litceysel.ru
добавить свой файл
1
ОТВЕТЫ


на вопросы к экзамену по психологии ощущения и восприятия


© Хохлов Никита, 2010



ПЕРВЫЕ ВОПРОСЫ БИЛЕТОВ


1. Определение восприятия. Основные свойства образов восприятия. Различные представления о стимуле в психологии восприятия.


Восприятие – это процесс отражения целостных сцен и событий внешнего мира, возникающий при непосредственном воздействии внешних раздражителей на рецепторы.

Восприятие – это процесс порождения образов, возникающий при воздействии стимулов на органы чувств.


Основные феномены восприятия (по Ф.Х. Олпорту):


  • Сенсорные качества

Критерии сенсорности переживания: сенсорные качества элементарны; сенсорные качества уникальны и отличаются по критерию несводимости; все сенсорные качества имеют отрицательные последовательные образы; наличие специального рецептора, раздражение которого приводит к сенсорному переживанию. Пары: красный-зелёный, жёлтый-синий, тяжёлый-лёгкий, тёплый-холодный и т.п.

  • Конфигурация

Феномен конфигурации: восприятие не сводимо к сумме сенсорных качеств. Это пространственная организацию в фигуру и фон.

Восприятие – пространственная организация отдельных элементов, которая не сводима к простой сумме элементов.

  • Константность

Константность – это свойство воспринимать качества объекта внешнего мира неизменными несмотря на изменения условий наблюдения.

Сетчаточный образ. Все объекты проецируются на двумерную поверхность сетчатки. При приближении к объекту сетчаточная проекция увеличивается. Однако размер воспринимается адекватно.

Дистальный стимул – объект, воспринимаемый наблюдателем.

Проксимальный стимул – отображение дистального стимула на рецепторную поверхность сетчатки.

Нет однозначного соответствия между дистальной и проксимальной стимуляциями при разных условиях наблюдения.


Константность формы, контрастности, цвета.


  • Субъективные шкалы

Наличие субъективных шкал степени выраженности свойства воспринимаемого объекта.

Зрительно воспринимаемый возраст, оценка роста в зависимости от роста окружающих людей, оценка веса одинаковых по размеру шаров при наличии шара-«якоря». Феномен Узнадзе.

  • Предметность (категориальность)

Феномен предметности: мы воспринимаем не просто набор сенсорных качеств, а значение воспринимаемого объекта.

  • Доминирующая установка

Мотивация – воспринимаем, что хотим воспринимать.

Ожидания – воспринимает, что ежедневно видим или слышим вокруг себя.

Настроение – воспринимаем то, что соответствует нашему настроению.

Культура – воспринимаем то, что общепринято в социуме.

2. Понятие об ощущении и основных его свойствах. Классификации ощущений и рецепторов.


Ощущение – это процесс отражения свойств объектов внешнего мира, возникающий при непосредственном воздействии внешнего раздражителя на рецепторы.

Ощущение – это начальный сенсорный опыт, непосредственное переживание отдельных качеств внешнего мира.


Основные свойства ощущений (по Э. Титченеру):

  • Специфичность энергии стимула

  • Интенсивность ощущения зависит от интенсивности стимула

  • Протяженность ощущения в пространстве задается распределением стимульной энергии в пространстве

  • Длительность ощущения определяется длительностью стимуляции

  • Ясность ощущения характеризует его место в сознании индивида

  • Дистальный стимул – проксимальный стимул


Классификация ощущений:
  • По модальности (зрительная, слуховая, тактильная, вкус, запах, проприоцептивные ощущения, вестибулярная чувствительность, термочувствительность)


  • В. Вундт – по отклику на специфическую энергию внешнего воздействия (давление – механорецепторы, тепло – терморецепторы, свет – фоторецепторы, хеморецепторы)

  • Ч. Шерингтон – по функции рецепторов экстероцепция контактная (обоняние, осязание, вкус), экстероцепция дистантная (зрение, слух)

Проприоцепция – положение тела в пространстве

Интероцепция – чувствительность к изменению внутренней среды организма.


Классификация ощущений

Н.А. Бернштейн – по функции рецепторов сигнально-пусковая и контрольно-коррекционная.

По порядку возникновения различных видов чувствительности в филогенезе: протопатическая, эпикретическая


Разделение рецепторов на 3 вида по их месту расположения в теле человека:

а) экстерорецепторы – расположены вблизи поверхности тела, обращены к внешнему миру (зрительные, тактильные и др.);

б) интерорецепторы – расположены на поверхностях внутренних органов;

в) проприорецепторы – расположены в глубоких тканях тела (мышцы или сухожилия).


Разделение рецепторов на:

а) контактные – для их возбуждения необходим их непосредственный контакт с дистальным стимулом (тактильные, вкусовые);

б) дистантные – непосредственный контакт их с дистальным стимулом не требуется (зрительные, слуховые).

3. Виды образов. Специфика перцептивного образа в сравнении с другими видами образов.


Виды образных явлений:

  • Образы памяти – след прошлых чувственных воспоминаний, имевших под собой конкретную чувственную основу.

  • Образы воображения – нереальное, вымышленное представление, образ, никогда не соответствовавший реальности и поэтому не имевший конкретной чувственной основы.

  • Фосфены – неестественное воздействие на органы чувств.
  • Схема тела – представление о собственном теле, пространственной расположении его частей и его ближайшем окружении.


  • Фантомный образ – человеку, который потерял часть тела, кажется, что она существует.

  • Эйдетический образ – человек, мельком взглянувший на очень сложную сцену, описывает её с точностью до мельчайших деталей. Эйдетик. Появляется в подростковом возрасте, потом исчезает.

  • Галлюцинации – ложное восприятие отсутствующего предмета.

  • Сновидения

  • Последовательный образ – возникает после того, как человек в течение некоторого времени, не отводя взгляд, смотрит на картинку.


Перцептивный образ – синтез прошлого опыта и текущих ощущений.


При необычных воздействиях на органы чувств мы видим так, как будто воздействие было обычное (механическое воздействие на глаз, фантомные боли, зрительные иллюзии). Не все ощущения входят в перцептивный образ, а только те, которые важны для восприятия внешних объектов (не воспринимаем двоения, не видим слепого пятна).

4. Структуралистская теория восприятия.


Основатели структурализма: Эдвард Титченер, Вильгельм Вундт.


Предмет исследования по Титченеру:

  • Анализировать конкретное душевное состояние, разложив его на составные части

  • Найти закономерности соединения этих составных частей

  • Привести эти закономерности в соответствие с телесной организацией


Основные положения:

  • Два класса элементов сознательного опыта: ощущения и образы памяти.

  • Восприятие есть сумма этих двух классов элементов сознания.


Формирование ощущений:

  • Гипотеза постоянства: одно и то же внешнее воздействие приводит к одному и тому же ощущению.

  • Гипотеза суммации: сложный комплекс ощущений есть сумма отдельных локальных ощущений.

