litceysel.ru
добавить свой файл
1
Метод проектов на уроке


Человек есть свой собственный проект.

Ж. П. Сартр

Проект – это:


  1. замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определенным правилам. В переводе с латинского «проект» означает «брошенный вперед»;

  2. разработанный план сооружения, конструкции, процесса, мероприятия, изготовления чего – либо. В этом случае «проект» есть результат некоторой – «проектной, проектировочной» - деятельности, целостный образ будущего объекта;

  3. предварительный, предположительный текст какого – либо документа;

  4. определенная форма организации совместной деятельности людей по осуществлению крупных, относительно самостоятельных начинаний, кампаний, дел, имеющих определенные цели (пример: «атомный проект»);

  5. название организации. В построении и реализации деловых проектов могут участвовать разные специалисты, образуя временную организацию, которую часто именуют также «проектом».

Проектность – определяющая черта современного мышления.

Проектное мышление, проектная деятельность - процесс обобщенного и опосредованного

познания действительности, при котором человек использует технологические, технические,

экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей.

Проект в контексте образования есть результативная деятельность, совершаемая в специально

организованных педагогом («лабораторных») условиях. Эти условия дают ребенку возможность

действовать самостоятельно, получать результат, но в безопасных условиях.

Проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность учащихся имеет характер

проектирования, получение конкретного (практического) результата и его публичного

предъявления.

Технология проектного обучения (метод проектов, проектное обучение) представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании учеником под контролем учителя новых продуктов (товары или услуги), обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическое значение.


Теоретические концепции Д.Дьюи послужили основой для разработки американскими педагогами У. Килпатриком и Э Коллингсом метода проектов. По их мнению ребенком выполняется только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на интересы детей.

В России эти идеи первым реализовал С.Т. Шацкий.

Метод проектов – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, творческую самореализацию личности ученика, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в деятельности по решению какой – либо интересующей его проблемы.

Проектирование – это целенаправленная деятельность, позволяющая найти решение проблем и осуществить изменения в окружающей среде (естественной и искусственной).

Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Проектное обучение предполагает:


  • проживание учеником конкретных ситуаций преодоления трудностей;

  • приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов

  • конструирование новых объектов, процессов.

Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.

В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а как компонент образовательных систем.

Целевые ориентации

Формирование проектной деятельности, проектного мышления.

Стимулирование мотивации детей на приобретение знаний.

Включение всех учащихся в режим самостоятельной работы

Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников

Развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

Развитие способностей применять знания к жизненным ситуациям.

Развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя.

Развитие компетенций для современной жизни:


  • способности брать на себя ответственность;

  • участвовать в совместном принятии решения;

  • регулировать конфликты;

  • оценивать и анализировать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой;

  • делать свой выбор;

  • владеть устным и письменным общением;

Развитие исследовательских умений: синтеза (сбора информации), анализа (выявление проблем), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения.

Концептуальные позиции

Т. И. Шамова определила следующие принципы проектного обучения:

Принцип гуманизма: в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей.

Принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта.

Деятельностный подход.

Процесс обучения для ученика – это процесс работы над проектом своего будущего.

Принцип сотрудничества учеников и учителя при решении проблем.

Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует развитию основных физиологических и психических функций ученика.

Принцип четкого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем (усвоение базовых знаний и использование их в разных ситуациях).

Принцип уважения к иной точке зрения.

Принцип обеспечения ответственности за результат.

Использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания.



Особенности организации и методики


Проект – организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми на основе субъективного целеполагания, комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации.

Проектная деятельность осуществляется на учебном и внеучебном материале; наряду с ней выполняются – учебная, игровая, трудовая, исследовательская и т.д.

