litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 28 29

Е.В.Чудинова

Е.Н.Букварева

Методическое пособие для учителя

к курсу «Окружающий мир»


4 класс


Москва

2003




От авторов



Предлагаемый учебно-методический комплект "Окружающий мир" для 4 класса начальной школы (1-4) является частью учебно-методического комплекта "Окружающий мир" для 1 - 4 классов.


В УМК включены 2 учебника-тетради («Гипотеза» и «Время и люди») и методическое пособие для учителя.


Логика разворачивания содержания 4 класса такова:

  1. на астрономическом материале дети учатся строить развернутые гипотезы (о небесных явлениях) и проверять их в модельном эксперименте.

  2. В ходе объяснения небесных явлений они приходят к современным представлениям о Солнечной системе (глобус и теллурий – как модели).

  3. Исследуя эту модель, ученики прогнозируют а) смену сезонов на Земле, б) распределение природных сообществ на Земле, и, соответственно изучают подробно эти явления.

  4. Из этой же модели вытекают такие способы измерения времени людьми, как солнечные и лунные календари. Рассматривая эры календаря у разных народов, ученики впервые сталкиваются с историческими событиями.

  5. Систематическое рассмотрение некоторых исторических событий (через призму взглядов «историков» и «естественников») позволяет а) познакомить детей с общей канвой исторического развития России от Древней Руси до современности, б) различить учебные предметы «История» и «Природоведение», которые будут систематически изучаться далее в 5 классе. В ходе этой работы дети сталкиваются впервые с экологической проблематикой.

  6. Рассмотрение в историческом аспекте а) численности населения Земли, б) техники и технологии, в) использования энергетических ресурсов, - позволяет ученикам понять происхождение основных экологических проблем современности и определить собственную позицию по отношению к ним.

Рецензентов мы просим обратить внимание на следующее:


А) К УМК прилагается доработанный и уточненный вариант программы курса (1-4).

Б) В распечатанном виде каждая страница выглядит пока уменьшенной вдвое. На самом деле, все санитарные нормы и стандарты в учебнике соблюдены.

В) В методическом пособии не проставлены пока номера страниц в ссылках (это будет сделано, когда появится окончательный вариант оригинал-макета учебника).


С уважением, авторы.


ОГЛАВЛЕНИЕ


Е.В.Чудинова 1

Е.Н.Букварева 1

Методическое пособие для учителя 1

к курсу «Окружающий мир» 1

От авторов 2

Как учителю лучше работать с методическим пособием? 4

ВВЕДЕНИЕ 5

Особенности четвертого года обучения 7

Проектирование цикла уроков на материале астрономии 8

1. Построение объяснительных моделей для ряда небесных явлений. 9

2. Поиск оснований для выбора «правильной» объяснительной модели и ее уточнение. 9

3. Вывод следствий из уточненной модели. 10

Проектирование урока по теме «Прошлое и настоящее России» 11

Реализация проекта урока 12

Организация работы детей в группах 13

Письменная дискуссия как средство работы со своей и чужой точками зрения (По материалам Г.А.Цукерман) 14

Организация моделирования 16

Организация контроля и оценки 18

Организация работы с текстами 19

Самоподготовка учителя в области астрономии 20

Список литературы в помощь учителю для подготовки к урокам 23

Необходимые учебные пособия 25

Помощь родителей 25

Как учителю проверить себя? 26

4 класс 26

К концу четвертого года обучения по данной программе в рамках Гос.стандарта ученик должен: 29

А) В области естествознания: 29

Б) В области обществознания и основ безопасности жизнедеятельности: 29


Кроме этого, обучение по данной программе дает возможность научиться: 30

А) В области естествознания: 30

Б) В области обществознания и основ безопасности жизнедеятельности: 30

Выпускник начальной школы по данной программе в рамках Гос.стандарта должен: 31

А) В области естествознания: 31

Б) В области обществознания и основ безопасности жизнедеятельности: 32

Кроме этого обучение по данной программе дает возможность научиться: 33

А) В области естествознания: 33

Б) В области обществознания и основ безопасности жизнедеятельности: 34

Описание последовательности заданий 35

1. Обсуждение итогов прошлого года и задач будущего. 36

2. Звезды и планеты 36

3. День и ночь 37

4. Фазы Луны. 42

5. Солнечные и лунные затмения. 46

6. Форма Земли. 48

7. Основания для выбора моделей. Закон Всемирного тяготения. 49

8. Луна – естественный спутник Земли. Искусственные спутники Земли. 52

9. Современные представления о движении Земли. 55

Что определяет наклон земной оси ? Вывод следствий из модели. 56

10. Климат и природные зоны. 59

11. Лес, луг и водоем моего родного края. 61

12. Смена времен года в северном полушарии. 61

13. Календарь (Счет времени по Луне и Солнцу). 63

14. Прошлое и настоящее России. 64

Способы изучения прошлого. 64

Случай первый.Древние и современные люди. Права и обязанности человека в обществе. 65

Случай второй. Древняя Русь. Курганы. 66

Случай третий. Древнерусские города. Монголо-татарское иго. 67

Случай четвертый.Князь Андрей Боголюбский. Реконструкция Герасимова. 68

Случай пятый.Шлем Ярослава. 68

Древняя Русь. Итоги. 68

Случай шестой. Поход Ермака.Освоение Сибири. 69


Случай седьмой. Петр Великий и его преобразования. 69

Случай восьмой. Оборона Севастополя. Достижения русской медицины. Пирогов. Первая помощь при травмах и заболеваниях. 69

Российское государство. Итоги. 72

Случаи девятый, десятый и одиннадцатый (коллекция Вавилова и блокада Ленинграда, освоение целины, полет человека в космос). 72

Итоговая страница. 74

15. Деятельность людей на планете. 75

16.Страна, в которой мы живем (Современное состояние России. Символы российской государственности) 76

17. Заключение. 76

Приложение 1 (примерное тематическое планирование) 77

Приложение 2. Два примера уроков учителей, работающих по курсу. 81





следующая страница >>