litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 12 13

Краткий конспект лекций по дисциплине «СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ»


Тема 1. Сущность и историческое развитие системы налогов.

1. Налоги в системе финансовых категорий. Их функции и принципы налогообложения.

2. Возникновение налогов. Формирование финансовой системы Российской империи.

3. Финансовое устройство зарубежных стран.


1. Налоги в системе финансовых категорий. Их функции и принципы налогообложения.


Налоги являются важнейшей частью финансовых отношений в обществе и как форма финансовых отношений возникают одновременно с появлением государства. С развитием товарно-денежных отношений налогообложение осуществляется в основном в денежной форме.

Возникновение рыночных отношений в Украине сопровождается повышением роли государственного регулирования в управлении социальными и экономическими отношениями, происходящими в обществе, что в свою очередь повышает значение налогов, сборов и других обязательных платежей. Эти инструменты обеспечивают государственное воздействие на пропорции общественного воспроизводства.

Внедрение коммерческих методов в деятельность предприятий требуют новых подходов к формированию финансовых ресурсов. Одним из основных источников формирования собственных финансовых ресурсов предприятия является балансовая прибыль. На формирование этого важного показателя оказывают влияние установленный государством порядок формирования затрат на производство продукции, определения внереализационных прибылей и убытков, а также действующий порядок налогообложения.

Налоговая политика должна обеспечить раскрепощение производителей, остановить процесс спада производства, стимулировать приоритетные сферы деятельности народного хозяйства Украины.

Финансовые категории разделяются:

- на централизованные категории. Это, прежде всего, Государственный бюджет, его доходы и расходы, а также государственные внебюджетные фонды, государственный кредит и так далее;

- на децентрализованные категории. Это выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг, себестоимость, амортизация, фонды предприятий и так далее.


Налоги осуществляют взаимосвязь между централизованными и децентрализованными категориями. Именно с помощью налогов формируются доходы Государственного бюджета, а с помощью обязательных сборов и платежей формируются поступления в централизованные внебюджетные фонды. Происходит перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода между производственной сферой, где он возникает и непроизводственной сферой, которая не может существовать без поступления финансовых ресурсов из сферы производства.

Таким образом, изъятие в пользу общества государством определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательных платежей составляет сущность налога.

Налоги и другие обязательные платежи обеспечивают государственное регулирование социальной и экономической жизни общества:

- путем формирования доходов Государственного бюджета распределяется национальный доход между производственной и непроизводственной сферой;

- путем льготного налогообложения достигается воздействие на пропорции развития отраслей народного хозяйства, форм собственности и регионов страны;

- путем дифференциации налогообложения обеспечивается социальное равновесие в обществе.

В системе финансовых категорий налог представляет собой индивидуальный, бесплатный, безвозвратный, безусловный, целевой платеж, который вносится в бюджет определенного уровня. Налоги устанавливаются на основе законодательных актов Верховной Рады Украины или совета местного самоуправления. Налог не носит компенсационного характера, в силу чего является бесплатным. Не выполняет функции кредита, отсюда вытекает, что этот платеж является безвозвратным. Налог не предполагает, что уплата его должна производится в силу каких либо условий. Основной целью налога является формирование Государственного бюджета страны. Налогами являются, например, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, акцизный сбор.

Обязательный взнос в государственный целевой фонд является обязательным безвозвратным целевым платежом, который вносится для формирования централизованных денежных фондов государства. Обязательный взнос не является бесплатным, поскольку средства созданного фонда могут быть возвращены предприятию для финансирования целевых программ, то есть носит компенсационный характер. В то же время этот взнос не выполняет функции кредита, поскольку финансирование из целевого фонда может быть получено в сумме не тождественной взносу, в неопределенный срок или не получено вовсе. Средства созданного фонда могут быть возвращены предприятию при наступлении определенных условий. Основной целью обязательного взноса является формирование государственного целевого фонда денежных средств. Такими взносами являются, например, сборы на обязательное государственное пенсионное и социальное страхование.


Сборы и прочие обязательные платежи представляют собой обязательные безвозвратные платежи в бюджет и государственные целевые фонды, которые имеют платежный или компенсационный характер или вносятся в связи с предоставлением плательщику сбора определенной услуги или определенных прав. Целью установления таких сборов и платежей является пополнение бюджетов разных уровней и целевых фондов для использования в дальнейшем на соответствующие статьи расходов. Это, например, сбор за загрязнение окружающей среды, средства которого направляются для финансирования экологических программ. Это рыночный, гостиничный сборы, сбор за парковку автотранспорта, которые формируют местные бюджеты территориальных единиц и направляются на финансирование мероприятий из местных бюджетов.

