litceysel.ru
добавить свой файл
1
Настоящий доклад представляет характеристику состояния и развития образовательного учреждения в 2007 году. Доклад адресован в первую очередь внешним по отношению к системе образования читателям – заинтересованным непрофессионалам, т.е. для обучающихся, родителей, органов исполнительной власти, спонсоров, средств массовой информации.


Данный доклад – это анализ индикаторов и показателей, содержательно характеризующих систему образования школы, иначе говоря, это самоидентификация образовательного учреждения, выявление сильных и слабых сторон деятельности педагогического коллектива. Он предназначен для визуализации результатов и интерпретации проведенного комплексного годового анализа работы школы.


Из истории школы


Наша школа основана в 1876 году на средства купца первой гильдии Ивана Алексеевича Еренёва как приходское училище для мальчиков и девочек. Во все времена это была школа, которая обслуживала старинный район Заозерье с духовным центром – православным храмом Знамение Божьей матери. В сентябре 2006 года школе исполнилось 130 лет. Открытая как начальная школа во второй половине Х1Х века, ныне это современное многопрофильное учебное заведение, в котором обучается 1658 учеников.

Школа располагается в 4-х зданиях: три из них располагаются по адресу: пер. Сухоозёрный, 6, а одно здание – на соседней улице: ул. Водяная, 15/1. Здание 1912 года постройки находится в аварийном состоянии и эксплуатируется частично, только второй этаж для занятий по архитектурно-художественному профилю.


Структура школы


В соответствии с Уставом школа реализует образовательные программы:


  • начального общего образования (1-4 кл.) – срок освоения 4 года;

  • основного общего образования (5-9 кл.) – срок освоения 5 лет;

  • среднего (полного) общего образования (10-11 кл.) – срок освоения 2 года.


Учебный год составляет 35 учебных недели (в 1-х классах 34 недели) и делится на 4 четверти.

1-4 классы обучаются по пятидневной учебной неделе, 5-11 классы – по шестидневной учебной неделе. Продолжительность академического часа составляет 45 минут, в 1-х классах в 1 четверти – 35 минут.

Школа работает в две смены:

1 смена – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классы;

2 смена – 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 классы.

Начало занятий:

1 смена – 8-10

2 смена – 14-30 (5, 2, 3, 4 классы – 13-30)

Работают 3 группы продленного дня.

На данный период в школе 67 классов-комплектов со средней наполняемостью 26 человек.

Основной формой организации учебной деятельности обучающихся является классно-урочная, но есть и групповые формы – факультативные занятия, а также индивидуальные – олимпиадный тренинг, коррекционные занятия.

В школе осваиваются программы:

Начального общего образования:

- «Школа 2100» (1А, 2А, 2Б, 3А, 3Д, 4А, 4Б, 2Г);

- «Перспективная начальная школа» (1В, 1Г, 2В);

- Школа 21 века» (1Б, 4Д);

- Школы России» (1Д, 1Е, 1З, 2Д, 2Е, 3В, 3Г, 4В, 4Г, 4Е);

- классы с шахматным образованием (1А, 2А, 2Б, 4А);

- с архитектурно-художественным образованием (1Г, 2Г, 3Г, 4Г);

- со славянским образованием (2В);

- классы специальные коррекционные УП вида (2З, 4З);

- классы с углубленным изучением предметов (3Б).

Основного общего образования:

- предпрофильная подготовка (9 классы);

- специальные коррекционные классы УП вида (9З);

- классы с архитектурно-художественным образованием (5, 6, 7, 8, 10, 11);

- классы славянского профиля (5, 6, 7, 8, 9 )

- классы углубленного изучения отдельных предметов (5, 6, 7, 8);

- классы компенсирующего обучения (6, 7);

- классы общеобразовательные (5, 6, 7, 8).

Среднего (полного) общего образования:

- профильные классы (10, 11);

- классы универсальные (11)

В школе на 1 степуни обучения (1-2 кл.), на 2 (5-6 кл.) и 3 ступенях (10, 11 кл.) учебные планы сформированы на основе базисного регионального учебного плана общеобразовательных учреждений Томской области.


С целью качественной подготовки к углубленному изучению базовых предметов в начальных классах в школьный компонент введены часы:

1 классы – риторика, русский язык, изобразительное искусство;

2 классы – литературное чтение, русский язык, изобразительное искусство;

специальные коррекционные классы УП вида – индивидуальные, групповые коррекционные занятия.

В классах 2 ступени обучения в школьный компонент введены предметы:

этика, изобразительное искусство, литература, информатика, украинский/польский языки, славяноведение, национальная литература, иностранный язык, в соответствии с направлением профиля в 6-х классах введены часы из школьного компонента: изобразительное искусство, информатика, украинский/польский языки, биология, география.

