litceysel.ru
добавить свой файл
  1 ... 2 3 4 5

Функции социального педагога.

Аналитическая – анализ социальных условий развития несовершеннолетнего, концепции его «Я»:

- материально-бытовых условий;

-медико-психологических и возрастных особенностей, способностей, интересов подростков;

- уровня воспитанности и семейного воспитания подростков;

- влияния ближайшего окружения.

Организаторская – организация общественной деятельности детей и взрослых, педагогов и общественных деятелей в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития, реализации планов, проектов и программ, организация досуга и отдыха.

Организационно-координирующая - создание благоприятной среды в школе для детей:

- опекаемых;

- правонарушителей;

- с проблемами в обучении, в поведении, в общении;

- проживающих в семьях «группы риска» -

специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.

Диагностическая – изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем; определение категорий детей и взрослых, семей, которые в первую очередь требуют особого социально-педагогического внимания и влияния.

Образовательно-воспитательная – обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых, содействие педагогической деятельности всех социальных институтов микрорайона – семьи, школы, средств массовой информации.

Коммуникативная - регуляция межличностных отношений между детьми, между детьми и учителями, между детьми и родителями, между родителями и педагогами. Помощь детям в установлении оптимальных взаимоотношений с одноклассниками, учителями, родителями и др.

Охранно-защитная – использование имеющего арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности.


Посредническая – осуществление связей в интересах ребенка между семьей, школой, ближайшим окружением.


Социальный паспорт школы

Социальный паспорт необходим для анализа и прогнозирования деятельности педагога, социального педагога.

В социальный паспорт класса входят следующие параметры:

- наименование класса, школы;

- количество детей всего, в том числе мальчиков-девочек,

- в том числе по проблемам;

- занятость вне школы;

- количество семей «группы риска»;

- количество активных родителей.


Социальная карта несовершеннолетнего

включает в себя основные параметры:


  1. Ф.И.О. подростка, дата рождения, род занятий, место жительства, дата и причины постановки на контроль.

  2. Сведения о семье:

  3. - мать, отец – Ф.И.О.(родные-неродные-приёмные-опекуны), возраст, семейное положение, образование, место жительства, место работы и должность, физическое здоровье, психическое здоровье, отношение к употреблению одурманивающих веществ, привлекался(лась) ли к уголовной ответственности, лишен(а) ли родительских прав.

  4. Жилищно-бытовые условия.

  5. Психологический климат в семье.

  6. Отношения родителей к детям (стиль воспитания)

  7. Отношения ребенка к членам семьи.


Акт обследования семьи

составляется при первом посещении семьи.

Акт содержит следующие пункты:

- Дата. Школа. Район. Фамилия и инициалы членов комиссии, должность.

- Причина проведения обследования.

- Адрес.

- Состояние жилья, количество комнат, наличие места для занятий и игр.

- Материальное обеспечение семьи, соответствие прожиточному минимуму.

- Указать, какая помощь нужна семье.

- Взаимоотношения между членами семьи, как они отражаются на воспитательном климате семьи.


- Выводы, заключения о вопросе, по которому проводилось обследование.

- Подписи членов комиссии. Подпись руководителя.


Схема обследования семьи.


  1. Состав семьи.

  2. Стиль и тон семьи (ровный, спокойный, конфликтный, отец пьет, мать пьет).

  3. Взаимоотношения между членами семьи (родители живут дружно, ссорятся, дерутся, расходятся).

  4. Взаимоотношения между взрослыми и детьми (нет взаимопонимания, часты ссоры, безнадзорность детей).

  5. Отношение к ребенку в семье (любят, не любят, заботятся, не уделяют внимания, балуют, наказывают)

  6. Материальное положение семьи, её жилищно-бытовые условия (хорошие, плохие, отец не работает, мать не работает).

  7. Образовательный и культурный уровень родителей.

  8. Взаимоотношения семьи с окружающими (хорошие, плохие, постоянно конфликтные, ровные).


Критерии деятельности социального педагога.


  1. Наличие планов, программ на текущий месяц, год и отчёты за предыдущие.

  2. Социальный паспорт классов школы.

  3. Количество детей (семей) на контроле по категориям.

  4. Количество посещений семей, уроков, учреждений и т.п. (на основании журнала выходов).

  5. Количество выступлений, встреч, проведённых специалистами перед родителями, педагогами (на основании дневника социального педагога).

  6. Привлечение специалистов для проведения занятий, консультаций, практических дел.

  7. Количество видов помощи, оказанных семьям (правовая, психолого-педагогическая, образовательная и т.п.).

  8. Виды и формы повышения квалификации.


