litceysel.ru
добавить свой файл
1
III. Обучение ответу на вопрос на литературную тему



Современный исследователь М.С.Каган отмечает синкретический характер эстетической деятельности творца, создающего художественное произведение1.

В процессе творческого поиска автор познает реальную действительность (наблюдает, изучает, сопоставляет события, явления, людей) и оценивает ее (то есть определяет свое отношение к событиям, явлениям, людям, формирует систему суждений). Познание и оценка влекут за собой отбор материала и его художественное осмысление. Автор моделирует отобранный материал, придумывает варианты будущего произведения искусства, подбирая содержанию соответствующую художественную форму. Авторский замысел реализуется в знаковой системе (слово, линия, краска, форма, фактура и пр.) - в соответствии художественным видением мира и талантом творца. Система знаков организуется как коммуникация (сообщение) художественно воплощенной в картине, скульптуре, мелодии, словесном тексте идеи автора. М.С.Каганом наглядно это выражено в схеме эстетической деятельности, представляющей собой систему взаимосвязанных компонентов, где каждая из функций художника - познавательная, оценочная, моделирующая, знаковая, коммуникативная - обозначена начальной буквой слова.



I уровень

П О



II уровень



М



III уровень


З К


Литературоведы Екатеринбурга, проецируя схему эстетической деятельности М.С.Кагана на художественное произведение как результат деятельности, выделяют три структурных уровня художественного целого, соотносимых с тремя структурными уровнями схемы2: I - концептуальный (тематика, проблематика, конфликт, идея, пафос3), II - уровень «внутренней формы» (субъектная и пространственно-временная организация произведения - то есть, условно говоря, кто, где и когда действует и как это выражено) , III - уровень «внешней формы» (речевая организация, ритмико-мелодическая организация текста).


Представленная литературоведами Екатеринбурга структура художественного произведения позволяет нам выделить два типа вопросов читателя к эпическому и драматическому произведениям: концептуальные (на осмысление тематики, проблематики, конфликта, идеи, пафоса) и частные (1 подгруппа - на осмысление системы образов произведения, художественного времени и художественного пространства; 2 подгруппа - на осмысление изобразительно-выразительных средств языка, речевой и ритмико-мелодической организации художественного текста).


Типология концептуальных вопросов к произведению:


  • о чем это произведение? (какие явления действительности изображает автор?)

  • чем обусловлен выбор автора?

  • в чем суть основного конфликта (главного противоречия), изображенного автором?

  • в каких формах этот конфликт в произведении выражен?

  • какие частные противоречия (проблемы) приводят к обострению конфликта?
  • каковы причины этих проблем (противоречий, ярких несоответствий)?


  • как автор относится к изображаемым проблемам?

  • какова система ценностей автора (его эмоционально-ценностная ориентация)?

  • какова идея (основная мысль) произведения?

  • как вы понимаете замысел автора?


Типология частных вопросов к произведению

1 подгруппа

  • кто, где, когда, как, почему, зачем действует?

  • что, где, когда, как почему, зачем происходит?

  • какие особенности сюжетостроения произведения вы заметили?

  • кого и почему вы считаете главными, второстепенными, эпизодическими, внесюжетными персонажами произведения?

  • каков характер главного героя (героев) и как создается его образ?

  • каково ваше отношение к главному герою (героям)?

  • как проявляется индивидуальное и типическое в персонажах?

  • каковы взаимоотношения персонажей в динамике?

  • какова система ценностей групп персонажей?

  • как вы относитесь к каждой из групп персонажей?

  • что автор принимает и не принимает в своих героях?

  • какие формы художественного времени и художественного пространства представлены в произведении и как они взаимодействуют?

  • какова композиция произведения и в чем заключается замысел автора?


2 подгруппа

  • какая интонация сопровождает чтение вами произведения (или фрагмента) и в чем ее значение?

  • каково звуковое оформление произведения (или фрагмента) и его художественный смысл?

  • какие словообразы помогают вам ярко представить изображенное?

  • какие из них имеют символическое значение и почему?

  • в чем особенности стиля автора?
  • как авторское отношение к миру и человеку выражено в стиле произведения?



В этой книге мы остановим внимание на некоторых вопросах - прежде всего на осмысление сюжета и системы образов персонажей.

Посмотрим на известные в педагогической практике вопросы с точки зрения содержания учебной задачи:


Классификация вопросов по содержанию учебной задачи


Опорное слово

вопроса



Примеры вопросов


Учебная задача

  1. Кто? Что?

Где? Когда? Как?

Какие?

  • Кто распространил сплетню о Чацком? (А.С.Грибоедов. «Горе от ума»)

  • Что предпринял Чичиков для осуществления своей мечты? (Н.В.Гоголь. «Мертвые души»)

  • Где и когда произошла встреча Пьера с Платоном Каратаевым? (Л.Н.Толстой. «Война и мир»)

  • Как повел себя Раскольников после преступления? (Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание»)

  • Какие мысли не давали покоя генералу Кобрисову перед взятием плацдарма? Г.Владимов. «Генерал и его армия»)

Воспроизведение авторского текста - пересказ содержания и оценка литературных фактов

  1. Кто?


