litceysel.ru
добавить свой файл
1

НП «СИБИРСКАЯ АССОЦИАЦИЯ КОНСУЛЬТАНТОВ»

http://sibac.info



ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Толопченко Вера Викторовна

заведующая МДОУ №18 г. Батайск Ростовской области

Швед Оксана Вячеславовна

заместитель заведующей МДОУ №18 г. Батайск Ростовской области

Колодяжная Татьяна Павловна

научный руководитель к.п.н., доцент кафедры коррекционной педагогики Педагогического института ЮФУ

E-mail: Koloduaznauatatiana@mail.ru


В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речевого развития, недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных. Объективные обследования в большинстве случаев не выявляют грубой патологии у таких детей, но, между тем их проблемы подчас трудно разрешимы. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, его успешного обучения в школе. Любые задержки и нарушения в развитии речи ребенка отражаются на формировании его личности и поведения.

Значительно возросло количество детей с общим недоразвитием речи (ОНР). При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, различными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение. У некоторых же детей при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов речи.

В логопедии понятие «Общее недоразвитие речи» определяется, как патология речи у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы. При общем недоразвитии речи отмечается позднее ее проявление, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования [4].


Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи (ОНР) было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии: Н.А. Никашиной, Г.А. Каше, Л.Ф. Спировой, Г.И. Жаренковой и др. в 50-60 годах 20 века [2].

Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева отмечают, что неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде, так и во время родов, а так же в первые годы жизни ребенка могут привести к общему речевому недоразвитию. Тяжесть речевого недоразвития определяется степенью поражение мозга. В настоящее время доказано, что от времени поражения в значительной степени зависит характер аномалии развития мозга в целом. Наиболее тяжелое поражение мозга под влиянием различных, вредных факторов (инфекций, интоксикаций) обычно возникает в период раннего эмбриогенеза. Полагают, что наиболее обширные изменения структуры коры головного мозга возникают при поражении на 3-4 месяце внутриутробной жизни, в период наибольшей дифференциации нервных клеток. Учеными доказано, что употребление никотина, алкоголя во время беременности также может привести к нарушениям физического и нервно-психического развития ребенка, одним из проявлений которых часто является общее недоразвитие речи. Ранее выявление этих детей, изоляция их от асоциальных родителей, правильно организованная медицинская, воспитательная и логопедическая работа имеет значение по предупреждению у них речевого и интеллектуального недоразвития. Реже недоразвитие речи возникает благодаря генетическим факторам. В таких случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даже незначительных, неблагоприятных внешних воздействий [1].

Наблюдения психологов и педагогов показывают, что часть детей имеющих на определенном возрастном этапе несформированность всех сторон речи, при проведении систематических логопедических занятий могут полностью преодолеть свой речевой дефект и в дальнейшем успешно обучаться в массовой школе. Другая часть детей, имевших в дошкольном возрасте сходные речевые нарушения, даже после систематических логопедических занятий, в ряде случаев оказывается не в состоянии полностью преодолеть свою речевую недостаточность, и в дельнейшем, обучаясь в условиях специальной школы для детей с речевыми расстройствами, продолжают иметь, в течение ряда лет, выраженные речевые нарушения.


Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина отмечают, что у детей с ОНР нарушена координация движений, не достаточно развита мелкая моторика рук. Дети данной категории должны быть определены в специализированные дошкольные учреждения, где будет, проводится коррекционная работа во всех видах деятельности: при проведении режимных моментов, на занятиях на прогулках, в играх и т.д. Авторы также отмечают, что у детей с общим недоразвитием речи характерной чертой употребляемых словесных комбинаций являются слова, соединяемые в предложениях, не имеющие ни какой грамматической связи между собой, хотя внешне, отдельные словосочетания могут быть похожи на правильно оформленные грамматические построения [6].

С.А. Миронова считает, что ребенок с нарушенным ходом речевого развития не улавливает сходства ситуаций и сходства их обозначения и длительно обозначает однотипные речевые ситуации по-разному. Грамматический элемент не сразу становится для него носителем определенного значения, и однотипные ситуации не связываются с однотипными грамматическими элементами, как это наблюдается в норме «дай сон-у» (дай слона), «дай бан-у» (банку). Характерной особенностью дизонтогенеза речевого развития является факт длительного сосуществования предложений грамматически правильно и неправильно оформленных [3].

