litceysel.ru
добавить свой файл
  1 ... 12 13 14 15 16

14. Прошлое и настоящее России.

"Ни вещь, ни существо, ни процесс, никакое иное явление реальности само собой научным фактом не является. Для этого нужен наблюдатель, занявший по отношению к реальности соответствующую позицию..."

В.Тюпа


В высказывании В.Тюпы отчетливо зафиксировано то обстоятельство, которое прежде не было у нас предметом обсуждения. И действительно, много веков, в течение которых научные исследования проводились, об этом никто не задумывался. С проблемой описания всерьез столкнулись физики начала 20 века. Но острее всего эта проблема встает при столкновении с историческими явлениями. Что можно считать историческим фактом? Действительно, в каждом описании того, что человек наблюдает, скрыто его отношение к наблюдаемому, его позиция. Оставим серьезное введение детей в область истории для историков, а в этом курсе лишь наметим эту проблему, попробуем различить описания естественнонаучные и описания исторические.


Цели учителя на протяжении этого раздела:


  • познакомить детей с некоторыми событиями истории России (для учителей, работающих по данному курсу за пределами России, целесообразно произвести аналогичную работу на материале истории своей страны),

  • научить детей работать с разными временными шкалами (в том числе, соотносить год с веком),

  • различить естественнонаучный и исторический подходы к находкам «древностей»,

  • на материале выполнения детьми серии самостоятельных работ («Доходы и расходы», «Узнай свое тело» и пр.) и их обсуждения в классе организовать уяснение некоторых позиций гос.стандарта в области начального образования.

  • Ввести новую форму взаимодействия детей – общеклассный проект.


Пособия у детей: У-Т, с

Способы изучения прошлого.

По тексту на развороте стр.20-21 ученики знакомятся с основными способами определения древности находок (естественно, запоминать их не надо). На этом развороте представлено два трудных задания.


  1. по двум спилам разных деревьев, выросших в одной местности примерно в одно время, можно соотнести годы и охарактеризовать их. Для этого надо выделить одинаковые (по соотношению толщины годичных колец) участки на двух спилах. Это будет один временной промежуток. А затем дополнить его в обе стороны по каждому из этих спилов.




Если есть много деревьев, росших в одной местности, то можно реконструировать по ним достаточно длинный временной промежуток.

  1. Нужно узнать, какой сейчас год по нашему летосчислению и установить, какой сейчас год по византийскому календарю (см. предыдущий раздел, текст «Эра календаря»). Сумма: 5508 лет + 200 (4)?.

После того, как рассмотрены основные способы определения времени, к которым относятся находки древностей, ученикам предлагается на рассмотрение 11 случаев таких находок.

Случай первый.Древние и современные люди. Права и обязанности человека в обществе.





  1. Ученики знакомятся (через домашнее чтение и/или рассказ учителя) с некоторыми находками, которые имели место при раскопках культурного слоя (стр.22). Понятие о культурном слое опирается на работу по изучению слоев горных пород в 3 классе.

  2. Анализируя находки, они формулируют свои предположения о том, откуда это могло тут взяться, зачем, почему и пр. Вопросы сформулированы в учебнике-тетради, остается записать свои ответы (стр.22-23).



  1. На следующем развороте дети знакомятся с комментариями к находкам, сделанными другими людьми (стр.24-25). Предложено пять комментариев. Они различаются по своей отнесенности (например, З.Петра обсуждает причину появления слоя угля и золы, а В.Бунак – находку примитивных орудий) и по интерпретации той или иной находки: так, А.Бутеев не считает черепа человеческими (несмотря на то. что объем черепов достаточно большой – ср. у современного человека примерно 1300-1500 кубических см., у обезьян 700-900 кубических см.). , а В.Весенев говорит, что они принадлежали древним людям. Ученики должны по возможности заметить эти различия, обсуждая комментарии.


Комментарий для учителя: черепа древних предков человека больше похожи на обезьяньи – у них большие надбровные дуги, покатый лоб, массивные челюсти. Необходимо сравнить их с особенностями черепа современного человека (ощупать свои головы) – маленькие надбровные дуги, высокий лоб, челюсть не выпирает, не такая мощная).


  1. После этой работы предусмотрено несколько самостоятельных работ и их обсуждений.


А) Что такое «человек»? (стр.26) Этот вопрос возникает в предыдущей работе. Ученики самостоятельно формулируют свои взгляды (письменно). В обсуждении желательно зафиксировать как и родство человека с другими животными, так и общественный характер человека (необходимость общества для человека). Примеры других общественных животных: муравьи и пчелы, волки, обезьяны.

Б) Права человека (стр.26-27). Основной вывод, который дети должны сделать из предложенной им большой работы, - это вывод о существовании записанных законов общества и неписанных правил. Законы сформулированы в документах и за нарушение этих законов общество предусматривает наказание (от штрафа до изоляции в тюрьме). Неписанные правила не сформулированы в виде законов, но всякий порядочный человек выполняет их. А если не выполняет, то теряет свое достоинство и уважение других людей.

Эти темы включены в государственный стандарт начального образования. Дети должны быть информированы о своих правах, однако акцент надо сделать не только на правах, но и обязанностях человека по отношению к обществу (текст на стр.28).

Рисунки, которыми дети проиллюстрируют свои права, могут быть любыми, в том числе, юмористическими. Рисование направлено, в основном, на то, чтобы обеспечить лучшее запоминание.

