litceysel.ru
добавить свой файл
1
Совершенствование профессионального мастерства педагога дополнительного образования детей, руководство и контроль за учебно-воспитательным процессом невозможны без правильно организованного анализа и оценки учебного занятия. Посещение и анализ учебного занятия для директора, его заместителя и начальника отдела — основной источник знаний о качестве образования в учреждении, возможностях педагога.

Методические рекомендации по анализу занятия учебной группы

Можно выделить три типа анализа учебного занятия:
• комплексный (полный) — предполагает всестороннее рассмотрение в единстве целей, содержания, методов, форм организации
всех аспектов учебного занятия; содержательного, дидактического,
психологического, воспитательного, методического, организационного;
• аспектный — отличается более глубоким рассмотрением одной стороны учебного занятия, такой анализ может быть дидактическим, психологическим, воспитательным, методическим, организационным;
• краткий — проводится для общей оценки научно-теоретического и методического уровня учебного занятия, отражает основные
дидактические категории (достижение целей, решение задач, выполнение плана и др.).
Цели анализа учебного занятия:
• контроль за качеством преподавания и качеством знаний, умений и навыков учащихся;
• контроль за состоянием образовательного процесса;
• инструктирование педагога;
• помощь в овладении педагогическим мастерством;
• выявление причин удач или неудач педагога и оказание ему
помощи.
Учебное занятие — это промежуток времени, в течение которого учащиеся занимаются определенным учебным предметом.
Учебное занятие в системе дополнительного образования представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, к которому предъявляется ряд различных требований.
Для того чтобы учебное занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать. Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия, которая должна содержать:
• тему занятия и план ее изложения;
• цели и задачи занятия;
• задания, карточки, вопросы и т.п.;
• задания для самостоятельной работы, закрепления знаний
и умений.
Как известно, изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:
• изучение нового материала;
• применение знаний на практике, формирование практических умений;
• контроль знаний.
В соответствии с этим по главной дидактической цели различаются следующие типы учебных занятий:
• изучение, усвоение нового материала (лекция, объяснение,
демонстрация и др.);
• закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, решение задач, контрольные, лабораторные работы и др.); самостоятельное применение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы, представления и др.).
К каждому типу учебного занятия предъявляются специфические требования, но можно выделить общие критерии анализа современного занятия.

Результативность

• Экономное расходование времени занятия;
• объем, прочность знаний и умений;
• положительный уровень межличностных отношений;
• вклад в формирование личностных качеств
ученика.

Структура занятия

• Совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами учебного занятия, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность. Особое внимание поиску оптимальных содержания и методов обучения таким, как:
• комплексное планирование дидактических и воспитательных задач;
• выделение в содержании занятия главного;
определение последовательности и оптимальное распределение времени;
дифференцированный и индивидуальный подход;
• создание необходимых материально-технических условий.

Активизация познавательной деятельности детей

Такая организация познавательной деятельности детей, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных операций и практических действий (проблемные методы обучения, самостоятельные работы и др.)

Самостоятельность и творчество

• Создание условий для самостоятельной работы;
• обучение приемам самостоятельной работы;
• обучение самостоятельному применению знаний и умений


