litceysel.ru
добавить свой файл
1

Предмет: ИСТОРИЯ



Методика проведения уроков





  • Класс: 11

  • Название курса: История России

  • Название темы урока: Серебряный век российской культуры


Роль и место темы в курсе:

Данной теме в курсе истории России для 11 класса предшествуют темы (в соответствии с Примерной программой для базового уровня):

  • Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг.

  • Влияние войны на российское общество.

  • Общественно-политический кризис накануне 1917 г.

За изучаемой на данном уроке темой «Серебряный век российской культуры» следуют темы:

  • Революция 1917 г.

  • Гражданская война в России.


Задачи урока:

Освоение знаний о своеобразии духовной жизни российского общества на рубеже веков XIX-XX веков; отражении идейных исканий российской интеллигенции в начале ХХ в., духовного кризиса в художественной культуре декаданса. Освоение программного материала в интерактивной форме; реализация деятельностного, компетентностного подходов в рамках технологии традиционного урока.


Организационный момент:

Урок проводится в кабинете информатики, каждый учащийся имеет возможность работать на персональном компьютере (либо вдвоем); все компьютеры включены в локальную сеть; урок длится от 45 до 90 минут.


Оборудование урока и ресурсное обеспечение:

I. Компьютеры с программами Windows-98 (2000) с подключением к сети Интернет, мультимедийный проектор, CD-диски с набором мультимедийных компьютерных программ, содержащих учебный материал по изучаемой теме.

II. Перечень Интернет-ресурсов и мультимедийных программ, обеспечивающих изучение и освоение нового учебного материала:

1. Информационные и иллюстративно-графические объекты Интернет-ресурсов:


Общие сведения об эпохе «Серебряного века»:

http://www.hist.msu.ru/Science/Conf/Lomonos98/semigin.htm

http://www.romans.ropnet.ru/Silver_content.htm

http://dealine.tomsk.fio.ru/works/190/zinchenko/index.htm

Поэзия:

http://www.akhmatova.org/bio/iv_00.htm


Философия «Серебряного века»:

http://www.xserver.ru/user/iritf/

http://humanities.edu.ru/db/msg/51737

http://www.vehi.net/bulgakov/

http://www.art.oryol.ru/bulgakov_main.htm

http://hronos.km.ru/biograf/sorokin.html

http://hronos.km.ru/biograf/floren.html


Символизм, объединение «Мир искусства»:

http://nivestnik.ru/2001_3/19.shtml

http://ufalaw.narod.ru/2/kult/kultur/p2_9g3.htm


Театр и музыка:

http://russianempire.newmail.ru/index.files/Page21493.htm


Архитектура и живопись:

http://russianempire.newmail.ru/index.files/Page21417.htm

http://russianempire.newmail.ru/index.files/Page21341.htm

http://russianempire.newmail.ru/index.files/Page21265.htm


http://russianempire.newmail.ru/index.files/Page22613.htm

http://elosar.narod.ru/HTML/PPL/44.HTM

Импрессионизм:

http://www.impressionism.ru/exhibition5_3.html


Творчество художников:

http://www.silverage.ru/paint/benua/benua_bio.html

http://www.silverage.ru/paint/benua/benua_rab.htm

http://matash.by.ru/galler/sarya/saryan.html

http://starat.narod.ru/pictures/kandinskiy/main.htm

http://smallbay.narod.ru/kandinsky.html

http://w3.vitebsk.by/vitebsk/malevich/

http://w3.vitebsk.by/vitebsk/malevich/gallery_s.html

http://starat.narod.ru/pictures/shagal/life.htm

http://starat.narod.ru/pictures/shagal/main.htm

http://starat.narod.ru/pictures/shagal/shagal2/main.htm

http://deja-vu4.narod.ru/Filonov.htm

http://deja-vu4.narod.ru/Vrubel.htm


http://www.silverage.ru/paint/serov/serov_bio.html

http://www.silverage.ru/paint/serov/serov_rab.html

http://smallbay.narod.ru/kustodiev.html

http://oldpostcards.narod.ru/grabar.html

http://www.rspu.ryazan.ru/chairs/cult/hist_art/Artists/Art_16_78.html

http://www.rspu.ryazan.ru/chairs/cult/hist_art/Artists/Art_15_68.html

http://www.roerich-museum.org/MUSEUM/Family/Rus/nk.html


2. Мультимедийные программы:

1. «История России.XXвек» (Клио Софт).

2. «Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия. XIX-XXв.»

3. «Шедевры русской живописи» (Кирилл и Мефодий).

4. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».

5. «Репетитор по истории» (Кирилл и Мефодий).

6. «История 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ» (1С: Школа. Просвещение).

III
. Программные средства Microsoft Power Point, Front Page, Microsoft Word, Microsoft Excel (используются учителем в процессе подготовки к уроку, а учащимися – в процессе самостоятельной и автономной деятельности по изучению нового материала и в домашней работе для создания презентаций и сайтов, подготовки докладов, рефератов, материалов для проектов).



Оформление школьной доски:


I
. Название темы урока.

Ключевые понятия, названия объединений художников.

План ее изучения:

1. Образование и наука.

