litceysel.ru 1 2 3

На правах рукописи



Плюхин Владимир Иванович


ПИСАТЕЛЬСКАЯ КРИТИКА СИБИРИ:

рецептивно-функциональные аспекты

регионально-исторического

самосознания


Специальность 10.01.01 - русская литература


Автореферат

диссертация на соискание ученой степени

доктора филологических наук


Абакан – 2008


Работа выполнена на кафедре общего литературоведения Томского государственного университета.


Научный консультант:

доктор филологических наук, профессор Казаркин Александр Петрович


Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор

Чмыхало Борис Анатольевич

доктор филологических наук, профессор

Мешков Юрий Анатольевич

доктор филологических наук, профессор

Куляпин Александр Иванович


Ведущая организация:

Институт филологии Сибирское отделение РАН


Защита диссертации состоится «_______» ______________ 2009 г.,

в_______ часов на заседании Диссертационного совета
ДМ 212 317.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» по адресу: 655017, Хакасия, г. Абакан, пр. Ленина, 94.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова».


Автореферат разослан «______» __________________ 2009 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета И.П. Амзаракова


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Постановка проблемы. В изучении литературной критики Сибири были периоды подъёма и упадка. Современное историко-литературное сибиреведение характеризуется концептуальным кризисом, сущность которого объясняется изменением социокультурной ситуации в России, особенностями современного литературного процесса, новыми типологическими закономерностями в развитии литературы конца XIX-XX веков. К настоящему времени сформировался новый тип писателя, читателя-реципиента, переосмысливаются теоретические, методологические, интерпретационные основания литературоведения и критики.


Новая функциональная модель профессиональной и писательской критики свидетельствует о глубоком переломе в сознании и духовной жизни общества. Критики постмодернизма заявляют о несостоятельности методов и принципов критики советской эпохи, констатируют «поминки по советской литературе» (В. Ерофеев).

С современных позиций можно говорить о том, что спор о регионализме в новой социокультурной ситуации обусловлен глобализацией как основной тенденцией XXI века.

Феномен глобализации обостряет внимание исследователей к процессу формирования регионально-исторического самоопределения и самосознания писательской критики. Интерес к литературе Сибири и самосознанию сибиряков связан с общим значением региона, с размыванием коренных основ самосознания

Историко-литературное сибиреведение на современном этапе характеризуется, с одной стороны, кризисом рационализма, разрушением человеческого «я», с другой, оживлением интереса к проблемам культурно-исторического, этнологического самосознания в ситуации «сдвига», деструкции (отсутствия) регионального самосознания.

В диссертационном исследовании литературно-критическое мышление писателя раскрывает читателю значение законов писательской рецепции: художественное произведение и акт его создания в писательских суждениях; сопоставление с культурной и жанровой традицией, с личностью писателя-творца; вживание, сопереживание, размышление, расширение контекста в сопоставлении с национальным и мировым литературным процессом, с действительностью, своим жизненным, творческим опытом. Синтез таких законов определяет, по нашему убеждению, тип интерпретации по принадлежности к интерпретирующему субъекту.

Первый тип интерпретации по функционированию в социокультурной ситуации основан на анализе социальных условий, общественных институтов, в которых взаимодействуют писательские критические суждения, системы общественных отношений, в которую включается эпическая форма.

Второй тип интерпретации – по содержательно-смысловой сути (эстетическая, культурологическая, философско-эстетическая, психологическая, социологическая, обыденная) открывает читателю природу художественного видения, художественного мышления писателя-критика, которая, как правило, состоит в умении передать эмоционально-смысловое ядро произведения, целостный характер восприятия критика-художника. Коммуникативная функция такой интерпретации состоит в том, что непосредственно-интуитивное (синтетическое) начало писательской рецепции помогает сократить аналитическую работу мысли в процессе интерпретации и оценки художественного произведения, ассоциативность, образно-метафорические средства обеспечивают редукцию мыслительной деятельности писателя-критика, придают восприятию индивидуальную окраску.