Проявление сущности налогов в действии выражается в их функциях.

Главной функцией налогов, как финансовой категории, является распределительная функция. Налоги выступают особым централизованным инструментом распределительных отношений в обществе. Посредством этой функции осуществляется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства для осуществления его функций (оборонной, социальной, правоохранительной и так далее). Таки образом, главное значение налогов заключается в выполнении ими фискальной функции, направленной на пополнение государственной казны.

Другой важной функцией налогов является контрольная функция, как возможность количественного отражения налоговых поступлений в их сопоставлении с потребностью государства в финансовых ресурсах.

Эти основные функции налогов обладают различными свойствами, с помощью которых и происходит государственное регулирование общественных отношений. Это такие свойства:

- фискальное свойство заключается в формировании с помощью налогов доходов Государственного бюджета, то есть наполнение государственной казны;

- регулирующее свойство проявляется в воздействии государства с помощью ставок налогов, скидок, льгот в области налогообложения на хозяйственный механизм. Отсюда вытекает, как частное, стимулирующее свойство;


- воспроизводственное свойство заключается в том, что установление определенных налогов и обязательных целевых платежей формирует централизованные финансовые ресурсы, которые затем используются из бюджета на соответствующие цели и программы. Это , например платежи за землю, налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов.

Исходя из сущности и функций налогов, им присущ двойственный характер. С одной стороны с их помощью происходит изъятие части финансовых ресурсов налогоплательщиков, а с другой стороны осуществляется наделение финансовыми ресурсами из бюджета и целевых фондов.

Основными принципами налогообложения являются:

- обязательность уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей. Каждое юридическое и физическое лицо обязано принимать участие в финансировании государственных потребностей путем уплаты налогов, Реализуется этот принцип через установление ответственности за уклонение от уплаты налогов, их несвоевременную уплату и так далее путем применения штрафных санкций, пени и ответственности в уголовном порядке;

- стимулирование предпринимательской и инвестиционной активности путем внедрения льготного налогообложения, которое направлено на развитие производства. Этот метод реализуется через применение разного рода льгот, например нулевая ставка НДС по производству отдельных видов продукции, кассовый метод НДС по предприятия отдельных отраслей и организационно правовых форм хозяйствования, освобождение от налога на прибыль первые два года деятельности малых и совместных предприятий;

- социальная справедливость, путем установления налогов исходя из необходимости финансирования расходов государства. Налогообложение не должно быть жестким для одних плательщиков и либеральным для других. Поддержка малообеспеченных слоев населения должна осуществляться путем применения дифференцированного и прогрессивного налогообложения. При установлении налогов, сборов и других обязательных платежей следует исходить из необходимости уменьшения налогового изъятия. Принцип справедливости утверждает всеобщность налогообложения и равномерность распределения между гражданами сообразно их доходам;


- равнонапряженность и пропорциональность налогообложения достигается путем установления обязательств перед бюджетом с учетом возможностей плательщиков и результатов их деятельности с применением единых и дифференцированных ставок налогообложения. Так по налогу на добавленную стоимость установлена единая ставка, по акцизному сбору ставки дифференцированы по видам товаров, по подоходному налогу с граждан применяется дифференцированная исходя из суммы заработной платы прогрессивная шкала налогообложения;

- равенство и недопущение, каких либо проявлений налоговой дискриминации достигается путем одинакового подхода к субъектам хозяйствования;

- экономическая целесообразность означает, что установление налогов должно производится на основе показателей развития экономики Украины и ее финансового состояния. Взимание налога должно осуществляться при минимальных издержках, что может быть обеспечено путем рационализации системы налогообложения;

- стабильность налогового законодательства обеспечивается нормами действующего законодательства в отношении неизменности на протяжении бюджетного года общего уровня налогообложения, размеров ставок налогов, порядка определения базы налогообложения и налоговых льгот. Этот принцип требует также определенности, то есть сумма налога, способ и время платежа должны быть заранее известны плательщику;

- равномерность уплаты налогов обеспечивается установлением жестких сроков уплаты налогов и сборов с целью равномерного поступления средств в бюджет и ответственности за соблюдение этих сроков;

- гибкость означает, что налоговое законодательство должно своевременно реагировать на изменение социально-экономической жизни государства без нарушения стабильности налогового законодательства;

- инфляционная нейтральность налогообложения выражается в отсутствии индексации сумм и ставок налогов в связи с уровнем инфляции;

- недопущение двойного налогообложения одного и того же объекта. С этой целью, например, заключаются соответствующие международные договора в отношении доходов, полученных за пределами таможенной территории страны;


- гласность предполагает публикации исполнительными властями официальных сведений о суммах собранных налогов и обязательных платежей и об их расходовании. Ежегодно в рамках Закона о Государственном бюджете приводится его исполнение за прошедший год;

- эффективность администрирования заключается в установлении максимально простой процедуры налоговых взысканий;

- доступность и однозначность толкования норм налогового законодательства;

- поддержка границ установленной компетенции до установления и после отмены налогов и сборов.