Исследования Т.А. Марковой, В.Г. Нечаевой, А.П. Усовой убедительно показывают важную роль общения со сверстниками в формировании личности ребенка и его взаимоотношений с другими детьми. Нарушение общения и связанное с ним отрицательное эмоциональное самочувствие часто приводит к формированию межличностных отношений, данную особенность впервые отметили Е.А. Аркин и Л.И. Божович.

Речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки. Изучая особенности развития дошкольников с общим недоразвитием речи О.А. Слинько отмечает, что несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников. Личность детей с патологией речи формируется в условиях своеобразного развития вследствие имеющегося дефекта. Своевременное развитие речи является одним из основных условий нормального психического развития ребенка. Задержка проявления речевого общения, бедный словарный запас, и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка.

В зависимости от уровня коммуникативных нарушений и степени переживания речевого дефекта дошкольники с общим недоразвитием речи Г.В. Чиркиной были разделены на три группы. Дети первой группы не демонстрируют переживание речевого дефекта, у них не отмечаются трудности при речевом контакте. Они активно взаимодействуют с взрослыми и сверстниками, широко используют при этом невербальные средства общения. Вступают в общение и поддерживают диалог, часто обращаются друг к другу с вопросами, комментирующими и побуждающими высказываниями. У детей второй группы наблюдаются некоторые трудности в установлении контакта с окружающими, они не стремятся к общению, на вопросы стараются отвечать односложно, избегают ситуаций, требующих использования речи, в игре прибегают к невербальным средствам общения, демонстрируют умеренные переживания дефекта. Дети этой группы редко проявляют инициативу в общении. Однако при обращении к ним они могут поддерживать общение. Если тема разговора или ситуация вызывает эмоциональный отклик, дети проявляют активность, поддерживают начатое общение. На обращения партнеров по общению чаще реагируют практическими действиями, чем словесно. Активно комментируют свои действия и действия партнера. В общении в основном используют диалогический цикл. У детей третьей группы отмечается речевой негативизм, который выражается в отказе от общения, замкнутости, наблюдается агрессивность, заниженная самооценка. Дети избегают общения с взрослым и сверстниками. Дети этой группы редко являются инициаторами общения. Они предпочитают скорее вступить в общение с взрослым, чем со сверстником. Дети остаются безучастными к попыткам партнеров по общению привлечь их к совместной деятельности, не поддерживают начатое общение. Дети редко обращаются к сверстникам с просьбами или попытками обсуждения, наиболее часто употребляемым типом высказываний являлся вопрос, адресованный взрослому или безадресованный вопрос. Дети этой группы предпочитают действовать молча, часто не учитывая невербальный контекст ситуации. Дети создают конфликтные ситуации, активно включаются в конфликты, возникшие между другими детьми [5].


Таким образом, по итогам анализа психолого-педагогическиго исследования по данной проблеме, можно сделать вывод, что у детей с ОНР нарушено формирование всех компонентов речевой системы, у них отмечается ограничение запаса слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. Дети данной категории обладают пониженной способностью восприятия различий в физических характеристиках элементов языка, у них снижена способность к различению значений, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка, что в свою очередь, ограничивает возможности и способности, необходимые для творческого использования конструктивных элементов родного языка в процессе построения речевого высказывания. Дошкольники, имеющие речевую патологию, испытывают значительные трудности в общении, особенно в общение со сверстниками. Переживая свой дефект, дети с ОНР прибегают к различным формам психологической защиты, и в зависимости от темперамента, ребенок может быть агрессивен в отношении к окружающим или к самому себе, может быть тревожен, застенчив, чаще всего дети-логопаты имеют заниженную самооценку, робки и нерешительны. В большинстве случаев дети фиксируются на своем дефекте, что негативно сказывается на развитии личности ребенка.


Список литературы:


  1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. - Екатеринбург., 1998.

  2. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.

  3. Миронова С.А. Развитие речи у дошкольников на логопедических занятиях. – М.,1991.

  4. Селиверстов В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда. – М., 1997.

  5. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 2001.

  6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции ОНР У детей дошкольного возраста//Дефектология. - №6. -1985. С. 35-39.



Материалы международной заочной научно-практической конференции

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

30 МАЯ 2011 Г.