Правила поведения в обществе предлагается вывести самостоятельно, основываясь на данном общем принципе (стр. 28 внизу –стр.29 У-Т 2).

Можно также предложить детям придумать и разыграть небольшие сценки, иллюстрирующие как надо, и как не надо себя вести. Каждая группа показывает по две сценки, а остальные отгадывают, где изображалось неправильное, а где – правильное поведение. Можно задать группам особенные условия – одна изображает поведение на улице, другая – в общественном транспорте, третья – дома и т.д.



Случай второй. Древняя Русь. Курганы.





  1. Ученики знакомятся (через домашнее чтение и/или рассказ учителя) с находками, которые имели место при раскопках культурного слоя (стр.30).

  2. Анализируя находки, они формулируют свои предположения о том, откуда это могло тут взяться, зачем, почему и пр. Можно ответить примерно на те же вопросы, что и в случае 1. Можно высказать свое предположение относительно одной из находок (письменно, стр.30).

  3. Читая древний текст (стр.31) ученики корректируют и дополняют свои предположения.

  4. На следующем развороте (стр.32-33) дети знакомятся с комментариями к находкам, сделанными другими людьми. Они оценивают свои комментарии. Сравнение комментариев других людей (стр.34) может быть сделано а) по отнесенности (например, В.Щавинский говорит о чернилах, которыми написан древний текст, а Е.Высоцкая – о мече), б) по интерпретации (Р Якобсон расшифровывает надпись одним способом, а Г.Корзухина – другим), по подходу (М.Рабинович описывает ход и причины событий, приведших к появлению в этом месте этих вещей, а А.Е.Ферсмана или Е.Высоцкую интересуют вопросы об устройстве, составе, технологии изготвления найденных вещей). Это трудные различения, они должны быть сделаны самими детьми. Если дети этого пока не замечают или затрудняются в формулировках, не следует «дотягивать» их до этого вывода. Тем более не следует употреблять в разговоре с детьми сложных слов: «интерпретация», «отнесенность» и пр. Дети сами как-то назовут найденные различия, если смогут их обнаружить. Следует пользоваться до конца раздела именно этими детскими названиями.

Предполагается, что обозначив разные подходы разным цветом, ученики, читая все следующие тексты, классифицируют их в соответствии с тем делением, которое они произвели. Если деление будет соответствовать различению «истории», «языкознания» и «естествознания (природоведения)», то учитель вводит в обиход эти слова. Может быть, они выделят еще «писательскую» позицию, позицию «художника» (это возможно по отношению к стихотворению А.К.Толстого во втором случае, по отношению к картине В.Васнецова в случае 5, к тексту Мережковского в случае 7. к картинам В.Верещагина в случае 8). О выделении этой позиции можно подумать в связи с курсом литературы Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской и курсом Ю.А.Полуянова (если ученики их изучают).



Рефлексивная страничка 35. Ловушка – в высказывании «День рождения – тоже государственный праздник» (день рождения является семейным праздником).

Случай третий. Древнерусские города. Монголо-татарское иго.


Он разворачивается аналогично предыдущему стр.36-39.

Задание для самостоятельной работы (стр.40-41) предполагает выявление общего пути развития древнерусского города (все этапы развития прошла до конца только Москва), а также знакомит ребенка с некоторыми российскими городами. Здесь можно обратить внимание на архитектурные сооружения на фотографиях и картинах, гербы городов. Дополнительные сведения для учителя: Около 400 городов Древней Руси обнаружено при раскопках.


Общеклассный проект (стр.41 внизу) может быть выполнен не непосредственно после этой работы. а готовиться на протяжении всей темы и далее (см. тему «Деятельность людей на планете»)

Случай четвертый.Князь Андрей Боголюбский. Реконструкция Герасимова.


Здесь не требуется собственная интерпретация находок. Но на этом случае хорошо различаются исторический и естественнонаучный взгляд на вещи (стр.42-43). В данном случае, естественник (Д.Г.Рохлин и В.С.Майкова-Строганова) помогает историку (О.Ишимова и М.Рабинович) уточнить картину сражения, определить, что эти останки действительно принадлежат князю.

Дополнительные сведения для учителя:

Текст Л.Могилевского: «Вот он, «жестковыйный» Андрей, каким он был еще накануне своей смерти, с гордо поднятой головой! Мы-то знаем, что он не мог бы склонить голову, если бы даже захотел (ведь у него срослись позвонки). Но современники думали, что это от заносчивости.

Но почему сын Юрия Долгорукого так похож на монгола? Почему его чуть раскосые глаза прикрыты несколько набухшими веками? Почему волосы, усы и борода довольно редки? Почему так выдаются скулы, хотя нос прямой и довольно длинный, как у русских?

Секрет прост. Ведь женой Юрия Долгорукого, матерью Андрея, была дочь половецкого хана Аепы. А сын, значит, был похож на мать и ее родню.


Во многих музеях нашей страны есть теперь бюсты Андрея Боголюбского. Все они отлиты из гипса в формах, сделанных с восстановленного Герасимовым портрета. И мы знаем, какой огромный труд ученых и скульптора понадобился для того, чтобы из глубины веков выступило лицо этого князя — сурового воина и прямолинейного политика, павшего жертвой боярского заговора»


Случай пятый.Шлем Ярослава.