К сожалению, многие из этих принципов в настоящее время в Украине не соблюдаются и нарушаются. Так принцип социальной справедливости для малообеспеченных слоев населения, который должен быть реализован через применение прогрессивной шкалы налогообложения подоходным налогом с граждан, не реализуется из-за мизерного необлагаемого минимума заработной платы (17 гривен). Принцип недопущения двойного налогообложения грубо нарушается порядком исчисления НДС, принятым в Украине, поскольку этим налогом фактически облагается не только добавленная стоимость, а и все налоги, сборы, включенные в себестоимость продукции. Принципы стабильности налогового законодательства, его доступности нарушаются изданием противоречивых законодательных и подзаконных актов, многократного их изменения. Так Закон Украины об НДС, введенный на 01.10.97 к настоящему времени претерпел более 50 изменений.

2. Возникновение налогов. Формирование финансовой системы Российской империи.


Налоги возникли на заре человеческой цивилизации и связаны с первыми общественными потребностями. Первым налогом являлось – жертвоприношение. Первая ставка – 10% - упоминается в Пятикнижии Моисея.

Истоки современного государства восходят к Древнему Риму, а значит и налогообложение, как государственный инструмент возникло именно в то время. Император Август Октавиан создал первые финансовые учреждения, провел перепись имущественного состояния, составил земельные кадастры. В это время возникло представление о «декларации о доходах». Возникли такие прямые налоги, как налог на недвижимость, налог на землю, налог на живой инвентарь, и косвенные налоги в виде налога с оборота по ставке 1%, налога по торговле рабами по ставке 4%, налога по освобождению рабов по ставке 5%.


Традиции и устои Древнего Рима перешли к Византии. До YII века включительно там существовал 21 вид прямых налогов. Это, например, поземельный налог, подушная подать, налог на армию, налог на покупку лошадей и так далее.

Финансовая система Руси начала складываться с конца IX века. В этот период основным источником казны была дань, которая представляла собой, по сути, сначала не регулярный, а затем прямой систематический налог. Дань взималась «повозом» и «полюдьем». Косвенные налоги в этот период взимались в виде торговых и судебных пошлин и были представлены такими налогами:

- «перевоз» - торговая пошлина, которая взималась за переправу грузов через реку;

- «гостиная пошлина» - торговая пошлина, которая уплачивалась за пользование складами для хранения товаров;

- «торговая пошлина» - пошлина, которая взималась за право осуществлять торговлю на рынках;

- «вес» и «мера» - торговые пошлины, которые уплачивались за взвешивание и измерение товаров. Все торговые пошлины назывались «мыт»;

- «вира» - судебная пошлина, которая взималась за совершенное убийство в размере 80 гривен. Одна гривна в то время представляла собой слиток серебра весом в 200 грамм;

- «продажа» - судебная пошлина, которая уплачивалась за другие преступления в размере от 5 гривен и выше.

Татаро-монгольское нашествие на Русь породило такие виды налогов, как «выход», который взимался с каждой души мужского пола и с поголовья скота, и «ям», который заключался в обязанности доставлять подводы.

Иван Грозный ввел «стрелецкую подать» - налог, который взимался для содержания регулярной армии. Прямые налоги, которые существовали в этот период, взимались в первую очередь с земли, черносошных крестьян и посадских людей. В это время для уплаты налогов составлялось «сошное письмо», которое предусматривало измерение земельных площадей и на этой основе определение налогов. Таким образом, «соха» - это земельная площадь разной величины.


