litceysel.ru
добавить свой файл
1


На правах рукописи


ДИГИЛИНА ЕКАТЕРИНА ДМИТРИЕВНА


МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНСТИТУТОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ПОСТКРИЗИСНОГО РАЗВИТИЯ


Специальности: 08.00.01 – экономическая теория и 08.00.10 – финансы, денежное обращение и кредит


Автореферат


диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Москва - 2011


Работа выполнена на кафедре экономики и государственного регулирования рыночного хозяйства Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации».


Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

Пономаренко Елена Васильевна


Официальные оппоненты: доктор экономический наук, доцент

Вереникин Алексей Олегович


кандидат экономических наук, доцент

Абрамов Геннадий Федорович


Ведущая организация: Владимирский государственный гуманитарный университет


Защита состоится 21 июня 2011 года в 14:00 часов на заседании диссертационного совета Д-502.006.18 по экономическим наукам в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606,
г. Москва, проспект Вернадского, 84, 1-й учебный корпус, ауд. 3302.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» (1-й учебный корпус).


Автореферат разослан 20 мая 2011 года.

Ученый секретарь диссертационного совета,


доктор экономических наук, профессор В.С.Буланов


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования. Существующие теоретические подходы к содержанию кредитных отношений и их роли для экономики современного государства отмечают важность их развития, как для национальной, так и для мировой экономики. Мировой финансово-экономический кризис 2007 – 2009 гг. пришел на волне общей увлеченности исследователей и практиков идеями дерегулирования кредитных отношений. Возникновение кризисных явлений в системе кредитных отношений США, а также быстрое распространение кризиса по национальным экономикам других государств заставило мировое экономическое сообщество обратить внимание на то, что финансовые рынки не всегда являются эффективными. Кредитные институты оказались склонными к чрезмерному накоплению рисков в целях максимизации прибыли. Раскрытие информации оказалось неполноценным. Последний мировой финансово-экономический кризис показал наличие конфликтов интересов, приводящих к искажению действия рыночных механизмов, неэффективности действующих финансовых институтов.

Дискуссии о том, какие институты регулирования являются эффективными для кредитных отношений, приобрели особую остроту.

Становятся очевидными, однако требуют весомых доказательств теоретические предположения о том, что, во-первых, эффективность деятельности кредитных институтов во многом зависит от масштабов их влияния и может достигать высоких результатов преимущественно в сфере полномочий международных организаций. Во-вторых, развитие формальных институтов кредитного регулирования необходимо осуществлять равномерно во всех странах во избежание регулятивного арбитража со стороны кредитных институтов. В-третьих, при разработке новых инструментов регулирования финансового рынка, а также при модернизации уже существующих инструментов необходимо принимать во внимание процикличность существующих механизмов регулирования1.


В России кредитные отношения - сфера регулирования Банка России. Регулятивные инициативы Банка России направлены на снижение рисков, принимаемых на себя каждой отдельной кредитной организацией, а также на стимулирование консолидации кредитных организаций.

Многие исследователи отмечают, что Банк России довольно успешно справился с подавлением кризисных явлений, возникших под влиянием последствий мирового финансово-экономического кризиса, но, тем не менее, ряд проблем, препятствующих развитию кредитных отношений в России, остался не решенным. В частности, к таким проблемам относятся необеспеченность кредитных институтов ресурсами для долгосрочного кредитования и ограниченная доступность услуг, предоставляемых кредитными институтами, что, в свою очередь, препятствует цели модернизации всей российской экономики. Существующие до сих пор инструменты регулирования кредитных организаций являются процикличными, что способствует существенному ухудшению финансового состояния кредитных организаций на этапе кризиса, в то время как необходимы новые инструменты посткризисного развития.

Необходимость теоретического разрешения обозначенных проблем и совершенствование практических инструментов их реализации в деятельности кредитных институтов современной экономики России обосновывают тему диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Развитие теории кредита происходило практически одновременно с развитием экономической теории. Концепции кредита были предложены основными экономическими школами, начиная с классической, исследования которой впервые показали экономическое наполнение отношений кредита

(А. Смит, Д. Рикардо и др.), и заканчивая современными научными разработками, ставящими акцент на таких существенных аспектах отношений кредита как асимметрия информации (Дж.А. Акерлоф), использование различных параметров кредита (процентная ставка, объёмы кредитования и т.п.) в экономико-математических моделях (Д. Хикс,

Э. Хансен, М. Фридман) и исследовании взаимозависимости экономических явлений.

Вопросы теории кредита широко исследуются в работах современных отечественных авторов, таких как Лаврушин О.И., Белоглазова Г.Н., Беляев М.К., Веселовский М.П., Ермаков С.Л., Жуковский Ю.Г., Козлов А.А., Кудрин А.Л., Кульмин Д.В., Семенко Г.В., Терентьева Н.С., Тосунян Г.А., Улюкаев А.В., Шарапов С.Ф., Шипов А.П., а также известных зарубежных авторов - Дж.А. Акерлофа, Р.Э. Лукаса, Дж. Стиглица, Ф. Мишкина, Ф. Эдвардса, Д. Мур, П. Роуза, М. Фридмана, Ф. Найта, П. Кругмана, Ф. Хайека, Т. Коуэна, П. Шлифа, У. Уайта, Х. Мински, Б. Бернанке, Н. Рубини.

