litceysel.ru
добавить свой файл
1

Муниципальное общеобразовательное учреждение-

Средняя общеобразовательная школа №4


Гидролиз солей




Учитель: Маслова Виалетта Петровна


г. Шумиха 2009 г.


Тема урока: Гидролиз солей.

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока: Проблемно-исследовательская.

Цели урока:

-
cформировать у учащихся понятие гидролиза солей, научить составлять уравнения по данной теме;

- развивать мышление, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту;

- указать назначение реакций гидролиза;

- прививать интерес к науке.

Оборудование: Учебник, учебные принадлежности, таблица (техника безопасности)

Реактивы:

Растворы солей: серная кислота р., гидроксид натрия, вода, хлорид алюминия, карбонат натрия, хлорид натрия, индикаторы – лакмус, фенолфталеин.

Таблица сильных и слабых электролитов, проектор, компьютерный класс (на каждом компьютере установлен заранее медиаурок урок по теме «Гидролиз солей»).


План урока

  1. Изучение нового материала

  • Постановка целей и задач урока

  • Понятие степени электролитической диссоциации.

  • Таблица сильных и слабых электролитов.

  • Работа индикаторов в различных средах.

  1. Выполнение работы по заполнению таблицы.

  2. Выполнение эксперимента (изменение цвета индикаторов в растворах солей).

  3. Схема эксперимента и выводы из опыта.

  4. Доказательство через уравнение реакции.

  5. Определение понятия «Гидролиз солей».

  6. Выполнение упражнений.

  7. Значение гидролиза в природе и практической деятельности

человека.

  1. Домашнее задание.

Методы: лекция с элементами беседы, ИКТ, лабораторный практикум (проблемная подача материала)



Ход урока

I этап урока – подготовка к изучению нового материала, актуализация знаний и опыта.

Открываем страничка №1 «Ничто не забыто», работаем по вопросам.


Содержание урока

Формы и методы работы учителя

Виды деятельности учащихся

  1. Опорные вопросы:

  • Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами?

Фронтальный опрос в форме беседы.

Устные ответы на вопросы учителя.

  • Что показывает степень электролитической диссоциации?

  • Распределите электролиты в соответствии с приведенной ниже таблицей

frame1Гидроксид натрия, вода, серная кислота, хлорид калия, гидроксид кальция, азотная кислота, угольная кислота, нитрат калия, соляная кислота, гидроксид калия, гидроксид железа (III), хлорид натрия.

(задание выполнять устно)

  • Как индикаторы вам известны?

  • Как перечисленные вами индикаторы изменяют свой цвет в кислой, щелочной и нейтральной среде?

  • Присутствием каких ионов обусловлена окраска индикаторов?


На мониторе компьютера учащиеся видят предложенные вопросы.

Объяснение формулы у доски.

Запись на доске и в тетради.

Ученик проделывает опыт.

Делается вывод о том, какие ионы отвечают за цвет индикаторов.

С помощью кнопки «Далее» учащиеся переходят на следующую страничку, где получают новые задания.



Содержание урока

Формы и методы работы учителя

Виды деятельности учащихся

1. Подготовка таблицы для заполнения данными хода эксперимента.

Таблица 1.

Построение таблицы в тетради.

2. Учащиеся, просмотрев видеоролик, щелкнув мышью по выделенному слову, заполняют таблицу №1.

Вместе с учащимися заносит результаты наблюдений в таблицу на доске.

Лабораторный опыт. Учащиеся наблюдают изменение цвета лакмуса, фенолфталеина и универсальной индикаторной бумаги в растворе кислоты, щелочи и просто дистиллированной воде.

3. Учащиеся, просмотрев видеоролик, щелкнув мышью по выделенному слову, заполняют таблицу №2.

Вместе с учащимися заносит результаты наблюдений в таблицу на доске.

Лабораторный опыт. Учащиеся наблюдают изменение цвета лакмуса, фенолфталеина и универсальной индикаторной бумаги в растворе различных солей.