Среди учебных проектов Е.С. Полат предлагает следующие типы:


1.По доминирующей в проекте деятельности:


  • исследовательские;

  • творческие;

  • ролевые, игровые;

  • ознакомительно – ориентровочные (информационные);

- практико – ориентированные (прикладные)

  • исследовательские – по структуре приближены к научному исследованию (актуальность темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение цели, задач, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем); например, исследовательский проект в рамках школьного экологического мониторинга;

  • творческие – не имеют детально проработанной структуры, подчиняются конечному результату (сочинение, драматическая постановка, шоу – праздник, арт – мастерские, газета - макет, видеофильм, школьный печатный альманах, праздник – сценарий и т.д.);

  • ролево – игровые – участники выбирают себе определенные роли. Результаты чаще вырисовываются к моменту завершения действий.
  • информационные (теоретические) – сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и доработки (структура проекта: цель, его актуальность – методы получения и обработка информации (их анализ обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы). Результат (статья, тезисы, реферат, доклад, видеофильм), презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции и т.д.).


  • практико - ориентированный (социально – значимые) четко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы (документ, созданный на основе полученных результатов исследования по химии, экологии, биологии, программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе, проект закона, Конституции, справочный материал, задачник, решебник, словарь, проект зимнего сада, проект экологической дорожки, проект полосы препятствий, школьной пасеки, оранжереи и т.д.);

Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует интегрированного знания.

  1. По предметно – содержательной области:

  • монопроекты – в рамках одной области знаний (литературно – творческие, естественнонаучные, экологические, языковые (лингвистические), культуроведческие, спортивные, географические, исторические, музыкальные и т. д.);

  • надпредметные – («Дом, в котором я хочу жить» выполняется на факультативном занятии);

  • межпредметные – на стыке различных предметных областей.

3.По количеству участников:

  • индивидуальные (личностные);

  • парные;

  • групповые;

4.По продолжительности выполнения:

краткосрочные (несколько уроков);

Примеры:

Изучение состава и свойств пищевых продуктов (лекарств, средств бытовой химии).

- Химический анализ прохладительных напитков

- Соединения азота в пище, в воде, организме человека.

  • Качественный элементный анализ органических веществ (продуктов питания).

  • Качественные реакции на катионы и анионы – компоненты биологических материалов.
  • Экспериментальное определение содержания органических веществ (витамина С, каротина, дубильных веществ и др.) в растениях.


  • Качественное определение глюкозы в меде.

  • Координаты от точки до плоскости.

  • Важнейшие составляющие пищи.

  • Исследование свойств синтетических моющих средств, использующихся в быту.

Расстояние от точки до плоскости.

Угол между прямой и плоскостью.

Правильная пирамида.

Перпендикулярность прямых и плоскостей.


  • среднесрочные (12часов до месяца);

Примеры:

Решение уравнений 2-ой,3-ей, 4-ей степеней по формуле.

Односторонние пределы.

Непрерывность функции.


  • долгосрочные (четверть, полугодие, год), требующие время для поиска материала, его анализа и т.д.

Примеры:

- Свинцовое загрязнение окружающей среды и пути решения данной проблемы.

- Проблема утилизации ртутьсодержащих ламп в школе…

  • Химические средства защиты растений, их достоинства и недостатки. Альтернативные средства.

  • Минеральные источники РФ и Коми округа.

  • Экологически безопасное жилище.

  • Утилизация СО2.

  • Роле – игровой проект «Химия и охрана природы».

Лента Мебиуса и ее свойства.

Элементарная теория управления запасами.

«Золотое сечение» и его применение в архитектуре родного города.

Построение комплексных множеств на плоскости. Графическое решение систем уравнений и неравенств с параметрами в комплексных числах.

Терема Пифагора вне школьной программы (на кружковых занятиях, предпрофильное обучение).

Стадии разработки проекта:

  1. организационно – подготовительная - проблематизация, разработка проектного задания (выбор);

  2. разработка проекта (планирование);

  3. технологическая;
  4. заключительная (оформление результатов, общественная презентация, обсуждение, саморефлексия).




Деятельность учителя и учащихся над проектом


Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Погружение в проект. Проблематизация, разработка проектного задания






    1. Выбор проблемы (темы) проекта.


Поиск проблемы.

Выбор и обоснование проекта.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся


Предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта


Участвует в обсуждении тем, предложенных учащимся


Обсуждение и принятие общего решения по теме


Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

Самостоятельный подбор тем и их обсуждение с товарищами

1.2.Анализ предстоящей деятельности. Выделение подтем в теме проекта.

Предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора.



Каждый ученик выбирает себе подтему.