Алгоритм работы с детьми с девиантным поведением.


Работа с подростком на уровне классного коллектива:

1. Составление диагностической карты на учащихся.

2. Посещение семей с целью изучения воспитательной роли родителей:

а) индивидуальные беседы с родителями и ребенком;

б) различные формы диагностирования детей и родителей.

3. Определение отклонений в поведении и нравственном развитии, индивидуальных особенностей ребенка:

а) наблюдения;

б) индивидуальные беседы с родителями, детьми, кл. воспитателями;

в) тестирование психологом уровня школьной тревожности и др.

4. Составление индивидуального плана работы с ребенком:

а) контроль за посещаемостью занятий, успеваемостью, поведением, внешним видом, состоянием здоровья;

б) беседы с ребенком с целью воспитания самоуважения, формирования позитивного отношения к окружающим;

в) вовлечение в творческую и общественную деятельность;

г) беседы с учащимися класса с целью изменения характера личных отношений со сверстниками;

д) профориентационная работа.

5. Составление индивидуального плана работы с семьей:

а) знакомство родителей с основами педагогических и психологических знаний;

б) индивидуальная работа психолога с родителями.

6. Анализ результативности педагогического воздействия (наблюдение, ведение дневника наблюдений, тестирование).


Работа с ребенком на уровне школьного коллектива:


  1. Разработка воспитательных мер в целях профилактики правонарушений.

  2. Воздействие на родителей через педсовет, малый педсовет по персональным вопросам, педконсилиум, административный совет с целью привлечения их к нравственному воспитанию детей.

  3. Анализ правонарушений и результативности педагогического воздействия.



Работа с ребенком на уровне административных правоохранительных органов.


  1. Работа с ребенком и семьей на КДН и ОППН:

- обращение в органы с целью воздействия на родителей, уклоняющихся от воспитания детей;


- ограждение детей от негативного воздействия семьи.


Система работы школы по профилактике правонарушений среди учащихся


Профилактическая работа:

- проведение лекций и бесед о здоровом образе жизни,

- тематические классные часы,

- организация школьных праздников,

- совместная работа с инспекцией ОППН,

- взаимодействие с КДН.

Организация досуговой деятельности:

- работа школьных кружков,

- спортивные секции,

- проведение классных мероприятий,

- посещение театров, музеев, выставок.

Работа с родителями:

- посещение на дому совместно с инспекцией ОППН и социальным педагогом «трудных» учащихся,

- выступление на родительских собраниях лекторов по разным темам,

- совместное проведение школьных праздников.

Правовой всеобуч:

- встречи с юристом,

- изучение Конвенции о правах ребенка на классных часах,

- беседы и лекции инспектора ОППН,

- права и обязанности школьников по Уставу школы (кл. часы).

Каникулы:

- организация работы кружков,

- проведение спортивных соревнований,

- организация досуга детей.

Социально-психологическая служба:

- сотрудничество с центром «Взаимодействие»,

- психолого-педагогическое консультирование в школе,

- индивидуальная работа с подростками и их родителями,

- курс лекций по психологическому всеобучу родителей.


Литература

- «Организационная и социально-педагогическая деятельность социального педагога в образовательном учреждении». - М., 2004

- «Воспитательная работа в школе: проектирование содержания в условиях эксперимента». - М., 2004


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

специальной школы № 5 «Доверие» на 2005/2006 учебный год


1. Работа социальных педагогов


  1. Профилактическая работа: лекции и беседы о здоровом образе жизни, тематические классные часы, организация школьных праздников, совместная работа с инспекцией ОВД ОДН, взаимодействие с КДН.

  2. Организация досуговой деятельности: работа школьных кружков по интересам, спортивных секций, проведение классных огоньков, посещение театров, музеев, выставок.

  3. Работа с родителями: посещение учащихся на дому совместно с инспектором ОДН, выступления на родительских собраниях, привлечение родителей к совместному проведению школьных мероприятий.

  4. Правовой всеобуч: организация встреч с юристами, изучение Конвенции о правах ребенка на классных часах, организация бесед и лекций с инспектором ОДН, изучение прав и обязанностей школьников по Уставу школы на классных часах.

  5. Активное сотрудничество с центрами «Дети улиц», «Профилактика наркомании», «Подросток», «Центр социальной поддержки» с программами: «Право на жизнь», «Солнечный круг», «Профилактика алкоголизма», центром профориентации «Перспектива», наркологическим диспансером №1, центром психолого-медико-социального сопровождения «Взаимодействие», центром «Достижения молодых», «Семьи за единство и мир всем мире».

