litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Камчатский филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Российский государственный университет туризма и сервиса»

(Камчатский филиал ФГБОУ ВПО «РГУТиС»)


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

студентам заочной формы обучения

по подготовке к зачетам, экзаменам

и написанию письменных работ


(на базе среднего профессионального образования)

3 курс


специальность 030501 «Юриспруденция»


Петропавловск-Камчатский

2012

Завьялова С.В. Методические рекомендации студентам заочной формы обучения по подготовке к зачетам, экзаменам и написанию письменных работ.- П.-Камчатский: Камчатский филиал ФГБОУ ВПО «РГУТиС», 2012.


Методические рекомендации «Студентам заочной формы обучения по подготовке к зачетам, экзаменам и написанию письменных работ» разработаны в соответствии с требованиями, предъявляемыми к учебно-методическим материалам.


Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на совместном заседании кафедр «Уголовно-правовые дисциплины», «Гражданско-правовые дисциплины», «Теория и история государства и права»

Протокол №____ «_____» _________________ 2012 г.


Зав. кафедрой

«Уголовно-правовые дисциплины»

доцент, к.ю.н. Е.Е. Пономарева


Зав. кафедрой

«Гражданско-правовые дисциплины» С.В. Завьялова


СОДЕРЖАНИЕ


1. Состав учебных дисциплин 4


2. Методически рекомендации 4

3. Перечень вопросов для подготовки к экзаменам и зачетам, тем

курсовых работ по учебным дисциплинам 5

3.1. История политических и правовых учений 5

3.2. Гражданское право 7


3.3. Гражданское процессуальное право (Гражданский процесс) 30

3.4. Уголовное процессуальное право (Уголовный процесс) 36

3.5. Криминалистика 39

3.6. Международное право 71

3.7. Международное частное право 75

3.8. Финансовое право 77

3.9. Муниципальное право 93

3.10. Уголовно-исполнительное право 95

3.11. Российское предпринимательское и коммерческое право 98

3.12. Прокурорский надзор 102

3.13. Права человека и их защита 105

3.14. Административная ответственность 107

3.15. Право интеллектуальной собственности и «ноу-хау» 110

3.16. Актуальные проблемы теории государства и права 112

3.17. Таможенное право 114

3.18. Правовые основы безопасности участников уголовного процесса 115

3.19. Адвокатура 117


4. Условия проведения экзамена 118

5. Условия проведения зачета 119


1. Состав учебных дисциплин 5-го и 6-го семестра обучения





Наименование дисциплины

Формы текущего знаний студента

5 семестр

6 семестр

к/р

зач.

экз.

к/р

зач.

экз.

История политических и правовых учений














+






Гражданское право

+




+












Гражданское процессуальное право




+










+



Уголовное процессуальное право







+












Криминалистика




+




+




+



Международное право





+













Международное частное право













+






Финансовое право










+




+



Муниципальное право







+












Уголовно-исполнительное право
















+



Российское предпринимательское и коммерческое право




+








+



Прокурорский надзор







+












Права человека и их защита




+















Административная ответственность




+















Право интеллектуальной собственности и «ноу-хау»













+






Актуальные проблемы теории государства и права















+




Таможенное право







+












Правовые основы безопасности участников уголовного процесса
















+



Адвокатура













+





2. Методические рекомендации


    1. Общие положения по отработке учебного плана (программы)

5-го и 6-го семестра обучения.


В межсессионный период Вам предстоит самостоятельно освоить вышеперечисленные учебные дисциплины. В процессе изучения учебных дисциплин необходимо выполнить домашнее задание - написать курсовую работу по одной из указанных по дисциплине тем. Курсовая работа может быть выслана Вами в университет и лично предоставлена в учебную часть. Срок сдачи работы - за один месяц до начала экзаменационной сессии, но не позднее 2х недель.

В ходе сессии планируется чтение проблемных лекций, развитие творческого мышления и профессиональных навыков. В этот же период осуществляется текущий контроль личностных изменений студента в рамках будущих профессиональной деятельности, а также итоговый контроль (экзамен, зачет) выходных знаний подготовки специалиста. Особое внимание обратите на индивидуализацию образования, так как согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования от 14.03.2000г. на аудиторные занятия отводится 10% объема часов учебной дисциплины, остальная часть - 90% - изучается студентами самостоятельно.


За более подробной информацией обращайтесь в деканат заочного отделения или к преподавателю учебной дисциплины.


  1. Перечень вопросов для подготовки к экзаменам и зачетам,

тем курсовых работ по учебным дисциплинам


3.1. История политических и правовых учений


      1. Перечень вопросов на зачет




  1. Политико-правовая мысль Древнего Китая: даосизм.

  2. Политико-правовая мысль Древнего Китая: конфуцианство.

  3. Древнегреческая политико-правовая мысль: Демокрит.

  4. Политико-правовая мысль софиста Протагора.

  5. Платон об идеальном государстве.

  6. Политико-правовая мысль Сократа.

  7. Учение Цицерона о государстве и праве.

  8. Политико-правовые взгляды Августина.

  9. Политическое учение Ф. Аквинского.

  10. Политико-правовые идеи Аристотеля.

  11. Политическое учение Ибн-Халдуна.

  12. Политико-правовые идеи в «Слове о Законе и Благодати».

