litceysel.ru
добавить свой файл
1




ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 101

Об утверждении Санитарных правил и норм 2.1.2. 12-13- 2006 «Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию высших учебных заведений»

В целях исполнения Закона Республики Беларусь от 23 ноября 1993 года
«О санитарно - эпидемическом благополучии населения» в редакции от 23 мая
2000 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г.,
№ 52,2/172) постановляю:


  1. Утвердить прилагаемые Санитарные правила и нормы
    2.1.2.12-13-2006 «Гигиенические требования к устройству, оборудованию и
    содержанию высших учебных заведений» и ввести их в действие на территории
    Республики Беларусь с 04 декабря 2006 г.

  2. С момента введения в действие Санитарных правил и норм
    2.1.2. 12-13 -2006 «Гигиенические требования к устройству, оборудованию и
    содержанию высших учебных заведений» не применять на территории
    Республики Беларусь «Методические указания по гигиеническому контролю за
    проектированием, строительством и эксплуатацией высших учебных
    заведений» № 2164-80, утвержденные Начальником Главного санитарно-
    эпидемиологического управления Министерства здравоохранения СССР 10
    апреля 1980 г.; не применять на территории Республики Беларусь при
    осуществлении государственного санитарного надзора «Методические
    указания по организации и проведению медицинского отбора
    абитуриентов и профилактических медицинских осмотров студентов
    высших и средних специальных учебных заведений» № 3167-84,
    утвержденные заместителем Главного государственного санитарного
    врача СССР 19 ноября 1984 г., № 10-11/112, утвержденные Начальником

    Главного управления лечебно-профилактической помощи Министерства

    здравоохранения СССР 19 ноября 1984 г.; «Методические указания по
    организации обучения студентов высших учебных заведений



(гигиенические и медицинские вопросы)» № 2515-81, утвержденные
заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 06
января 1982 г., № 10-11/9, утвержденные Начальником Главного
управления лечебно-профилактической помощи Министерства
здравоохранения СССР 18 января 1982 г.

3. Главным государственным санитарным врачам административных
территорий настоящее постановление довести до сведения всех
заинтересованных и установить контроль за его выполнением.


Министерство здравоохранения Республики Беларусь




Республиканские санитарные нормы,

правила и гигиенические нормативы




Санитарные правила и нормы 2.1.2.12-13-2006





Гигиенические требования к УСТРОЙСТВу, ОБОРУДОВАНИю И СОДЕРЖАНИю ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ





Минск – 2006




УТВЕРЖДЕНО

Постановление

Главного государственного

санитарного врача

Республики Беларусь

21 августа 2006 № 101


с

Санитарные правила и нормы 2.1.2.12-13-2006

«ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, ОБОРУДОВАНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ»


ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1. Настоящие Санитарные правила и нормы (далее – правила) распространяются на все действующие, проектируемые и реконструируемые высшие учебные заведения (далее – ВУЗы), независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности (классический университет, профильный университет (академия), институт, высший колледж).


2. Временное использование зданий и сооружений под ВУЗы допускается только по согласованию с территориальными органами и учреждениями государственного санитарного надзора (далее – госсаннадзор).

3. Вместимость ВУЗов определяется из расчета численности учебной группы 25-30 студентов, количества студентов дневной формы обучения, а при совмещении в одном здании дневной, вечерней (сменной), заочной и других форм обучения – по наибольшему количеству студентов, занимающихся одновременно.

4. При размещении в городах и других населенных пунктах нескольких ВУЗов их допускается объединять, создавая учебные центры с единым вспомогательным хозяйством, учебными помещениями, спортивными сооружениями.


ГЛАВА 2

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА


5. ВУЗы должны размещаться с соблюдением градостроительных требований и санитарных правил и норм на расстоянии, как правило, 50 м и более от транспортных магистралей, промышленных, коммунальных и других предприятий - источников шума и загрязнения воздуха.

Земельный участок ВУЗа должен иметь ровную поверхность с уклонами, обеспечивающими отвод поверхностных вод, быть сухим и хорошо проветриваться. Уровень стояния грунтовых вод на участке должен быть не менее 0,7 м от отметки спланированной поверхности территории.

6. Расстояние от зданий ВУЗа до стен соседних зданий должно определяться по гигиеническим нормам инсоляции и освещенности в соответствии с требованиями Санитарных правил и норм обеспечения инсоляцией жилых и общественных зданий и территорий жилой застройки № 10-25-94, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь 03 мая 1994 г.

7. Территория земельного участка ВУЗа должна быть планировочно выделена.

При планировке территории необходимо обеспечить безопасность пребывания студентов на физкультурно-спортивных площадках путем устройства полосы зеленых насаждений или, при необходимости, ограждения.


8. Площадь озеленения земельного участка ВУЗа должна составлять не менее 40% площади участка. При размещении участка вблизи лесных массивов допускается сокращение площади озеленения не более чем на 10%.

Расстояние от окон учебных помещений до стволов деревьев должно быть не менее 10 м, кустарников - не менее 5 м.

Запрещается посадка колючих кустарников, кустарников и деревьев с ядовитыми плодами.

9. Территория земельного участка ВУЗа должна быть благоустроена. Пешеходные дорожки, подходы к зданиям не менее чем на 100 м должны иметь асфальтное или бетонное покрытие.