  6. Ведение документации: работа с приказами, инструкциями, учёт посещаемости и успеваемости по классным журналам, работа с личными картами учащихся, оформление документов на КДН и в ОВД.

2. Перспективное планирование социально-педагогической работы

    1. Анализ состояния социально-педагогической работы.

    2. Социально-педагогическая характеристика микрорайона.

    3. Социальный паспорт социума (школы).

    4. Планирование работы социальных служб (программы деятельности).

    5. Социальные связи школы № 5 «Доверие»:

- Департамент образования города Москвы, Южное окружное управление образования, окружной методический центр,

- средние общеобразовательные школы ЮАО,

- детские поликлиники,

- ОВД и КДН микрорайонов «Бирюлево-Восточное», «Бирюлево-Западное», «Орехово-Борисово Южное», «Орехово-Борисово Северное», «Братеево», «Зябликово», «Москворечье-Сабурово», «Нагатинский Затон», «Чертаново Южное», «Чертаново Центральное», «Чертаново Северное», «Нагорный», «Царицыно»;

- Московский городской психолого-педагогический университет;

- Московский гуманитарный педагогический институт;

- библиотека № 102;

- центры «Дети улиц», «Перспектива», психолого-медико-социальный центр «Взаимодействие», центры «Труда и занятости», «Профилактика наркомании».

Ш. Основные направления планирования

1. Родительская школа:

- «Административная и уголовная ответственность подростков»

- Семинар-практикум «Сопряженные миры» (психологи)

2. Методическое объединение социальных педагогов:

- планирование работы социального педагога;

- социально-педагогическая деятельность школы в новом учебной году;

- результаты деятельности социальных педагогов;

- режим работы социальных педагогов;

- методы коррекции социального поведения подростков;

- досуг как поле социального воспитания.

3. Педагогические советы:

- задачи на новый учебный год,

- итоги фронтальной проверки,

- комплексный подход к социально-воспитательной работе в школе,

- анализ учебно-методической работы школы за год,

- итоговый педсовет по анализу работы школы.

4. Родительские собрания:

- взаимодействие семьи и школы по защите прав ребенка,

- социально-психологическая служба школы,

- помощь родителям в профилактике правонарушений их детьми.


1У. Налаживание контакта школы с семьей

(социальный педагог, психолог, классный руководитель, учителя-предметники и семья)


  1. Контроль за деятельностью ученика в учебное и внеурочное время.

  2. Постоянные наблюдения за формированием и развитием психических процессов у ребенка.

  3. Посещение и проведение классных и групповых родительских собраний.

  4. Проведение консультаций, способствующих осознанию и пониманию родителями целей и задач семейного воспитания, средств и способов их достижения.

  5. Проведение «огоньков», вечеров-встреч, круглых столов, конференций с родителями наблюдаемых учащихся

  6. Выпуск стенных газет, оформление альбомов, портфолио, способствующих лучшему пониманию нравственно-психологического климата семей.

У. Методы контроля за деятельностью ученика

1. Ежедневная проверка посещаемости школы.

2. Ежедневная проверка успеваемости и дисциплины.

3. Постоянные наблюдения за уровнем познавательных возможностей и способностей учащихся.

4. Встречи-беседы с родителями на дому и в школе.

5. Письменное уведомление родителям о деятельности ученика с сообщением о психолого-педагогических особенностях в поведении ученика, с сообщением о его успехах.

6. Наблюдение за психолого-педагогическими особенностями в поведении ученика (1 раз в месяц).

7. Контроль за внеурочной деятельностью (досуг, секции, кружки и т.д.).

8. Организация занятий для подростков по саморегуляции, по развитию способности правильно выражать эмоции, по овладению способами разрешения конфликтов.

9. Вовлечение учащихся в общественно полезную деятельность с учетом интересов и возможностей, стимулирование и поощрение за участие в ней.

У1. Координация совместной деятельности социального педагога, педагога-психолога, классного воспитателя, учителей-предметников и семьи


  1. В совместной деятельности способствовать формированию учебных умений и психических процессов, интересов и склонностей, социальному становлению и развитию личностных качеств ученика.

  2. Анализ итогов совместной деятельности.




Психологическая

служба

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Глухова М. Ф. к. п. н., доцент МГПИ

Таболова Е. М. к. п. н, доцент МГПИ


Наша страна переживает сегодня сложный, болезненный, но в тоже время динамичный период своего развития. Преобразования, происходящие сегодня в нашем обществе, породили целый ряд проблем, в итоге в обществе возросла агрессия, отчуждение, эгоизм и, как следствие, увеличение детей с девиантным поведением. В последние годы все больше подростков втягивается в различные формы девиантного поведения. Они становятся активными потребителями и торговцами наркотических средств, пользователями огнестрельного оружия, членами преступных сообществ.