Основные этапы современного занятия


Организация начала занятия, постановка образовательных,
воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.
Проверка имеющихся у детей знаний и умений и их готовность
к изучению новой темы.
Ознакомление с новыми знаниями и умениями.
Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях, использование упражнений творческого характера.
5. Подведение итогов занятия, формулирование выводов.
Превратить учебное занятие в живое, заинтересованное решение проблем можно с помощью:
• подачи учебного материала на высоком уровне наряду с организацией работы детей, учитывая их развитие и возможности, и в приемлемом темпе;
• четкого, структурного, поэтапного объяснения учебного материала или обучения практической операции;
• установки не на запоминание учебной информации, а на смысл
и практическую значимость полученных знаний;
• обязательной организации обратной связи, которую можно
осуществить по ходу объяснения новой темы, после ее изучения и как итоговую проверку;
• создания оптимальных условий для самообразования, развития
творческого потенциала ребенка, а также реализации индивидуального подхода на каждом учебном занятии (выяснение целей и возможностей, творческого потенциала каждого ребенка на основе знания способностей, потребностей и склонностей).
Технологическая схема современного занятия обладает большой вариативностью, но подчинена основной задаче — воспитать веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности, научить радоваться общению с педагогом и друзьями. Правильно составленная технологическая схема позволит определить место каждого занятия в учебном курсе и позволит ответить на следующие вопросы:
1. Какие цели (новые знания, умения, навыки) должны быть достигнуты при изучении данной темы?
2. Какие организационные формы обучения соответствуют содержанию учебного материала и уровню подготовки детей?
3. Какую роль играет данная тема в учебном курсе?
4. Какими знаниями, умениями, навыками овладеют дети в результате изучения темы?
5. Какие формы контроля знаний, умений и навыков целесообразны?
Постоянный перевод ученика из зоны его настоящего в зону ближайшего развития является основным показателем эффективности учебного занятия.
Основные требования к построению современных учебных занятий:
• создание и поддержание высокого уровня познавательного
интереса и активности детей;
• целесообразное расходование времени занятия;
• применение разнообразных методов и средств обучения;
• высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;
• практическая значимость полученных знаний и умений.

^ Классификация методов обучения на деятельностной основе

Основные группы методов

Подгруппы методов

Отдельные методы

1. Мотивация и стимулирование

1. Формирование интереса к занятиям 2. Формирование долга и ответственности


Познавательные игры, дискуссии, методы эмоционального стимулирования, творческие задания; предъявления диагностических целей, поощрения, порицания

2. Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности

1. Перцептивные (передача и восприятие информации)
2. Логические (организация и осуществление мыслительных операций)
3. Гностические (по характеру познавательной деятельности)
4. Самоуправление учебно-познавательной деятельностью Словесные, наглядные, аудиовизуальные, практические
Индуктивные, дедуктивные, анализ, обобщение, систематизация и др. Информационно-рецептивные, инструктивно-продуктивные, проблемные, поисковые
Работа под руководством педагога, дозированная помощь, самостоятельная работа

 

3. Контроль и
коррекция

1. Экспертный контроль и коррекция
2. Взаимный контроль и коррекция
3. Самостоятельный контроль и коррекция

Устный, письменный

С точки зрения принципа саморазвития методы обучения характеризуются постоянным смещением акцентов с репродуктивных на продуктивные.
Разнообразию содержания и методов обучения дополнительного образования отвечает живое разнообразие организационных форм учебного процесса. С точки зрения принципа саморазвития формы обучения характеризуются постоянным смещением акцентов с фронтальных на индивидуальные и групповые (в том числе разновозрастные). Широко используются методы и организационные формы, основанные на общении, диалоге педагога и воспитанников, развитии творческих способностей.

^ Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе

Лекция

Устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся

Семинар


Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога; формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений

Дискуссия

Всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения

Конференция

Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности

Экскурсия

Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления

Экспедиция

Поездка группы со специальным заданием; решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий

Туристический поход

Передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития

Учебная игра

Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации


К нетрадиционным формам учебных занятий относятся:
• интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;
• занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины и т.п.;
• занятия, основанные на методах общественной практики: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный журнал, газета и др.;
занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала:
• презентация, исповедь и др.;
• занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключение и др.
• занятия, основанные на имитации общественной деятельности: суд, следствие, ученый совет, парламент и др.
Охарактеризуем новые формы организации деятельности обучающихся, которые стали использоваться в последнее время как в практике школы, так и в практике дополнительного образования.

^ Нетрадиционные формы организации деятельности детей

Презентация предмета, явления, события, факта

Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.

Социодрама

Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений.

Защита проекта

Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.

Философский стол

Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни — «Свобода и долг», «Человек и природа» и т.п.

Чаепитие

Обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает.

«Крепкий орешек»

Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.