Он помечен значком «дополнительно», так как тексты не слишком просты (стр.44-47). Это может быть задание для сильных учеников.

Самостоятельное задание о происхождении фамилий рекомендуется выполнить всем детям (стр.47 внизу).

Дополнительные сведения для учителя:

Аргунов (Аргун-так звали владимирских плотников)

Коломийцев (солевар в старину в южных областях России)

Сопельников (сопельник-играющий на сопели, старинной дудке)

Решетников (мастер, изготовляющий решета, не решетки)

Бортников (борт – приспособление для лесного пчеловодства)

Резников (мясник, забивающий скот)

Стольников (служитель за царским столом).

Древняя Русь. Итоги.


В этой работе особенно важным представляется уяснение связи года и века (римских и арабских цифр на оси времени).

Учитель может пользоваться словами «Древняя Русь», но не характеризует этот период как целое, не обозначает время существования Древней Руси (это задача изучения истории в следующем году).

Дополнительные сведения для учителя.

Русью", "русами", "росами" называли и славян, и тех иноземцев, которые оказывались в Киеве или служили киевскому князю... Вероятно, племя росов-русов размещалось на Роси и имя этой реки связано с названием племени. Вот такое происхождение у слова «Русь». Позднее Русью стала называться Киевская область, где было больше всего пришлых варягов. Наконец, в Х1 и Х11 веках так стала называться вся территория, подвластная русским князьям.


Случай шестой. Поход Ермака.Освоение Сибири.


Разворачивается аналогично предыдущим (стр.50-53). Важно отметить расширении территории Российского государства, уделить внимание жизни народов Сибири, особенно тех, представители которых есть в классе. Акцентировать дружественные взаимоотношения казаков и многих сибирских народов.

Рассматривая проблему освоения богатств новых земель, необходимо заметить, что люди тогда не понимали, что все богатства не бесконечны. Животных можно истребить, полезные ископаемые добыть раз и навсегда. Это неправильное поведение людей привело к истреблению многих животных, например, Стеллеровой коровы.

Дополнительные сведения для учителя:

  1. ученики должны заметить расхождения в исторических описаниях (в летописи говорится о 800 человек, а у Никитина – 600 человек). Учителю необходимо зафиксировать внимание детей на том, что исторические описания разных свидетелей и потомков часто расходятся.

  2. Об истреблении животных:

  • Париж и Лондон в прошлом веке были центром торговли птичьими перьями. Сотни тысяч шкурок и бессчетное множество перьев каждый год вывозилось из жарких стран. У цапель, например, вырывался только пучок перьев на голове, а все остальное выбрасывалось.

  • От одного носорога можно получить только один рог. Несмотря на то, что в африканских странах ведется борьба с браконьерами, животных продолжают безжалостно истреблять. Дело в том, что за настойку из носорожьих рогов многие готовы платить большие деньги, так как она якобы помогает поддерживать жизненный тонус.

  • Слоновые черепахи с Галапагосских островов имеют очень вкусную печень. Сегодня черепахи стали очень редкими, но их продолжают уничтожать. В панцире пробивают отверстие, достают печень, а остальное остается гнить под солнцем.

Случай седьмой. Петр Великий и его преобразования.

Он выстроен по обратному принципу (по сравнению с предыдущими случаями) Детям предлагается художественный текст (стр.54-55). Далее они должны сделать предположения о том, каков мог быть характер находок, и какие можно привести доказательства тому, что герой действительно существовал.


Случай восьмой. Оборона Севастополя. Достижения русской медицины. Пирогов. Первая помощь при травмах и заболеваниях.


Построен примерно так же как , как случаи 1-6. Так же, как и в предыдущих случаях акценты должны быть двусторонними: а) исторический (героизм российских воинов во время русско-турецкой войны 1854-56 гг), б) достижения естествознания через призму войны.

Ученикам предлагается практическая работа по исследованию свойств гипса (см. далее материалы) и самостоятельная работа по изучения правил оказания первой помощи. Кстати, понятие о первой доврачебной (догоспитальной) помощи разработал также Пирогов.


Дополнительные сведения для учителя:

1. О работах Пирогова

В годы Великой Отечественной войны гипсовая повязка Пирогова помогла советской военной медицине вернуть в строй многие и многие десятки тысяч раненых бойцов. Но Пирогов во время войны с Турцией применил впервые не только гипсовую повязку, но и эфирный наркоз при операции. Это было очень важное достижение в то время.

Хирурги древней Ассирии надевали больному на шею петлю, затягивая ее до тех пор, пока пациент не терял сознание. Когда пациент приходил в себя, петлю затягивали снова и так продолжалось до конца операции. В средние века применяли всякие снадобья. Но они были несовершенны, потому что при малых дозах пациенты пробуждались от боли, а при больших – умирали от отравления.

Поэтому французский хирург Вельпо, живший до 1867 года, сказал однажды: „Нож хирурга и боль — неотделимы друг от друга. Безболезненная операция —мечта, которая никогда не сбудется".

Современная хирургия немыслима без обезболивания. Вы вошли в операционную клиники. Солнечный свет заливает зал, выкрашенный белой краской. В центре зала на массивной металлической колонне, сверкающей никелированными частями,—хирургический стол. Его можно поднимать, опускать, поворачивать в любую сторону.