В специальных коррекционных классах УП вида – коррекционная психология, этика.

В 7-8 классах предметы углубленного изучения отдельных предметов усилены часами школьного компонента: иностранный язык, литература, украинский/польский языки, алгебра, экология, изобразительное искусство, черчение.

В специальных коррекционных классах УП вида – коррекционная психология.

Для 9-х классов предлагается набор предпрофильных элективных курсов по выбору: «Функции и графики», «Компьютерная машинопись. Делопроизводство на компьютере», «Создание Интернет-сайта», «Photo-shop», «Теория и практика сочинений разных жанров», обучение экспериментальным исследованиям и информационным умениям при выполнении физических экспериментов, «Методы решения модульных задач», украинский/польский языки и др.

10-11 классы – профильного обучения и в 2007-2008 учебном году функционируют следующие профили:

- информационный;

- социально-гуманитарный;

- лингвистический;

- экономико-математический;

- архитектурно-художественный;

- универсальный.

Школьный компонент используется на преподавание предметов в зависимости от профиля: философию, черчение, графику, историю изобразительного искусства и архитектуру, коммуникативный курс иностранного языка, страноведение, стилистику.



ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ





ДИНАМИКА КОЛИЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СТУПЕНЯМ ОБУЧЕНИЯ




Уменьшение обучающихся наблюдается в среднем звене за счет перехода в другие учебные заведения, особенно после 8 класса, перемены места жительства родителей, миграции в другие регионы, в том числе и за рубеж.

Количество обучающихся в начальной школе относительно стабильно, а в текущем учебном году наблюдается увеличение на 2 класса.


ДИНАМИКА ПРИЕМА ОБУЧАЮЩИХСЯ В 1 КЛАССЫ




За школой закреплен микрорайон и ограничен улицами Пролетарская, нечетная сторона и пер. Войкова, проспект Ленина четная сторона, в пределах вышеназванного пространства. В специализированные классы архитектурно-художественные, славянские, профильные принимаются дети и из других районов города. При наличии свободных мест принимаются в любые классы учащиеся, не проживающие в нашем микрорайоне.

В первые классы принимаются дети с 6,5 лет, готовые е обучению в школе и не имеющие противопоказаний к обучению по состоянию здоровья.

Дети, имеющие заболевания, которые не позволяют им посещать школу, обучаются на дому.

Прием в первые классы традиционно начинается 1 апреля и продолжается до 1 сентября. Зачисление оформляется приказом директора. Школа предоставляет информацию для родителей (законных представителей) о тех программах, по которым педагоги работают.

Родители (законные представители) сами определяют по какой программе будет обучаться их ребенок в 1-м классе.

Родителей (законных представителей) в обязательном порядке знакомят с Уставом школы и лицензией на образовательную деятельность.


Прием обучающихся в классы с углубленным изучением отдельных предметов производится с учетом их образовательной подготовки.

Зачисление в профильные классы начинается после окончания государственной итоговой аттестации 9-х классов. Для этого приказом директора создается приемная комиссия из числа учителей и заместителей директора школы. Родители (законные представители) обучающихся пишут заявления в соответствии с выбранным профилем обучения, учащиеся предоставляют копию аттестатов и портфолио. Комиссия рассматривает предоставленные документы и принимает решение. Зачисление учащихся в профильный класс оформляется приказом директора школы. Учитывая, что родители (законные представители) и обучающиеся не всегда уверены в правильном избрании профиля обучения, школа разрешает в течение первой четверти менять профиль обучения. Как правило, это бывают единичные случаи.


Миссия школы

В каждом взрослеющем человеке зажечь огонь творчества, дать импульс саморазвитию, открыть многообразие выбора, раскрыть дарования каждого.


Из миссии школы вытекают основные задачи:


  • создание условий для реализации гражданами Российской Федерации гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного общего среднего (полного) образования;

  • осуществление обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, обеспечение охраны здоровья, безопасности образовательного процесса и создания благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования;

  • создание условий для развития художественных способностей обучающихся;
  • разработка и внедрение в учебный процесс программ углубленного и расширенного содержания образования по предметным областям, в том числе по изобразительному искусству, архитектуре, рисунку, живописи;


  • организация предпрофильной подготовки обучающихся и профильного обучения;

  • подготовка обучающихся к получению профессионального образования, к интеллектуально-творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности.


