litceysel.ru
добавить свой файл
  1 2 3 ... 15 16

Особенности четвертого года обучения

Четвертый год обучения является итоговым. Во многих школах дети, заканчивая четвертый класс, расстаются с учителями начальной школы, переходят в другую социальную группу. Не везде это так. Уже существуют школы, в которых взрослые стремятся максимально облегчить детям этот переход, сохраняя прежнего учителя по одному или нескольким предметам, сохраняя прежнюю систему оценивания на один или несколько лет, сохраняя за детьми еще на год прежний – один, - кабинет.

Вероятно, Вы уже знаете, что ждет Ваших детей через год: какие учителя будут у них вести уроки, продолжат ли они то, что было начато Вами. В любом случае, стоит постараться и пригласить учителей среднего звена на уроки к Вам в класс в этом году. Желательно также вместе с принимающим детей учителем составить и провести заключительные проверочные работы. Спросите уже в начале этого года, чего хотел и не хотел бы от детей принимающий учитель.

Важно также помнить, что в конце этого года возможна проверка на выполнение госстандарта начальной школы по компоненту «Окружающий мир» (до конца этого года такой проверки быть не может, поскольку все альтернативные программы по этому компоненту изучают разные материалы в разное время!!!). Для того, чтобы заранее оценить, насколько дети готовы или не готовы к такой работе, следует внимательно ознакомиться с разделом программы курса, в котором перечислены необходимые знания, умения и навыки на конец 4 года обучения в рамках госстандарта, а также показаны другие возможности в обучении детей, которые предоставляет данная программа. Этот раздел желательно проработать вместе с принимающим учителем.

На протяжении четвертого года обучения решаются следующие задачи:

1) проработка учениками способа экспериментирования в области формулирования гипотез (освоение моделирования как средства построения развернутых гипотез исследования);

2) подготовка учеников к работе с учебными моделями средней школы;

3) ознакомление учеников с широким кругом явлений и фактов из области ествознания и обществознания;


4) подготовка учителей среднего звена к приему детей, заканчивающих начальную школу.

5) подготовка детей к новой системе оценивания (в случае начала использования в 5 классе отметки, хотя это – крайне нежелательный вариант).


В полный учебно-методический комплект для четвертого класса по образовательному компоненту "Окружающий мир" входят:

а) "Методическое пособие для учителя", в котором излагаются основные принципы построения курса, программа курса, последовательности разобранных заданий с вариантами возможных ответов, приемы построения отдельных уроков, список учебных пособий и приложения,

б) "Программа" курса (1-4)

Программа четвертого года обучения рассчитана на 68 часов в год (два урока в неделю).

в) "Учебник-тетрадь" для учеников "Гипотеза", работая по которому дети овладевают простейшими приемами построения объяснительных гипотез (на материале астрономии), учатся использовать разнообразные модельные средства. В этом учебнике-тетради содержатся задания для совместной и самостоятельной работы и тексты для чтения, позволяющие детям получать дополнительную информацию для выполнения творческих работ, размышлять над проблемами, закрепить полученные знания.

г) "Учебник-тетрадь" для учеников "Время и люди". В этом "Учебнике-тетради" содержатся тексты для чтения по истории календаря, истории и современной жизни нашей страны, задания для совместной и самостоятельной работы и справочная информация из области социальных и естественных наук.

Кроме этого, как учитель, так и дети могут пользоваться любыми дополнительными источниками информации по изучаемому материалу. В частности, рекомендуются:

А) «Тетрадь для самостоятельных работ для 1-4 классов», авт. Е.В.Чудинова, А.А.Егорова, изд-во: Рассказов, 2002.


Б) «33 удовольствия» (научно-популярные тексты для 4 класса), авт. Е.В.Чудинова, А.А.Егорова, изд-во: Рассказов, 2004.

Проектирование цикла уроков на материале астрономии

Работа по описанию и представлению результатов наблюдений и опытов, которая проводилась на третьем году обучения по этой программе, формирует способности воображения и образно-символического мышления детей. Поэтому на четвертом году обучения оказывается возможным ставить и решать новые задачи - развития способности учеников к построению сложных гипотез, проверке их логичности и объяснительной силы.