  13. Политическая программа В. Мономаха.

  14. Политико-правовые воззрения Д. Заточкина.

  15. Новая наука о политике Н. Макиавелли.

  16. Эпоха реформации: М. Лютер.

  17. Эпоха реформации: Т. Мюнцер.

  18. Политико-правовые идеи Т. Мора.

  19. Политико-правовые воззрения Т. Кампанелла.

  20. Политические взгляды Нила Сорского.

  21. Политические взгляды Иосифа Волоцкого.

  22. Политическая концепция Филофея «Москва – третий Рим».

  23. Политическая программа И.С. Пересветова.

  24. Политические воззрения А.М. Курбского.

  25. Учение Гроция о государстве и праве.

  26. Политическое и правовое учение Б. Спинозы.

  27. Политико-правовое учение Т. Гоббса.

  28. Учение Дж. Локка о государстве и праве.


  29. Политико-правовые учения Ш. Монтескье.

  30. Политико-правовое учение Ж.Ж. Руссо.

  31. Политические и правовые взгляды Вольтера.

  32. Политико-правовые идеи Х. Томазия.

  33. Политико-правовая идеология французского социализма: Морелли.

  34. Идеология просвещенного абсолютизма: С. Полоцкий.

  35. Политические идеи Ф. Прокоповича.

  36. Политические взгляды В.Н. Татищев.

  37. Политические взгляды М.М. Щербатова.

  38. Политико-правовые учения А.Н. Радищева.

  39. Политические взгляды Б. Франклина.

  40. Политические взгляды Т. Джефферсона.

  41. Политические идеи Дж. Адамса.

  42. Политико-правовое учение Дж. Мэдисона.

  43. Учение И. Канта о государстве и праве.

  44. Политико-правовая теория И.Г. Фихте.

  45. Учение Гегеля о государстве и праве.

  46. Политико-правовые взгляды М.М. Сперанского.

  47. Политические идеи Н.М. Карамзина.

  48. Политические программы декабристов (Пестель, Муравьев).

  49. Политические идеи П.Я. Чаадаева.

  50. Политико-правовые идеи реформаторов: А.М. Унковский.

  51. Политико-правовые идеи реформаторов: Филарет.

  52. Политико-правовые идеи радикалов: Герцен, Чернышевский.

  53. Либералы. Политико-правовые воззрения Б.Н. Чичерина, М.М. Ковалевского.

  54. Консерваторы. Политико-правовые идеи Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева.

  55. Политико-правовые взгляды В.С. Соловьева.

  56. Политико-правовые идеи начала ХХ в.: Г.В. Плеханов, Б.А, Кистяковский, П.И. Новгородцев.

  57. Политико-правовые идеи С.Н. Булгакова.

  58. Политические взгляды Н.А. Бердяева.

  59. Политические воззрения И.А. Ильина.

  60. Правоведы русского зарубежья: П.Б. Струве, П.А. Сорокин.

Примечание: возможна корректировка вопросов в пределах учебной программы.



      1. Рекомендуемая литература:




    1. История политических и правовых учений/Под общ.ред.В.С. Нерсесянца.-М.:НОРМА - ИНФРА-М,2000 .-352с .-(Краткие учебные курсы юридических наук).

    2. История политических и правовых учений; Хрестоматия /Под ред.О.Э.Лейста.-М.:Городец,2000.-512с.

    3. История политических и правовых учений: Учебник/Под обш. ред.В.С.Нерсесянца.-2-е изд., стер .-М. :НОРМА-М, 2001 .-736с.

    4. История политических и правовых учений: Учебник/Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Зерцало, 2000

    5. История политических и правовых учений: Учебник/ Под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. – 736с..

3.2. Гражданское право


3.2.1.Перечень вопросов к экзамену


  1. ГП как отрасль права. Система ГП как отрасли и учебной дисциплины

  2. Предмет ГП и метод правового регулирования. Принципы ГП

  3. Понятие и виды источников ГП

  4. Понятие гражданского правоотношения

  5. Элементы, структура и содержание гражданского правоотношения

  6. Виды гражданских правоотношений

  7. Правоспособность граждан (физических лиц)

  8. Понятие и виды дееспособности граждан (физических лиц)

  9. Содержание дееспособности несовершеннолетних. Эмансипация

  10. Ограничение дееспособности граждан. Признание гражданина недееспособным

  11. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим

  12. Понятие и признаки юридического лица

  13. Понятие и виды правоспособности юридических лиц

  14. Порядок и способы создания юридических лиц

  15. Реорганизация юридических лиц

  16. Прекращение деятельности юридических лиц
  17. Классификация юридических лиц


  18. Хозяйственные товарищества и общества

  19. Производственные кооперативы

  20. Государственные и муниципальные унитарные предприятия

  21. Понятие и виды некоммерческих организаций

  22. Понятие, содержание и особенности гражданской правосубъектности государства и публично-правовых образований

  23. Понятие и виды объектов гражданских правоотношений

  24. Вещи как объекты гражданских правоотношений

  25. Деньги и ценные бумаги как объекты гражданских правоотношений

  26. Действия и услуги как объекты гражданских правоотношений

  27. Личные неимущественные блага как объекты гражданских правоотношений

  28. Понятие и виды юридических фактов в ГП

  29. Понятие и виды сделок

  30. Форма сделки. Последствия несоблюдения формы сделки

  31. Условия действительности сделок. Недействительные сделки

  32. Понятие и виды представительства

  33. Доверенность (понятие, виды, форма, прекращение). Передоверие

  34. Пределы осуществления субъективного гражданского права. Злоупотребление правом и его последствия