Стилистическими признаками третьего типа интерпретации – по основным формам: понятийно-логическая, художественная, эссеистическая - является, по нашему убеждению: ассоциативность, интертекстуальность, использование художественной речи, придавшей красочность, образность восприятия литературы. В писательской критике доминирует эссеистичность, свободное повествование, усиленное личностное отношение к предмету исследования, истолкования, лиризм, образно-метафорическая пластичность фразы, стилевая приподнятость, наличие в литературно-критической рефлексии фабульно-сюжетного, беллетристического элемента. Реконструкция такого процесса восприятия объясняет секреты порождения художественного смысла, способы использования реципиентом психологического инструментария. Типологической функцией писательской эссеистики становится эмоциональная, а не объективно-доказывающая. Она содержит осмысление и выражение, побуждения, пережитого реципиентом. Эмоция выступает как эстетическая ценность. Многообразен жанрово-стилевой диапазон писательской эссеистики.

В акте писательской рецепции трансформируется энергия художественного мира литературного произведения, несущая информацию о воздействии этого произведения на читателя.

Тесно и неразрывно связана писательская критика с литературой, психологией художественного творчества, социологией. Философская герменевтика является основой писательских литературно-критических интерпретаций.

В этой связи становится обоснованной концепция Б.И. Бурсова, рассматривающего «критику как литературу, которой по силам постигнуть литературный процесс».

Описанная нами структура писательской критики является вполне обоснованным стимулом в постижении актуальности предпринятого исследования. Диалектически и методологически обоснованным становится переход от типологических (общее) закономерностей писательской критики к региональным (дифференцированным, специфическим), признакам региональной писательской критики Сибири (РПКС), в связи с проблемой регионально-исторического самосознания, в её рецептивно-функциональном освещении. Это в свою очередь вызывает потребность системных исследований индивидуальной поэтики литературно-критического текста и поэтики отдельного литературного произведения. Необходимо выработать методику литературно-критического анализа поэтики литературного произведения с позиций его восприятия писателем-реципиентом.


Актуальность поставленной проблемы объясняется рядом причин:

– значительным отставанием отечественного литературоведения в решении проблемы литературной рецепции от исследований известных литературоведов Германии: Манфред Науман и его школы, авторов труда «Общество. Литература. Чтение»;

– неразработанностью многих аспектов литературно-критической рецепции;

– отсутствие прецедентов специального анализа специфики регионального литературно-исторического самосознания писательской критики.

Такие компоненты литературно-критической рефлексии, как писатель в амплуа критика и читателя, критик профессиональный, ученый-литературовед, массовый читатель, особые черты регионального (национального) самоощущения, в частности, структурированная совокупность черт сибирского характера, концепции и специфические законы регионального самосознания в контексте идей рецептивной эстетики детерминируют базисную структуру самосознания.

Принципами исследования такой структуры могут стать как теоретико-литературный, так и историко-функциональный. В условиях той или иной концепции – областнической, монистической, авторитарно-монологической или моноцентристской и либерально-плюралистической - обозначенные компоненты и идеи имеют свою специфику функционирования и развития. Это проблемы осознания писателем-реципиентом своего «я» в литературном процессе, понимания творческого процесса, своей творческой индивидуальности, оригинальности в способе литературно-критического мышления, многоаспектность восприятия, разработка его методологии, сущности и законов.

Решение обозначенных проблем приобретает большую ценность в начавшемся процессе глобализации общественного сознания, «сдвига», деструкции регионального самосознания.

Решение выдвинутой проблемы позволит выявить неиспользованные возможности регионального самосознания в развитии духовной жизни Сибири.

Актуальность исследования проблем писательской критики региона обусловлена также формированием новой научной дисциплины – рецептивной поэтики.


Цели и задачи исследования

Главная цель связана с необходимостью исследовать сущность, содержание, структуру, закономерности проявления, развития и функционирования регионально-исторического самосознания в писательской критике Сибири конца XIX и XX веков.

С главной целью соотносятся исследовательские задачи:

– рассмотреть писательскую критику Сибири как динамическую систему, разработать концепцию её развития, осмыслить как феномен регионального литературно-исторического самосознания; выявить внутренние присущие писательской литературной критики Сибири компоненты, инвариантные для всех литературно-критических концепций: областнической, монистической, авторитетно-моноцентристской, либерально-плюралистической;

– раскрыть проблематику литературно-исторического самосознания в идейном «пространстве» литературно-критических книг и статей сибирских литераторов – от Николая Ядринцева до Валентина Распутина;

– обосновать типологию интерпретаций через принцип литературного регионализма в рецептивном аспекте для раскрытия базисной структуры литературно-критического самосознания, определить его сущность и специфику;

– разработать проблемы функционально-рецептивной поэтики в связи со спецификой творческой индивидуальности писателя-критика;

– изучить природу и логику писательского критического мышления, его роль в описании ментальной и вербальной структуры художественных произведений;

– рассмотреть концепты русского сибирского менталитета в литературно-критических жанрах писательской критики Сибири в диахронии и синхронии.