День добрых сюрпризов

Упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость.

Конверт вопросов

Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.

Выпускной ринг

Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми.


В основе многообразных форм учебных занятий имеются общие характеристики:
• каждое учебное занятие имеет цель, конкретное содержание,
определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;
• любое учебное занятие имеет определенную структуру, т. е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;
• построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, зависящей от его цели и типа.

 

^ Вопросник для проблемно-ориентированного анализа занятия

• Назовите тему и цель занятия. Какова степень достижения целей занятия?
• Удалось ли удержать все виды деятельности в рамках объявленной темы?
• Правильно ли определены цели и задачи занятия, учтены ли
при этом индивидуальные особенности детей?
• Удалось ли выбранными приемами сформировать у детей мотивацию учебной (исследовательской, практической) деятельности на данном занятии?
• Насколько оптимальными для реализации целей занятия оказались выбранные формы, методы, приемы организации учебной деятельности?
• Оптимально ли определено временное соотношение частей занятия (теоретической и практической)?
• Удалось ли правильно определить формы и приемы контроля,
добиться его эффективности?
• Удалось ли правильно построить свое выступление и ответить
на вопросы учащихся?
• Удалось ли организовать работу детей по оценке собственной
деятельности на занятии с позиции целевой установки?
• Какова реальная степень достижения целей данного занятия
и чем она обусловлена?
• Ваши дальнейшие действия.


Схема самоанализа учебного плана



1. Общие сведения:
• краткая характеристика учебной группы (детского коллектива): состав, возраст, год обучения, способности и возможности, ожидаемые результаты;
• характеристика оборудования учебного занятия: средства обучения, наглядные пособия, технические средства и др.
2. Тема учебного занятия:
• место в учебном курсе;
• степень сложности вообще и конкретно для данной группы.
3. Цель учебного занятия в образовательном, воспитательном
и развивающем аспектах.
4. Содержание учебного занятия:
• соответствие содержания его цели;
• дидактическая обработка содержания;
• как учебный материал развивает творческие способности детей;
• создание на занятиях условий для развития устойчивого интереса к обучению;
• формированию каких знаний и умений содействует материал.
5. Тип учебного занятия:
• какой тип занятия избран;
• место занятия в учебном курсе;• способ осуществления взаимосвязи с предыдущими занятиями.
6. Структура учебного занятия:
• этапы учебного занятия;
• их последовательность;
• главный этап занятия и его характеристика;
• обеспечение целостности занятия.
7. Методы обучения:
• соответствие применяемых методов цели занятия;
• эффективность данных методов в развитии познавательной активности детей;
• результативность используемых методов.
8. Система работы педагога:
• умение организовать работу детей;
• управление группой; определение объема учебного материала
для обучающихся;
• поведение педагога на занятии (эмоциональность, особенности общения и др.); роль педагога в создании микроклимата на занятии.
9. Система работы учащихся:
• организованность, активность;
• отношение к педагогу, способность сосредотачиваться на конкретном предмете, уровень усвоения знаний и умений; умение творчески применять знания и умения,
10. Общие результаты учебного занятия:
• выполнение запланированного объема;
• степень реализации цели занятия;
• общая оценка результатов и эффективности занятия;
• рекомендации по улучшению качества учебного занятия.
Дополнительное образование детей, самостоятельно вырабатывая новую педагогическую тактику, обеспечивает такой спектр методов и форм осуществления деятельности, который позволяет детям с разными интересами и проблемами найти занятие по силам и по душе, а также проявить себя в различных видах творческой деятельности.
При этом на первый взгляд может показаться, что в сфере дополнительного образования детей все осталось по-прежнему, лишь добавились некоторые новые его формы. В действительности же образование сегодня ставит во главу угла личность ребенка и стремится найти социально-психологические ресурсы для ее развития. Современная стратегия учреждения дополнительного образования детей базируется на образе современной личности, способной к активной самореализации, саморазвитию, самовыражению и самоорганизации жизни.