Пример: восприятие цвета.


Метод исследования: аналитическая интроспекция.


Свойства ощущений как элементов сознательного опыта:


  • Специфичность энергии стимула, действующего на соответствующий рецептор, определяет сенсорное качество или модальность ощущений.

  • От интенсивности энергии стимула зависит интенсивность ощущения.

  • Распределение стимульной энергии в пространстве задаёт протяжённость ощущения в пространстве.

  • Длительность стимула во времени характеризует длительность ощущения.


Формирование образа восприятия:

Закон ассоциация: установление ассоциативных связей между первичным зрительным образом и двигательной реакцией на его появление.

Пример: формирование трехмерного образа внешнего мира.

5. Гештальттеория восприятия.


Макс Вертгаймер, Вольфганг Кёллер, Курт Коффка

Гештальт – целостность образов восприятия как основное содержание сознания, т.е. несводимость восприятия к сумме составляющих его ощущений.

Свойства целостной структуры образа: выделение фигуры на фоне – всегда воспринимается как более яркая, четкая, близкая по отношению к наблюдателю. Фон не может восприниматься как фигура.

Принципы гештальт-группировки:

  • Близость по пространству: фигура образуется легче из элементов, находящихся ближе друг к другу.

  • Фигура образуется легче из элементов, имеющих сходство по отдельному качеству (цвету, форме, смыслу).

  • Хорошее продолжение. Фигура легче образуется из элементов, имеющих хорошее продолжение.

  • Прегнантность (простота): мы стремимся воспринимать фигуру как состоящую из простых частей.

  • Принцип изоморфизма: физический мир, физиологический мир – феноменальный мир (изоморфны между собой). Фи феномен.

6. Экологическая теория восприятия (Дж. Гибсон)



Экологический подход Дж. Гибсона.

Восприятие – есть процесс непосредственного «вычерпывания» информации об окружающей среде, которая необходима для организации поведения. Основу восприятия окружающего мира составляют поверхности, события и возможности.

Стимуляция – объемлющий оптический поток света, приходящий в каждую потенциальную точку наблюдения.

Он структурирован текстурой поверхностей, окружающих наблюдателя.

Структура оптического потока меняется для различных событий, каковыми могут быть перемещения наблюдателей, движения объектов, их заслонения и т.д.

Изменения оптического строя специфичны и неповторимы для каждого из перцептивных событий. Можно найти стимульную переменную, характерную только для данного перцептивного события.


Восприятие пространства:


  • Основу восприятия пространства составляет восприятие поверхностей.

  • Поверхности имеют текстуру: неравномерность окраски, шероховатости и т.д.

  • Ориентация поверхности задается стимульной переменной, которую Гибсон называет «градиент плотности текстуры поверхности».

Вывод: информация о третьем измерении существует в структуре оптического строя.


Стимульные инварианты:

Инвариант – что-то неизменное постоянное в объемлющем оптическом строе. Инварианты несут информацию о неизменных свойствах объектов внешнего мира.


7. Теория восприятия как процесса бессознательных умозаключений (Герман фон Гельмгольц)


Теория бессознательных умозаключений

Герман фон Гельмгольц (1821-1894).


Основные положения:

  • Восприятие – есть чувственные представления о форме и положении внешних объектов.

  • В основе 3 вида образов: первичные образ, образ представления и перцептивный образ.
  • Механизм формирования образа – синтез первичного образа и образа представления, который осуществляется посредством бессознательных умозаключений.


Определения 3 видов образов:

  • Первичный образ – совокупность впечатлений, формирующихся на основе таких ощущений, в которых отсутствуют следы прежнего опыта.

  • Образ представления – впечатления, не имеющие текущей чувственной основы, основанные только на прошлом опыте.

  • Перцептивный образ – синтез прошлого опыта и текущих ощущений.

Бессознательные умозаключения:

  • Подобны по своей природе логическим умозаключениям.

  • Неосознаваемы, поэтому непреодолимы.

  • Отвечают на вопрос о том, какой предмет воздействовал на рецепторную поверхность, в результате чего произошло возникновение определенного первичного образа.

Закономерности формирования перцептивных образов:

При необычных воздействиях на органы чувств мы видим так, как будто воздействие было обычное (механическое воздействие на глаз, фантомные боли, зрительные иллюзии). Не все ощущения входят в перцептивный образ, а только те, которые важны для восприятия внешних объектов (не воспринимаем двоения, не видим слепого пятна).

Как можно определить, какова роль первичного образа?

Необходимо отвлечься от предметного содержания, например, создавая ситуацию необычного наблюдения.

Пример: инвертированное зрение, которое можно осуществить при помощи инвертоскопа – оптического прибора, при помощи которого можно перевернуть изображения на сетчатке.

8. Восприятие как процесс категоризации (Джером Брунер)


Джером Брунер.

Основные положения:

  • Восприятие – есть процесс категоризации, т.е. приписывание объекта к какому-либо классу объектов.

  • Этапы процесса категоризации.

  • Перцептивная готовность.

Процесс категоризации подобен процессу решения перцептивной задачи:


  • Первичная категоризация. Выделение объекта в поле восприятия.

  • Поиск признаков. Анализ объекта, поиск существенных признаков.

  • Подтверждающая проверка. Предварительная категоризация и проверка рабочей гипотезы. Ограничение не соответствующих гипотезе признаков.

  • Завершение проверки.


Восприятие выполняет функцию предсказания свойств отражаемого объекта, в силу того, что обобщенное знание более полно.


«Тот факт, что восприятие достаточно точно отражает мир, обсуловлен умением сопоставлять достаточно точно признаки объекта с эталонной системой категорий. Он также связан со способностью человека создавать систему взаимосоотнесённых категорий, отражающих существенные черты мира, в котором живёт человек». (Брунер. Психология познания).

9. Восприятие как перцептивный цикл (Ульрих Найссер)


Теория перцептивного цикла у Найсера.

Основные положения теории

Восприятие – конструктивный процесс предвосхищения некоторой информации, делающий возможным для человека принятие этой информации, когда она становится доступной.

Когнитивная схема – психическая структура, активизирующая сбор информации об объекте.

Перцептивный цикл – развернутый во времени процесс внутреннего ментального действия.


Функции когнитивных схем:

  • Предвосхищение

  • Избирательность

  • Активность

  • Непрерывность во времени

  • Многоуровневая структура

  • Параллельная работа нескольких вложенных друг в друга схем.


Объект


Модифицирует

Изучает


Когнитивная схема

Исследование


Направляет

10. Нейрофизиологический подход к исследованию восприятия. Когнитивная нейрология.



Основатели направления: Ф. Крик, Д. Хьюбел, Т. Визел

Основные положения:


  • Восприятие возможно объяснить исходя из механизмов функционирования отдельных нейронов или групп нейронов.

  • Анализ и обработка информации осуществляется нейронными структурами, имеющими иерархическую организацию.

