;

(ii) кандидат на получение такого диплома должен:

1) быть не моложе 20 лет;

2) иметь не менее 12 месяцев одобренного стажа работы в должности вахтенного помощника капитана;

3) отвечать требованиям Администрации в отношении надлежащих профессиональных знаний для работы на указанных судах, включая вопросы, изложенные в Приложении к настоящему правилу;

b) вахтенный помощник капитана

(i) вахтенный помощник капитана каждого морского судна валовой вместимостью менее 200 рег. т, занятого в прибрежном плавании, должен обладать соответствующим дипломом;

(ii) кандидат на получение такого диплома должен:

1) быть не моложе 18 лет;

2) отвечать требованиям Администрации в отношении состояния здоровья, особенно в отношении зрения и слуха;

3) отвечать требованиям Администрации в отношении:

- успешного прохождения специальной подготовки, включающей достаточный стаж соответствующей работы на судне, установленный Администрацией; или


- иметь не менее, чем три года стажа одобренной работы на судне в составе палубной команды;

4) отвечать требованиям Администрации в отношении надлежащих профессиональных знаний для работы на указанных судах, включая вопросы, изложенные в Приложении.

3. Подготовка.

Подготовка для получения необходимых знаний и практического опыта должна основываться на Правиле II/1 - "Основные принципы несения ходовой навигационной вахты" и соответствующих международных правилах и рекомендациях.

4. Исключения.

Если Администрация считает, что в связи с размером судна и условиями плавания применение всех требований настоящего Правила и его Приложения не является необходимым или целесообразным, то она может с учетом этого освободить капитана и вахтенного помощника капитана такого судна или класса таких судов от соблюдения некоторых из требований, принимая при этом во внимание последствия такого освобождения для безопасности всех судов, которые могут встретиться при таком плавании.


Приложение к Правилу II/3



следующая страница >>