10. В вечернее время территория земельного участка ВУЗа должна освещаться, исходя из норм освещенности 20-40 лк на поверхности земли.

11. На территории земельного участка ВУЗа выделяются учебно-производственная, спортивная, жилая, хозяйственная и другие функциональные зоны с учетом профиля ВУЗа и в соответствии с заданием на проектирование.

Все функциональные зоны должны иметь связь со зданием и между собой.

12. Открытые спортивные сооружения не допускается размещать со стороны окон учебных помещений и читальных залов.

13. Размеры плоскостных спортивных сооружений, их устройство, конструкция покрытий спортивных площадок, состав вспомогательных помещений, требования к содержанию сооружений следует принимать в соответствии с санитарными правилами и нормами по устройству и эксплуатации спортивных сооружений.

14. Конструкция оборудования и отдельных элементов физкультурно-спортивных площадок должны изготавливаться из материалов, разрешенных к применению Министерством здравоохранения Республики Беларусь; не должна иметь острых углов и выступающих деталей; поверхность деревянных конструкций должна быть гладкой и хорошо отшлифованной.

15. С целью предупреждения травм различные неровности, выбоины на спортивных площадках необходимо систематически засыпать и выравнивать. Студенты должны быть обучены правильному пользованию спортивным инвентарем и оборудованием. Занятия на мокрых площадках запрещаются.


16. В жилой зоне размещаются общежития для студентов; допускается размещать жилые дома для инженерно-педагогических работников ВУЗов.

17. Хозяйственная зона должна располагаться в глубине участка со стороны входа в производственные помещения столовой, иметь самостоятельный въезд с улицы. В этой зоне размещаются хозяйственные постройки, гаражи, мусоросборники и т.д.

Мусоросборники должны иметь плотно закрывающиеся крышки, устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке на расстоянии не менее 25 м от окон учебного корпуса, помещений столовой и общежития.

18. Территория земельного участка ВУЗа должна быть оборудована поливочными системами с отведением воды в ливневую канализацию.


ГЛАВА 3

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К НАБОРУ ОСНОВНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ





19. ВУЗы должны размещаться в отдельно стоящих зданиях, высотой, как правило, не выше 9-ти этажей.

20. Ориентацию окон основных помещений со стороны горизонта в зданиях ВУЗа необходимо принимать согласно приложению 1.

21. Размещение зданий ВУЗа на земельном участке должно обеспечивать благоприятные условия освещения и инсоляции помещений.

22. Состав и площади помещений ВУЗов определяются в соответствии с расчетом, исходя из учебных планов, сменности занятий, назначения и загрузки помещений, задания на проектирование, согласно приложению 2. В зависимости от профиля ВУЗа должны быть выделены помещения или склад для хранения инвентаря.

23. Учебно-производственные, учебно-спортивные помещения следует выделять в отдельные блоки или здания, связанные переходами с основным корпусом.

При наличии отдельно стоящих зданий без переходов в каждом из них должен быть организован гардероб для хранения верхней одежды.

24. Взаимное расположение отдельных групп помещений должно обеспечивать удобную функциональную связь их между собой и соответствующими зонами участков, создавать наилучшие условия для организации учебного, производственного и воспитательного процессов.


25. Учебные кабинеты, лаборатории, спортивные залы не допускается размещать в подвальных и цокольных этажах.

26. При лабораториях и учебных кабинетах необходимо предусматривать препараторские из расчета обслуживания каждой лаборатории, двух смежных однородных учебных кабинетов или лабораторий.

27. Взаимное расположение отдельных групп помещений должно обеспечивать удобную функциональную связь между собой и зонами участка, создание оптимальных условий для организации учебного процесса и отдыха. Учебные помещения должны быть изолированы от производственных помещений, спортивных и актовых залов, помещений пищеблока.

28. Спортивный зал должен располагаться, как правило, на первом этаже при отсутствии близко или под ним учебных кабинетов и лабораторий, кабинетов врача и администрации, иметь удобную связь с участком. Спортивные залы должны быть обеспечены раздевалками, душевыми с подводкой холодной и горячей воды.

29. В ВУЗах дневной формы обучения должны предусматриваться конференц-залы, состав и устройство которых должны соответствовать заданию на проектирование.

30. В ВУЗах необходимо предусматривать столовые. Дополнительно могут оборудоваться буфеты, кафе и др.

Помещения пищеблока рекомендуется выделять в специальный блок, имеющий отдельный выход на хозяйственный двор.

31. Состав, площади помещений столовой следует принимать в соответствии с Санитарными правилами и нормами 2.3.4.15-32-2005 «Гигиенические требования к объектам общественного питания», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 23 ноября 2005г., № 195.

32. Количество посадочных мест в обеденном зале определяется из расчета одно место на 5 студентов.

33. При столовых предусматривается установка умывальников, количество которых определяется из расчета 1 умывальник на 30 посадочных мест. Умывальники размещаются в расширенных до 4 м проходах (коридорах) или в отдельных помещениях, ведущих в обеденный зал. Умывальники оборудуются смесителями с подводкой холодной и горячей воды, должны быть обеспечены мылом, электрополотенцами или одноразовыми гигиеническими полотенцами. Для сбора мусора устанавливаются мусорные корзины или педальные ведра.