  • Нейроны различных уровней способны избирательно реагировать на специфические признаки предметов – цвет, форму, положение в пространстве, движение, лицо человека.


Обработка информации на примере зрительной информации. Ганглиозные клетки сетчатки – аксоны – отделы головного мозга.

Ганглиозные клетки – клетки сетчатки, имеющие рецептивные поля с оппонентной организацией центра и периферии.

Отвечают только на изменение освещенности: если изображение на сетчатке стабилизировать, то оно быстро начнет выцветать и исчезнет.

Приспособлены для выделения краев, границ освещения.

Лауреаты Нобелевской премии Д. Хьюбел и Т. Визел первыми описали рецептивные поля нейронов первичной зрительной коры. Были обнаружены и описаны простые, сложные и сверхсложные нейроны, реагирующие соответственно на ориентацию линии, на ориентацию линии, движущейся в определённом направлении, на сложный паттерн – пересечение под прямым углом светлых и темных границ.

Два пути переработки информации в зрительной системе человека: вентральный (система ЧТО) и дорсальный (система ГДЕ) зрительные проводящие пути. Функция вентральной системы – идентификация, распознавание объектов, дорсальной – зрительный контроль движений наблюдателя в процессе действий с объектом.


Когнитивная нейрология

Основные положения:

  • Исследование нейронной активности всего мозга в целом, а также взаимодействия различных отделов головного мозга при выполнении сложных когнитивных задач.
  • Сложные когнитивные процессы являются результатом взаимодействия простых когнитивных процессов, каждый из которых осуществляется своим отделом головного мозга.


  • Методы исследования – ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография) и ФМРТ (функциональная магнитно-резонансная томография) FMRI.


Исследования синдрома посттравматического стресса для солдат, вернувшихся с войны. Результаты показали, что адаптация к кинохроникам военных действий происходит значительно у больных ПТС, чем у здоровых.

Информация о лицах обрабатывается в специальных областях головного мозга – FFA, OFA. Метод предъявления «перемешанного» (scrambled) лица. Информация о лице обрабатывается в специальной области головного мозга – FFA. Область активизируется только на настоящее человеческое лицо, но не возбуждается на «перемешанное» лицо.

11. Проблема врождённого и приобретённого в восприятии. Экспериментальные исследования.


Способность воспринимать наследуется или является результатом научения?

Нативизм. Декарт, Кант. Всё врождённое. Воспитание шимпанзе в человеческой семье.

Эмпиризм. Локк, Беркли, Гельмгольц. Приобретение первичного опыта на протяжении всей жизни. Картинка на опознание.


Современные представления о развитии перцептивных способностей.

Многие формы перцептивных способностей приобретаются после рождения.

Опыт модифицируется и стабилизирует генетически унаследованные сенсорные механизмы.

Задача – выделить основные детерминанты, определяющие развитие перцептивных способностей.


Группы экспериментальных данных по развитию перцептивных способностей:

  • Новорождённые младенцы

  • Новорождённые животные

  • Слепорождённые взрослые, приобретшие зрение в результате операции

  • Влияние культуры на развития восприятия


Эксперименты с новорождёнными младенцами.
  • Данные Р. Фантц. Исследование познавательной активности при предъявлении различных паттернов. Врождённость восприятия формы и лица.


  • Данные Т. Бауэер. Исследование константности размера у младенцев 3-х недельного возраста. Константность размера врождённая.

  • Данные Э. Гибсон и Р. Уока. Исследование восприятия глубины в ситуации зрительного обрыва. Восприятие глубины врождённое.


Но! Необходимо оговариваться, что нельзя исключить влияние научения в самые первые дни жизни.

12. Основные процессы развития восприятия: обогащение и дифференциация. Роль двигательной активности в развитии ощущения и восприятия.


Роль двигательной активности в развитии восприятия. Эксперимент Хэлда и Хейна.


Эксперимент А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер, О.В. Овчинниковой.

Исследование роли моторного компонента в формировании звуковысотного слуха. Пороги звуковысотной чувствительности уменьшились после тренировки пропевания высоких звуков.

Гипотеза уподобления: восприятие – есть процесс уподобления моторного компонента процесса свойствам внешнего раздражителя.


Роль двигательной активности в развитии восприятия. Ярбус А.Л. Регистрация движения глаз при наблюдении сложных картин. Движения глаз подобны процессу ощупывания. Глаз по-разному «ощупывает» картину в зависимости от задачи. Картина И. Репина «Не ждали».


Запорожец А.В. Формирование перцептивных действий.

Восприятие – интериоризированное перцептивное действие, уподобляющееся свойствам предмета.

3 этапа формирования перцептивных действий:

1 – внешнее ориентировочное действие

2 – предварительное обследование при помощи взора и ощупывания рукой объекта.

3 – интериоризация перцептивного действия.

В ходе эксперимента детей просили продевать объекты сложной формы через отверстия сложной формы. Разные возрастные группы (3-4 года, 5-6 лет, старше). Маленьким детям свойственно только внешнее ориентировочное действие. Для более старших детей характерно предварительное обследования при помощи взора и ощупывания рукой объекта (составляли план моторных действий). Для самых старших детей характерен другой характер выполнения задания эксперимента. Поскольку были уже сформированы сенсорные эталоны, дети уже знали, какая форма в какую дырку может пролезть. Эти сенсорные эталоны позволяли не производить предварительного осмотра, а с одной попытки подбирать нужный объект.



Теории обогащения

Структурализм: перцептивное научение (ПН) как процесс образования устойчивых ассоциативных связей.

Конструктивизм: перцептивное научение как процесс развития и расширения арсенала перцептивных гипотез (Г. Гельмгольц), перцептивных схем (У. Найссер), уровня перцептивной готовности (Д. Брунер).

Факты приобретения любого первого опыта объяснимы только в терминах теории обогащения.


Теория дифференциации.

Теория Дж. Гибсона: ПН как процесс усовершенствования различных стимулов. Эксперименты Э. Гибсон с пружинками. Факты приобретения профессиональных навыков хорошо объясняются в рамках теории дифференциации.

ВТОРЫЕ ВОПРОСЫ БИЛЕТОВ


1. Закон Фехнера. Процедура вывода.


I – интенсивность стимула

ΔI – разностный порог

k – константа, зависящая от модальности


  • Постулат №1: Интенсивность ощущения нельзя измерить непосредственно.

  • Постулат №2: Отношение Вебера является постоянной величиной –

ΔI / I = k – константа

  • Постулат №3: Едва заметное различие («езр») – это самое слабое из всех возможных приращение интенсивности ощущения ΔS относительно его исходной величины S. ΔS = k1.

  • Постулаты №№ 2,3 позволяют написать равенство ΔS = с * ΔI / I, где с – константа.

  • Постулат №4: равенство может быть переписано в виде дифференциального уравнения: d S = c * d I / I. Интегрирование этого уравнения ∫ dS = ∫ c * dI / I приводит к выражению
    S = c * ln I + C, где С – постоянная интегрирования.

