litceysel.ru
добавить свой файл
1
Методическая разработка классного часа



«Этикет светского человека»


Автор: классный руководитель

Нечупасенко Г.А.


Салехард 2007

План.


  1. Введение.


1.1. Цели, задачи, актуальность темы.

1.2. Форма организации.

1.3. Средства.

1.4. Методы и приемы.


  1. Краткое ознакомление с темой: «Этикет светского человека»


2.1. Подготовительный этап.

2.2. Сценарий классного часа.


  1. Методическое сопровождение

3.1. Методический анализ мероприятия.

3.2. Дидактический материал (прилагается)

Эпиграф


Человек – уникальная, неповторимая личность, гений или человек обычных качеств формируется с детства и … до глубокой старости, до конца дней своих, если он активно и искренне осознал, что он человек среди людей, что он существо коллективное. И лишь полезными делами, лишь трудом своим он может подтвердить великое и всегда прекрасное назначение – всегда, в любых обстоятельствах оставаться человеком.

  1. Введение.

    1. Цели, задачи, актуальность темы.

На протяжении тысячелетий, а может быть миллионов лет человек во многом остается существом загадочным: он прекрасно знает, что такое хорошо и что такое плохо, и, тем не менее, способен совершать скверные поступки, которые совершались людьми и прежде.

Актуальность темы классного часа в том, что усвоить умом правила поведения не значит следовать этим правилам. Искусство воспитания состоит в том, чтобы правила эти стали сущностью человеческой личности. Надо всем своим существом чувствовать главное правило своего поведения на людях – дома ли, в учебном заведении, на работе, в общественном транспорте, кино, театре, гостях, в кафе – всюду вести себя так, чтобы всем людям, которые соприкасаются с тобой, было удобно и хорошо.



Цель воспитания - личность, способная строить жизнь, достойную человека. Человек будущего будет прекрасен во всех отношениях – гармоничен. А это значит: не только трудолюбив, но и изящен, доброжелателен, красив, воспитан – по-настоящему красив во всем.


Задачи: растить человека гармоничного, высокой политической и нравственной культуры, воспитывать в человеке чувство товарищества, скромность, честь и достоинство.


    1. Форма организации – коллективно-групповая.




    1. Средства: плакат «Манеры делают человека», тест – 15 шт., выставка литературы.




    1. Методы и приёмы.

Методы: словесно-дедуктивные, наглядно-дедуктивные, практически-дедуктивные.

Приемы: беседа, тестирование с элементами дискуссии и игровыми ситуациями.



  1. Краткое ознакомление с темой.

    1. Подготовительный этап.

Каково же содержание этических занятий с ребятами?

Содержание имеет два плана: нормативно-поведенческий и отношенческий.

Первый реализую в занятиях по этикету, ознакомлению и тренингу в умениях выполнять предписания этикета.

Второй осуществляю через систему осмысления нравственных отношений между людьми и ознакомление с научно-этическими положениями, отражающими этические явления в жизни человека.

Программа занятий по этикету задаётся совокупностью правил этикета, собранное в единое целое рядом книг. Сейчас они выпускаются самым широким тиражом.

Важно подобрать материал в подчинении какой-либо логике: по сферам жизни (этикет поведения в общественных местах, кинотеатре, театре, дискотеке, этикет поведения за столом, этикет поведения за столом, этикет поведения в учебном заведении и т.д.); по ролям , которые играет человек (поведение человека, зрителя, покупателя, гостя, учащегося, мужчины, женщины); по ситуациям, часто повторяющимися в жизни (день рождения, праздник, знакомство и т.д.)


Освоение, усвоение и присвоение этикета должно состояться в начальной школе, в более старшем возрасте лишь напоминать ребятам и корректировать их поведение.

Правда, такое возможно при условии поведенческих традиций в учебном заведении, которые позволяют учащемуся свободно строить свое поведение в согласии с изученным этикетом.

Важно определить сумму поведенческих умений учащихся, которыми необходимо вооружить их, чтобы они понимали смысл взаимоотношений между людьми: быть доброжелательными и приветливыми; точными во времени и в словах; щедрыми материально и духовно; ответственными перед собой и другими; деликатными, чистоплотными; умели слушать и слышать человека; умели смотреть и видеть другого; умели отмечать достоинства другого и защищать свои достоинства; умели молчать, умели говорить и спрашивать; оказывать помощь и просить помощи у другого.

К классному часу подготовка идет заранее. По желанию учащиеся выбирают роли и ситуации, которые будут обыгрывать, готовят атрибуты, выставку книг по эстетическому воспитанию. Подготавливают классную комнату.