34. Общежития для студентов рекомендуется располагать в отдельном здании не далее 500 м от основного здания ВУЗа. При автономном размещении общежития удаление от основного учебного здания не должно превышать 60 минут транспортно-пешеходной доступности. Устройство, оборудование и содержание общежитий должно отвечать Санитарным правилам и нормам 2.1.2.12-19-2005 «Санитарные правила и нормы устройства, оборудования и содержания общежитий для рабочих, студентов, учащихся средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 07 сентября 2005 г., №135.

35. Должны быть предусмотрены отдельные санитарные узлы для студентов и администрации. В туалетных помещениях устанавливаются умывальные раковины со смесителями холодной и горячей воды, которые обеспечиваются мылом, электрополотенцами или одноразовыми гигиеническими полотенцами. Санитарные узлы оборудуются в блоке учебных помещений и административном блоке. Вход в санитарный узел не должен располагаться напротив входа в учебное помещение.

Поэтажно в каждом блоке здания должны быть предусмотрены помещения для мытья, сушки и хранения уборочного инвентаря с подводкой горячей и холодной воды.

При каждом ВУЗе должны быть предусмотрены помещения для обслуживающего персонала (уборщиц, сантехника, столяра, электрика и т.п.), оборудованные мебелью и инструментарием, необходимым для работы.

36. При входах в здания ВУЗов устраиваются тамбуры, при необходимости, с тепловой завесой.

37. Состав и площади кабинетов медицинского назначения в ВУЗах должны определяться в зависимости от сети организаций здравоохранения на данной территории, с обязательным наличием медицинского, процедурного, стоматологического кабинетов.

38. Для внутренней отделки помещений ВУЗов должны использоваться материалы, разрешенные к применению Министерством здравоохранения Республики Беларусь.


Полы в учебных помещениях должны обладать низкой теплопроводностью, обеспечивать возможность влажной уборки и дезинфекции. Не допускается применение ворсовых покрытий на основе химических волокон в тренажерных залах, залах лечебной физкультуры (далее – ЛФК) и других помещениях, требующих систематической влажной уборки.

39. Здания ВУЗов должны оборудоваться централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализацией, в том числе ливневой, отоплением и вентиляцией.

40. При выборе источника водоснабжения следует руководствоваться требованиями Санитарных правил для хозяйственно-питьевых водопроводов 2.1.4.12-3-2005, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 16 марта 2005 г., № 27.

41. Качество питьевой воды должно удовлетворять требованиям Санитарных правил и норм 10-124 РБ 99 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 19 октября 1999 г., №46.


ГЛАВА 4

ЕСТЕСТВЕННОЕ И ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ


42. Учебные помещения ВУЗов должны иметь естественное и искусственное освещение.

Допускается верхнее (или верхнее и боковое) естественное освещение рекреаций, холлов, спортивных залов, бассейнов, аудиторий вместимостью 100 и более мест, залов дипломного и курсового проектирования.

Допускается освещение вторым светом проходных коридоров, не являющихся рекреационными, раздевалок при спортивных залах.

Допускается не предусматривать естественное освещение в книгохранилищах, фотолабораториях, снарядных, душевых и туалетных при спортивных залах, кладовых для хранения лыж, помещениях для тренировочных и физкультурно-оздоровительных занятий без трибун для зрителей, бильярдных, тирах, комнатах для игры в настольный теннис.


43. Направление основного светового потока естественного освещения в учебных помещениях должно быть боковое левостороннее.

При глубине учебных помещений более 6 м должно предусматриваться устройство правостороннего подсвета.

44. При нормировании естественного освещения по количественным показателям необходимо руководствоваться требованиями Санитарных правил и норм обеспечения инсоляцией жилых и общественных зданий и территорий жилой застройки № 10-25-94, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь 03 мая 1994 г.

При боковом левостороннем освещении коэффициент естественной освещенности (далее - КЕО) в наиболее удаленной от окон точке учебных помещений должен быть не менее 1,5%, в кабинетах технического черчения и изобразительного искусства – не менее 2,0%. В учебно-производственных помещениях КЕО должен нормироваться с учетом характера зрительной работы.

45. Освещенность должна быть равномерной. Равномерность освещения определяется отношением минимальной освещенности в люксах (далее – лк) к максимальной и должна соответствовать не менее 0,3.

46. Рабочие поверхности учебных столов должны иметь матовое или с незначительным блеском покрытие с коэффициентом отражения 0,11 - 0,45. Доска должна быть зеленого, темно-коричневого, темно-голубого цвета с коэффициентом отражения 0,1-0,2.

Стены, потолки, полы, оборудование учебных помещений должны иметь матовую поверхность, как правило, теплых тонов.

47. Побелка потолка и оконных откосов должна проводиться по мере необходимости. Оконные рамы, коробки, переплеты и подоконники окрашиваются масляной краской светлых тонов.

48. Оптимальными источниками искусственного освещения являются люминесцентные лампы. Допускается использование ламп накаливания. Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное освещение всех помещений, согласно приложению 3. Замена перегоревших ламп должна проводиться своевременно.


49. При люминесцентном освещении учебных помещений применяются лампы типа ЛБ, ЛЕ и другие по согласованию с территориальными органами и учреждениями госсаннадзора. В учебных аудиториях и кабинетах с выделением пыли, влаги, химически активных веществ необходима установка специальных пылевлагозащитных светильников. Не допускается использование открытых (незащищенных) люминесцентных ламп.