На столе лежит человек. Поодаль, в стороне, на поднимающихся амфитеатром ступенях стоят студенты в белых халатах. Помощник хирурга — анестезиолог расположился у изголовья больного. Он уже ввел больному сложный обезболивающий «коктейль».


И человек засыпает. Теперь хирург может приступить к операции: больной не будет чувствовать боли. Этим он обязан Пирогову...

* * *

Николай Иванович Пирогов вернулся из поездки за границу и с новыми силами взялся за работу. Одержав первую победу над страшным врагом хирургов — госпитальными заразами,— Пирогов бросил вызов не менее грозному противнику: боли.

Каким ни будь виртуозом, как быстро ни производи операцию, боли не избегнешь! Больного держат дюжие фельдшера, его мускулы судорожно сокращаются, тело корчится от боли, крик и стоны несутся из операционной. И нет таких хирургов, которые могут равнодушно выносить эти страшные крики. Врач рискует каждую секунду ножом сделать неверный разрез, потому что не всегда фельдшера могут удержать больного.

Пирогов с невиданной энергией взялся за изучение обезболивающего действия эфира.

В хирургической клинике на Выборгской стороне появились собаки—четвероногие помощники ученого. Пирогов произвел шестьдесят успешных опытов над животными. Казалось, можно было перейти к опытам на человеке, но с кого начать? Для Николая Ивановича ответ был ясен: нужно начать с самого себя. Пирогов сконструировал особую маску, позволявшую ему вдыхать точно заданное количество эфира. И начался опыт. Пирогов испытывал головокружение, он погружался в мир призраков и наконец глубоко засыпал. Пробуждение сопровождалось тошнотой, головной болью, но это его не смущало. Он доказал на самом себе, что эфир вызывает глубокий сон и полную нечувствительность к болевым ощущениям. А что сердце у Пирогова после опытов над собой стало работать с перебоями и ноги подкашивались от слабости,— это полбеды. Ради блага людей, ради науки Николай Иванович готов был отдать жизнь.

«Я слаб оттого, что много и часто дышал эфиром. Больной на операционном столе будет вдыхать эфир только один раз, и это для него сойдет безнаказанно».

По Л.Могилевскому и Гж Федоровскому.



2. Для подготовки практической работы с гипсом.

Гипс — тонкомолотый порошок белого цвета — является самым распространенным материалом для отливки вылепленных изделий. Гипс получается из гипсового камня, который обжигают особым образом. Гипс разделяется на медицинский, формовочный, штукатурный. Медицинский — самый чистый, тонкомолотый и быстросхватывающийся.

Начало схватывания — около 4 минут, а конец схватывания — не позднее 20 минут. Штукатурный гипс имеет более крупый помол.

Что же такое начало и конец схватывания? Для приготовления гипсового раствора (теста) гипсовый порошок смешивают с водой до густоты жидкой сметаны. Начало схватывания определяется тем, когда раствор гипса начинает густеть, а конец схватывания — когда гипс становится твердым, как камень.

От долгого перемешивания гипсовый раствор «отмолодится», то-есть он не будет схватываться, аесли и схватится, то образует много трещин и от легкого нажима рассыпается. Поэтому раствор гипса приготовлять надо быстро за 0,5—1,5 минуты, чтобы употребить его до начала схватывания.

Гипсовый раствор при твердении увеличивается в объеме. Это дает ему возможность лучше проникать во все рельефы формы. Существенным недостатком гипса является его способность становиться теплым, что отрицательно сказывается на клеевых формах, которые быстро плавятся. Кроме того, гипс коробится.

Подмоченный гипс не пригоден для работы, так как он не схватывается.

Формовочный гипс продается в магазинах стройматериалов, а медицинский — в аптеках.

Приготовление гипсового раствора.

В посуду наливают воду и постепенно всыпают гипс, тщательно его перемешивая. Если в посуду насыпать сначала гипс, а затем добавлять воду, в растворе образуются комки. Для приготовления небольших порций раствора гипс разводят в деревянных или металлических ковшах.Гипс следует размешивать быстро, в течение не более 0,5—1,5 минуты. Гипс схватывается быстрее, если его затворить на теплой воде.



3. Об оказании первой помощи при ушибах.

Один из наиболее распространенных видов травм в школе—ушибы. Не всегда

поблизости есть врач, поэтому помощь пострадавшему должен уметь оказать каждый. Часто эту помощь может оказать себе и сам пострадавший.

Как правило, ушибам подвержены голова, руки и ноги. Причем повреждаются при этом обычно мышцы, сосуды и нервы. Кожа благодаря своей эластичности реже страдает от травмы. Излившаяся из раненых сосудов кровь пропитывает окружающие ткани, при этом образуется кровоподтек (гематома). В результате в месте ушиба появляется припухлость, возникает боль. Нередко даже нарушается нормальная функция поврежденной конечности. Боль особенно усиливается в тех случаях, когда травмированный участок обильно снабжен нервами.

К месту ушиба нужно немедленно приложить лед, снег или пузырь, наполненный холодной водой. Годится для этой цели также смоченное в холодной воде полотенце. Массаж, тепловые процедуры, горячие ванны и компрессы противопоказаны в течение 4—5 дней, так как такие меры усиливают кровоизлияние.

Если ушиб сопровождался ссадинами или царапинами, в загрязненную ранку может проникнуть инфекция. Ранку поэтому следует прижечь спиртом или йодом и завязать бинтом.

