litceysel.ru
добавить свой файл
1 2 ... 5 6

Избирательная комиссия Свердловской области


Межтерриториальный центр повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов при Алапаевской городской территориальной избирательной комиссии

РАСТИМ ГРАЖДАНИНА


Сборник материалов из опыта работы педагогов учреждений общего образования

Алапаевск

2011


«Растим гражданина» Сборник материалов из опыта работы педагогов учреждений общего образования. - Алапаевск, - 2011. - 95 с.


Сборник адресован педагогам учреждений общего образования, председателям территориальных избирательных комиссий, организующим работу по повышению правовой культуры молодежи.

В сборник вошли творческие работы педагогов, отмеченные в различных номинациях на межтерриториальном конкурсе среди педагогов на лучший проект по формированию культуры сознательного избирателя, на лучшее методическое пособие по внедрению учебных программ, занятий по правовой культуре школьников, который проводился межтерриториальным Центром повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов при Алапаевской городской территориальной избирательной комиссии.

Социальный проект «Россия! Я твой гражданин!»


Солонинина Татьяна Александровна, учитель обществоведения МОУ СОШ №12, муниципальное образование город Алапаевск


Пояснительная записка

Как известно, воспитание гражданина своей страны – одно из условий возрождения нации. Гражданин России - человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения общества, защищающий свои права. Гражданственность, патриотизм – важнейшие чувства для каждого гражданина РФ, являющиеся базовыми ценностями самосознания. Воспитание их возможно через активное вовлечение молодого поколения в активную социальную деятельность


Сегодня среди молодых людей нарастает преступность, наблюдается размытость патриотических ценностей. Поэтому гражданско - патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений, ориентирующих на подготовку нас, учащихся, к тому, чтобы мы смогли стать ответственными, активно участвовали бы в политической жизни страны. Нужны активные меры, которые могли бы реально обеспечить становление гражданской позиции учащихся. Решить эту задачу сложно, но необходимо. Необходима система таких мероприятий, которые бы помогли обеспечить освоение необходимого опыта. Мы- учащиеся ИНО (исторического научного общества) МОУ СОШ №12 считаем, что это возможно сделать, если возродить в школах традиции прошлого.

Как известно, важнейшей вехой в формировании мировоззрения молодых людей является достижение ими 14-летнего возраста. Действительно, это время, когда человек получает паспорт гражданина РФ. Принято считать, что к этому времени учащиеся должны быть знакомы с государственным устройством РФ, основами Российского законодательства, знать свои права и обязанности, осознавать смысл и значимость своей деятельности как гражданина РФ. Однако, на практике получается совсем по - иному. Наши сверстники чаще всего знают свои права, но не знают и не выполняют свои обязанности, плохо знают государственную символику, часто уходят от ответственности.

В 14 лет подростки получают паспорт. Многие учащиеся из ИНО уже получили паспорт, но из опыта мы знаем, что, получая паспорт, некоторые не придают ему особого значения. Необходимо, чтобы такому важному событию уделялось больше внимания. И, на наш взгляд, в этом немалая роль принадлежит школе, которая может придать должную значимость такому важному событию как получение паспорта, внести ощутимый вклад в формирование гражданской личности, сочетающей в себе нравственную, правовую и политическую культуру.


Сценарий круглого стола – практикума «Паспорт гражданина – мой самый главный документ».


Цель:

Помочь учащимся осознать значимость получения паспорта, формировать умение анализировать нормативно-правовые акты государственного значения, представлять результаты своей деятельности.


1 этап

Учащиеся 7-8 классов (группы разновозрастные) получают заранее опережающее задание разбиться на 4 группы по 5 человек. Каждая группа получает заранее копию «Положения о Российском паспорте». Каждой группой руководит консультант из ИНО. Учащимся предлагается в группах законспектировать документ и найти в нем материал, касающийся их конкретного задания, сформулировать основные положения, выделить существенные факты. Выдаются правила работы с документом.


Правила работы с документом государственного значения в группе.