Объект исследования - писательская критика Сибири, воспринимаемая как форма регионального литературно-исторического самосознания конца XIX–XX веков; критическая проза писателей Сибири: Г. Потанина, Н. Ядринцева, В. Шишкова, В. Бахметьева, В. Зазубрина, Л. Сейфуллиной, Г. Маркова, С. Сартакова, С. Залыгина, З. Астафьева, В. Шукшина, В. Распутина как многообразные способы писательского самовыражения.


Предмет исследования - проблема описания специфики регионального литературно-исторического самосознания в рецептивно-функциональном аспекте.

Методологической и теоретической основой диссертационной работы являются труды зарубежных и российских исследователей, основателей герменевтической методологии: Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, Х.Г. Гадамера, Р. Яусса, П. Рикёра; труды отечественных ученых, разработавших основы рецептивно-функционального анализа: А. Потебни, А.Д. Овсянико-Куликовского, А. Горнфельда, Н. Осьмакова; работы учёных, положивших начало разработке проблемы толкования художественного текста: Л. Выготского, А. Белецкого, П. Сакулина, М. Храпченко, В. Щербины, Б. Мейлаха, А. Асмуса, Ю. Борева; работы современных исследователей проблем поэтики литературного произведения с точки зрения его восприятия – Г. Клочека, Б. Бурсова, В. Самохина, В. Брюховецкого, М. Зельдовича.

Базовыми для формирования концепции исследования становятся работы психологов: Б. Ананьева, В. Мерлина, В. Хотинец, Б. Грифцова, М. Арнаудова по проблеме психологии литературного творчества.

Исследование проблемы регионального литературно-исторического самосознания в писательской критике Сибири осуществляется с помощью комплексной системы методов литературно-критической интерпретации: теоретико-функционального, историко-функционального, аксиологического, рецептивного, на принципах регионализма, диахронии и синхронии. Эта методология дает возможность рассмотреть феномен регионально-исторического самосознания на основе историко-литературного, литературно-критического, жанрового подходов, на уровне человековедческого анализа и социально-рецептивного бытия, в специфике исторической критической рефлексии над ценностными ориентациями писателей Сибири.

Информационная база исследования.

В качестве информационных источников в данной диссертации использованы:

а) критические книги писателей Сибири, воспоминания о творчестве, автобиографии; б) издания в сериях «О времени и о себе»: «Мой творческий опыт», «Русские писатели о писательском труде», газетные статьи, предисловия; в) исследования российских и зарубежных ученых по проблемам писательской критики XVIII, XIX, XX веков, материалы научных конференций «Проблемы изучения литературной критики Сибири» (Новосибирск), «Проблемы писательской критики» (Душанбе), сборники научных статей (Новосибирск) собственные работы по проблемам писательской критики Сибири.


Важнейшим материалом в работе стали «Литературное наследство Сибири» в 8-ми томах, региональные справочные издания «Литературная Сибирь», «Русская литература Сибири», книги Н. Яновского – «Писатели Сибири».

Научная новизна диссертационной работы определяется тем, что впервые в региональном литературоведении, «сибиреведении» поставлена научная проблема регионального литературно-исторического самосознания, представлены результаты теоретических и эмпирических исследований регионально-исторического самосознания писательской критики; сформулированы историко-критические концепции регионального литературно-исторического самосознания: областническая, монистическая, тоталитарно-монологическая (моноцентристская) либерально-плюралистическая; показано изменение функций писательской критики Сибири (ПКС) в контексте той или иной концепции.

Новым является выявление компонентов, образующих сибирское самосознания, описание особенностей функционирования на разных этапах эволюции литературно-критической мысли писателей. Подтверждением новизны и сложности литературно-критического «регионального самосознания» являются поставленные проблемы типологии и поэтики писательской критики Сибири (ПКС), подходы, методы, формы интерпретации. Представлена типология интерпретаций художественных произведений писателей Сибири как критиков. Разработана интерпретационная модель эпического жанра. Установлена роль ПКС в развитии литературно-критической мысли в сибирском регионе, в формировании эпического сознания, в исследовании сущности сибирского народного характера (СНХ). Сформулирована дефиниция СНХ. Выделены социальные и жанровые детерминации ПКС. Обозначены ментальные и вербальные структуры ПКС в их литературно-критическом выражении.