Когда при ушибе ноги подвернулась стопа и произошло растяжение связок, помимо кровоизлияния, отека и сильной боли, может ограничиться подвижность сустава. В таких случаях пострадавшему пужеп постельный режим, на область сустава—холод и для ограничения подвижности сустава — повязка. (Обычно к таким повязкам прибегают также, когда повреждены коленный и локтевой суставы.)

Особое внимание надо обратить на ушиб головы, который может сопровождаться сотрясением мозга. Признаки этого заболевания: резкая головная боль, тошнота и головокружение. Пострадавшему нужен полный покой и срочная врачебная консультация.

При всех обстоятельствах пострадавшего после оказания ему первой помощи надо показать врачу с тем, чтобы в случае необходимости ввести ему противостолбнячную сыворотку, исключить перелом костей, а при ушибах живота и грудной клетки — повреждения внутренних органов.


С Левитин, врач Скорой медицинской

помощи г. Москвы.

Российское государство. Итоги.


Проводится работа, аналогичная подведению итогов по Древней Руси.

Случаи девятый, десятый и одиннадцатый (коллекция Вавилова и блокада Ленинграда, освоение целины, полет человека в космос).


Работа проводится аналогично другим случаям. Снова в каждом случае - два акцента: исторический и естественнонаучный.

В случае одиннадцатом появляются комментарии нового типа – комментарии политиков. Хорошо, если ученики их заметят, как отличающиеся от прежних комментариев.


Дополнительные сведения для учителя:

  1. О Н. Вавилове

Выращенные из семян коллекции Вавилова растения послужили основой для создания новых сортов культурных растений.

Далёкие путешествия Вавилова неожиданно оборвались в середине 30-х гг. Произошло это по воле Сталина. Сталин сказал, встречаясь с группой учёных, среди которых был и Вавилов, примерно следующее: зарубежные поисковые экспедиции ботаников никому не нужны; думать следует не о подобной ерунде, а об урожае. На этом закончились зарубежные экспедиции Вавилова: теперь его просто не выпускали за границу.

Итогом экспедиций Вавилова стало одно из главных открытий учёного — установление основных географических центров происхождения культурных растений. Эти центры одновременно являются центрами древних цивилизаций. «Культура поля всегда идёт рука об руку с человеческой культурой», — считал Вавилов.

В 1926 г. Вавилов выделил 7 основных очагов происхождения культурных растении: горные районы Юго-Западной и Юго-Восточной Азии, Средиземноморье, горную Эфиопию, Южную и Центральную Америку, Восточную Азию. В дальнейшем границы этих очагов уточнялись и изменялись.

Другим важнейшим открытием учёного стал закон гомологических рядов. С сообщением о нём Николай Вавилов выступил в 1920 г. в Саратове на III Всероссийском съезде селекционеров.


В чём суть открытого Вавиловым закона? У близких видов признаки изменяются очень сходным образом, параллельно. К примеру, если у пшеницы колос может быть белого, красного, серого, чёрного цвета, то можно предположить, что и у ржи будут разновидности с колосьями таких цветов. Если у арбузов встречаются как шарообразные, так и удлинённые плоды, то такие же разновидности мы встретим и у дыни. Не только у близких видов, но и у родов, семейств, даже классов обнаруживаются сходные (гомологические) ряды наследственной изменчивости.

А если пока что некоторые «ячейки» этих рядов с определёнными сочетаниями признаков пусты, то рано или поздно они будут заполнены. Вавилов сам неоднократно находил подтверждения своего закона. К примеру, до 1927 г. учёным не была известна твёрдая безостая пшеница. А Вавилов не только предсказал её существование, но и обнаружил в Эфиопии целые поля такой пшеницы.

Когда Вавилов делал доклад о своём открытии, один из учёных слушателей насмешливо заметил ему:

— Но мы не встречали рогатых лошадей!

— Найдутся рогатые лошади, — отвечал Вавилов. (Через два года Вавилов послал своему оппоненту книгу, где содержались сведения о вымерших рогатых сородичах современных лошадей.)

Когда доклад был закончен, в зале под овации прозвучал возглас: «Биологи приветствуют своего Менделеева! * Аналогия вавиловского закона с периодическим законом в химии была отмечена и в решении съезда.

С 1924 г. Вавилов возглавлял Всесоюзный институт растениеводства (ВИР). Перед сотрудниками ВИРа он поставил грандиозную задачу; собрать все возделываемые на планете культурные растения и их дикорастущие разновидности, научиться выращивать эти растения и хранить их семена.

«Жизнь коротка, надо спешить», — часто повторял Николай Иванович. Ему была свойственна поразительная работоспособность. Он мог работать по 18 часов в сутки. Говорят, что за границей на селекционных станциях, которые посещал Вавилов, он задавал работе такой бешеный темп, что после его отъезда сотрудникам давали недельный отпуск.


В 1939 г. в Эдинбурге (Шотландия) собрался Международный конгресс генетиков. Его председателем был избран Вавилов. Но Вавилов в Эдинбург не приехал: его не выпустили за рубеж. В течение всего конгресса предназначенное для Вавилова председательское место демонстративно оставалось пустым. Ведший конгресс британский генетик Ф. Крю заявил: Вы пригласили меня играть роль, которую так украсил бы Вавилов. Вы надеваете его мантию на мои, не желающие этого, плечи. И если в ней я буду выглядеть неуклюже, то вы не должны забывать: эта мантия сшита для более крупного человека».