Следует отметить, что, несмотря на значительное количество фундаментальных исследований по проблемам кредита, они лишь частично освещают особенности его отношений, роль и механизмы функционирования в экономических системах. Недостаточно внимания уделено выявлению содержания кредитных отношений, обоснованию степени влияния уровня развития кредитных отношений и их локальных качественных особенностей на параметры и пропорции национальной экономики, особенно на разных стадиях экономического цикла, перспективам развития эффективных институтов регулирования кредитных отношений. Международный опыт модернизации финансовых институтов, регулирования и надзора за их деятельностью требует теоретического осмысления и адаптации к быстро меняющимся российским реалиям.

Объектом настоящего исследования является совокупность кредитных отношений, возникающих между экономическими субъектами на стадии посткризисного развития экономики.

Предметом исследования являются институциональные основы и институты регулирования кредитных отношений в современных условиях.

Целью диссертационного исследования является развитие теоретических положений, раскрывающих содержание кредита, развитие кредитных отношений и институтов в современных условиях выхода из экономического кризиса, на основе достижений современной экономической теории, а также разработка рекомендаций, направленных на модернизацию регулирования кредитных институтов в России.


В соответствии с поставленной целью в диссертации было предусмотрено решение следующих задач:


  • выполнить ретроспективный анализ теории кредитных отношений;

  • определить влияние эффективных и неэффективных институтов на развитие кредитных отношений;

  • исследовать институциональные основы государственного регулирования кредитных отношений в современных условиях;

  • рассмотреть направления трансформации институтов регулирования системы кредитных отношений под влиянием мирового финансово-экономического кризиса 2007- 2009 гг.;

  • проанализировать международный опыт регулирования кредитных отношений в современных условиях и выявить его наиболее эффективные и перспективные для российской практики механизмы и инструменты;

  • определить перспективы развития институтов регулирования кредитных отношений в Российской Федерации;

  • разработать необходимые меры по модернизации и повышению стабильности кредитных организаций в целях обеспечения устойчивого развития экономики России.

Методологической и теоретической базой исследования стали труды зарубежных и российских ученых и специалистов, концепции разных исторических периодов в области экономической теории, кредитных отношений, государственного регулирования экономики, формирования и совершенствования институциональных норм, правил, развития институтов.

В качестве теоретической основы принят ряд существующих концепций: экономические школы, создавшие фундамент современной экономической науки (классическая, историческая, кейнсианская и т.д.); современные западные концепции кредита, рассматривающие его в качестве элемента экономико-математического моделирования (Д. Хикс, М. Фридман), а также финансового инструмента; современная неоинституциональная теория.

При работе над данным диссертационным исследованием, была использована как научная, так и носящая практический характер литература советских, российских и зарубежных авторов. При проведении исследования были использованы научные отчеты и положения международных финансовых институтов, а также разработки Института экономики РАН, Института системного анализа РАН, аналитические отчеты Международного валютного фонда, Всемирного банка, Банка международных расчетов. Существенное внимание было также уделено публикуемым в научных журналах последним разработкам западных экономистов, распространенным в научной отечественной литературе трактовкам кредитных отношений, статистическим данным, нормативным документам.


Методологической основой диссертационного исследования выступили общенаучные принципы познания экономических явлений – диалектический, системный и исторический подходы, позволившие раскрыть специфику кредитных отношений в современных условиях, определить тенденции развития кредитных организаций и институтов их регулирования в современных условиях.

При исследовании теоретических и практических основ функционирования кредитных организаций использовались такие методы, как дедукция и индукция, метод группировки, сравнительного и статистического анализа.


Научная новизна диссертации. Новизна диссертационного исследования заключается в обосновании направлений институциональной модернизации кредитных отношений в России в современных условиях на основе развития эффективных институтов их регулирования и надзора.

Наиболее существенными научными результатами по специальности 08.00.01 – экономическая теория являются следующие:

1) На основе ретроспективного анализа теорий кредитных отношений с применением комплексного подхода выявлены тенденции к усложнению содержания категории «кредит», что проявляется в трактовке этой категории как отношений, возникающих в коммерческой сделке по заимствованию денег или товаров между экономическими партнерами на условиях срочности, возвратности, платности и доверия, степень которого может гарантироваться действующими институтами современного государства.

2) Выявлены институциональные факторы, оказывающие наибольшее влияние на формирование новых свойств институтов регулирования кредитных отношений в современных условиях: 1) рост глобализации финансовых рынков и мобильность финансового капитала; 2) зависимость от предшествующей траектории развития кредитных отношений; 3) усиление регулирующих и надзорных институтов; 4) развитие наднациональных институтов регулирования кредитных отношений.

3) Доказан рост системного риска, поскольку в условиях либерализации экономики, финансовые институты перекладывают все издержки риска кредитования на должников, а в случае, когда кредитная организация разрастается до размера системообразующей, кредитный риск перекладывается с должника на государство и его финансы. Такой подход лежит в основе усиления регулирующих и надзорных функций, а также усиления прозрачности финансовых институтов.