  35. Способы защиты гражданских прав

  36. Понятие и виды гражданско-правовой ответственности

  37. Условия гражданско-правовой ответственности

  38. Понятие и виды сроков в ГП

  39. Исчисление сроков

  40. Понятие и виды сроков исковой давности. Последствия их истечения. Приостановление, перерыв и восстановление сроков исковой давности

  41. Понятие и виды вещных прав

  42. Понятие права собственности

  43. Субъекты и объекты права собственности

  44. Содержание права собственности

  45. Приобретение права собственности

  46. Прекращение права собственности

  47. Право частной собственности граждан и юридических лиц

  48. Право публичной собственности
  49. Понятие и виды права общей собственности


  50. Понятие и виды личных неимущественных прав

  51. Осуществление и защита личных неимущественных прав

  52. Понятие и виды обязательств, основания их возникновения

  53. Обязательства с множественностью лиц

  54. Перемена лиц в обязательстве

  55. Условия исполнения обязательств


3.2.2. Пофамильный перечень тем курсовых работ (студентам необходимо выбрать ОДНУ из предложенных тем)




Ф.И.О. студента

Тема курсовой работы



Акимова Т.Ю.

  1. Место гражданского права в системе права.

  1. Источники гражданского права.

  2. Понятие и система гражданского законодательства.

  3. Кодификация и другие формы систематизации гражданского законодательства.

  4. Понятие и содержание гражданского правоотношения.

  5. Виды гражданских правоотношений.



Блудшева Е.С.

  1. Приватизация жилых помещений в государственном и муниципальном жилом фонде.

  2. Понятие и виды права общей собственности.

  3. Понятие и основания возникновения общей долевой собственности.

  4. Осуществление права общей долевой собственности.

  5. Понятие и основания возникновения общей совместной собственности.

  6. Содержание и осуществление прав и обязанностей участников общей долевой собственности.



Бочкова К.А.

  1. Субъективное право и субъективная обязанность в гражданском правоотношении.

  2. Развитие содержания правоспособности граждан при переходе к рыночной экономике.

  3. Дееспособность граждан.

  4. Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства.

  5. Неполная (частичная) дееспособность несовершеннолетних.

  6. Ограничение дееспособности граждан.



Булгакова Е.Д.

  1. Гарантии прав при решении вопроса об ограничении их дееспособности (по материалам судебной и административной практики).

  2. Правовое положение индивидуальных предпринимателей.

  3. Банкротство гражданина.

  4. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим.

  5. Понятие и сущность юридического лица.

  6. Виды юридических лиц.



Бусыгина С.И.

  1. Право публичной собственности.

  2. Право собственности Российской Федерации.

  3. Субъекты права публичной собственности.

  4. Объекты права публичной собственности.

  5. Государственная и муниципальная казна как объект права собственности публично-правовых образований.

  6. Гражданско-правовые формы приватизации государственного и муниципального имущества.



Веретёнов А.А.

  1. Правосубъектность юридического лица.
  2. Правовое положение филиалов и представительств юридических лиц.


  3. Возникновение (создание) юридического лица в современном гражданском праве.

  4. Реорганизация и ликвидация юридических лиц.

  5. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц.

  6. Товарищество как юридическое лицо.



Вороненко Н.С.

  1. Общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью как юридические лица.

  2. Акционерное общество как юридическое лицо.

  3. Дочерние и зависимые общества как юридические лица.

  4. Производственные и потребительские кооперативы как юридические лица.

  5. Государственные и муниципальные унитарные предприятия как юридические лица.

  6. Некоммерческие организации как юридические лица.



Гаманович Н.В.

  1. Публично-правовые образования как субъекты гражданского права.

  2. Понятие и виды объектов гражданского права.

  3. Имущество как объект гражданского права.

  4. Гражданско-правовой режим недвижимого имущества.

  5. Вещи как объекты гражданских прав. Классификация вещей.

  6. Деньги как объект гражданских прав.



Гершзон Е.А.

  1. Ценные бумаги как объект гражданских прав.

  2. Работы и услуги как объекты гражданских прав.

  3. Информация как объект гражданских прав.

  4. Нематериальные блага как объект гражданских прав.

  5. Понятие и виды юридических фактов в гражданском праве.
  6. Понятие и виды сделок в гражданском праве.




Глазова К.Д.

  1. Условия действительности сделок.

  2. Воля и волеизъявление в сделке.

  3. Форма сделок.

  4. Оспоримые и ничтожные сделки.

  5. Правовые последствия признания недействительности сделок.

  6. Понятие и способы осуществления гражданских прав.



Демичева О.Г.

  1. Пределы осуществления гражданских прав.

  2. Проблема злоупотребления правом в гражданском праве.

  3. Понятие и способы исполнения субъективных гражданских обязанностей.

  4. Представительство в гражданском праве.

  5. Правопреемство в гражданском праве.

  6. Понятие и содержание права на защиту как субъективного гражданского права.



Дударь Т.В.