  • Постулат 5: ощущение равно 0 в точке нижнего абсолютного порога, т.е. S = 0 при I = I0 (нет ощущения) 0 = с * ln I0 + C.

    Тогда С = - с * ln I0, следовательно S = с * (ln I – ln I0).


S = c * log I / I0


Сила ощущения изменяется пропорционально логарифму интенсивности стимула.


Помни о графиках!

2. Закон Стивенса. Процедура вывода.


Психофизика Стивенса. Опроверг 1 постулат Фехнера.

  • Ощущение возможно измерить на косвенно, а напрямую.

  • Количественно ощущение можно измерить не в пороговой измерительной процедуре, а при помощи шкалирования субъектом своих ощущений.

Шкалирование – это приписывание объектам числе в соответствии с определёнными правилами.


Закон Стивенса (выведен экспериментально)

  1. Интенсивность ощущения можно измерить непосредственно.

  2. Отношение Вебера является постоянной величиной ΔI / I = k, где
    I – интенсивность стимула, ΔI – разностный порог, k – константа, зависящая от модальности.

  3. Отношение едва заметного различия («езр») ΔS к исходной величине ощущения S есть константа ΔS / S = k1

Пункты 2 и 3 позволяют записать равенство:

ΔS / S = c * ΔI / I

Равенство может быть переписано в виде дифференциального уравнения:

d S / S = с * d I / I

Интегрирование этого уравнения ∫ dS / S = ∫ c * dI / I приводит к выражению:

ln S = с * ln I + C, где С – постоянная интегрирования.

Пусть С = K * ln C1,

Тогда ln S = K * (ln I * C1),

Ln S = ln (I * C1) K

Потенцируем:

S = c * IK, где K – константа, зависящая от модальности.


Сила ощущения – это степенная функция от изменения интенсивности стимула.

3. Основные положения теории обнаружения сигналов. Кривые РХП.



Теория обнаружения сигнала.

Классическая психофизика не могла объяснить следующие факты:


  • Статистический характер порогов обнаружения.

  • Наличие ложных тревог и пропусков.

  • Влияние несенсорных факторов (мотивов, усталости, настроения, страха).

  • Рассматривала обнаружение как пассивный процесс «стимул-реакция».


Основные положения теории обнаружения сигналов (ТОС):

  • Обнаружение – это активный процесс решения задачи.

  • Возникновение ощущения при воздействии стимула носит вероятностный характер. Вводятся понятия «шум» и «сигнал на фоне шума».

  • Метод «ДА-НЕТ». Возможные ответы испытуемого: ПП (правильное попадание), ЛТ (ложная тревога), П, ПО.

  • В силу неопределённости наблюдатель вынужден использовать критерий. Виды критериев.

  • Формирование критерия зависит от несенсорных факторов. Платежная матрица.

  • Кривая РХП (рабочая характеристика приёмника).





Метод «Да – Нет»

возможные ответы испытуемого


Стимул

Ответ «ДА»

Ответ «НЕТ»

Сигнал

ПП

Правильное попадание

П

Пропуск

Шум

ЛТ

Ложная тревога

ПО

Правильное отрицание


Стимул

Ответ «ДА»

Ответ «НЕТ»

Сигнал

Р(ПП)

Вероятность правильного попадания

Р(П)

Частота пропусков

Шум

Р(ЛТ)

Вероятность ложной тревоги

Р(ПО)

Вероятность правильного отрицания


Критерий испытуемого – значение уровня сенсорной активности, которое служит испытуемому основанием для суждения о наличии или отсутствии сигнала.





Виды критериев

Критерий наблюдателя может быть смещён:





Несенсорные факторы формирования критерия

Возможно изменять критерий испытуемого при помощи:

  • Платежной матрицы

  • Информации о частоте появления сигнала


Вид платежной матрицы

при формировании решительного критерия


Стимул

Ответ «ДА»

Ответ «НЕТ»

Сигнал

+20

Правильное попадание


-5

Пропуск

Шум

-3

Ложная тревога

+5

Правильное отрицание


Вид платежной матрицы

при формировании осторожного критерия


Стимул

Ответ «ДА»

Ответ «НЕТ»

Сигнал

+2
Правильное попадание

-5

Пропуск

Шум

-20

Ложная тревога

+5

Правильное отрицание



Изменение критерия испытуемого при помощи информации о частоте появления сигнала:

  • Формирование осторожного критерия

Инструкция испытуемому: вам будут предъявлять стимул в 10% проб.

  • Формирование решительного критерия

Инструкция испытуемому: вам будут предъявлять стимул в 90% проб.

4. Окуломоторные, изобразительные и трансформационные признаки восприятия удаленности и глубины.


Окуломоторные признаки

Аккомодация – мышцы глаза, сжимающие хрусталик, несут информацию о том, насколько далеко находится объект.

Конвергенция – мышцы глаза, сводящие глаза так, чтобы объект попал в фовеа (центральную часть) сетчатки, несут информацию о том, насколько далеко находится объект.



Монокулярные признаки (изобразительные):


  • Перекрытия. Объект, находящийся ближе, всегда перекрывает объект, находящийся дальше.

  • Линейная перспектива. Закон перспективы: объект, находящийся дальше, пропорционально уменьшается при приближении к линии горизонта.

  • Воздушная перспектива. Далёкие объекты воспринимаются синевато-фиолетовыми и немного размытыми.

  • Высота относительно линии горизонта. Чем ближе объект к линии горизонта, тем дальше он от наблюдателя.

  • Знакомый размер. Чем меньше угловой размер объекта, тем дальше он удален от наблюдателя. Этот признак работает для знакомых объектов.

  • Распределение света и тени. Освещение, форма объекта и тень связаны между собой. У объекта выпуклой формы освещена лицевая сторона и затенена обратная сторона. У объекта вогнутой формы наоборот освещена обратная сторона и затенена лицевая.


Трансформационные признаки:

  • Аккомодация

  • Конвергенция

  • Монокулярный параллакс движения – во время движения происходят закономерные перемещения проекция воспринимаемых объектов по сетчатке.

  • Бинокулярная диспаратность. Когда мы конвергируем глаза на одном объекте (точке бификсации), то его проекции попадают на корреспондирующие точки сетчаток. Однако все точки, расположенные дальше или ближе точки фиксации, попадают на некорреспондирующие точки сетчатки, что является отражение диспаратности. Диспаратность измеряется разностью углов конвергенции на ближней и дальней точках.

5. Механизмы стереозрения: диспаратность, гороптер, зона Панума. Стереограммы Юлеша, автостереограммы.


Диспаратность – разница между сетчаточными изображениями правого и левого глаз при наблюдении трехмерных объектов.

На основании величины диспаратности зрительная система может оценить глубину, т.е. определить, насколько один объект удален от наблюдателя, чем другой.