Активное обсуждение и предложение вариантов подтем. Каждый выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)

1.3. Формирование творческих групп

Проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

Комплектуются малые группы

2. Разработка проекта (планирование и организация деятельности)








2.1. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулирование вопросов, на которые нужно ответить, задание для групп, отбор литературы

Разрабатывает и предлагает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу.

Участие в разработке заданий для младших, определение возможностей и трудностей отдельными учащимися старших классов

2.2. Планирование технологического процесса

Консультирует, координирует работу, стимулирует деятельность детей

Поиск материала, информирование друг друга о ходе работы, коллективное решение проблем и т.п.

2.3. Разработка документации. Определение форм выражения итогов (результатов) проектной деятельности

Принимает участие в обсуждении, контролирует деятельность

Обсуждают план деятельности, формы представления результата исследовательской работы: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

3. Технологическая стадия (осуществление деятельности)







3.1. Организация рабочего места

Следит за соблюдением трудовой и технологической дисциплины, культуры труда

Самоактуализация своей деятельности. Исследовательская, творческая, информационная, социально значимая деятельность. Моделирование.

3.2 Выполнение технологических действий





3.3 Моделирование







4. Заключительная стадия (презентация и оценка результатов)







4.1. Оформление результатов

Консультирует, координирует работу групп, стимулирует их деятельность

Оформление результатов в соответствии с принятыми формами

4.2. Защита, презентация (контроль и испытание результатов)


Организует экспертизу (приглашает старшеклассников, паралелльный класс в качестве экспертов или родителей и т.д.

Доклад о результатах своей работы, демонстрация.

4.3. Саморефлексия. Оценка результатов и процесса в целом.

Оценка своей деятельности, учитывая оценку детей.

Самооценка результатов, процесса, своего участия. Участие в коллективном обсуждении, групповая рефлексия.



Организация образовательного пространства

Условие успешного формирования у детей проектной деятельности – дифференциация образовательного пространства. Образовательное пространство основной школы должно включать наряду с традиционными кабинетами места для самостоятельной работы:

  • библиотеку (инфотеку);

  • лабораторию для свободных опытов;

  • компьютеры с доступом к разнообразным базам данных;

  • удобную для работы в группах мебель;

  • уголки в рекреациях, в коридорах.

Оценка деятельности

Критерии оформления и выполнения проекта:


  1. Актуальность темы и прелагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы.

  2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, подготовленность к опубликованию.

  3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений.

  4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость.

  5. Качество отчета: оформление, соответствие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий. (12)


Критерии защиты:

  1. Качество презентации: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, убедительность.

  2. Объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи.

  3. Педагогическая ориентация: культура речи. Манера, использование наглядных средств, удержание внимания аудитории.

  4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы сильных сторон работы.

  5. Деловые и волевые качества группы: ответственное решение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, доброжелательность.(12)


Образовательная программа по физике «нашпигована высотами для покорения», при достижении которых учащиеся будут становиться более компетентными. Нужно лишь сформулировать такие темы проектов, работая над которыми школьники ощутили бы потребность и необходимость в получении систематических научных знаний. Начинать лучше с микропроектов.

Классический пример: «Работа над гладильной доской» - изучение рисунков, знакомство с устройством доски; сбор дополнительных сведений, составление сметы; изготовление эскиза и самой доски.

Памятка для учителя:

  1. Имей определенный план.
  2. Давай ученику возможность ставить вопросы.


  3. Держи наблюдение за работой проекта по необходимости, чтобы держать на высшем стандарте.

  4. Смотри за записями в определенные промежутки времени.

  5. Планируй проект так, чтобы он не потребовал много ученического времени.

  6. Если возникают сомнения в выполнимости указаний, составь письменные задания.

  7. Дай возможность ученику мыслить.

Одобряй ученика при трудовых проблемах.



Проект «В защиту сорняков»

Возраст участников проекта – 12 лет.

Постановка проблемы: что мы знаем о сорных растениях? Почему человек ведет с ними борьбу на протяжении последнего столетия? Действительно ли эти растения опасны для наших огородов?

Идея проекта: создание книги о здоровой и вкусной пище, составленной по рецептам блюд из сорных растений.