2.2. Сценарий классного часа.

1. Слово учителя.

Тема классного часа «Этикет светского человека»

Мы живем в атомном веке. Природа открывает нам последние секреты и уже давно общество, основанное на традициях, уступило место новым структурам. Стоит ли в таких условиях заниматься проблема хорошего тона?

Люди иногда задумываются, отвечать ли сегодняшнему дню старые правила, тирания этикета? Не обломки ли установленного нашими предками порядка качаются на смывших его волнах времени?

Если это так, то они не способны править миром, лицо которого постоянно меняется. Но может быть, они все-таки еще живы и принадлежат к тем ценностям человеческой этики, без которых мы не можем взбираться по ступенькам нашей судьбы.

Мы верим: вежливость далеко не бесполезна и эту драгоценность необходимо хранить. Конечно, формы могут меняться, проверяться разумом. Но мы не можем и не должны забывать до какой степени эта самая вежливость стала частью нашей жизни, как она помогает сделать приемлемым общество, в котором мы живем.


Хороший тон – это произвольная надстройка к нашим социальным структурам, его корни лежат в глубоком чувстве, в лишенной всяких противоречий гармонии между поведением и этикой, между манерами и моралью.

Нет, хороший тон – это не бесполезный набор бессмысленных правил. Хороший тон – достояние человека, точно знающего свое место: он также далек от пошлой угодливости, как от убийственной бесцеремонности эгоиста.

Происхождение самого слова «этикет», обозначающего установленный порядок поведения, в этом смысле весьма типично. Как ни странно покажется, слово «этикет» возникло … из запрещения ходить пол газонам! Главный садовник Людовика XIY поместил на свежезасеяных лужайках молодого Версальского парка призывы не топтать их.

Поскольку этими призывами часто пренебрегали дворяне-фрондеры и просто невнимательные люди, - садовник обратился к его высочеству с просьбой издать специальный указ, напоминающий о том, что «Не следует пренебрегать надписями» (ettiquette)

И вот таким образом слово вошло в жизнь, обозначив поведение, соответствующее установленному порядку.

На нашем классом часе мы должны вспомнить, а кто не знает – узнать правила поведения в учебном заведении, театре, кинотеатре, дискотеке и в гостях.

Для решения этой задачи вам предлагается тест, где каждый из учащихся должен выбрать правильный вариант ответа и набрать определенное количество баллов. Для наглядности мы обыграем некоторые ситуации.

2. Тестирование. (тест прилагается)


Во время тестирования идет ролевое обыгрывание ситуаций:

В музее: можно ли трогать руками музейные экспонаты?

В кинотеатре, театре: Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?

На дискотеке: Как пригласить девушку на танец?

Если у вас день рождение: Как следует принимать подарки?

Идет активное обсуждение, после чего каждый выбирает свой вариант ответа.

3. Подведение итогов.

На доске вывешиваются правильные варианты ответов.


В музее:

1. в

2. б

3. а

В кино:

1. в

2. в

3. б

4. б

5. а

6. б

7. в

8. в

На дискотеке:

  1. а

  2. б

  3. а

  4. б

  5. б

  6. а

  7. в




На дне рождения:

  1. б

  2. б

  3. б

  4. в

  5. б

  6. а

  7. а

  8. а

  9. б

  10. а

  11. в

  12. б





Ребята сверяют со своими ответами и подсчитывают баллы.

Всего баллов 30.


4. Заключительное слово классного руководителя.

По итогам тестирования те, кто набрал 25 и более баллов могут считать себя воспитанным человеком.

У кого от 20 до 35 баллов – тем необходимо поработать над своими манерами.

У кого менее 20 баллов – тем необходимо задуматься, как изменить свое поведение в обществе.



  1. Методическое сопровождение.




    1. Методический анализ мероприятия.

С тех пор, как существуют человеческие сообщества, их устройство пронизано правилами поведения. Во все времена пища и одежда, отношения двух полов, отношения между низшими и высшими по положению, средства сообщения были строго регламентированы. Нарушить эти правила в силу самого факта означало исключить себя из своей социальной группы.

Во все времена и во всех этнических группах вежливость и учтивость служили общим интересам. Надо признать, что наши ребята не всегда бывают вежливыми и тактичными, не всегда отличаются хорошими манерами. Ребята могут ходить в головных уборах по учебному заведению, громко кричать, нецензурно выражаться в общении друг с другом. Конечно, над этим надо работать комплексно.


Поэтому необходимы классные часы и другие мероприятия, которые напоминают ребятам о хороших манерах и обучают их.

