litceysel.ru
добавить свой файл
1
План.


Введение.


  1. Основная идея, которую я хочу доказать.

2.Источники.


Как выделяется теплая вещь в Гулаге.

1. Определения тёплой вещи.

Значение теплых вещей в мире Гулага

2.Вещи- это единственная собственность человека

3.Вещь в мире Гулага- нечто больше, чем вещь.

Вещь как символ.

4. Вещь как часть человека.

5. Культура употребления вещей.

6.Вещь как кульминация развития событий в отношении людей.

7. Вещь как друг.

Вещь, как память и знак.

8.

Классификация вещей.


9.Казённая вещь.

10.Вольная вещь.

11.Вещь из дому.


Введение.

Здравствуйте. Мой доклад называется Гулаг: Теплые вещи. Основной целью моего доклада является вопрос: Как изменяется ценность вещи в глазах человека?

В ходе моей работы я пользовался следующими источниками: песни времен Гулага, фотографии вещей, но основная доля моей работы была над письменными источниками, такими как :

Александр Солженицын- Архипелаг Гулаг,

Варлам Шаламов- Колымские рассказы,

Евгения Гинзбург- Крутой маршрут,

И тексты бывших заключенных на сайте Центра Академика Сахарова – (www.saharov.Gulag-center.ru)

Как потом выяснилось, песни и фотографии не несли в себе нужной информации.

В песнях просто не было ни слова, которое относилось к вещам. Фотографии же не несли в себе информации, которая дополняла бы текстовые источники.

Теперь я скажу, что такое тёплая вещь- теплой вещью в лагере является любая одежда или элементы постели. Для людей, лишенных практически всего, теплые вещи имеют огромное значение и приобретают большую ценность. Вырванные из привычной жизни, люди по-особому относились к вещам, которые у них были, нежели, чем люди на воле. В Гулаге,


Понятно, что без теплых вещей человек просто погибал – некоторые, например, проигрывали в карты свои вещи, и умирали с голоду, так как даже не могли явиться на перекличку, и, соответственно, получить свою пайку. Именно из-за вещей заключенный вступал в конфликты, дрался и даже погибал. Вот цитата подтверждающая это:

На верхних нарах лежали больные, а из-под нар к нам потянулись ручки, прося хлеба. И в этих ручках тоже был указующий перст судьбы. Под нарами жили «вшивки» — подростки, проигравшие с себя всю одежду. Они переходили на «нелегальное положение» — не выходили на поверки, не получали еды, жили под нарами, чтобы их голыми не выгоняли на мороз, на физическую работу. Об их существовании знали. Просто вымаривали, не давая им ни пайков хлеба, ни супа, ни каши. Жили они на подачки. Жили, пока жили! А потом мертвыми их выносили, складывали в ящик и везли на кладбище. (Лихачёв)

-Из этой цитаты видно, что люди не имевшие одежды просто погибали и о них никто не вспоминал, т.к. у них не было вещей.

Вещь как память и знак.

8.Вещи делятся на три класса: казённые, вольные и вещи из дому.

При этом существует два вида вещей: ношенные и неношеные. Ношенные от неношеных отличаются тем, что ношенные лучше и вообще ношенные вещи есть залог успешности человека и влияют на действия человека в определённой сфере деятельности.

Например: Каждая бригада живет своей жизнью, в своей «секции» в бараке с отдельным входом и с остальными жителями барака встречается только в столовой. Крист часто встречал Косточкина – тот был такой отметный, краснорожий, широкоплечий, могучий. Краги-перчатки с раструбами были меховые. У бригадиров победней краги бывают тряпочные, сшитые из ватных стеганых брюк. И шапка у Косточкина была «вольная», меховая ушанка, и валенки – настоящие, а не бурки, не чуни веревочные. Всем этим Косточкин был отмечен. Работал бригадиром он один этот зимний месяц – значит, довел план, процент, а сколько – можно было узнать на доске около вахты, но таким вопросом такой старый арестант, как Крист, не интересовался. ШАЛАМОВ


Из этой цитаты видно, что хорошая ношенная вольная одежда явно сильно влияет на успешность этого человека с точки зрения как лагерного начальства, но не с точки зрения зэков: «…. но таким вопросом такой старый арестант, как Крист, не интересовался.» ШАЛАМОВ

9.Казённые вещи

Казённая вещь не всегда новая. Если вещь попадает на склад и выдается человеку, то она считается казённой.

