litceysel.ru
добавить свой файл
1 ... 13 14 15 16



Приложение 2. Два примера уроков учителей, работающих по курсу.



Урок Ларисы Владимировны Меркуловой

Муниципальная гимназия, г.Мценск Орловской области

4 класс. Тундра Евразии.


Задача: нахождение зоны на планете, климат зоны, животный и растительный мир


Оборудование учащихся (ссылки даны на предыдущий вариант – УМК «Естествознание», 3 класс): тетрадь (с.35), учебный справочник (с.111).


Оборудование учителя: схема Земли (солнечная освещенность), глобус, карта физическая мира (7 кл.), лампочка с удлинителем, энциклопедия «Аванта+. Биология», схема пищевых цепей, воздушный шарик, «Свирель» №12, 1999 г, № 11, 1998 г (виды тундры).


1. Учитель предлагает детям посмотреть на схему Земли на доске. Планета разделена поперечными линями на полосы. Справа от планеты размещено условное Солнце.

У: Что изображено на этой схеме?

А: Эти линии на Земле показывают ..

Б: Этих линий на Земле нет, они воображаемые.

А: Да. Эти воображаемые линии показывают размещение климатических зон на Земле.

У: А почему на Земле столько зон?

В: Солнце по-разному освещает Землю, пока Земля вращается вокруг него, и все участки получают разное количество света и тепла.

У: Кто может назвать эти зоны?

Дети подходят к доске и называют зоны: экваториальная, субэкваториальная и пр. Они отмечают, что эти зоны есть в обоих полушариях.

2. Учитель сообщает детям, что поскольку каждая из этих зон характеризуется своим климатом, следовательно в каждой зоне обитают своеобразные животные и растения. Учитель предлагает детям открыть с.35 тетради. На ней изображен пейзаж, на фоне которого размещено изображение рыбы, жужелицы, мха. Задание состоит в том, чтобы а) определить, для какого природного сообщества характерен климат с количеством годовых осадков 30 см и среднегодовой температурой – 10 градусов Цельсия; б) вырезать животных этого природного сообщества с разрезных страниц тетради и показать стрелками, кто кем питается.


Дети обсуждают. Что нужно для выполнения этого задания:

К: сначала посмотрим на график в учебном справочнике и определим, что это за зона.

П: где она находится на Земле?

H: еще нам надо будет узнать, какие там обитают животные.

В: и кто кого ест.

У: это называется «пищевые цепи».

План общей работы записывается на доске.

Дети открывают учебный справочник и по графику определяют природное сообщество с такими показателями среднегогодовой температуры и количеством годовых осадков. Это оказывается тундра.


3. Учитель предлагает начать с расположения тундры.

У: в какой зоне находится тундра и почему?

А: там очень холодно, среднегодовая температура – 10, там даже летом мороз.

Учитель напоминает детям о том, что такое среднегодовая температура. Они вспоминают и понимают, что летом может быть и выше нуля, но зимой – сильные морозы.

М: значит, тундра находится ближе к полюсам.

У: Мы будем изучать тундру конкретного материка – Евразии. Покажите, пожалуйста, Евразию на карте и глобусе.

Один ребенок вызывается показать Евразию на карте, другой – на глобусе.

У: а теперь попробуйте показать на карте и глобусе тундру Евразии.

Дети показывают, учитель корректирует. Затем учитель показывает тундру Северной Америки и поясняет, что тундра Евразии обширнее. Тундра Евразии расположена на территории нашей страны, поэтому сейчас мы и рассмотрим ее подробно. Учитель рассказывает, что свое название тундра получила из финского языка (tunturi – безлесая гора, возвышенность).

Учитель спрашивает, как дети представляют себе тундру. Дети рассказывают о белой пустыне, скалах. Учитель предлагает посмотреть на физическую карту мира и определить, какова средняя высота тундры.

Дети смотрят и обнаруживают, что тундра скорее занимает низинные районы, чем возвышенности. Учитель поясняет, что в Финляндии, действительно больше холодных безлесных возвышенностей, а на территории России тундра в основном низинная, летом болотистая.


