litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 3
Бюджетное образовательное учреждение Омской области


для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Кормиловский детский дом».


Образовательная программа по вокальному пению

(модифицированная)

/для детей в возрасте 7-10 лет/

срок реализации 3 года


Программа составлена на основе типовой

Государственной программы для внешкольных

учреждений и общеобразовательных

школ «Музыка» (раздел Хор) М., «Просвещение» 1986г.


Утверждена на методическом

совете « »____________2007год

Директор ГОУ

«Кормиловский детский дом»

____________ Лескевич Л.Е.


Составила: Алексеева И.П.

музыкальный руководитель

/ I квалификационная категория/


Пояснительная записка


Вокальная работа является одним из средств разностороннего развития детей: музыкально-творческого и личностного. Занятия в вокальной группе приобщают детей к вокальному искусству, создают условия для оптимального индивидуального певческого развития каждого члена вокальной группы. Они формируют певческую культуру детей, развивают музыкальный слух, певческий голос, внимание, мышление, память, эмоциональные и творческие способности, интересы, вкус, трудолюбие.

Развитие певческих навыков и умений важно для детей, т.к. оно неразрывно связано с их умственным развитием. Процесс восприятия музыки и обучения пению требует от ребёнка большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать своё пение с пением других, прислушиваться к исполняемой на музыкальном инструменте мелодии. Сопоставлять различный характер музыкальных фраз, предложений, оценивать качество исполнения.

Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. Пение с движением формирует хорошую осанку, координирует ходьбу. В процессе обучения пению особенно активно развиваются музыкальные способности детей.


Результаты обследования воспитанников Кормиловского детского дома показали, что дети младшего школьного возраста не знают правильного положения тела при пении. У них слабо сформированы такие вокальные навыки как звукообразование, дыхание. Дикция (правильное произношение слов) и такие хоровые навыки как ансамбль (слитность, согласованность исполнения детьми в вокальной группе) и строй (чистое певческое интонирование). Дети знают мало песен, не знакомы с творчеством многих композиторов.

Развивать певческие навыки и умения лучше всего на музыкальных занятиях с детьми младшего школьного возраста, т.к. голосовой аппарат ещё не до конца сформирован.

Музыкальным руководителем были изучены программы по вокальному развитию детей дошкольного возраста следующих авторов: Дубровской Е.А.,Радыновой О.П., Васильевой программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Все эти программы разработаны и апробированы в музыкальных школах, детских садах. Но нет программы по вокальному пению для детей воспитывающихся в условиях детского дома, где были бы учтены особенности их умственного и музыкального развития. Поэтому возникла проблема составления данной модифицированной программы, в основу которой была положена типовая программа по вокально-хоровой работе Т.Н.Овчинниковой.


Цель работы - певческое развитие детей, приобщение их к музыке.

Задачи.


  1. Образовательные:

  • Учить детей соблюдать правильную певческую установку – правильное положение тела при пении.

  • Учить петь естественным, высоким, светлым звуком без крика и напряжения, чётко выговаривать слова.

  • Учить правильно брать дыхание.

  • Учить петь чисто интонируя.

  • Учить исполнять песни в сопровождении и без него.

2.Развивающие:

    • Развивать музыкальный слух
    • Развивать голос, укрепляя и расширяя певческий диапазон


3 Воспитательные

  • Воспитывать чувство коллективизма, потребность и готовность к эстетической певческой деятельности, эстетический вкус.

В данной программе сохранены все разделы предлагаемые Т.Н.Овчинниковой. Особенность данной программы по вокальному пению в том, что в ней:

  • Изменён репертуар песен (Добавлены песни по календарным праздникам)

  • Уменьшено количество часов на изучение музыкальной грамоты

  • Разработан календарно – тематический план на три года обучения ( Приложение №1).

Данные изменения были внесены в связи с условиями детского дома и индивидуальными особенностями детей – сирот.

Программа предназначена для детей 7-10 лет, занимающихся вокальным пением 2 раза в неделю по 1 часу, 72 часа в год. Программа рассчитана на 3 года обучения.

