litceysel.ru
добавить свой файл
1
Поисковые системы


Поисковые cистемы обычно состоят из трех компонент:


  • агент (паук или кроулер), который перемещается по Сети и собирает информацию;

  • база данных, которая содержит всю информацию, собираемую пауками;

  • поисковый механизм, который люди используют как интерфейс для взаимодействия с базой данных.

Как работают механизмы поиска

Средства поиска и структурирования, иногда называемые поисковыми механизмами, используются для того, чтобы помочь людям найти информацию, в которой они нуждаются. Средства поиска типа агентов, пауков, кроулеров и роботов используются для сбора информации о документах, находящихся в Сети Интернет. Это специальные программы, которые занимаются поиском страниц в Сети, извлекают гипертекстовые ссылки на этих страницах и автоматически индексируют информацию, которую они находят для построения базы данных. Каждый поисковый механизм имеет собственный набор правил, определяющих, как собирать документы. Некоторые следуют за каждой ссылкой на каждой найденной странице и затем, в свою очередь, исследуют каждую ссылку на каждой из новых страниц, и так далее. Некоторые игнорируют ссылки, которые ведут к графическим и звуковым файлам, файлам мультипликации; другие игнорируют ссылки к ресурсам типа баз данных WAIS; другие проинструктированы, что нужно просматривать прежде всего наиболее популярные страницы.

  • Агенты - самые "интеллектуальные" из поисковых средств. Агенты могут обрабатывать содержание документов, находить и индексировать другие виды ресурсов, не только страницы. Они могут также быть запрограммированы для извлечения информации из уже существующих баз данных. Независимо от информации, которую агенты индексируют, они передают ее обратно базе данных поискового механизма.
  • Общий поиск информации в Сети осуществляют программы, известные как пауки. Пауки сообщают о содержании найденного документа, индексируют его и извлекают итоговую информацию. Также они просматривают заголовки, некоторые ссылки и посылают проиндексированную информацию базе данных поискового механизма.


  • Кроулеры просматривают заголовки и возвращают только первую ссылку.

  • Роботы могут быть запрограммированы так, чтобы переходить по различным ссылкам различной глубины вложенности, выполнять индексацию и даже проверять ссылки в документе. Из-за их природы они могут застревать в циклах, поэтому, проходя по ссылкам, им нужны значительные ресурсы Сети. Однако, имеются методы, предназначенные для того, чтобы запретить роботам поиск по сайтам, владельцы которых не желают, чтобы они были проиндексированы.

Когда кто-либо хочет найти информацию, доступную в Интернет, он посещает страницу поисковой системы и заполняет форму, детализирующую информацию, которая ему необходима. Здесь могут использоваться ключевые слова, даты и другие критерии. Критерии в форме поиска должны соответствовать критериям, используемым агентами при индексации информации, которую они нашли при перемещении по Сети.

База данных отыскивает предмет запроса, основанный на информации, указанной в заполненной форме, и выводит соответствующие документы, подготовленные базой данных. Чтобы определить порядок, в котором список документов будет показан, база данных применяет алгоритм ранжирования. В идеальном случае, документы, наиболее релевантные пользовательскому запросу будут помещены первыми в списке. Различные поисковые системы используют различные алгоритмы ранжирования, однако, основные принципы определения релевантности следующие:

  1. Количество слов запроса в текстовом содержимом документа (т.е. в html-коде).

  2. Тэги, в которых эти слова располагаются.

  3. Местоположение искомых слов в документе.

  4. Удельный вес слов, относительно которых определяется релевантность, в общем количестве слов документа.

Эти принципы применяются всеми поисковыми системами. А представленные ниже используются некоторыми, но достаточно известными (вроде AltaVista, HotBot).


  1. Время - как долго страница находится в базе поискового сервера. Поначалу кажется, что это довольно бессмысленный принцип. Но, если задуматься, как много существует в Интернете сайтов, которые живут максимум месяц! Если же сайт существует довольно долго, это означает, что владелец весьма опытен в данной теме и пользователю больше подойдет сайт, который пару лет вещает миру о правилах поведения за столом, чем тот, который появился неделю назад с этой же темой.