50. При освещении лампами накаливания используются подвесные на штанге светильники отраженного и рассеянного света. Необходимое количество светильников устанавливается в соответствии со светотехническими расчетами и с учетом коэффициента запаса.

51. Электросветильники должны очищаться по мере загрязнения, но не реже одного раза в три месяца.

52. Электропроводка в учебных помещениях, кабинетах, аудиториях должна предусматривать раздельное включение светильников и местное освещение доски, розетки для местного освещения. Целесообразно при монтировании электропроводки устанавливать фотоэлектрическое реле, автоматически включающее искусственное освещение при снижении уровня естественной освещенности.


ГЛАВА 5

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИКРОКЛИМАТУ ПОМЕЩЕНИЙ





53. Здания ВУЗов должны оборудоваться системами отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.

54. Температура воздуха в ВУЗах в отопительный период должна быть (оС):

учебные помещения, лаборатории, залы

курсового и дипломного проектирования +18 - +23 

читальные залы, служебные помещения +18 - +23 

лаборатории с приборами повышенной

точности по техническим требованиям

спортивные залы +15 - +21 

раздевальные при спортивных залах +20 - +24 

кабинет врача +20 - +24 

санитарные узлы +14 - +20 

душевые +18 - +28 

55. Кратность воздухообмена в основных учебных помещениях должна соответствовать приложению 4.


56. При проектировании приточной вентиляции с механическим побуждением или децентрализованным притоком в учебных помещениях необходимо предусматривать естественную вытяжную вентиляцию из расчета однократного обмена в час.

57. Самостоятельные системы вытяжной вентиляции следует предусматривать для следующих помещений: лаборатории, аудитории, актовые залы, плавательные бассейны, тиры, столовые, медицинские пункты, киноаппаратные, санитарные узлы.

На приточно-вытяжную систему вентиляции необходимо иметь паспорта. Проверка и испытание систем приточно-вытяжной вентиляции на санитарно-гигиенический эффект проводятся 1 раз в три года с соответствующей пометкой в паспорте.

58. Помещения, имеющие естественное освещение, следует проветривать через фрамуги, форточки; не имеющие естественного освещения – посредством систем кондиционирования.

59. Учебные помещения должны тщательно проветриваться во время перемен, а рекреационные – во время занятий. Перед началом и по окончании занятий, а также во время обеденных перерывов проводится сквозное проветривание помещений. Фрамуги и форточки в учебных и рекреационных помещениях запрещается забивать и заклеивать. В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.


ГЛАВА 6

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ОБОРУДОВАНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ


60. Учебные аудитории, кабинеты, лаборатории в ВУЗах оборудуются ученическими столами и стульями. Запрещается использовать табуреты и скамейки.

Расстановка оборудования в учебных кабинетах и лабораториях производится согласно приложению 5.

61. Учебная доска должна иметь лоток для задержания меловой пыли, хранения мела, ветоши, держатель для указки и чертежных принадлежностей.

62. Кабинеты информатики должны оборудоваться в соответствии с требованиями Санитарных правил и норм «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы» № 9-131-2000, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 10 ноября 2000 г., № 53.


63. Кабинеты иностранного языка оборудуются специальной мебелью – столами закрытыми с акустическими полукабинами; столами открытыми без акустических полукабин, которые могут быть одноместными, двухместными и многосекционными.

64. Кабинеты черчения (изобразительного искусства) оборудуются столами для черчения (изобразительного искусства).

В столах для черчения (изобразительного искусства) рабочая поверхность крышки, изготовленной из мягких лиственных пород древесины, может не иметь защитно-декоративного покрытия.

65. В кабинетах технических средств обучения необходимо обеспечить наилучшие условия видимости – оптимальное расстояние от зрителя до экрана, равное 5-6-кратной ширине экрана. Допускается в учебных помещениях наибольшее удаление зрителей от телевизора, равное 12-кратной, а наименьшее – 3-кратной ширине экрана телевизора. Допустимый горизонтальный угол, образованный углом зрения зрителя к центру нижней кромки экрана и горизонтальной линии на уровне глаз, должен быть не более 30о.

66. При установке телевизора на высоте выше человеческого роста, его следует укреплять на стене.

67. Оборудование в учебно-производственных помещениях должно быть размещено с достаточными проходами: между рядами оборудования – не менее 1,2 м, в рядах – не менее 0,8 м. Все оборудование должно соответствовать требованиям по технике безопасности.


ГЛАВА 7

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К


УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ


68. ВУЗы при организации учебного процесса должны руководствоваться типовыми или экспериментальными учебными планами, утвержденными в установленном Министерством образования Республики Беларусь порядке. Типовые учебные планы должны быть согласованы с Министерством здравоохранения Республики Беларусь (далее – Минздрав), экспериментальные учебные планы и режимы обучения – с территориальными органами и учреждениями госсаннадзора.

Типовой учебный план является государственным документом, обязательным к выполнению во всех ВУЗах, независимо от ведомственного подчинения и форм собственности.


69. Учебная неделя студента должна составлять не более 54 часов. Учебная недельная нагрузка должна быть распределена на пять-шесть календарных дней.

70. Расписание учебных занятий, наряду с учебным планом и учебными программами, является основным документом, регулирующим учебную работу ВУЗа. Расписание занятий должно составляться не менее чем на полгода и быть стабильным в этот период. Допускается менять расписание через полсеместра, распределив часть предметов на первую половину семестра, другую часть предметов – на вторую половину, сохранив изучение основных предметов на протяжении всего полугодия.