Осуществлена спецификация литературно-критического самосознания с помощью классификации его типов в контексте проблем понимания.

Теоретическая значимость исследования

Разработана и впервые представлена концепция регионального самосознания писательской критики Сибири.


Писательская критика Сибири представлена как региональная литературно-критическая, рецептивно-функциональная система, что вносит свой вклад в описание картины эстетического функционирования эпических жанров. Исследование поможет в осмыслении проблемы творческой индивидуальности писателя-критика.

Писательские самооценки и взаимооценки необходимы для понимания творческой индивидуальности писателя-реципиента, настроений и творческих устремлений. Закономерности писательских взаимооценок и самооценок приобретают методологическое значение в рецептивной критике для построения научной истории.

Практическая ценность исследования

В спектре новых технологий, стандартов и программ по вузовскому курсу литературы, понимания творческой программы писателя материал может быть использован при разработке регионально-национального компонента образования, в описании тенденций исторического развития литературы, направлений и стилей.

Полученные результаты могут найти применение в разработке новой научной дисциплины – рецептивной поэтики.

Основные положения и виды работы апробированы на международных, всероссийских, региональных м межвузовских научно-практических конференциях (1985 по 2007 год включительно – Омск, Душанбе, Новосибирск, Тюмень, Абакан, Лесосибирск, Красноярск).

Материалы диссертации нашли полное отражение в монографиях «Проблемы писательской критики сибирского региона» (Абакан, 2002), «Писательская критика Сибири» (Абакан 2007), в научных статьях сборника «Очерки литературной критики Сибири» (Новосибирск, 1987), в авторском сборнике «Писательская критика Сибири: самосознание литературы как метакритика» (Томск, 2004/ 9 статей, 10 п.л.), в учебном пособии «Герменевтика русской литералы в писательской критике Сибири XX века» (Абакан, 2006).

Общее количество опубликованных работ – тридцать четыре, их совокупный объем составляет восемьдесят пять печатных листов.

Основными результатами исследования в том, что:


– собран и систематизирован комплекс литературно-критических работ писателей Сибири – от Ядринцева-Потанина до Шукшина-Распутина.

Впервые в региональном литературоведении писательская критика Сибири рассмотрена как подсистема критики профессиональной и поставлена проблема регионального литературно-исторического самосознания: периодизация, специфика, концепции: областническая, монистическая, авторитарно-монологическая, или авторитарно-моноцентристская.

Предложена дефиниция РЛИСПКС – это тип общественного самосознания, эмоционально-ценностное отношение к материальным и духовным ценностям сибирского региона. Это исторический процесс формирования духа и образа Сибири, сибирской литературы, функционирующей во временном, социальном и мыслительном пространстве всей совокупности литературно-критических текстов писателей Сибири.

Реализация регионального самосознания в критической деятельности писателей проступает в процессе интерпретаций критического текста. Механизмы самосознания направлены к разработке методологических, типологических проблем ПКС, её поэтики.

В работе раскрыты социально-культурные, социально-нравственные, критико-литературные параметры писательской самоидентификации.

Выявлены стремление писателей-критиков «дать жанрам ясное сознание их возможностей» (Ф. Брюнетьер), ментальные и вербальные элементы писательского литературно-критического выражения в их интегральной связи с русской идеей.

Предлагается дефиниция «сибирский народный характер» в критических суждениях писателя. Сибирский характер в ПКС – это выраженная в свете авторского идеала полиэтническая личность, интегрирующая в разнообразных формах особенности национальной психологии и самосознания, социально-нравственные, эстетические, этнографические признаки; субъект, изменявший окружающую природную и общественную среду в свете народного миропонимания и менталитета при осознании консолидирующей роли русской нации.

