litceysel.ru
добавить свой файл
1
Опыт работы с детьми со сложными нарушениями умственного и физического развития



Крюкова С.Ю., Григуленко В.Н.

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная

школа № 288 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Л.Г. Осипенко» ЗАТО г. Заозерска Мурманской обл.


Инновационные процессы, происходящие в нашем обществе, затронули практически все стороны жизни, в том числе и сферу образования, утверждая веру в основные права человека, достоинство и ценность человеческой личности [Декларация прав ребёнка. Конвенция о правах ребёнка//Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. – М.: Юрид. Литер., 1990. – С. 387, 388.]. Значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Разрабатываются психолого-педагогические критерии отбора детей в специальные учреждения, постоянно совершенствуются организационные формы их воспитания и обучения, исследуются разнообразные стороны интеграции этих детей в общество. Во многом это зависит от уровня экономики и культуры страны, состояния законодательства в области специального образования и традиционных методов работы с детьми, имеющими проблемы развития. Проблема организации обучения, максимально учитывающего различия в развитии и способностях таких учащихся, - одна из наиболее острых в теории педагогики и практике школы. Опыт показывает, что, несмотря на большое внимание, которое уделяется совершенствованию содержания образования, учить всех и учить хорошо при существующем, традиционном построении учебного процесса невозможно.

Действенная забота о здоровье и гармоничном развитии детей предполагает создание адекватных условий обучения для каждого переступившего школьный порог ребёнка. Создание таких условий, учитывающих индивидуальные особенности, общие и специальные способности школьников, - важнейший аспект программы охраны детства, обязательная предпосылка фактической реализации права каждого человека на полноценное образование.

До недавнего времени педагогическое сознание было ориентировано на достаточно грубые представления о качественном составе детского населения. Из таких представлений выводился и соответствующий принцип деления детей на здоровых, подлежащих обучению в общеобразовательной школе, и детей с выраженными аномалиями в психическом и физическом развитии. Для последних в системе народного образования утвердилась разветвлённая сеть специальных школ.

Вместе с тем, современные научные данные, наблюдения педагогов убедительно свидетельствуют о множестве промежуточных ступеней между здоровьем и болезнью, между стандартом, нормой и выраженной патологией в физическом и психическом развитии школьников. Представители смежных с педагогикой областей знания – педиатры, физиологи, невропатологи, психоневрологи – всё больше и больше обращают внимание на ярко выраженные индивидуально-типологические различия между детьми одного возраста. Эти различия проявляются в темпах морфологического, функционального созревания, в индивидуальных, физиологических и нервно-психических характеристиках детей.

Анализ результатов комплексных медико-социологических исследований, предпринятых за последние десятилетия в связи с повсеместно регистрируемым ростом числа детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяет выделить следующие основные предпосылки этого явления:


  1. нарушение экологического равновесия в окружающей среде, которое, отражаясь на здоровье матери, приводит к морфофункциональным нарушениям уже у новорождённых;

  2. физические и эмоциональные перегрузки женщины в сложившейся системе производственных и семейных отношений, которые медики напрямую соотносят с ростом женских заболеваний, патологией беременности и родов;

  3. рост алкоголизма, наркомании, расширяющий потенциальную область рождения психически угрожаемого потомства;
  4. низкая культура семейного воспитания и кризис современной семьи, с резким возрастанием неполных семей или с неблагополучными, конфликтными внутрисемейными отношениями, создающими почву для развития и усугубления нервно-психических отклонений, психосоциальной запущенности детей;


  5. недостаточная нацеленность медицинского обслуживания на своевременное выявление психически угрожаемых детей и обеспечение их необходимой помощью;

  6. несовершенство системы дошкольного воспитания с его недостаточным вниманием к организации, формам и методам педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

В педагогическом отношении – в плане перспектив школьной адаптации – дети с ограниченными возможностями здоровья представляют собой «группу риска». Учебные нагрузки, посильные для здоровых, нормально развитых школьников, при существующей организации школьного учебного процесса для этой категории детей оказываются связанными с опасным перенапряжением умственных и физических сил или просто непосильными.

В организации научных поисков и в разработке мер практической помощи уязвимым детям ведущая роль до последнего времени принадлежала медицине. Сейчас же ставится вопрос о том, что именно школа, собственно педагогические методы должны играть решающую роль не только в первичной профилактике, но также в диагностике психических нарушений у детей.

Такой взгляд на проблему вполне правомочен. Научные данные всё более убедительно свидетельствуют о том, что в формировании тенденций и динамики психического развития человека исключительно большая роль принадлежит условиям жизни, характеру микро социальных влияний. Есть все основания утверждать, что применительно к детям с ограниченными возможностями здоровья сила воздействия этих влияний оказывается ещё более глубокой, чем в случае нормального развития.