Источники информации: печатные (книги по истории кулинарии, травники, справочная литература). Опрос населения (в данном случае, родственников и знакомых), журналы «Здоровье», газета «Лечебник» и электронные (телепередачи, видеофильмы, Internet и т.д).

Формируемые умения и навыки: отбор необходимой информации, подготовка и редактирование текстов, поиск и отбор необходимых иллюстраций, выбор формы подачи материала, набор и макетирование материала, организация работы по отбору и систематизации данных, проведение поисковой работы (опросы, репортаж, интервью) и оформление книги (набор текста, редактирование, верстка, отбор иллюстраций и т.п.).


Путешествие в мир названий и имен. Проект «Чье имя ты носишь, растение?».

Человек с давних пор именует окружающие его растения, проявляя при этом завидную фантазию и изобретательность. Во время Древней Греции многие представители растительного царства получали имена мифологических персонажей. Многие из них сохранились и поныне: борщевик Heracleum, например, одно из самых высокорослых травянистых растений, достигающих в Пермской области и Коми округе высоты более 2 м, носит имя древнегреческого силача Геракла.


Довольно многочисленны примеры увековечения имен высоких коронованных особ. Так, в честь английской королевы Виктории названа огромная водная лилия Victoria, листья которой способны выдерживать груз до 80 кг. Французский император Наполеон запечатлен сразу в двух родах растений. Произрастающая в Центральной Америке пальма рузвельтия Франклина Rooseveltia frankliniana получила свое имя благодаря одному из президентов США – Франклину Делано Рузвельту.

Повезло и менее известным особам. Самое высокое хвойное дерево нашей планеты секвойя вечнозеленая Seduoia sempervirens, названо в честь вождя североаметиканского племени чероки Секвойи, который остался в памяти своих потомков благодаря многим полезным деяниям. Примеров подобного рода можно найти множество.

Приглашаем вас в увлекательное путешествие в страну имен и названий представителей флористического царства коми округа. Его маршрут проходит по полям, водоемам, лугам и лесам. И всюду мы встречаем растения, которые в разное время изучали хорошо известные и почти не знакомые нам исследователи. Их имя приветствует в названиях растений. В книгу включить список использованной литературы, цветные иллюстрированные приложения, перечень лиц, чьи имена запечатлены в названиях растений и списком самих растений.


Например, проект «Программа – карта цивилизации», который охватывает постепенное развитие цивилизации от дикого хаоса первобытного общества до культуры наших дней и опирается на 9 ключевых понятий: образование, пища, жилище, управление, развлечение, пути общения, пути сообщения, денежный обмен, одежда.

При разработке каждой области данной карты создаются проекты всевозможной направленности характера. Например: «Откуда и как получают пищевые продукты, их обработка, и химический состав» (ключевое понятие – пища); «Производство одежды и ее значение для людей и животных» (ключевое понятие – одежда); «Способы передвижения людей и животных» (ключевое понятие – пути сообщения).


Проект «Квартира (дом), в которой (ом) мне хотелось бы жить» подчинен научному исследованию и имеет структуру: аргументация актуальности для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности и принятой логики, определение методов исследования, источников информации, определение методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем и дальнейший ход исследования.

Выделяются следующие направления деятельности, поручаемые отдельным группам учащихся:

Расположение.

Участники группы должны придумать тип дома, этаж, окружающую среду, вычертить план или нарисовать внешний вид дома и его окружение. Учитель (черчения, технологии, эстетики) консультирует, учащиеся исследуют близлежащие дома в районе школы.

Планировка.

Группа представляет план квартиры: расположение помещений, их оборудование, коммуникации с учетом наработок первой группы. Консультируют учителя технологии, черчения, математики.

Дизайн.

Команда разрабатывает визуальный облик квартиры, спланированный второй группой. Члены группы посещают выставки, изучают журналы, рекламные буклеты. Консультации получают у учителя ИЗО, музыки, специалистов торгового дома. Результат работы – рисунки или чертежи.

Мебель.

Члены группы работают на выставках и торговых залах. Придумывают стиль, оформление, подбирают необходимые материалы с учетом дизайнерской разработки третьей группы. Консультации получают у учителей ИЗО, эстетики, технологии, специалиста торгового дома.

Животный мир квартиры.