Что?

  • Кто является главным героем произведения М.Шолохова «Тихий Дон»?


  • О чем рассказ И.А.Бунина «Темные аллеи»?




Размышление над прочитанным:

  • Определение главного героя среди персонажей по критериям (min):

- участие героя в конфликте,

- период изображенной автором жизни героя,

- внешний облик героя,

- изображение внутреннего мира героя,

- частота встреч с другими персонажами,

- авторские характеристики.


  • определение главной темы и тематики произведения на основе выявления фактов изображения действительности, их анализа и обобщения

  • истолкование метафоры в названии произведения




3. Какие?

  • Какие художественные приемы использует автор для изображения внутреннего мира художника Чарткова? (Н.В.Гоголь. «Портрет»)

  • Какие причины побудили Онегина к странствиям? А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». 10 гл.)




Размышление над прочитанным:

  • поиск, анализ, объяснения авторских приемов изображения внутреннего мира героя

  • отбор фактов художественной биографии героя, из анализ, установление причинно-следственных связей событий и ситуаций




  1. Как?



Каким образом?

  • Как расстановка знаков препинания в стихотворении И.С. Тургенева “Русский язык” помогает выразить позицию автора?”





  • Каким образом выражено отношение автора к Челкашу? (М.Горький. «Челкаш»)

Размышление над прочитанным:

  • характеристика художественной роли знаков препинания в передаче чувств и мыслей автора миниатюры

  • характеристика способов выражения авторского отношения к герою произведения




5. Почему?

  • Почему молодой преуспевающий доктор Дмитрий Ионыч Старцев превратился в Ионыча? (А.П.Чехов. «Ионыч»)

Размышление над прочитанным:

  • Характеристика причинно-следственных связей поведения героя в динамике, обобщение и выводы




  1. Зачем?

С какой целью?

  • С какой целью Н.В.Гоголь заканчивает комедию «Ревизор» открытым финалом?

  • Зачем Н.А.Некрасов включил в поэму «Кому на Руси жить хорошо» легенду о двух великих грешниках?




Размышление над прочитанным:




Подготовимся к ответу на два вопроса из перечисленных в таблице.



  • Как расстановка знаков препинания в стихотворении И.С.Тургенева “Русский язык” помогает выразить позицию автора?

В этом вопросе уже содержится суждение о том, что знаки препинания являются средством выражения мысли и чувств автора. Наша задача - понаблюдать, как расставлены знаки препинания в тексте, какой интонации они требуют, как они помогают создать мелодический ритм миниатюры и сделать вывод о художественном значении пунктуации.

Рассмотрим первое предложение - оно заканчивается восклицательным знаком. Интонация должна быть восклицательной. Предложение условно делится на 2 части, между ними стоит тире. «Сомнения» и «тягостные раздумья» автора отступают перед восхищением русским языком. Он назван «великим, могучим, правдивым и свободным». Прочитаем внимательно эти слова, как требуют знаки препинания - с паузой после каждого слова. Каждое последующее слово при чтении произносится с большей силой голоса. Мы подчиняемся плавному, величавому ритму фразы.

Второе предложение заканчивается вопросительным знаком. Словно нам предстоит ответить на вопрос автора, подумать о своем отношении к родине.

В последнем предложении писатель говорит о русском языке как о достоянии великого народа. Веру в русский народ он выражает интонацией заключительного предложения - оно заканчивается восклицательным знаком.

Итог размышлений

Таким образом мы выяснили, что знаки препинания влияют на интонацию стихотворения и помогают понять авторскую позицию: это любовь И.С. Тургенева к русскому языку и вера в русский народ.


  • Почему молодой преуспевающий доктор Дмитрий Ионыч Старцев превратился в Ионыча?

В этом вопросе содержится суждение: «молодой преуспевающий доктор Дмитрий Ионыч Старцев превратился в Ионыча». Задача отвечающего - выяснить причины явления. Попробуем это сделать вместе.


1.Старцев приспособился к серым будням города С., привык к семье Туркиных.

2. Он отказался от любви как беспокойного состояния.

3. Деньги и богатство стали целью его жизни.


  1. В конце концов он предпочел одиночество общению с людьми.

  2. Он почувствовал вкус власти авторитетного богача над людьми.

  3. Он стал одним из «хозяев города», эгоистичным, глухим к чужой радости и горю, раздражительным, толстым и неповоротливым.

Итог размышлений

Молодой преуспевающий доктор Дмитрий Ионыч Старцев превратился в Ионыча, потому что испугался трудностей в любви и профессии, изменил юношеским надеждам и высокому призванию врача., не сумел сохранить свою душу живой, поддался обывательской пошлости.