На процесс возникновения нарушений в поведении оказывают влияние экономические, социальные, культурные, медицинские, социально-психологические, педагогические факторы.

Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Основными критериями, свидетельствующими о наличии отклонений в поведении, являются следующие (Змановская, 2003):

  1. Поведение подростка отклоняется от наиболее важных принятых в данном обществе в данное время социальных норм.

  2. Поведение и личность, его проявляющая, вызывают неодобрение (негативную оценку и осуждение) со стороны других людей.
  3. Поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям.


  4. Поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное). Но возможны исключения, например, суицидальная попытка.

  5. Расстройство поведения согласуется с общей направленностью личности. При этом рассматриваемое поведение не является следствием нестандартной ситуации.

  6. Отклонение поведения не может всецело отождествляться с психическими заболеваниями или патологическими состояниями, хотя может сочетаться с последними.

  7. Расстройство поведения сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.

  8. Расстройство поведения имеет выраженное индивидуальное своеобразие.

На поведение детей оказывают влияние трудности взросления. Переход во «взрослую жизнь» сопровождается физическими изменениями, бурной перестройкой психики: перестраиваются такие важные психические процессы, как мышление, ощущение, восприятие; меняется мир эмоций и чувствований, идет интенсивное формирование и закрепление имеющихся и новых черт характера, в полной мере проявляются черты темперамента, способности, задатки и пр. Значение собственного тела и его изменений для взрослеющего человека связано со следующими моментами (Ремшмидт, 1994):

  1. Прежде всего, повышается внимание к телу и его функциям. Это обусловлено не только физиологическими изменениями, но и новой социальной ролью подростка.

  2. Одновременно молодые люди сознают, что их физическое развитие скоро завершится. Ограниченность временной перспективы у подростков и их стремление сравнивать себя со сверстниками усиливают наблюдение за собственным телом. И часто вызывают озабоченность и опасения, что развитие отклоняется от нормы.

  3. Молодые люди плохо представляют себе изменчивость физического развития: незначительные, мнимые отступления от нормы служат поводом к преувеличенным опасениям.
  4. Наконец, незнание масштабов изменчивости хода созревания может привести к сильной переоценке действительных или мнимых отклонений молодыми людьми, их родителями и близкими.


Подростки отмечают также социальную реакцию на изменение их физического облика (одобрение, восхищение или отвращение, насмешку или презрение) и включают её в представление о себе. Многие кризисы в период полового созревания и в юности связаны с неадекватным, неловким или оскорбительным отношением близких взрослых людей. Психотравмирующие высказывания допускают не только родители, но и педагоги, тренеры, врачи, это усиливает чувство собственной неполноценности у подростков, что проявляется в замкнутости, пониженном настроении, а порой в депрессии и агрессивном поведении. Из–за широкой изменчивости процессов роста и стремления молодых людей сравнивать себя со сверстниками у многих из них наблюдается снижение самооценки и чувства собственной значимости.

Проблемы, возникающие в этом возрасте, могут быть обусловлены и трудностями, связанными с удовлетворением основных потребностей. Сферу потребностей подростков можно описать следующим образом:

  1. Физиологические потребности. Среди них особо выделяется стремление к физической и сексуальной активности, а также к высокой оценке своего физического развития.

  2. Потребности в безопасности. Многочисленные биологические и психологические изменения, последствия которых с трудом поддаются оценке в подростковом возрасте, усиливают потребность в безопасности. Последнюю могут искать не в семье, а скорее в группе ровесников, влияние которой порой, сильнее, чем у рефферентной группы взрослых в семье и за ее пределами.

  3. Потребность в независимости. Наступление взрослости и требования со стороны общества вызывают у подростков сильное стремление к независимости. На этом фоне возникает много семейных конфликтов. Стремление к независимости обусловливает противодействие навязываемым мнениям, отрицание авторитетов, сомнение в общественных нормах, правилах и обычаях.
  4. Потребность в привязанности (любви). Отдаление от родительского дома, чувство непонятости, стремление к независимости часто приводят к сильной изоляции молодых людей, что повышает их потребность в любви и привязанности.


  5. Потребность в успехе (мотивация достижения). У стремления к успеху могут быть разные истоки: желание проверить новые когнитивные способности, добиться уважения и высокой социальной оценки, попытка произвести впечатление на лиц противоположного пола.

  6. Потребность в самореализации и развитии собственного «Я». Самореализация и развитие собственного «Я» означает проявление своих способностей и дальнейшее их совершенствование.