На защиту выносятся следующие положения:


- эволюция ПКС конца XIX–XX веков на основе общенациональных традиций, ценностей и особенностей социальной жизни Сибири; в результате ПКС сформировалась как своеобразное единство, теоретическое, историческое, социологическое, литературно-эстетическое самосознание, форма бытия русской литературы в её сибирской модификации и как система принципов интерпретации и оценки литературных явлений;

- внутренние законы критического самосознания писателей Сибири реализовывались в литературно- критических концепциях рецептивно-функционального направления ПКС конца XIX–XX веков; в типах самоидентификации: аксиологический, «интонационно-ценностный» (М.М. Бахтин). Контексты писательских интерпретаций – контекст творчества, контекст оценки, контекст художественной реальности - нацелены на постижение общечеловеческих, эстетических, художественных ценностей, выраженных писателем-критиком в той или иной интерпретационной модели эпического жанра. В результате сформировался тип литературно-критической личности реципиента, осознающего себя субъектом этно-культурной истории Сибири, в оппозиции «своих», «других» и «чужих»;

– историко-функциональный аспект писательской критики Сибири позволяет осознать функционирование основных современных эпических жанров, роман, повесть, рассказ в контексте эпохи, раскрыть ее типологические черты в способе аргументации, в стиле, в системе критических жанров, в автокритике. Он дает возможность видеть обусловленность творческой индивидуальности писателя-критика историзмом критической методологии;

– уровни развития самосознания Сибири: областнический (Н.М. Ядринцев, Г.Н. Потанин) и ПКС «переходного периода» (I910–I9I7) – рефлективно-традиционалистский тип ментальности. Формирование монистической концепции РЛИС; метод социально-психологической реконструкции духовного мира и автора и героя (Мыслительно-психологический тип суждений областников) социально-гуманитарный тип критического сознания. Функции РЛИС: местный сибирский патриотизм, социально-психологическая, биографическо-психологическая. Объективно-аналитический подход в восприятии сибирских типов. Закон относительной самостоятельности регионального самосознания.


Образ Сибири, «осознанная территориальность» (Б.А. Чмыхало) - основа регионального литературно-исторического самосознания. Формы сибирского литературно-критического самосознания: локально-географическая, пропагандистская, государственная, сословная, этнологическая.

Инвариантная структура самосознания и его модификации:

– писательская критика Сибири как сфера воплощения русского менталитета: соборности, всечеловечности, противоречивости различных пластов народного сознания;

– рецептивно-функциональное направление как форма литературного развития, разновидности духовно-практического освоения мира и психического склада «человека Сибири» в ментальном пространстве критических книг;

– творческая концепция в автокритике писателей Сибири взаимодействует с группой концептов, выражающих особенности русского национального самосознания;

– рецептивная поэтика писательской критики Сибири критико-публицистический дискурс в нарратологии писательского эссе как литературно-критического метатекста;

– классификация интерпретаций в контексте литературно-критических направлений писательской критики Сибири;

– сибирская «идея» – «ядро» модели регионального самосознания;

– типологические методы писательской критики Сибири: типы, принципы, критерии в функционально-этнологическом освещении.

Структура работы. Цели и задачи научного исследования определили его структуру. Диссертация состоит из ведения, четрех глав, заключения, библиографического списка и приложения.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Введение содержит обоснование актуальности выбранной темы диссертации, в нем рассматривается история вопроса, степень изученности проблемы регионального литературно-исторического самосознания (РЛИС), специфика и компоненты РЛИС, цели и задачи, методологические и теоретические основы исследования, формулируются концептуальные положения которые выносятся на защиту, методы диссертационного исследования, его структура, а также – практическая значимость работы, её информационная база.


Первая глава – «Проблема регионального самосознания: функциональный подход» - отведена изучению теоретических основ литературной рецепции в зарубежной и отечественной науке. Изучен предмет, сфера, цель писательской герменевтики; её функции включены в обширный круг методологии, типологии и поэтики писательской критики.

Теоретические предпосылки проблемы литературно-исторического самосознания и формы функционирования рассмотрены в социокультурном контексте герменевтического опыта Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, Х.Г. Гадамера, Э.Л. Хирша, Х.Р. Яусса, А.И. Потебни, Ю.Б. Борева.

Проблема рецептивной поэтики литературного произведения синтезируются с вопросами психологии художественного творчества.

Функциональная модель писательской критики создана по: методологическим, литературно-общественным, параметрам типа мышления и мастерства. Проблема регионального самосознания, содержание сибирской ментальности обозначена в трех линиях развития: расширение и углубление знаний человека о природе Сибири, об обществе и о самом себе; её социальной детерминации, в решении проблемы регионального литературно-исторического самосознания, в ментальной вербальной структуре критического текста писателя, его нарративной образности.

Механизм формирования того, или иного типа литературно-эстетического самосознания обусловлен представлениями писателя-критика о сибирском характере, самосознание которого структурируется и интегрируется со средой, которая формирует тип сознания, проявляет свою активность в коммуникативно-поведенческой, мотивационно-потребностной, познавательной, эмоциональной сферах.

