litceysel.ru
добавить свой файл
1
О ФИЛЬМЕ ПИТЕРА ДЖЕКСОНА, СНЯТОМ ПО ВК , НО С ВК МАЛО ОБЩЕГО ИМЕЮЩИМ.


Мнение, высказанное в данной работе есть моё, нижеподписавшегося, личное мнение и может противоречить мнению других последоватей Tолкина.


История.

Попытки снять и поставить что-нибудь по ВК с переменным успехом продолжаются с момента выхода, точнее, с 1965 года, когда по Книге был

снят мультфильм. Мультфильм этот - вещь в целом хорошая, конечно, со своими достоинствами и недостатками, но речь сейчас не о нём. Важно,

что сей мульт направил других творческих людей на постановки ВК, как в театрах, так и в кино. Кстати, театральный постановки, правда, не ВК,

а "Хоббита или Туда и обратно" в то время были даже в СССР, хотя в этой части мира ВК, как и многое из литературы Запада, был строжайше

запрещен. Работа над фильмом, о котором говориться в названии, была начата в 1998 году. Было объявлено, что это самый дорогой фильм

Голливуда за последние 5 лет. На настоящий момент, сняты уже все части фильма, хотя на экраны вышли только две из них. О них в этой работе

и будет сказано.

Самые известные "визуализации" Книги на данный момент - мюзикл "Властелин Колец" одного из театров Санкт-Петербурга, многочисленные

компьютерные игры, начиная от текстовых стратегий "The war of the Ring" и кончая RPG, сделанными на основе фильма.


Что понравилось


В фильме, в особенности в первой части, сделано главное - соблюдён дух Средиземья, хотя некоторые утверждают, что это было сделано не

благодаря стараниям Питера Джексона и его команды, а скорее вопреки им. Особенно заметен этот дух в начале первой части - на Дне рождения

Бильбо. Хоббичий пир показан именно таким, каким он должен быть - страшно весёлым и безбашенным.

Хорош также и подбор актёров. Арагорн, Боромир, хоббиты и Голлум (хотя он и смоделирован на компьютере) именно такие, какими и должны

быть по тексту. Эльфы, в особенности Элронд, на первый взгляд показались мне не такими, какими были по книге. Затем, подумавши, я понял, что


именно такими они и были - любой исход войны обернётся горем для них (особенно для Элронда, который, кроме своей жизни в Средиземье и

положения главы Старшего народа, потеряет и дочь). Гэндальф Серый - не очень (да простят мне мои слова толкинисты, сумасшедший он какой-

то), Гэндальф Белый из второй части гораздо лучше. Саруман очень правильный - есть огонь в глазах. Орки, гоблины, морийский пещерный

тролль, балрог, декорации (в том числе укрепления), спецэффекты, в общем то, что зависит от компьютерной графики и технических средств -

хорошо (а почему должно быть плохо, когда деньги есть?).

Некоторые моменты сделаны хорошо. Например, столкновение с чудовищем у врат Мории, Назгулы в сцене столкновения на пасмурнике, когда

Фродо видит их из сумеречного мира, битва в Летописном чертоге и картина событий у Мораниона - . Хорошо продуманы энты во второй части.

У фильма нормальный саундтрек. Жаль только, что в него (саундтрек) не вошла известная музыка, написанная по Толкину (например, Blind

Guardian, Morgoth, Burzum, местами Nightwish).

У фильма нормальный перевод, сделанный Муравьёвой (о качестве её перевода Книги здесь говорить не будем). Гораздо лучше, чем на

пиратских кассетах, распространённых до выхода фильма на экраны, а ведь бывает и наоборот. Географические названия и прочие имена актёры

произносят правильно (сам проверял по Сильмариллиону и UT).

Скажем о некоторых отступлениях от текста, сделанных режиссером, но не сильно изменяющих смысл. Например, замена Глорфиндэла на Арвен,

на которую все ополчились, мне даже нравиться. Фильм становиться зрелищнее.


Но есть изменения и Изменения. Первые не меняют смысла, а делают фильм более зрелищным. Вторые - наоборот, изменяют смысл некоторого

отрывка на прямо противоположный.

