litceysel.ru
добавить свой файл
1
Антонова Екатерина (Саратов)



Общественные организации как элементы «заботы» и «контроля» в жизни детей


Период глубоких социальных и экономических трансформаций, переживаемых Россией в последние десять лет, представляет собой сложное соцветие разнообразных норм, стилей жизни и поведения, ценностей. Дети в процессе обучения и социализации получают представление о полноте социальной жизни. Сегодня многие ученые говорят о том, что чем быстрее ребенок будет включен в подчеркнуто ответственное участие в важнейших общественных процессах, тем быстрее он получит необходимые знания о жизни и процесс социализации будет более эффективным. Неслучайно в доиндустриальных обществах несовершеннолетние в значительно раннем возрасте включались во все общественные процессы, а в промышленно развитых напротив, фаза вступления во взрослую жизнь искусственно отодвигалась на более поздний возраст.

«Век, который начался с практического отсутствия прав у детей, заканчивается тем, что у них появился мощный юридический инструмент, не только признающий, но и защищающий их человеческие права»1. Социологи и социопсихологи делают особый акцент на данных этап развития нашей страны, связывая его с позитивными механизмами социализации современных подростков [Ковалёва, 1998. С. 57]. «Переходный период – это особое «временное» состояние общества. В силу своей жесткости, порой беспощадности, немалой длительности и неустойчивости, оно закладывает основы и частично формирует очень долговременные, стратегические жизненные установки и ценностные ориентации» [Динамика ценностей населения реформируемой России, 1996. С. 42]. Смена режимов повлекла за собой изменение в законодательных нормах: в официальный российский дискурс приходит новое понятие «несовершеннолетний».

Исследования, проводимые социологами [Пронина, 2000. C.117], убедительно доказывают, что проводимая государственными органами политика по отношению к детям по своему содержанию не отвечает интересам всех групп несовершеннолетних. Реализация прав ребенка в Российской Федерации на современном этапе ведет к тотальным изменениям детства, которые могут быть определены, по мнению С. Щегловой [Щеглова, 2003. С. 27.], как альтернация детства, обусловленная важными процессами социально-экономических, культурных и политических трансформаций общества, а также определёнными событиями международного и национального значения – принятием Конвенции ООН о правах ребёнка и целого ряда законодательных актов в конкретных государствах [Щеглова, 2004. С. 177].


Ребенок рождается слабым, всецело зависящим от взрослых, нуждающимся в уходе, в снабжении пищей, в заботе и воспитании. Он должен научиться всему запасу знаний, который необходим для жизни в данном обществе. Поэтому объективное ограничение жизнедеятельности, зависимость от других, неполная самостоятельность и субъектность присущи детям в любом обществе, исключая правила установленные судом. Именно поэтому дети на первых порах не в состоянии чётко разграничить черное и белое и понять, что любая истина относительна, и существует множество жизненных нюансов. Несовершеннолетние способны лишь усваивать нормы, а взрослые умеют оценивать их путем глубокого анализа.

Преобладание позитивных и негативных механизмов социализации при формировании личности, создает предпосылки для эффективной и неэффективной социализации человека. Как и любой процесс, социализация имеет свои истоки. Современная социология разделяет их на четыре категории, первая, первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, вторая, передача культуры как формы деятельности через социальные институты, третья категория - интерактивное общение и взаимовлияние людей в процессе их совместной деятельности и, наконец, четвёртая, процессы саморегуляции [Бреева, 1999. С. 21].

Представления и интерпретация подросткового возраста (переходного возраста) как состояние мятежа, к счастью, не соответствует действительности, также как и концепция конфликта поколений. Поколение - это совокупность людей приблизительно одного возраста в данный момент времени в рамках определенного общества, признающих сходные ценности и характеризующихся сходным поведением. Условием существования поколения является формирование практически всех принадлежащих к нему людей под действием одних и тех же событий. Однако такое определение часто толкуется расширительно; говорят, например, о «скептическом поколении» или «молодом поколении»[ Щеглова, 2004. С. 176].