71. При составлении учебного расписания следует руководствоваться следующим:

учебное расписание должно составляться в точном соответствии с утвержденными учебными планами;

учебные занятия должны быть организованы по учебному расписанию, предусматривающему непрерывность учебного процесса в течение дня и равномерное распределение учебной работы в течение учебной недели;

учебные дисциплины необходимо размещать по дням недели таким образом, чтобы обеспечивалась правильная постановка преподавания и организация самостоятельной работы студентов над учебным материалом. Необходимо чередовать дисциплины по дням недели в зависимости от трудности их усвоения студентами, учитывая также целесообразное чередование различных форм и методов преподавания;

лекция включается в расписание в начале учебных занятий, не рекомендуется вводить в расписание 3-часовые лекции;

занятия в специализированных лабораториях целесообразно проводить преимущественно в конце рабочего дня, после теоретических занятий.

72. Учебные занятия должны начинаться в одни и те же часы для каждой группы. Перерывы между учебными занятиями, удлиняющие учебный день студента, за исключением перерыва на обед, не рекомендуются;

продолжительность академического часа устанавливается в 45-50 минут с перерывом между занятиями в 10-15 минут. Количество дисциплин, изучаемых ежедневно, не должно превышать трех;


в целях профилактики утомления между 1-2 парой учебных часов в ВУЗах должен устраиваться перерыв в 15-20 минут, между 2 и 3 парой часов – 30-60 минут (обеденный перерыв). В ВУЗах с размещением учебных корпусов в разных районах города перерывы между парами занятий соответственно удлиняются;

за правильность составления учебного расписания отвечает проректор по учебной работе и декан факультета.

73. Зачетные занятия, экзамены должны планироваться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем ВУЗа, не более чем по одному предмету в день в одной группе в часы наивысшей работоспособности. Не рекомендуется планировать проведение зачетов в первый и последний день учебной недели, на последнем занятии.

74. Производственную практику на 1 курсе у студентов необходимо проводить (как правило) в учебных лабораториях, на учебных полигонах, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, с широким использованием тренажеров и технических средств обучения.

75. Все студенты с учетом их состояния здоровья должны заниматься физической культурой. В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, нормативными документами Министерства образования Республики Беларусь предусмотрены обязательные систематические занятия по физическому воспитанию на протяжении всего срока обучения студента, исключая старшие курсы, в объеме 4-х часов в неделю.

Учебные занятия по физическому воспитанию студентов в обозначенном объеме являются обязательными, включаются в учебное расписание ВУЗов и обеспечиваются зачетом в каждом семестре.

76. Студенты, не прошедшие медицинский осмотр, к занятиям по физическому воспитанию не допускаются.

77. Занятия со студентами, отнесенными по состоянию здоровья к группе ЛФК, должны проводиться медицинскими работниками, прошедшими специализацию, в оборудованных для этих целей залах государственных организаций здравоохранения.

78. К занятиям в спортивных секциях, участию в спортивных соревнованиях студенты допускаются с разрешения врача, к туристическим походам - с разрешения медицинского работника учебного заведения.


79. Медицинский работник совместно с администрацией учебного заведения систематически, не реже 1 раза в месяц, должен осуществлять контроль за организацией и проведением всех форм физического воспитания студентов.

80. Условия проведения занятий по физическому воспитанию должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям и проводиться в соответствии с типовыми учебными программами по физическому воспитанию студентов.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Беларуси от 25 марта 2006г. № 177 «О проведении профилактических медицинских осмотров школьников и учащейся молодежи» все абитуриенты должны пройти предварительный медицинский осмотр. Лица, не имеющие противопоказаний к данной профессии, допускаются к обучению. В дальнейшем все студенты должны проходить периодический профилактический медицинский осмотр 1 раз в год. Ежегодные профилактические медицинские осмотры проводятся студентам всех курсов обучения.

81. Главными врачами организаций здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь студентам, совместно с администрацией ВУЗов составляются планы проведения медицинских осмотров. В планах предусматриваются календарные сроки и место проведения медицинских осмотров.

Администрация обеспечивает своевременную явку студентов на медицинский осмотр, руководители организаций здравоохранения осуществляют контроль за полным и качественным обследованием студентов. Медицинские осмотры должны проводиться в начале учебного года (сентябрь-ноябрь) комиссией в составе: врача-терапевта, врача-окулиста, врача-невропатолога, врача-хирурга, врача-отоларинголога, врача-гинеколога, другие специалисты привлекаются по показаниям.

Всем студентам проводятся: антропометрические исследования (рост, масса тела, окружность грудной клетки на вдохе, выдохе, паузе, спирометрия, динамометрия), флюорографическое обследование, клинические анализы крови и мочи, по показаниям функциональные и другие исследования. Результаты осмотра студентов заносятся в медицинскую карту студента.


82. На основании проведенного обследования с учетом заболеваемости и перенесенных заболеваний дается оценка состояния здоровья, определяется медицинская группа для занятий по физическому воспитанию, а также даются рекомендации по осуществлению лечебно-профилактических мероприятий.