4) Предложены рекомендации по совершенствованию норм и правил регулирования банковской деятельности на разных стадиях экономического цикла: соответствие критерию контрцикличности; разработка динамических требований к формированию обязательных резервов под активы; создание условного капитала банка. Обосновано положение о том, что при внедрении новых норм и правил регулирования кредитных отношений особое внимание должно уделяться недопустимости регулятивного арбитража, то есть использования международными банками наиболее «мягких» норм и правил регулирования со стороны национального регулятора в государстве с целью проведения более рискованных операций.

Наиболее существенными научными результатами по специальности 08.00.10 – финансы, денежное обращение и кредит являются следующие:


  1. Обосновано предложение по разделению банковского сектора России на три уровня в целях регулирования и надзора с установлением различных нормативных требований к каждому: Банк России - федеральные банки, обладающие генеральной лицензией, и банки, обладающие лицензией на проведение ограниченного круга банковских операций.

  2. Обобщение зарубежного опыта посткризисного реформирования кредитных институтов позволило выделить наиболее эффективные антикризисные меры: удержание банком существенной части ежегодной компенсации руководителей высшего уровня на три года вперёд с последующей ее выплатой при условии отсутствия банкротства и государственной помощи банку; определение четких критериев для получения финансовым институтом помощи государства в условиях кризиса; развитие наднациональных институтов регулирования кредитных отношений, что позволит избежать регулятивного арбитража в условиях глобализации.
  3. Обоснована необходимость создания долгосрочного банковского вклада в силу высокой доли средств физических лиц в пассивах банков, а также создания механизма, снижающего панические настроения вкладчиков на этапе кризиса: введение дополнительного страхового случая, который бы позволял Агентству по страхованию вкладов в случае массового изъятия вкладов населением выдавать ему часть вкладов.


Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в развитии отдельных положений теории кредитных отношений. Разработанные в диссертации выводы и рекомендации могут использоваться в дальнейшем развитии теории кредитных отношений и банковского дела, при решении таких теоретико-методологических проблем, как построение эффективной системы регулирования кредитных отношений.

Практическая значимость. Практическая значимость исследования определяется степенью обоснованности содержащихся в нем положений, выводов и состоит в том, что основные результаты и рекомендации, разработанные в ходе исследования, могут быть применены Банком России для модернизации инструментов регулирования банковского сектора.

Материалы данной работы могут быть использованы при чтении курсов «Макроэкономика», «Экономическая теория», «Финансы и кредит», «Государственное регулирование экономики», «Международные финансы».

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования представлялись в научных докладах на нескольких научно-практических конференциях, в том числе на V Международной научно-практической конференции «Современная экономическая теория и реформирование экономики России» в РУДН. По теме научного исследования опубликовано 11 научных работ, 3 из них – в изданиях, рекомендованных ВАК Минобразования и науки России, общим объемом 5,32 п.л., включая главу в монографии «Модернизация российской экономики в условиях финансового кризиса», общим объемом 1 п.л.


II. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ


По результатам проведенного диссертационного исследования на защиту выносятся следующие основные выводы и рекомендации автора.

1. Эволюция кредитных отношений нашла свое отражение в развитии теории кредита, которая, в свою очередь, представляет собой переход от исследований сущности и функций кредитных отношений, законов движения кредита к роли кредитных отношений и институтов в экономическом развитии государства, инструментов государственного регулирования деятельности кредитных институтов.


Свидетельством многообразия подходов к изучению кредитных отношений является многообразие определений самой категории «кредит». Ретроспективный анализ теории кредитных отношений был начат с натуралистической теории кредита в политэкономии А. Смита, Д. Рикардо и К. Маркса. Теория А. Смита создала базис для дальнейшего развития теории кредита, её положения стали либо основой для различных развитых впоследствии концепций, либо объектом для их критики. Автором были рассмотрены работы представителей немецкой исторической школы
(В. Рошер, А. Вагнер, К. Книс, Б. Гильдебранд), которые рассматривали кредит как степень доверия и как добровольную сделку. В теории
К. Маркса происходит расширение понятия и понимания кредита, появление анализа субъективных факторов кредитного риска, рассмотрение кредита как услуги, появление идеологизации кредитных отношений.

Развитие концепции кредита и процентной ставки в западных научных школах исследовалось автором через инновационную теорию Й.Шумпетера, инвестиционно-циклическую Дж. М. Кейнса, монетарную М.Фридмена и посткейнсианскую Дж. А. Акерлофа и Дж. Стиглица.

По мнению автора, после формирования марксистской теоретической концепции кредитных отношений экономическая теория занялась поиском решений конкретных практических задач, стоящих перед движущей силой капиталистической экономики – предпринимателями, а впоследствии – перед правительствами в области государственного регулирования экономики. В целях решения подобных задач началось широкое применение математических методов моделирования, изучение взаимозависимости между различными переменными, используемыми при анализе кредитных отношений.

Западная экономическая теория дополнила понимание кредита такими существенными институциональными факторами как: инновационная сущность кредита; связь кредитных отношений и отношений собственности; психологические факторы кредита; создание кредитных денег; понимание кредита как инструмента регулирования национальной экономики; институциональным анализом кредитных отношений в целом.