Специфика сибирского менталитета определяется изменениями в жизнедеятельности народов Сибири, государственно-правовой политикой, взаимодействием христианства и язычества. Своеобразие видения мира детерминировано национальными и этическими факторами. С учетом теоретических и методологических оснований литературно-исторического самосознания писательской литературной критики нами предлагается следующее его определение;


– литературно-историческое самосознание в писательской литературной критики это относительно устойчивая система компонентов литературно-критического процесса, осознанных в социально-культурных контекстах восприятия. Это тип ценностного самосознания, способствующего развитию аутентичного человеческого поведения и человечных форм общественной жизни.

В работе подчеркивается, что творческую индивидуальность писателя-критика характеризуют такие свойства, как темперамент, индивидуальная критическая стилистика, оригинальные философско-эстетические концепции, жанровые предпочтения, понятийный аппарат, методы и приемы анализа-интерпретации произведений.

В диссертации рассматривается структура регионально-историче-ского самосознания. Она представлена следующими компонентами:

1. Осознание художником-критиком особенностей духовного развития Сибири;

2. Осознание общности исторического прошлого народов Сибири;

3. Осознание территориальной общности: Сибирь – родная земля;

4. Осознание государственной общности в изменяющихся конкретно-исторических условиях;

5. Осознанное отношение к материальным и духовным ценностям России и Сибири;

6. Осознание писателями-критиками жизненных интересов и насущных потребностей Сибири и России;

7. Осознание адаптации русских к этнической среде коренных жителей Сибири;

8. Осознание географического и социального пространства Сибири, сибирской идеи, национально-самобытной традиции, «национального звучания» в том или ином звене самосознания;

9. Осознание писателем-критиком самого себя как литературной личности, собственных проблем творчества, специфики восприятия и интерпретации художественной картины Сибири в контексте русской и мировой классики;

10. Осознанное представление о «сибирском характере»: признание сибиряком своего «Я», перемены в менталитете, социальное признание, осознание писателем-критиком прошлого, настоящего и будущего, понимание взаимосвязей человека и природы, самовыражение сибиряка как этно-социальный феномен (субэтническое сознание). Понятие «концепция сибирского характера» рассмотрено рамках концепций – «областнической», монистической, авторитарно-монологической, либерально-плюралистической в свете евразийских представлений. Теоретико-функциональный принцип исследования структуры регионарного самосознания писателя-критика реализуется в работе с точки зрения синхронности и диахронности. Феномен регионального литературно-исторического самосознания рассмотрен в контексте спецификации ценностных и познавательных ориентаций писателя-реципиента. Концептуальными представляются положения и выводы о специфике писательской критики, к которым мы пришли в результате анализа материалов научно-теоретической конференции «Проблемы писательской критики (Душанбе, 1987), исследований С.П. Истратовой «Литература глазами писателя», учебного пособия «Литературно-художественная критика» – авторы: В.И. Баранов, А.Г. Бочаров, Ю.И. Суровцев, а также книг: Лаврецкий А. «Эстетические взгляды русских писателей», книг: Благой Д. «От Кантемира до наших дней», Бурсов Б. «Критика как литература», статьи Эвентова И. «Степень образованности всей литературы». ...» (Современная литературно-художественная критика), учебного пособия «Литературно-критическая деятельность русских писателей XIX в.». Мы учитываем мнение А.П. Казаркина о «жанровой полигенетичности писательской эссеистики».


В заключении данного раздела отмечается, что её специфика определяется природой художественного мышления, влиянием теоретических, психологических, философских наук, художественного опыта писателей XIX–XX вв. Активность критического понимания смыслового потенциала произведения обусловлена посреднической ролью читателя в акте писательской рецепции.

Мыслительное, логико-понятийное начало является стрежневым элементом писательской критики. Следует сказать о нашем понимании своеобразия предмета писательской критики как рода публицистического, образно-понятийного, субъектобъектного истолкования литературно-художественных явлениях: писатель-критик, как правило, постигает эмоционально-смысловое ядро произведения в своем диалоге с произведением, публикой, рассчитавает на постоянно обновляющееся восприятие.

Писательская критика часто использует ассоциативные, образно-метафорические средства, образную нарративность, которые способствуют редуцированию мыслительных операций. Основополагающим стилевым признаком писательской критики является эссеистичность.

