litceysel.ru
добавить свой файл
  1 ... 2 3 4 5


Подтверждается линия, выявленная ранее по вопросам анкеты на тему о дружбе. Из таблицы видно, что отношения неоднозначны: есть немало позитивных моментов, но много дистанцирования и неприязненных отношений.

Таблица 19.

1. Самые близкие люди, с ними мне не хотелось бы никогда разлучаться

23%

2. Не являются моими друзьями, но я иногда приглашаю их к себе и провожу с ними свободное время

13%

3. Я не дружу с ними, но они меня очень интересуют, и мне хочется сблизиться с ними

9%

4. Те, с кем у меня нет никаких личных и деловых отношений

13%

5 Я общаюсь с ними только в деловой обстановке по необходимости. Общаться с ними в свободное время не желаю

8%

6 Мне не симпатичны эти люди, общаться с ними избегаю

10%

7. Мне очень неприятны эти люди, я не хочу иметь с ними ничего общего

10%

Коллективизм


В здоровых человеческих сообществах отношения строятся на основе равноправного партнёрства. Высокий созидательный потенциал такого сообщества достигается путём сбалансированного стремления к деятельности на благо других людей не в ущерб своим интересам.

Выделяется две основные формы совместной жизнедеятельности:

свободная — с осознанностью поведения и поступков, равноправием в волеизъявлении и направленностью на общественно-полезную деятельность;

зависимая — основанная на авторитете отдельных представителей детского объединения, подчинением мнению авторитета, неосознанных симпатиях к нему, с направленностью на развлечения.

Как видно из таблицы 20, в целом коллективизм в школе № 5 «Доверие» находится на среднем уровне и составляет 60%. В индивидуальном распределении баллов отмечен наибольший процент учащихся со средним и низким уровнем (50% и 33% соответственно).

В качестве положительных сторон (см. табл. 21) в сфере коллективизма можно отметить стремление поддерживать доброжелательные отношения с одноклассниками, некоторая снисходительность к критическим замечаниям, тяга к совместным мероприятиям.

Среди наиболее слабых сторон, характерных в целом для класса, в области коллективизма отмечены такие черты, как отсутствие стремления к взаимопомощи у большинства учащихся, излишнее стремление спорить и настаивать на своём, участие в общественных делах без особого желания, в основном по настоянию педагогов, грубость и сквернословие в общении и др. (см. табл. 21).


Таблица 20.

Уровень

Н

С

ВС


В

Общий балл

Уровень

Процент уч-ся

33%

50%

17%

0%

60%

Средний


Таблица 21.

Балл

Уровень

Содержание вопросов

47%

Н

1. Всегда помогаю товарищам

50%

С

2. Мнения группы и моё совпадают

50%

С

4. Всегда с удовольствием участвую в общих делах

50%

С

10. Я вежлив, не сквернословлю

50%

С

11. Постоянно имею общественные поручения

50%

С

15. Ценю чувство «мы»


53%

С

14. Умею подчиняться требованиям группы

63%

ВС

5. Остро переживаю успехи и неудачи группы

63%

ВС

12. Никогда за глаза не обсуждаю недостатки товарища

63%

ВС

13. Я против «отрицаловки» по отношению к взрослым и активу

67%

ВС

3. Если надо для группы, могу отложить все свои дела

67%

ВС

6. Организую дела в группе, имею много идей

70%

ВС

9. Мои отношения с ребятами всегда доброжелательные

77%

ВС

8. Не обижаюсь на критику

83%

В

7. Люблю быть с нашими ребятами



Удовлетворенность школьной жизнью

Показатель удовлетворенности учащихся школьной жизнью обозначен буквой «У». Если «У» больше 3 (>75%), то можно констатировать высокую степень удовлетворенности, если же «У» больше 2 (>50%), но меньше 3 или меньше 2, то это свидетельствует, соответственно, о средней и низкой степени удовлетворенности. В нашем случае «У» равно 2,6 балла или 65% (См. таблицу 22), что соответствует среднему уровню удовлетворенности.



Таблица 22


«У» в баллах

«У» в %

Уровень

2,6

65%

средний


Анализ распределения индивидуальных оценок (см. таблицу 23) показывает практически равномерное распределение учащихся по всем уровням. Из таблицы видно, что почти треть школьников имеет низкий показатель удовлетворённости. Однако ещё одна треть учащихся вполне удовлетворены жизнедеятельностью в школе, что, несомненно, является хорошим показателем и потенциалом, внушающим оптимизм для дальнейшего улучшения благополучия этих детей и успешности воспитательного процесса.

Таблица 23.

Уровень удовлетворенности

Низкий

Средний

Высокий

33%

34%

33%

В таблице 24 представлен анализ вопросов, получивших больший или меньший балл по удовлетворенности школьной жизнью. Из таблицы видно, что наименьший балл набрали два вопроса:

  • На летних каникулах я скучаю по школе.

  • Я иду утром в школу с радостью.

Это означает, что в целом школа не занимает в сознании детей наиболее важное место. Нельзя также отметить у большинства учащихся выраженного желания учиться.


В то же время важным положительным моментом является любовь и уважение к преподавателям и классным руководителям, что также видно из таблицы, где наибольший балл набрали три вопроса:


  • У меня есть любимые предметы.

  • У нашей группы хороший классный руководитель.

  • У меня есть любимый преподаватель.