Схема анализа учебного занятия руководителем

1. Тип занятия и его место в учебном курсе.
2. Реализация дидактических целей занятия.
3. Содержание занятия (научность, доступность, последовательность).
4. Соответствие типа, методов, приемов и средств обучения.
5. Активность и самостоятельность учащихся, организация их
творческой деятельности.
6. Уровень усвоения материала детьми.
7. Индивидуальная работа с детьми на занятии.
8. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся.
9. Развитие и воспитание детей на занятии.
10. Связь учебного материала с жизнью.
11. Эмоциональный климат на занятии.

Схема анализа воспитательного мероприятия

 

1. Общая характеристика детской группы:
• состав;
• возраст;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей, интересов,
запросов детей.
2. Место и время проведения.
З. Тема, цель, форма проведения.
4. Анализ качества подготовки мероприятия:
• наличие плана;
• определение задач;
• активность детей и педагога;
• участие и заинтересованность родителей и др.
5. Анализ хода мероприятия:
• содержание и воспитательная направленность;
• отношение учащихся к
мероприятию, увлеченность, творчество, инициатива;
• характеристика педагогических средств;
• проявление профессиональных качеств педагога, степень его
авторитета;
• создание условий для влияния на детей.
6. Выводы, замечания и предложения:
• оценка методического своеобразия и эффективности мероприятия;
• недостатки в ходе подготовки и проведения, пути их устранения;
• пожелания по улучшению подготовки, содержания и форм
организации мероприятия.


Интегрированные занятия


Психологические основы межпредметных связей были заложены учением академика И.П. Павлова о динамическом стереотипе и второй сигнальной системе. Физиологическим механизмом усвоения знаний И.П. Павлов считал образование в коре головного мозга сложных систем временных связей, которые он отождествлял с тем, что в психологическом плане ассоциации – это связи между формами отражения объективной действительности, в основе которой лежат ощущения. «Всё обучение заключается в образовании временных связей, а это есть мысль, мышление, знание». Как правило, предметы и явления реальной действительности, связанные между собой цепью различных обстоятельств, предстают взаимосвязанными и в памяти человека. Встретившись с одним из данных предметов или явлений, человек по ассоциации может вспомнить и другой предмет, связанный с ним. В жизни каждого встречается случай, когда полностью забывается событие, в котором он принимал самое непосредственное участие. Но достаточно напомнить ему или вспомнить самому одно действующее лицо, как все события воспроизводятся в памяти. Успех обучения во многом будет зависеть от количества необходимых взаимосвязанных фактов, событий, явлений, помогающих развивать способности воспитанников; быстро и точно воспроизводить в памяти, ранее усвоенные знания. В формировании этой способности межпредметным связям принадлежит важная роль. Всякое обучение сводится к образованию новых связей, ассоциаций. Новые знания вступают в многообразные связи (ассоциации) с уже имеющимися в сознании сведениями, которые были получены в результате обучения и опыта. Психологи установили, что всё воспринимаемое человеком оставляет следы в коре больших полушарий головного мозга. Эти следы не бездействуют. Они способствуют возникновению возбуждения и тогда, когда раздражитель, оставивший след отсутствует. Поэтому человеческая память не только запоминает и сохраняет знания, усвоенные ранее, но и воспроизводит их тогда, когда это требуется. На основании этих особенностей обучение и должно быть построено таким образом, чтобы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала. Предметы или явления взаимосвязанные в природе, связываются в памяти человека. Способность памяти запоминать новое на основе ранее известного не должна ограничиваться лишь внутрипредметными связями, межпредметные связи дают возможность взглянуть на предмет с разных сторон и прочнее запомнить на основе межсистемных ассоциаций весь предмет или явление действительности. Важнейшими характеристиками запоминания следует считать приёмы смысловой группировки учебного материала и выделение смысловых опорных пунктов, смыслового соотношения того, что усваивается в связи с чем-либо уже известным. Овладение приёмом переноса знаний одного предмета при усвоении другого вносит в аналитико-синтетическую деятельность обучающихся большую целенаправленность в решении определённых задач, а также повышает активность самостоятельных методов работы.