Членами группы изучается литература по аранжировке цветов и икебане, по уходу за домашними животными, устройству живых уголков. Посещаются выставки цветоводства. Консультируют учителя ИЗО, музыки, технологии, биологи, химии, ин.яз. Результат - рисунки, чертежи, инструкция по уходу.


Оборудование.

Команда мужская. Область деятельности – электрооборудование, кухонная техника, сантехника, бытовая и досуговая техника, и т.д. Консультации дают учителя физики, черчения, родители и т.д.

Домашняя одежда.

Команда женская, их задача моделировать одежду. Консультируют учителя технологии, ИЗО, черчения, математики. Результат – образцы, чертежи.

Проект «Клумба» реализуется учащимися 3 класса, межпредметный, итоговый в конце года.

Предметы: математика, естествознание, музыка, архитектурно - художественное творчество.

Планируемый результат: разработка плана школьной зеленой зоны и размещение на нем цветочной клумбы; представление его родителям с целью совместного практического воплощения на участке школы.

Учебная цель: предоставить практику в планировании достаточно крупного проекта, оставаясь в рамках запланированной суммы, используя знания в области экономики, дизайна, ботаники, географии, изобретательства и т.д.

Время работы: три урока.

Количество и тип групп: 5 групп по 5 человек.

Роли: бухгалтер, землемер, дизайнер, архитектор, чертежник, менеджер, музыкант, поэт, рекламный агент.

Менеджер проекта с учителями расписывает должностные обязанности всех участников действия.

Урок 1. Задача – разработать проект вашего школьного участка и разбить на нем клумбы. Решайте, что вы хотите иметь на участке, какие клумбы вы представляете цветущими все лето, и опишите, как ваш идеи соотносятся с критериями, приведенными на листе задания. Все решения должны быть сформулированы в результате договоренности группы между собой. Результат – материалы проекта положить в папку.

Урок 2. Ваши идеи положить на ватманский лист заданного размера. Включите между клумбами 5 деревьев, ландшафт с камнями и один ручей. Решите, как расположить все эти части экстерьера в вашем проекте. Подумайте, какие растения и каким образом вы бы хотели расположить на клумбах и какой формы они должны быть. Роли те же, что и на первом занятии. Менеджер докладывает в конце урока о вашем решении проекта классу. Дайте оценку вашим действиям насколько успешно вы продвигаетесь в своей работе.


Урок 3. Задача: - закончить планирование участка;


  • написать доклад, обосновавший ваш проект;

  • составить и обосновать смету расходов;

  • поэтам и музыкантам воспеть будущие цветники;

  • агрономам предложить необходимый набор цветов и кустарников, которые будут украшать будущие клумбы;

  • представить свой проект классу так, чтобы всем хотелось принять участие в презентации.

Класс голосует, какой проект лучше (тайное голосование).

Взаимопомощь: предоставить один проект от всей группы, с которым все согласны и каждый бы имел свою роль в его разработке.

Индивидуальная ответственность: каждый получит свою роль, которая существенна для успеха работы всей группы. Чтобы успешно разработать проект участка, необходимо, чтобы каждый участник чувствовал свою ответственность.

Критерии успеха: группа выполняет задание, разрабатывает проект такого участка, с которым все согласны; который соответствует представленной смете; если ваш доклад будет четко сформулирован и доложен; если ваши аргументы в обоснование сметы будут убедительными; и если вы все предложенное сможете воплотить в жизнь.

Ожидаемое поведение:

Все работают совместно, помогая друг другу, выполняя свою роль. Возникшие проблемы решайте внутри группы.(12)

Проект «Задачник»

Кружок химический для 9 классов. Учащиеся увлеченно решают задачи, но через некоторое время их интерес слабеет. Как его поддержать? Идея возникает в создании задачника. Предлагается учащимся создать свой задачник и подарить 8 классу. Так начинается процесс творчества, в ходе которого надо выбрать химическое содержание задачи (с помощью учителя) придать задаче литературную основу, выбрать лучшие задачи, прорешать их (отметив самые интересные по содержанию), определить уровень сложности задач. Записать их, подготовить макет и сделать проект задачника и провести презентацию.(12)


Например, при изучении раздела «Электричество» предложить несколько проектов:


  • рассчитать длину провода, необходимого для изготовления паяльника мощностью 40 Вт, работающего при напряжении 220 В, если известны материал провода и его сечение; имеется образец провода и измерительные инструменты (8кл.);

  • спроектировать устройство, вдвое уменьшающее мощность, потребляемую паяльником «в режиме ожидания», когда он лежит на подставке и поддерживается при рабочей температуре (после изучения устройства и работы полупроводниковых диодов (10кл.);

  • разработать схему переключения трех (4) одинаковых ламп люстры (нагревательных элементов электроплиты), позволяющую максимально возможным числом способов ступенчато регулировать потребляемую мощность (8кл.);

  • сравнивать номинальную и истинную мощности лампы накаливания (8кл.);

  • определить схему включения четырех одинаковых резисторов в черном ящике, если известно сопротивление каждого из них и можно измерить эквивалентное сопротивление схемы (10кл.);

  • вычислить температуру нити накала лампы. Работающей в номинальном режиме, по измеренным значениям напряжения и силы тока (10 кл.).

Алгоритм деятельности учителя, организующего проектное обучение физике

    1. Подбор в научных журналах материала с целью составления заданий для учащихся по конструированию или модернизации установок. Формулировка тем, целей проекта.

Например, «Способы автоматического регулирования температуры воздуха в теплице», «Способы сортировки томатов по их спелости», «Автоматическое включение подсветки «лежачего полицейского» при приближении к нему автомобиля» и др.

    1. Формирование ученических групп для работы над проектом

    2. Распределение тем и индивидуальных заданий между группами с учетом интересов и возможностей учащихся.
    3. Проведение консультаций (обсуждение планов действий).


    4. Заслушивание и обсуждение гипотез. Анализ схем, способов решений. Выбор приемлемых вариантов. Постановка эксперимента, конструирование модели.

    5. Обсуждение выводов. Оформление работы. Планирование выступлений учащихся с сообщениями на уроках физики, конференциях.

Примеры заданий:

1.Однажды знаменитый тренер, бывший чемпион по прыжкам в воду, пожаловался коллеге:

Трудно работать. Прыжки становятся все сложнее и сложнее. Надо придумывать новые комбинации, пробовать, а при этом увеличивается вероятность неудачных «приводнений» и травм. Когда падаешь с высоты, вода не такая уж «мягкая». Иногда вижу: может спортсмен попробовать новый элемент, но боится ушибов, что из – за травмы не попадает на соревнование.

-Ничего не поделаешь, вздохнул коллега, - такой у нас вид спорта. В моей группе тоже бывают травмы при неудачных прыжках.

  • А нельзя ли сделать воду «мягче»?

Задание: предложите способ, позволяющий сделать воду «мягче», чтобы уменьшить число травм спортсменов.

2.В центре города на площади стояла старинная башня. И вот однажды возникло опасение, что эта башня начала оседать. Организовали комиссию и поручили ей выяснить, оседает ли башня. Члены комиссии задумались: нужна какая – то неподвижная точка, чтобы проверить, опускается ли башня относительно точки или нет. А где ее взять? Правда, приблизительно в пятистах метрах от площади есть парк. В парке – скалы, которые не оседают, но с этих скал башню не видно.

Задание: составить проект, позволяющий определить, оседает башня или нет.

3.По трубопроводу перекачивают жидкий кислород. Несмотря на хорошую теплоизоляцию, часть кислорода переходит в газообразное состояние, образуя пузырьки, которые почти равномерно распределены по потоку. Но технологический процесс требует, чтобы кислород поступал в резервуар в жидком состоянии, без пузырьков газа.

Задание: предложите способ отделения жидкого кислорода от газообразного.


Проект «Земля и Вселенная»

(предметы «Физика», «Астрономия»)

1.Для выполнения проекта учащиеся должны изучить, как расположены Солнце, Земля и другие планеты Солнечной системы относительно друг друга, как гравитационные силы определяют движение планет вокруг Солнца, как искусственные спутники используются для изучения Земли и Солнечной системы.

2.Для получения необходимой информации о планетах, их спутниках и других телах Солнечной системы учащиеся используют самые разнообразные источники (книги, электронные энциклопедии, Интернет и др.), а для записи полученной информации – электронные базы данных.