Сегодня рядом учёных выдвигается новый термин «эмансипация детей» [Щеглова, 2004. С. 176] который характеризует период детства весьма специфично. Под данным понятием подразумевается приобретение ребенком в семье и в обществе более значимого места. Основные социальные проблемы детей вызваны не только их объективным психофизиологическим статусом, но и состоянием общества, в котором они живут. Интересно, что лишь XIX-XX веках формируется статус детства пролетарского ребёнка. Ранее он отсутствовал. Например, в исследовании положения рабочего класса в Англии, Ф. Энгельс ссылался на отчёт комиссии, созданной английским парламентом в 1833 году для обследования условий труда на фабриках: дети иногда начинали работать с пятилетнего возраста, нередко с шестилетнего, ещё чаще с семилетнего, но почти все дети неимущих родителей работали с восьмилетнего возраста; рабочее время у них продолжалось 14-16 часов [Кошелева, 1996. С. 186].


Исторически понятие детства связывается, по мнению Ф. Арьеса, не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с доступных для него видов и форм занятости. Дифференциация детства формируется под влиянием социальных институтов, то есть новых форм общественной жизни, порождаемых развитием общества [Арьес, 1999. С. 21]. Понять и признать права ребёнка мы можем только на основе восприятия его действия, того, что для него значимо. Например, принять решение ребенка о том, что он желает стать активным членом общественной организации, в современной России – такой организацией может быть скаутское движение, участие в котором дело добровольное в отличие от советского опыта пионерских отрядов, в которые несовершеннолетние попадали автоматически, они порой были механизмом манипулирования и стигматизации детей (в пионерские отряды принимались только дели, заслужившие это право, например, отличники).

Несовершеннолетние, «новое поколение» главным образом обладает всеми необходимыми предпосылками, позволяющими им рассматривать себя как взрослых людей, все остаются в состоянии ожидания и ограниченного доступа к участию в общественных организациях и процессах. Именно этот механизм является своего рода охранной зоной, отгораживающей и разделяющей несовершеннолетних между рано приобретенной ответственностью и возможностью это подкрепить. Именно это, на наш взгляд, можно охарактеризовать конструктом молодежь как социальная проблема.

Огромное количество общественных ценностей, их неоднозначная трактовка, вызывает у несовершеннолетних трудности выбора и идентификации себя, это может выражаться в выборе профессий, групп друзей и сверстников, стилей жизни, кроме того, подвергаются переосмыслению казалось бы традиционные установки и ценности, - все это может привести к выбору агрессивной, протестующей модели поведения. В данном процессе большая роль отводится государству и молодежной политике, которая, по сути, должна формировать правильные с точки зрения идеологии формы в том возрасте, когда это ещё представляется возможным, к сожалению, централизованной государственной политики в этом направлении нет, хотя некоторые государственные лозунги в этом направлении провозглашены: «общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культуре и ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории» [Послание Президента Российской Федерации В.В.Путина, 2007], но, к сожалению, все это лишь декларативные лозунги, которые не обеспечивают становление данной системы, во всяком случае, из текста Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ на 2008 год, - пошаговость внедрения существующей в обществе идеологии-то и нет.


В период советской власти данная политика была более сфокусированной, существовала общая государственная идеология, которая жестко отслеживалась и вдалбливалась на всем периоде взросления и жизни. Вначале дети попалили в октябрята, затем в пионерию, ну и, наконец, на завершающем этапе в комсомол.

Очень часто сегодня мы слышим возмущенные высказывания родителей относительно того, что сегодня дети никому не нужны, социальная политика в отношении детей рассогласована… В качестве действенно решения по наведению порядка родители предлагают «вернуть» детские пионерские организации, которые были повсеместно, в период советской власти и были призваны заботиться о детях, организовывать их досуг, заботиться о воспитании. Только лишь для этих задач были созданы общественные пионерские организации….

