litceysel.ru
добавить свой файл
1
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ



В рамках XIV Российских педагогических ассамблей искусств в Магнитогорске, проходящих под названием «Музыкальная культура XX столетия: поиски, свершения, перспективы» состоялась студенческая научно-практическая конференция. В соответствии с общей тематикой ассамблей конференция была посвящена проблемам музыкального искусства XX века. Тема эта достаточно обширна, а музыка прошедшего столетия отличается необычным многообразием стилей и направлений. Подтверждением тому стала разнородность вопросов, затронутых в докладах конференции.

Вступительным словом конференцию открыла руководитель СНТО — кандидат искусствоведения, профессор МаГК Н. Н. Горошко. С ее слов стало известно, что студенты с интересом отнеслись к идее создания данной конференции, проявили желание выступать с сообщениями и исполнять музыку композиторов XX столетия. Первоначально конференция планировалась как фестиваль музыки с подробными комментариями к ней, но только одной музыки набралось на 4 часа. В рамках ассамблей, насыщенных пленарными заседаниями, выступлениями педагогов, защитами диссертаций, концертами, на студенческую конференцию было выделено лишь 2 часа. Поэтому большая часть музыкального материала была опущена. Но в связи с заинтересованностью студентов у руководства МаГК возникла мысль создания весной 2009 года студенческих ассамблей, посвященных музыке ХХ века, где все желающие смогут высказаться по данной теме. Некоторые студенты уже смогли выступить на состоявшейся конференции.

Первые два доклада посвящались композиторскому творчеству и исполнительству в отечественной и зарубежной музыке XX века. В докладе студентки III курса Татьяны Николаевой (руководитель Н. Н. Горошко) было указано на множество течений в западноевропейском музыкальном искусстве прошлого столетия и обозначены ведущие из них: экспрессионизм, со значительной ролью додекофонной техники, ставшей итогом творческой деятельности Шёнберга; неоклассицизм, связанный с обращением к музыкальной культуре эпох классицизма и барокко и отразившийся в творчестве Хиндемита, Бартока, Равеля, Бриттена, Пуленка; фольклоризм нашедший проявление в творчестве Бартока, Яначека, Орфа, Стравинского; а также авангард, неоавангард и постмодернизм. В развитии исполнительского искусства были особо выделены имена Глена Гульда, Исаака Стерна, Иегуди Менухина, а также наиболее крупные фигуры, представлявшие русскую школу за рубежом — Горовиц, Рахманинов, супруги Левины.


О композиторском творчестве и исполнительстве в отечественной музыкальной культуре прошедшего столетия сообщила студентка III курса Мария Попова (руководитель Н. Н. Горошко). Более подробно рассматривался советский период с господствующими в нем линиями развития. В композиторском творчестве были отмечены имена Н. Мясковского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, композиторов «послевоенного авангарда» — Э. Денисова, А. Шнитке, С. Губайдулиной; представителей движения «новая фольклорная волна» — Р. Щедрина, В. Гаврилина, Н. Сидельникова, В. Слонимского, периода поставангарда — Б. Чайковского, А. Караманова, А. Петрова. Советская исполнительская школа была представлена такими именами, как Э. Гилельс, С. Рихтер, Г. Рождественский, Е. Светланов, Д. Ойстрах, Ю. Башмет, Синявская, В. Атлантов и многие другие. Иллюстрацией к докладу прозвучало «Allegro-rustiko» С. Губайдулиной в исполнении преподавателя Андрея Сергеева (флейта) и студентки II курса Светланы Умергалиной (фортепиано).

Эти доклады очертили панораму основных направлений музыки ХХ столетия в целом. Наряду с выступлениями обобщенного характера, были представлены сообщения, охватывающие проблемы творчества отдельных композиторов.

Разговор о русской музыке продолжил доклад о чертах стиля Валерия Гаврилина аспирантки МаГК Татьяны Деевой (руководитель — доцент МаГК Л. В. Огарёва). Докладчицей были обозначены такие черты, как фольклоризм, мелодичность, демократичность. В качестве подтверждения выведенных особенностей прозвучали три части из хоровой симфонии «Перезвоны» (в записи) и вокальный цикл «Времена года» в исполнении студенток консерватории Александры Сомовой и Елены Ручкиной. Следует отметить, что ансамбль своим выразительным исполнением впечатлил публику.

С интересом отнеслись слушатели и к докладу студентки III курса консерватории Анастасии Козловой о фортепианном цикле «Детям» венгерского композитора, пианиста, музыковеда-фольклориста и педагога Белы Бартока (руководитель — ст. преп. Л. Г. Писаренко). Цикл рассматривался в трех аспектах: ладоинтонационные особенности, ритм, игровой момент. Иллюстрируя свой доклад, Настя исполнила пьесу № 29 из первой тетради цикла «Детям».


Помимо музыкального искусства XX века была затронута проблема музыкального образования. На эту тему выступила студента III курса МаГК Ольга Лау (руководитель — канд. пед. наук, доц. Л. В. Лахмостова). Она рассмотрела периодизацию профессионального музыкального образования в России, вписав в нее XX век. Остановившись подробно на последнем этапе, начавшемся с 90-х годов прошлого столетия, докладчица отметила, что для него характерно падение престижа музыкального образования, сокращение государственного финансирования, снижение контингента учащихся. Но надежда на улучшение в будущем сложившегося положения в системе музыкального образования остается.

В завершении конференции выступила студентка Ш курса МаГК Алина Старикова (руководитель — доктор иск., проф. Н. И. Мельникова) с докладом о композиторе Исанг Юне, имя которого мало известно в России, в то время как за рубежом он пользуется популярностью. Алине пришлось проделать огромную работу, в поисках информации она переводила литературу с немецкого и английского языков. Исанг Юн родился в Южной Корее, но большую часть жизни прожил в Германии. В его творчестве соединились две противоположные культуры — Востока и Запада. Докладчица обозначила средства достижения этого синтеза в музыке: создание форм близких европейской традиции, использование особенностей звучания корейской музыки и традиционных китайских украшений, опора на буддистскую философию. Характерно и нетрадиционное использование сочетаний инструментов: флейта, арфа, скрипка и виолончель или гитара, голос и ударные. Была продемонстрирована музыка композитора, впечатлившая яркой оригинальностью и колоритностью звучания.

В целом конференция прошла на достойном профессиональном уровне. Студенты показали хорошее владение теоретическим и музыкальным материалом В заключение хочется сказать, что музыкальное искусство XX века — это явление сложное и многогранное. Существует множество противоречивых мнений по этому поводу, но далеко не все в музыке прошлого столетия нашло свое обоснование. Поэтому думается, что количество мнений и открытий в этой области будет расти в «геометрической прогрессии».


Рываева Ольга,

студентка III курса КТИМ