Для решения этих задач очень удобен материал астрономии, позволяющий исследовать наблюдаемые явления смены дня и ночи, фаз Луны (месяц, полумесяц, круглая Луна) и др. с помощью конструирования разнообразных моделей. Поэтому значительная часть четвертого года обучения выстроена на астрономическом материале.

Часто учителям начальных классов, не имеющим специальной подготовки в области физики и астрономии, кажется, что этот материал очень сложен. Это не так. Для того, чтобы предварительно в нем разобраться, Вам потребуется не более 2 часов времени, три кружка бумаги, лампочка и мячик. Можете сделать это прямо сейчас, открыв с. («Самоподготовка учителя в области астрономии»)

Если Вы прочитали этот раздел и выполнили предложенные задания, то уже могли почувствовать, что материал, с которым нам предстоит работать, не слишком трудный.

Логически в этой работе выделяются три основных этапа:


  1. Построение объяснительных моделей для ряда небесных явлений.

  2. Поиск оснований для выбора «правильной» объяснительной модели и ее уточнение.

  3. Вывод следствий из уточненной модели.

Рассмотрим эти этапы подробно.

1. Построение объяснительных моделей для ряда небесных явлений.


Этот этап можно разделить на 4 цикла уроков (тематизма): объяснение смены дня и ночи, объяснение явления фаз Луны, исследование формы Земли, объяснение солнечных и лунных затмений.

Логика каждого (кроме «Формы земли») цикла такова: сначала описывается само явление, требующее объяснения. В случае смены дня и ночи и фаз Луны дети должны непосредственно наблюдать эти явления, следовательно, эти наблюдения надо организовать. При описании явлений возникает множество сопутствующих вопросов, в которых необходимо разбираться с помощью опытов, чтения текстов и выполнения заданий учебника-тетради:


Что само светит, а что отражает свет?

Как распространяются солнечные лучи?

Что такое тени? И т.д.

Затем ставится задача объяснения (выдвижения гипотез). Гипотезы выкладываются в виде схем взаимного движения, нарисованных на бумаге (доске). Детей необходимо столкнуть с трудностью оценки и выбора «правильной» гипотезы. И тогда организуется поиск удобной формы представления этого движения.

Таких модельных форм может быть несколько. Это демонстрация вращения мячика (шарика) и освещения его лампой (фонариком) (1). Это модель из детского конструктора (планочки с колесиками), Ей близка модель из бумажных кружочков, на которой Вы упражнялись. (2). Так называемая «живая модель» – имитация движения планет самими детьми (3). Наконец, существует компьютерный вариант всех тем этого курса (4). Все эти модельные формы имеют свои плюсы и минусы. Так, например, «живая модель» позволяет распределить между детьми контроль за вращением небесных тел в соответствии со схемой и отслеживание «освещенности», но не позволяет реально увидеть эту самую освещенность. Напротив, мячик и фонарик показывают наглядно соотношение света и тени, но работа с ними не слишком развивает детское воображение, поскольку не заставляет представлять освещенность «в уме».

Фактически, основной смысл всей работы в этих четырех циклах – это поиск и опробование подходящих модельных средств, развернутое моделирование, оценка моделей и самих модельных средств. Именно в этой работе детям должна быть предоставлена значительная самостоятельность, организован поиск и оценочное обсуждение модельных средств и самих гипотез. Вместе с тем, окончательный выбор из гипотез, предложенных детьми для объяснения смены дня и ночи и фаз Луны, откладывается, так как многие решения оказываются удачными (так же, как это получилось у Вас при проверке схем движения Земли и Солнца на бумажных кругах).

2. Поиск оснований для выбора «правильной» объяснительной модели и ее уточнение.

Реальные основания для предпочтения той или иной схемы взаимного движения небесных тел дает только закон Всемирного тяготения Ньютона. Он гласит, что все существующие тела (в том числе, и небесные) притягиваются друг к другу. Это взаимное притяжение тем больше, чем больше масса этих тел. Напротив, притяжение ослабевает с увеличением расстояния между телами. Именно подчиняясь этому закону, все тела, поднятые над землей, падают на нее. Луна не падает только потому, что с большой скоростью вращается вокруг Земли.