  2. Индекс цитируемости - как много ссылок на данную страницу ведет с других страниц, зарегистрированных в базе поисковика.

База данных выводит ранжированный подобным образом список документов с HTML и возвращает его человеку, сделавшему запрос. Различные поисковые механизмы также выбирают различные способы показа полученного списка - некоторые показывают только ссылки; другие выводят cсылки c первыми несколькими предложениями, содержащимися в документе или заголовок документа вместе с ccылкой.

Когда Вы щелкаете на ссылке к одному из документов, который вас интересует, этот документ запрашивается у того сервера, на котором он находится.

2.2 Сравнительный обзор поисковых систем

Lycos. В Lycos используется следующий механизм индексации:

  • слова в заголовке имеют высший приоритет; <br> <li><br> слова в начале страницы; <br> <li><br> слова в ссылках; <br> <li><br> если в его базе индекса есть сайты, ссылка с которых указывает на индексируемый документ - релевантность этого документа возрастает. <br> </ul> </p> Как и большинство систем, Lycos дает возможность применять простой запрос и более изощренный метод поиска. В простом запросе в качестве поискового критерия вводится предложение на естественном языке, после чего Lycos производит нормализацию запроса, удаляя из него так называемые stop-слова, и только после этого приступает к его выполнению. Почти сразу выдается информация о количестве документов на каждое слово, а позже и список ссылок на формально релевантные документы. В списке против каждого документа указывается <a href="/amda/%D0%9F%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4a/main.html">его мера близости запросу</a>, количество слов из запроса, попавших в документ, и оценочная мера близости, которая может быть больше или меньше формально вычисленной. Пока нельзя вводить логические операторы в строке вместе с терминами, но использовать логику через систему меню Lycos позволяет. Такая возможность применяется для построения расширенной формы запроса, предназначенной для искушенных пользователей, уже научившихся работать с этим механизмом. <font style="color:#5F5;font-size:18px;text-shadow:-1px 0 #000, 0 1px #000, 0px 0 #000, 0 -0px #000;">Таким образом</font>, видно, что Lycos относится к системе с языком запросов типа "Like this", но намечается его расширение и на другие способы организации поисковых предписаний. <p style="border:1px solid #0A0;padding:5px;"> <br> <i><font style="color:#000;font-size:18px;text-shadow:-1px 0 #080, 0 1px #080, 0px 0 #000, 0 -0px #000;">AltaVista</font></i>. Индексирование в этой системе осуществляется при помощи робота. При этом робот имеет следующие приоритеты: <br> <ul> <li><br> слова содержащиеся в теге <title> имеют высший приоритет; ключевые фразы в <Meta> тэгах; <br> <li><br> ключевые фразы, находящиеся в начале странички; <br> <li><br> ключевые фразы в ALT - ссылках <br> <li><br> ключевые фразы по количеству вхождений\присутствия слов\фраз; <br> </ul> <br> Если тэгов на странице нет, использует первые 30 слов, которые индексирует и показывает вместо описания (tag description) <br> <br> <i><b>Yahoo</b></i>. Данная система появилась в Сети одной из первых, и сегодня Yahoo сотрудничает со многими производителями средств информационного поиска, а на различных ее серверах используется различное программное обеспечение. Язык Yahoo достаточно прост: все слова следует вводить через пробел, они соединяются связкой AND либо OR. При выдаче не указывается степень соответствия документа запросу, а только подчеркиваются слова из запроса, которые встретились в документе. При этом не производится нормализация лексики и не проводится анализ на "общие" слова. Хорошие результаты поиска получаются только тогда, когда пользователь знает, что в базе данных Yahoo информация есть наверняка. Ранжирование производится по числу терминов запроса в документе. Yahoo относится к классу простых традиционных систем с ограниченными возможностями поиска. <br> </p> <i><font style="color:#000;font-size:18px;text-shadow:-1px 0 #080, 0 1px #080, 0px 0 #000, 0 -0px #000;">OpenText</font></i>. Информационная система OpenText представляет собой самый коммерциализированный информационный продукт в Сети. Все описания больше похожи на рекламу, чем на информативное руководство по работе. Система позволяет провести поиск с использованием логических коннекторов, однако размер запроса ограничен тремя терминами или фразами. В данном случае речь идет о расширенном поиске. При выдаче результатов сообщается степень соответствия документа