litceysel.ru
добавить свой файл
1
Министерство образования и науки РФ


МОУ «Заволжская СОШ»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ «Заволжская СОШ»

Прыткова Т.А.__________________

«___»__________________2009года.


Модифицированная программа по курсу «Мир профессий» в основной школе

(курс 8 класса)


Разработана учителем химии высшей категории Савиновой И.В.


п. Заволжский

2009год


МОДУЛЬ «Основы исследовательской деятельности»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа « Основы исследовательской деятельности » общим объемом 17 часов изучается в течение полугодия или в течение года через неделю.

Программа предусматривает проведение лекционных и практических занятий, в том числе зачетных занятий. Освоение курса предполагает выполнение внеурочных заданий по подготовке к практическим и зачетным занятиям.

Курс завершается зачетной работой, к которой обучающийся должен представить учебно-исследовательскую работу и доклад по учебно-исследовательской работе.


ЦЕЛЬ: формирование целостного представления об исследовательской деятельности.

ЗАДАЧИ:

1) систематизировать представление обучающихся об исследовательской деятельности через овладение основными понятиями;

2) развивать умение формулировать цель, задачи, гипотезу, объект и предмет исследования;

3) совершенствовать умения поиска информации по разным источникам информации;

4) развивать умение представлять информацию в разных видах и оформлять результаты исследования;

5) формировать культуру публичного выступления.

ТРЕБОВАНИЯ КУРОВНЮ УСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

В результате изучения модуля « Основы исследовательской деятельности» ученик должен

знать


важнейшие понятия
:

Выводы, гипотеза, доклад, задачи, литературный обзор, методы исследования, научная статья, научный отчет, объект исследования, предмет исследования, проблема, проект, реферат, рецензия, стендовый доклад, тезисы, учебно-исследовательская работа, цель, эксперимент.


уметь


  • формулировать цель, задачи, гипотезу, объект и предмет исследования;

  • совершать поиск информации по разным источникам;

  • представлять информацию в разных видах и оформлять результаты исследования;

  • публично выступать.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем


Количество часов


Формы контроля





всего

всего

лекции




Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность

    1. Виды исследовательских работ




    1. Основные понятия исследовательской работы

Итого по разделу


Раздел 2. Этапы работы в процессе исследования

2.1. Выбор темы. Постановка цели и задач. Формулирование гипотезы


2.2. Сбор информации по проблеме исследования по разным источникам


2.3. Способы обработки полученной информации


2.4. Организация и методика исследования. Проведение эксперимента


Итого по разделу


Раздел 3. Оформление работы

3.1. Структура учебно-исследовательской работы



3.2. Правила оформления учебно-исследовательской работы


Итого по разделу


Раздел 4. Подготовка к защите учебно-исследовательской работы


Итого по разделу




1


1


2


2

2

1

2

7


1

2

3


5

5



1


1


2


1

1

-

1

3


1

1

2


2

2



-


-


-


1

1

1

1

4


-

1

1


3

3


Отчет о проведенном эксперименте

Учебно-исследовательская работа

Доклад по учебно-исследовательской работе


Всего


17

9

8






СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА


Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность (2 часа)


1. Виды исследовательских работ.


Виды исследовательских работ: доклад, тезисы, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект, учебно-исследовательская работа. Основные региональные и всероссийские конференции и конкурсы школьников.


2. Основные понятия исследовательской работы.

Основные понятия: аспект, гипотеза, ключевое слово, концепция, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, тезаурус, теория.


Методы исследования: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, моделирование, изучение и анализ документации, шкалирование, ранжирование, эксперимент.


Раздел 2. Этапы работы в процессе исследования (7 часов)


1. Выбор темы. От проблемы к теме. Обоснование актуальности выбранной темы.


Постановка цели, задач. Формулирование гипотезы. Определение объекта и предмета исследования.


2. Практическая работа №1. Выбор темы учебно-исследовательской работы. Постановка цели, задач, гипотезы.


3. Виды информации: обзорная, реферативная, сигнальная, справочная. Источники информации: книги, периодические издания, кино-, аудио- и видеоматериалы, люди, электронный ресурсы.


Методы поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями и в Интернете.


4. Практическая работа №2. Сбор информации по своей проблеме исследования.


5. Практическая работа №3. Способы обработки полученной информации.


Обработка текстовой информации, сопровождение таблицами, чертежами, рисунками. Построение диаграмм. Работа в текстовом редакторе Microsoft Word и Microsoft Excel.


6. Методы и методика исследования.


Эксперимент как ведущий метод познания. План эксперимента. Представление результатов в форме отчета.


7. Практическая работа №4. Организация и проведение исследовательской части работы. Представление отчета.


Раздел 3. Оформление работы (3 часа)


1. Структура учебно-исследовательской работы.