В наших выводах освещены методологические аспекты писательской критики. Принцип историзма позволяет выявить движение писательской критической мысли, исследовать развитие теоретических знаний о природе художественного произведения и методологию его интерпретаций. Категория «образе автора» обнаруживает связь проблем теории искусства с проблемой интерпретации художественного произведения. «Фактор читателя» в восприятии и интерпретации художественного произведения позволил выделить типы коммуникаций в критических статьях по линии: писатель – критик – произведение – читатель.

Теоретическое значение для исследования приобретает категория содержания и формы в критических суждениях писателей. Многообразие форм писательской критики позволяет выявить специфику критического метода того или иного писателя в его отношении к предмету интерпретации – литературе, к проблемам эпохи. Описанная нами теоретическая концепция писательских интерпретаций приобретает значение методологии литературно-критической деятельности писателя, позволяет решить задачу выработки методологического инструментария писательского анализа-интерпретации.


Наш заключительный концептуальный вывод позволяет представить писательскую критику Сибири как рецептивно-функциональную систему. Методологическими принципами этой системы являются: социально-исторический, функционально-типологический, жанровый, региональный. Раздел пятый первой главы посвящен проблеме периодизации писательской критики Сибири.

В сибиреведении принята периодизация литературно-критического процесса по десятилетиям. Этот принцип отвечает также логике литературного процесса Сибири. На наш взгляд, периодизация писательской критики нуждается в ином принципе. Мы предлагаем более крупный, концептуальный критерий периодизации: «просветительская» концепция ПКС (XVIII – нач. XIX вв.), «областническая» (60-е – 40-е гг. XVII); ПКС «переходного» периода (1900–1910 гг.); монистическая концепция ПКС /20-30-е годы, военный и послевоенный период ПКС /40-50-е годы; авторитарно-моноцентристская концепция ПКС (60-80-е годы); 90-900-е годы - переходный период, рождение либерально-плюралистической концепции писательской критики Сибири.

Первый, просветительский, тип литературно-критического самосознания явился объективным основанием периодизации сибирской критики, апелляцией к разуму, нравственному чувству, упованием на преобразующую функцию искусств в совершенствовании личности. Такой тип самосознания основывался на принципах: социально-историческом, единства сознания и деятельности, развития, личностного и регионального подходов. Синкретизм ряда компонентов определял процесс литературно-творческой, литературно-критической, краеведческой деятельности сибирских литераторов. В литературно-критическом сознании писателей «скрещиваются» такие компоненты, как социально-эстетический, нравственно-дидактический, социально-нравственный, социально-политический, национально-демократический, гуманитарный.

Проблематика первых сибирских журналов «Иртыш, превращающийся в Ипокрену», «Библиотека ученая, экономическая, нравоучительная, историческая и увеселительная в пользу и удовольствие всякого знания читателей» значима для решения вопроса о генезисе сибирской критики и для постижения причин и условий становления литературно-исторического самосознания, характера сибиряка как культурно-исторического типа,


В работах современных исследователей А.С. Янушкевича, Т.А. Роменской, В.Д. Рак социально-эстетические, демократические детерминанты нравственно-дидактического самосознания осмыслены в свете задач развития национальной культуры, показан ценностный характер литературно-критического и художественного сознания, их обусловленность социокультурным фактором.

В разработку концепции образа Сибири значительный вклад внесли Н.А. Полевой, А.И. Мартос, П.А. Словцов, Н.С. Щукин. Проблему развития национальных литератур решал Г. Белинский в статьях, посвященных творчеству сибирских писателей: И.Т. Калашникова, Н.С. Щукина, П.П. Ершова и др. А.Н. Радищев обратил внимание на корневые свойства русского, сибирского национального характера: «Твердость в предприятиях, неутомимость в исполнении – суть качества, отличающие народ Российский».

Региональный закон, определяющий просветительский тип самосознания, можно сформулировать так: люди все равны. Специфика формирования и выражения сибирской ментальности проявилась в освоении критиками-просветителями западно-европейской эстетики, в интерпретации крепостнической действительности, в критицизме, интересе к сибирской историографии.

Второй, «областнический» этап развития писательской критики (1860-1890 гг.) связан с литературно-критической деятельностью Н.М. Ядринцева и Г.Н. Потанина. Идея самоопределения Сибири, центральная в потанинской модели сибирского самосознания, отражала историческое содержание той эпохи, была пронизана верой в необходимость свободы, социального равенства, национального равноправия.