Гороптер – геометрическое место точек пространства, имеющих нулевую диспаратность. Существует различие между теоретическим и экспериментальным гороптером. Гороптер теоретический – это поверхность сферы, которая проходит через точку бификсации и фовеа правого и левого глаз.





Гороптер экспериментальный по форме отличается от сферы, его форма зависит от дистанции до наблюдателя: чем больше дистанция, тем более плоской становится его форма. При больших расстояниях форма гороптера выгибается.

Зона Панума – геометрическое место точке, у котрых величина диспаратности на равна 0, но при этом фузия еще происходит. Эта зона соответствует оптимальному стереозрению.

Стереограммы Юлеша. Стереограммы – случайно-точечные картинки, в которые внесены признаки диспаратности.

Автостереограмма воспринимается наблюдателем без каких-либо внешних сепарирующих приспособлений. Стереопара содержится в плоском изображении в виде чередующихся узких вертикальных полосок сопряженных изображений. При рассматривании автостереограмм следует смотреть «сквозь» изображение так, чтобы левый и правый глаз смотрели на предназначенные для них полоски.

6. Восприятие реального движения. Теории восприятия стабильности видимого мира. Иллюзии восприятия движения.


Подходы к решению проблемы восприятия реального движения:


  • Конструктивистский подход – существует ментальный конструкт сличения информации о перемещениях изображения по сетчатке и движении глаз, головы и тела наблюдателя, по правилам которого выносится суждение, а было ли движение?
  • Экологический подход – в объемлющем оптическом строе есть отличные друг от друга инвариантные структуры для восприятия движения внешних объектов в восприятии собственных движений наблюдателя.



Восприятие движения можно разделить на 2 вида:

  • Восприятие реального движения. Восприятием реального движения называют субъективный образ движущегося объекта;

  • Восприятие иллюзорного движения. Восприятием иллюзорного движения называют кажущееся движение неподвижного объекта.


Афферентная и эфферентная теории объясняют константность положения видимого мира.


Афферентная теория Чарльза Шеррингтона. Афферентные сигналы от глазодвигательных мышц поступают в головной мозг, тормозят афферентные сигналы от движения объекта, возникающие в сетчатке, выполняя, таким образом, функцию отрицательной обратной связи.


Эфферентная теория Германа Гельмгольца. Сетчаточные сигналы при перемещении объекта тормозятся не афферентными сигналами от глазодвигательных мышц, а эфферентными управляющими сигналами, поступающими от мозга к этим мышцам.


Иллюзии восприятия движения:

  • Автокинетическая иллюзия. Видимое движение физически неподвижного объекта в условиях томогенной среды. Необходимые условия для возникновения: темнота, жёсткая фиксация объекта. Механизм: усиливающиеся эффекторные команды МЦ для сохранения фиксации на объекте.

  • Индуцированное движение. Видимое движение физически неподвижного объекта, предъявляемого на фоне физически движущегося объекта. Реальное движение рамки. Иллюзорное движение объекта, который физически не движется. Механизм: восприятие движения относительно: один объект выбирается за систему отсчёта, движение другого оценивается относительно первого. За систему отсчёта выбирается большой объект. Правило формируется на основе опыта общения с внешней средой.
  • Эффект водопада или послеэффект движения (MAE) – видимое движение физически неподвижного объекта, к которому предварительно произошла адаптация. Механизм: наличие детекторов движения. Все детекторы организованы по принципу оппонентности: если есть детекторы движения «вверх», то есть и «вниз». Оценка движения производится на основе оппонентных детекторов.


  • Стробоскопическое движение. Фи-феномен.

7. Константность восприятия: виды, процедура измерения, коэффициент константности.


Проблема константности восприятия.

Константность – это восприятие неизменными свойств объектов внешнего мира при изменении условий наблюдения.


Проблема константности: дистальный стимул – проксимальный стимул – чувственная ткань – предметное содержание.

Дистальный стимул обладает определенными физическими свойствами. Например: размер, форма, отражательная способности поверхности и др.

Проксимальный стимул. Характеристики зависят как от свойств дистального стимула, так и от внешних условий. Например: угловой размер зависит от размера объекта и удаленности от наблюдателя.

Чувственная ткань соответствует параметрам раздражителя (проксимального стимула).

Соответствует свойствам объекта (дистального стимула).


Виды константности:

  • Константность размера

  • Константность формы

  • Константность светлоты

  • Константность скорости

  • Константность цвета


Количественная оценка константности. Формула Брунсвика и Таулесса коэффициента константности: K = (V – P)/(R – P), где V – видимая величина объекта, P – проекционная величина объекта, R – реальная величина объекта.

Подходы для решения проблемы константности:

  • Конструктивистский подход: представления о видимом мире восстанавливают информацию о свойствах внешних объектов, утраченную в сетчаточном изображении.

  • Экологический подход: в стимульной информации есть инвариантные структуры для восприятия постоянных свойств объектов.

Эксперимент А. Холуэя и Э. Боринга. Зависимость между величиной переменного стимула и удаленностью эталонного стимула. Константность восприятия размера объекта зависит от точности оценки наблюдателем удаленности до этого объекта. Испытуемый сидел на пересечении двух коридоров. Результаты эксперимент показали, что константность восприятия величины объекта наблюдается в том случае, когда присутствует надежная информация о его удалённости. При исключении этой информации восприятие становится аконстантным и основывается на угловых размерах объекта.



8. Ядерно-контексная теория константности. Эксперименты Холуэя и Боринга.


Ядер-контекстная теория константности (интерпретация экспериментов Холвея и Боринга Э. Брусвиком):


  • Ядерный признак – величина проксимального стимула (сетчаточного изображения)

  • Контекстные признаки – проксимальные стимулы, несущие информацию об удалённости.

  • При уменьшении числа контекстных признаков константность уменьшается.


Видимая величина – это определённый баланс между доминированием в восприятии ядерного и контекстных стимулов.


Эксперимент А. Холуэя и Э. Боринга. Зависимость между величиной переменного стимула и удаленностью эталонного стимула. Константность восприятия размера объекта зависит от точности оценки наблюдателем удаленности до этого объекта. Испытуемый сидел на пересечении двух коридоров. Результаты эксперимент показали, что константность восприятия величины объекта наблюдается в том случае, когда присутствует надежная информация о его удалённости. При исключении этой информации восприятие становится аконстантным и основывается на угловых размерах объекта.

9. Теория перцептивных уравнений. Экспериментальные доказательства инвариантных отношений в восприятии.


Перцептивные уравненеия. Взаимодействие феноменальных параметров образа R (феноменального размера) и D (феноменальной дистанции).


Перцептивное уравнение для восприятия размера объекта


α = k * R / D, где

α – величина зрительного угла,

R – воспринимаемый размер стимула,

D – воспринимаемая дистанция до стимула.


Эксперименты, показывающие взаимодействие воспринимаемых параметров согласно уравнению α = k * R / D.