У: какие времена года бывают в тундре?

Д: давайте посмотрим.

Двое детей выходят к доске, берут лампочку и глобус. Один работает «Солнцем», освещая глобус. Другой прижимает пальцем тундру Евразии на глобусе и начинает вращать глобус вокруг своей оси.


  • Сейчас здесь ночь, поворачиваем – опять ночь.

Д: это полярная ночь.

Ученик передвигается с глобусом вокруг лампочки. При этом не следит за тем, как наклонена ось вращения глобуса.

Д: нет, нет, нет!

У: что «нет, нет, нет»?

Д: не менять надо наклон оси!

Положение исправляется. Дети определяют, что весной полярная ночь в тундре сменяется полярным днем.

У: Легко ли животным и растениям в холодном климате, где полгода – день и полгода – ночь. Как, с вашей точки зрения, растения и животные могут приспособиться к таким временам года?

Дети высказывают свои предположения, которые учитель фиксирует на доске в таблице (растения/животные). В частности дети предполагают, что у животных должен быть толстый слой жира, а растения, наверное, имеют длиннные корни.


Учитель предлагает детям поработать с текстами и узнать из них о климате, растениях и животных тундры, а заодно проверить свои предположения.

Дети получают (на двоих) разные отрывки из книги Н.Курилова «Каникулы в тундре». Они читают их, а затем рассказывают друг другу о наиболее интересных моментах из каждого отрывка. Так, например, в сказке, рассказанной коренным жителем тундры «Песец и лемминг», говорится, фактически, о пищевых цепях тундры.

Один из детей обнаруживает в своем тексте опровержение высказанной гипотезы о том, что корни растений в тундре длинные и тянутся на большую глубину и зачитывает отрывок: «Корни стелются поверху в разные стороны. Вниз уйти даже не пробуют: там лед, толстенный, крепкий.»

К следующему уроку предлагается доделать эту работу.



Урок Светланы Владимировны Грибок

Школа № 9 г. Казань


Тема урока. «Механизм затмения. Сравнение солнечного и лунного затмения».


Оборудование: мячи, пластилиновые шарики, фонарики, учебники-тетради.


Работа детей:


  • Развернутое моделирование солнечного и лунного затмений.

  • Обсуждение механизма затмения.



Задачи учителя:

  • На материале домашнего задания организовать обсуждение механизма затмений, сравнение солнечного и лунного затмения.

  • На материале анализа и сопоставления схем, объясняющих полнолуние и лунное затмение, организовать развернутое моделирование этих явлений (использование разных модельных средств).



Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания.

Ребята на схемах, данных на Т 21, показывали дома тени, отбрасываемые небесными телами.

Учитель: С домашним заданием справились? Кому было трудно?

Дети рук не подняли, из чего учитель заключил, что, видимо, затруднений не было.

Учитель: Что сейчас будем делать?

Дети: Мы сейчас будем сверять домашнее задание.

Учитель: Как будем сверять?

Дети: Мы будем сверять домашнее задание в парах.

Дети смотрят, как выполнено домашнее задание соседом по парте.

Учитель: Совпало ли ваше мнение и мнение соседа?

У кого мнения совпали, поднимают руки домиком.

При проверке домашнего задания у некоторых детей возникли вопросы, которые в паре они решить не смогли и попросили помощи у класса. Другие ребята предложили им нарисовать схемы, с которыми они не справились, на доске. Ученики нарисовали.

Дети-помощники: Затмения изображены на 2 и 4 схемах.

Учитель: Как вы определили?

Дети-помощники: На этих схемах небесные тела выстроены в одну линию (дорисовывают линии на схемах).


Учитель: В чём различие этих затмений?

Дети: На одной схеме Луна закрывает Солнце от Земли.

Учитель: покажи на схеме.

Ученик рисует тень, отбрасываемую Луной на Землю, - линии, соединяющие Луну и Землю.

Ученик: На другой схеме тень Земли закрывает Луну (рисует полоску тени, которую отбрасывает Земля).