Это свидетельствует об успешности взаимодействия многих педагогов с данной категорией школьников, умении находить с ними общий язык и заслужить их авторитет и доверие, что также является хорошим показателем и потенциалом в повышении результативности воспитательной работы.

Таблица 24.

Рейтинг

Балл

Уровень

Содержание

10

21%

Н

10. На летних каникулах я скучаю по школе

9

46%

Н

1. Я иду утром в школу с радостью

8

54%

С

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни

6

58%

С

4. К нашим педагогам можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации


6

58%

С

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей

5

71%

С

2. В школе у меня обычно хорошее настроение

4

75%

В

6. В группе я всегда могу свободно высказать свое мнение

3

83%

В

8. У меня есть любимые предметы

1

92%

В

3. У нашей группы хороший классный руководитель

1

92%

В

5. У меня есть любимый преподаватель

Обозначения: Н — низкий; С — средний; В — высокий.


Коммуникативные склонности

В таблице 25 размещены результаты общих и распределения индивидуальных оценок по шкале «коммуникативные склонности». Таблица показывает, что большая часть данных находится в области оценок двух уровней: высокого и выше среднего (по 33%%). С низкой и средней общительностью оказалось всего 34% обследуемых школьников. Т.е. в целом склонность к общению находится на достаточно хорошем уровне. Эта потребность не считается определяющей для развития личности, т.к. часто подвержена сильному влиянию темперамента, тем не менее, контактность школьников является дополнительным положительным фактором, способствующим более успешному взаимодействию с ними педагогов.



Таблица 25.


Н

С

ВС

В

17%

17%

33%

33%

Общий балл 4 (ВС)



Выводы

1. Из сфер социальной направленности более предпочтительными для учащихся школы № 5 «Доверие» являются социальность и реалистичность, связанные с такими областями профессиональной деятельности, как механик, электрик, работник сферы обслуживания и т.д.

2. Степень привлекательности классного коллектива у старших школьников находится на высоком уровне, что свидетельствует об эмоциональном комфорте учащихся в общении с одноклассниками и ощущении принадлежности к классному коллективу.

3. У большинства учащихся есть потенциал для более успешной учёбы. Причины, по которым этот потенциал тормозится: лень, отсутствие силы воли, отсутствие внимания. Почти половина школьников считают, что могут учиться лучше.

4. В отношении восприятия индивидом группы ситуацию в основном можно охарактеризовать как позитивную, с определённым устремлением к принятию коллектива и готовности на некоторые усилия или действия ради него.

5. В большинстве классов преобладают приятельские отношения без взаимного проникновения во внутренний мир друг друга с взаимным подтруниванием, что нередко приводит к ссорам, конфликтам, дистанцированию и обидам. Альтруистические черты также присутствуют, хотя и не носят хорошо выраженный и устойчивый характер. В некоторых ситуациях проявляется ответственность, однако это качество не является устойчивой характеристикой большинства учащихся.


6. Исследование показало положительное отношение к жизнедеятельности школы и среднюю степень удовлетворенности занятиями в ней.

7. Черты коллективизма выражены на среднем уровне и составляют примерно 60%. В индивидуальном распределении баллов отмечен наибольший процент учащихся со средним и низким уровнем (50% и 33% соответственно).

8. Склонность к общению находится на достаточно хорошем уровне, что является положительным дополнительным фактором, способствующим более успешному взаимодействию школьников и педагогов.

В качестве рекомендаций по преодолению имеющихся слабых сторон наиболее ценной и необходимой следует указать работу в направлении преодоления философии почётности и престижности безделья, игнорирования и невыполнения домашних заданий, хулиганства на уроках и, наоборот, непрестижности усердия в учебе, интереса к предметам и т.д. Работа эта связана с дружественным, терпеливым и заинтересованным разъяснением отрицательных последствий подобной философии для самих учащихся и, наоборот, информировании о массе сильных положительных переживаний, связанных с созидательными устремлениями и интересом к познанию и учёбе.


Литература

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М. 1998.

Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. Учебно-методическое пособие. – М., ТЦ Сфера, 2004. – 224 с.

Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. – М., 2004.


Заключение


В течение трёх лет совместно научный и педагогический коллектив трудился над реализацией экспериментального проекта «Разработка форм и методов психолого-педагогического сопровождения личностного развития учащихся с девиантным поведением».

Научно-педагогическое сотрудничество было направлено на решение проблем психолого-педагогической поддержки школьников, создание педагогических принципов организации учебно-воспитательного процесса, разработки основных направлений социально-педагогической работы.


За эти годы удалось создать разнообразные педагогические творческие разработки, которые заложили основы личностно ориентированного развития учащихся специальной общеобразовательной школы № 5 «Доверие».

Экспериментальный поиск содержания личностного развития детей позволяет во всём многообразии увидеть сложность и масштабность задач, которые предстоит в дальнейшем решить, чтобы найти эффективные формы, методы и способы предотвращения девиантности у учащихся в образовательном учреждении.

Получение результата убеждает, что необходимо продолжение экспериментального поиска по созданию адаптивной модели школы, которая обеспечит обучение, воспитание и развитие учащихся, организовываясь на принципах учёта особенностей, создания условий личностного становления на основе интересов, потребностей и запросов, формирования системы адаптации в обществе и овладения знаниями, навыками и умениями активной созидательной жизнедеятельности.






<< предыдущая страница