litceysel.ru
добавить свой файл
1

ЛЕКЦИЯ 3.



1.3. Работа с научным текстом



Конспекты лекции содержат слишком мало информации, необходимой для успешной сдачи экзамена или научной работы. Поэтому необходимо читать учебники, научные статьи и монографии, при этом желательно овладеть техникой быстрого чтения и конспектирования информации.

Для овладения техникой быстрого чтения можно воспользоваться методикой О.А.Андреева. Известный психолог Л.В.Выготский писал: «Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении, однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость понимания отвечает быстрому темпу чтения».

Студенту первого курса необходимо научиться:

  • систематизировать получаемую информацию;

  • максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенных в чтение;

  • выявлять различие между полезным смыслом и бесполезным объемом текста;

  • приобретать принципиально новые качества в организации понимания и памяти для успешной учебной работы (рисунок 1.5);

  • быстро просматривать текст с целью поиска фамилий, слова, факта, формулы и т. д.

Каждый студент должен проанализировать количественные и качественные показатели своего чтения и выявить наиболее значительные недостатки. Наиболее существенными из недостатков являются следующие:

  • Регрессия (возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного). Возвраты делаются для повторного чтения:

а) как бы для верности,

б) для устранения кажущихся трудностей,

в) при появлении новых мыслей.

О.А. Андреев считает, что первые два возврата необоснованные и рекомендует использовать только третий. Методика быстрого чтения рекомендует повторное чтение только по окончании чтения всего текста.
  • Отсутствие гибкой стратегии текста. Та или иная скорость и техника чтения должна быть подчинена целям и задачам, которые ставит перед собой студент.





  • Артикуляция. Непроизвольное движение губ и языка. Необходимо сокращать артикуляцию до минимума.




  • Малое поле зрения. «Поле зрения» - участок текста, который воспринимается при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении это 2-3 слова, глаза постоянно делают много скачков и фиксаций (так называемое дробление взгляда). Необходимо стремиться воспринимать всю строку, целое предложение, иногда и весь абзац, что способствует более глубокому пониманию, повышает скорость чтения и вызывает наглядно-образные представления, поясняющие суть текста.




Рисунок 1.5 - Виды чтения


  • Отсутствие внимания. У медленно читающего внимание переключается на посторонние мысли и предметы. Интерес к тексту снижается, большие фрагменты читаются механически и смысл прочитанного не доходит до сознания.




  • Низкая скорость чтения.


Объем определяется в знаках (цифры, буквы без знаков препинания). В конце книги, в так называемых выходных данных, содержится информация об ее объеме в учетно-издательских листах, каждый из которых содержит примерно 40000 знаков. Зная объем и количество страниц можно посчитать количество знаков на одной странице. Коэффициент понимания определяется с помощью специальных таблиц и тестов.


Интегральный алгоритм продуктивного чтения О.А.Андреева


  1. Наименование книги, статьи и т. д.

  2. Автор.

  3. Выходные данные источника.

  4. Основная тема и содержание.

  5. Фактографические данные.

  6. Особенности излагаемого текста, которые кажутся спорными, критика.

  7. Новизна излагаемого текста и возможности использования на практике.

Семь «золотых правил» быстрого чтения


  1. Читать без регрессий.

  2. Читать по интегральному алгоритму.

  3. Выделять доминанту - основные смысловые значения текста.

  4. Читать без артикуляций.

  5. Читать вертикальным движением глаз (нахождение основного, самого важного в строке, скользя взглядом сверху вниз, совершая плавные дуги для охвата всего поля текста).

  6. Постоянно развивать внимание и память.

  7. Выполнять ежедневную обязательную норму чтения (2 газеты, 1 научно-популярную статью) 50-100 страниц любой книги.


Некоторые тексты представляют особый интерес для студента, так как могут быть использованы в реферате или для научной работы. Тогда этот текст должен быть законспектирован. В этом случае он представляет собой своеобразный дайджест, который студент должен поместить в своем читательском дневнике. Конспектируемый текст должен быть углубленно прочитан, осмыслен. Только после этого можно приступать к составлению дайджеста. Дайджест, как и всякий результат учебной работы, должен удовлетворять определенным критериям, по которым можно оценить его качество. Показатели качества дайджеста представлены в таблице 1.6. По этим показателям будет производиться оценка и самооценка контролируемых заданий по конспектированию научной литературы.


Таблица 1.6 Показатели качества конспекта научной литературы.




Показатель

Признаки

1.

Выходные данные текста.

Ф.И.О., название, источник, город, издательство, год, количество страниц.

2.

Ключевые слова.

Главные доминанты текста, не более 12 слов.


3.

Содержание.

Объем, не более страницы, отражение сути, точность, фактографические данные.

4.

Визуализация.

Собственное представление информации в виде рисунков или таблиц.

5.

Вывод.

Особенности излагаемого текста, критика, новизна для читателя, возможность использования на практике.


Задание на дом:

1. Прочитать статью “Как перестать беспокоиться и начать жизнь по-новому” Д. Карнеги. Составить конспект этой статьи, провести его самооценку. Ответить на вопрос: с чем вы согласны, с чем не согласны, что пригодится в практической деятельности.

2. Подготовить доклад на тему: «Проблемы и перспективы в области управления качеством пищевого производства» на групповую конференцию.