Выдавали летнее обмундирование – гимнастерку, бумажные брюки, портянки, чуни – был один из важных дней года в жизни заключенного. В другой, еще более важный осенний день выдавали зимнюю одежду. Выдавали, какую придется – подгонка по номерам и ростам шла уже в бараке, позже. ШАЛАМОВ

-из этой цитаты следует, что зэкам выдавали одежду, которая была на складе- т.е. поношенную, протертую, низкого качества, важен был, однако, сам факт ее выдачи: иначе не выжить.

К казенной вещи человек относится хуже, чем к вольной или своей.

Казённая вещь- это такая вещь, которую не жалко. К казённой вещи нет того доброжелательного настроя, как например, к вольной. Казённая вещь обезличивает, человека, ибо часто не может принадлежать к числу вещей из обществ.


Одеяло играю, – хрипло сказал Наумов.– Двести, – безразличным голосом ответил Севочка. – Тысячу, сука! – закричал Наумов.– За что? Это не вещь! Это – локш, дрянь, – выговорил Севочка. – Только для тебя – играю за триста. Сражение продолжалось. По правилам, бой не может быть окончен, пока партнер еще может чем-нибудь отвечать.– Валенки играю.– Не играю валенок, – твердо сказал Севочка. – Не играю казенных тряпок ШАЛАМОВ

- из этой цитаты видно, что казённая вещь с точки зрения зэка (по крайней мере богатого ао лагерным понятиям вора- картежника - это не вещь (дрянь)


10.Вольные вещи

. Увы, вольная одежда - не вечная, а обутка - в неделю издирается о пеньки и кочки Архипелага. И приходится туземцев одевать, хотя расплачиваться им за это нечем. СОЛЖЕНИЦЫН



Как уже говорилось ранее люди относятся к вольной одежде лучше, чем к казённой.

С «вольной» вещью человек контактирует Не только физически, но и эмоционально- вольная вещь- это прежде всего воспоминания, которые либо греют его, либо наоборот расстраивают. К чужим же вещам отношение было таким же, как и к казённым. Вольная вещь- это всегда ценная вещь хотя бы потому, что она не выдана со склада. Ведь прежде всего зэкам напоминает об их участи казенная одежда, которая подчеркивает их одинаковость, обезличенность.

Однако к своей одежде здесь отношение совсем иное. Своя одежда- это память о прошлой жизни, символ воли. Своя одежда греет больше морально, чем физически. Если человек обладает такой вещью, он ею гордится.

11. Вещи из дому

Вещи из дому являются напоминанием о нормальной жизни. Вещи из дому- это то что дает человеку надежду на лучшую жизнь. Кроме того на вольной и домашней одежде нет нашивок с номерами, что зэкам больше нравится.


«Но клал на себя еще что-либо из одежды: зимой — полушубок. Закрывался с головой, чтобы уйти в свой мир воспоминаний о доме, об университете, о Петербурге. Особенно я любил вспоминать Петербург в сумерки …

Лежать под детским одеялом — это ощущать дом, домашних, заботы родителей и детскую молитву на ночь: «Господи, помилуй маму, папу, дедушку, бабушку, Мишу, няню... И всех помилуй и сохрани». Под подушкой, которую я неизменно крещу на ночь, — маленький серебряный складень. Через месяц его нашел и отобрал у меня командир роты: «Не положено». Слово, до тошноты знакомое в лагерной жизни!» (Лихачев)


Вывод:

1.Вольные и домашние вещи помогают человеку сохранить личность в Гулаге, а казённые, наоборот, уничтожают.

Ведь даже имя у человека либо звучит в лагере скороговоркой на перекличке, как прелюдия к статье, по которой он сидит, либо (на Колыме) и вовсе исчезает, превращаясь в номер.

2. Вещи на зоне являются единственной собственностью человека. Они единственные, чем человек может распоряжаться, как ему захочется- копить, выбрасывать, делать новые, ремонтировать.


Но я увидел, как наш дневальный, по фамилии Прага, рубил топором свой собственный костюм, рвал на куски простыни, кромсал ботинки.

– Только на портянки. Только портянками отдам.

– Возьмите у него топор, – закричал следователь.

Прага бросил топор на пол. Обыск остановился. Вещи, которые рвал, резал и уничтожал Прага, были его вещами, его собственными. ШАЛАМОВ

-Из этой цитаты видно, что Прага настолько не хотел отдавать следователю вещи, что решил отдать следователю лишь тряпки. Сознательность дошла до того, что человек уничтожил свои вещи, чтобы те не достались другим.