25 июля 1940 г. у Вавилова состоялся резкий разговор с Лысенко, о котором он сам заметил: «Я сказал ему всё». В тот же день Вавилов выехал в экспедицию на Западную Украину.

— Теперь его арестуют, — сказала слышавшая разговор сотрудница Вавилова.

— За что же? — спросила другая.

— Он сказал Трофиму Денисовичу ужасную вещь: «Благодаря Вам нашу страну другие страны обогнали».

6 августа 1940 г., находясь в экспедиции, Вавилов был арестован. Он умер в тюрьме.


  1. К самостоятельной работе «Узнай свое тело» (стр.73-74).

Эта работа тематически связана с обсуждением тренировок космонавтов и проблемы своего здоровья и спортивных тренировок. При проведении этой самостоятельной практической работы упор делается на а) различение и называние ощущений, возникающих в собственном теле в разных его состояниях, б) знание частей тела (в отличие от систем органов, о которых ребенок начальной школы еще не может понимать ничего всерьез), в) формулирование и фиксацию вопросов о собственном теле, на которые мы пока не можем ответить (список этих вопросов передается учителю природоведения в 5 классе или биологу в 6 классе).

Умение ребенка различить и локализовать свои ощущения, а также сообщить об испытываемых им ощущениях и переживаниях взрослому или товарищу представляется крайне важным умением для младшего школьника. Поэтому необходимо провести тщательнейшее обсуждение проведенной детьми практической работы.



  • При выполнении первого задания должно возникнуть головокружение и вопрос о его причине.

  • При выполнении второго задания возникает ощущение невесомости, как в космическом корабле.

  • Обсуждая третье задание, необходимо заметить детям, что врачи советуют как следует пережевывать любой кусок пищи, так как слюна помогает лучше ее переварить. Следует делать в среднем 30 жевательных движений.

  • При обсуждении четвертого задания необходимо пояснить, что важно дышать носом, так как проходя через нос, воздух согревается и очищается от пыли. Это помогает не заболеть, так как болезнетворные микробы оседают на пылинках в воздухе.

  • При выполнении пятого задания должно почувствоваться головокружение (от избытка кислорода.) Это «другое» головокружение. Все подобные вопросы без ответов фиксируются для учителя биологии.

  • При обсуждении шестого задания фиксируется автоматизм дыхательных движений, независимость его от воли человека. Это связано с тем. что дыхание очень важный процесс и его нельзя задерживать надолго, поэтому тело само заботиться об этом. (Можно сравнить с питанием, которое не совершается автоматически).

  • Чихание происходит, когда что-то раздражает внутреннюю поверхность (слизистую) носа. А кашель случается при раздражении горла и более глубоких дыхательных путей (трахеи, бронхов, легких). Почему мы так говорим, непонятно.

Итоговая страница.


Заполняется аналогично другим итоговым страницам. При обсуждении важно отметить изменение характера находок. Есди для Древней Руси характерны «вещные» находки и мало письменных, то для времени Российского государства добавляются многочисленные письменные свидетельства, а для последнего времени – печатные издания (газеты, журналы), картины, фотографии. Для самого последнего времени – компьютерные диски, видеокассеты.

15. Деятельность людей на планете.

Основное содержание этой темы – обсуждение путей развития человечества и его современных (в первую очередь, экологических и демографических) проблем.


Цель учителя: организовать осмысление детьми всего изученного материала, построение и анализ графика роста населения Земли, соотнесение сведений о росте населения с развитием технической цивилизации (развитие техники, использование энергии), анализ экологических проблем человечества (подробно- на материале проблемы отходов).


Пособия у детей: У-Т 2, стр.78-86.


Первая большая часть этого задания связана с построением графика, отражающего рост населения Земли (стр.78). Сначала ученики строят график самостоятельно в У-Т, затем можно поручить кому-то вместе с родителялями перечертить этот график на большой плакат (ленту из 4 ватманских листов), оставляя внизу (под осью времени) место для дополнительных изображений (которые будут вклеиваться и врисовываться позднее). Правильно построенный график – это кривая, сначала поднимающаяся вверх медленно, а потом – круто уходящая вверх.

Вторая часть этой работы называется «история открытий и изобретений». Смысл ее в том, чтобы обнаружить быстрый технический прогресс в последние века (появление множества технических приспособлений, разнообразных машин). По сути дела, если показать этот процесс графически, то получится кривая, похожая на кривую роста населения. По результатам этой работы можно наклеить вокруг кривой роста населения изображения машин и механизмов (в то время, когда они были созданы).

Третья часть работы – это анализ потребления энергии человечеством. Он начинается с выполнения работы на с.80. По ее результатам и результатам анализа диаграмм на стр.81 видно, что человечество все активнее использует разнообразные источники энергии, причем в последнее время быстро растрачиваются запасы невозобновляемых источников энергии. Это, конечно, связано и с ростом населения, и со все более активным использованием техники.


Что важно знать учителю об ископаемых видах толива (газ, нефть, уголь)?

Они относятся к невозобновляемым ресурсам, но тем не менее, в мире для получения энергии используются в большей степени именно они (и, скорее всего, в ближайшее время эта тенденция не изменится).


Чем удобны эти виды топлива?