Я не буду оригинальным, если, даже после всего приведённого ниже списка ошибок и огрехов скажу, что мне фильм понравился. Лучше так, чем


никак. Режиссёра можно оправдать - он не "профессиональный" толкинист, даже не читал Толкина до съёмок фильма. Так он видит мир Арды.

Любой из нас, располагая некоторым количеством материально-технических средств, может повторить эксперимент и снять что-либо своё на ту

же тему (таких отрывков есть множество, начиная от реалистичных, снятых на тусовках толкинистов, кончая анимационными фильмами).


Что не понравилось


В основном, отношение режиссера к тексту Книги. Некоторые из нас считаю ВК "Святыней души", жизнеобразующей книгой, другие - просто

очень хорошим литературным произведением. Но ни один из этих взглядов не позволяет обращаться с Книгой так, как это сделал Питер Джексон.

Я понимаю, что процент толкинистов от общего количества зрителей почти равен нулю, что режиссёр получает деньги не за качество фильма, а

за кассовые сборы, но... это не аргумент. Если ты замахиваешься на экранизацию такого произведения, как ВК, будь уверен, что сможешь сделать

её. Перечислю вкратце основные отступления, постаравшись начать с начала.

1. "Всё началось с отливки Великих Колец", - цитата из фильма. Вообще-то кольца выковывают. Особенно такие, как Кольца Власти.

2. В сцене создания Единого Кольца Саурон стоит в Роковой Расщелине, закованный в броню "от пяток до ушей" - возможно, намёк на

бестелесность. Но во II Эпохе у Врага тело как раз было - возможно, Он, прошедший по пути Умайар Майи Мелькора, не смог создать артефакт

такой мощи, не пользуясь поддержкой своего телесного плана. Этот же Саурон, так же закованный в броню, выходит на поле битвы Тёмных сил и

Последнего Союза и уничтожает одним взмахом своего меча человек 20. По книге он в это время сидит в Барад-дуре и трясётся за исход битвы

(Саурон, как и Мелькор, по собственной воле на поле битвы никогда не выходил. Вспомните Защиту Мелиан - если бы тот, кто когда-то был


первейшим из Айнур, попытался её сломать - она бы не выстояла. Но он не попытался - для этого надо было подойти к ней, а он слишком боялся

за своё тело, потерю которого уже не пережил бы).

3. Попадание хоббитов с переправы прямо в Бри. Причём когда в начале фильма демонстрируется карта Средиземья, на которой отмечен маршрут

следования отряда, Вековечного леса на ней не наблюдается (как и во всех картах по фильму, см. на сайте www.theOneRing.net и во всяческих

книжках и настольных ролевых играх по фильму). А между тем приключения хоббитов в Вековечном лесу важно для повествования (если не

считать того, что они, как и весь ВК страшно интересны и захватывающи) - в них мы знакомимся с Томом Бомбадилом - представителем Добра,

идущего не от Валар и эльфов (аналогично Балрогу из Мории, представителю вне-Сауроновского Зла, которого, однако же, показали).

4. О замене Глорфиндэла на Арвен уже говорилось выше. Здесь заметим, что имя Глорфиндэла (это имя встречается дважды, первый раз - в

Сильмариллионе в I эпохе, а у эльфов, из-за огромного срока жизни, повторение имён встречалось редко) является намёком на переселение

эльфийских душ... в фильме это невозможно было показать, да и не нужно. Хотя некоторые и думают, что эта замена ужасна.

5. Стоит сказать о гномах, с которыми мы встречаемся на Совете. У Толкина гномы - нормальные, "крепко стоящие на ногах" парни (не

замороченные, в отличие от эльфов и некоторых людей). В фильме гномы достойны лишь сожаления. Во время дальнейшего похода Отряда

Гимли произносит лишь несколько фраз, из них - ни одной умной, все вызывают смех. Больше Гимли напоминает ни гнома, сына народа Ауле,

а (извините за выражение) лицо кавказской национальности какое-то. А реплика о том, что "нас, гномов, ценят не за выносливость, а за скорость",

высказанная Гимли, прямо противоположна толкиновской действительности.


6. О битве в Летописном чертоге Кхазад-дума. Во-первых, посмотрим на Гимли. По Книге - он убивает орка, прыгнувшего на могилу Балина.