Значение упомянутых потребностей и мотивов неодинаково в разные периоды взросления. У подростков сильна ориентация на сверстников, отчасти выражающаяся в повышенном конформизме. Это влияние ослабевает в юности, сменяясь повышенным стремлением к самореализации и индивидуальности.

С процессом удовлетворения потребностей связывают возникновение эмоций. Когда потребности подростка удовлетворяются, возникает чувство удовольствия, а когда не удовлетворяются – появляется чувство неудовольствия. В различных ситуациях удовлетворения потребностей у подростка могут возникнуть и доминировать различные эмоциональные реакции. Подростков с отклонениями в поведении отличают нарушения в эмоциональной сфере. В зависимости от отклонений и особенностей эмоциональной сферы можно выделить следующие категории подростков (Фурманов, 2004).

Подростки с невротическими тенденциями. Для них характерны высокая тревожность, возбудимость в сочетании с быстрой истощаемостью, неадекватные аффективные вспышки, проявляющиеся в реакциях возбуждения, раздражения и гнева, направленных против кого–либо из ближайшего окружения.

Подростки с психотическими тенденциями. Общим для них является повышенная напряженность и возбудимость, чрезмерная забота о собственном престиже, болезненная реакция на критику и замечание, эгоистичность, самодовольство. Они характеризуются аутичностью, обособленностью, отгороженностью от окружающего мира.

Подростки с депрессивными тенденциями. Таких подростков отличает тоскливое настроение, подавленность, сниженная психическая и двигательная активность. Напряженная деятельность для них трудна, неприятна, быстро утомляет. Нарушения депрессивного характера могут сопровождаться идеями самообвинения, самоунижения, аутоагрессией.



Неблагоприятное (в большей степени) или благоприятное (в меньшей или незначительной степени) эмоциональное состояние у некоторых категорий подростков с нарушениями поведения связано с проблемами в сфере волевой регуляции. Большое значение здесь имеют нарушения в волевой регуляции у всех категорий девиантных детей вне зависимости от пола и возраста. Воля выражается в способности человека к сознательному регулированию и активизации своего поведения. Любые психические процессы или действия всегда сопряжены с психологическим регулированием, т.е. волевым процессом. В большинстве случаев – подростки с отклонениями в поведении не способные к длительному волевому усилию, в связи с чем всякие оттяжки и отсрочки нетерпимы и плохо переносятся, служат поводом для новых тревог и волнений, снижения позитивного фона настроения.

В подростковом возрасте формируется «Я-концепция».  Процесс этот очень сложный и сопровождается рядом так называемых личностных расстройств. «Я-концепция» - это устойчивая и неповторимая система представлений индивида о себе, на основе которой он строит свои отношения с окружением и с самим собой. «Я-концепция» развивается под влиянием первичного опыта социализации в семье. С возрастом большое значение приобретают внесемейные факторы. В подростковом возрасте формируется образ собственного «Я» как установка по отношению к самому себе, складывается представление о личных качествах, способностях, социальной значимости, внешности. Неблагоприятная «Я-концепция» (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка) приводит в дальнейшем к нарушениям поведения. Выделяют следующие воздействия неблагоприятной «Я-концепции»:


  1. Снижение самоуважения и как следствие – агрессивность, социальная деградация и преступность.

  2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Такие подростки легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия.
  3. Глубокое изменение восприятия. Подростки с негативной самооценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, так как считают себя неспособными к ним.


Обзор и анализ социально-педагогической, психологической литературы показывает, что общим в появлении нарушений в поведении является главным образом агрессивность в различных формах ее проявления, негативизм в поведении, приводящие к социальной и психологической дезадаптации. Большинство исследователей сделали следующие выводы:

подростковая агрессия имеет непосредственные корни в самом ближайшем окружении подростка (например, в семье, школе);

взрослые люди самостоятельны и зависимость их поведения от семейных и рабочих отношений относительно менее выражена;

наиболее агрессивны те подростки, за поведением которых никто не следит, которые предоставлены сами себе (испытывают дефицит внимания) и те, которые подвергаются суровым наказаниям;

агрессивное поведение во многом определяется непосредственным окружением подростка: друзьями, учителями, СМИ;

дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением сверстников, так как поведение взрослых для них менее значимо; наиболее агрессивные дети отвергаются большинством в своей группе, поэтому они находят друзей среди агрессивных сверстников.

Большинство педагогов сталкиваются с проявлениями подростковой агрессии ежедневно. Существует несколько типичных заблуждений в отношении подростковой агрессии:

  1. Подростковая агрессия неизбежна. Агрессия присуща человеку, как биологическому объекту, однако следует помнить, что в социально неблагополучных условиях она приобретает совершенно иной характер и более сложные формы, поэтому отрекаться от профилактики подростковой агрессии нелепо.