  • Внимательно прочитайте документ с целью ознакомления, детально изучите, проанализируйте структуру документа;

  • Разделите документ на основные части;

  • Сформулируйте основные мысли документа. Подумайте, какая система ценностей отражена в нем;

  • Подготовьте краткое изложение мыслей каждой части документа, обсудите;

  • Проговорите несколько раз текст, помогая друг другу акцентировать внимание на главных моментах;

  • Постройте аргументированный ответ группы, подготовьте презентацию, спрогнозируйте предполагаемые вопросы Вашей группе по документу.


2 этап.

Круглый стол-практикум (60 минут)

Учитель совместно с учащимися из ИНО актуализирует цель занятия, значимость вопроса, результаты анкетирования учащихся 8-х классов , представляет «Положение о Российском паспорте» (кратко), актуализируют значимость паспорта в жизни каждого человека, говорят о долге, ответственности. Кратко говорят о времени создания документа, исторической обстановке, в которой он создавался. (5 минут)



3 этап.

Каждой группе предоставляется возможность представить в творческой форме паспорт РФ (защита паспорта как результат опережающего задания, по 3 минуты каждой группе).


4 этап.

Организация работы в малых группах. Каждая группа разрабатывает свой вариант представления опережающего задания (вопросы по группам распределяются заранее: общие положения документа, замена и выдача паспорта, пользование паспортом, содержание паспорта, сроки действия паспорта и обязанности имеющего паспорт. Дается 3-4 минуты сориентироваться и затем каждая группа представляет свой результат работы с документом на Трибуне гласности. Каждой группе выдаются листы А4, возможно представление в схемах, таблицах, мультимедийная презентация, озвучивание цели и выводов обязательны (5 минут предоставляется каждой группе). Основными критериями оценивания также являются ясность, четкость, убедительность выступления и умение подтвердить свои выводы положениями из документа. Учащиеся задают вопросы по документу (4 минуты на все вопросы).


5 этап.

Учащимся предлагается выбрать от каждой группы своего представителя в группу ЕДИНСТВА, выдается лист А3, учащиеся должны представить итоговый мини – проект по результатам работы с документом (возможно оформление в форме таблицы, дается 7 минут). Остальным учащимся выдаются памятки, которые помогут проанализировать результаты их работы по следующим вопросам:


  • Достигнута ли цель Вашего мини-проекта;

  • Каковы плюсы и минусы работы с документом;

  • Понравилась ли атмосфера круглого стола-практикума;

  • Какой вклад внесла ваша группа и ты лично в общую работу;
  • Чему научились в ходе работы;


  • Что необходимо изменить в будущем;

  • Возможно ли такую форму работы сделать традицией в нашей школе.


6 этап.

Подведение итогов занятия (выступление учителя, учащихся из ИНО и представление результатов группы ЕДИНСТВА, 13 минут).


Литература.

1. Алексеев С.С. Государство. - Екатеринбург.-1999.

2. Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации.- М.- 1994

3. Конституция Российской Федерации. –М.-2010.

4. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание. Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. –М.: Дрофа, 2003.

5. Кашенкова О.В. Основы гражданских знаний. –М.: Дрофа.-1998.

6. Мушинский В.О. Азбука гражданина.-М.-1996.

7. Румынина В.В.Основы права. -М.-2007.

8. Положение о российском паспорте.

9. Певцова Е.А.Основы правовой культуры. -М.: Русское слово. 2005.

10.Соколов Я. В. Граждановедение. Пособие для учащихся 5-9 классов. Часть 1. Изд. 2-е. -Челябинск.- 1993.

11. Шабуров А.С. Право в нашей жизни. – Екатеринбург.-1999.


Деловая игра «Я — будущий избиратель» для учащихся 8-10 классов


Мишина М.С., учитель истории и обществознания МОУ СОШ №15, муниципальное образование город Алапаевск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Важнейшим условием развития общества является воспитание граждан, уважающих права и свободы личности, принимающих активное участие в жизни государства, своего родного города. Формирование у школьников активной гражданской позиции на основе знания своих гражданских прав и обязанностей - одна из важнейших задач школы.

Наиболее оптимальным для гражданского воспитания является подростковый возраст, как пора самоутверждения, активного формирования социальных интересов, жизненных идеалов.