Медицинские работники и администрация ВУЗа ежегодно должны планировать мероприятия по сохранению и укреплению здоровья студентов, снижению среди них заболеваемости и травматизма, проведению лечебно-оздоровительной работы со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья.


ГЛАВА 8

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ

ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА И ПОМЕЩЕНИЙ


83. Уборка земельного участка должна проводиться ежедневно: утром за 1-2 часа до прихода студентов и по мере загрязнения. Мусор и смет должны немедленно убираться в мусоросборники.

В теплое время года при сухой и жаркой погоде полив земельного участка должен проводиться не менее 2-х раз в день и предшествовать уборке.

В зимнее время дорожки должны расчищаться от снега.

84. При входе в здание должны устанавливаться урны для сбора мусора, скребки и решетки для очистки обуви; в тамбуре – коврики и щетки. Скребки и коврики должны регулярно очищаться от грязи, пыли, снега.

85. Все помещения ВУЗа подлежат ежедневной влажной уборке с использованием разрешенных к применению Министерством здравоохранения Республики Беларусь моющих средств: протираются подоконники, шкафы, столы, парты, дверные ручки, моются классные доски и т.д. Рекомендуется при уборке использовать пылесосы. Влажную уборку помещений рекомендуется проводить при открытых окнах и фрамугах в конце рабочего дня и по мере необходимости в течение дня.

86. Спортивный зал после каждого занятия проветривается, полы, оборудование протираются влажной ветошью. Тщательная влажная уборка спортивного зала, спортивного оборудования проводится не менее 2-х раз в день. Очистку матов необходимо производить в зависимости от используемого покрытия, ежедневно чистить пылесосом или ежедневно протирать влажной ветошью.


Студенты допускаются в спортивный зал только в спортивной одежде и обуви.

87. Ежемесячно и по эпидемическим показаниям должна проводиться генеральная уборка всех помещений ВУЗа: мытье полов, осветительной арматуры, дверей, стен с использованием разрешенных к применению Министерством здравоохранения Республики Беларусь моющих и дезинфицирующих средств.

88. Уборка умывальных и уборных должна проводиться после каждой перемены с использованием разрешенных к применению Министерством здравоохранения Республики Беларусь моющих, а в конце дня в отсутствие студентов - с применением дезинфицирующих средств.

89. Жалюзийные решетки вытяжных вентиляционных систем должны быть открыты и прикрываться только при резком перепаде температур воздуха в помещениях и снаружи, систематически очищаться от пыли.

Окна должны мыться с очисткой стекол с наружной стороны 3-4 раза в году, с внутренней стороны – ежемесячно.

90. Уборочный инвентарь должен использоваться по назначению (для уборки учебных помещений, коридоров, спортивного зала, обеденного зала, туалетов и т.д.), иметь соответствующую маркировку и храниться в чистом виде в специальных шкафах или помещениях.

Инвентарь, используемый для уборки туалетов, должен иметь красную сигнальную маркировку и храниться отдельно.


ГЛАВА 9

ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ


91. Состав и площади помещений пищеблока ВУЗа должны обеспечивать работу на сырье. По согласованию с территориальными органами и учреждениями госсаннадзора допускается проектирование пищеблока для работы на полуфабрикатах, поставляемых из базовой столовой. Состав и площади помещений пищеблока также определяются формой организации питания и заданием на проектирование.

92. Транспортировку пищевых продуктов необходимо проводить в условиях, обеспечивающих их сохранность и предохраняющих от загрязнения, при строгом соблюдении товарного соседства сырой и готовой продукции. Транспортирование скоропортящихся продуктов должно проводиться в промышленной либо специально выделенной закрытой маркированной таре. В теплое время года продукты должны доставляться охлаждаемым или изотермическим транспортом в течение не более 1 часа.


Транспорт, предназначенный для перевозки пищевых продуктов, должен иметь санитарный паспорт, выданный территориальными органами и учреждениями госсаннадзора сроком не более чем на полгода. В паспорте отмечается: номер автомашины, фамилия, имя, отчество ответственного за санитарное состояние транспорта, наличие санитарной одежды.

93. Пищевые продукты, поступающие на пищеблок, должны соответствовать требованиям технических нормативных правовых актов и сопровождаться документами, удостоверяющими их качество и безопасность. Не должны допускаться к приему пищевые продукты без сопроводительных документов, с истекшим сроком годности, с признаками порчи, нарушенной упаковкой.

В сопроводительном документе о качестве особо скоропортящегося продукта должны быть указаны дата и час выработки продукта, а также час и дата его конечного срока реализации. Сопроводительный документ (маркировочный ярлык) необходимо сохранять до конца реализации продукта.

94. Требования к устройству, оборудованию, содержанию пищеблока должны соответствовать Санитарным правилам и нормам 2.3.4.15-32-2005 «Гигиенические требования к объектам общественного питания», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 23 ноября 2005г., № 195.

95. Сроки годности скоро и особо скоропортящихся продуктов должны соответствовать Санитарным правилам и нормам 2.3.4.15-18-2005 «Государственная санитарно-гигиеническая экспертиза и подтверждение правильности установления сроков годности (хранения), условий хранения продовольственного сырья и пищевых продуктов», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 25 августа 2005 г., № 130.

96. Организация горячего питания осуществляется на основе примерного 2-х недельного меню с учетом физиологических норм для данной категории. Примерное меню утверждается руководителем ВУЗа и согласовывается с территориальными органами и учреждениями госсаннадзора.