  2. Подростковая агрессия – следствие психической патологии. Это далеко не всегда так, как правило, подростковая агрессия следствием психических расстройств не является.
  3. В нашей школе (нашем классе, группе) этой проблемы не существует. У нас дети дружные! Увы, но даже самые благополучные коллективы не могут избежать межличностных конфликтов.


  4. Проблема детской агрессии – проблема родителей, это недостаток воспитания. Факторов, провоцирующих агрессивное поведение, в рамках семьи может быть меньше, чем внутри подросткового сообщества.

  5. Подростковая агрессия – результат дурного влияния СМИ, следствие подражания агрессивным персонажам фильмов и книг. Исследования показывают, что после просмотра боевика шансы подростка совершить акт агрессии действительно выше, чем у его сверстников, но через 2-3 ч готовность к агрессии сравнима со средними возрастными показателями.

Анализируя агрессивность как свойство личности американские психологи, работающие с детьми, вывели диагностические критерии, позволяющие говорить о наличии данного свойства у ребенка в той или иной степени. Диагностические критерии агрессивности для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста:

  1. Часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой.

  2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.

  3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых.

  4. Часто винят других в своем «неправильном» по­ведении и ошибках.

  5. Завистливы и мнительны.

  6. Часто сердятся и прибегают к дракам.

О ребенке, у которого в течение 6-ти и более меся­цев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессив­ностью как качеством личности. И таких детей можно называть агрессивными. Диагностические критерии агрессивности для детей среднего школьного возраста и подростков:

  1. Угрожают другим людям (вербально, взглядом,
    жестом).

  2. Инициируют физические драки.

  3. Используют в драке предметы, которые могут
    ранить.

  4. Физически жестоки по отношению к людям и
    животным (намеренно делают больно).
  5. Воровство по отношению к человеку, который не

    нравится.


  6. Намеренная порча имущества.

  7. Шантаж, вымогательство.

  8. Отсутствие дома ночью без разрешения родителей.

  9. Побег из дома.

10. Не ходит в школу, либо выгнали из школы.

В данной возрастной категории качеством агрессив­ности обладают дети, у которых в течение 6-ти и бо­лее месяцев одновременно проявляются как минимум 3 критерия.

Семьи агрессивных детей имеют свои особенности, присущие только им. (Смирнова, 2004)

1. В семьях агрессивных детей разрушены эмоцио­нальные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родители испы­тывают скорее враждебные чувства по отношению друг к другу; не разделяют ценности и интересы друг друга.

  1. Отцы часто сами демонстрируют модели агрес­сивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.

  2. Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часть равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких обя­занностей по дому.

  3. У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственного поведения часто противоречат друг другу, к ребенку предъявляются взаимоисключаю­щие требования.

  4. Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей, — это:

  • физические наказания;

  • угрозы;

  • лишение привилегий;

  • введение ограничений и отсутствие поощрений;

  • частые изоляции детей;

  • сознательное лишение любви и заботы в случае проступка.

  1. Родители агрессивных детей не пытаются разоб­раться в причинах деструктивного поведения своих детей, оставаясь равнодушными к их эмоциональному миру.


Профилактика девиантного поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий.

На ранних этапах появления проблем эффективны следующие формы профилактической работы. (Змановская, 2003)


  1. Организация социальной среды.

В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные фак­торы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Объектом работы мо­жет быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность.

  1. Инфор­мирование.

Суть под­хода заключается в попытке воздействия на когнитивные процес­сы личности с целью повышения её способности к принятию кон­структивных решений.

  1. Актив­ное социальное обучение социально важным навыкам.

Данное направление реализуется в форме групповых тренингов. Это может быть тренинг устойчивости к негативному соци­альному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение. Тренинг аффективно-ценностного обучения основан на представлении, что девиантное поведение непосред­ственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предуп­реждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмо­ции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справлять­ся со стрессом. Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения лично­сти. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответствен­ность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы.

  1. Организация деятельности, альтер­нативной девиантному поведению.

  2. Организация здорового образа жизни.

Таким образом, кризисность, трудновоспитуемость, девиантность подросткового возраста может быть преодолена, если при этом учебно-воспитательный процесс, воспитательные усилия взрослых будут строиться с учетом возрастных психофизиологических закономерностей, тех сложных процессов и изменений, которые переживает подросток. Важно также отметить, что преодоление кризисных явлений подросткового возраста, связанных с перестройкой отношений подростка, а также его бурным и неравномерным физиологическим развитием, может и должно благоприятно решаться в условиях семейного и общественного воспитания, что составляет одну из важных задач общей ранней профилактики девиантного поведения несовершеннолетних.