Петр I провел крупномасштабные государственные преобразования в России. В этот период происходит стремительный рост промышленности, создаются государственные фабрики и заводы. Государство проводит протекционистскую политику, направленную на ограничение импорта и развитие национальной промышленности, в связи с чем, вводятся таможенные пошлины. Введена должность «прибыльщиков», чьей задачей было «сидеть и чинить государству прибыль», то есть изобретать новые источники доходов. Так был введен налог на бороды. С 1678 года «соху» заменил «двор», то есть на смену поземельной системе налогообложения пришла подворная система. В 1718 году произошел переход к подушной системе налогообложения. В этот период была произведена реорганизация системы управления финансами страны. Созданы такие ее институты:

- Камер-коллегия, которая осуществляла надзор за приходами, то есть за поступлением налогов;

- Штатс-коллегия, которая вела Генеральный штат государства, то есть осуществляла и контролировала расходную часть бюджета.

Наряду с реорганизацией центрального управления произошли изменения в земских учреждениях в сторону расширения местного самоуправления.

Екатерина II в 1775 году внесла изменения в налогообложение купечества, установив гильдейский сбор, который зависел от имущественного положения купца. В этот период продолжается курс на усиление местного самоуправления, происходит передача местным органам власти новых функций, наделение их самостоятельными финансовыми ресурсами. Все эти мероприятия, а также приобретение в ходе войн новых земель, привело к увеличению доходов государства.

В ходе дальнейшего развития промышленности в России, с ростом урбанизации, вносились соответствующие изменения в систему налогообложения. Так в 1898 году Николай II утвердил Положение о Государственном промысловом налоге. В этот период по-прежнему существовала система прямых и косвенных налогов. Финансовое положение Российской империи перед первой мировой войной было довольно устойчивым. Мировая война резко ухудшила финансовое положение страны. Выросла бумажно-денежная эмиссия, возросли внешние и внутренние займы.


Февральская революция еще более ухудшила финансовое положение страны. Эмиссия бумажных денег в этот период носит инфляционный характер. После Октябрьского переворота основными источниками доходов государства становятся бумажно-денежная эмиссия и контрибуция. В период НЭПа были предприняты попытки налаживания финансовой системы страны на основе законов рыночной экономики. Однако, затем ее развитие было направлено в противоположность процессу общемирового развития к административному изъятию прибыли товаропроизводителей и полной централизации денежных средств, что привело к финансовому кризису в восьмидесятых, девяностых годах.

В состоянии кризиса находится и сегодня независимая Украина. Вопрос о том, какие методы пополнения государственного бюджета фискальные, то есть прямое изъятие части национального дохода через систему налогов, или снижение налогового давления на предприятия и за счет этого расширение налогового поля, то есть базы налогообложения, до сих пор не решен.

3. Финансовое устройство зарубежных стран.


В конце YII, начале YIII веков в Европейских странах стало формироваться административное государство, создавался чиновничий аппарат, вводилась налоговая система, состоящая из прямых и косвенных налогов. Главную роль в этой системе играли акцизы.

Современные налоговые системы зарубежных стран весьма разнообразны.

Для США характерно бюджетно-налоговое регулирование экономики на основе трехуровневой налоговой системы. В США существуют федеральный бюджет, бюджеты штатов и бюджеты местных органов власти. Финансовый контроль уплаты налогов осуществляет Служба внутренних доходов, которая состоит из центрального аппарата, семи региональных и 58 налоговых управлений. Эта служба выполняет такие функции:

- осуществляет контроль поступления налогов;

- обеспечивает правильность заполнения налоговых деклараций;

- производит взимание задолженности по налогам;


- осуществляет возврат налогоплательщику излишне уплаченных сумм;

- производит начисление и удержание штрафных санкций с налогоплательщиков.

В налоговой системе США 70% поступлений обеспечивается за счет прямых налогов. При этом 40% их них составляют поступления от федеральных подоходных налогов.

Основные прямые налоги в налоговой системе США:

- подоходные налоги с населения. Эти налоги взимаются в федеральный бюджет, бюджеты штатов и местные бюджеты;

- налоги на прибыль корпораций уплачиваются также в бюджеты всех трех уровней;

- преимущественные налоги уплачиваются в бюджеты штатов и местные бюджеты;

- вносы трудящихся на социальное страхование осуществляются в бюджеты трех уровней;

- налоги с наследства уплачиваются также в бюджеты трех уровней;

- сборы с транспортных средств граждан и другие налоги.

Косвенные налоги в налоговой системе США представлены:

- акцизами и таможенными пошлинами, взимаемыми в бюджеты всех трех уровней;

- федеральными взносами с частных предпринимателей на социальное страхование;

- сборы с транспортных средств и другие налоги, сборы с предпринимателей, которые уплачиваются в бюджеты штатов и местные бюджеты.