Школа работает в инновационном направлении:

    • Экспериментальная работа

    • Проведение научно-практических семинаров, конференций

    • Использование новых технологий в образовательном процессе, в том числе информационно-коммуникационных

    • Участие в грантовых и проектных программах

    • Выпуск сборников, монографий

    • Работа с вузами, научными руководителями, кафедрами

    • Внедрение модели общественно-активной школы

    • Работа в рамках проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО»

    • Участие в региональных и международных выставках.


ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ


Основные направления воспитательной работы:

- гражданско-правовое;

- патриотическое;

- духовно-нравственное;

- краеведческое;

- интеллектуально-творческое;

- художественно-эстетическое;

- славянское;

- международная деятельность;

- воспитание толерантности;

- досуг.

Особое внимание уделяется деятельности органов ученического самоуправления. В школе разработана модель ученического самоуправления «Совет старшеклассников Заозерья».

В школе существует детская организации «Заозерье». К активной деятельности были привлечены 370 обучающихся и более 1000 детей к участию в мероприятиях разного уровня. В активе детской организации постоянно работают более 100 человек. О результативности деятельности детской организации свидетельствуют мероприятия окружного и городского уровней, в которых дети заняли призовые места: окружной – 2 призовых места, городской – 11 призовых мест.


Общественно значимыми делами организации были добровольческая акция «Милосердие», концертная деятельность в детских садах и больницах, работа вожатского отряда «Рейтинг-100», фестиваль национальных культур «Содружество», конкурс патриотической песни, акция «Мы – за здоровый образ жизни». При детской организации работает волонтерская группа, в задачи которой входит формирование активной жизненной позиции у подростков, привлечение подростков к профилактической работе против употребления психоактивных веществ, алкоголя и т. д., организация содержательного досуга.

В школе работают:


  • Хореографический коллектив «Гармония»;

  • Группа ЮДПД;

  • Городской центр противопожарной пропаганды;

  • Вожатский отряд «Рейтинг-100»;

  • Клуб «Подросток. полезные навыки»;

  • Кружок «Полезные привычки»;

  • Кружок «Разговор о правильном питании»;

  • Экологический кружок «Мы и мир вокруг»;

  • Пресс-центр (печатная газета «Новости Заозерья»);

  • Секция баскетбола;

  • Секция женского футбола;

  • Секция футбола;

  • Секция настольного тенниса;

  • Танцевально-спортивный клуб «Олимпия»;

  • Школьный радиоцентр;

  • Дискуссионный клуб «Старшеклассник»;

  • Сетевой центр гражданского образования «РОСТ» (в рамках межрегионального гражданского марафона «Россия. Демократия. Образование»);

  • волонтерская группа;

  • Краеведческие кружки;

  • Отряд ЮИД.

С сентября 2005 года в школе действует сетевой центр гражданского образования «РОСТ» (в рамках межрегионального гражданского марафона «Россия. Демократия. Образование»). Главная цель его деятельности – воспитание успешного гражданина. В 2005-2006 учебном году в Центре обучались 8 человек из Заозёрной школы № 16 и 1 человек из школы № 3. В 2006-2007 учебном году – 14 человек из нашей школы, в 2007-2008 учебном году – 18 человек из Заозёрной школы. С января 2008 года начались занятия для ребят как нашей школы, так и школ микрорайона (ОУ №3, № 27).


В рамках программы предлагаются занятия в разных формах, как традиционных – различные формы лекций, так и активных – практикумы (с решением правовых задач, использованием раздаточного материала, анализом документов), и интерактивных – социально-психологические упражнения, дискуссии-дебаты, ролевые игры, использование интерактивной доски.

В результате работы Центра появился социальный проект «Дорога к миру», который занимал призовые места на районном и городском конкурсе социальных проектов. Проект получил финансирование и полностью реализован. В рамках проекта прошёл фестиваль национальных культур «Содружество», который благодаря усилиям ребят, участию в районном конкурсе социальных проектов получил поддержку администрации Ленинского района и принял статус районного мероприятия. В начале мая консультант Центра Зуева Анастасия и слушатель Центра Сеченова Анна представляли Заозёрную школу и, в частности, деятельность Центра гражданского образования на межрегиональной школе «РОСТ» для ОАШ в г. Красноярске. В течение пяти дней там проходила ролевая игра по социальному проектированию, во время которой наши ребята были активными участниками и провели мастер-класс.

Деловая игра «Научись успеху» - традиционное итоговое образовательное событие Центра для команд из Томской области.