α – константа. Размер послеобраза. Закон Эммерта Иллюзии Шепарда.

R – константа. Эксперимент Иттельсона с игральными картами.

D – константа. Комнта Эймса.


Закон Эммерта: размер послеобраза R прямо пропорционален воспринимаемой дистанции D между наблюдателем и поверхностью, на которую послеобраз спроецирован.


Иллюзия Шепарда.

Зрительный угол α для двух человечков одинаков, воспринимаемое расстояние D – различно, тогда воспринимаемый размер R также различается пропорционально D.


R – константа в уравнении α = k x R / D, тогда α обратно пропорционально D. Эксперимент Иттельсона с игральными картами. Зрительный признак - знакомый размер. Необходимо было удалить бинокулярную диспаратность, испытуемый смотрел на карты только одним глазом.


D – константа в уравнении α = k x R / D, тогда R пропорционален α.

План комнаты Эймса. У испытуемого формируется гипотеза о том, что комната прямоугольная.

10. Исследования восприятия пространства в рамках экологической теории Гибсона.


В объемлющем оптическом строе есть инвариантные структуры для восприятия неизменных свойств объектов. Например, для восприятия размера объекта.

Основной параметр объемлющего оптического строя – градиент плотности текстуры поверхности.

Число перекрытий объектом элементов текстуры поверхности остается постоянным вне зависимости от того, далеко или близко располагается объект.

Отношение, в котором горизонт делит вертикальный размер объекта остается постоянным вне зависимости от дальности объекта.


Число перекрытий объектом элементов текстуры поверхности остается постоянным.


Отношение, в котором горизонт делит вертикальный образ объекта, остается постоянным.

11. Исследования восприятия движения в рамках экологической теории Гибсона.


Экологический подход Дж. Гибсона к восприятию реального движения.

Изменения оптического потока различны при движениях внешнего объекта и при собственных движениях наблюдателя.

Собственные движения наблюдателя приводят к изменению структуры всего оптического строя – глобальные изменения структуры оптического потока. Движения внешнего объекта приводят к изменениям в локальных областях оптического строя – локальные изменения структуры оптического потока.


1. Стробоскоп и его модификации. Стробоскоп – устройство для последовательного предъявления различных неподвижных паттернов. Поскольку стимулы в стробоскопической последовательности неподвижны и сетчатка не “стимулируется” движением, принято считать, что воспринимаемое при этом движение является всего лишь “кажущимся”, а не “реальным”. Стимульной информацией о движении является изменение паттерна, и эта информация одинакова как при непрерывных, так и при прерывистых изменениях.

2. Движущаяся бесконечная лента. За окном непрерывно двигалась в определенном направлении полосатая или текстуированная поверхность, причем двигалась с любой скоростью. Глаз при подобных опытах извлекает не “движение” поверхности относительно окна, а постепенно появление и исчезновение элементов поверхности у заслоняющего края.

3. Установка с вращающимися краями. Поворачивание круга в его окружении представляет собой фактически срезание текстуры строя у контура круга.

4. Устройство с кругом и прорезью. Если вместо текстуры на таком круге нарисовать спиральную линию, то при медленном вращении возникает восприятие расширения (или сжатия).

5. Метод теневых проекций. Принято говорить, что отбрасывающий тень непрозрачный объект проецируется на экран с помощью светового излучения, т.е. с помощью прямых лучей. Проекция объекта, создаваемая очень маленьким близким источником, является центральной в том смысле, что лучи расходятся из точки, как из центра. Проекция, создаваемая удаленным источником, таким как солнце, является параллельной, поскольку в этом случае лучи не расходятся. Зрительный телесный угол тени, окруженной светом, обеспечивает информацию для восприятия объекта на пустом фоне, и виртуальный объект видится так, как будто он находится на фоне неба.


12. Исследования восприятия константности в рамках экологической теории Гибсона.


Восприятие расстояния и размера на земной поверхности. Линейная перспектива является признаком расстояния, такую же роль могут играть и градиенты близости или плотности текстуры земной поверхности. Опыты проводились на поле, которое простиралось почти до самого горизонта и было тщательно перепахано, чтобы на нем не было видно никаких борозд. В этом необычном эксперименте требовалось оценить высоту вех, расставленных по полю на расстоянии до полумили. Считалось, что константность размера должна “нарушаться”, поскольку для любого объекта в конце концов найдется такое расстояние, начиная с которого он вообще перестает быть видимым. Однако, те оценки размера, которые давали наивные испытуемые в эксперименте не уменьшались, даже тогда, когда вехи находились в 10 минутах ходьбы. С увеличением расстояния увеличивался разброс оценок, но сами оценки не уменьшались. Константность размера не нарушалась. Размер объекта с расстоянием не уменьшался, а лишь становился менее определенным. Наблюдатели неосознанно извлекают определенное инвариантное отношение, а размер сетчаточного изображения не играет никакой роли. Независимо от того, насколько далеко находится объект, он пересекает или заслоняет одно и то же число текстурных элементов земи. Это число является инвариантным соотношением. Отношение, в котором веху делит горизонт – инвариант. Эти инварианты – не признаки, а информация для прямого восприятия размера.

13. Виды оптических искажений. Исследования перцептивной адаптации к инвертированному зрению.


Способы искажения сетчаточного изображения:


  • Инверсия изображения – переворачивание проксимального стимула сверху внизу.

  • Реверсия изображения – переворачивание проксимального стимула справа налево.
  • Изменение знака диспаратности, приводящее к восприятию «выпуклого как вогнутого».


  • Смещение в пространстве и во времени.

  • Изменение цветности проксимального стимула.


Исследования перцептивной адаптации к инвертированному зрению.


Результаты эксперименты Дж. Стрэттона (8 дней):

  • Адаптация к оптическим искажениям возможна, она происходит в течение 6-9 дней.

  • Моторная адаптация происходит успешно.

  • Перцептивная адаптация происходит частично.

  • Необходимым условием достижения адаптации являются активные действия наблюдателя.


Результаты эксперимента И. Колера (124 дня):

  • Адаптация к оптическим искажениям возможна, она происходит в течение 6-9 дней.

  • Моторная адаптация происходит быстро и успешно.

  • Возможна частичная перцептивная адаптация.

  • Важность предметности для процессе адаптации.


Результаты эксперимента А.Д. Логвиненко:

  • Адаптация к оптическим искажениям есть процесс построения нового видимого мира. Новый образ видимого мира создается наряду с тем, который был сформирован до ношения инвертоскопа.

  • Возможно формирование константности размера и формы.

  • Возможно исследовать процесс адаптации у условиях прерывистого ношения инвертоскопа.

14. Исследования псевдоскопического восприятия. Правило правдоподобия.


Псевдоскопическое зрение. Компанейский (1951):

  • Простые формы объектов воспринимаются вогнутыми.

  • Знакомые формы объектов не воспринимаются вогнутыми.

  • Человеческое лицо никогда не воспринимается вогнутым.