На основе ретроспективного анализа теорий кредитных отношений автором доказано, что содержание категории «кредит» постоянно эволюционирует и отражает реалии происходящих хозяйственных процессов. В настоящее время «кредит» уже не может определяться только как форма движения ссудного капитала. Кредит - это коммерческая сделка по заимствованию денег или товаров между экономическими партнерами на условиях срочности, возвратности, платности и степени доверия, без которого не может состояться кредитная сделка. Это инструмент государственного регулирования национальной экономики, степень действенности которого определяется эффективностью, либо неэффективностью обеспечивающих его институтов. Современный кредит расширяет масштабы функционирующего капитала, обеспечивает непрерывность его кругооборота, может способствовать ускорению научно-технического прогресса, повышению темпов развития и эффективности экономики


2. В диссертационном исследовании автором выявлены факторы, оказывающие наибольшее влияние на формирование новых свойств институтов регулирования кредитных отношений в современных условиях

Развитие мировой экономики в ХХ столетии привело к появлению глобального финансового капитала. Этот капитал свободно перемещается по международным цепочкам финансовых связей практически мгновенно. Многие звенья этих цепей вовлечены в разнообразные операции: банки одновременно могут предоставлять кредиты, приобретать ценные бумаги, производить спекулятивные операции с валютой. Многообразие осуществляемых банками операций влечет за собой многократное увеличение разнообразия принимаемых банками рисков. Поскольку связи финансовых организаций на современном этапе их развития носят международный характер, они лишь частично могут контролироваться национальными институтами регулирования. На наднациональном уровне глобальный финансовый капитал в условиях либерализации бесконтролен, имеет высокую мобильность, что приводит к реальной угрозе дестабилизации национальных экономик, что и проявилось в ходе последнего мирового финансово-экономического кризиса.


Глобальный рынок финансового капитала характеризуется низкой устойчивостью вследствие наличия на рынке финансового капитала следующих явлений: перекредитованности субъектов хозяйственной деятельности и формирования кредитных «пузырей», панических настроений кредиторов, колебаний цен природных ресурсов, колебаний валютных курсов, изменений направления потоков финансового капитала, появления системных рисков.

Все эти факторы усиливаются большей или меньшей степенью ошибочности любых финансовых решений, что выясняется лишь с течением времени, после временного успеха, и вызывает обратную реакцию; «однонаправленностью» поведения инвесторов на финансовом рынке; асимметрией информационных потоков при проведении финансовых операций; асимметрией положения должника и кредитора на современных финансовых рынках в пользу кредитора (когда издержки риска при кредитовании возлагаются преимущественно на должника), что стимулирует все более рискованное кредитование.

Этими институциональными факторами и обусловлена необходимость наличия на финансовом рынке эффективного института регулирования, способного предотвратить регулятивный арбитраж и сократить перекредитованность субъектов хозяйствования.

В диссертационном исследовании выявлены факторы, оказывающие наибольшее влияние на формирование новых свойств институтов регулирования кредитных отношений в современных условиях:

1) возросшая глобализация финансовых рынков и мобильность финансового капитала;

2) усиливающаяся регулирующая и надзорная функции государства в условиях возросшей неопределенности и сложности финансовых продуктов, усугубляющих асимметрию информации на финансовых рынках;

3) зависимость от предшествующей траектории развития кредитных отношений, которая обусловила инерционность институциональных процессов;

4) развитие наднациональных институтов регулирования кредитных отношений, диктующих нормы и правила, являющиеся «лучшей практикой», отступление от применения которой ведет к потере конкурентоспособности национального банковского сектора и ограничивает доступ к мировому рынку капиталов субъектов хозяйственной деятельности. В то же время, если существующие национальные нормы и правила регулирования кредитных отношений являются менее жесткими, чем предусмотренные «лучшей практикой регулирования» и применяемые в мире, то это становится причиной повышения риска для банковского сектора страны. Это объясняется тем, что смягчение регулятивных условий позволяет проводить более рискованные операции и привлекает кредитные организации, желающие воспользоваться такими условиями с целью проведения наиболее рискованных и, соответственно, наиболее доходных финансовых операций, в том числе и с производными финансовыми инструментами, т.е. провоцирует регулятивный арбитраж.


3. В диссертационном исследовании доказывается, что с ростом либерализации экономики и сокращением регулирующего воздействия государства, кредитные институты все больше перекладывают все издержки риска кредитования на должников. Возникновение подобной ситуации связано с тем, что с ростом кредитной организации растет ее аппетит к риску и уверенность в том, что в случае кризиса государство придет на помощь: примеров тому в условиях кризиса было особенно много. Банкротство такой организации может дать ярко выраженный негативный социальный и экономический эффект и привести к панике, что приведет к разрушению банковского сектора и будет иметь негативные последствия для экономики в целом.

В условиях, когда кредитная организация становится слишком крупной для банкротства, риск кредитования практически полностью переходит с должника на налогоплательщиков, так как государство не может позволить слишком крупной организации исчезнуть с рынка и, таким образом, предоставляет ей негласную страховку от банкротства. При этом защита предоставляется не только самой организации, но и ее акционерам и другим кредиторам.

Такое распределение риска в условиях информационной асимметрии ведет к накоплению системного риска и делает необходимым обеспечение «прозрачности» как сделок на финансовом рынке, так и самих финансовых организаций, что невозможно без создания эффективного института регулирования кредитных отношений.