Кровь врага заливает камень (конечно, не жертвоприношение, но выглядит похоже...) По фильму - Гимли, чтобы достать до головы огромного

орка, сам вскакивает на эту могилу. Настоящий гном такого бы не сделал никогда. Об отношении к мёртвым по книге и по фильму мы ещё

поговорим.

7. О побеге через мост и о Балроге. Во-первых, что-то не видно нескольких пещерных троллей, которые вначале представляли главную угрозу.

Во-вторых, ляп чисто физический. Oбратите внимание на сцену падения Гэндальфа в Бездну. Вот падает меч Гэндальфа Яррист. Минут через

пять падает сам Гэндальф. Потом туда (в Бездну) прыгает Балрог. Проходит некоторое время - и они летят все вместе, на одном уровне.

Ответственно заявляю, как абитуриент технического ВУЗа - так не бывает. Все тела падают вниз с одинаковым ускорением, равным ускорению

свободного падения g около 9,84 м/c^2 (в Арде тоже. Смотри письма Толкина - "Легко придумать зелёное Солнце. Куда труднее придумать мир,

в котором оно будет выглядеть логично". Возможно, цитата не точна, нет под рукой первоисточника). Гэндальф, как любой Светлый Майя, не

имел власти над материальными объектами.

8. О Лориэне сказать нечего - он довольно хорош. Владычица и Владыка такие, какими и должны быть. Мэлорны я представлял себе по-другому,

но се есть моё субъективное мнение. Вот только зачем сократили сцену дарения подарков Владычицей? Могли хотя бы показать одарение Гимли

золотой прядью.

9. О гибели Боромира и о вооружении орков Сарумана и Саурона. В Книге они (орки) вооружены ятаганами. В фильме - непонятным типом

вооружения, смахивающим на крюки. Такое впечатление, что мастера по оружию, работавшие на съемочной площадке фильма, просто решили

сохранить общий радиус кривизны клинка и создали оружие с углом, который можно вписать в кривизну ятагана (простите за математическую

подробность).

Боромир погибает от выстрела в спину из тяжёлого лука. Такой лук, конечно имеет право на существование, но поведение Боромира... Он ведь

был опытным воином, должен был предвидеть поведение вожака орков, к которому повернулся спиной. По Книге в момент смерти спиной

Боромир прижат к дереву, а орков, расстреливающих его почти в упор, видит, но не может ничего сделать. По фильму же он опрометчиво

оставляет за спиной огромного урук-хая. Да и чуть ли не скрипящий тяжёлый лук...

10. О действиях Арагорна и переправе хоббитов. В ВК Арагорн упускает хоббитов по случайности, потому что долго задерживается над телом

Боромира. Потом он сильно ругает себя за это, как он считает, на верную погибель. В фильме же он сам отпускает хоббитов в Мордор, отчётливо

понимая, куда те идут.

11. Да, чуть не забыл. О поединке на посохах между Саруманом и Гэндальфом. Ну ладно, дрались бы они просто на посохах. Реально возможен

случай, что уставшие волшебники (такие, как Гэндальф в Мории) могли подраться без применения своих больших возможностей. На мой взгляд,

как и на взгляд большинства людей, без которых этой работы бы не было (смотри список ниже), действительно чародейский поединок выглядел

с материального плана так: просто сидят два волшебника друг напротив друга... смотрят друг на друга... потом один падает... в общем, ничего

интересного. То же, что нам показал Питер Джексон, достойно скорее дешёвых боевиков или околоисторических фильмов о жизни монахов

монастыря Шао-Линь, чем картины о Средиземье.


Далее режиссёр совершает Ошибку (с большой буквы). Он проводит параллель между событиями мира Арды и мира, в котором мы сейчас

находимся (для удобства будем далее называть этот мир Мидгардом). Об этой ошибке писал Толкин в своих письмах в ответ на упрёк в


"политической направленности" его произведения - "Да, можно видеть в событиях ВК некоторую реальную войну, в красных флагах Харада -

флаги некоторой существовавшей армии. Но видеть в них ТОЛЬКО это - большая ошибка".