  • Движение маски лица вокруг вертикальной оси воспринимались как качание маски справа налево и обратно.
  • Опыты с бумажными жгутами, наложенными на руку.


  • Опыты с пробирками, движущимися по кругу.


Предметность восприятия лица так велика, что даже вогнутая маска выглядит настоящим лицом.


Правила правдоподобия. Это наш прошлый опыт, наши знаний об объектах и свойствах объектов внешнего мира, которые мы берём из памяти, чтобы интерпретировать противоречивую сцену. Для восприятия необходима предметность.


Псевдоскопическое зрение. Столин В.В. (1973)

  1. Опыты с миской, наполненной подкрашенной жидкостью.

Жидкость не может существовать над миской, поэтому испытуемые описывали жидкость над миской не как жидкость, а как желе, пластмассу или какую-то другую твёрдую субстанцию.

  1. Опыты со слоником, конусом и карандашом.

На конусе и слонике лежал карандаш. Поскольку в псевдоскопе возникала невозможная в реальной жизни сцена (карандаш повисал в воздухе), испытуемые по-разному интерпретировали увиденное, строя разные модели.


Выводы из экспериментов Компанейского и Столина:

  1. Адаптация к псевдоскопическому искажению возможна.

  2. В процессе адаптации для интерпретации противоречивой информации в сцене, наблюдаемой через псевдоскоп, используется правило правдоподобия.

15. Проблема создания искусственных органов чувств. Исследования формирования «кожного зрения» у слепых.


Камера передавала изображение на матрицу из вибродатчиков, наложенных на спину испытуемого. Те участки изображения, которые были наиболее яркими, передавались как более интенсивные тактильные стимулы, а те, которые были тёмными – как менее интенсивные тактильные стимулы.


Г. Гварниеро – аспирант факультета психологии, слепой от рождения. Проводил на себе эксперименты, пытаясь обнаружить кожное зрение.

Этапы формирования кожного зрения (3 недели):
  • Несколько часов Гварниеро воспринимал вибрацию датчиков как тактильные ощущения покалывания по поверхности кожи.


  • Затем начала формироваться способность опознавать простые формы (круг, квадрат, горизонтальная полоска…). Отсутствовало ощущение глубины.

Характер ощущений не тактильный, а вынесенный вовне зрительный.

  • Движение воспринимается сразу, однако не различаются движение объекта и движение наблюдателя. Отсутствие стабильности видимого мира.

  • Научился оценивать размер предмета, меняя фокусное расстояние телекамеры.

  • Научился оценивать относительную и абсолютную удаленность на основании зрительных признаков «перекрытие» и «сетчаточный размер».

  • Не смог овладеть константностью формы. Опознавал предмет в фас и профиль как 2 разных предмета.

  • Научился опознавать части собственного тела.

Выводы:

  • Можно сформировать предметное зрительное восприятие, используя «не зрительную» сенсорную основу.

  • В феномене кожного зрения формируются «зрительные», а не тактильные образы.

  • Формируется константность положения, константность размера, стабильность видимого мира. Не возникает константность формы.


Современные способы протезирования зрения. Чип иннервирует клетки сетчатки или клетки зрительной коры.

16. Кросскультурные исследования восприятия.


Кросскультурные исследования восприятия:

  1. Плохая оценка больших расстояний представителями племён, живущими в джунглях. К. Тербалл (1975).

  2. Неевропейцы из сельских районов, племена африканцев не воспринимают оптико-геометрических иллюзий (А.Р. Лурия, 1932; М. Сегалл, 1966).

  3. Представители племен Центральной Африки не воспринимают информацию, представленную в рисунках. «В кого целится охотник?»

(В. Хадсон, А. Манди-Кастл, 1966).

У аборигенов, не пользующих повседневно прямыми углами, не возникают иллюзии Мюллера-Лайера и Понцо.

17. Потребности и ценности как организующие факторы восприятия. Эксперименты Брунера и Гудмен с восприятием монет.


Два типа детерминант восприятия: автохтонные и поведенческие.


  • Автохтонные задаются нейрофизиологическими законами воспринимающей системы.

  • Поведенческие задаются социальными и культурными ценностями субъекта, это активные приспособительные функции когнитивного уровня.

  • Гипотеза: социальные ценности и потребности субъекта влияют на процесс восприятия.


Эксперимент с восприятием размеров монет в группах бедных и богатых детей (Дж. Брунер, К. Гудмен).

3 группы детей: «богатые», «бедные» и контрольная. Задача: оценить размер монет достоинством от 1 до 50 центов: 1, 5, 10, 25, 50.

1-я серия эксперимента: оценка по памяти.

2-я серия эксперимента: оценка размера при наличии монет в поле зрения.

У «бедных» детей – переоценка размера на 10-50% процентов.

ТРЕТЬИ ВОПРОСЫ БИЛЕТОВ


1. Пороги ощущений. Чувствительность. Субсенсорный диапазон.


Разновидность порогов ощущений:

  • Нижний абсолютный порог – минимальная интенсивность стимула, которая впервые вызывает ощущение.

  • Верхний абсолютный порог – значение интенсивности стимула, при которой появляется ощущение нового стимула.

  • Разностный порог – минимальное изменение интенсивности стимула, приводящее к изменению ощущения.

  • Относительный порог (отношение Вебера) – отношение разностного порога к исходной велечине стимула.

  • Чувствительность – величина, обратная к значению порога.

По Г.В. Гершуни, субсенсорный диапазон – та область интенсивности стимулов, которая лежит ниже порога осознания (измеряемого психофизическими методами), но воздействие которых отражается в изменении физиологических реакций человека.


Контуженные.

Улитково-зрачковый рефлекс – расширение диаметра зрачка под действием звука.

2. Метод границ.


Метод минимальных измерений (метод границ).

Пример: применение методы границ для определения порога обнаружения визуального сигнала. Порог обнаружения – есть среднее по предельным значениям. Большое количество (от 30 до 50) чередующихся (сверху вниз и снизу вверх) проб для одного испытуемого. Среднее предельное значение для всех проб – есть порог обнаружения.


Ошибка привыкания – тенденция сохранять ответ «да» в нисходящий рядах, и наоборот.

Ошибка предвосхищения – связана с ожиданием перемены и, таким образом, сменой ответа «да» на «нет» в нисходящем ряду и наоборот.

Основная цель чередования нисходящих и восходящих рядов – сбалансировать любую из постоянных ошибок, если они возникают.

3. Метод установки.


Метод установки

В методе установки испытуемый сам изменяет интенсивность стимула. Остальная процедура аналогична методу минимальных измерений. Испытуемый самостоятельно регулирует интенсивность светового пятна до тех пор, пока не достигнет порога обнаружения. Экспериментатор каждый раз записывает выявленный порог обнаружения.

4. Метод констант.