Интеграция обеспечивает лучшую организацию мыслительной деятельности обучающихся и, наконец, вырабатывает логическую последовательность в решении различных задач.


Методика подготовки и проведения интегрированного занятия в ОУДОД

Процесс подготовки и проведения интегрированного занятия в ОУДОД имеет определённую специфику и состоит из нескольких этапов: планирование, создание творческой группы педагогов, конструирование занятия и его анализ.

При планировании педагог дополнительного образования в соответствии с учебно-тематическим планом программы определяет количество занятий, их тематику и сроки проведения. Это необходимо для того, чтобы избежать элементы спонтанности, случайности в проведении интегрированных занятий. Кроме того, такой подход позволяет педагогу чётко определить роль и место интегрированного занятия в системе занятий первого, второго, третьего и т.д. годов обучения, а также выявить межпредметные интегративные связи с соответствующими базовыми дисциплинами общеобразовательной школы. На данном этапе также определяется оптимальное количество интегрированных занятий для достижения поставленных целей в образовательном процессе детского объединения.

Общая цель любого интегрированного занятия – достижения целостного представления об изучаемом явлении, процессе, которые заявлены в теме или разделе образовательной программы. Если педагог выдвигает цель по ознакомлению обучающихся, с теми или иными явлениями по теме или разделу программы, то в таком случае, интегрированное занятие будет выполнять функцию вводно-обзорного занятия по той или иной теме или разделу программы. Если же такое интегрированное занятие проводится в конце изучения темы или раздела, то имеет место занятие обобщения знаний, умений и навыков по пройденному материалу, которое является наиболее приемлемым вариантом в логике динамики познавательного процесса: от общего к частному, от частного к общему.

Анализ педагогической практики в системе ДОД подтверждает, что интегрированные занятия наиболее эффективны, если являются обобщающими.


Технология организации уроков психологической культуры личности в учреждении дополнительного образования детей


Реализация в системе дополнительного образования детей уроков психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач.

Основным фактором развития подросткового возраста является изменение «Я – концепции» личности ребёнка, которое определяется потребностью самопознания, самоутверждения, общения со сверстниками, стремлении понять окружающих, взаимоотношения с ними.

Занятия психологической культуры ориентируют обучающихся лучше узнать себя, развить навыки социально-компетентного поведения, поделиться своими переживаниями, получить обратную связь и поддержку взрослых и сверстников.

Проведение уроков психологической культуры личности предполагает групповые формы работы с обучающимися с использование разнообразных методических приёмов:

  • сюжетно-ролевых игр;

  • упражнений, дискуссий;

  • сказок, бесед;

  • анкетирования;

  • индивидуального и коллективного рисования.

Во время ролевых игр, обучающиеся входят в роль персонажа и проигрывают какой-либо эпизод. Процесс ролевой игры прост. Определяется тема или проблема, распределяются роли (по желанию) между всеми участниками. Одна и та же ситуация может быть проиграна несколько раз с разными участниками, предполагающими решение проблемы. Затем следует обсуждение ситуации и выбора решения, а не обучающегося, изображавшего роль. В ходе ролевых игр участники обретают навыки решения ситуаций.

В упражнениях обучающиеся выполняют задание педагога дополнительного образования. При этом упражнение может выполняться как индивидуально, так и коллективно. Упражнения наполнены содержанием, которое позволяет обучающимся познать себя.

^ Групповые дискуссии ориентируют обучающихс подросткового возраста к обсуждению самых животрепещущих тем: любви, дружбы, красоты, искренности, добра, смысла жизни и т.п.

Основная цель дискуссии – это достижение в изменении представлений и ожиданий участников о предмете дискуссии. Во время дискуссии педагог дополнительного образования внимательно следит за ходом дискуссии и соблюдением обучающимися правил корректных высказываний в адрес друг друга. Роль педагога дополнительного образования как руководителя дискуссии очень важна, ибо от его убеждений, готовности к уроку зависит успех проведения дискуссии.