Литература


  1. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1986.

  2. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). – М., 2003.

  3. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М., 2001.

  4. Личко А.Е. Психопатологии и акцентуации характера у подростков. – М., 1983.

  5. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М., 2000.

  6. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2002.

  7. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987.

  8. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. – М., 1994.

  9. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.- М., 2004.

  10. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями в поведении – М., 2004


Психолого-педагогическое сопровождение воспитательной работы в специальной общеобразовательной школы №5 «Доверие» ЮОУО г. Москвы в 2005-2006 учебном году

Ю.А.Попов, психолог

В настоящее время понятие девиантные или трудные дети прочно укоренилось в педагогике и психологии. Некоторый процент учащихся, которые поддаются педагогическому воздействию крайне трудно, существует почти в любой школе. Поэтому проблема, связанная с изучением закономерностей возникновения девиантного поведения и выявлением способов его преодоления является одной из самых актуальных тем психолого-педагогической отрасли науки.

Цель: изучение психологических особенностей детей с девиантным поведением.

Задачи:

1) Изучение закономерностей порождения девиантного поведения, определение его основных психологических характеристик.

2) Проведение эмпирического исследования с использованием средств диагностики социально-психологических и личностных характеристик. Анализ соотношения различных показателей, определяющих девиантное поведение.

3) Исследование структуры личности детей с различной степенью выраженности девиантного поведения.

Методики:

1. «Методика изучения удовлетворенности школьной жизнью» (А.А.Андреев) предназначена для определения степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью (Степанов Е.Н., 2004 с.206).

2. «Методика изучения коллективизма» предназначена для диагностики стремления к солидарности в учёбе и внеурочных мероприятиях с другими учащимися класса.

3. Тест изучения коммуникативных склонностей предназначен для определения уровня коммуникативного потенциала учащихся, представляет собой шкалу коммуникативных склонностей из теста КОС (Рогов Е.И., 1998, с. 374).

4. «Определение возможностей учащихся». Цель: выявить отношение школьника к своему учебному потенциалу, своим учебным возможностям.

5. «Исследование взаимоотношений в группе школьников». Цель: выявить и количественно оценить (в виде числовых показателей) четыре вида взаимоотношений в школьных группах по шкалам: социальной дистанции (СД) дружбы (Д), альтруизма (А) и ответственности (О).

6. «Методика исследования восприятия индивидом группы» (Мосейко, Нелисова). Цель: на основании трёх описанных гипотетических "типов" (индивидуалистический, прагматический, коллективистический) воспри­ятия индивидом группы выявляется преобладание того или иного ти­па восприятия группы у индивида.

7. «Опросник по профориентации» (К.Б.Малышев). Цель: определить профиль профориентации по 6 видам профессиональной направленности: социальность, артистичность, предприимчивость, интеллектуальность, конвенциалъность, реалистичность. Тест разработан на основе методики Д.Голланда (Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В., 2004, с. 48).

8. «Определение социально-психологического климата в ученическом коллективе». Методика предназначена для выявления степени принятия своего классного коллектива.

Предмет исследования: психологические особенности детей с девиантным поведением.


Объект исследования: учащиеся школы №5 «Доверие».


Определение социальной направленности личности

По процентному распределению баллов видно, что более предпочтительными из предложенных шести сфер социальной направленности для учащихся школы № 5 являются социальность и реалистичность. Они связаны с такими областями профессиональной деятельности, как механик, электрик, работник сферы обслуживания и т.д. В числе непопулярных сфер оказались интеллектуальная и конвенциальная, которые в профессиональной области включают склонности к научной или канцелярской деятельностью соответственно.

Таблица 10.


Социальность

82%

Интеллектуальность

45%

Артистичность

68%

Конвенциалъность

36%

Предприимчивость

64%

Реалистичность

82%



Определение социально-психологического климата

в ученическом коллективе

Степень привлекательности классного коллектива у старших школьников (10-е и 11-е классы) находится на высоком уровне, что свидетельствует об эмоциональном комфорте учащихся в общении с одноклассниками и ощущении принадлежности к классному коллективу (см. табл. 11).


Таблица 11

Вопросы теста

Процент

Уровень

1. Как бы вы оценили свою принадлежность к классу?

89%

В

2. Каковы взаимоотношения между учениками в вашем классе?







В учебной деятельности

81%

В

В напряженных ситуациях

86%

В

Вне школы

81%

В

3. Каковы ваши взаимоотношения с классным руководителем?