Основной целью воспитания подрастающего поколения должна быть политика объединения индивидуальных потребностей с социальной заинтересованностью государства в несовершеннолетних. Задачи развития, которые предстоит решить в юности, соединяют в себе социальную необходимость и индивидуальные потребности. На их примере можно понять, насколько сложен и дифференцирован приспособительный и интеграционный процесс в юности.

Существующая концепция нравственного воспитания детей, на наш взгляд, по большей части носит декларативно «заботливый» характер, но ориентирован на контроль подрастающего поколения (введение «комендантского» часа и законодательного контроля сети Интернет, оказывающей на детей «растлевающее влияние»). В качестве одного из условий эффективного внедрения концепции является: «существенное улучшение государственной системы профилактики безнадзорности детей и правонарушений, совершаемых детьми», по замыслу, на наш взгляд, должны быть прописаны четкие меры и шаги по профилактики, включающую статистику «одумавшихся» родителей, на сегодняшний день по примеру регионов возрастает лишь количество отчетных документов, которые должны быть сданы: учреждения, которые включены в процесс реализации поставленных задач «привыкли» отчитываться округленными цифрами, которые не совсем очевидно, что иллюстрируют.


Например, «перевалочные пункты», социально-реабилитационные центры, в которых содержаться дети, ожидающие получение статуса, активно провозглашают количество детей, получивших статус «сирота» и отправленных в дома ребенка, а цифру возвращенных в семью стыдливо замалчивают. В связи с чем из концепции выпадают, по крайней мере, три пункта, которые ориентированы на нравственное воспитание в семье, получается, что на «этих» детей концепция не распространяется, или на тех, которые проживают в неблагополучных семьях. Выходит, что данная концепция направлена на благополучных детей, воспитывающих в полных, материально обеспеченных семьях, которым и без государства привьют нравственные ценности.

По опросам ВЦИОМ, люди старше 35 лет, были пионерам и вспоминают с ностальгией атрибуты этой организации, торжественные линейки под звуки горна, пионерские лагеря с неизменными романтическими посиделками у костра. Любопытно и другое, что подавляющее большинство взрослых жителей современной России сегодня понимают, что пионерские отряды были созданы не только и не столько для того, что «заботиться» о детях: «помочь пионерам и школьникам лучше овладевать знаниями, расширению их кругозора, развитию их инициативы и разносторонней самодеятельности»2, но и для того, чтобы «контролировать» распространение и усвоение «правильной» идеологии могущественного государства: «…дом пионеров, являясь центром внешкольной работы района воспитывает широкие массы пионеров – школьников в духе коммунизма в соответствие с историческим постановлением ЦК ВКП (б) по вопросам идеологичной работы»3. Сегодня некоторые чиновники Министерства образования и науки РФ критикуют пионерские организации за то, что они стремились «загнать детей в лагеря… и причесать их под одну гребенку», что совершенно неправильно и противоречит нашей Конституции, которая гарантирует всем гражданам плюрализм идеологий4. Совершенно становится непонятным по каким канонам и законам строится государственная политика, если один документ противоречит другому, политики и чиновники, высказываясь, совершенно не осведомлены о содержании документов, которые принимаются и реализовываются….


Общественные организации на примере пионерии не были политическими, они были общественными, может быть, поэтому они молодежью принимались менее агрессивно, несмотря на то, что они были подконтрольны государственной идеологии – они как бы подчеркивали добровольность и престижность членство в данной организации. Общественная организация «Друг детей», которая была широко известна в 50-е годы, стремилась огородить детей от вредного влияния улицы, карательные меры применялись по большей части к родителям, так как ответственность по большей части возлагалась на взрослое поколение, которое было ответственно за нравственное воспитания своих детей. Да, зачастую она была «насильственной» и противоречащей европейским конвенциям по защите прав детей, но они были способны увлечь «социальными» героями, привлечь к классическим образцам литературы и театра. На мой взгляд, возрождение подобных, крепко стоящих на общественно-социальных ногах общественных организаций не всеобщих, а разнообразных, имеющих возможность высказываться и быть услышанными, способствует более эффективному нравственному воспитанию молодежи.