Сказкотерапия – используется как профилактическое средство проблем подросткового возраста. В рамках занятия читаемые сказки обсуждаются обучающимися по основным вопросам, которые рассматриваются на занятии. Процесс чтения может сопровождаться рисованием отдельных фрагментов сказки.


Беседа – поддерживает авторитет педагога, предполагая, что основную информацию сообщит он. В то же время – это одна из доверительных форм работы с обучающимися. Предпочтительно сделать краткое сообщение, оставив время для ответной реакции обучающихся.

Анкетирование – позволяет кое-что узнать о себе, поддерживает интерес обучающихся. Однако необходимо сообщить, что к результатам теста не стоит относится слишком серьёзно, каждый может сопоставить результаты со своими ощущениями и задуматься.

Индивидуальное и коллективное рисование – создают условия для развития творчества обучающихся, сплочённости, способствуют развитию рефлексии, самопознанию, поддерживают интерес обучающихся.



Сроки проведения. Уроки психологической культуры личности могут проводиться с периодичностью не более одного раза в неделю, в зависимости от вида занятия.


Формы занятий учебных занятий


Формы занятий можно разделить на две группы:

А) занятия в учебном кабинете:

  • тематические (изучение или повторение одной учебной темы);

  • комплексные или интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием (2-3 видов творческой деятельности);

  • игровые (изучение учебного материала в процессе игры);

  • итоговые или контрольные (проверка уровня подготовки детей);

Б) выездные занятия:

  • учебные экскурсии;

  • походы;

  • экспедиции;

  • практические занятия «на местности» (т.е. в естественных для данного вида деятельности условиях);

  • полевые практики.

В) уроки психологической культуры.

Для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оптимальным будет такое сочетание разных форм учебных занятий, при котором каждая из них привносит новые элементы в теоретическую и практическую подготовку детей.


Наиболее устоявшимся, традиционным в системе дополнительного образования является тематическое учебное занятие, в ходе которого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема.


Примерная структура тематического учебного занятия


I этап – организация;

II этап – теоретическая часть;

III этап – практическая часть;

IV этап – окончание занятия.


Примерный план учебного занятия в расчёте 1 час 30 мин.( два занятия по 45 мин.,

5 – 10 мин. перерыв между занятиями)

^ I этап – организация занятия

Первые 10-15 мин. занятия необходимо отвести на выполнение целого ряда организационных действий:

  • сбор детей;

  • подготовку их к занятию (переодевание и т.д.);

  • подготовку рабочих мест учащихся.

Педагогу следует поприветствовать всех детей и по возможности каждого из них; поинтересоваться их делами в школе и дома. Затем необходимо создавать в группе рабочую обстановку, настроить детей на продуктивную деятельность во время занятия.

Завершается организационная часть объявлением темы занятия и постановкой учебных задач.

^ Теоретическая часть занятия

Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:

  • изложение исторических данных по теме занятия;

  • устное описание объекта практической работы (раскрытие его исторического и практического назначения, взаимосвязи с другими элементами данной деятельности);

  • объяснение специальных терминов по теме занятия;

  • описание и показ основных технических приёмов выполнения практической работы и их последовательности (технологии выполнения);

  • правила техники безопасности.

Теоретическая часть занятия не должна превышать 25-30 мин, поэтому педагогу необходимо тщательно продумать и отобрать содержание и методы изложения теоретического материала.

Сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной и интенсивной позволяют:

  • использование наглядного и раздаточного материала;

  • использование технических средств обучения;

  • привлечение к подготовке и изложению теоретического материала самих воспитанников детского объединения (начиная со второго года обучения);

  • использование игровых методов обучения.
^

Практическая часть занятия


Примерно от 40-50 мин.

Педагог должен разделить практическую работу на определённые этапы, каждый из которых будет выполняться последовательно и представлять собой некую законченную часть работы.

Следующий шаг – подбор специальной литературы, раздаточного материала, выбор и обсуждение наиболее рациональных и технически правильных приёмов работы.