запросу и размер документа. Система позволяет также улучшить результаты поиска в стиле традиционного булевого поиска. OpenText можно было бы отнести к разряду традиционных <a href="/amda/%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82+%D1%81%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5a/main.html">информационно-поисковых систем</a>, если бы не механизм ранжирования. <p style="border:1px solid #0A0;padding:5px;"> <br> <i><font style="color:#000;font-size:18px;text-shadow:-1px 0 #080, 0 1px #080, 0px 0 #000, 0 -0px #000;">Infoseek</font></i>. В этой системе индекс создает робот, но он индексирует не весь сайт, а только указанную страницу. При этом робот имеет такие приоритеты: <br> <ul> <li><br> слова в заголовке <title> имеют наивысший приоритет; <br> <li><br> слова в теге keywords, description и частота вхождений\повторений в самом тексте; <br> <li><br> при повторении одинаковых слов рядом выбрасывает из индекса <br> <li><br> Допускает до 1024 символов для тега keywords, 200 символов для тэга description; <br> <li><br> Если тэги не использовались, индексирует первые 200 слов на странице и использует как описание; <br> </ul> <br> Система Infoseek обладает довольно развитым информационно-поисковым языком, позволяющим не просто указывать, какие термины должны встречаться в документах, но и своеобразно взвешивать их. Достигается это при помощи специальных знаков "+" - термин обязан быть в документе, и "-" - термин должен отсутствовать в документе. Кроме этого, Infoseek позволяет проводить то, что называется контекстным поиском. Это значит, что используя специальную форму запроса, можно потребовать последовательной совместной встречаемости слов. Также можно указать, что некоторые слова должны совместно встречаться не только в одном документе, а даже в отдельном параграфе или заголовке. Имеется возможность указания ключевых фраз, представляющих собой единое целое, вплоть до порядка слов. Ранжирование при выдаче осуществляется по числу терминов запроса в документе, по числу фраз запроса за вычетом общих слов. Все эти факторы используются как вложенные процедуры. Подводя краткое резюме, <a href="/amda/%D0%9A+%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%B5+%D0%B8+%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8+%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9+%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B+%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B+%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%88%D0%BB%D0%B8%2C+%D1%87%D1%82%D0%BE+%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F+%22%D0%BD%D0%B5+%D0%BE%D1%82+%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D0%B9+%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8%22.+%D0%9D%D0%B5+%D1%81%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%82%2C+%D1%87%D1%82%D0%BE+%D1%88%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8%D1%8F+%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%2C+%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE+%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82%D1%8Ca/main.html">можно сказать</a>, что Infoseek относится к традиционным системам с элементом взвешивания терминов при поиске. <br> </p> <i><b>WAIS</b></i>. WAIS является одной из наиболее изощренных поисковых систем Internet. В ней не реализованы лишь поиск по нечетким множествам и вероятностный поиск. В отличие от многих поисковых машин, система позволяет строить не только вложенные булевые запросы, считать формальную релевантность по различным мерам близости, взвешивать термины запроса и документа, но и осуществлять коррекцию запроса по релевантности. Система также позволяет использовать усечения терминов, разбиение документов на поля и ведение распределенных индексов. Не случайно именно эта система была выбрана в качестве основной поисковой машины для реализации энциклопедии "Британика" на Internet. <p style="border:1px solid #0A0;padding:5px;"> <h4>3. Поисковые роботы</h4> <br> За последние годы Всемирная паутина стала настолько популярной, что сейчас Интернет является одним из основных средств публикации информации. Когда размер Сети вырос из нескольких серверов и небольшого числа документов до огромных пределов, стало ясно, что ручная навигация по значительной части структуры гипертекстовых ссылок больше не представляется возможной, не говоря уже об эффективном методе исследования ресурсов. <br> <br> Эта проблема побудила исследователей Интернет на проведение экспериментов с автоматизированной навигацией по Сети, названной "роботами". Веб-робот - это программа, которая перемещается по гипертекстовой структуре Сети, запрашивает документ и рекурсивно возвращает все документы, на которые данный документ ссылается. Эти программы также иногда называют "пауками", " странниками", или "червями" и эти названия, возможно, более привлекательны, однако, могут ввести в заблуждение, поскольку термин "паук" и "странник" создает ложное представление, что робот сам перемещается, а термин "червь" мог бы подразумевать, что робот еще и размножается подобно интернетовскому вирусу-червю. В <a href="/amda/%D0%A1%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0+%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9+%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%2C+%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F+%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9+%D0%B2%D1%8B%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B0+%D0%B8+%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9+%D0%BE+%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%3B+%D0%B2%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B0%D0%B5%D1%82+%D0%BA%D0%B0%D0%BA+%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C+%D0%BF%D0%BE+%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8Ea/main.html">действительности</a>, роботы реализованы как простая программная система, которая запрашивает информацию из удаленных участков Интернет, используя стандартные cетевые протоколы. <br> <br> <font style="color:#000;font-size:18px;text-shadow:-1px 0 #080, 0 1px #080, 0px 0 #000, 0 -0px #000;"> Использование поисковых роботов</font> <br> <br> Роботы могут использоваться для выполнения множества полезных задач, таких как статистический анализ, обслуживание гипертекстов, исследования ресурсов или зазеркаливания страниц. Рассмотрим эти задачи подробнее. <br> <br> <font style="color:#000;font-size:18px;text-shadow:-1px 0 #080, 0 1px #080, 0px 0 #000, 0 -0px #000;"> 1. Статистический Анализ</font> <br> <br> Первый робот был создан для того, чтобы обнаружить и посчитать количество веб-серверов в Сети. Другие статистические вычисления могут включать среднее число документов, приходящихся на один сервер в Сети, пропорции определенных типов файлов на сервере, средний размер страницы, степень связанности ссылок и т.д. <br> </p> <font style="color:#000;font-size:18px;text-shadow:-1px 0 #080, 0 1px #080, 0px 0 #000, 0 -0px #000;"> 2. Обслуживание гипертекстов</font> <p style="border:1px solid #0A0;padding:5px;"> <br> Одной из главных трудностей в поддержании гипертекстовой структуры является то, что ссылки на другие страницы могут становиться "мертвыми ссылками" в случае, когда страница переносится на другой сервер или совсем удаляется. На сегодняшний день не существует общего механизма, который смог бы уведомить обслуживающий персонал сервера, на котором содержится документ с ссылками на подобную страницу, о том, что она изменилась или вообще удалена. Некоторые серверы, например, CERN HTTPD, будут регистрировать неудачные запросы, вызванные мертвыми ссылками наряду с рекомендацией относительно страницы, где обнаружена мертвая ссылка, предусматривая что данная проблема будет решаться вручную. Это не очень практично, и в действительности <a href="/amda/%D0%AD%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0+%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8+%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2+%D0%B2+%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BC+%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B2%D0%B5a/main.html">авторы документов обнаруживают</a>, что их документы содержат мертвые ссылки лишь тогда, когда их извещают непосредственно, или, что бывает очень редко, когда пользователь сам уведомляет их по электронной почте. <br> <br> Робот типа MOMSPIDER, который проверяет ссылки, может помочь автору документа в обнаружении подобных мертвых ссылок, и также может помогать в обслуживании гипертекстовой структуры. Также роботы могут помочь в поддержании содержания и самой структуры, проверяя соответствующий HTML-документ, его соответствие принятым правилам, регулярные модернизации, и т.