  1. Самозащита гражданских прав.

  2. Понятие и виды мер оперативного воздействия на нарушителя гражданских прав.

  3. Понятие и виды мер государственного принуждения, применяемые к нарушителям гражданских прав.

  4. Понятие и виды гражданско-правовой ответственности.

  5. Условия гражданско-правовой ответственности.

  6. Вина как условие гражданско-правовой ответственности.



Дутова А.Ю.

  1. Понятие и виды права общей совместной собственности.

  2. Право общей совместной собственности крестьянского (фермерского) хозяйства.
  3. Право общей совместной собственности супругов.


  4. Понятие и виды ограниченных вещных прав.

  5. Ограниченные вещные права на хозяйствование с имуществом собственника.

  6. Право хозяйственного ведения.



Казакова А.И.

  1. Причинная связь как условие гражданско-правовой ответственности.

  2. Ответственность, наступающая независимо от вины правонарушителя.

  3. Понятие и исчисление убытков в гражданском праве.

  4. Особенности ответственности по денежным обязательствам.

  5. Основания освобождения от гражданско-правовой ответственности.

  6. Понятие и значение риска в гражданском праве.



Калацкая П.С.

  1. Возмещение морального вреда.

  2. Понятие, исчисление и виды сроков в гражданском праве.

  3. Сроки осуществления гражданских прав.

  4. Сроки исполнения обязанностей в гражданском праве.

  5. Понятие и виды сроков исковой давности.

  6. Исчисление сроков исковой давности.



Кирица В.Н.

  1. Собственность как экономическая категория и гражданско-правовые формы реализации экономических отношений собственности.

  2. Понятие и содержание права собственности.

  3. Правомочия собственника в различных правовых системах.

  4. Вещные права в гражданском праве.

  5. Приобретение права собственности.

  6. Прекращение права собственности.

Олас Ю.Ф.


  1. Право частной собственности в российском гражданском праве.

  2. Право собственности хозяйственных товариществ.

  3. Право собственности хозяйственных обществ.

  4. Право собственности производственных кооперативов.

  5. Право собственности коммерческих организаций.

  6. Право собственности потребительских кооперативов.



Палюга О.М.

  1. Право собственности общественных и религиозных организаций.

  2. Право собственности благотворительных и иных фондов.

  3. Право собственности объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов).

  4. Понятие и содержание права собственности граждан.

  5. Объекты права собственности граждан.

  6. Осуществление и прекращение права собственности.



Пеклецова А.С.

  1. Понятие и система частного права.

  2. Предмет, метод и функции гражданского права.

  3. Принципы гражданского права.

  4. Понятие и виды имущественных отношений, регулируемых гражданским правом.

  5. Корпоративные отношения как предмет гражданского права.

  6. Личные неимущественные отношения как предмет гражданско-правового регулирования.



Рыбакова Е.А.

  1. Право собственности гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

  2. Право собственности на квартиру.

  3. Имущество несовершеннолетних детей и его охрана в гражданском праве.

  4. Понятие наследования в российском гражданском праве.


  5. Наследование по завещанию. Наследование по закону.

  6. Принятие наследства и отказ от наследства.



Сибилева С.А.

  1. Осуществление права общей долевой собственности.

  2. Понятие и виды права общей собственности.

  3. Понятие и основания возникновения общей долевой собственности.

  4. Понятие и основания возникновения общей совместной собственности.

  5. Приватизация жилых помещений в государственном и муниципальном жилом фонде.

  6. Содержание и осуществление прав и обязанностей участников общей долевой собственности.



Тараненко Т.А.

  1. Вещи как объекты гражданских прав. Классификация вещей.

  2. Гражданско-правовой режим недвижимого имущества.

  3. Деньги как объект гражданских прав.

  4. Имущество как объект гражданского права.

  5. Понятие и виды объектов гражданского права.

  6. Публично-правовые образования как субъекты гражданского права.



Фатхетдинова Г.Г.

  1. Виды гражданских правоотношений.

  2. Источники гражданского права.

  3. Кодификация и другие формы систематизации гражданского законодательства.

  4. Место гражданского права в системе права.

  5. Понятие и система гражданского законодательства.

  6. Понятие и содержание гражданского правоотношения.



Хвалеев В.В.

  1. Государственная и муниципальная казна как объект права собственности публично-правовых образований.

  2. Гражданско-правовые формы приватизации государственного и муниципального имущества.

  3. Объекты права публичной собственности.

  4. Право публичной собственности.

  5. Право собственности Российской Федерации.

  6. Субъекты права публичной собственности.



Шейко Н.С.

  1. Возникновение (создание) юридического лица в современном гражданском праве.

  2. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц.

  3. Правовое положение филиалов и представительств юридических лиц.

  4. Правосубъектность юридического лица.

  5. Реорганизация и ликвидация юридических лиц.

  6. Товарищество как юридическое лицо.



Шулинина О.Е.

  1. Акционерное общество как юридическое лицо.

  2. Государственные и муниципальные унитарные предприятия как юридические лица.

  3. Дочерние и зависимые общества как юридические лица.

  4. Некоммерческие организации как юридические лица.

  5. Общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью как юридические лица.

  6. Производственные и потребительские кооперативы как юридические лица.



Яшкузина Н.С.
  1. Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства.