II этап урока – проблемная задача. Обсуждение в парах и группах класса. Ответ формулируется учащимися.


Учащиеся после проведения опыта заносят результаты в таблицу и делают самостоятельно вывод, что соли имеют кислую и щелочную реакцию.

Учитель задает вопросы:


  1. Какие ионы окрашивают лакмус в красный цвет?

  2. Какие ионы отвечают за цвет индикатора в щелочной среде?

  3. Есть ли эти ионы в солях?
  4. Является ли вода электролитом?


  5. На какие ионы диссоциирует вода?

Учащиеся должны догадаться, что они исследовали водные растворы солей.

Учащиеся делают вывод, что вода участвует в гидролизе и дает ионы водорода и гидроксогруппы, избыток которых изменяет цвет индикаторов. Записывают в графу «Какие ионы» в следующей таблице:


Формула соли

Лакмус

Фенолфталеин

Реакция

Какие ионы

AlCl3

красный

_

кислая

H+>

Na2CO3

синий

малиновый

щелочная

ОН->

NaCl

фиолетовый

_

нейтральная

Н+=ОН-


III этап урока – самостоятельный поиск информации в таблице, составление упрощенной схемы гидролиза солей, вывод и определение понятия гидролиза по схеме


На этом этапе урока учащиеся переходят на страничку №2 «Истина где-то рядом». В первом разделе этой страничке демонстрируется упрощенная схема, представленная ниже.



AICI3



Al(OH)3 HCl

слабое основание сильная кислота

[ОН]- < [Н]+

Кислая реакция


Учащиеся делают вывод и записывают определение, используя данную схему.

Соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой, имеет кислую реакцию, т.к. в растворе избыток ионов водорода.


Аналогично составляются схемы по другим солям и делаются соответствующие выводы.

Na2CO3




NaOH H2CO3

сильное основание слабая кислота

[OH]- > [H]+

Щелочная реакция


Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой, имеет щелочную реакцию, т.к. в растворе избыток гидроксид-ионов.


Далее учитель просит ребят самостоятельно составить аналогичную схему для хлорида натрия.

Затем учащиеся нажимают на кнопку «Далее» и переходит ко второму разделу странички №2 и записывают алгоритм составления уравнения гидролиза. Лучше составляем вместе с ними алгоритм написания уравнений гидролиза, а затем еще раз с помощью этого раздела по пунктам прочесть его, так же это удобно для учеников которые не успели вместе совсем классом записать алгоритм в тетрадь.


Алгоритм написания уравнений гидролиза.


  1. Определяем тип гидролиза.

Пишем уравнение диссоциации соли. Опираясь на “Правило цепочки”: цепочка рвется по слабому звену, гидролиз идет по иону слабого электролита.

Пример: Гидролиз сульфата меди(II): CuSO4 = Cu2+ + SO42–


Соль образована катионом слабого основания (подчеркиваем) и анионом сильной кислоты. Гидролиз по катиону.

2. Пишем ионное уравнение гидролиза, определяем среду

Cu2+ + H-OH → CuOH+ + H+;

образуется катион гидроксомеди(II) и ион водорода, среда кислая.


  1. Составляем молекулярное уравнение.

Из положительных и отрицательных частиц находящихся в растворе, составляем нейтральные частицы, существующие только на бумаге. В данном случае можем составить формулу (CuOH)2SO4, но для этого ионное уравнение должны мысленно умножить на два. В итоге получаем:

2CuSO4 + 2H2O « (CuOH)2SO4 + H2SO4

После переходим к третьему разделу этой странички, на которой ребята могут самостоятельно ознакомиться с применением гидролиза.


IV этап урока – закрепление изученного материала.

На данном этапе урока переходим к страничке №3 «Доверяй, но проверяй». Здесь представлен тест, пройдя который, ученик получает оценку автоматически, поскольку тест по новому материалу предлагаю выставлять в журнал оценки с согласия учащегося.