«Коллективный разум» воспринимался как позитивная составляющая воспитательного процесса, по мысли советских педагогов, он не отрывал подростка от благотворного социализирующего и воспитательного влияния со стороны этих важнейших для становления личности институтов, а наоборот, усиливал и дополнял его, а в случае неблагополучия в семье и неэффективности школы, должен брать на себя функции не только вторичной (профессиональной), но и первичной социализации (коллектив как расширенная семья)» [Оберемко, 2004. С. 235]. Рано или поздно пионером становился каждый школьник, для учеников начальных классов быть пионером и носить главный атрибут – алый галстук – было мечтой. А основные законы пионеров, суть которых – уважать старших, помогать младшим, своим поведением показать пример остальным – и сейчас кажутся вполне актуальными. Роль воспитателей отводилось высококвалифицированным помощникам государства, которые окружали детей везде в школах, клубах, пионерских лагерях. Сохранившиеся до сегодняшнего дня архивные документы свидетельствуют о том, что проводимая работа велась везде, но по одному приоритетному направлению – это идеология. Например, отчет о работе Жерновского Дома пионеров на второе полугодие: «сборы, посвященные общественно-политическим событиям, дают детям наиболее полное, глубокое и разносторонне представление о современной общественно-политической жизни… направлены на политическое воспитание пионеров…»5.


В начале 90-х годов XX века, когда СССР распался, выяснилось, что необходимости в едином детском движении нет. Сегодня в России около 1500 детских общественных организаций. Скауты, студенческие отряды, поисковики. К слову сказать, что, несмотря на упразднение всеобщей пионерской организации, не исчезли и пионеры. Например, в 1992 году создана и до сих пор существует Московская городская общественная организация, члены которой бережно относятся к пионерским традициям. Сегодняшние пионерские организации не являются государственными организациями, не претендуют на монополию в детском движении, не стремятся к массовости, являются организациями общественными, но не политическими, хотя имеют очень схожие цели, традиции, идентичные ценности, заложенный в основу деятельности организаций.


Список источников:


  1. Арьес Ф. Ребёнок и семейная жизнь при старом порядке / Пер. с франц. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1999. С. 21.

  2. WWW_SAMARA_RU Дети - в праве.mht

  3. Бреева Е.Б.Дети в современном обществе. М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 21

  4. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996. С. 42

  5. Ковалёва Т.В. «Подростки смутного времени» (к проблеме социализации старшеклассников) // Социологические исследования. 1998. № 8. С. 57

  6. Кошелева О. «История детства» как способ реконструкции и интерпретации историко-педагогического процесса в зарубежной историографии // Всемирный историко-педагогический процесс: концепции, модели, историография / Под ред. В. Г. Корнетова и В. Г. Безрогова. М.: Изд-во УРАО, 1996. С. 186.

  7. Послание Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 26 апреля 2007 года

  8. Пронина Е. Причины детской занятости в Москве // Социологические исследования. 2000. № 1. C.117.
  9. Щеглова С. Трансформация детства в современном российском обществе и императивы развития государственной политики в интересах // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2. № 2. С. 177


  10. Щеглова С. Труд детей: права и гарантии защиты от эксплуатации // Человек и труд. 2003. № 3. С. 27.




1 WWW_SAMARA_RU Дети - в праве.mht

2 Фонд 4158 Опись 17. С. 11

3 Фонд 4158 Опись 17. С. 3

4 Интервью с Ю. Сентюриным, статс-секретарь заместителя министра образования и ануки РФ // Российская газета от 15 мая 2008. № 103. С. 14

5 Фонд 4158 Опись 19. С. 18