д., но это обычно не используется. Возможно, данные функциональные возможности должны были бы быть встроены при написании окружающей среды HTML-документа, поскольку эти проверки могут повторяться в тех случаях, когда документ изменяется, и любые проблемы при этом могут быть решены немедленно. <br> <br> <font style="color:#000;font-size:18px;text-shadow:-1px 0 #080, 0 1px #080, 0px 0 #000, 0 -0px #000;"> 3. Исследование ресурсов</font> <br> </p> Возможно, наиболее захватывающее применение роботов - использование их при исследовании ресурсов. Там, где люди не могут справиться с огромным количеством информации, довольно возможность переложить всю работу на компьютер выглядит довольно привлекательно. Существует несколько роботов, которые собирают информацию в большей части Интернет и передают полученные результаты базе данных. Это означает, что пользователь, который ранее полагался исключительно на ручную навигацию в Сети, теперь может объединить поиск с просмотром страниц для нахождения нужной ему информации. Даже если база данных не содержит именно того, что ему нужно, велика вероятность того, что в результате этого поиска будет найдено немало ссылок на страницы, которые, <a href="/amda/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0+%C2%AB%D0%91%D1%8B%D1%82%D1%8C+%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%C2%BBa/main.html">в свою очередь</a>, могут ссылаться на предмет его поиска. <p style="border:1px solid #0A0;padding:5px;"> <br> Второе преимущество состоит в том, что эти базы данных могут автоматически обновляться за определенный период времени так, чтобы мертвые ссылки в базе данных были обнаружены и удалены, в отличие от обслуживания документов вручную, когда проверка часто является спонтанной и не полной. Использование роботов для исследования ресурсов будет обсуждаться ниже. <br> <h2><span>Средства разработки <span>Web</span><span> сайтов</span></h2></span> <br> <br> Средства разработки состоят из среды разработки и языка разработки.<br> <br> <ol> <ol> <li><br> <b>Язык разметки HTML.</b><br> </ol> </ol> <br> (Это основной инструмент разработки Web сайтов).<br> <br> <u><b>Язык разметки </b></u><u><b>HTML</b></u> – это система команд, основная задача которой – представление текстовых и мультимедийных элементов Web страницы в наиболее благоприятной для восприятия форме.<br> <br> (Первую часть определения можно отнести к любому языку разметки). В дополнение к командам разметки в язык HTML были добавлены команды для работы с гиперссылками.<br> <br> <u>Язык </u><u>HTML</u><u> позволяет</u>: <br> <ol> <li><br> Разместить элементы Web страницы в удобной для восприятия форме:<br> <ul> <li><br> Установить тип текстовых фрагментов, их стиль.<br> <li><br> Использовать в составе Web станицы элементы сложного форматирования (таблицы, списки и так далее).<br> </ul> </ol> <br> <br> <ol start=2> <li><br> Определять предназначение Web страницы в целом, отдельные ее свойства (кодировка, сроки использования); параметры взаимоотношения данной Web страницы с другими Web документами (наследование).<br> </ol> <br> <br> <br> <ol start=3> <li><br> Поддерживать интерактивное взаимодействие с Web сайтом (это реализуется с помощью форм).<br> </ol> <br> <br> <br> <ol start=4> <li><br> Переходить к другим Web документам посредством гиперссылок.<br> </ol> <br> </p> <b> С чего начинается HTML</b> <p style="border:1px solid #0A0;padding:5px;"> <br> Для того, чтобы текстовый файл превратился в HTML-файл, поменять его расширение с ".txt" на ".html" недостаточно. Надо соблюсти "правило первой строки": <br> <br> Каждый HTML-документ, отвечающий спецификации HTML какой-либо версии, обязан начинаться со строки декларации версии HTML <b>!DOCTYPE</b>, которая обычно выглядит так: <br> <br> <span lang="en-us">EN"> <br> <br> Эта строка поможет браузеру определить, как правильно интерпретировать данный документ. В данном случае мы говорим браузеру, что HTML соответствует международной спецификации версии 3.2, которая хоть и не отличается новизной, но, в отличие от более поздних версий, является полноценным, широко распространенным стандартом без каких-либо неопределенностей. Как видно из примера, самый короткий html-документ состоит буквально из одной строки. <br> <br> <br> На самом деле одной строкой дело не обходится. После объявления версии и типа документа необходимо обозначить его начало и конец. Это делается с помощью тега-контейнера <HTML>. Необходимо отметить, что любой HTML-документ открывется тегом <HTML> и им же закрывается. <br> <br> Затем, между тегами <HTML> и </HTML> следует разместить заголовок и тело документа. Вот и все! Начало положено – вы получили прекрасную заготовку. Вот как должен выглядеть ваш базовый HTML-файл перед началом работы: <br> <br> <br>   <b>Правильный пример самого короткого HTML-документа:</b><br> <br>      <br> <br> <br> <HTML><br>     <HEAD><br>     <TITLE>Заголовок документа
       

    Текст документа