97. При кулинарной обработке пищевых продуктов необходимо выполнять требования, предъявляемые к рецептурам и технологии приготовления блюд и кулинарных изделий, противоэпидемические требования.

98. Мытье столовой и кухонной посуды производится механическими моечными машинами или ручным способом с использованием моющих средств, разрешенных к применению Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Моечные кухонной и столовой посуды должны быть обеспечены разводкой холодной и горячей воды со смесителями к моечным ваннам. Должны быть предусмотрены резервные источники горячего водоснабжения в моечной кухонной и столовой посуды с разводкой воды к моечным ваннам.

99. Столы моют горячей водой с использованием моющих средств, разрешенных к применению Министерством здравоохранения Республики Беларусь, специально выделенной для этого ветошью из промаркированной тары.

Весь уборочный инвентарь должен быть промаркирован. Моющие и дезинфицирующие средства должны храниться в промаркированных емкостях или в промышленной упаковке в специально отведенном месте, недоступном для посторонних.

100. Работники пищеблоков должны приходить на работу в чистой, опрятной одежде и обуви. Перед началом работы необходимо сменить обувь, тщательно вымыть руки, одеть чистую санитарную одежду, аккуратно подобрать волосы под косынку или колпак.

Смена санитарной одежды производится по мере загрязнения, но не реже одного раза в 2 дня.

Перед входом в туалетную комнату необходимо снимать санитарную одежду в специально отведенном месте, после посещения тщательно вымыть руки с мылом. Перед выходом из помещений пищеблока санитарная одежда должна быть убрана в шкаф. Должно быть обеспечено раздельное хранение санитарной одежды и личной одежды персонала.

101. Контроль за состоянием здоровья работников пищеблоков осуществляет медицинский работник. Больные или подозрительные на заболевание к работе на пищеблоке не допускаются.


102. Ответственность за соблюдение требований санитарных правил и норм на пищеблоке, организацию питания студентов возлагается на руководителя ВУЗа, руководителя предприятия, организующего питание в данном ВУЗе, персонал пищеблока в объеме их функциональных обязанностей.

103. Работники пищеблоков ВУЗов должны подвергаться предварительному (при поступлении на работу) и периодическим медицинским осмотрам (студенты перед началом и в период прохождения производственной практики на предприятиях и организациях, работники которых подлежат медицинским обследованиям) в соответствии с постановлением Минздрава Республики Беларусь «О порядке проведения обязательных медицинских осмотров работников» от 08 августа 2000 г., № 33.

104. К работе допускаются лица, прошедшие гигиеническое обучение по программе и аттестацию в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь «Об организации и проведении гигиенического обучения и аттестации должностных лиц и работников» от 15 августа 2003 г. № 90.

Результаты медицинских осмотров и аттестации по гигиеническому обучению вносятся в личную медицинскую книжку работающих.

Обслуживающий персонал обязан знать и выполнять настоящие правила, соблюдать правила личной гигиены.


ГЛАВА 10

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ





105. Гигиеническое воспитание должно быть направлено на формирование у студентов знаний основных вопросов личной и общественной гигиены, здорового образа жизни, характера воздействия факторов окружающей среды на здоровье, профилактики несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Особое внимание в процессе гигиенического воспитания необходимо обращать на борьбу с вредными привычками, профилактику стрессов, инфекционных заболеваний, приемам оказания медицинской само- и взаимопомощи, а также на половое воспитание студентов.

106. Вопросы состояния здоровья студентов, обеспечения санитарно-эпидемического благополучия в ВУЗе должны постоянно контролироваться администрацией и медицинским персоналом ВУЗа.



ГЛАВА 11

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ НАСТОЯЩИХ

САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ И НОРМ


107. Ответственность за выполнение настоящих правил возлагается на руководителя ВУЗа, а также на других работников в объеме, определенном их функциональными обязанностями.

Постоянный контроль за выполнением санитарных правил и норм осуществляет медицинский персонал ВУЗа, периодический - работники органов и учреждений госсаннадзора.


Приложение 1

к Санитарным правилам и нормам 2.1.2.12-13-2006

«Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию высших учебных заведений»


Ориентация окон основных помещений ВУЗов




№ п/п

Помещения

Ориентация окон помещений, градусы

оптимальная

допустимая

1.

Кабинеты, лаборатории

от 65 до 2000

от 200 до 2950

2.

Кабинеты черчения (изобразительного искусства), залы дипломного и курсового проектирования, кабинеты информатики и электронно-вычислительной техники

от 300 до 600

от 266 до 600

3.


Лаборатории биологии

от 150 до 2100

от 90 до 2700



Приложение 2

к Санитарным правилам и нормам 2.1.2.12-13-2006

«Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию высших учебных заведений»


Площади основных учебных помещений ВУЗов




Помещения

Площадь, м2 на 1 студента (не менее)

Учебные кабинеты

2,2

Лаборатории по естественным наукам, кабинеты черчения, курсового и дипломного проектирования

2,4

Лаборатории общетеоретического профиля

4,0

Лаборатории и кабинеты специального профиля

6,0

Лингафонные кабинеты

3,0

Кабинет информатики и вычислительной техники

6,0 на одно рабочее место у дисплея

Кабинеты черчения, курсового и дипломного проектирования

3,6

Аудитории, число мест:


на 12-15

на 25

на 30

на 50-150





2,5

2,2

1,8

1,2




Площадь учебных помещений, не приведенных в таблице, устанавливается заданием на проектирование.