Существует в налоговой системе США также налог с продаж и экологические налоги (акцизы на нефть и нефтепродукты, сборы за загрязнение воздуха, воды, различные выбросы и сбросы). Финансовый эффект экологических налогов незначителен, однако велико значение этих налогов в отношении общества в целом.

Налоговая система Японии представлена тремя основными видами налогов:

1. Налог на добавленную стоимость. Это косвенный потребительский налог , который взимается по пяти дифференцированным ставкам от 10% до 50%. Ставки устанавливаются в зависимости от годового дохода предприятия.

2. Корпорационный налог. Это подоходный налог с юридических лиц, который взимается с чистой прибыли по ставке 42%.


3. Местные налоги:

- предпринимательский налог исчисляется от налогооблагаемой прибыли по различным ставкам в разных префектурах страны. Так в Токио этот налог колеблется от 6% до 12.5% в зависимости от уставного капитала компании и величины ее прибыли;

- корпоративный муниципальный налог составляет от 4,7% до 6% от суммы общенационального корпоративного налога;

- уравнительный налог уплачивается в фиксированной сумме от 50 до 3750 тысяч иен в зависимости от капитала компании и численности ее сотрудников.

Роль таможенных пошлин в налоговой системе Японии в настоящее время снижается. Социальное страхование осуществляется в децентрализованном порядке за счет автономных фондов и взносов трудящихся.

В Германии за счет налоговых поступлений формируется до 80% доходов бюджета страны. Налоговая система этой страны насчитывает до 50 видов налогов. Основные их них:

- подоходный налог с заработной платы трудящихся;

- налог на добавленную стоимость, в том числе по импортным товарам;

- промысловый налог;

- фиксированный подоходный налог;

- корпорационный налог;

- земельный налог;

- церковный налог;

- налог на доходы с капитала;

- налог на имущество.

Система льгот в области налогообложения направлена на стимулирование развития сельскохозяйственного сектора и стимулирование научно-технического прогресса.

Во Франции за счет налоговых поступлений формируется до 90% доходов бюджета. В ее налоговой системе преобладают косвенные налоги, среди которых до 50% налоговых поступлений обеспечивается за счет налога на добавленную стоимость. Налоговая система страны двухуровневая и состоит их налогов в центральный бюджет и в местные бюджеты территориальных единиц. Особенностями налогообложения во Франции являются:

- налог на акционерное общество – это прямой, централизованный налог, который исчисляется по ставке 39% - 42% к налогооблагаемому доходу общества. Имеет тенденцию к снижению, поскольку к этому налогу предусмотрены значительные льготы через ускоренную амортизацию основных фондов, а также для вновь образованных акционерных обществ;


- налоговый авуар – это компенсация двойного налогообложения держателям акций, которые облагаются подоходным налогом и как физические лица и как владельцы акций с доходов акционерного общества.

Подоходный налог исчисляется исходя из совокупного дохода гражданина по представленной им декларации со следующих видов доходов:

- оплата по труду, то есть заработная плата;

- земельные доходы, которые возникают в результате сдачи в аренду земельных участков и недвижимости;

- доходы от оборотного капитала в виде дивидендов или процентов;

- доходы от перепродаж имущества, ценных бумаг и так далее;

- доходы от промышленной и торговой деятельности (за исключением доходов акционерного общества);

- некоммерческие доходы лиц свободных профессий;

-сельскохозяйственные доходы.

В Италии за счет налоговых поступлений формируется до 80% доходов бюджета. В ее налоговой системе существуют такие прямые налоги:

- подоходный налог с физических лиц;

- подоходный налог с юридических лиц;

- местный подоходный налог;

- налог с наследства и дарений.

Косвенные налоги, которые взимаются в системе налогообложения Италии:

- специальные акцизы на нефть, электроэнергию, алкоголь, сахар и так далее;

- гербовый сбор на специальную бумагу, марки и тому подобное;

- регистрационный налог, который взимается при регистрации сделок;

- концессионный налог за выдачу специальных лицензий на осуществление тех или иных видов деятельности и других лицензий.

В Великобритании за счет налоговых поступлений формируется до 90% доходов бюджета. Основным видом налога в ее налоговой системе является подоходный налог с населения, за счет которого обеспечивается 64% налоговых поступлений. 19% поступлений в бюджет дает подоходный налог с корпораций. Кроме этих налогов существуют также:

- налог с прироста капитала;

- налог с наследства;

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- гербовый сбор, который велик, как ни в одной другой стране, и приносит около 2% налоговых поступлений в бюджет;

- местные налоги, в частности земельный налог, и так далее.




следующая страница >>