Молодому поколению нужно помочь стать политически зоркими, активными, способными делать в жизни самостоятельный правильный выбор, проявлять собственную гражданскую инициативу и в дальнейшем эффективно управлять страной. Для современных подростков чрезвычайно важно осознание того, что конституционное положение о праве российских граждан участвовать «в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей» не только может быть, но и непременно должно быть ими умело реализовано.

Реализации данных задач способствуют внеклассные занятия по вопросам избирательного права, которые направлены па формирование знаний по избирательным процедурам, развитие умений анализировать предвыборные программы различных кандидатов, защищать свои избирательные права - все это необходимо будущим участникам демократических выборов, которые должны знать не только "Как голосовать", но и "За кого голосовать".

Предлагаю сценарий проведения деловой игры "Я - будущий избиратель".

Цель: Создание условий для приобретения старшеклассниками нового социального опыта, способствующего личностному развитию и социальной активности учащихся; повышение гражданско-политической компетентности учащихся старшего возраста.

Задачи:

1. Знакомство учащихся с основными этапами предвыборной кампании.

2. Развитие навыков оценки политической ситуации, принятие ответственности за свою гражданскую позицию.

3. Формирование интереса к актуальным проблемам, способствующим становлению Гражданина.

4. Способствовать процессу формирования личности ученика и развитию таких черт, как уверенность в своих знаниях, умение видеть главное в дискуссионном вопросе, владеть дальней перспективой рассматриваемого вопроса.

5. Воспитание толерантности.



Деловая игра «Я - будущий избиратель»

Учитель: Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Сегодня мы проведем урок - игру, где будем выбирать мэра для нашего города. Постарайтесь проявить свою активность, информированность, заинтересованность и ответственность.

Хочу представить наш многоуважаемый кворум:


  • Избирательная комиссия, которая будет подводить итоги голосования;

  • Наблюдатели за избирательным процессом (приглашенные учителя,
    гости);

  • Кандидаты и группы поддержки на выборах (учащиеся 10 класса);

  • Избиратели, следящие за ходом избирательного процесса, учащиеся 8-х
    классов.

Учитель читает выдержки из ст. 32 Конституции РФ: Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления...

Учитель: Каждый из вас является гражданином РФ и каждому из вас в будущем предстоит принимать участие в выборах.

Вопрос учащимся: С какого возраста вы имеете право принимать участие в выборах? - с 18 лет.

Учитель: Участие в выборах - это не просто важнейшее конституционное право, но и событие, требующее от участников политической ответственности за свои действия.

Цель нашего занятия — научиться грамотно пользоваться избирательным правом в будущем.

Сегодня мы выбираем мэра. И для этого предлагаем нашим кандидатам и их группам поддержки пройти ряд испытаний, т.е. принять участие в предвыборной гонке. Эти испытания позволят избирателям лучше узнать кандидатов и предлагаемые ими программы благоустройства общества. После этого состоится голосование, где избиратели смогут сделать свой выбор в пользу того или иного кандидата. После завершения голосования избирательная комиссия произведет подсчет голосов и подведет итоги выборов.


Но прежде попросим кандидатов представить себя и свои команды (представление команд).


1 этап «Избирательный глоссарий»

Учитель: Каждый избиратель должен быть политически грамотным, т.е. владеть специальной терминологией. Давайте проверим, насколько хорошо кандидаты и их группы поддержки владеют избирательным глоссарием.


Задание (слайд): Соберите из прямоугольников слова и дайте определение получившимся терминам



Референдум

Референдум - это непосредственное голосование избирателей по наиболее важным вопросам государственного, регионально или местного характера.

Электорат (от латинского: Е1ес1ог- избиратель)

Электорат - круг избирателей, голосующих за определенную партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах.

Наблюдатель

Наблюдатель - гражданин РФ, уполномоченный вести наблюдение за проведение голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения

результатов выборов, референдума, отзыва, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума, отзыва.

Избиратель

Избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, т.е. правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Бюллетень

Бюллетень избирательный - бланк особой формы, предназначенный и используемый для голосования на выборах или референдуме. Избирательные бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению и под наблюдением соответствующей избирательной комиссии и являются документами строгой отчетности, степень защиты которых определяется в порядке, устанавливаемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.


Критерии оценивания:

За каждый правильно найденный термин — один балл.