Вспомните свои детские ощущения, когда вы, взявшись с другом за руки, начинали крутиться. Чем сильнее вы крутились, тем сильнее вас растаскивало в стороны, и только изо всех сил сцепленные руки удерживали вас на месте. Сила рук, в данном случае, имитирует силу притяжения.

Если Вы попробуете повторить это вращение, взяв за руки самого маленького из Ваших учеников, то Вы обнаружите, что при вращении почти не сдвигаетесь с места, тогда как он «летает вокруг Вас по орбите». Это происходит потому, что вы вращаетесь вокруг общего центра ваших масс, как одно тело:





Центр масс

Такое образное рассмотрение дает возможность понять, что сильнее на движение друг друга будут влиять тела, находящиеся ближе и имеющие большую массу. Именно поэтому Земля вращается вокруг Солнца (а точнее, они вместе вращаются вокруг их общего центра масс, который расположен «внутри» Солнца с его огромной массой), а не Солнце вокруг Земли. Это рассуждение сразу позволяет, сравнивая несколько моделей, выбрать более правильную.

Это же понимание позволяет ответить на вопрос, почему Луна вращается вокруг Земли, а не вокруг Солнца. Да, Солнце обладает большей массой, чем Земля, но Земля гораздо ближе к Луне, и поэтому удерживает ее, не дает «улететь» к Солнцу.

Взаимное притяжение космических тел влияет на многие события на нашей планете. Например, на приливы и отливы океана, на самочувствие и разные физиологические процессы в организмах живых существ.


Понимание этого закона позволило людям запустить в космос созданные ими искусственные тела, ракеты и искусственные спутники Земли.

Выход с детьми на закон Всемирного тяготения не следует разворачивать в логике учебной деятельности, поскольку для серьезного движения в этом вопросе потребуется очень много времени. Главное – в образной форме, на уровне простых опытов и демонстраций организовать схватывание существа дела, а затем использовать его для развернутой оценки придуманных моделей и моделей, известных из истории (прежде всего, Птолемея и Коперника).

3. Вывод следствий из уточненной модели.


Смысл этого этапа в том, чтобы, во-первых, организовать понимание современной модели Солнечной системы (в первую очередь, движения и положения Земли в Солнечной системе). Во-вторых, основная работа на этом этапе состоит в выводе следствий из такого положения и движения Земли. Основные следствия обращения Земли вокруг Солнца и вокруг своей наклоненной к плоскости орбиты оси, - это а) смена времен года на планете в процессе ее движения вокруг Солнца, б) неравномерное распределение тепла по поверхности планеты, выражающееся в появлении разных природных (климатических) зон. Эти следствия дети выводят в совместной работе класса (групп) с современной моделью Солнечной системы, а затем подробно рассматривают времена года и процессы смены сезонов, а также разные природные зоны, сообщества растений и животных, обитающих в них.

Таким образом, основные моменты проекта этого цикла уроков, это

А) прояснение современной модели. Основная работа детей в это время – сравнение своих гипотетических (но уже отобранных, «правильных») моделей движения небесных тел с современной моделью, представленной теллурием (специальный механизм из кабинета физики), или лампочкой и глобусом (ось которого, естественно, наклонена). Фиксация основного новшества современной модели – ось Земли наклонена по отношению к плоскости орбиты.

Б) Выдвижение и фиксация гипотез о явлениях на Земле, вызванных тем, что ось наклонена.


В) Модельное исследование изменения суток во время движения Земли по орбите.

Г) Вывод следствий из обнаруженных изменений суток (времена года, климатические зоны).

Д) Рассмотрение смены времен года.

Е) Рассмотрение климатических зон и природных сообществ.

Основные учебные действия детей на этапах А,Б,В,Г – моделирование, контроль и оценка. Этапы Д и Е в большей степени связаны с изучением фактического материала, входящего в госстандарт начального образования.



<< предыдущая страница   следующая страница >>