Писательская критика «переходного периода» (1910 – 1917 гг.) формировалась под влиянием марксистской школы литературно-эстетической мысли, которая выполняла функцию пробуждения народного самосознания. Другой уровень развития самосознания Сибири представлен критикой писателей-сибиряков: Г.А. Гребенщикова, Ф.А. Березовского, В.М. Бахметьева и др. Они ставили проблемы действенности традиций и литературно-критического опыта русских писателей XIX века.


Peфлективно-традиционалистский тип ментальности в писательской критике Сибири 1910-х годов развивался в сфере национального менталитета аборигенов, в различных типах интерпретаций: национально-историческом (В.Я. Шишков), прогрессивно-демократическом (В.М. Бахметьев), нравственно-общечеловеческом (Ф.А. Березовский), культурно-историческом (Г.Д. Гребенщиков). Структура и тип самосознания, духовный антропологизм сибиряка обогащался горьковскими восторженными оценками Сибири и сибиряков.

Монистический тип литературно-исторического самосознания (1920–1930 гг.) формируется в поисках нового творческого метода, на осознании проблем литературного регионализма, в динамике центристских и сепаратистских тенденций. Тоталитарно-моноцентристский тип литературно-исторического самосознания 1930–1950-х годов характеризуется сплочением писателей и критиков вокруг общей методологии. Программа творческого и человеческого поведения стала рупором официальной власти. Формами писательской рецепции стали речи, доклады, партийные резолюции и постановления, выступления на съездах.

Первый этап либерально-плюралистического литературно-критического самосознания писателей Сибири (1960–1980-е годы) имеет ряд особенностей: начался процесс демократизации и гласности, оживления писательской критики Сибири; издаются критические книги Г. Маркова, С. Сартакова, С. Залыгина, В. Астафьева, В. Шукшина, В. Распутина. Традиции национального бытия народов Сибири, рост их нравственного самосознания составляли контекст писательских критических суждений. Самобытность духовно-практического опыта наций и народностей Сибири, художественная реальность сибирской действительности трактовалась с народной точки зрения.

В разделе 1.6 рассмотрены вопросы литературной рецепции в критике Н.М. Ядринцева. Социально-гуманитарное самосознание идеолога сибирского областничества основано на требованиях новой реальной критики, в диалоге с читателем Н.М. Ядринцев осмысливает проблему творческого метода романтиков (старых и новых) и натуралистов гоголевского периода, и новых представителей народной школы - Островского, Решетникова, Помяловского. В контексте таких социальных координат, как преступление и наказание, писатель-критик объясняет принципы романтического и реалистческого изображения характеров в их связях с жизнью, с наукой – социологией и психологией (статья «Преступники по изображению романтической и натуральной школы»).


Писатель-критик призывает к исследованию диалектики добра и зла, ставит перед художниками задачу создания образа, который укрепил бы людей в их стремлении изменить отношение к миру, посредством изучения характеров и обстоятельств на основе цельного миросозерцания.

Рецептивно-функциональный аспект критики Н.М. Ядринцева являет нам ряд исходных положений в теории интерпретации, понимании художественного текста. Реципиент открывает читателю продуктивные признаки, тенденции и черты формирующегося в Сибири литературного процесса, ставит проблему действенно-исторического литературоведения. Эстетико-эмотивные реакции Ядринцева-реципиента открывают читателю «внутреннего человека», процесс рождения эмоционально-психологического содержания общественного сознания. Эта тенденция преломляется через внутренний мир писателя-критика – носителя регионального самосознания. В статье «Нравы далеких окраин и бойкие романисты» Н.М. Ядринцев предпринимает историко-генетическое исследование исторического и областного романа, выясняет предпосылки его возникновения. Литературно-сюжетные ассоциации в суждениях Ядринцева-критика становятся моментами характеристики народного характера и глубокой драмы областнической жизни. Восприятие, интерпретация и оценка Ядринцевым романа Блюммера «Около золота» обусловлена поэтикой произведения. Реципиент не изымает произведение из индивидуально-творческого, национального и регионального контекста.

В структуре литературно-исторического самосознания категория «сибирский характер» выполняет интегративную функцию, скрепляет все компоненты в единую целостность. Следовательно, индивидуально-рецептивный аспект критики Н.М. Ядринцева, специфика, духовная сущность областничества, раскрывается целостно, в комплексе публицистических, литературно-критических работ. «Сибирская идея» становится «ядром», парадигмой ядринцевской модели регионального сознания.



следующая страница >>