4. Некоторые ключевые пруденциальные нормы, существующие в мире и в России, не столько стабилизируют состояние банковского сектора, сколько поощряют его процикличность. Так, снижение финансового результата банков в России в период финансового кризиса во многом объясняется необходимостью создания резервов под проблемную задолженность. Динамика финансового результата банков показана на рисунке 1.

В условиях снижения прибыли до создания резервов, банки стараются сэкономить на формировании резервов. Таким образом, необходимость создавать повышенные резервы в условиях кризиса влияет на сокращение банками своих кредитных портфелей, а также на достоверность отчетности, предоставляемой банками. Банки, стараясь отразить максимально возможную прибыль за счет максимально возможной экономии на резервах, стараются минимизировать отраженную в отчетности просроченную задолженность. Таким образом, необходимо изменить требования по созданию резервов.


Необходимо повысить требования по формированию резервов под активы во время экономического роста и предусмотреть снижение требования по формированию резервов на этапе кризиса. Создание динамических требований к размеру формируемых резервов должно позволить сгладить колебания совокупного уровня резервов в течение кредитного цикла. Вследствие этого, динамические требования к размеру формируемых резервов позволят сгладить колебания финансового результата банков, на который воздействуют показатели меняющихся резервов. Также более высокие требования по созданию резервов на этапе экономического роста, позволят снизить темп роста перекредитованности экономики.




По данным http://www.cbr.ru

Рис.1 Динамика финансового результата банков в России

Не нарушая норматив достаточности капитала, банки могут увеличивать объемы своих активов либо путем наращивания собственного капитала, либо путем снижения рискованности своих активов. При этом вложения в менее рискованные активы являются и менее доходными и не могут обеспечить банкам необходимого уровня прибыльности и рентабельности.

Контрциклической мерой повышения капитализации в условиях кризиса может быть формирование банками «условного капитала». Такой капитал должен стать собственным капиталом банка только при наступлении кризиса. Создание «условного капитала» может защитить банковский сектор в период финансовых кризисов и минимизировать антикризисные расходы бюджетной системы. Например, банки могут выпустить долгосрочные гибридные долговые обязательства, которые будут конвертированы в обыкновенные акции только при наличии двух условий: наличии кризисных явлений в банковском секторе; снижении значения норматива достаточности капитала банков-эмитентов до определенного уровня2.



5. Мировой финансово-экономический кризис 2007-2009 г. заставил правительства развитых государств подготовить проекты реформирования регулирования финансового сектора с целью недопущения кризисных явлений в будущем. Автором были проанализированы разрабатываемые (Великобритания) и уже принятые законодательно (США, Европейский Союз) реформы институтов регулирования кредитных отношений, суть которых заключается в разделении спекулятивных и основных банковских операций (США, Великобритания), антимонопольных препятствиях чрезмерному укрупнению кредитных институтов и создании наднациональных институтов регулирования (Европейский Союз). Анализ проектов принимаемых в развитых странах, а также на международном уровне, реформ финансового сектора позволил автору выделить наиболее эффективные нормы и институты.

К числу наиболее эффективных норм, адаптированное использование которых вполне применимо в России, автор относит следующие.

  • Нормативное регулирование мотивации топ-менеджеров банков (ежегодных бонусов, достигающих весьма существенных размеров). В условиях, когда мотивация топ-менеджеров напрямую зависит от доходности организации или от котировок акций организации возникает конфликт целей, так как цели топ-менеджеров не совпадают полностью с целями организации, интересы которой они представляют. Добиться полного совпадения интересов невозможно. С точки зрения автора, эффективным решением данной проблемы является предложение удерживать существенную часть ежегодной компенсации (бонуса) каждого руководителя высшего уровня на 3 года вперёд. Если организация обанкротится или получит государственную помощь, руководители потеряют накопленную часть своей компенсации. Таким образом, топ-менеджеры становятся кредиторами своей организации, что снижает их аппетит к риску. При этом, в случае наступления кризиса менеджмент не будет ждать помощи от государства, а будет больше заинтересован найти решение проблемы у частных инвесторов.


  • Применение норм антимонопольного законодательства. Слишком крупные финансовые организации получают от государства негласную страховку от банкротства. Поэтому эффективной мерой противодействия кризисным явлениям в секторе являются определение четких критериев, согласно которым тот или иной финансовый институт может быть отнесен к слишком крупным, а также введение особого режима надзора за деятельностью наиболее крупных финансовых организаций, ужесточение нормативных требований по отношению к ним, а также обеспечение при определенных условиях возможности государства потребовать от акционеров продажи части бизнеса. Необходимо также совершенствование антимонопольного законодательства с целью ограничения на образование слишком крупных финансовых институтов. Одним из критериев крупного банка можно считать существенную долю пассивов банка в пассивах всего банковского сектора.

  • Поскольку в условиях глобализации мировой финансовый капитал не попадает под контроль национальных регуляторов финансового рынка, а также возможен регулятивный арбитраж, эффективной мерой антикризисного регулирования, по мнению автора, является создание наднационального регулятора финансового рынка. Идея наднационального регулирования в целях создания общих правил игры среди банков не является новой. Так при Банке международных расчетов существует Комитет по банковскому регулированию, основная цель которого заключается в распространении понимания основных вопросов банковского регулирования, а также повышение качества банковского регулирования по всему миру. В качестве реакции на мировой финансово-экономический кризис 2007-2009 гг. Базельский комитет по банковскому регулированию объявил о выработке новых требований по достаточности капитала и по ликвидности банков, получивших название «Базель 3»:
  • за счет чистой прибыли должен быть создан буферный капитал на уровне 2,5% (равными долями по 0,625% начиная с 2016 г.);


  • доля капитала I уровня должна быть увеличена до 6% (на 1 января 2015 года), а доля акционерного капитала - до 4,5% (на 1 января 2015 года).