2. Литература, театр и музыка.

3. Архитектура.

4. Живопись и скульптура.


II
. Схематическое изображение направлений и течений в литературе и живописи Серебряного века.


III. Портреты некоторых представителей культуры изучаемого периода.


IV. Некоторые афоризмы философов.


V. Домашнее задание.


Особенности урока:


  • Реализуется технология поддерживающего обучения с применением ИКТ и элементов развивающего обучения.

  • Преобладание интерактивных методов и приемов.

  • Реализация локальных технологий по изучению нового материала.

  • Совершенствование умений и навыков по использованию компьютера, сети Интернет, технических возможностей Microsoft Power Point, Front Page, Microsoft Word, Microsoft Excel, обучающих мультимедиа программ.


Совместная деятельность учителя и учащихся по изучению учебного материала:


п/п

Действия учителя

Действия учащихся

Работа в ученической тетради

I.

Организации контроля знаний и умений по усвоению учебного содержания предыдущего урока.

Учащиеся активно сотрудничают с учителем и одноклассниками в рамках задач данной части урока.




II.

Организация демонстрации, защиты и экспертизы проектов (презентаций, сайтов, докладов и биографических справок) учащихся по темам «Образование и просвещение»; «Наука Серебряного века России» (подготовленных дома в рамках опережающего задания) с помощью программных средств Microsoft Power Point, Front Page, Microsoft Word, Microsoft Excel, Интернет-ресурсов.

Группы учащихся, разрабатывавших проекты, четко продумывают представление работ в соответствии с регламентом; отвечают на вопросы одноклассников в рамках разработанных тем; демонстрируют технические возможности различных компьютерных программ, Интернет-ресурсов.

Отмечаются:

А) условия и причины возникновения многообразия форм историко-культурного процесса на рубеже XIX-XXвв.

Б) Аргументы о влиянии демократического импульса на развитие образования и просвещения; социально-экономических условиях развития общества.

В)Причины развития прикладной науки, ее представители.

III.

Организация работы по изучению нового материала «Серебряный век российской культуры»: обсуждение социально-политической ситуации в России начала XX века, ее влияния на развитие образования и науки; определение зависимости между некоторыми научными открытиями и потребностями развития страны; религиозно-философский ренессанс; реализм в литературе Серебряного века, декаданс и течения модерна в российской поэзии начала XX века; театральный эксперимент К.С Станиславского и В.И. Немировича-Данченко; обращение к философско-этической проблематике в музыке; обновление жанров, техники живописи, скульптуры.

Организуются в пары, малые группы или индивидуально для поиска на вопросы и задания учителя в процессе проблемно-поисковой деятельности по изучению нового программного материала.


По желаю фиксируются некоторые вопросы и ответы.

IV.

Организация самостоятельной работы учащихся (индивидуально, в парах) по поиску и отбору объектов для раскрытия темы «Религиозно-философский ренессанс» с помощью возможностей Microsoft Power Point, Microsoft Word, CD продуктов.

В рамках задания делается акцент на создание презентации с помощью средств Microsoft Power Point, подготовку сообщения с помощью программных средств Microsoft Word, CD продуктов. В содержательной части подчеркивается значительный вклад в новую концепцию В.С. Соловьева. В ходе поиска следует продемонстрировать, что идеи были развиты Бердяевым, Булгаковым, Мережковским, Трубецким, Федотовым, Флоренским, Франком. Составить сравнительную таблицу взглядов мыслителей с помощью Microsoft Excel.

Основные идеи учения Соловьева и развитие их другими российскими мыслителями (для их сравнения, в тетрадь следует перенести сравнительную таблицу, определив самостоятельно основание для сравнения).

V.

Организация деятельности учащихся (индивидуально, в парах) в процессе изучения вопроса «Литература, театр и музыка» и демонстрации продуктов, созданных с помощью средств Microsoft Power Point, Microsoft Word.

Создание презентации, подготовка доклада, сообщений применяя технические возможности Microsoft Power Point, Microsoft Word, CD продуктов об особенностях реалистического направления, течениях модерна и их представителей и произведений, отражающих специфику того или иного течения. Сведения о писателях, поэтах, композиторах, сценаристах и режиссерах группируются, объединяются.

Отмечаются отдельно отличительные особенности развития а)литературы, б)музыки и в)театра в эпоху Серебряного века.


Указать литературные течения и их представителей, наиболее яркие произведения.


VI.

Представление характеристик и особенностей архитектуры Серебряного века (стиль модерн) с помощью технических возможностей Microsoft Power Point, Front Page, Microsoft Word, продукции ЭИ.

Создание сравнительной таблицы «Псевдорусский стиль середины XIXв. И неоромантизм в архитектуре России» с помощью технических возможностей Microsoft Word, Microsoft Excel.

Перенесение содержания таблицы в тетрадь; выделение особенностей развития архитектуры в изучаемый период; наиболее выдающиеся архитекторы и их сооружения.

VII.

Создание условий для поиска и создания демонстрационных материалов о причинах появления новых жанров, тем в живописи посредством Интернет-ресурсов, технических возможностей программ Microsoft Power Point, Front Page, Microsoft Word и объектов CD.