Здесь я только подчеркну эти аналогии. Я не буду (хотя и могу) подробно останавливаться на них, а тем более их растолковывать. Каждый из нас

сделает это сам, в меру своих взглядов и знания истории Мидгарда.


12. Об Изенгарде, его хозяине и воинстве. То, что башня Орфанк построена в форме готической церкви (костёла), уже никого не удивляет,

хотя я считаю это довольно грубым намёком. Туда же относиться речь Сарумана перед своим войском (это ж орки, что перед ними речь-то читать?),

построение войска Изенгарда в походе (оно построено почти правильным крестом) и чёрная форма его солдат. Дикие горцы из Дунланда

подозрительно напоминают гномов. Кстати, когда показывают Гэндальфа, скучающего на башне, куда к нему прилетает орёл, ступеней там нет

(как он туда забрался?).

13. О Короле Теодене и его болезни. По книге (UT и UT2) выходит, что Теоден впал в естественное старческое послабление рассудка, только

подстёгнутое гибелью сына, психологическим давление со стороны Гримы и, возможно, получаемыми от Гримы слабыми ядами; затем Гэндальф

просто исцелил Теодена. В фильме выходит, что в Теодена вселился чуть ли не бес в лице Сарумана, что приказы Теодену диктовал не Грима,

а каким-то магическим образом сам Саруман. Это ужасно! Сколько можно напоминать непросвященым, что в Арде нет такой магии - выкрикнул

заклинание и что-то произошло. Саруман, как и Гэндальф и прочие Майяр и некоторые эльфы пользовались чарами - тонким информационным

воздействием на ткань мира. Конечно, это только моё мнение, но в Средиземье вообще не было магии как таковой - только тонкое, светлое или

тёмное, чародейство (см. Сильмариллион, бой Финрода и Саурона в замке Тол-ин-Гхаурот и Песнь об Освобождении от Оков или Лэйтиан).


Следует отметить так же поведение Короля Теодена. Сначала возникает неувязка - Арагорн, встречаясь с Эомером во время бега, узнаёт, что в

распоряжении Эомера около 1000 всадников, это видно и в конце сцены штурма Хельмовой Крепи. Сам Теоден говорит, что у него не более 500

воинов. Что получается?! Менее 500 воинов изгнали отряд, насчитывающий более 1000?! Даже если бы Эомер спокойно ушёл по приказу, не

решившись затевать смуту (а он бы не ушёл, он же видел, что Рохан в опасности), он бы либо попросил свою тысячу остаться (изгоняли-то его

одного), либо взял бы с собой весь народ.

14. Отдельно о словах Теодена "Оставить мёртвых". Это сказал не Теоден. Для Рохирримов, как и для большинства народов, стоящих на

раннесредневековой (если это определение из Мидгарда подходит Арде) стадии развития, свойственно очень трепетное отношение к Смерти и к

мёртвым, особенно к павшим в бою. Пример - поведение охраны Теодена во время битвы за Минас-Тирит. Там, когда их Король погиб, они

бросили бой и, пока не отнесли его (Короля Теодена) в крепость, к бою не вернулись.

15. О штурме Хельмовой Крепи (или Хельмовой Пади). Во-первых, откуда взялась та выемка в стене, куда положили взрывчатку? Явно была

сделана специально для этого. Ну кто будет делать водовод в фасадной стене, когда его спокойно могли отвести в трубы?

Орки, несущие взрывчатку и орк с факелом бегут через коридор в войске одни. Любой тренированный лучник (а ведь на стенах были и

лучники-эльфы), мог, хорошо прицелившись, убить их. Это бы не помогло, но хотя бы оттянуло взрыв.

Такое количество взрывчатки не могло произвести таких разрушений. Ведь там не более 20 кг. Такой фрагмент стены не уничтожили бы ни

пластид, ни даже С4 (это специально подсчитывалось). А ведь в сцене, где Саруман отводит руку Гримы со свечой, похоже это больше всего на

обычный дымный порох. Да и по Книге орки пробили себе всего лишь лазейку.


