litceysel.ru
добавить свой файл
1
ТЕМА УРОКА:


Подготовка к ЕГЭ. Формирование коммуникативных умений и навыков у учащихся.


ЦЕЛЬ УРОКА:

Отработка навыков по культуре речи, по формированию коммуникативных (речевых) умений учащихся, навыков по формированию умения анализировать текст, отдельных языковых явлений.


ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийное оборудование, словари Ожегова, Даля, раздаточный материал.


Ход урока.

Глядя на мир, нельзя не удивляться!

Кузьма Прутков.


Эпиграфом к уроку я взяла слова К. Пруткова. Согласны ли вы с этим утверждением? (Да, мир в его многообразии действительно достоин удивления).

- Кто такой Кузьма Прутков? (Под этим именем, интересным псевдонимом, писали юмористические произведения Алексей Константинович Толстой и братья Жемчужниковы).

- Какое самое известное изречение, прочно вошедшее в нашу речь, принадлежит Кузьме Пруткову? (Если хочешь быть счастливым, будь им).

Записать предложение, проанализировать его с точки зрения строения, пунктуации. (Ученик работает у доски)

Учитель:

Наш урок будет состоять из нескольких страниц. 1-ю страницу я назвала «На урок русского языка-с народной песней». Песня во все времена имела целью развитие способности человека к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного во всех его проявлениях. В то же время велико значение песни в трудовом, нравственном, физическом воспитании. Таким образом, песня- это комплексное средство воздействия на человека. Покажем речетворческое осмысление слова «песня».

Во-первых, лексическое значение данного слова проверим по словарям. Что нам говорит об этом слове Толковый словарь Ожегова? А Даля? (Ученики зачитывают)

- Какая бывает песня? (Протяжная, заунывная, божественная, веселая, хороводная, свадебная, обрядная, святочная, посиделковая, бабья, плясовая).


- Вспомним фразеологизмы со словом «песня». (Старая песня, долгая песня. лебединая песня, песня спета).

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «песня»? (Культура, народ. радость, море, мама, посиделки, голос, традиция, праздник, веселье, настроение).

- Речетворческому осмыслению слова способствует и подбор однокоренных слов. Назовите их. (Петь, певунья, певица, певчий, песенный, песенник)

- Существует много пословиц о песне. Приведите примеры.

- А вот на примере пословицы «Поется там, где и воля, и холя, и доля» мы покажем, какие изменения претерпел русский язык. Особую сложность представляют архаизмы. Найдите архаизм в этой пословице. (Холя)

- Подберите однокоренные слова, употребляемые в современном языке: холить, холеный (ухаживать за кем-нибудь, лелеять; ухоженный.

Вывод: холя-уход, забота; слово «доля» не устаревшее, а устаревшее значение слово, т.е. лексико-семантический архаизм. Слово «доля»- счастье. Таким образом, «Поется там, где и воля, и забота, и счастье.»

Большой интерес представляют колыбельные песни. Колыбельная песня-это прежде всего выражение огромной силы материнской любви. В незамысловатой форме мать учит малыша доброте, любви, размышляет о будущем своего ребенка.

- Скажите, отличительной особенностью колыбельных являются поэтические образы кого? (Птиц, диких зверей, домашних животных, окружающих ребенка).

-Перед вами тест №1-колыбельная песня (см. приложение №1). Какие слова широко представлены в колыбельной песне? (слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, экспрессивные обращения).

Используя тест №1, проведем орфографическую пятиминутку. Выпишите слова, интересные для этой цели.

- А как вы понимаете слово «гули»? (это зукоподражательное слово от призывного клика голубя: гуль-гуль).

- Как вы думаете, почему так много колыбельных посвящено коту? (вместе играют, мурлыканье напоминает убаюкивание).


- В отличие от других песен, колыбельная не исполнялась просто так. Она проверялась в реальном действии: ею убаюкивали ребенка в колыбели. Доброта матери, лучшие качества ее души пробуждают и в ребенке добрые начала. Не зря ведь горцы про никчемного человека говорят: наверное, мать не пела над его колыбелькой». Колыбельная создает для малыша особое поле надежности, покоя, отчего ребенок быстрее засыпает. Послушайте фрагмент колыбельной песни. (Звучит грамзапись)

- Поговорим о слове «колыбель». А какие другие названия этого предмета вы знаете? (зыбка, люлька, качалка, баюкалка). А вот так она выглядела (рисунок)

- Имеет ли слово «колыбель» переносное значение? Докажите. (колыбель революции, колыбель свободы)

- Что значит выражение с «колыбели»? (от рождения, с самого детства)

- Каким способом образовалось слово «колыбельная»? (переход одной части речи в другую (субстантивация).

2 страница «Орфоэпия – искусство правильного произношения». Культура речи вместе с «Пигмалионом» Б.Шоу. Совсем скоро мы будем изучать эту пьесу. Какая легенда была положена в основу пьесы? (индивидуальное задание)

Это пьеса о силе слова, поднимающего человека над своей средой, рождающего, рождающего новую человеческую личность. По тому, как мы говорим, можно судить о нашей образованности и уровне культуры, а нередко о социальном статусе. Эта истина справедлива во все времена. Наш век не исключение. Какой же эксперимент затевает профессор фонетики Генри Хиггинс?

Вот мы и произнесли это слово. Орфоэпия. Расскажите, что такое орфоэпия и чем занимается эта наука? (индивидуальное задание).