3.Для выполнения проекта учащиеся делятся на небольшие группы и каждая группа решает, какую планету Солнечной системы они будут изучать.

4.Определяют, какую информацию об этой планете необходимо собрать, и выбирают, какую электронную базу данных они будут использовать для хранения собранной информации.

5. Вводят в базу данных или только текстовую информацию, или текст, дополненный изображениями, которые могут быть получены сканированием фотографий, нарисованы с помощью графических пакетов, скопированы из библиотеки изображений или с компакт дисков.

6. Обобщают полученные сведения о Солнечной системе.

7.Готовят мультимедийную презентацию о выбранной планете.(12)

Идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию, но суть осталась прежней – стимулировать интерес к решению проблемных вопросов, противоречий и через проектную деятельность показывать практическое применение полученных знаний.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я смогу эти знания применять» - вот основной тезис понимания метода проектов.

Проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению. Поэтому всегда нужна проектная идея. А также совокупность целей и задач, которые необходимо решить в короткий промежуток времени для реализации идеи.


Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся, предусматривающей прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека.

Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Тест на выявление уровня вашей компетентности в овладении новой методикой

Учитель владеет некой методикой, если он:


  1. Представляет структуру материала (основные темы, блоки, узловые точки, связи между ними, возможные последовательности их изучения).

  2. Представляет «единицу» учебного материала.

  3. Умеет готовить материал для работы ученика с ним.

  4. Может различными способами организовать начальный этап работы.

  5. Может описать последовательность действий ученика при работе в паре, в малой группе, классе в целом в определенный момент времени.

  6. Умеет проводить рефлексию проведенного процесса.(12)

Темы экологических проектов:

1.Изучение растительных сообществ памятника природы – Онолвинский кедровник.

2.Деревья и кустарники, редко встречающиеся в озеленении г.Кудымкара (населенного пункта).

3.Изучение кормовой базы зимующих птиц г.Кудымкара (населенного пункта).

4.Повышение комфортности искусственной среды школы путем создания фитозала.

  1. Дикорастущие растения, используемые в пищу коми – пермяками.

  2. Многообразие моллюсков пресноводных биоценозов с. Демино Кудымкарского района.

  3. Санитарно – гигиеническая оценка школьных помещений.

  4. Изучение содержания витамина С в пищевых продуктах и влияние антропогенных загрязнений на содержание витамина С.
  5. Школа – цветущий сад.


  6. Комнатные растения в интерьере школы.

  7. Использование фитонцидных растений для улучшения экологической обстановки в школе.



Темы проектов по химии:

- Д.И. Менделеев – ученый с мировыми заслугами.

  • Самородок земли русской - М.В. Ломоносов.

  • Международные контакты и признание заслуг Д.И. Менделеева.

  • Химические элементы в организме человека.

  • Многоликий углерод.

  • Золото – благородный металл.

  • Пища глазами химика.

  • Разрушитель зубов (фтор).

- СМС.

- Бытовая химия и здоровье человека.

- Роль соединений тяжелых металлов в жизнедеятельности гидробионтов.

- Химические соединения и экология жилища.

- Химические соединения и строение зубов.

- Химические соединения и пищеварение.


Рекомендуемая литература

1.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения // Директор школы. 1995. №6.

2.Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996.

3. Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. М.,1998.

4. Иванова Л. Проектирование в обучении: дидактические принципы. //Учитель. 2004.№6.

5.Методология учебного проекта: Материалы городского методического семинара. М.: МИПКРО, 2001.

6. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. 2000. №7.

7.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред Е.С.Полат. М.: Академия,1999.

8. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: Аркти, 2003.

9. Проект на уроках информатики.- М.: Образование и Информатика, 2006.

10. Рулевская Л. Как сделать проектную деятельность осязаемой. // Управление школой.2006. №11.


11.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. т.1. М.: НИИ школьных технологий, 2006.

12.Светенко Т. Учебный проект в школе. // Школьное планирование. 2006. №4. с. 68.

13. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула// Директор школы.1998.№3.

14.Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М.: Сентябрь, 1998.

15. // Научно – методический журнал зам. дир.школы по восп. работе. 2005г.№3.