На протяжении ряда лет в школе проходят традиционные мероприятия:


  • Конкурс спортивно-бальных танцев «Звезды Олимпии» в рамках Всероссийской Федерации танцевального спорта России (декабрь)

  • Областной музыкальный конкурс-фестиваль «Прелюдия», посвященный Ф.Шопену, совместно с «Домом Польским» (февраль)

  • Фестиваль национальных культур «Содружество» (февраль)

  • Посвящение в первоклассники (октябрь)

  • Научно-практическая конференция учителей (апрель)

  • Защита проектных работ обучающихся (апрель)
  • Общешкольные предметные олимпиады (декабрь)


  • День самоуправления (март)

  • Общешкольный выпускной вечер для 4-х классов


ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА»


В школе создана группа по работе с детьми данной категории, куда входят: директор, зам. директора по УВР, социальный педагог, психолог, врач, зам. директора по ВР, школьный инспектор.

Систематически работает Совет профилактики.

В 2007 году ученический и педагогический коллективы работали под девизом «Школа – без насилия», что позволило снизать детскую агрессию в ее различных проявлениях.





Школа активно участвует в профилактической работе в рамках окружных и городских программ.

К этой работе привлекается как дети, так и учителя, в связи с чем проводится обучение и педагогов и детей.


М

ОНИТОРИНГ ОБУЧЕННОСТИ ДЕТЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИЧЕСКИМ ПРОГРАММАМ



КОЛИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ, ОБУЧЕННЫХ И РАБОТАЮЩИХ

ПО ПРОФИЛАКТИЧЕСКИМ ПРОГРАММАМ



В 2006-2007 учебном году КДН и ЗП стоят на учете 6 человек, на внутришкольном контроле - 9 человек.

На начало текущего учебного года на внутришкольном учете состоит 6 человек и КДН и ЗП – 6 человек.

За последние 2,5 года ученики не совершали преступлений и снизилось количество состоящих на учете.

В школе разработана и осуществляется внутришкольная целевая программа «Интенсивная профилактика безнадзорности, правонарушений, алкогольной, наркотической зависимости и ЗППП среди несовершеннолетних».

Ежегодно составляются планы совместной работы с КДН и ЗП, совместные планы работы по профилактике безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних с Ленинской прокуратурой г. Томска, план совместной работы с военным комиссариатом г. Томска, совместный план мероприятий МЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики», план работы с ОДН Ленинского РОВД и школьным инспектором.


ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ


Сравнительный анализ успеваемости за последние три года в начальной школе



Учебный год

2004-2005 уч. год

2005-2006 уч. год

2006-2007 уч. год

Абсолютная успеваемость (%)

99,8%

99,3%

99,6%

Качественная успеваемость (%)

59%

60%

66%



Итоги обязательных письменных экзаменов за три года.

Качественная успеваемость (9 классы)




Итоги обязательных письменных экзаменов за три года.

Качественная успеваемость (11 классы)


Сравнительный анализ качественной успеваемости показывает, что качественная успеваемость не стабильна. Положительная динамика наблюдается в классах углубленного содержания образования, а в классах общеобразовательных, компенсирующего обучения, специальных коррекционных классов 7 вида (9 классы) отмечается незначительное снижение качества успеваемости.

На ближайшие пять лет определена новая методическая тема, над которой будет работать школа: «Управление процессом достижения нового качества образования и воспитания в образовательном пространстве современной школы». Цель: достичь высокого уровня обученности выпускников, создать климат доверия к школе со стороны родителей и обучающихся, эффективно использовать все виды ресурсов, включая кадровые, информационные, методические, материально-финансовые.



ПАРТНЕРСТВО С ВУЗАМИ


  • ТГПУ (кафедра славянской филологии, филологический факультет) – научно-практические семинары, конференции, олимпиады, участие в проектах, практика студентов; поддержка социально-гуманитарного, лингвистического профилей в школе;

  • ТГУ (филологический и культурологический факультеты) - научно-практические семинары, конференции, олимпиады, участие в проектах, грантах, практика студентов; поддержка социально-гуманитарного, лингвистического, архитектурно-художественного профилей в школе;

  • ТГАСУ – «Школа юного архитектора»; поддержка архитектурно-художественного профиля в школе;

  • ТУСУР – «Школьный университет», поддержка информационного профиля в школе;

  • ТПУ (кафедра химии) – лабораторно-практические занятия, поддержка естественного профиля в школе;

  • Школа является площадкой для практики студентов ТГУ, ТГПУ по предметам: русский язык, литература, обществознание, психология, география, история, право.


ШКОЛА – ВУЗ

ТПУ 10 кл.





ШКОЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТУСУР (9 – 11 кл.)


ШКОЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТУСУР (9-11 кл.)