Три основных раздела работы: введение, основная часть, заключение. Структура включает также титульный лист, оглавление, список литературы. Введение: обоснование актуальности проблемы, новизны, практической значимости работы, формулирование цели, задач, объекта исследования, предмета исследования, гипотезы, методов исследования. Основная часть состоит из глав, содержащих обзор источников по проблеме исследования, описание этапов и процесса исследования. Каждая глава сопровождается выводами по главе. Заключение: перечисление результатов, полученных в ходе исследования, формулирование выводов.



2. Правила оформления учебно-исследовательской работы.


Язык и стиль текста учебно-исследовательской работы. Общие правила оформления текста и требования к учебно-исследовательским работам. Стандарт оформления списка литература и др. источников.


3. Практическая работа №5. Оформление и демонстрация текста учебно-исследовательской работы (зачетная работа).


Раздел 4. Подготовка к защите учебно-исследовательской работы (5 часов)


1. Подготовка к защите.


Требования к докладу. Основные части выступления. Научный стиль речи. Речевые клише.


2. Практическая работа №6. Составление текста доклада.


3. Культура выступления.


Психологический аспект готовности к выступлению. Культура ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.


4. Практическая работа №7. Публичное выступление.


Упражнения. Развитие дикции. Наблюдение за опытными ведущими, сравнение и выводы. Движение тела и рук. Зрительный контакт. Игра голосом.


5. Практическая работа №8. Доклад по учебно-исследовательской работе (зачетная работа).


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум - М, 2001.- 48с.

  2. Леонтович, А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2001. - №1. – С 105-107.

  3. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. – С.102-105.

  4. Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 51-60.
  5. Поддьянов А.Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники / А.Н. Поддьянов // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №3. – С. 29-32.


  6. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272с.

  7. Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А.И. Савенков // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 61-66.

  8. Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ / Т.Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №4. – С. 34-45.



МОДУЛЬ «Мир профессий»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАСКА

Данный курс рассчитан на 17 часов изучается в течение полугодия или в течение года через неделю.

Информационные технологии в этом курсе не являются предметом изучения. Они используются здесь так, как это делается во «взрослой» жизни, - как универсальные инструменты, способные помочь в решении самых разнообразных задач, стоящих перед современным человеком. Поэтому при изучении этого курса, школьникам предстоит примерить на себя «костюм» взрослого человека, для которого компьютер – один из инструментов жизни. Важный атрибут, но не самый главный. Главное – это научить школьников думать, фантазировать, анализировать, ставить задачи и решать их (как самостоятельно, так и сообща) Вместе с тем, данный курс позволит развить компьютерные навыки и приобрести необходимый опыт. Знакомство с тем, как можно быстрее и грамотнее решить стоящую перед современным человеком задачу с привлечением ресурсов Интернета и компьютерных программных средств, сослужит неоценимую службу при выполнении реальных проектов и заданий в будущей «взрослой жизни» - ведь сегодня сложно представить себе компанию, работающую без использования компьютеров и Интернета.

Для того чтобы сделать успешную карьеру, необходимо как можно раньше изучить свои способности и возможности. Очень важно составить список своих преимуществ и целей, а также знать, какие бывают вакансии, какие предъявляются требования к образованию и опыту. Для упрощения поиска работы полезно знать классификацию существующих специальностей. На основании полученных знаний ученикам предстоит составить карьерный портфолио. От того, насколько осознанно человек выбирает профессию, учитывает ли он при этом свои способности и возможности, зависит, будет ли его карьера успешной и станет ли она приносить удовлетворение.


Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения ма­териала осуществляется по результатам выполнения учащимися практи­ческих заданий.

Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проек­тов.


Организация учебного процесса. Учебно-методический комплект пре­дусматривает организацию учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:


  • урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических зада­ний на компьютере;

  • внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в школьном компьютерном классе) самостоятельно выполняют на компь­ютере практические задания.



ЦЕЛИ:

1.Создать базу для ориентации учащихся в мире профессий.

2.Познакомить учащихся на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям.

3.Научить учащихся использовать информационные технологии в качестве универсального инструмента для решения самых разнообразных задач, стоящих перед современным человеком

4.Оказание психолого-педагогической поддержки учащимся в выборе пути дальнейшего образования.

ЗАДАЧИ:

  • формирование умений и способов дея­тельности для решения практически важных задач,

  • приобретение образо­вательных результатов для успешного продвижения на рынке труда,

  • осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути и т.д.

  • раскрытие перед школьниками возможности и значение использования информа­ционных и коммуникационных технологий в различных областях дея­тельности человека.
  • Наиболее важные среди этих требо­ваний — быть самостоятельным, уметь брать ответственность за себя, за успешность выбора и осуществления жизненных планов, иметь гражданс­кую позицию, уметь учиться, овладевать новыми способами деятельности, профессиями в зависимости от конъюнктуры рынка труда и т.д.