  • норматив текущей ликвидности, планируемый к введению в 2015 г., предполагает, что банковские краткосрочные обязательства сроком до 30 дней должны покрываться ликвидными активами на 100%. Тремя годами позже планируется также ввести норматив долгосрочной ликвидности, в соответствии с которым долгосрочные активы должны быть покрыты стабильными пассивами также не менее чем на 100%.

Новыми институтами в рамках реформ финансового сектора стали наднациональные финансовые регуляторы.

В Европейском союзе, в условиях тесной взаимосвязи экономик европейских государств, было принято решение о создании системы наднационального регулирования финансового рынка. Реформа предполагает создание двух надзорных органов, которые будут следить за работой финансовой системы и предупреждать о возможном кризисе на ранней стадии:

  1. Европейского совета по системным рискам (European Systemic Risk Board, ESRB), который будет сформирован из центральных банков и регуляторов финансовых рынков стран-членов ЕС. Совет будет заниматься общим наблюдением за состоянием финансовой системы ЕС и предупреждать Европейскую комиссию о любых признаках, которые могут свидетельствовать о надвигающемся кризисе.
  2. Европейской системы финансовых наблюдателей (European System of Financial Supervisors, ESFS), которая будет состоять из представителей национальных европейских финансовых регуляторов стран-членов ЕС и трех новых европейских наблюдательных агентств, ответственных за осуществление надзора за деятельностью банков, финансовых компаний, страховых компаний и пенсионных организаций. Европейская система финансовых наблюдателей должна будет осуществлять контроль исполнения общеевропейских банковских правил, а также следить за принятием экстренных антикризисных мер. Новые отраслевые надзорные органы наделяются реальными полномочиями. Они смогут проводить собственные расследования, запрашивать информацию у европейских компаний напрямую и выступать арбитром в спорах между национальными регуляторами. Новые отраслевые надзорные органы получают право выдавать предписания национальным надзорным органам, которые должны будут быть выполнены в течение десяти дней. В случае невыполнения предписаний новых европейских надзорных органов будет принимать меры Европейская комиссия.



6. Существующая двухуровневая банковская система в России сформировалась к 1992 году. Функции банковского регулирования закреплены за Банком России. Регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются через действующий на постоянной основе орган Центрального банка Российской Федерации - Комитет банковского надзора.

По состоянию на начало 2011 года на территории Российской Федерации действовали 1012 кредитных организаций, из них 955 банков и 57 небанковских кредитных организаций. Генеральной банковской лицензией обладали 283 кредитные организации. Концентрация активов банковского сектора представлена в таблице 1.

Таблица 1

Концентрация активов банковского сектора России

Порядковые номера кредитных организаций, ранжированных по величине активов (по убыванию)

2008

2009

2010

млн.руб.

в % к итогу

млн.руб.

в % к итогу

млн.руб.

в % к итогу

Первые 5

12 941 083

46,2

14 092 987

47,9

16 139 126

47,7

С 6 по 20


5 906 199

21,1

6 018106

20,4

7 051 684

20,9

С 21 по 50

3 725 544

13,3

3 572 615

12,1

3 931 248

11,6

С 51 по 200

3 726 736

13,3

3 920 972

13,3

4 616 510

13,7

С 201 по 500

1 271 471

4,5

1 382 703

4,7

1 584 615

4,7

С 501 по 1000

441 001

1,6

438 100

1,5

481 269

1,4

С 1001

10 294

0,04

4 542


0,02

176

0,00

Итого

28 022 329

100,0

29 430 025

100,0

33 804 628

100,0

По данным http://www.cbr.ru

Рыночная доля пяти ведущих банков в нашей стране достигает 47.7%. В Европе этот показатель составляет примерно 60% (от 22% в Германии до 96% в Эстонии). Для поощрения дальнейшей консолидации Банк России увеличивает требования к капиталу банков.

Существующее на сегодняшний день распределение кредитных организаций по регионам создает проблему доступности банковских услуг для населения страны. Распределение кредитных организаций, а также активов кредитных организаций по регионам России в начале 2011 года показано в таблице 2.

Несмотря на большое число действующих кредитных организаций в России, больше половины из них (51.9%) расположены в Москве и Московской области, там же сконцентрировано 63% активов всех кредитных организаций.

В регионах банковская инфраструктура сконцентрирована в городах с населением свыше 500 000 жителей. Плотность банковских отделений на 100 000 жителей в таких городах составляет около 30, что примерно соответствует уровню США (в целом по стране). В то же время, в городах и населенных пунктах с меньшим населением, плотность банковской инфраструктуры ниже в 4,5 раза и составляет 7 банковских отделений на 100 000 человек населения. На начало 2009 г. примерно половина экономически активного населения России была лишена возможности полноценно пользоваться финансовыми услугами; 43% граждан России не имеют опыта проведения финансовых операций, включая простейшие. Отсутствие доступа к финансовым услугам значительно снижает потенциал инвестирования сбережений населения, ограничивает возможности для социально-экономического роста в небольших населенных пунктах, сдерживает развитие малого предпринимательства.