  2. Дееспособность граждан.

  3. Неполная (частичная) дееспособность несовершеннолетних.

  4. Ограничение дееспособности граждан.

  5. Развитие содержания правоспособности граждан при переходе к рыночной экономике.

  6. Субъективное право и субъективная обязанность в гражданском правоотношении.


Примечание: Если студент желает написать курсовую работу на тему, которая не нашла отражение в предложенном списке, то он вправе после согласования с преподавателем названия темы и содержания работы приступить к ее подготовке.


Перечень свободных тем для написания курсовой работы.


  1. Правовое регулирование расчетов чеками.

  2. Правовое регулирование расчетов с использованием расчетных карт.

  3. Договор о совместной деятельности и простое товарищество.

  4. Учредительный договор.

  5. Обязательства, возникающие из публичного обещания награды и публичного конкурса.

  6. Правовое регулирование проведения игр и пари.

  7. Понятие и условия ответственности за причинение имущественного вреда.

  8. Деликтные обязательства и гражданско-правовая ответственность.

  9. Договорные и внедоговорные обязательства.

  10. Регрессная ответственность в деликтных обязательствах.

  11. Значение вины потерпевшего в обязательствах из причинения вреда.

  12. Причинная связь в деликтных обязательствах.

  13. Принцип полноты возмещения вреда в деликтных обязательствах.

  14. Ответственность лиц, совместно причинивших имущественный вред.

  15. Имущественная ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

  16. Имущественная ответственность юридического лица за вред, причиненный его работниками.

Рекомендации по подготовке и выполнению курсовой работы



Подготовку и выполнение курсовой работы условно можно разделить на пять этапов:


1.1. Выбор темы. Студент, как правило, выбирает тему курсовой работы из предлагаемого перечня, однако может предложить свою тему в пределах учебного плана данного курса с обоснование необходимости ее разработки и по согласованию с руководителем. Свобода выбора тем курсовых работ позволяет реализовать индивидуальные научные интересы и своеобразие познавательных стилей студентов.


1.2. Подбор и изучение литературы, уточнение плана работы. Опыт лучших студентов показывает, что на выбор объекта исследования и обоснование практической значимости, актуальности темы, необходимо 7-8 дней. На подбор и анализ правовых источников и научной литературы потребуется 15-20 дней, а на разработку содержания - от 20 до 25 дней

Уяснив сущность вопросов выбранной темы, следует изучить нормативную и специальную литературу, материалы периодической печати по исследуемой проблеме. Помощь в этом могут оказать: программа курса дисциплины; библиографические указатели; тематические и алфавитные каталоги в библиотеке; указатели содержания журналов за год, публикуемые в их последних номерах; сборники нормативных актов, судебных решений; ежегодные указатели судебной практики (к работе над темой следует привлекать как учебную информацию так и разнообразную дополнительную литературу вариативного характер. К ней относятся статьи в различных журналах, газетах, монографии и научные сборники по теме, практикумы, хрестоматии, учебные пособия, документы.)

Подборка и анализ информационных материалов один из наиболее трудоемких этапов работы студентов и является началом постоянного совершенствования профессиональной деятельности юриста.

В ходе сбора материалов важно ознакомиться с различными нормативными документами, разнообразной научной литературой, а так же научными школами, которые представляют свои взгляды по избранной студентом теме. При ознакомлении с научной литературой и правовыми документами важно сравнивать их содержание с уже известными вам источниками, выявлять взаимосвязь с проблемами и подчиненностью одних материалов другим.


Изучение информационных материалов потребует от студентов делать отдельные выписки и конспектировать основные положения источников. Очень важно ежедневно все выписки систематизировать по разделам и пунктам курсовой работы, выписывать и составлять словарь основных терминов и понятий, создавать таблицы по фактологическому материалу, фиксировать свои выводы и суждения при анализе источников литературы.

Записи изученного материала могу быть в виде тезисов, цитат либо развернутого плана-конспекта. Систематизация изученных материалов, их правильное и уместное использование, выделение главного и не включение второстепенного материала в содержание работы зависят от правильного выбора методики исследования.

Основными научными методами исследования являются метод анализа и синтеза. Анализ позволяет сложное явление или понятие представить в виде отдельных взаимосвязанных между собой элементов. А это дает возможность студенту выделить главное звено в системе и опустить второстепенный материал. Синтез же позволяет сравнивать систему, явление, когда отдельным элементам придаются количественные показатели и они рассматриваются в едином целом. Это дает возможность студенту сделать правильные собственные оценки рассматриваемым явлениями, что очень ценно в курсовой работе.

В ходе работы над источниками студент уточняет план работы, делает выписки из литературы. Причем в качестве цитат следует использовать только самое необходимое для подтверждения тех или иных положений, освещаемых в курсовой работе. В процессе такого активного изучения литературы у студента должны возникать собственные мысли и соображения.

1.3. Выполнение работы. Рабочий план составляется студентом на основе предварительного ознакомления с литературой и другими источниками. Приступая к работе над планом, первоначально необходимо проанализировать вопросы темы по учебникам, в частности по рабочим учебникам, так как в них вопросы излагаются в наиболее доступной форме. Только после этого целесообразно переходить к специальной литературе, изучению первоисточников, нормативных документов. Такой способ, от простого к сложному, обеспечит возможность "не потеряться" в обилии фактов, идей, авторов. Приступая к написанию работы, следует исходить из следующих рекомендаций и требований.