  • Они широко распространены и поэтому доступны;

  • Люди умеют их использовать;

  • Они легко переходят из одного агрегатного состояния в другое (газ в жидкость, жидкость в газ, твердое – в газ);

  • Эти виды топлива являются прекрасным горючим для транспортных средств;

  • Запасов угля должно хватить еще на несколько сотен лет.


Чем они плохи?

  • Они не возобновимы (если их истратить, то новые не появятся);

  • Запасы нефти и газа более ограничены, чем запасы угля;

  • Нефть и газ являются сырьем для многих химических производств (синтетики), поэтому расточительно их сжигать;

  • Сжигание этих видов топлива приводит к загрязнению атмосферы (смог);

  • Продукты их сжигания порождают кислотные дожди;

  • Продукты сжигания порождают парниковый эффект и приводят к глобальному потеплению климата на Земле.


Кроме чтения текстов и выполнения заданий в У-Т, рекомендуется поручить детям подготовить доклады на такие темы:

  • « Истребление животных и растений на протяжении истории человечества»;

  • ««Красная книга» и охрана природы»;

  • «Экологические проблемы нашей местности».


Во время изучения этой темы рекомендуется также подготовить и реализовать общеклассный проект – выставку для всей школы «Что найдут наши потомки – археологи на месте нашего города (села)?» В основе выставки должны быть изображения старинных предметов быта – находок из прежних культурных слоев, контрастирующих с тем, что может сохраниться из нашей жизни: пластиковыми пакетами, синтетическими бутылками и др. мусором.

16.Страна, в которой мы живем (Современное состояние России. Символы российской государственности)

О современности говорить пока трудно. Это связано с невыделенностью в современном общественном сознании того, что может быть историческим фактом и стать историческим событием. Как пишет А.К.Толстой:


Ходить бывает склизко

По камешкам иным,

Итак, о том, что близко,

Мы лучше умолчим...

Работая над этим содержанием, нужно обратить внимание на совокупность знаний и умений, включенных в государственный стандарт начального образования. Поэтому детям предлагается небольшой обзорный текст, работа с государственными символами (флаг и герб) и их историей, основные сведения о современной России.

Работа «Что можно сказать о нашей стране сегодня?» предполагает анализ диаграммы и карты. На остальные вопросы дети пытаются отвечать самостоятельно в общеклассной работе. Учитель корректирует их высказывания. Например, о том. Что денежная единица России – рубль, ученики могут догадаться сами.

На стр.92, предполагающей оценку детьми знаемого и незнаемого, ловушки содержатся в выражениях: 1) «В России живут только русские, якуты и татары.» Дети способны ее обнаружить самостоятельно, имея знания о народах России из курса 3 класса. 2) Современная столица России – Новгород.

Остальные высказывания верны и лучше их выучить. Высказывания о ближайших соседях России и крупных городах России лучше дополнить (в индивидуальной работе с последующим обсуждением), воспользовавшись картой.


17. Заключение.


Ученики выполняют самостоятельную заключительную работу (стр.93-94). Обратите пожалуйста, внимание, что они имеют право не отвечать на некоторые вопросы (эти вопросы помечены звездочкой). В классе обсуждается только ответы на вопросы

А) «Я один из (одна из)…» – Например: «Я один из 13494 тысяч мужчин в возрасте от 0 до 14 лет, и один из 76 человек из каждых 100 жителей России, проживающих в городе.»

Б) Вопросы 11, 12, 13, 14, 15, 16.

В заключение подводятся итоги обучения по курсу на материале таблицы (стр. 4У-Т1), итоговой страницы – стр.96 У-Т 2, задания по составлению оглавления учебника-тетради, кругов на стр. 96 У-Т 2.

Заполнение кругов хорошо сравнить с аналогичной работой на 1, 2 и 3 году обучения. Каждый ребенок может проанализировать свое продвижение и написать сочинение «Чем я могу гордиться?» Тетрадь «Проблем и открытий» передается учителям-предметникам, которые будут дальше работать с детьми.


Приложение 1 (примерное тематическое планирование)






Тема


Основное содержание

совместной работы
Пособия к уроку

1




Оценка своих достижений и совместное планирование будущей работы




2

Как мы ощущаем Луну, Солнце, Землю

Наблюдение, анализ и описание ощущений.

Лампа, зеркало, светлая и темная бумага

3

Небесные тела

Чтение и анализ текстов, наблюдение звезд (с родителями)




4

Происхождение дня и ночи

Чтение и сочинение сказок, планирование наблюдения движения Солнца и Луны




5

Объяснение явления смены дня и ночи на Земле

Обсуждение результатов наблюдения, выдвижение и оценка гипотез, моделирование




6

Солнце – наша звезда

Оценка моделей, чтение и анализ текстов.


7


Свет и цвет

Проведение и анализ опытов, чтение текстов

Призмы (спектроскоп), свечка, ванночка, зеркало

8

Фазы Луны

Обсуждение результатов наблюдений, проведение проб на свечение и освещенность

Предметы разной формы (куб, шайба, бутылка, шар, лампа

9

Объяснение явления смены фаз Луны

Моделирование




10-11

Вид освещенных небесных тел

Моделирование

Фонарики, мячики, пластмассовый конструктор

12-13

Явление солнечных и лунных затмений

Работа с тенями (опыты, лепка, представление)

Лампа, простыня, пластилин

14

Объяснение явления затмений

Моделирование

Фонарики, мячики, пластмассовый конструктор

15

Солнечный свет и активность живых существ

Анализ эксперимента




16

Проблема определения формы планеты

Выдвижение гипотез, моделирование, чтение и анализ текста

Картонная коробка, большой мяч, тарелка, бублик


17-18

Кругосветные путешествия

Прослушивание докладов, анализ картосхем, чтение текстов




19-20

Форма Земли. Глобус – модель Земли.