  • сформировать у школьников представления о требованиях изменяющегося общества к выпускникам старших классов школы, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, будущим профессионалам;

  • способствовать развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;

  • обеспечить способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;

  • способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА


знания и представления:


  • о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг;

  • о возможностях получения образования по избранному профилю и о перспективе, о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения в частности;


умения:


  • находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;

  • объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;

  • ставить цели и планировать действия для их достижения;

  • выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ


Введение. Твои возможности без границ

Какие варианты выбора после девятого класса существуют? Твои возможности и твои ограничения. Вера в успех. Стоит ли бояться противоречий и своего незнания мира профессионального образования и профессионального труда? Человек как «делатель» общественной пользы. Почему я интересуюсь своим будущим?



  1. Изменившееся общество, в котором ты живешь

Изменения, происходящие в обществе в последние десятилетия, и их отражения в мире профессионального труда. От индустриального общества к информационному. От индивидуальности исполнителей к цивилизации индивидуальностей. В каком обществе мы живем? Какие изменения, происходящие в обществе, сказываются на жизни отдельного человека? Как человеку сохранить свою самобытность в меняющемся мире? За что я собираюсь получать зарплату? За что меня будут ценить в старшей школе и в учреждении профессионального образования?


  1. Общество, где есть рынок профессионального труда и образовательных услуг

Что происходит с отечественным рынком труда? Мозаичная профессиональная культура. Универсальный работник и специалист в определенной области знания. Потребность общества в профессионалах с различным уровнем и типом образования. Индивидуальные и профессиональные качества как ценность. Человек как субъект выбора и как жертва обстоятельств. Кто помогает человеку найти работу? Мое образование и моя профессия.


  1. Где и как можно продолжить образование и приобрести профессию?

Маршруты профессионального успеха в нашем регионе. Начальное, среднее, высшее профессиональное образование. Виды учебных заведений профессионального образования. Перспективы профессионального становления в условиях региона (территории). Рынок образовательных услуг. Востребованность различных видов профессионального труда в регионе. Риски предстоящего выбора.

  1. Оценка профессиональной предрасположенности. 5ч

  2. Группы профессий и подготовка к профессии. 8ч

  3. Подготовка карьерного портфолио. 4ч

Анкетирование уч-ся «Твоя будущая профессия» Метод Биркмена – это методика самооценки, которая помогает выделить личностные профессиональные характеристики, слабые и сильные Компьютерное тестирование по выявлению профессиональной предрасположенности


Теория Е.А. Климова - стороны, преимущества и стиль поведения. Методика помогает определить вид деятельности, условия работы, которые идеально подходят человеку.

Исследование характеристик групп профессий с помощью Интернета 5 типов профессий согласно теории Е.А. Климова.


  • Человек-человек

  • Человек-природа

  • Человек- техника.

  • Человек-знак

  • Человек-художественный образ

Компьютерное тестирование по выявлению профессиональной предрасположенности по теории Холланда

Основные группы профессий

4




Уч-ся выполняют интерактивный тест, посвящённый выбору профессии по теории Холланда.






Работа в сети Интернет


5

Подготовка презентации «Моя идеальная работа»

Учащиеся готовят презентацию о том, какая работа является для них идеальной. Презентация должна содержать результаты компьютерного тестирования и как минимум 6 профессий, которые соответствуют группам, определённым в результате выполнения теста. В презентации должны быть проанализированы результаты различных методик компьютерного тестирования по выявлению профессиональной предрасположенности. Презентация должна отражать описание «идеальной работы», включая основные обязанности, место работы и рабочие часы.







Работа с программой PowerPoint

2. Группы профессий и подготовка к профессиям. -8ч

1




Учащиеся изучают информацию на сайтах и выбирают 15 основных наиболее распространённых групп профессий. Затем учащиеся определяют , к каким группам относятся рекомендованные им профессии.






Работа в сети Интернет


2

Исследование выбранной профессии. Подготовка презентации «О профессии профессионально»

Учащиеся делятся на группы и более подробно исследуют выбранную профессию или группу профессий (требования к кандидату, основные обязанности, образование, зарплата и т.д) Итогом работы служит презентация «О профессии – профессионально»






Работа в сети Интернет


Работа с программой PowerPoint

3

Исследование возможностей получения образования для приобретения профессиональных навыков.

Учащиеся выделяют профилирующие дисциплины, которые необходимо изучать для работы по выбранной профессии, а также образовательные учреждения Воронежа и Воронежской области, помогающие получить требуемые профессиональные навыки.







Работа в сети Интернет


4

Составление базы данных о изученных профессиях.

Интеграция полученных сведений в единую базу данных.