Набор детей в вокальную группу свободный. Занятия проводятся музыкальным руководителем во внеурочное время в помещении с хорошей акустикой, вентиляцией и звукоизоляцией. Стулья для детей желательно расположить в два ряда полукругом.

Для занятий необходим музыкальный инструмент (фортепиано, аккордеон, баян), магнитофон или проигрыватель для прослушивания музыкальных записей, набор кассет или пластинок с записью классических музыкальных произведений, набор репродукций с изображением природы, шумовые музыкальные инструменты, доска с нотными линейками.

К концу обучения дети должны приобрести следующие вокальные навыки:

  • петь в диапазоне Ре1 (До1) – До2;

  • сидеть (или стоять) при пении прями, не напряженно, слегка отведя плечи назад, пустив руки или положа их на колени (при пении сидя);

  • петь только с мягкой атакой;

  • петь лёгким звуком, стараться его тянуть без всякого напряжения, без утечки воздуха;

  • знать, что певческий голос надо беречь;
  • правильно и ясно выговаривать слова песни;


  • правильно дышать: уметь делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч, петь ровно короткие фразы на одном дыхании. В подвижных песнях уметь делать активно-спокойный вдох.

  • Петь чисто, слаженно в вокальной группе несложные песни в унисон с сопровождением.


Результаты работы по данной программе должен отслеживаться через выполнение членами вокальной группы серии заданий (Приложение №2).


Тематический план.

1 год обучения.


Содержание и виды работ

Общее количество часов

Теория

(час)

Практика

(час)

1

Вокальная работа

58

9

49

2

Слушание музыки

3

1

2

3

Музыкальная грамота

3

1

2

4

Мероприятия воспитательно-

познавательного характера

8

2

6




72

13

49



Содержание программы.


1.Вокальная работа

Теоретические вопросы:

  • Творчество, биография композиторов, авторов музыкальных произведений. Содержание музыки и текста, особенности музыкально – выразительных и исполнительских средств.

  • Охрана голоса.

  • Певческая установка, звукообразование, дыхание.

Практические вопросы:

  • Песни. Содержание песен. Исполнение песен.

2.Слушание музыки.

Теоретические вопросы:

  • Слушание вокально–хоровых и инструментальных произведений с целью воспитания эмоциональной отзывчивости на музыку.

  • Введение понятий: вступление, запев, припев, куплет.

Практические вопросы:

  • Краткий рассказ о музыкальном произведении и его авторе.

  • Прослушивание произведения, разговор об особенностях музыкально – выразительных средств данного произведения.

3.Музыкальная грамота.

Теоретические вопросы:

  • Ознакомление детей с основными музыкально – выразительными средствами: мелодией, ритмом, динамикой, размером.

Практические вопросы:


4. Мероприятия воспитательно-познавательного характера.

Теоретические вопросы: Рассказ о жизни и творчестве П.Чайковского, Л.Бетховена, М.Римского-Корсакова, народных музыкальных инструментах


Практические вопросы: выступления.


Тематический план.

2 год обучения.

Содержание и виды работ


Общее количество часов

Теория

(час)

Практика

(час)

1

Вокальная работа

54

8

46

2

Слушание музыки

4

1

3

3

Музыкальная грамота

4

1

3

4

Мероприятия воспитательно-

познавательного характера

10

2

8




72

12

60


Содержание программы.


1.Вокальная работа

Теоретические вопросы:

  • Знакомство детей с народными, классическими произведениями. Беседа о разучиваемом произведении с привлечением материала из других видов искусств.

  • Знание об охране голоса.

  • Знание и соблюдение певческой установки, обучение правильному звукообразованию, дыханию.

Практические вопросы:

  • Показ и исполнение песни. Разбор её содержания.

  • Разучивание песни с сопровождением.


2.Слушание музыки.

Теоретические вопросы:

  • Слушание вокально–хоровых и инструментальных произведений с целью воспитания эмоциональной отзывчивости на музыку.


Практические вопросы:

  • Краткий рассказ о музыкальном произведении и его авторе.