Вещь на зоне для некоторых людей - это не вещь в прямом её назначении, а скорее некий символ, какой-то вещи, которую не может иметь при себе человек.9

Ватное одеяло – непременный спутник удачливого вора, единственная вещь, которую вор таскает с собой по тюрьмам и лагерям, ворует ее, отнимает, когда не имеет, а подушка – подушка не только подголовник, но и ломберный столик во время бесконечных карточных сражений. Этому столику можно придать любую форму. И все же он – подушка. Картежники раньше проигрывают брюки, чем подушку.(Шаламов)

-Подушка и ватное одеяло здесь- это некий символ воровского и шулерского общества. Вор на зоне, не может терять подушку, т.к. тогда он потеряет свой статус не только в глазах своих собеседников, но и в своих глазах -а это ведёт к самым плохим последствиям.

Блатные жили по должности – то в бараке обслуги, то в рабочем бараке. Статьи были все перемешаны.

Одежда была своя, вольная, и только по мере того, как она изнашивалась, арестанту выдавали казенное – брюки солдатского сукна, бушлаты солдатского сукна, ушанки «соловчанки» солдатского сукна..(Шаламов)

: "У нас на участке 12-13 здоровых парней, одетых в дублёные шубы чуть не до пят, шапки меховые, валенки армейские. Почему б им не пойти на шахту, в рудник, на целину и там найти своё призвание, а здесь уступить место более пожилым-(Солженицын)


-опять мы видим, что любой нормальный и успешный блатарь (уголовник) должен иметь, что- то от солдатского (а в реальности – ВОХРовского) обмундирования. Элемент вохровской формы - это знак Блатырей.

Например, у людей сидяших по 58-ой статье- политических, вместо валенок или чуней будут бурки и это будет знак политических.

На нём были изношенные бурки… -сразу видно по 58 сидит. ШАЛАМОВ

Можно сделать вывод, что у каждого сообщества на зоне есть вещь, которая является символикой этого класса. С другой стороны, нужно понимать, что «предметный ряд класса» на зоне- понятие очень относительное, зависящее от многих случайностей. Чёткого портрета вещей у человека быть не может, но какая-то вещь может присутствовать. Просто есть вещи, по которым можно понять к какой социальной группе относится человек

4.Вещь также может становится становится неотделимой чертой человека, которая будет говорить о его характере, подчеркивать индивидуальность.

Девочки! Загадка! Чем отличается от всех нас Катя Кухарская? Не знаете? Ну присмотритесь внимательней! Мы все похожи на русских нищих, на калик перехожих, а Катя — на чехословацкого нищего. (У Кати была какая-то фантастическая душегрейка-жилеточка, придававшая ей, видите ли, «западноевропейский вид».) ГИНЗБУРГ

- Видно, что жилетка отделяет Катю Кухарскую из толпы зэчек.

Однако вещь, будучи отличительным знаком человека должна выполнять и свою первичную функцию – обеспечение выживания. Вещь становится неким органом выживания на зоне, изымая которую, мы непременно убиваем человека.

А ногах его -- лодкоподобные чуни, склеенные из красных автопокрышек. Зачем же так жарко он одет? Во-первых, лето короткое, а зима долга, надо всё это сберечь на зиму, где ж, как не на себе? Во-вторых, и главное, он тем создает мягкость, воздушные подушки -- не чувствует боли ударов. Его бьют и ногами и палками, а синяков нет. Это -- одна его защита. Надо только всегда успеть увидеть, кто хочет ударить, успеть упасть, колени подтянуть к животу и тем его прикрыть, голову пригнуть к груди и обнять толсто-ватными руками.


И тогда его могут бить только по мягкому .Солженицын

Интересно, что автор относится к чуням и прагматически: «…могут бить только по мягкому.»; и со своеобразной функциональной эстетикой: он восхищается изобретательностью зэков, их способностью к выживанию в любой ситуации: «… главное, он тем создает мягкость, воздушные подушки -- не чувствует боли ударов. Его бьют и ногами и палками, а синяков нет».

5.Из этого напрашивается вывод: Для того, чтобы вещи приносили пользу, к ним должно быть правильное и бережливое отношение.

Сашка растянул руки убитого, разорвал нательную рубашку и стянул свитер через голову. Свитер был красный, и кровь на нем была едва заметна. Севочка бережно, чтобы не запачкать пальцев, сложил свитер в фанерный чемодан.

Очевидно, что обращение к вещи куда более бережливое, чем к человеку.