Факты показывают, что в благоприятной психологической атмосфере, при щадящем режиме и посильных нагрузках эти дети хорошо себя чувствуют, могут много и плодотворно работать. Правильно, с учётом особенностей таких детей организованные внешние условия – семейные и школьные – способны предотвратить, нормализовать, а подчас и полностью компенсировать первоначальные отклонения в их развитии. И напротив, невнимание родителей и педагогов к особенностям здоровья и психической организации ребёнка, несбалансированность физических, психических и учебных нагрузок могут привести не только к аномальному, уродливому развитию личности, но и возникновению психических и даже соматических заболеваний. Как свидетельствует Н.М.Амосов система напряжения – это именно то переплетение внутреннего и внешнего, на котором смыкается связь психического здоровья человека со здоровьем телесным. [Обучение в коррекционных классах. Работа со слабоуспевающими школьниками. Пособие для учителей./Под ред. Г.Ф.Кумариной. – М., 1991 – с.11]


Одним из резервов, позволяющим поднять работу с такими учащимися на новый качественный уровень, является индивидуализация обучения. Под индивидуализацией следует понимать взаимосвязанный комплекс организационно-педагогических и методических мероприятий, направленный на создание условий для оптимального обучения и развития каждого школьника с учетом его учебных возможностей, индивидуальных склонностей и интересов. Разработка действенных средств индивидуализации важна для всех звеньев школы, но особенно актуальна она для системы начального обучения, где закладывается фундамент школьной успешности, формируются основные стереотипы учебной деятельности, воспитывается отношение к учебному труду. Кроме того, следует говорить о применении в работе с детьми специальных принципов, применяемых в специальной педагогике. Это принцип коррекционно-развивающего обучения и принцип практической направленности обучения.

Поиски эффективных путей индивидуализации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья активно ведутся не только в нашей стране, но и за рубежом. Имея общую направленность, эти поиски, тем не менее, отличаются как по способам осмысления проблемы, так и по предлагаемым вариантам её решения.

В нашем муниципальном образовании проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья стоит особенно остро. С каждым годом количество таких детей увеличивается и соответственно встаёт вопрос их обучения. Организовать коррекционные классы, в которых обучение осуществлялось бы по программе VIII или VII вида (а такие дети у нас имеются) не представляется возможным, так как наполняемость в таких классах должна быть в количестве 10-13 человек. Но на весь город детей одного возраста и с одним заболеванием не наберётся большое количество, чтобы можно было открыть класс. Поэтому администрация образовательного учреждения ищет иные способы организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. И на первый план выходит именно индивидуализация обучения. За многие годы накопился опыт работы с детьми, имеющими различные диагнозы, это: синдром Дауна, детский аутизм, глубокая умственная отсталость, ДЦП.


С 1992 года мы работаем с детьми, которые по заключению медико-психолого-педагогической комиссии обучаются по программам VII или VIII вида и находятся на индивидуальном обучении. Когда встал вопрос обучения этих детей индивидуально, то появилось сразу множество проблем. Среди них наиболее важными можно назвать следующие: отсутствие на тот момент программ специальных коррекционных образовательных учреждений VII, VIII вида, учебников, методических пособий и специалистов, которые могли бы оказать помощь в работе с такими детьми. Поэтому мы брали за основу учебники для общеобразовательных школ и на их основе, с учётом особенностей того или иного ребёнка, составляли календарно-тематическое планирование, подбирали тот или иной материал. Приходилось работать методом «проб». Основным методом обучения, Валентина Николаевна, использовала беседу. Беседы проводила в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации предметных и сюжетных картин.

При обучении письму использовала методику М. Монтессори. Вырезали буквы из наждачной бумаги и ощупывали по мере изучения. Наждачные буквы прикрепляли на ватман, а рядом клеили предметную картинку. Произносили звук, ощупывая вырезанную букву и создавали образ буквы, а потом учились писать. Эта работа способствовала не только запоминанию, но и развитию мелкой мускулатуры руки, тактильной памяти при зрительном контроле.

Изучая темы курса грамматики правописания: состав слова, части речи, сочетания гласных с шипящими, разделительный ъ и ь знак и другие темы – составляла карточки для запоминания. Что способствовало успешному изучению тем курса грамматики и правописания, написанию диктантов, изложений, сочинений, словарных диктантов.

Основной задачей обучения чтению в коррекционном классе является: научить ребенка читать доступный их пониманию текст вслух и «про себя», осмысленно воспринимать прочитанное.


Для чтения приходилось подбирать произведения народного творчества, русских и зарубежных писателей, статьи из журналов и газет. В процессе обучения чтению учила разбираться в содержании прочитанного в результате анализа произведений. Устанавливали причинно- следственные связи и закономерности. Особое внимание уделяла с иллюстративным материалом. Дети, которых я обучала, очень любили читать и читали много. Отвечали на вопросы, составляли план прочитанного, рисовали иллюстрации к произведениям, составляли мультфильмы.

Было сложно, не всегда всё получалось. Но, несмотря на это, видны были результаты нашей работы, которые отмечали медицинские работники, специалисты МППК.