  • Прослушивание произведения, разговор об особенностях музыкально – выразительных средств данного произведения.


3.Музыкальная грамота.

Теоретические вопросы:

  • Ознакомление детей с основными музыкально – выразительными средствами: мелодией, ритмом, динамикой, размером.

  • Ознакомление с мажором и минором, музыкальными инструментами и типами певческого голоса.

Практические вопросы:

  • Пение на основе приобретенных знаний и умений.


4. Мероприятия воспитательно-познавательного характера.

Теоретические вопросы: Рассказ о жизни и творчестве Д.Кабалевского, Д.Шостаковича, «Может ли изображать музыка?», «Музыка и сказки»


Практические вопросы: выступления.


Тематический план.

3 год обучения.


Содержание и виды работ

Общее количество часов

Теория

(час)

Практика

(час)

1

Вокальная работа

52

7

45

2

Слушание музыки

5

1

4


3

Музыкальная грамота

5

1

4

4

Мероприятия воспитательно-

познавательного характера

10

2

8




72

11

49


Содержание программы.


1.Вокальная работа

Теоретические вопросы:

  • Знакомство детей с народными, классическими произведениями. Беседа о разучиваемом произведении с привлечением материала из других видов искусств.

  • Знание об охране голоса.

  • Знание и соблюдение певческой установки, обучение правильному звукообразованию, дыханию.

Практические вопросы:

  • Показ и исполнение песни. Разбор её содержания.

  • Разучивание песни с сопровождением.

  • Доведение исполнения песни до уровня, пригодного для публичного выступления.



2.Слушание музыки.

Теоретические вопросы:

  • Слушание вокально–хоровых и инструментальных произведений с целью воспитания эмоциональной отзывчивости на музыку.

  • Формирование умения грамотно оценивать музыкальные произведения.

Практические вопросы:

  • Краткий рассказ о музыкальном произведении и его авторе.
  • Прослушивание вокально–хорового материала. Инструментальных произведений для углубления восприятия музыки, расширения кругозора учащихся, более активного ведения их в многообразный, богатый мир художественных образов.



3.Музыкальная грамота.

Теоретические вопросы:

  • Постепенное формирование музыкально – слуховых представлений, связанных с осознанием лада, устойчивости и неустойчивости звуков.

  • Ознакомление с формами музыкальных произведений (одночастной, куплетной, вариациями).

Практические вопросы:

  • Пение на основе приобретенных знаний и умений.


4. Мероприятия воспитательно-познавательного характера.


Теоретические вопросы: Рассказ о жизни и творчестве Ф.Шопена, М.П.Мусоргского, «Истоки музыки», «Симфонический оркестр».

Практические вопросы: выступления.


Литература.

  1. Апраксина О.А.Методика музыкального воспитания в школе.– М., 1982.

  2. Брошкевич Е. Образ любви. Письма Шопена: Пер. с польск. и фр. / Вступ. ст. И.Бэлзы; Коммент. Г.Кухарского; Ил. И.Кускова.- М.: Правда, 1989.

  3. Великие музыканты Западной Европы. И.С.Бах, И.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.Бетховен - М., 1982.

  4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. - М.:1986.

  5. Владимиров в., Лагутин А. Музыкальная литература, М.: «Музыка»,1986.

  6. Воспитание музыкой: Из опыта работы/ Сост. Т.Е.Вендрова, И.В.Пигарева.- М.: Просвещение, 1991.

  7. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968.

  8. Григорович В.Б.Слово о музыке: Русские композиторы XIX в. – М.,1977.

  9. Гульянц Е.И.Музыкальная азбука для детей. М.: «Аквариум», 1997.

  10. Зорина А.П.Могучая кучка. Популярная монография. Изд.2-е.Л., Музыка, 1973.

  11. Ильин М.Сегал Е Александр Порфирьевич Бородин. Письма / Сост. Писем и прим. Л.Ю.Шкляревской; Ил. В.В.Гамаюнова.- М.: Правда, 1989.