Метод констант


Стимулы

Ответы испытуемого

Вероятность ответа «больше»

Т1-Э

М М М М М М Б М М

0,05

Т2-Э

М М М Б М Б М М Б

0,15


Т3-Э

М Б М Б М М Б Б М М Б

0,45

Т4-Э

М Б М Б М Б М Б М

0,63

Т5-Э



0,86

Т6-Э



0,98


После заполнения таблицы строится график – по оси абсцисс – интенсивность стимуляции, по оси ординат – вероятность ответа «больше».




Вводится точка субъективного равенства – частота ответа «больше» равна 50%.


Дифференциальный порог = (I(0,75) – I(0,25))/2

5. Типы шкал


Типы шкал (по степени сложности обработки результатов):


  • Шкала наименований. Отношения равенства – неравенства. Шкала цвета, номера игроков в спортивной команде. Допустимая операция – биекция.

  • Шкала порядка. Отношения больше, меньше, равно. Шкала интеллекта, шкала тревожности, оценки успеваемости. Допустимая операция – монотонная функция.

  • Шкала интервалов. Отношения «на сколько условных единиц больше или меньше». Шкала температуры. Допустимая операция – линейная функция.

  • Вводится условный ноль.

  • Вводятся условные единицы.
  • Шкала отношений. Отношения «во сколько раз больше или меньше». Шкала симпатичности лица человека, шкалы громкости звука, белизны бумаги и т.д. Допустимая операция – преобразование подобия.


6. Метод ранжирования. Метод равных сенсорных расстояний.


Метод ранжирования.

Другое название этого метода — метод качественного упорядочивания. Оно говорит само за себя; испытуемый упорядочивает по данному признаку предъявленное число образцов. Так получают один ранговый порядок. Одни и те же образцы упорядочиваются несколько раз, обычно разными наблюдателями и для каждого образца подсчитывается средний ранг. Этот метод очень удобен, когда мы имеем дело с большим количеством образцов. Обычно несколько образцов предъявляют одновременно и позволяют испытуемому выбирать один ранговый порядок так долго, как он пожелает. Когда много образцов, его могут попросить грубо рассортировать их по качествам (классам) до того, как он приступит к окончательному ранжированию.

Одной из первых работ, связанных с методом ранжирования, была работа Кэттелла с уточнениями и дополнениями его учеников (Самнера, Торндайка, и т. д.). Тем временем Спирман показал, как использовать порядковые ряды при измерениях корреляции — важный вклад в метод.

Кэттелл воспользовался методом ранжирования для определения лидеров любой естественной науки в оценке их коллег. Он предложил 10 психологам проранжировать 200 американцев, которые претендовали на звание психолога. Десять судей работали самостоятельно, независимо друг от друга. Затем Кэттелл подсчитал среднее всех 10 рангов, определенных для каждого психолога. Он опубликовал перечень самых высоких средних рангов в 1903 г. и открыл имена людей в 1933 г. Наша таблица включает в себя 51 имя и их порядок. Некоторые из людей были скорее философами, чем психологами; некоторые лица, стоящие вблизи или на некотором расстоянии от конца таблицы, были молодыми людьми, которых еще рано было посвящать в рыцари.


Метод равных сенсорных расстояний.

Имеется ряд методов, в которых испытуемый пытается выбрать или согласовать серию стимулов так, чтобы они отмечали субъективно равные расстояния на некотором континууме. Первый из них – «деление интервала пополам» – был использован Плато в 1850 г. Он просил художников воссоздать серый тон, который является средним между черным и белым. Иными словами, субъективное расстояние между белым и серым было таким же, как между черным и серым. Метод разработан Дельбефом, Мюллером и Титченером (1905). Основной целью была проверка справедливости закона Фехнера. Если бы средняя точка совпадала со средним геометрическим, а не средним арифметическим, то Фехнер оказался бы прав. Иногда точка приходилась на одно среднее, иногда на другое; случалось и так, что она оказывалась где-то между ними.


Метод деления пополам может давать истинный нуль для шкалы.


7. Метод парных сравнений.


Метод парных сравнений введен Коном при изучении предпочитаемости цветов. Его часто признают в качестве наиболее адекватного способа получения надежных оценок. Задача испытуемого в любой момент упрощается до предела, потому что перед ним только два образца. Он сравнивает их в определенном отношении, переходит к другой паре и так до тех пор, пока не оценит всех образцов.

Строится шкала порядка.

8. Метод оценки величины. Метод оценки отношений.


Методы прямого шкалирования Стивенса:


  • Метод оценки величины. Для начала испытуемому показывается самый слабый стимул и говорится, что это минимум. Затем показывается самый сильный стимул и говорится, что это максимум. Затем показываются промежуточные стимулы, а испытуемому необходимо оценить их по шкале от минимума до максимума.




  • Метод оценки отношений. Испытуемому в одной пробе представляются два стимула, и спрашивается, во сколько раз они отличаются. Затем предлагаются два других стимула, и снова спрашивается, во сколько раз они отличаются. Такая процедура проводится в отношении 20-30 пар стимулов, находятся средние значения, строится шкала.

9. Метод установления величины. Метод установления отношений.


Методы прямого шкалирования Стивенса:


  • Метод установления величины. Экспериментатор предлагает испытуемому менять предложенный стимул до тех пор, пока он не составит m условных единиц (по шкале от минимума до максимума).



  • Метод установления отношений. Экспериментатор предлагает испытуемому менять предложенный стимул до тех пор, пока он не будет в n раз больше или меньше другого стимула.


10. Метод кроссмодальных сравнений.


Задача испытуемого – уравнять по интенсивности ощущения разных модальностей. Например, тактильную вибрацию и громкость звука.

Если степенной закон Стивенса верен, тогда ощущение силы вибрации S(вибрации) = IK(вибрации).


S1 = I1n

S2 = I2m


S1 = S2

I1n = I2m приравниваем интенсивности по разным модальностям


n * ln I1 = m * ln I2

ln I1 = (m/n) * ln I2

tgα = m/n


С испытуемого не спрашивали числовую оценку, однако tgα стал равен полученным в других экспериментах константам.


График – прямая с углом α.

11. Психофизическая шкала сонов.


Стивенс определил один «сон» как интенсивность ощущения звука частотой 1 000 Гц и интенсивностью 10 дБ над абсолютным порогом.


Построение графиков. Сравнение с Фехнеровским графиком – прямой.

12. Критика Стивенсом постулата Фехнера.


Психофизика Стивенса. Опроверг 1 постулат Фехнера.

  • Ощущение возможно измерить на косвенно, а напрямую.

  • Количественно ощущение можно измерить не в пороговой измерительной процедуре, а при помощи шкалирования субъектом своих ощущений.


Что нового внёс Стивенс в психофизику?

  • Сформулировал новый более универсальный психофизический закон.
  • Опроверг постулат о невозможности прямого измерения ощущений.

  • Разработал новые психофизические методы.

  • Появились новые возможности установления психофизических зависимостей (например, симпатичность лица).