ПОСТУПЛЕНИЕ В ВУЗЫ


Вуз


Год

ТГАСУ

ТГУ


Коли-

чест-во

ТПУ

Сиб

ГМУ

ТУСУР

Другие вузы

г. Томска

Вузы

других

городов

 

Коли-чество

Архит.

факуль-

тет

Коли-чество

Специи-

альность

«Графи-

ческий

дизайн»

 

Количество

Томский

институт

бизнеса –

Специи-

альность

«Дизайн

среды»

 

2005

20

6

41

2

5

32

3

3

6

1


2

 

2006

10

1

43

3

13

30

4

5

4

-

7

 

2007

15

1

30

2

2

15

-

7

4

1

5

 




  • Поступление выпускников в другие города:

  • 2005 – Москва (МГИМО), Новосибирск (НГУ)

  • 2006 – Москва (МГУ, Гнесинка), Санкт-Петербург, Иркутск, Новосибирск

  • 2007 – Прага (хореография), Москва (МГУ), Новосибирск (Академия права), Санкт-Петербург (Художественная академия), Краснодар (медицинский университет)

«Юные исследователи – российской науке», конкурс им. Вернадского,

«Юные дарования – Томску» (призёры):






СОТРУДНИЧЕСТВО С НАЦИОНАЛЬНЫМИ ЦЕНТРАМИ


С 1995 года школа сотрудничает в рамках договорных отношений с национально-культурными центрами:


  • «Джерело»;

  • Дом польский.

В школе формируются славянские классы с 5 класса, где дети, имеющие украинские и польские корни, изучают польский и украинский языки, культуру, фольклор..

С 2005 года в школе функционирует воскресная армянская школа Томского отделения Союза армян России.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ШКОЛЫ


TV

Компьютеры

Видеоплейеры

Интерактив.

доски

DVD

проигрыв.

Интерактив.

дисплей

22


68

10

6

15

1



КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ ШКОЛЫ


В школе работают:

  • 123 педагога (в т. ч., 11 совместителей)

  • С высшей категорией – 52

  • С первой категорией – 21

  • Со второй категорией – 29

  • Доктор наук – 1

  • Кандидатов наук – 3

  • Аспирантов – 1

  • Обучается в вузе – 1


НАШИ УСПЕХИ



В 2006 году школа стала победителем приоритетного национального проекта «Образование».

Призёрами олимпиад, конкурсов, соревнований за четыре последних года стали:


  • Муниципальных – 594 ученика

  • Областных – 55 ученика

  • Международных – 32 ученика (изобразительное искусство, славянское направление)


Лауреаты:

Премии Мэра г. Томска – 7 учеников, 6 учителей

Премии Губернатора Томской области – 2 ученика, 1 учитель

Премии Государственной Думы Томской области – 1 ученик


Победители ПНП «Образование» – 5 учителей


Финалисты областного конкурса «Учитель года» - 3 человека

Призёры городского конкурса «Самый классный классный» -

3 человека


Всероссийский конкурс воспитательных систем:

2004 г. – 2 место

2006 г. - 1 место


Областной этап Всероссийского конкурса моделей ученического самоуправления.


РЕЙТИНГ ШКОЛЫ


По среднестатистическому баллу итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ школа занимала:

  • в 2006 году – 16 место по Томской области и 10 место по городу Томску;

  • в 2007 году – 10 место по Томской области и 6 место по городу Томску.



ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ


Несмотря на явное наличие факторов успешной деятельности коллектива, продолжает существовать разрыв между достигнутыми и желаемыми результатами. Не реализуется в полной мере потенциальные возможности педагогического коллектива, который должен обеспечивать требуемое сегодня качество образования, индивидуального продвижения каждого ученика и его всестороннего развития.

Для достижения желаемых результатов педагогический коллектив школы ставит перед собой следующую цель:


  1. Достичь современного качества образования и воспитания, адекватного меняющимся запросам общества, повысить мотивацию обучения, стимулирование творческой и самостоятельной деятельности в образовательном процессе на основе внедрения новых технологий и инноваций.

Из поставленной коллективом цели вытекают следующие задачи:

  1. Создание органа государственно-общественного управления – Управляющего совета.

  2. Создание центра мониторинга для информационно-аналитического обеспечения образовательного процесса.

  3. Внедрение различных форм оценивания учебных личностных достижений обучающихся (безотметочная, бальная, рейтинговая).

  4. Организовать психолого-педагогический консилиум для определения зоны ближайшего развития детей 5-6 классов.

  5. Организовать учебный процесс в субъектной образовательной парадигме для формирования ключевых компетенций у обучающихся.

  6. Продолжить воспитательный процесс в рамках программы общественно-активной школы.