Решающими условиями проведения занятия являются:


  1. Создание мягкого, доброжелательного и доверительного климата в группе.

  2. Подготовка аудитории: эстетическое оформление, чистота и уют.

  3. Запись на доске или плакат, который говорит о значении этого классного часа.

  4. Непременным атрибутом классного часа являются дискуссия и ролевая игра, воспроизводящая ситуации.

  5. Тесты с вопросами, которые дают возможность задуматься.

В начале классного часа перед ребятами были поставлены определенные задачи. С помощью классного руководителя они могли преодолеть барьер застенчивости, нерешительности. Такие мероприятия позволяют осуществлять более эффективное воздействие на формирование личности.

Актуальность темы в том, что не все ребята знают правила поведения в обществе, отношения друг к другу, отношения к окружающей нас природе и т.д.

Считаю, что проведение таких классных часов необходимо. Они должны способствовать формированию положительного отношения к правилам этикета и всегда следовать этим правилам.

Во время тестирования, обыгрывания ситуаций и обсуждения, ребята учатся спорить, решать проблему.

Для достижения поставленной цели использую основные принципы обучения:

  • Принцип развивающего и воспитывающего характера, который направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося;

  • Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, опыта деятельности, который передает системный характер воспитательной деятельности знаниям и умениям учащегося;

  • Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли педагога;
  • Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного, как выражение коллективного подхода;


  • Принцип связи воспитания с жизнью, практикой строительства демократического общества;

  • Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов воспитательной работы.


Методы обучений:

  • Словесно-дедуктивные;

  • Наглядно-дедуктивные;

  • Практически-дедуктивные.

Дедукция – это способ рассуждения от отдельных частных факторов и положений к общим выводам, обобщениям.


Форма организации:

Коллективно-групповая форма организации классного часа является наиболее оптимальной для данного контингента учащихся. О чем можно судить по высокой активности, заинтересованности и подготовленности ребят к данному мероприятию.

Нет предела совершенству и в любом возрасте человек, изучающий правила хорошего тона, становится приятным спутником.

Хороший тон – это связь между людьми. Мы живем в постоянном общении с людьми и от того как мы выглядим, держимся, как друг с другом общаемся, зависит наше настроение, расположение духа, и отсюда – наше здоровье, трудовые успехи, атмосфера на работе и дома.

Как важно для каждого из нас понять, что в жизни нет ни одной минуты, когда было бы позволительно относиться к человеку легкомысленно и небрежно.


    1. Дидактический материал:

  • Тест (приложение №1)

  • План классного часа (приложение № 2)



Список литературы.


  1. Василевская Н.Ф. «Золотая книга хорошего тона», Смоленск, 1997

  2. Никулина М.П. «Будьте добры», Свердловск, 1985

  3. Аасамаа И. «Как себя вести», Таллин, 1976



Приложение №1

к методической разработке классного часа

на тему «Этикет светского человека»


Тест

В музее:



  1. Можно ли трогать руками музейные экспонаты?

  1. Можно, если вы уверены в прочности материала, из которого они изготовлены.

  2. Нежелательно.

  3. Ни в коем случае.




  1. Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?

  1. Допустимо.

  2. Нежелательно. В любом случае предпочтительна сдержанность.

  3. Шумное поведение допустимо везде




  1. Нужно ли слушать экскурсовода, если его рассказ вам не интересен?

  1. Нужно.

  2. Не нужно.

  3. Постараться дать понять экскурсоводу, что его рассказ не достаточно увлекателен.


В кино:


  1. В какой одежде ходят в кино?

  1. В нарядной.

  2. В спортивной.

  3. В будничной.




  1. Обязательно ли снимать в кинотеатре головной убор?

  1. И юноше, и девушке обязательно.

  2. На усмотрение юноши и девушки.

  3. Юноше – обязательно, девушке, если у нее высокая или большая шляпа (шапка).




  1. У кого должны находиться входные билеты?

  1. У девушки

  2. У юноши.

  3. У того, кто их приобрел.




  1. Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?

  1. Спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.

  2. Лицом к сидящим.

  3. Боком к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.




  1. Следует ли извиняться перед сидящими в театре, кино, проходя к середине ряда?

  1. Следует.


  2. Не следует.

  3. Желательно.




  1. Как сидят в театре юноша и девушка?

  1. Юноша справа от девушки.

  2. Юноша слева от девушки.

  3. Юноша садится туда, куда укажет ему девушка.




  1. Можно ли есть в фойе (помимо буфета)?

  1. Можно.

  2. Нежелательно.

  3. Нельзя.




  1. Можно ли отправляться в гардероб, если занавес еще не опустился?