Надо было, чтобы поклажа была легкой и чтобы там было самое необходимое. Знали, например, и такую деталь: лежать придется на жестком, а при этом больнее всего тазу. Поэтому шили маленькие матрасики, набивая их волосом, — как самым легким и не сваливающимся в употреблении. Мне дали такой матрасик — не больше подушки, а укрываться — легчайшее детское пуховое одеяло, почти ничего не весившее, но укрыть которым я мог только либо ноги, либо плечи. (Лихачев)

Для человека было главным, чтобы вещи облегчили ему жизнь на зоне, хотя-бы минимально.

6. Часто вещи становились - как это как уже говорилось- поводом для драки, убийства, или наоборот дружбы. Большинство ссор или “схождений” происходит из-за вещей. Одна из социальных ролей вещи в Гулаге – быть стержнем личных отношений. Вещь может как спасти от смерти, так и погубить.

Вот страшная, гибельная роль вещи, предыстория эпизода со свитером, который сняли с убитого:

– Ну ка, снимай, – сказал Наумов.

Севочка одобрительно помахивал пальцем – шерстяные вещи ценились. Если отдать выстирать фуфаечку да выпарить из нее вшей, можно и самому носить – узор красивый.


– Не сниму, – сказал Гаркунов хрипло. – Только с кожей…

На него кинулись, сбили с ног.

– Он кусается, – крикнул кто то.

С пола медленно поднялся Гаркунов, вытирая рукавом кровь с лица. И сейчас же Сашка, дневальный Наумова, тот самый Сашка, который час назад наливал нам супчику за пилку дров, чуть присел и выдернул что то из за голенища валенка. Потом он протянул руку к Гаркунову, и Гаркунов всхлипнул и стал валиться на бок.

– Не могли, что ли, без этого! – закричал Севочка. В мерцавшем свете бензинки было видно, как сереет лицо Гаркунова. ШАЛАМОВ

А вот прямо поротивоположный сюжет:

Мне отдала свои чулки Нина Гвиниашвили, художница Тбилисского театра Руставели.

- Бери, бери, у меня две пары, а ты совсем босиком, - говорила Нина, разглядывая

мои единственные чулки, вдоль и поперек перештопанные при помощи рыбьей кости и

разноцветных ниток, - бери, чего стесняешься? Не у чужой берешь.

Ну конечно, не у чужой! Кто сказал, что я сейчас впервые в жизни увидела эти

огромные глаза, ласково мерцавшие, как два темных алмаза?

- Спасибо, Ниночка !Гинзбург


  • Из этих двух цитат видно, что в первом, случае проигравшийся в карты человек не хочет снимать свитер, который успел стать частью его. Это, кстати говорит о том, что нельзя просто так снять вещь с человека. Нужно с ним что-то сделать. Конфликт перерастает в драку и убийство.

  • Во втором случае человек отдает тёплую вещь по доброй воле другому, в который тот сильно нуждается и получает взамен любовь этого человека.

Вывод:7. С Тёплыми вещами устанавливается личный эмоциональный контакт.

Вещь является не только вещью, но и другом.

В некоторых случаях люди начинают относится к вещи, как к человеку.

Вот образец самодеятельной Гулаговской поэзии:

О, лучшая одежда здесь — бушлат!


Каким чекистским гением придуман?

В нем чувствуешь себя всегда на лад:

Зимой и летом — неизменный друг нам...


Он также укрывает по ночам,

Когда ползет по нарам лютый холод,

И кажется тогда нередко нам,

Что рядом — общество подруги голой..

( Гридин- Мы, которых не было)


  • Бушлат здесь-это некий друг, который спасает человека от обморожения и следовательно от бушлата зависит дальнейшая судьба человека.

  • Вообще человека может отогреть три вещи- тёплая ванна, шок и женская любовь.

  • Немецкий врач фон Штерн во время второй мировой войны ставил исследования над людьми и выявил, что физическое состояние не является показателем выносливости человека. Основное составляющие- это духовное состояние человека.

  • Вывод к этой части : Основное что делает вещь- это психологически влияет на человека.

Две основные мысли:

  • Вольные и домашние вещи помогают человеку сохранить личность в Гулаге, а казённые уничтожают.

  • Основное что делает вещь- это психологически влияет на человека.

  • Вывод.

  • Вещи для человека в ГУЛАГе- это возможность сохранить себя в мире старающемся уничтожить человека, любыми способами. Вещи либо помогают сохранится на зоне и выжить, либо убивают человека в моральном и физическом плане. Вещи становятся судьбоносными в прямом смысле этого слова.