Изучение глобуса, моделирование, чтение и анализ текстов.

Глобусы, воздушные шарики.

21

Взаимодействия между телами

Пробы с магнитами, электростатическим взаимодействием, падением тел

Пластмассовые расчески, магниты, мелкие предметы

22

Всемирное тяготение

Изучение явления , его анализ, планирование и анализ опыта, чтение и анализ текстов




23

Системы Птолемея и Коперника

Оценка и выбор моделей объяснения небесных явлений




24-25

Устройство Солнечной системы

Чтение, построение и анализ графиков и диаграмм




26

Солнечная система

Макетирование. Общеклассный проект

Картон, ножницы, вспомогательные материалы

27

Луна – спутник Земли

Чтение текстов, планирование и проведение наблюдений, моделирование


Модельные средства пролых уроков

28

Приливы и отливы Мирового океана

Выдвижение гипотез, чтение и анализ текстов, построение диаграммы

Миска с водой

29

Искусственные спутники Земли, исследование космоса

Макетирование

Веревка, изображение ракет и спутников, фотоснимки с орбиты

30

Современные представления о движении Земли

Подведение итогов – свзывание изученных небесных явлений с современными объяснениями, анализ суток.

Глобус (теллурий)

31-32

Исследование наклона земной оси

Выдвижение гипотез, моделирование

Модельные средства прошлых уроков, пластилин, спички

33

Климат и природные зоны

Проектирование природных зон (работа с картой, глобусом, графиком)

глобус

34

Полярные области и тундра

Чтение текстов, выдвижение гипотез о приспособлениях животных и растений, составление схем




35

Лесная зона

Чтение текстов, составление пищевых сетей, анализ графиков





36

Зона степей

Чтение текстов, составление пищевых сетей, просмотр фильма о природных зонах




37

Зона полупустынь

Чтение текстов, составление пищевых сетей, просмотр фильма о природных зонах




38-39

Времена года как следствие наклона земной оси

Планирование и проведение наблюдений, чтение и анализ текстов (Можно в виде экскурсии на природу)




40

Год у славян, римлян, китайцев

Составление годового круга, чтение и анализ текстов




41

Эра календаря

Изучение разных способов отсчета времени, составление таблицы




42

Праздники

Проведение праздничных ритуалов, приготовление блюд, чтение текстов.

Праздничные блюда, одежда, поздравительные открытки… (по усмотрению учителя)

43

Способы получения знаний о прошлом

Поход в краеведческий (исторический, археологический) музей, чтение текстов


44-45


Случай 1

Чтение и анализ текстов, выполнение задания

Череп обезьяны и человека (муляж черепа) – кабинет биологии

46-47

Случай 2

Чтение текстов, анализ находок, разбор комментариев




48-49

Случай 3

Чтение и анализ текстов, выполнение задания (тексты лучше читать дома, а задания выполнять в классе)




50

Случай 4 (начало случая 5)

Чтение и анализ текстов




51

Случай 5. Древняя Русь - итоги

Заслушивание домашнего сообщения, работа с лентой времни




52

Случай 6

Чтение и анализ текстов, выполнение заданий




53

Случай 7

Чтение и анализ текста




54

Случай 8.

Чтение и анализ текста Практическая работа с гипсом

гипс

55

Общеклассный проект «Портрет соотечественника»


Сообщения, выставка портретов

Подготовленные детьми портреты

56

Практическая работа по оказанию первой помощи.

Итоги



Работа с картосхемами и лентой времени




57

Случай 9

Чтение и анализ текстов, выполнение заданий.

Колосья злаков, плакаты с изображением культурных растений

58

Презентация детской книги о войне (результаты общеклассного проекта)

Случай 10

Чтение и анализ текстов, выполнение заданий.




58

Случай 11

Чтение и анализ текстов, выполнение заданий.




59

Итоги предыдущей темы. Рост населения Земли


Чтение и анализ текстов, выполнение заданий.




60

История открытий и изобретений

Доклады. Общеклассный проект

Плакат-график

61

Использование энергии человеком

Чтение текстов, анализ диаграмм и графиков



62


Рациональное использование воды

Чтение текстов, анализ диаграмм и графиков (можно – в виде экскурсии на плотину, водоканал, городскую реку и пр…)




63

Проблема отходов.

Наблюдение, анализ диаграмм и графиков. Обсуждение самостоятельной работы. Общеклассный проект-выставка




64-65

Страна, в которой мы живем

Чтение текстов, анализ диаграмм, карт.

Карта России (физическая и политическая)

66-67

Лес, луг и водоем моего родного края (последний раздел У-Т 1)

Планирование и проведение наблюдений в природе, подготовка сообщений, миниконференция

Определители, справочники, полевые бинокли, лупы

68

Итоговая работа

Анализ и обсуждение итогов обучения, составление итоговой схемы, самооценка полученных знаний и умений.




<< предыдущая страница   следующая страница >>