Учитель: скажите, чем отличается затмение звезды и затемние планеты?

Дети: При затмении звезды её закрывает небесное тело. При затмении планеты – она попадает в тень небесного тела.

Учитель: Подпишите под схемами вид затмения.

Дети подписывают схемы в тетради на Т 21.


II. Учитель: Теперь вы все сможете распознать схему, на которой изображено затмение?

Дети показывают знаки согласия. Учитель предлагает две схемы. На одной схеме изображено положение Луны, Солнца и Земли в момент затмения Луны, на другой – положение Луны, Солнца и Земли во время полнолуния.

Учитель: Одна схема вам знакома, она показывает ситуацию полнолуния. Напомните, что такое полнолуние?

Дети: Во время полнолуния Луна видна нам как целый круг.

Учитель: Вы видите, что на обеих схемах Луна, Земля и Солнце расположены на одной линии. Как такое может быть? – Это вопрос, на который вам предлагается ответить.

Покажите, как вы будете работать.

Некоторые ученики берутся за руки, показывая, что хотят работать парами. Желающие работать в группе - образуют цепь из сомкнутых рук. Желающие работать индивидуально подняли правую руку.

Учитель: Сколько времени вам нужно на обсуждение этого вопроса?

Дети предлагают время: семь минут, десять минут.

Учитель: хорошо, десять минут.

Ученики: Можно нам взять мячи?

Учитель: Все, что вам нужно, вы можете взять со стола.

Дети подходят к учительскому столу, на котором лежат приготовленные мячи, пластилиновые шарики, фонарики. Участники разных групп выбирают для себя разные модельные средства.


Некоторые не подходят к столу, выходят всей группой на свободное пространство класса и начинают договариваться о том, как построить «живую» модель – встать так, чтобы один человек был за Солнце, другой – за Луну и т.д.

Заканчивая работу, ученики поднимают руки.

Представители групп по очереди рассказывают о своем решении. Другие участники групповой работы помогают им, действуя с мячами и лампой, пластилиновыми шариками, показывая на «живой» модели, как все происходит.

Основным в обсуждении становится вопрос о том, как может наблюдаться с Земли полная Луна, если Солнце, Земля и Луна стоят на одной линии и в этот момент должно быть лунное затмение, то есть Луны вообще на небе не должно быть видно.

Дети вспоминают вид лунного затмения (прошлый урок):

Оно как раз бывает хорошо видно, если полная Луна, тогда на ней появляется круглая тень.

Дети: наверное, неправильная схема. Нет, если только чуть-чуть подвинуть Землю или Луну, они уже не будут на одной линии, но будет полнолуние все равно.

Они показывают это на «живой» модели – девочка приседает – теперь она ( «Земля») не заслоняет Луну и «Луна» (девочка с косичками) «освещена» «Солнцем» (девочка с большим бантом), то есть Луна видна с Земли как полная (видно все лицо- «освещенная сторона Луны»).

Участники другой группы разъясняют это друг другу с помощью пластилиновых шариков (см. фото).

Дети формулируют общий вывод: При затмении Луны все три небесных тела выстраиваются на одной прямой. При полнолунии мы такого не наблюдаем.


  1. Учитель: Как вы полагаете, сможете ли вы сейчас сами найти положение внешней планеты, при котором с неё наблюдается затмение светила.

Дети показывают знаки согласия.

Учитель: Откройте тетради на Т 22. Прочитайте задание. Работайте в группах, парах или индивидуально, кому как удобнее.

Группа, выполнившая работу первой, выносит свой результат на доску.


Другие показывают знаки «согласия», «несогласия».

Если кто-то не соглашается, то ученик, стоящий у доски сам спрашивает: С чем ты не согласна, Маша? У тебя есть возражения, Костя? Общими усилиями схема корректируется.


1У. Звенит звонок.

Учитель: Какое домашнее задание вы можете предложить?

Дети: Доделаем Т 22. Составим свои подобные задания на карточках.

Учитель: Ни у кого нет возражений? Запишите домашнее задание.





<< предыдущая страница