Работа должна состоять из введения, основной части (главы, подпункты), заключения, библиографии и при необходимости приложений.

Каждая структурная часть работы имеет свое назначение.

Оформляя курсовую работу, автор должен помнить, что каждая структурная часть (введение, основная часть, заключение, библиография) начинается с новой страницы.


Примечание: В современной научной литературе личная манера изложения уступила место безличной. Не употребляется личные местоимения "Я" и "МЫ" Например, вместо фразы "я предполагаю "можно сказать "предполагается, что "и т.д.


ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа всегда начинается с введения, в котором осуществляется постановка конкретной проблемы - проблемы написания курсовой работы, откуда следует обоснование актуальности темы, ее практическое значение, цель (т.е. более детальное, глубокое, конкретное изучение темы и т.д.) и задачи (под задачами подразумеваются главы вашей работы). Затем оговаривается, какие вопросы, имеющие непосредственное отношение к проблеме, не будут затронуты или освещены поверхностно как второстепенные. В завершающей части введения дается краткий обзор (2 – 3) основных источников, которые были использованы при написании работы.


Примечание: Обязательным атрибутом письменного исследования является краткий обзор привлеченных источников и литературы. Обзор литературы может быть приведен во введении или в основной части исследования, где рассматриваются теоретические аспекты проблемы.


Необходимо отметить важное правило - введение, как и заключение, рекомендуется писать после полного завершения основной части. До того, как будет создана основная часть работы, практически невозможно написать хорошее введение, так как автор еще не вполне овладел материалами по теме.

Рекомендуется делать введение объемом не менее 1,5 страниц, но не более 3 страниц.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Содержанием основной части курсовой работы является теоретическое осмысление проблемы и изложение эмпирического (эмпиризм от гр. empeina - опыт), фактического материала. Последовательность изложения того и другого может быть различной. Все зависит от желаний и предпочтений автора.

Чаще всего вначале излагаются основные теоретические положения по исследуемой теме, а затем конкретизируемый текстовой или эмпирический материал, который аргументировано подтверждает изложенную теорию.

Как правило, основная часть состоит из нескольких глав, как минимум двух, при необходимости выделяются подпункты.

В Главе 1 обращается внимание на общие теоретические вопросы темы, даются общие понятия, категории или исторические аспекты, сопоставляются различные точки зрения ученых, авторов, т.е. дается материал общего характера, относящийся к теме. Объем 1ой главы - не менее двух печатных листов и не более 30% всей работы.

Во 2ой и последующих главах отражается сущность темы, излагаются углубленные знания проблемных вопросов, имеющиеся различные точки зрения авторов по конкретной проблеме, определяются недостатки и узкие места изучаемой проблемы. Студент должен высказать свое отношение к социальным связям и причинам, обусловившим реальное состояние изучаемого явления, выделить положительное и определить недостатки и узкие места, сформулировать наиболее эффективные меры по их устранению. При этом излагаемые положения должны подкрепляться результатами изучения и анализа из реальной жизни, личного опыта, публикаций в средствах массовой информации, судебной практики и т.д. Завершающую главу работы стоит построить на практическом материале конкретного региона с учетом местной практики, определить особенности данного региона. Объем этой части - 50-60% от общего объема всей работы. Каждая глава должна заканчиваться частными выводами об исследуемом вопросе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. В заключении, как правило, автор исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает их практическую значимость, а так же определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний. Необходимо иметь в виду, что введение и заключение никогда не делятся на части. Объем заключения примерно равен объему введения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Библиография - это перечень книг, журналов, статей с указанием основных данных (место и год выхода, издательство и др.).

Библиографический список источников и литературы, использованных при разработке письменной работы, является обязательным атрибутом любой научно-исследовательской работы, в том числе курсовой, должен составлять не менее 15 источников.

Библиографический список включает библиографические описания всех использованных, цитированных или упоминаемых в работе документов, а так же прочитанную литературу по теме, которая оказала существенное влияние на содержание работы.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложения добавляются при необходимости и могут быть различными: таблицы, схемы, графики, диаграммы, данные социологи­ческих опросов, иллюстрации, Приложения оформляются после библиографии и располагаются в порядке ссылок с текста. Каждое приложение начинается с нового листа с обозначением в правом верхнем углу словом "Приложение". Приложения должны нумероваться последовательно, арабскими цифрами (например, "Приложение 10") и иметь заголовок.


1.4. Защита курсовой работы. Завершенная курсовая работа представляется студентом преподавателю, который дает заключение о готовности студента к защите курсовой работы в рецензии

Основными критериями оценки курсовой работы являются:

  1. Всесторонность и глубина разработки проблемы.


  2. Основательность и полнота использования источников и научной литературы.

  3. Привлечение нормативных актов и материалов юридической практики.

  4. Самостоятельность и творческий подход к разработке темы.

  5. Достоверность и научная обоснованность выводов и практических предложений.

  6. Логика и последовательность материала.

  7. Соответствие нормативным требованиям порядка оформления курсовой работы.

  8. Умение работать с документальными и литературными источниками, формулировать основные выводы по результатам анализа конкретного материала.

  9. Грамотность и стиль изложения.