  12. Кабалевский Д. «Ровесники»: Беседы о музыке для юношества. Переизд.- Музыка, 1987.
  13. Кабалевский Д.Про трёх китов и про многое другое. Книга о музыке. – Новосибирск. Зап. - Сиб. книжн. изд-во, 1989.


  14. Кабалевский Д.Б.Как рассказывать детям о музыке? – 3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1989.

  15. Клёнов Арк. С. Там, где музыка живёт. – 2-е изд. – М.: Педагогика,1986.

  16. МашенкоН.М. Слово, музыка, образ.- К.: Рад. школа, 1982.

  17. Поляновский Г. Пётр Ильич Чайковский. М., Музгиз, 1990.

  18. Прохорова И., Скудина Г. Советская музыкальная литература, М., «Музыка», 1982.

  19. Прохорова И.Музыкальная литература зарубежных стран, М., «Музыка», 1985.

  20. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учебное пособие для студ. муз. фак. высш. учеб. заведений/ Д.К.Канарская, Н.И.Киященко, К.В.Тарасова и др.; Под ред. Г.М.Цыпина.- М.: Изд. центр «Академия», 2003.

  21. Радынова О.П.Музыкальное развитие детей. – М.,1997.

  22. Третьякова Л.С. Советская музыка: Кн. для учащихся ст. классов.- М.: Просвещение, 1987.

  23. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству/ Азбука музыкально-творческого саморазвития/ Серия: У тебя получится/ - М.: Аквариум, 1997.



Приложение№1

Календарно – тематический план

1 год обучения






Тема занятия

Дата

проведения.




Подготовка к осеннему празднику




1

Разучивание песни «Листопад» 1к.




2

Разучивание песни «Листопад» 2к.


3

Разучивание песни «Листопад» 3к.




4

Разучивание песни «Оранжевая песенка» 1к.




5

Разучивание песни «Оранжевая песенка» 2к.




6

Разучивание песни «Оранжевая песенка» 3к




7

Разучивание песни «Наши воспитательницы» 1к.




8

Разучивание песни «Наши воспитательницы» 2к




9

Разучивание песни «Наши воспитательницы» 3к




10

Беседа «Детский альбом П.И.Чайковского».




11

Повторение песен.




12

Разучивание песни «Белочка» 1к.




13

Разучивание песни «Белочка» 2к




14

Разучивание песни «Белочка» 3к.


15

Разучивание песни «Тень-тень».




16

Разучивание песни «Весёлые гуси».







Подготовка к новогоднему празднику.




17

Разучивание песни «Как на ёлке у ребят» 1к.




18

Разучивание песни «Как на ёлке у ребят» 2к.




19

Разучивание песни «Как на ёлке у ребят» 3к.




20

Разучивание песни «Хорошо, что каждый год» 1к




21

Разучивание песни «Хорошо, что каждый год» 2к.




22

Разучивание песни «Хорошо, что каждый год» 3к.




23

Разучивание песни «Дед мороз»1к.




24

Разучивание песни «Дед мороз»2к




25

Разучивание песни «Здравствуй, дед мороз»1к.





26

Разучивание песни «Здравствуй, дед мороз».2к.




27

Повторение песен.




28

Разучивание песни «Весёлый лягушатник»,1к.




29

Разучивание песни «Весёлый лягушатник»,2к.




30

Разучивание песни «Весёлый лягушатник»,3к.




31

Повторение песен







Подготовка к 23 февраля




32

Разучивание песни «Слава армии родной» 1к.




33

Разучивание песни «Слава армии родной» 2к.




34

Разучивание песни ««Слава армии родной»3к.




35

Разучивание песни «Слава армии советской»1к.




36

Разучивание песни «Слава армии советской»2к.





37

Разучивание песни «На границе» 1к.




38

Разучивание песни «На границе» 2к.




40

Разучивание песни «На границе» 3к.







Подготовка к 8 марта




41

Разучивание песни «Песню девочкам поём» 1к.




42

Разучивание песни «Песню девочкам поём»2к




43

Разучивание песни «Песню девочкам поём» 3к.




44

Разучивание песни «Блины» 1,2,3 к.




45

Разучивание песни «Блины» 4,5,6 к.