Мы подобрали доказательства того, что «молодой преуспевающий доктор Дмитрий Ионыч Старцев превратился в Ионыча» и таким образом подготовились к ответу на поставленный вопрос. При ответе на вопрос текст произведения пересказывается и цитируется, следовательно, надо отобрать фрагменты произведения, на основании которых сделаны наши выводы и выделить в них главное для пересказа и цитирования. Затем надо продумать последовательность своего ответа таким образом, чтобы он не превратился в сплошной пересказ, иначе учебная задача не будет выполнена.


Ответ на вопрос на литературную тему требует:

1) прочтения художественного произведения от начала до конца;

2) понимания учебной задачи, сформулированной в вопросе;

3) отбора фрагментов художественного произведения для повторного медленного чтения, восприятия, анализа, истолкования и оценки;

4) отбора материала для цитирования и краткого или выборочного пересказа;

5) формулирования самостоятельного читательского суждения в виде тезиса (тезисов);

6) классификации литературных фактов - оснований впечатлений читателя;


7) продумывания композиции (построения) ответа4;

8) обобщения читательских наблюдений, выводов.


Критерии оценки ответа ученика

1. Грамотность в построении речевого высказывания:

- точность в употреблении слова по его значению;

- правильное употребление грамматических форм слова;

- правильное построение синтаксических конструкций;

- чистота композиции высказывания.

2. Точность ответа на поставленный вопрос:

- соответствие теме;

- наличие основной мысли;

- отсутствие лишнего;

- лаконизм.

3. Полнота ответа:

- наличие необходимого и достаточного материала;

- логичность изложения (тезис - доказательство - вывод).

4. Глубина понимания проблемы:

- наличие дополнительной допустимой информации,

свидетельствующей об эрудиции отвечающего;

- выводы, обобщения (от частного к общему,

от общего к частному);

- допустимые литературные или исторические ассоциации.

5. Активность участника в течение всей беседы:

- частота правильных ответов:

а) полных;

б) неполных;

в) развернутых (см. п.4);

- частота неправильных ответов:

а) неточных;

б) с негрубыми ошибками;

в) с грубыми ошибками.

6. Выразительное чтение фрагментов произведения:

- дикция, соблюдение орфоэпических правил;

- интонация;

- логические и психологические паузы;

- пафос (умение передать настроение и основную мысль

отрывка из произведения слушателям; умение сопереживать

героям и выражать это сопереживание чтением).


Задание для ученика

Попробуйте самостоятельно ответить на вопросы и выполнить задания к рассказу А.Платонова «Юшка».



  1. Какое чувство у вас вызывает Ефим? Обоснуйте свой ответ.

  2. Что и в какой последовательности мы узнаем о Ефиме? Как вы думаете, почему именно так автор строит характеристику героя?

  3. На какие размышления вас наводит прозвище Ефима?




  1. Кем был Юшка для жителей деревни?

  2. Как отношение к Юшке характеризуют жителей деревни?

  3. Почему Юшка терпел издевательства над собой? Найдите ответ в тексте произведения.




  1. Объясните значение слова «кротость».

  2. «Взрослый человек убеждался, что Юшка во всем виноват...» В чем же виноват Юшка?




  1. Что нового мы узнаем о герое произведения, прочитав диалог хозяйской дочери и Юшки?

  2. Объясните фразу: «Сердце-то в них слепое, а глаза у них зрячие!».

  3. Как вы думаете, что преждевременно старит человека?




  1. Как летний пейзаж помогает читателю почувствовать состояние души Юшки?

  2. Какая тайна была у Юшки?




  1. Охарактеризуйте интонацию персонажей в диалоге (шестой эпизод). Прочитайте по ролям эпизод (со слов «Но год от году...» до слов «...и не поднялся»), передавая интонацию персонажей.

  2. Выразите свое отношение к персонажам (в рамках эпизода).

  3. Что имел в виду Юшка, говоря «... а по надобности мы все равны»?




  1. Все ли люди одинаково относились к Юшке? Обоснуйте свой ответ, приведите цитаты.




  1. Был ли Юшка «лишним людям»?

  2. Как Юшка обретает полное имя в рассказе?
  3. С какой целью автор вводит в рассказ портрет девушки?


  4. Почему сам автор (знающий абсолютно все о своем герое) «передоверяет» рассказ о таинственных летних исчезновениях Юшки девушке?




  1. Дайте характеристику приемной дочери Юшки.

  2. Почему Юшка вдруг стал, по мнению людей, «добрым»?

  3. Прочитайте самые важные, на ваш взгляд, высказывания героя и повествователя. Объясните свой выбор.

  4. Как вы поняли идею произведения?

  5. Каков, по вашему мнению, замысел автора?

1 Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. Гл. «Художественное освоение мира».

2 Лейдерман Н.Л., Барковская Н.В. Введение в литературоведение. Екатеринбург, 1996.С.22.

3 Мы разводим понятия «идея» и «пафос» в соответствии с новейшими литературоведческими исследованиями (смю А.Б.Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., «Флинта», «Наука», 1998. С.63-72.)

4 Вступление и заключение при жанре высказывания ответ на вопрос на литературную тему может сворачиваться до одной фразы или вовсе отсутствовать. Соблюдается структура типа речи рассуждение .