Создание наиболее распространенных запросов






Работа с базой данных

5

Составление базы данных о Сузах и Вузах Воронежа и Воронежской области

Интеграция полученных сведений в единую базу данных






Работа с базой данных



3. Портфолио для успешной карьеры. -4ч

1

Что такое резюме, составление резюме









Работа в текстовом редакторе

2

Знакомство с сайтом управления Федеральной государственной службы занятости населения Воронежской области.

Поиск информации о вакансиях. Составление авторезюме.




Поиск информации по сайту

3

Как пройти собеседование. Тренинг собеседования.

Учащиеся изучают советы о том , как вести себя на собеседовании. (можно подготовить несколько сообщений)

Затем проводится тренинг собеседования. Учащиеся играют различные роли. (кандидат, работадатель)










4

Итоговая презентация «Портфолио для успешной карьеры"









Работа с программой PowerPoint



4. Притязания человека и профессиональная карьера

Успешность в учебе и профессиональные притязания. Жизненный и профессиональный успех глазами людей с разными ценностными ориентациями. Имидж успешного профессионала и его карьера. Составляющие конкурентоспособности и трудоспособности. Профессиональные достижения. Профессиональная элита. Вертикальная и горизонтальная карьера. Профессиональный успех и воля.


  1. Готовность к принятию решения о выборе профиля обучения

Что такое готовность к принятию решения? Как делается выбор? Из чего складывается выбор человека. Что такое варианты выбора. Какие факторы влияют на мой выбор? Столкновение рационального и интуитивного в выборе. Составление матрицы выбора профиля обучения. Согласен ли я с результатом заполнения матрицы? Мои способности и мой выбор.



  1. Эвристические упражнения и задания: проба выбора профиля обучения

Что такое проба выбора профиля обучения? История возникновения пробы. Выполнение пробы. Самостоятельное проектирование пробы. Обсуждение результатов работы.


  1. Заключительная рефлексия (твои «за» и «против»)

Реализация различных форм рефлексивного осмысления: дебаты, конференция, «ток-шоу», пресс-конференция, имитационная игра, «защита собственного выбора».


  1. Информирование о возможностях получения индивидуальной консультации у специалистов.

Дополнительная информационная поддержка выбора профиля обучения (информирование о путях получения психологической, психофизиологической, медицинской консультации, о других ресурсах индивидуальной помощи).


Формы и методы организации занятий

Методы организации занятий должны быть представлены преимущественно практико-ориентированными, проблемно-поисковыми. В ходе реализации курса целесообразно создавать эвристические ситуации, чтобы у учеников формировался личный образовательный результат (идея, проблема, гипотеза, версия, схема, опыт, текст). В создания эвристической ситуации определяется ее объект (понятие, традиция, явление, процесс) и связанная с объектом и интересная для учащихся проблема. При этом для того, чтобы сделать проблему личностно значимой для них, необходимо связать ее с имеющимся у подростков жизненным опытом. Также следует обозначить, в чем именно может заключаться ожидаемый образовательный продукт. В ходе занятия учащимся предоставляется возможность лично решить возникшие или созданные проблемы. Также эвристическая ситуация может заключаться в необычном для учащихся задании, предлагающем дополнить или опровергнуть высказывания известных, авторитетных людей, причем иногда основную ценность не столько содержание высказывания, сколько осознание того, какому именно автору принадлежит данное суждение.


Изучение других разделов курса предполагает использование игровых упражнений и диагностических процедур, а при изучении раздела, посвященного принятию решения, - выполнение специального алгоритма повышения готовности к выбору профиля обучения и направления образования. Первый шаг предполагает определение того, какой именно выбор, из каких вариантов собирается сделать учащихся. Второй и третий шаги – выявление тех областей знания, с которыми учащийся собирается связать дальнейшую образовательную деятельность, и тех, в освоении которых он проявляет наибольшую успешность. Четвертый шаг предполагает выявление тех факторов, которые в наибольшей степени определяют ситуативный выбор учащегося. Наконец, пятым шагом является заполнение «матрицы выбора», в которой производится определение набора наиболее значимых факторов выбора, их «взвешивание» и сопоставление.

Изучение курса может проводиться в различных формах – как групповых (в ходе выполнения практических работ), так и индивидуальные.


Перечень рекомендуемой литературы


Бондарев В.П., Гапоненко А.В., Зингер Л.А., Ленрер П.С., и др. Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10-11 классов естественно научного профиля / Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2001.


Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев: Наукова думка, 1988.


Душенко К.В. Большая книга афоризмов. – М.:ЭКСМО-Пресс, 1999.


Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996.


Критерии готовности учащихся к профессиональному самоопределения / Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.:Филология,1998.

Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения //Под ред. С.Н. Чистяковой. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Державина, 2003.