46

Беседа «Творчество Н.Римского-Корсакова».




47

Разучивание песни «Мой котёнок» 1к.




48

Разучивание песни «Мой котёнок» 2к.





49

Разучивание песни «Мой котёнок» 3к.




50

Повторение песен.




51

Повторение песен.




52

Повторение песен.




53

Разучивание песни «Весёлый лягушатник» 1к.




54

Разучивание песни «Весёлый лягушатник»2к.




55

Разучивание песни «Весёлый лягушатник» 3к.




56

Беседа «Музыкальные инструменты».




57

Разучивание песни «Здравствуй, детство» 1к.




58

Разучивание песни «Здравствуй, детство» 2к.




59

Разучивание песни «Здравствуй, детство» 3к.




60

Разучивание песни «С днём победы» 1к.




61

Разучивание песни «С днём победы» 2к.




62

Беседа «Творчество Л.В.Бетховена».




63

Итоговый концерт.




64

Разучивание песни «Я хрю – хрюшка» 1к.




65

Разучивание песни «Я хрю – хрюшка»2к.




66

Разучивание песни «Я хрю – хрюшка» 3к.




67

Разучивание песни «Черепаха» 1к.




68

Разучивание песни «Черепаха» 2к




69

Разучивание песни «Черепаха» 3к.




70

Разучивание песни «Тяв – тяв» 1к.




71

Разучивание песни «Тяв – тяв» 2 к.




72

Разучивание песни «Тяв – тяв» 3 к.




Репертуар вокальной группы


  1. Я хрю-хрюшка, сл.П.Синявского, муз. И. Коломцева.

  2. Черепаха, сл. А Алланазарова, муз. Б.Богданова

  3. Тяв- тяв

  4. Песенка крокодила Гены

  5. Урожайная, сл. Т.Волгиной, муз А.Филиппенко

  6. Осень, сл.А.Плещеева, муз И. Кюи

  7. Листопад, сл. Н.Найдёновой, муз Т.Попатенко

  8. Наши воспитательницы, сл. И.Черницкой, муз. А Самонова.

  9. Белочка, сл. Пети Иордановой, муз.Бойко

  10. Тень-тень, сл. народные, муз. В.Калинникова.

  11. Надо спортом заниматься, сл. Е.Каргановой, муз. Ю.Слонова.

  12. Как на ёлке у ребят

  13. Хорошо, что каждый год, сл. З.Петровой, муз В.Герчик

  14. Здравствуй, Дед Мороз, сл. Л.Дымова, муз В.Семёнова

  15. Зимняя пляска, сл. О.Высотской, муз. В.Старокадомского

  16. Весёлый лягушатник, сл. П.Синявского, муз В.Журбина

  17. Слава армии родной, сл.В.Степанова, муз Н.Сушева

  18. Слава армии советской, сл. О.Высотской, муз. Н Парцхаладзе

  19. Дождь пойдёт по улице

  20. Песню девочкам поём, сл. З.Петровой, муз.Т.Попатенко.

  21. Проводы зимы, сл.У.Устюжанина, муз. Н.Римского-Корсакова.

  22. Самый умный, сл. Ю.Полухина,муз. А.Аверченко, О.Чиркуна.

  23. С днём победы, сл. Т.Башмаковой, муз. В.Иванникова.

  24. Сурок, рус. т. С.Спасского, муз. Л.Бетховена.

  25. Здравствуй, детство, сл. М.Яснова, муз. И.Космачёва.

  26. Весёлые гуси, р.н.п.

  27. Заинька, р.н.п.

  28. Ходит Ваня, р.н.п.

  29. Бай-бай качи, р.н.п, обработка М.Магиенко.



.


Календарно-тематический план

2 год обучения.





Тема занятия

Дата проведения




Подготовка ко дню учителя




1

Разучивание песни «Лесная песенка» 1к.




2

Разучивание песни «Лесная песенка» 2к.




3

Разучивание песни «Лесная песенка» 3к.




4

Разучивание песни «Дождь пойдёт по улице» 1к.




5

Разучивание песни «Дождь пойдёт по улице»2к.