  1. Можно.

  2. Нельзя.

  3. Допускается в крайних случаях, если вы спешите на поезд, или на последний автобус.


На дискотеке:


  1. Приглашая на танец, должен ли юноша застегнуть все пуговицы пиджака?

  1. Да, именно все.

  2. Верхняя пуговица может быть расстёгнута.

  3. Нижняя пуговица может быть расстёгнута.




  1. Должна ли девушка выразить свою радость по поводу приглашения на танец?

  1. Должна – это будет приятно партнёру.

  2. Следует держаться спокойно, с достоинством.

  3. Следует изобразить безразличие – это беспроигрышно.




  1. Можно ли, отказав одному партнеру, принять приглашение на танец у другого?

  1. Можно.

  2. Нельзя.

  3. На усмотрение девушки.




  1. Может ли юноша в случае отказа пригласить на танец девушку, сидящую рядом с той, которая ему отказала?

а) Можно.

б) Нельзя.

в) На свое усмотрение.

  1. Может ли юноша класть руку на голую спину партнёрши, если на её платье сзади глубокий вырез?


  1. Может – ведь платье к этому «располагает».

  2. Не может – в этом случае он должен держать руку на боку своей партнерши.

  3. Девушек в таком платье лучше вообще не приглашать.




  1. Следует ли проводить на место девушку после «белого танца»?

  1. Обязательно

  2. Не обязательно

  3. Желательно




  1. Можно ли в условиях домашней вечеринки танцевать в домашних тапочках?

  1. Можно

  2. Не желательно

  3. Ни в коем случае


На дне рождения:


  1. Как следует принимать подарки?

  1. Поблагодарить, не раскрывая подарка.

  2. Развернуть, порадоваться и поблагодарить.

  3. Развернуть и сдержано поблагодарить, чтобы восторгом не обидеть гостей, преподнёсших менее удачные и значительные подарки.




  1. Какие цветы лучше подарить молодой девушке?

  1. Розы, каллы, орхидеи.

  2. Ландыши, фиалки, сирень.

  3. Хризантемы, гвоздики, гладиолусы.




  1. Как должна поступить девушка, после того, как придя к ней на день рождения, юноша подарил ей цветы?

  1. Поблагодарить, понюхать их и отложить в сторону.

  2. Поблагодарить и тут же поставить цветы в воду.

  3. Поблагодарить и положить цветы в холодное место, чтобы не завяли.




  1. Нужно ли дарить дарственную надпись на книге?

  1. Нужно.

  2. Не нужно.

  3. Лучше надписать дарственную открытку и вложить её в книгу.



  1. Какие подарки не следует дарить в связи с народными приметами?


  1. Красные розы и утюги.

  2. Носовые платки и острые предметы.

  3. Набор восковых свечей и сломанную подкову.

  4. Постельное белье и сантехнику.




  1. Обязательно ли снимать с подарка ярлык с ценой?

  1. Обязательно.

  2. Необязательно.

  3. Если ярлык свидетельствует о высокой цене или престижной фирме-изготовителе, то его лучше оставить.




  1. Может ли девушка отказаться от интимного подарка, сделанного юношей?

  1. Не только может, но и должна.

  2. Если интимный подарок по душе, то лучше его принять.

  3. Всё определяется близостью отношений между юношей и девушкой.




  1. Может ли девушка дарить интимные подарки юноше?

  1. Не может, если юноша – не муж и не близкий человек.

  2. Может, поскольку девушка находится в привилегированном положении по отношению к юноше.




  1. Можно ли дарить подарки «общего пользования» - кастрюли, сковородки, гладильные доски и т.д.?

  1. Да, это очень нужные вещи в доме.

  2. Предметы общего пользования не могут быть подарком кому-то одному.

  3. Эти подарки можно делать только старшим по возрасту.




  1. Какие подарки разрешается дарить семье?

  1. Абсолютно любые, включая интимные подарки.

  2. Все, кроме интимных подарков.

  3. Желательно интимные подарки – кто же, кроме близких их преподнесёт.




  1. Можно ли ребёнку дарить деньги?

  1. Конечно, особенно, если это доллары США или немецкие марки.
  2. Небольшую сумму, чтобы купил себе то, что хочется.


  3. Деньги не могут заменить конкретный подарок и потому нежелательны.




  1. Можно ли дарить подарки учителям?

  1. Пока учишься в школе – конечно.

  2. Любые, но только после окончания школы.

  3. Учитель – самая бескорыстная профессия. К чему тут подарки.

  4. Зарплата учителя не так уж велика – подарок никогда не будет лишним.