По поводу вылазки Арагорна и Гимли на мосту. Во-первых, эта сцена опять позорит гномов (расстояние между зубцами стены около 3 метров, это

расстояние преодолел бы даже не слишком тренированный человек, ни говоря уж о сильном гноме); во-вторых, появление на мосту Гимли больше

напоминает взрыв гранаты-лимонки: со странного моста без перил падают не только те, кого Гимли попросту вытолкнул, но и те, кого страшно

испугало появление гнома с топором и в не по росту длинной кольчуге.

16. О пьяном Арагорне и Арвен (трезвой). Может быть, в этом виноват не режиссёр, а мастерство актёра. Вообще Арагорн, как было сказано выше,

подобран и играет довольно хорошо, во всяком случае, на Арагорна из Книги он похож. Но этот эпизод... Арагорн едет по степи (а как вообще он

там оказался? Зачем это было нужно? Кстати, ошибка №14 была вызвана именно этим искажением). При этом заметно, что он пьян. Не ранен, а

именно пьян (автор сего скромного труда по собственному опыту знает, чем отличается поведение больного или усталого человека от поведения

человека пьяного, так как бывал в обоих состояниях; во втором, конечно, гораздо чаще). Пошатываясь, Арагорн идёт по крепости. К моменту

штурма он уже достаточно трезв (чем они в Средиземье лечились? Нам бы здесь такое не помешало!).

Далее к вопросу об Арвен. Кадры из воспоминаний едущего по степи Арагорна, явно говорят нам, что Арагорн и Арвен вступили в интимные

отношения задолго не то что до свадьбы, а даже до помолвки. Для эльфов же понятия "брак" и "секс" были абсолютно равными. В интимные

отношения до брака они, как и христиане-католики, к которым принадлежал Толкин, не вступали (см. Историю Финве и Мириэли и письма

Толкина).

17. О Сауроне и укреплениях. Создается впечатление, что Саурон сконцентрирован в Багровом Оке, зачем-то поднятом на вершину Барад-Дура.

На самом же деле, как мы понимаем из Книги, тело у Саурона тогда было, правда, очень страшное. А его Багровое Око - просто инструмент,


наподобие Зеркала Галадриэли. Тут же заметим по поводу укреплений в фильме. На всех нормальных крепостных стенах всегда строят зубцы.

На стенах же Хельмовой Крепи мы наблюдаем какой-то непонятный барьер. Зачем он нужен? Ведь прятаться за зубцами гораздо удобнее.

Разве что за тем, чтобы в очередной раз опустить гнома Гимли. Зато Изенгард - прямо такой, какой надо, разве что непонятно, зачем там стоит

плотина. Опять же, специально затем, чтоб его когда-нибудь затопило. Укрепления Зубов Мордора, конечно, были огромными и в

фортификационном плане одними из лучших в Средиземье того времени, но, скорее всего, всё-таки не достигали высоты в несколько сотен

метров. Непонятны и звери, открывающие и закрывающие ворота. Но это-то как раз нормально вписывается в структуру мира.

18. О Фарамире и всех неучтенных выше отступлениях и искажениях. Искажение истории Фродо и Фарамира побивает все рекорды. Оно мало

того, что противоречит Книге, оно ещё и противоречит само себе. Фродо чуть было не отдал Кольцо назгулу - после этого любой здравомыслящий

человек не то что не отправил Фродо дальше в Мордор, а просто тут же отнял бы у него Кольцо. Вообще непонятно, зачем нужно было тут что-то

изменять - эта часть и так довольно зрелищна.


Все замечания к фильму, не отмеченные выше, да и отклики по поводу данной рецензии (не содержащие оскорблений) прошу оставлять у

трактирщиков.


Список тех, без которых не было бы этой работы:

* Константин Эрдрауг - тёмный эльф, трактирщик

* Соня Мелиса - полуэльф, воин

* Питер Джексон - человек, кинорежиссёр - и вся съёмочная команда

* Джон Рональд Руэл Толкин - человек, писатель

* Фродо и Бильбо Бэггинсы, Арагорн Элессар прозванный Эльфийским Бериллом из династии Телконтаров и т.д, и т.п.


Дарн из Дома Торнов, тёмный эльф.


28 день месяца шестого года 2003 Новой Эры Мидгарда

или года 111 от рождения Профессора