Таблица 2.

Распределение кредитных организаций, а также активов кредитных организаций по регионам России




Количество кредитных организаций,

единиц

Количество кредитных организаций

в % к итогу

Доля в совокупных активах кредитных организаций в %

Центральный федеральный округ

585

57,8

67,8

в том числе г. Москва и Московская область

525

51,9

63,4

Северо-Западный федеральный округ

71

7,0

7,6

Южный федеральный округ

47

4,6

3,1

Северо-Кавказский федеральный округ

57

5,6

0,9

Приволжский федеральный округ


118

11,7

8,7

Уральский федеральный округ

51

5,0

5,2

Сибирский федеральный округ

56

5,5

4,7

Дальневосточный федеральный округ

27

2,7

2,0

Российская Федерация

1012

100,0

100,0

По данным http://www.cbr.ru

Другой проблемой сформировавшегося на сегодняшний день банковского сектора является высокая доля в активах сектора банков с государственным участием. Так на начало 2010 г. доля банков контролируемых государством в совокупных активах сектора составляла 42,6%.

С одной стороны, государственные банки находятся под контролем государства. Это делает банковский сектор более устойчивым.

С другой стороны, возникают и негативные эффекты. Государственные банки имеют в своей деятельности такую же цель, как и коммерческие банки, приобретая при этом дополнительные нерыночные конкурентные преимущества. На макроэкономическом уровне по мере разрастания государственных банков снижается влияние денежно-кредитной политики на нефинансовый сектор экономики. Место рыночных механизмов регулирования занимают административные рычаги.


На основании анализа текущего состояния банковского сектора России, с точки зрения автора, целесообразными являются следующие мероприятия по его реформированию.

При поощрении консолидации в банковском секторе необходимо учитывать, как показал мировой опыт, что следствием стремления к консолидации банковского сектора является образование слишком крупных банков, которые имеют негласную страховку от банкротства. Формирование очень крупных банков ставит под сомнение принцип свободной конкуренции в банковском секторе и на финансовом рынке.

Во-первых, необходимо определить четкие критерии для выявления таких банков. Таким критерием может стать доля пассивов банка в пассивах всего банковского сектора.

Во-вторых, важно разработать план по совершенствованию регулирования таких банков, включающий в себя определение общего принципа минимизации угроз от деятельности слишком крупных банков, а также установление повышенных нормативных требований к крупным банкам, ограничивающих принимаемые ими риски. С учетом установления повышенных требований к слишком крупным банкам необходимо произвести поэтапную приватизацию банков, находящихся под контролем государства.

В-третьих, с точки зрения автора, для банковского сектора России целесообразным будет являться разделение действующих банков на несколько категорий и применение различных режимов регулирования в зависимости от профиля рисков, характерных для той или иной категории.

Важно заметить, что сегодня в России ко всем банкам, независимо от специфики их деятельности, предъявляются одинаковые требования. По мнению автора, нужно не принуждать банки к закрытию или консолидации путем повышения требований к размеру капитала, а дать им возможность выбрать свою рыночную нишу и продолжать в ней свою деятельность.

Для целей оптимизации банковского регулирования и надзора целесообразно разделить существующую многоуровневую банковскую систему. Первый уровень - Банк России. Второй могут представлять федеральные банки, обладающие генеральной лицензией и большим собственным капиталом, осуществляющие весь перечень банковских операций и действующие на территории всей страны. Третий уровень - банки, обладающие лицензией на проведение ограниченного круга банковских операций и меньшим капиталом.


Создание в целях регулирования и надзора такой структуры позволит, в том числе, решить проблемы доступности банковских услуг.


7. Необходимо заметить, что в структуре пассивов российских банков значительную долю составляют вклады физических лиц - 29% на конец 2010 года. В наибольшей степени за счет вкладов физических лиц формируются пассивы региональных малых и средних банков (37,7% на начало 2010 года). В меньшей степени за счет вкладов физических лиц формируют свои пассивы банки, контролируемые государством (34,1% на начало 2010 года). Наименее зависимыми от вкладов физических лиц являются крупные частные банки (19,2 % на начало 2010 года) и малые и средние банки Московского региона (18,9% на начало 2010 года) а также банки, контролируемые иностранным капиталом (16,7 % на начало 2010 года).

В этой связи, считает автор, необходимо создание такого инструмента как долгосрочный банковский вклад. Также необходимо создание механизма, снижающего панические настроения вкладчиков на этапе кризиса. С точки зрения автора, эффективным механизмом станет введение дополнительного страхового случая, который бы позволял Агентству по страхованию вкладов выдавать часть вкладов населения, в случае массового изъятия вкладов населением.

Эта сумма, по экспертным оценкам, может составлять не более 20% величины вкладов физических лиц. Если у банка будет отозвана лицензия, Агентство по страхованию вкладов выплатит всю положенную сумму вкладов населения. Если возникнет необходимость частичной выплаты чуть раньше, Агентство от этого не пострадает. Сумма, которую необходимо будет возмещать в таком случае, будет меньше, чем сумма возмещения при отзыве лицензии. Банки, в свою очередь, получат возможность не прекращать свою деятельность.