1 Фенолфталеин можно использовать для обнаружения в водном растворе соли

1) ацетата алюминия
2) нитрата калия
3) сульфата алюминия
4) силиката натрия


2 Среда раствора карбоната калия
1) щелочная  

2) кислая  

3) нейтральная  

4) слабокислая

3 Между собой водные растворы сульфата и фосфата натрия можно различить с помощью

1) гидроксида натрия

2) серной кислоты

3) фенолфталеина

4) фосфорной кислоты


4. Укажите ионное уравнение гидролиза CuSO4

А) CH3COO + H2O → CH3COOH + OH


Б) NH4+ + H2O → NH3*H2O + H+

В) Сu2+ + H2O → Cu(OH)+ + H+
Г ) СO32– + H2O → HCO3 + OH


5. Укажите ионное уравнение гидролиза К2СO3

А)CH3COO + H2O → CH3COOH + OH

Б) NH4+ + H2O → NH3*H2O + H+

В) Сu2+ + H2O → Cu(OH)+ + H+
Г) СO32– + H2O → HCO3 + OH


VI этап урока – подведение итогов.


Беседа учителя с учащимися.

Учитель рассказывает о большом практическом значении гидролиза для человека, касаясь органических веществ: спиртов, сложных эфиров, жиров, мыла, крахмала, целлюлозы, которые учащиеся подробно будут изучать в 10 классе.

Подводится контроль результатов работы учащихся на уроке с аргументацией поставленных оценок: пояснением активности их работы, правильности ответов и уровня сложности задания.


Домашнее задание.

В медиауроке приведено 2 варианта домашнего задания:

Вариант №1.

1.хлорид алюминия + карбонат натрия

Составьте уравнение реакции. Определите осадок и среду водного раствора получившейся соли и составьте уравнение ее гидролиза.


2. хлорид алюминия + сульфид натрия

Составьте уравнение реакции. Определите осадок и среду водного раствора получившейся соли и составьте уравнение ее гидролиза.


3. хлорид цинка + карбонат натрия

Составьте уравнение реакции. Определите осадок и среду водного раствора получившейся соли и составьте уравнение ее гидролиза.



4. хлорид цинка + сульфид натрия

Составьте уравнение реакции. Определите осадок и среду водного раствора получившейся соли и составьте уравнение ее гидролиза.


5 хлорид железа + карбонат натрия

Составьте уравнение реакции. Определите осадок и среду водного раствора получившейся соли и составьте уравнение ее гидролиза.


6. хлорид железа + сульфид натрия

Составьте уравнение реакции. Определите осадок и среду водного раствора получившейся соли и составьте уравнение ее гидролиза.


Вариант №2

Пользуясь следующей таблицей, приведите свои примеры солей, которые будут иметь кислую, щелочную и нейтральную реакцию, и напишите к ним ионные уравнения гидролиза.


Слабые и сильные электролиты


Степень электролитической диссоциации

Основания

Кислоты

Соли

Сильные α>30%

Гидроксиды щелочных и щелочноземельных металлов LiOH, KOH, NaOH, RbOH, CsOH, Ca(OH)2, Ba(OH)2, Sr(OH)2

HCl, H2SO4, HNO3, HlO3, Hl, HBr, HClO4, HBrO3, HClO3

Все растворимые соли: хлориды, бромиды, йодиды. Сульфаты, сульфиты, сульфиды щелочных металлов и аммония, нитраты всех металлов

Электролиты средней силы 3%<α<30%




H3PO4, H2SO3


Слабые α<3%

NH4OH и все труднорастворимые гидроксиды: Zn(OH)2, Cu(OH)2, Cr(OH)3, Fe(OH)2 , Mn(OH)2, Fe(OH)3, Ni(OH)2, Sn(OH)2 , Al(OH)3, Co(OH)2 , Pb(OH)2

H2CO3, H2S, HCN, HClO, HClO2, H3BO3, H3PO3, H2SiO3, H3AsO4, H2SnO4