6

Разучивание песни «Дождь пойдёт по улице» 3к.




7

Повторение песен.







Подготовка к осеннему празднику.




8

Разучивание песни «Ой, вставала я ранешенько»1,2к.




9

Разучивание песни «Ой, вставала я ранешенько» 3,4к.





10

Разучивание песни «Ой, вставала я ранешенько»5,6к.




11

Разучивание песни «Ой, вставала я ранешенько» 7 к.




12

Разучивание песни «Осень пришла» 1к




13

Разучивание песни «Осень пришла» 2к.




14

Повторение песен




15

Повторение песен




16

Разучивание песни «Если с другом вышел в путь» 1к.




17

Разучивание песни «Если с другом вышел в путь» 2,3к.




18

Беседа «Творчество Д.Шостаковича».




19

Разучивание песни «Песенка Леопольда» 1к.




20

Разучивание песни «Песенка Леопольда» 2к.





21

Разучивание песни «Песенка Леопольда» 3к.







Подготовка к новогоднему празднику.




22

Повторение песен




23

Разучивание песни «Наша ёлка» 1к.




24

Разучивание песни «Наша ёлка» 2к.




25

Разучивание песни «Наша ёлка» 3к.




26

Разучивание песни «Метель» 1к.\

«Что такое новый год» 1к.




27

Разучивание песни «Метель» 2к.\

«Что такое новый год» 2к




28

Разучивание песни «Метель» 3к.\

«Что такое новый год» 3к.




29

Разучивание песни «К нам ёлочка пришла» 1к.




30

Разучивание песни «К нам ёлочка пришла» 2к.





31

Разучивание песни «К нам ёлочка пришла» 3к.




32

Разучивание песни «Музыкант- турист» 1к.




33

Разучивание песни «Музыкант- турист» 2к.




34

Разучивание песни « Музыкант- турист» 3к.




35

Беседа «Музыка и сказки».




36

Разучивание песни «Резиновый ёжик» 1к.




37

Разучивание песни «Резиновый ёжик» 2к.




38

Разучивание песни «Резиновый ёжик»3к.







Подготовка к 23 февраля




39

Разучивание песни «Бравые солдаты» 1к.




40

Разучивание песни «Бравые солдаты» 2к.





41

Разучивание песни «Бравые солдаты» 3к.




42

Разучивание песни «Песня о пограничниках» 1к.




43

Разучивание песни «Песня о пограничниках» 2к.




44

Разучивание песни «Песня о пограничниках» 3к.




45

Разучивание песни «Стой, кто идёт?» 1




46

Разучивание песни «Стой, кто идёт?» 2к.




47

Разучивание песни «Стой, кто идёт?» 3к.




48

Повторение песен.




49

Разучивание песни «Дети любят рисовать» 1к.




50

Разучивание песни «Дети любят рисовать» 2к.




51

Разучивание песни «Дети любят рисовать»3к.




52

Беседа «Может ли изображать музыка?»




53

Разучивание песни «Песенка про каникулы» 1к.




54

Разучивание песни «Песенка про каникулы» 2,3к.




55

Разучивание песни «Самое интересное» 1к.




56

Разучивание песни «Самое интересное»2к.




57

Разучивание песни «Самое интересное»3к.




58

Разучивание песни «Мир похож на цветной луг»1к.




59

Разучивание песни «Мир похож на цветной луг»2к.




60

Разучивание песни «Мир похож на цветной луг»3к.




61

Повторение песен.




62

Разучивание песни «Не волнуйтесь понапрасну»1к




63

Разучивание песни «Не волнуйтесь понапрасну»2к.




64

Разучивание песни «Не волнуйтесь понапрасну»3к.




65

Разучивание песни «Не дразните собак» 1к.




66

Разучивание песни «Не дразните собак» 2к.




67

Разучивание песни «Не дразните собак» 3к.




68

Разучивание песни «Лето» 1к.




69

Разучивание песни «Лето» 2к.




70

Беседа «Творчество Д.Кабалевского».




71

Повторение песен




72

Итоговый концерт




следующая страница >>