  10. Правильность и аккуратность оформления.

  11. Соответствие оформления курсовой работы установленным требованиям.

Работа оценивается на "неудовлетворительно" (не зачтено) если:

- тема, содержание работы не относится к предмету дисциплины;

-работа перепечатана из Интернета, CD-ROM или других носителей информации;

- неструктурированный план курсовой работы;

- объем работы менее или более указанного;

- в работе отсутствуют ссылки и сноски на нормативные и другие источники;

- оформление курсовой работы не соответствует предъявляемым требования (отсутствует нумерация страниц, неверное или неполное оформление библиографии и т.д.).


При оценке курсовых работ преподаватель-рецензент обращает также внимание на следующие распространенные ошибки в работах студентов:

- отсутствие четкости в определении основного содержания работы, убедительных доказательств, обоснований, выводов и рекомендаций;

- нарушение последовательности изложения, частых повторений, нечеткие формулировки, оговорки, грамматические ошибки;

- излагаемые по тексту примеры не подкреплены смысловым содержанием, размышлениями автора;

- курсовая работа представляет собой пересказ литературных источников, набор цитат, фраз.


Защищенные курсовые работы студентам не возвращаются и хранятся в архиве кафедры. Студенты, не сдавшие в срок курсовые работы или получившие на защите неудовлетворительные оценки - не допускаются к очередным экзаменам.

В заключение еще раз необходимо подчеркнуть, что смысл курсовых работ состоит в приобретении навыков самостоятельного решения практических проблем с научных позиций и письменного изложения полученных результатов. Такие навыки являются необходимыми не только академическим ученным и исследователям, но и всем, кто желает посвятить себя любой интеллектуальной профессии.


2.Требования к оформлению письменной работы


2.1. Общие требования

Курсовая работа является учебной работой и выполняется с элементами научного исследования, поэтому к ней предъявляются требования по оформлению, как к научной работе.

Правила оформления научных работ являются общими для всех отраслей знания и регламентированы действующими государственными стандартами, в том числе в упрощенном варианте. Поэтому следует запомнить их еще при написании первой курсовой работы, что сэкономит много времени и сил в дальнейшем.

Курсовая работа набирается на компьютере, либо печатается на пишущей машинке (в исключительном случае, по согласованию с руководителем текст может быть представлен в рукописном виде на стандартном листе бумаги формата А4 - в этом случае объем письменной работы увеличивается в два раза). Объем курсовой работы составляет 20-30 стр. (по согласованию с руководителем объем работы может быть изменен). Межстрочный интервал- 1,5.Расстояние между заголовком и текстом (или подпунктом) – 3 интервала, расстояние между подпунктом главы и текстом -1,5 интервала, 1800 знаков на странице, включая пробелы и знаки препинания. Размер левого поля - 30 мм, правого - 15 мм, верхнего - 20 мм, и нижнего 20мм. Первая строка абзаца (красная строка) начинается с шестого знака. Таким образом, на странице располагается от 28 до 30 строк.


Каждый структурный элемент курсовой работы начинается с новой страницы (ВВЕДЕНИЕ, ГЛАВА 1, ГЛАВА 2 и т.д., ЗАКЛЮЧЕНИЕ, БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК, ПРИЛОЖЕНИЯ). Название каждого элемента пишется посередине листа симметрично тексту заглавными буквами и выделяется полужирным, а название каждой главы – строчными буквами, полужирный (например, ГЛАВА 1. Виды налогового контроля в РФ). Название подпункта пишется с красной строки строчными буквами.

После заголовка, располагаемого посредине строки, не ставится точка. Так же не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовка.

Нумерация страниц - сквозная, страницы нумеруются вверху, посередине, в нарастающем порядке (размер шрифта 12). Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер на нем не проставляется.

Ссылка на использованные источники оформляются в виде сносок (10 шрифт) внизу страницы под чертой, отделяющей от текста (Стандартная панель инструментов – Вставка – Ссылка - Сноска). При этом необходимо указывать все исходные данные источника, такие как: Ф.И.О. автора, название источника, издательство, год издания, страница.

Оформленная работа должна быть сброшюрована в пластиковый скоросшиватель. На последней странице студент ставит свою подпись как автор работы.


2.2. Правила цитирования

Напомним, что цитата является точной, дословной выдержкой из какого-либо текста, включенного в собственный текст. Цитаты, как правило, приводятся только для подтверждения аргументов или описаний автора. При цитировании наибольшего внимания заслуживает современная литература и первоисточники Вторичную литературу следует цитировать как можно экономнее, например, для того, чтобы оспорить некоторые выводы авторов. Общий подход к цитированию состоит в том, что цитаты могут быть в каждой главе и пункте, за исключением тех мест, в которых автор развивает свою позицию или подытоживает результаты исследования.


Курсовая работа не должна быть переполнена цитатами, которые плохо связаны между собой.

На одной странице текста не должно быть более трех цитат. Если же требуется большее количество цитат, то их лучше давать в пересказе с указанием на источник.

При цитировании чужой текст заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в которой он дан в источнике.

Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающихся кавычек ставят отточие, и начинают ее со строчной буквы. Например: С.И. Вавилов требовал "... всеми мерами избавлять человечество от чтения плохих, ненужных книг". Строчная буква ставится и в том случае, когда цитата органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике, например М.Горький писал, что "в простоте слова - самая великая мудрость". Внизу страницы под чертой дается точная ссылка на издание, из которого взята цитата.