Развернутое определение термина - один балл.

Максимальное количество баллов - 10.

2 этап «В мире мудрых мыслей»

Учитель: Необходимость проведения демократических выборов доказывали многие видные политические деятели. Давайте обратимся к их высказываниям.

Задание: Раскройте смысл выражения (слайд)

1 команда:

А) Выборы - единственная гонка, в которой выигрывает большинство участников.

Л. Питер.

Б) Голосуй за человека, который обещает меньше всех, будешь меньше всех разочарован.

Барух.


2 команда:

А) Часто человека подстерегает неудача не в случае ошибочного выбора, а при отказе от возможности его сделать

Э. Севрус

Б) Избирательный бюллетень сильнее пули.

А. Линкольн

Критерии оценивания ( на слайде):


Критерий

Балл

1 . Смысл выражения раскрыт верно (точно использованы научные термины и понятия, присутствуют жизненные, исторические, литературные примеры)

3 балла

2. Присутствует собственная точка зрения

1 балл


3. Суждение является оригинальным

1 балл

3 этап «Ситуация»

Задание: Реши ситуацию (на карточках)

1 команда:

Голосование зависит от множества факторов: пола, возраста, партийной принадлежности, социального статуса, образования. Согласно опросам, молодежь участвует в выборах неохотно. Предложите свои варианты решения данной проблемы. Как реально можно добиться повышения избирательной активности молодежи в нашей стране?

2 команда:

Один из претендентов на власть объяснял избирателям, что всеобщего блага можно достичь, если подчинить себе соседние государства, добиться выхода к морям и тем самым улучшить условия торговли со всем миром. И за него многие проголосовали. Объясните мотивы голосования избирателей за такого политика. Расскажите о возможных последствиях его победы на выборах президента.

Критерии оценивания (па слайде):


Критерий

Балл

1. Найдено верное решение (точно использованы научные термины и понятия, присутствуют жизненные, исторические, литературные примеры)

3 балла

2. Присутствует собственная точка зрения


1 балл

3 . Суждение является оригинальным

1 балл

4 этап «Представление программ» (домашнее задание)

Задание: Представить собственную программу благоустройства общества.

Критерии оценивания (на слайде): содержательность, социальная значимость программы, новизна, умение отстоять собственную позицию, уровень сформированности коммуникативных умений и навыков, оригинальность, яркость выступления.

Максимальное количество - 5 баллов.

5 этап «Дебаты»

Учитель: Уважаемые кандидаты, избирательная комиссия, избиратели! Сейчас мы перейдем к самому серьезному испытанию для наших кандидатов: это ответы на вопросы избирателей, которых волнует будущее нашего города.

Именно от ваших ответов, уважаемые кандидаты зависит, как распределятся голоса на выборах мэра. Прошу задавать вопросы (учащиеся - избиратели задают вопросы)


Критерии оценивания (на слайде): умение отстоять собственную позицию, оригинальность ответов, уровень сформированности коммуникативных умений и навыков, умение вести дискуссию и т. д.

Максимальное количество - 5 баллов

Заключительный этап «Голосование»

Учитель: Каждый участник игры, наш избиратель, получает бюллетень для голосования. Просьба полностью при этом соблюдать все правила проведения выборов, где гарантируется тайное голосование. Наблюдателям занять необходимые места на пункте проведения выборов.

После проведения процедуры выборов в присутствии наблюдателей от избирательных штабов производится подсчет голосов.


Избирательная комиссия подводит итоги выборов, объявляет победителя.

Учитель проводит рефлексию учащихся.

Вопросы для размышления (на слайде):


  1. Что вам дало сегодняшнее занятие?

  2. До начала занятий я думал ... , а теперь думаю ...

  3. Над чем стоит серьезно задуматься уже сегодня?

  4. Воспользуетесь ли вы в будущем своим избирательным правом?

После подведения результатов выборов слово предоставляется мэру города.