81%

В

Общий балл класса

85%

В


Оценка учащимися своих возможностей

Из таблицы 12 видно, что у большинства учащихся есть потенциал для более успешной учёбы. Однако есть и причины, по которым этот потенциал тормозится, не раскрывается. Наиболее выражены внутренние причины (см. табл. 13) – лень, отсутствие силы воли, отсутствие внимания.

Таблица 12

1) Не знаю


11%

2) Не могу

6%

3) Почти не могу

6%

4) Могу по отдельным предметам

39%

5) Могу

22%



Таблица 13.

Увлечённость техникой, спортом

17%

Не знаю (или ничто)

6%

Доволен состоянием знаний

11%

Лень

33%

Отсутствует внимание

22%

Недостаёт силы воли и усидчивости

39%

Состояние здоровья, усталость

11%

Не хватает времени

6%

Запустить материал

11%

Не вижу смысла в учебе

11%





Мешает сосед по парте


11%


Из таблицы 14 видно, что есть немало позитивных моментов в оценке своего учебного потенциала. У большинства учащихся есть интерес к учебе, есть желание преодолевать трудности, почти половина школьников считают, что могут учиться лучше.

Таблица 14.

Интерес к предмету




Отношение к трудностям





Желаю изучать предмет

57%

Желаю преодолевать трудности изучаемого предмета

50%

Не совсем желаю

24%

Не совсем желаю

30%

Не желаю изучать предмет

19%

Не желаю преодолевать трудности изучаемого предмета

20%

Эмоциональное состояние





Определение возможностей




Трудности изучения предмета приятны

33%

Учусь в меру своих возможностей

60%

Не совсем приятно

47%

Могу учиться лучше


30%

Трудности изучения предмета неприятны

20%

Учиться лучше не могу

10%



Восприятие индивидом группы

Прагматические (использовать других в своих целях) отношения выражены не столь сильно (см. табл. 15), что является положительным моментом. В целом ситуация, хотя и не хороша настолько, насколько было вы во вполне благополучной ситуации, всё же в основном её можно охарактеризовать как позитивную, с определённым устремлением к принятию коллектива и готовности на некоторые усилия или действия ради него.

Таблица 15.

Класс

Индивидуалистический

Прагматический

Коллективистический

Общие

38%

20%

42%



Исследование взаимоотношений в группе школьников

Дружба

Явно выраженной враждебности в коллективах нет, однако и дружными классные коллективы назвать нельзя. Преобладают приятельские отношения без взаимного проникновения во внутренний мир друг друга с взаимным подтруниванием, что нередко приводит к ссорам, конфликтам, дистанцированию и обидам.


Таблица 16.

1. Наш класс очень недружный. Постоянно происходят ссоры


0%

2. Наш класс недружный. Часто возникают ссоры

0%

3. Наш класс нельзя назвать конфликтным, но ссоры иногда бывают

57%

4. В нашем классе нет ссор, но каждый живет сам по себе

29%

5. Наш класс дружный

14%

6. Наш класс очень дружный и сплоченный

0%


Альтруизм

Альтруистические черты также присутствуют, хотя и не носят хорошо выраженный и устойчивый характер. Открытого устойчивого эгоизма также не выявлено. Т.е. преобладает тенденция вести себя по ситуации, без выраженной позиции, что свойственно данному возрасту в целом.

Таблица 17.

1. В нашем классе школьники отказываются помогать друг другу

0%

2. В нашем классе не принято помогать друг другу

14%

3. В нашем классе помогают друг другу только по требованию учителя

0%

4. В нашем классе помогают друг другу по просьбе


43%

5. В нашем классе помогают только своим друзьям

14%

6. В нашем классе охотно помогают друг другу без просьбы и напоминания

29%


Ответственность

Чувство ответственности выражено довольно слабо. Хотя на некоторых учащихся, по-видимому, часто можно положиться. Иными словами, в некоторых ситуациях определённая часть учащихся проявляет ответственность, однако это качество не является устойчивой характеристикой класса.

Таблица 18

1. В нашем классе нет взаимной ответственности

43%

2. Ответственно относятся к делам класса и других учащихся только отдельные школьники

0%

3. В нашем классе каждый отвечает только за себя перед учителями, а до других никому нет дела

14%

4. В нашем классе плохие поступки и недостатки беспокоят боль­шинство школьников

0%

5. Большинство школьников ответственно относятся к неудачам и недостаткам всего класса

43%

6. У нас каждый несет ответственность за класс и за других учащихся


0%


<< предыдущая страница   следующая страница >>