litceysel.ru
добавить свой файл
1
Тема. Владимир Святославич. Принятие христианства 988год.


ЦУУ Организовать продуктивную деятельность учащихся по созданию представления о личности великого князя; определению основных направлений его политики по укреплению государства на Руси; обоснованию причин принятия христианства.

Продолжить формировать навыки работы с историческим источником, картой, выдвигать гипотезы, делать выводы, составлять схемы.

Сформировать положительное отношение к изучению истории родной страны.

План.

1.Личность князя Владимира.

2. Основные направления деятельности князя Владимира.

3..Принятие христианства.


Ход урока.

Спросить учеников, что они уже знают по теме.

-Ребята, посмотрите на тему, попробуйте сформулировать цель урока. Что мы должны сегодня изучить? (дети формулируют цель).

-Обобщаю цели детей, проговариваю свои цели. Показываю план (на доске).

-Рассматривая исторические события, мы выясняем их причины объективные и субъективные, а сегодня поговорим о роли личности в истории, как эта личность влияет на ход событий.


-Мы продолжаем изучать историю Древней Руси. Погиб князь Святослав. Что же происходит в последующие годы? Кто у власти? Какую проводит политику? Мы знаем, что у князя Святослава было много детей. Каждый правил в своей земле. После смерти отца между ними начинается борьба за власть. В этой братоубийственной борьбе победил князь Владимир. Он становится великим князем (980-1015г.г.)


-Высказывания историков о князе Владимире.


«Владимир имел широкую душу…, которая, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа». С. М. Соловьёв.

«Был он (Владимир) в язычестве мстителем свирепым, гнусным…, воином кровожадным и ---всего ужаснее---братоубийцею…» Н.М. Карамзин

«…Главное право его (Владимира) на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя великого принадлежит ему и за дела его государственные…». Н.М. Карамзин.


-Проблемный вопрос.

Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире?

-Выдвижение гипотез учащимися (записать на доске).

-Сегодня мы работаем в группах. Памятки работы в группе у вас на столе.

Тема: Владимир Святославич. Принятие христианства.


Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.


Цель урока в соответствии с его типом: анализ источника, выявление причинно-следственных связей, определение характерных черт событий.


Цель Организовать продуктивную деятельность учащихся по

конкретного созданию представления о личности великого князя; опре-

урока делению основных направлений его политики по укрепле-

нию государства на Руси; обоснованию причин принятия

христианства.

Решить проблему: почему историки писали так противоречиво

о князе Владимире?

Механизм составления и решения учебной задачи в системе проблемного обучения

Структура урока

ознакомления с новым материалом

- анализ исходных данных;

-постановка проблемы и формулирование гипотезы;

-планирование своих действий;

-выбор ориентиров поиска, нахождение способа решения;

-отбор и привлечение необходимых знаний;

-оформление полученного результата.

1.Сообщение темы, цели, задач урока и мотивации учебной деятельности.

2.Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию знаний.

3.Ознакомление с новым материалом.

4.Первичное осмысление и закрепление связей отношений в объектах изучения.

5.Постановка задания на дом.

6.Подведение итогов урока.



Структура урока ознакомления с новым материалом в системе проблемного обучения.


-Анализ исходных данных---сообщение темы.

-Через актуализацию опорных знаний подвести учащихся к постановке цели урока.

-Мотивация учебной деятельности (сообщение задач, развивающих основные умения и навыки, ключевые компетентности).

-Введение учащихся в эпоху княжения Владимира.

-Выход на основную проблему урока и формулирование гипотез.

-Отбор и привлечение необходимых знаний(анализ исторических источников, работа с материалом учебника, привлечение карты).

-Оформление полученного результата- подведение итогов урока, постановка

задания на дом.

-Рефлексия.


Задания группам.

-Первая группа. Задание всем!!!

А. Личность князя Владимира. Начало правления и укрепление границ государства. Работа с атласом. На настенной карте показать оборонительные рубежи.

Группа работает с историческими источниками и материалом параграфа № 5.

О князе Владимире. В 963 году у Святослава Игоревича родился сын Владимир, матерью его была ключница Малуша, поэтому Владимир в княжеской семье был неравноправен с братьями. Воспитывал его дядя, брат матери Добрыня, язычник по вере. Восьмилетним мальчиком князь Владимир стал править в Новгороде (показать на большой карте). В пору своей юности Владимир был ярым язычником и образ жизни вёл соответствующий. Принял участие в борьбе за власть.


Б.Начало правления и укрепление границ государства. Работа с атласом. На настенной карте показать оборонительные рубежи.

«Повесть временных лет»

«…сказал Владимир : «Нехорошо, что мало городов около Киева». И стал ставить города на Десне, и по Осетру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И стал набирать мужей лучших от словен, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей, и ими населил города, так как была война с печенегами. И воевал сними, и победил их.»


Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. «Главная черта деятельности Владимира состоит в защите Русской земли, в постоянной борьбе со степными варварами. Святослав заслужил упрёк , что для чужой земли покинул свою, которою едва было не овладели варвары; Владимир, наоборот, стоял всегда сам настороже против этих варваров и устроил сторожевую линию из ряда городков и укреплений по близким к степи рекам…».

В.В чём отличие политики Владимира от политики Святослава ?


Г.Вывод. Оформить в виде схемы дела князя Владимира.

Дела князя Владимира.


Старший в группе выставляет оценки за работу ученикам на специальном листе(критерии оценки определены заранее).


-Вторая группа. Задание всем!!!. Принятие христианства.

Группа работает с историческими источниками (страница 42) и материалом параграфа№5.

А. Рассмотреть карту. С какими государствами граничила Русь?(показать)

Б. Вероисповедование соседей Руси?(записано в тетради, посмотреть).

В. Как Владимир выбирал религию (сценка по тексту «Повести временных лет»).

Г.Причины принятия христианства? Написать на большой лист, повесить на доску.


Старший в группе выставляет оценки за работу ученикам на специальном листе(критерии оценки определены заранее).


-Третья группа. Задание всем!!! Крещение Руси 988 год. Значение принятия христианства.

Группа работает с материалом параграфа №5 и документами.


А. Поход на Корсунь(Херсонес)--- показать видеосюжет—как сам князь Владимир принимает крещение. Найти на карте Корсунь.


Б. Как происходило крещение Руси. Использовать документы.


Соловьёв С.М. «Когда царевна приехала в Корсунь, Владимир крестился, а после крещенья обвенчался на Анне и пошёл с нею в Киев. Пришед туда, он велел повестить народу: «Кто не придёт к реке креститься, богатый ли или бедный, тот будет мне противен». Услышав это люди шли с радостью, говоря: «Если б эта вера была не хороша, то князь и бояре не приняли бы её». На другой день Владимир вышел с духовенством на Днепр, куда собралось множество людей: все шли в воду и стояли в ней---одни по шею, другие по грудь, малолетные у берега, возрастные же дальше, и держали на руках младенцев, а священники читали молитвы».


Карамзин Н.М. «…Владимир спешил в столицу свою озарить народ светом крещения. Истребление кумиров служило приуготовлением к сему торжеству: одни были изрублены, другие сожжены. Перуна, главного из них, привязали к хвосту конскому, били тростями и свергли с горы в Днепр… Изумлённый народ не смел защитить своих мнимых богов, но проливал слёзы...»

+ документ в учебнике на стр.42. + иллюстрация на стр.40.


В.Везде ли мирно распространялась христианская религия?

Г.Как крещение повлияло на князя Владимира?(страница учебника №40---голубой текст).


Г.Значение принятия христианства. Написать на большой лист, повесить на доску.

Старшие в группе выставляет оценки за работу ученикам на специальном листе(критерии оценки определены заранее)


Сценка.

Выбор князем Владимиром религии.

Участники.

1.Князь Владимир.

2.Нестор.

3Болгары.

4.Римляне.

5.Евреи

6..Бояре.

7.Мужи (послы).


Нестор пишет летопись. Вокруг разложены свитки, более древние летописи.

-Нестор «В год 6497(986). Пришли болгары магометанской веры».

-Болгары «Ты князь мудр и смыслен, а закона не знаешь. Уверуй в закон наш и поклонись Магомету».


-Владимир «Какова же ваша вера?»

-Болгары «Веруем богу и учит нас Магомет так: … не есть свинины, не пить вина… Даст Магомет каждому по семидесяти красивых жён…»

-Нестор « Слушал их князь , было ему не любо воздержание от свиного мяса и от пития»

Владимир «Руси есть веселие пить, не можем без того быть!»

-Нестор «Потом пришли иноземцы из Рима».

-Римляне «Пришли мы, посланные папой….Вера наша не похожа на твою… Кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звёзды и месяц, и всё, что дышит, а ваши боги --- просто дерево.»

- Владимир «В чём заповедь ваша?»

-Римляне «Пост по силе: «если кто пьёт или ест, то всё во славу Божию»

-Владимир «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».

-Нестор «Пришли хазарские евреи»

-Владимир «Что у вас за закон?»

-Евреи « Веруем мы в единого бога Авраама, Исаака и Иакова»

-Владимир «Где ваша земля?»

-Евреи «В Иерусалиме».

-Владимир «Точно ли она там?»

-Евреи «Разгневался бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам»

-Владимир «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты богом и рассеяны… или и нам того же хотите?»