(Возможно организовать деловую учебную игру «Мини-конференция» по обмену мнениями в рамках данного вопроса.)

Создание с помощью средств Microsoft Power Point, Front Page, Microsoft Word презентации, сайта, сообщения (в том числе и на конференции).

Выделить причины появления новых жанров и тем в живописи; их главные отличительные особенности.

VIII.

Демонстрация произведений ведущих художников Серебряного века и их художественных особенностей (на основе хронологии) с помощью программных возможностей Microsoft Power Point, Front Page, Интернет-ресурсов, продукции CD.

Интерактивное сотрудничество по изучению художественного наследия Серебряного века.

Характерные особенности произведений художников Серебряного века.


IX.

Организация, управление и коррекция изучения скульптуры Серебряного века учащимися в процессе самостоятельного поиска и отбора объектов с последующей демонстрацией, экспертизой работ с помощью Интернет-ресурсов, программных возможностей Microsoft Power Point, Front Page, объектов CD.

Самостоятельный поиск и отбор объектов с помощью Интернет-ресурсов, объектов CD для последующей их демонстрации; участие в экспертизе работ одноклассников.

Особенности архитектуры Серебряного века.

Главные представители и их работы.

X.

Организация работы учащихся по поиску и оформлению сведений на темы «Яркие личности эпохи Серебряного века», «Памятники культуры эпохи» с помощью средств Microsoft Power Point, Front Page, Microsoft Word, Интернет-ресурсов, объектов CD.

Использование информационно-коммуникационных технологий с целью создания презентации, тематического набора объектов ЭИ, сообщения с компьютерной поддержкой, сайта.

Краткое перечисление культурных деятелей и их вклад в развитие культуры Серебряного века; памятники.

XI.

Создание педагогической ситуации с целью определения учащимися характерных особенностей Серебряного века российской культуры в ходе мозгового штурма в группах.

Разделение класса на крупные группы и генерирование идей по заданной проблематике.

Действие по принципу: чем больше идей, решительнее действия, тем ближе цель штурма.

Перечень характерных особенностей Серебряного века российской культуры.

XII.

Организация решения проблемных, развивающих ситуаций и заданий с целью закрепления нового учебного материала с обращением к техническим средствам Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Front Page, Microsoft Word, СЕТИ Интернет.


Интерактивное взаимодействие учителя и учащихся, между учащимися с целью поиска общепризнанных ответов на вопросы и задания.

По желанию фиксируют некоторые вопросы и ответы на них.

XIII.

Подведение итогов урока на основе рефлексии учащихся.

Самоанализ деятельности на уроке.




XIV.

Домашнее задание: соответствующий § учебника, записи в тетради. Подготовить сценарий с помощью средств Microsoft Power Point, Front Page, Microsoft Word, Microsoft Excel, продукции ЭИ «Поэзия Серебряного века», в котором примут участие четыре поэта, творчество и жизнь которых будут оригинально представлены.

Уточняют, выясняют непонятные моменты; консультируются с учителем; ищут партнеров.

Записывается в тетради содержание задания.


Межпредметные связи:

Мировая художественная культура (МХК): изучение основных тенденций, направлений и течений Серебряного века российской культуры.

Литература: изучение исторического контекста, достижений литературы Серебряного века российской культуры.

Философия: изучение и исследование основных идей религиозно-этического направления в русской философии начала XX века.

Философия истории: рассматривание социокультурных процессов, складывающихся и получивших импульс к развитию на рубеже XIX-XXвеков, как ключ к пониманию современной социокультурной ситуации.


Обществознание: трансформация общественного сознания, отраженная в произведениях деятелей культуры Серебряного века.


Результатами деятельности учащихся на уроке можно считать:

Усвоение учащимися знаний:

Хронологии, ключевых понятий, основных событий, процессов и особенностей возникновения и развития направлений, стилей, течений и жанров художественной культуры и искусства, особенности исторического пути развития России.

Учащиеся должны продемонстрировать умения:


  • Понимать историческую обусловленность явлений и процессов изучаемого периода;

  • Осуществлять поиск, отбор, систематизацию и комплексный анализ сформированного блока информации в рамках задачи;

  • Сопоставлять, сравнивать различные версии и оценки событий и явлений, личностей и результаты их деятельности;

  • Анализировать информацию в разных знаковых системах (текст, карта, схема, аудиовизуальный ряд);

  • Устанавливать причинно-следственные связи, противоречия между явлениями;

  • Определять собственную позицию по отношению к изучаемому материалу;

  • Убедительно аргументировать, доказывать свою точку зрения.

  • Устанавливать межпредметные связи, применяя умения в новых ситуациях для решения различного типа заданий, отражающих сформированность соответствующих компетентностей.

  • Реализации сотрудничества с учителем, в малой группе, в парах и индивидуально, осознавая ответственность за результативность общего дела.

  • Целенаправленного совершенствования умений по использованию Интернет-ресурсов, объектов CD, программных средств Microsoft Power Point, Front Page, Microsoft Word, Microsoft Excel с целью поиска необходимой информации, самосовершенствования и саморазвития.