- Орфоэпических правил очень много. Они зафиксированы в специальных разделах учебников по русскому языку. Сегодня мы остановимся только на двух «подводных камнях» орфоэпии: нормах ударения, произношении согласных перед буквой Е.

ЗАДАНИЕ: поставьте правильно ударение. Прочитайте слова, соблюдая нормативное произношение твердых/мягких согласных перед буквой Е. (Приложение №2)


- Итак, пьеса «Пигмалион» интересна нам прежде всего тем, как важно говорить правильно и красиво. Владение искусством правильного произношения помогает достичь определенных успехов в обществе. Можете ли вы привести примеры, подтверждающие важность этой мысли для современного общества? (индивидуальные задания)

- Итак, ошибаться невыгодно. Неграмотный специалист сейчас никому не нужен. Ни в одной профессии не обойтись без знания норм литературного языка, в том числе и орфоэпических. Стоит еще раз напомнить истину, что культура речи-часть общей культуры человека и « по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека…» По-моему, эти слова Д.Лихачева заслуживают нашего внимания. Их стоит записать, правильно расставив знаки препинания.


3 страница. Вот мы подошли к третьей странице нашего урока: лингвистический анализ текста. Начнем с нахождения средств выразительности, которые используются в данных текстах. Вспомним некоторые теоретические сведения по теме:

- Что такое эпитет?

- Синекдоха?

- Анафора?

- Градация?

- Парцелляция?

- Метонимия?

- Литота?

- Перифраз?

- Олицетворение?

Слова А.С.Пушкина: «…без грамматической ошибки я русской речи не люблю» - не лишены иронии, но показывают отношение к языку как к свободной стихии. Эту стихию образованный, грамотный человек может обуздать, используя свои знания. Это можно доказать, выполнив следующее задание: закончить предложение

Храня память о прошлом,


  1. ученым понадобилось много времени на изучение старинных летописей;

  2. изучение истории имеет большое значение;

  3. это помогает лучше понять настоящее;

  4. монастыри стали неотъемлемой частью русской истории. (Нет ошибки)

Смотрим текст «Письмо в прошлое».


- К какому стилю относится данный текст?

- В какой форме написано сочинение?

- Оправдана ли такая форма?

- Основная тема?

- Главная мысль?

- Какие выразительные средства использует автор?


Подведение итогов.

Итак, сегодня на уроке в плане подготовки к ЕГЭ мы рассмотрели на трех страницах вопросы освоения слова, на примере речетворческого осмысления слова «песня», поговорили о культуре речи, вспомнив пьесу Б.Шоу «Пигмалион», поработали с текстом.


Приложение №2.

СОГЛАСНЫЙ ПРОИЗНОСИТСЯ

ТВЕРДО МЯГКО ТВЕРДО И МЯГКО

Адекватный Академия Бактерия

Бартер Берет Бассейн

Бизнес Дебаты Декада

Демпинг Дебют Декадент

Детектив Демократия Декан

Индекс Демисезонный Депрессия

Компьютер Кофе Кредо

Коттедж Музей Менеджер

Лазер Одесса, одесский Сейф

Орхидея Патент Сессия

Сонет Пресса Терапевт

Стресс Тенор Террор

Тезис Термин Экспресс

Тембр Фанера

Темп Шинель

Тест Эпидемия

Фонетика


ГРАММАТИКА

/ \

Морфология Синтаксис

(орфография) (пунктуация)


/\ /\

умение умение

писать читать


Подготовка к ЕГЭ


  1. Какое предложение не является осложненным?


А. Русский язык богат, образен и точен.

Б. Язык всем знаниям и всей природе ключ.

В. Синонимика – сфера бесконечных возможностей речевого творчества.

Г. Как и язык в целом, синтаксис всегда находится на службе самого человека, его мыслей и чувств.

1) В 2) Г 3) А 4) Б

2. В каком предложении отсутствует подлежащее?



А. Словом можно соединить людей.

Б. Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи.

В. Необыкновенный язык наш есть ещё тайна.

Г. Письмо – необходимое дополнение языка, сильнейший рычаг знания.

1) Б 2) В 3) Г 4) А



  1. В каком предложении есть обособление?


А. Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен и вместителен.


Б. Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа.


В. Самые правила языка не изобретаются, а в нем уже существуют.


Г. Среди всех живых существ, населяющих земной шар, только человек обладает даром слова.


1) А 2) Б 3) В 4) Г


4. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?


А. Мать сидит на диване, поджав ноги под себя, и лениво вяжет детский чулок, зевая и почёсывая по временам спицей голову.


Б. Наступает длинный зимний вечер.


В Подле неё сидят Настасья Ивановна да Пелагея Игнатьевна и, уткнув носы в работу, прилежно шьют что-нибудь к празднику для Илюши, или для отца его, или для самих себя.


Г. Отец, заложив руки назад, ходит по комнате взад и вперед, в совершенном удовольствии, или присядет в кресло и, посидев немного, начнет опять ходить, внимательно прислушиваясь к звуку собственных шагов.


1) АБВГ 2) БАВГ 3) ВГБА 4) ГАБВ


- В каком (их) предложении (ях) есть обособленные члены предложения?


1) А 2) БВ 3) Г 4) АВГ


- В каком предложении есть два деепричастных оборота?


1) Г 2) В 3) Б 4) А


МОУ СОШ 6 пос. Газырь Выселковский район


Русский язык

Тема урока: Подготовка к ЕГЭ. Формирование коммуникативных умений и навыков у учащихся.


11 класс


Автор: Голубева Людмила Васильевна -

учитель русского языка и литературы


2010 – 2011 уч. год