В заключении диссертации сформулированы общие выводы по состоянию и проблемам регулирования системы кредитных отношений в посткризисных условиях.

Автором определены институциональные факторы, влияющие на формирование эффективных свойств институтов регулирования кредитных отношений в современных условиях. Доказан рост системного риска в кризисных условиях, что приводит к переложению крупными кредитными институтами рисков кредитования на налогоплательщиков. В этой связи разработаны рекомендации по совершенствованию действующих норм и правил регулирования деятельности кредитных институтов на разных стадиях экономического цикла.


На основе анализа зарубежного и отечественного опыта антикризисного регулирования финансовых рынков в период мирового кризиса, а также внедряемых в мире реформ банковского сектора, автором дана оценка наиболее эффективных инструментов и институтов реформирования, а также предложены рекомендации по совершенствованию построения и регулирования российской банковской системы: переход в целях регулирования и надзора от двухуровневой системы к трехуровневой, отказ от неэффективных норм и институтов, изменение регулятивных требований к каждому уровню.


По теме диссертационного исследования автором опубликованы следующие работы, в том числе в журналах, рецензируемых ВАК РФ:


  1. Дигилина Е.Д. Тенденции развития финансовой системы: институциональный подход // Вестник Университета (Государственный университет управления). – М.: ГУУ. – 2009. – №23. – С. 29-32. – 0,43 п.л.

  2. Дигилина Е.Д. Банковские инновации как источник мировой нестабильности // Качество Инновации Образование. Ежемесячный научно-практический журнал, № 3 (58), март, – М. \ 2010 – C. 78-80. – 0,35 п.л.

  3. Дигилина Е.Д. Институциональные основы деятельности кредитных организаций современного государства в условиях глобализации // Вестник Университета (Государственный университет управления). – М. : ГУУ. – 2010. – №6. – С. 74-77. – 0,52 п.л.

  4. Дигилина Е.Д. Мегарегулятор финансового рынка как институт банковского надзора в Российской Федерации / Молодежная политика в регионе: теория, проблемы, практика. Материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках проекта "Местному сообществу - активную молодежь" - Владимир, 2008. С.70 – 75. – 0,25 п.л.
  5. Дигилина Е.Д. Мировая практика осуществления государственного надзора за банками и перспективы ее применения в России / Стратегическое управление: сценарии развития региона. Материалы международной научно-практической конференции / Под общей редакцией Илларионова А.Е., Кретинина В.А., Лапыгина Ю.Н., Владимир. Собор, 2008. С.53 – 63. – 0,50 п.л.


  6. Дигилина Е.Д. Предпосылки развития мирового финансового кризиса / Региональная экономика: теория, проблемы, практика - Владимир, 2009 С.87 – 93. - 0,25 п.л.

  7. Дигилина Е.Д. Влияние мирового финансового кризиса на банковский сектор России / Национальная экономическая система России: состояние и перспективы. – М.: Изд-во РАГС 2009 С.256-261. – 0,50 п.л.

  8. Дигилина Е.Д. Банк международных расчетов как прототип наднационального мегарегулятора финансовых рынков // Современная экономическая теория и реформирование экономики России: матер. науч.-практ. конф.(М.27.11.2009 г.) – М.: ЗАО "Издательство "Экономика". 2010. С. 199 – 205. – 0,48 п.л.

  9. Дигилина Е.Д., Дигилина О.Б. Механизм эффективного партнерства как необходимый компонент создания инновационной экономики России. / Региональная экономика: теория, проблемы, практика. Материалы III международной научно-практической конференции/Под общей редакцией Илларионова А.Е., Дигилиной О.Б. и Кретинина В.А. - Владимир: Владимирский филиал РАГС, ВКИ "Собор", 2010. С.86 – 97. – 0,56 п.л.

  10. Дигилина Е.Д. Формирование и развитие подходов к государственному регулированию банковской системы Российской Федерации / Региональная экономика: проблемы теории и практики / Межвузовский сборник научных трудов: Владим. гос. гуман. ун-т. – Владимир, 2010 – С. 105-114 – 0,54 п.л.

  11. Дигилина Е.Д. Мировой финансовый кризис и его влияние на банковский сектор России / Модернизация российской экономики в условиях финансового кризиса. Монография: Владим. гос. гуман. ун-т. – Владимир, 2010г. – 83-102. – 0,94 п.л.



Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Дигилина Екатерина Дмитриевна

Модернизация институтов регулирования кредитных отношений в условиях посткризисного развития



Научный руководитель

д.э.н., профессор Пономаренко Елена Васильевна


Изготовление оригинал-макета

Дигилина Екатерина Дмитриевна


Подписано в печать ____.05.2011 г. Тираж 80 экз.

Усл. п.л. 1,2


ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы

при Президенте Российской Федерации»


Отпечатано ОПМГ РАГС. Заказ №_________


119606, г. Москва, пр-т Вернадского, д.84.


1 Процикличность регулирования понимается автором как усиливающий амплитуду цикла характер регулятивных воздействий.

2См.: Ведев А., Данилов Ю., Масленников Н., Моисеев С. Структурная модернизация финансовой системы России. // Вопросы экономики. 2010. №5 С.26-42. С. 34