Приложение 1. Избирательный бюллетень


Избирательный бюллетень для голосования на выборах

Главы МО г. Алапаевск

3 декабря 2010 года


Мудрых Никита Дмитриевич

Чигвинцев Евгений Алексеевич


Приложение 2. Оценочная таблица (заполняется избирательной комиссией для каждой команды в отдельности)


Этапы предвыборной гонки

Избирательный глоссарий (кол-во баллов)

В мире мудрых мыслей (кол-во баллов)

Ситуация (кол-во баллов)

Представление программ (кол-во баллов)

Дебаты (кол-во баллов)

Голосование (кол-во набранных голосов)


















Приложение 3. Критерии оценивания (для избирательной комиссии)

1 этап «Избирательный глоссарий»

Критерии оценивания:

За каждый правильно найденный термин - один балл.

Развернутое определение термина - один балл.

Максимальное количество баллов - 10.

2 этап «В мире мудрых мыслей»

Критерии оценивания:


Критерий

Балл

1. Смысл выражения раскрыт верно (точно использованы научные термины и понятия, присутствуют жизненные, исторические, литературные примеры)

3 балла

2. Присутствует собственная точка зрения

1 балл

3. Суждение является оригинальным

1 балл

3 этап «Ситуация»

Критерии оценивания:

Критерий


Балл

1. Найдено верное решение (точно использованы научные термины и понятия, присутствуют жизненные, исторические, литературные примеры)

3 балла

2. Присутствует собственная точка зрения

1 балл

3. Суждение является оригинальным

1 балл

4 этап «Представление программ» (домашнее задание)

Критерии оценивания: содержательность, социальная значимость программы, новизна, умение отстоять собственную позицию, уровень сформированности коммуникативных умений и навыков, оригинальность, яркость выступления.

Максимальное количество - 5 баллов.

5 этап «Дебаты»

Критерии оценивания: умение отстоять собственную позицию, оригинальность ответов, уровень сформированности коммуникативных умений и навыков, умение вести дискуссию и т. д.

Максимальное количество - 5 баллов

Заключительный этан «Голосование»

Избирательная комиссия производит подсчет голосов, подводит итоги выборов, объявляет победителя.


Приложение 4. Программы благоустройства общества, представленные кандидатами.

Мудрых Никита Дмитриевич (кандидат на пост мэра)

Здравствуйте, уважаемые члены избирательной комиссии и избиратели! Я родился 28 декабря 1993 года, в городе Каменск-Уральский в семье интеллигентов. Свою будущую карьеру хочу связать с политикой.


Припять участие в выборах меня, и мой штаб побудило стремление сделать жизнь нашего города лучше для таких групп населения как молодежь, пенсионеры, социально-незащищенные слои города. Оказание помощи муниципальных властей им необходимо.

Поэтому мы - инициативная группа «young people», которая поддержала меня на выборах, предлагаем следующую программу:


Особое внимание уделить молодежи:


  • Вернутся к действительно бесплатному образованию;

  • Принять более строгие законы за распространение наркотических
    средств, вплоть до пожизненного заключения;

  • Организовать досуг молодежи через развитие спорта,
    информационных технологий, расширение сети библиотек;

  • Открыть больше молодежных досуговых центров;

  • Улучшить состояние парков, скверов и аллей.


Оказывать реальную помощь социально-незащищенным группам населения:

  • Пожилым людям и инвалидам

  • Малоимущим гражданам

  • Многодетным семьям

  • Одиноким матерям



Чигвинцев Евгений Алексеевич (кандидат на пост мэра)

Родился в г. Нижний Тагил 5 ноября 1993 г. Веду активный образ жизни, закончил музыкальную школу по классу баян, увлекаюсь шахматами. Решил баллотироваться па пост мэра, так как считаю, что смогу принести пользу городу и поспособствовать его дальнейшему развитию в целом.

Думаю, что программа созданная инициативой группой «Креатив», принесет ощутимую пользу Алапаевску.

Главной задачей нашей группы является проект по строительству молодежного центра, в котором будут размещены клубы по интересам, а также будет возможность взять часть помещения в аренду каким-либо молодежным и общественным организациям.


  • В него также будет входить фитнес-центр, включающий в себя тренажерный, спортивный зал, бассейн.

  • Создание кинотеатра

А также в программу будет входить и благоустройство города:

  • Восстановление парковой зоны (посадка деревьев, очистка от мусора);

  • Строительство стоянок для машин;

  • Реконструкция дорожного полотна;

  • Озеленение города.



следующая страница >>