Затем педагог вместе с детьми подготавливает материалы и инструменты, необходимые для выполнения конкретной практической работы.

При выполнении коллективной работы педагог распределяет части работы среди учащихся и определяет, как они будут взаимодействовать друг с другом.

Далее дети приступают к выполнению практической работы, а педагог контролирует их деятельность, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.

При выборе содержания практической работы педагогу необходимо учитывать:

  • возраст детей;

  • календарный период учебного процесса;

  • тему учебного года;

  • уровень подготовки детей;

  • актуальные тенденции в данном виде творческой деятельности.

Очень важным при выполнении практической работы являются следующие правила:

  • доведение каждой начатой работы до конца;

  • обязательность её «внешней отделки» (т.е. доведение практической работы до уровня, позволяющего её демонстрировать);

  • поощрение стремления детей к показу результатов своей творческой деятельности.

^ Окончание занятия (последние 15-20 мин)

За несколько минут до окончания занятия педагогу необходимо предупредить об этом детей.

Завершение занятия включает в себя:

  • подведение итогов практической работы;

  • закрепление учебного материала;

  • объяснение домашнего задания;

  • организацию дежурства (при необходимости).

Затем педагог прощается с детьми и напоминает о дне и времени следующей встречи.


Особенности домашнего задания в системе дополнительного образования детей:

  • необязательность его наличия и выполнения;

  • творческий характер;

  • для самостоятельного выполнения дома даются лишь те этапы (виды) работы, которые не требуют постоянного контроля со стороны педагога и владения сложными техническими приёмами.

Представленная структура является примерной, т.е необязательной.

Возможные варианты организации учебных занятий:

  • последовательная смена видов деятельности, каждый из которых включает элементы теоретической и практической подготовки;

  • выполнение практической работы с включением отдельных теоретических знаний;

  • выполнение только практической работы.



^

Подготовка занятия в учебном кабинете


Предварительная подготовка педагога к занятию включает:

  1. определение темы занятия;

  2. продумывание общего хода занятия;

  3. продумывание и отбор содержания теоретической части занятия;

  4. продумывание и выбор методов теоретической подготовки детей;

  5. подбор методических материалов по теме занятия;

  6. выполнение практической работы;

  7. составление плана занятия (при необходимости).
^

Подготовка занятия непосредственно перед его началом включает:


  • приход педагога на занятие не позже чем за 10 минут до его начала;

  • проветривание учебного кабинета;

  • подготовка методических материалов к занятию;

  • проверка и подготовка материалов и инструментов, необходимых для проведения занятия.
^

Подготовка и проведение итоговых занятий



Итоговые занятия могут проводиться:

  • по окончании учебного года;

  • по окончании полугодия или учебной четверти;

  • после изучения большой учебной темы или раздела.

Содержание итогового занятия обязательно должно включать проверку теоретических знаний детей и их практической подготовки.


Подготовка педагогом детей к итоговому занятию включает:

  1. обсуждение с детьми значения итоговых занятий в целостном учебном процессе;

  2. уведомление детей о дате, времени и форме проведения итогового занятия (не менее чем за неделю до его проведения);

  3. обсуждение с учащимися формы и критериев оценки результатов занятия;

  4. сообщение детям вопросов, тем которые необходимо повторить к итоговому занятию.


Кроме того, можно предложить детям принести свои работы, выполненные за отчётный период.


Подготовка же педагога к итоговому занятию заключается в составлении теоретических вопросов, продумывании отработке практических заданий, подготовке методических материалов.


На самом итоговом занятии необходимо создать спокойную рабочую атмосферу, настроить детей на результативное выполнение контрольных заданий.


В конце занятия следует подвести итоги: обсудить результаты, выставить оценки (в соответствии с ранее обсуждённой формой и критериями).


Одной из форм подведения итогов может стать самоконтроль результатов (в соответствии с имеющимися критериями) или взаимный контроль учащихся, а также коллективное обсуждение и оценка результатов выполнения контрольных заданий.