Пропуск слов, предложения, абзацев при цитировании допускается лишь тогда, когда это не искажает смысл всего фрагмента, и обозначается многоточием в местах пропуска.

Если из цитируемого отрывка не ясно, о ком или о чем идет речь, в круглых скобках приводится пояснения автора с пометкой своих инициалов.

Если в приводимой цитате выделяются какие-то слова, то сразу же в скобках пишется "курсив мой" или "выделено мной" и инициалы автора работы.

При оформлении сносок их помещают на той же странице под строками основного текста с отделением от него небольшой горизонтальной линией.


Примечание. Ссылки на использованную литературу обязательны, так как в этом проявляется культура отношения к чужой мысли, чужому тексту.


2.3.Основные элементы библиографического описания

Библиографию целесообразно сгруппировать по разделам:

1.Нормативные акты (по их юридической силе, алфавиту и дате издания);


2.Научная и учебная литература (в алфавитном порядке);

Важным элементом библиографическом описания является фамилия автора. В описании издания одного автора приводят его фамилию и инициалы: Венгеров А.Б.

При описании издания двух авторов указываются фамилии обоих авторов разделяя их запятой: Азаркин П.Н., Левченко В.Н.

При описании издания трех или более авторов приводят фамилию автора, указанную в книге первой, с добавлением слов "и др.". Например: Хропанюк В.Н. и др. При необходимости в описании издании трех авторов приводят фамилии всех авторов, разделяя их запятой.

Заглавие книги берется с его титульного листа, полное название книги (с подзаголовками, которые могут идти после запятой, через три точки, после двоеточия в скобках и т.п.) после косой черты - данные о редакторе (если книга написана группой авторов), данные о числе томов (отдельно опубликованных частей), после тире - название города, в котором издана книга, после двоеточия - название издательства, которое ее выпустило, и, наконец, после запятой - год издания. Например: Ключевский В.О. Лекции по истории России. - М.Изд. Наука, 1994. или: Теория права и государства/ Под ред. проф. Г.Н. Макова. - М.: Юрист, 1995.


2.4.Ссылки на литературные источники и нормативные акты

При упоминании автора учебника, монографии в курсовой работе следует знать его инициалы и фамилию. Например, как отмечает А.П. Бутенко; П.Н. Азаркина и т.д. В сноске (ссылке), сначала указывается фамилия, а затем инициалы автора (Бутенко А.П., Азаркин П.Н. и т.д.).

При использовании книги, статьи в первый раз в сноске указываются все данные о ней (фамилия и инициалы автора, название, место издания, год издания страница). При последующем упоминании того же произведения в сноске достаточно указать фамилию автора, инициалы и страницу. Например: Гаджиев К.Е. Указанное сочинение, с. 10).

При использовании журнальной статьи в сноске указывается фамилия и инициалы автора, название статьи, название журнала, год, номер, страница, на которой находится данный текст. Например: Алексеев С.С. Государство. // Аргументы и факты, 1994, № 7, с 9.



Ссылка на нормативные акты. При первом упоминании о документе, правовом акте (кроме Конституции РФ) в тексте или сноске указывается его полное наименование, кем и когда принят, в сноске обязательно указывается источник. При последующем упоминании того же акта можно использовать его как свое название. Например, в соответствии со ст. 21 Закона "О правовом статусе актов Российской Федерации" от 12 августа 1995 г. Однако обязательно следует назвать статьи или пункты акта, имеющие отношение к проблеме. Акты приводятся по официальным изданиям соответствующих произведений (если они существуют).

2.5. Оформление списка материалов юридической практики

В случае, когда при написании курсовой работы автором использованы материалы юридической практики (судебной, нотариальной, арбитражной и др.), то в списке литературы в начале указываются опубликованные дела, а затем - неопубликованные.

В состав опубликованных источников включаются нормативные акты, которые систематизируются по значимости, а внутри каждой группы документов проводится систематизация по хронологии.

В состав опубликованных источников включаются, например, архивные документы по алфавиту названий архивов с указанием номеров и названий фондов, номеров описей и дел. Например: № 803 из Архива Камчатского областного суда.

Если при написании курсовой работы была использована информация периодической печати (газеты, журналы), то их следует указать после списка материалов юридической практики (название статьи, газета, дата).


2.6 Завершающий этап оформления курсовой работы

После подготовки чистового варианта необходимо еще раз отредактировать текст, устранить опечатки. Далее следует проверит логику работы - насколько точен смысл абзацев и отдельных предложений, соответствует ли содержание глав их заголовкам.

Затем следует проверить нет ли в работе пробелов в изложении и аргументации, устранить стилистические погрешности, обязательно проверить точность цитат и ссылок, правильность оформления и т.д.



Работа в сброшюрованном виде в пластиковый скоросшиватель представляется на кафедру не позднее двух недель до начала сессии.


Приложение 1

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Камчатский филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Российский государственный университет туризма и сервиса»

(Камчатский филиал ФГБОУ ВПО «РГУТиС»)


Кафедра «Гражданско-правовые дисциплины»

специальность 030501 «Юриспруденция»



следующая страница >>