Приложение 3

к Санитарным правилам и нормам 2.1.2.12-13-2006

«Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию высших учебных заведений»


Допустимая освещенность в помещениях ВУЗа





Помещения

Плоскость (Г-горизонтальная,

В-вертикальная) нормирования

освещенности, высота плоскости над полом, м

Освещенность рабочих поверхностей, лк

при освещении люминес-центными лампами

при освещении лампами накалива-ния

1

2

3

4

5

2

Учебные кабинеты,

классные комнаты, аудитории, лаборатории, лаборантские

В – на середине доски


Г – 0,8 на рабочих столах


500

400

3

Кабинеты инфор-матики и вычисли-тельной техники

В – 1,2 на экране дисплея

Г-0,8 на рабочих столах

200

400

150

300

4

Кабинеты техни-ческого черчения (изобразительного искусства)

В – на доске

Г – 0,8 на рабочих столах




500




400

5

Читальный зал

Г – 0,8 на рабочих столах

300

200

6

Лингафонные кабинеты

Г – 0,8 на рабочих столах




200

150

7

Спортивный зал

Пол,

В – на уровне 2м от пола с обеих сторон на продольной оси помещения





200




150




1

2

3

4

5

7

Снарядные, инвен-

тарные, хозяйст-венные, кладовые

Г – 0,8 на рабочих

столах

50

30

8

Библиотека

В – фронт карточек

300

200

9

Крытый плава-тельный бассейн

Г– на поверхности воды

150

100

10

Кабинет врача

Г – 0,8 на рабочих столах

300

200

11

Кабинет руководителя ВУЗа, кабинеты преподавателей

Г – 0,8 на рабочих столах


300

200

12

Обеденный зал,

буфет

Г – 0,8

200

150

13

Актовый зал,

эстрада

Г – 0,8

В – 1,5

200

300

150

200

14

Рекреации

Пол

150

100

15

Вестибюли,

гардеробные

уличной одежды

Пол

150

100

16

Коридоры, проходы

Пол

75

50

17

Санитарные узлы

Пол

75

50


18

Лестницы, (площад-ки, ступеньки)

Пол

100

75




В учебных и производственных помещениях по отдельным специальностям величина освещенности на рабочих местах должна обеспечиваться в соответствии с характером и точностью проводимых работ по нормам освещенности промышленных предприятий, но не ниже освещенности, нормируемой для учебных помещений.

Приложение 4

к Санитарным правилам и нормам 2.1.2.12-13-2006

«Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию высших учебных заведений»


Кратность воздухообмена в основных учебных помещениях




Помещения ВУЗа

Кратность воздухообмена в 1 ч

приток

вытяжка

1. Аудитории, учебные кабинеты, лаборатории без выделения вредных веществ (неприятных запахов), залы курсового и дипломного проектирования, читальные залы – до 30 мест включительно, служебные помещения

Через фрамуги с механическим открыванием



2. Аудитории, лаборатории без выделения вредных веществ (неприятных запахов), читальные залы, залы курсового и дипломного проектирования – более 30 мест, конференц-залы, актовые залы


20 м3 на 1 человека




3. Лаборатории и другие помещения с выделением вредных и радиоактивных веществ, моечные при лабораториях с вытяжными шкафами

По расчету, в соответствии с

технологическими заданиями

4. Лаборатории с приборами повышенной точности

То же

5. Моечные лабораторной посуды без вытяжных шкафов

4

6




Приложение 5

к Санитарным правилам и нормам 2.1.2.12-13-2006

«Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию высших учебных заведений»


Расстояние между оборудованием

в учебных кабинетах и лабораториях




Наименование измерения

Нормативная

величина, см

Между ученическими столами в ряду

70

Между чертежными столами, а также между ученическими столами при парном расположении в ряду

70

От задних рядов ученических и чертежных столов до задней стены или встроенных шкафов, моделей или макетов и от первого ряда ученических столов до демонстрационного стола


80







От демонстрационного стола до меловой доски

100

Между столом преподавателя и меловой доской или стеной

90

От задних рядов лабораторных столов до стены

100

Между лабораторными столами при двух или одном ряде работающих

80

От передних рядов ученических столов до меловой доски

240

От передних рядов ученических столов до меловой доски при наличии демонстрационного стола

255

От ученических и чертежных столов до стены боковых встроенных шкафов или наглядных пособий

50

Между рядами столов




70




Возможно использование других вариантов расстановки мебели, обеспечивающих нормативный уровень естественной освещенности рабочих мест при кратковременном правостороннем освещении на занятиях, не требующих значительной зрительной нагрузки.



ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ





  1. Настоящие правила разработаны:

ГУ «Республиканский научно-практический центр гигиены» Министерства здравоохранения Республики Беларусь (Соколов С.М., Застенская И.А., Науменко Т.Е., Пшегрода А.Е., Гриценко Т.Д.);


ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» (Позин С.Г., Журко О.М., Карпук Л.И.);

В рецензии и доработке документа принимали участие:

УО «Белорусский государственный медицинский университет» (Лавинский Х.Х., Исютина-Федоткова Т.С.);

2. Утверждены и введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь 21 августа 2006г., № 101.

3. Введены впервые.