-Нестор пишет летопись. « В год 6495(987). Созвал Владимир бояр своих и старцев.

-Бояре «Знай , князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь доподлинно разузнать, то ведь имеешь у себя мужей, пошли их, пусть узнают какая у них служба, и кто как служит богу».

-Нестор. « Прошло время, вернулись посланные мужи».

-Мужи(1) «Ходили к болгарам, смотрели как они молятся в храме, стоят там распоясанные… нет в них веселья, только печаль да смрад великий»

-Мужи(2) «Пришли мы к немцам, видели их службу, но красоты не видели никакой».

-Мужи(3) «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему---и не знали на небе или на земле мы. Служба их лучше, чем в других странах, не можем мы забыть красоты той.


-Бояре «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей».

-Владимир «Где примем крещение?»

-Бояре «Где тебе любо».


А. Выступили все три группы, результаты своей работы оформили на большом листе и повесили на доску.


Какие гипотезы вы подтвердили своей работой, а какие нет?

-выступления детей

Б. Рефлексия. Что нового узнали? Кому можно сказать спасибо? Что заинтересовало?

В.Домашнее задание---п-ф№5.

.Выставление оценок.


Методические рекомендации к проведению урока при использовании технологии проблемного обучения.


1.Рекомендуется деление класса на группы ( по их учебным способностям, межличностным отношениям, если имеются данные, то и по каналам восприятия).

2.Учащиеся обязательно участвуют в постановке цели урока.

3.Задания группам должны быть чётко сформулированы.

4.Рекомендуется на каждом уроке привлекать источники, формируя у детей навык работы с ними.

5.Для более продуктивной работы на уроке, работа над проблемным вопросом должна быть пошаговой. Каждый последующий шаг должен логически вытекать из предыдущего.

6.Каждый шаг предварять актуализацией знаний.

7.Каждой группе наглядно оформлять выводы по своему заданию.

8.Конкретные прозрачные критерии оценивания работы учеников в группе.


Памятка.

Как работать в группе.

1.Уважительно относись к своим одноклассникам.

2.Внимательно прочитай задание.

3.Ознакомься с изучаемым материалом, выдели главное.

4.Старший в группе распределяет вопросы для изучения между членами группы. Изучение отдельных вопросов может взять на себя 2-3 ученика.

5.Изучи необходимые источники по данной теме, используй карту.

6.Внимательно слушай выступления учеников из других групп.



Критерии оценок учащихся.

«5»---предлагал интересные содержательные гипотезы, отвечал подробно на вопрос, активно работал в группе, оформлял ответ;

«4»---предлагал гипотезы, дополнял ответ, уточнял, помогал в оформлении ответа;

«3»---единичные высказывания и дополнения по ответу.

Фамилия ученика

оценка

1.




2.




3.




4.




5.




6.




7.




Тема: Владимир Святославич. Принятие христианства.


ЦУУ Организовать продуктивную деятельность учащихся по созданию представления о личности великого князя, определению основных направлений его политики по укреплению государства, обоснованию причин принятия христианства.

Продолжить формировать навыки работы с историческим источником, картой, выдвигать гипотезы, делать выводы, составлять схемы.

Сформировать положительное отношение к изучению истории родной страны.


Оборудование.

- Н. М. Карамзин. История государства Российского.

- С. М. Соловьёв. История России с древнейших времён.


-« Повесть временных лет».

- Историческая карта. Русь в 9-начале12веков.

-Фрагмент видеофильма «История государства Российского в 10-14веках».

- Портрет князя Владимира Святославича.


Групповая форма учебной работы.


Методы обучения.

Урок разработан в соответствии с методикой проблемного обучения.

Применён частично-поисковый метод. При раскрытии причинно-следственных связей использованы приёмы: рассуждения, проблемного изложения, объяснения, обобщающей характеристики.


Памятка.

Как работать в группе.

1.Уважительно относись к своим одноклассникам.

2.Внимательно прочитай задание.

3.Ознакомься с изучаемым материалом, выдели главное.

4.Старший в группе распределяет вопросы для изучения между членами группы. Изучение отдельных вопросов может взять на себя 2-3 ученика.

5.Изучи необходимые источники по данной теме, используй карту.

6.Внимательно слушай выступления учеников из других групп.


Памятка.

Как работать в группе.

1.Уважительно относись к своим одноклассникам.

2.Внимательно прочитай задание.

3.Ознакомься с изучаемым материалом, выдели главное.

4.Старший в группе распределяет вопросы для изучения между членами группы. Изучение отдельных вопросов может взять на себя 2-3 ученика.

5.Изучи необходимые источники по данной теме, используй карту.

6.Внимательно слушай выступления учеников из других групп.