Особенно большие проблемы возникали с ребёнком, у которого был диагноз «Детский аутизм» (был такой мальчик, с которым проводила работу Светлана Юрьевна с 1998 по 1999 год). Те, кто знает особенности этого заболевания, поймут, как тяжело не специалисту планировать работу. Пришлось изучить литературу, многое узнать об особенностях этого заболевания. И хоть и маленькими шажками, но двигаться вперёд. После некоторого ряда занятий ребёнок стал узнавать педагога, реагировать на его приход, привлечение к какому-либо виду деятельности. Много внимания уделялось применению принципа практической направленности обучения. Содержание образования базировалось на таких дисциплинах, как самообслуживание, ручной, хозяйственно-бытовой труд. Вместе с ребёнком учились накрывать стол к чаю, выполнять гигиенические процедуры. Много работали с пластилином, акварельными красками, конструктором. Хотя понятно, что необходима была большая работа специалистов, имеющих опыт работы с такими детьми, знающих особенности данного заболевания.

В течение нескольких лет (с1994 по 2004 год) проводилось индивидуальное обучение девочки, имеющей диагноз «Болезнь Дауна». На первых занятиях не так всё было легко: Света тяжело шла на контакт, могла вдруг замолчать, и о дальнейшей работе не могло быть и речи, как бы её не уговаривали. Общение с посторонним человеком давалось ей тяжело. Однако постепенно эта скованность прошла, но периодически всё же возникали проблемы с общением. Основная задача, которая стояла перед нами, не только научить ребёнка счёту, письму, чтению, но и приспособить её к жизни в обществе, обучить необходимым бытовым навыкам. Исходя из этого, большая роль отводилась сюжетно-ролевым играм. Проводились игры «Поход в магазин», «На почте», практические занятия. Не сразу получалось, так как девочка замыкалась в себе, и ей тяжело было выйти на контакт, например, с продавцом. Света могла долго стоять перед прилавком (немного в стороне) и не решалась заговорить с продавцом, попросить её о необходимом товаре. Постепенно эта скованность стала проходить, и ей уже не так тяжело стало ходить за покупками в магазин. В дальнейшем она свободно общалась с посторонними людьми.


В процессе обучения математике, Валентина Николаевна, старалась научить различным способам к усвоению математическим знаний: количественных, пространственных, временных представлений, которые помогут ребенку включиться в трудовую деятельность.

Складывать и вычитать я учила по линейке. Если «+» - Буратино шагает от нуля вперед, а если «-», то шагает к нулю. Записывали формулы для решения задач геометрического характера, на движение, стоимость, единицы длины, массы, времени на карточки. Карточки помогали более безболезненно выполнять задания, а так же выработке прочных умений.

Вторая задача, которая стояла перед нами – это трудовое обучение, умение работать с иголкой, ножницами, клеем и другими предметами. В течение пяти лет Валентина Николаевна учила Свету вязанию крючком, спицами, вышиванию. Результатом такой работы явилось то, что девочка могла связать себе и маме: шапочку, шарф, повязку, носки. Девочка радовалась, когда у нее получалось, а мне было приятно, что смогла научить довольно сложным приемам.

Как известно, у детей, не посещающих школу из-за ограниченных возможностей здоровья, наблюдается нехватка общения со своими сверстниками. Света общалась только со своим младшим братом и его одноклассниками, которые, кстати, очень дружелюбно были к ней настроены, оберегали её и всячески помогали. Однако, этого внимания ей не хватало. Для привития навыков общения со сверстниками, культуры поведения в школе и классе, Валентина Николаевна неоднократно приглашала Свету на внеклассные мероприятия, проводимые в классе, коллективные походы с ребятами в цирк, театр. Света очень любила танцевать и Светлана Юрьевна порекомендовала маме обратиться в Центр детско-юношеского творчества, чтобы записать девочку в танцевальный кружок. Через некоторое время Света стала заниматься танцами. Эти занятия пошли ей на пользу, она стала более общительной, раскрепощённой. Со своими танцевальными номерами принимала активное участие в различных городских и областных конкурсах, которые были организованы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Её выступления были очень успешны, Света неоднократно занимала призовые места и была отмечена дипломами и грамотами.


Светлана успешно закончила школу и получила диплом. В 2008 году она поступила в г. Москва «Театральная студия для детей с ограниченными возможностями», где учится и работает.

В настоящее время в нашей школе продолжается работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеющими глубокую умственную отсталость. Опять возникают проблемы, но решать их проще т.к. накоплен большой опыт работы с такими детьми. Видны первые результаты нашей работы: мальчик научился считать по линейке, решать простые задачи, учим таблицу умножения и деления. Поступил ребенок с техникой чтения 10 слов в минуту, а сейчас – 24 слова в минуту. Стал более общителен, был несговорчив. Зачастую общение сводилось к словам «Да», «Нет» и кивком головы. Сейчас мальчик отвечает на вопросы, пересказывает прочитанное, по русскому языку запоминает слова с непроверяемым написанием и есть определенный запас этих слов.

Работа будет продолжаться и дальше. Мы верим, что успехи нас ждут впереди.