litceysel.ru
добавить свой файл
1
Пояснительная записка


Трудно переоценивать важность математики, математической образованности и математической культуры в современном мире. Вся современная наука пронизана математическими методами и математическими идеями. Математика – это феномен общемировой культуры, в ней отражена история развития человеческой мысли.

В любом случае, математика является фундаментом общего образования, что должно определять её роль и место в современной школе. Одним из средств развития интересов и творческих способностей является внеклассное мероприятие по математике.

Перед системой общеобразовательных школ поставлена задача подготовки учащегося нового типа, грамотного, образованного, не только знающего, но и умеющего. Такой человек не терпим к недостаткам и умеет найти способы их устранения, может рассчитать ожидаемый эффект и добиться результата. Целью реализации этой задачи в мы проводим внеклассные мероприятия «В гостях у математики». Для учащихся 5,6 классов – «Поле математических Чудес», а для учащихся 8 - 10 классов – «Путешествие в страну мыслителей»

Обычно распространенной формой внеклассной работы по математике в школе является проведение "Недели математики", которая проходит под девизом "Увлечь школьников математикой". Так появилась идея создания "Путешествие в страну мыслителей". По своей сути - это театрализованное представление, где регулярно собираются великие ученые, математики и физики, но не взрослые, а еще в детском возрасте, ведь большинство из них увлеклись математикой еще в детстве. И поскольку все это носит условный характер, в путешествие можно "приглашать" ученых, которые не являются современниками друг друга, например, Ломоносов и Лобачевский, Пифагор и Ньютон. Мероприятие включает в себя историко-биографические сведения, научный материал в доступной для детей форме, занимательные моменты и музыкальное оформление.

Мы постарались приблизить игру «Поле математических Чудес» к реальной обстановке. Вступительная музыка к игре уже завораживает ребят, и они окунаются в атмосферу телевизионной передачи, оказавшись участником «тройки» игроков. Формат игры включает задания, которые охватывают историю возникновения и развития математики, логические задачи, задания вычислительного характера. Содержание вопросов соответствует возрасту учащихся, доступно и интересно. Вопросы вызывают живой отклик.


Созданная презентация позволяет в динамики изложить необходимый материал, использовать всевозможные иллюстрации и звуковые эффекты, реализуя принцип наглядности и занимательности.

Игры учитывали возрастные, психофизические особенности детей среднего и старшего школьного возраста. Воспитательный потенциал мероприятия реализован в полном объеме. Итогом явилось желание детей расширить свой кругозор и предметные знания в области математики.

Игра «Поле математических Чудес»


Тема: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИКИ

Цель: Получить новую информацию по истории возникновения и развития математики.

Задачи: - повысить уровень общей математической культуры;

- развить познавательный интерес к предмету математика;

- усилить творческую активность учащихся

Оборудование: мультимедийные средства, презентация " Поле математических Чудес".

Х о д и г р ы

I. Выбор участников игры. Презентация (3 слайд)    

На доске записаны два уравнения: 4,7у – (2,5у+12,4) = 1,9; 3,5х – (2,3х – 3,8) = 4,28.

Первые девять учеников, правильно решившие уравнения, приглашаются для участия в игре «Поле математических Чудес».

II. Из 9 участников определяется первая «тройка». Презентация (4 слайд)    

Предлагается устно ответить на один из следующих вопросов:


  1. Витя Верхоглядкин отыскал правильную дробь, которая больше 1, но держит свое «открытие в секрете». Почему? (Такой дроби нет).

  2. Из железа выплавили три куба с ребрами 3, 4 и 5 дм. Потом их расплавили и выплавили один куб. Как вы думаете, чему равна длина его ребра? (6 дм. 33 + 43 + 53 = 63)
  3. Витя Верхоглядкин провел 11 диаметров окружности. Потом он подсчитал число проведенных радиусов и получил число 21. Правильный ли его ответ? (Нет.)


По результатам ответов определяется первая «тройка» участников.

Задание 1. Когда и кем были «заново» изобретены десятичные дроби? Презентация (5,6 слайды)     (Фламандским инженером и ученым Симоном Стевиным в середине XVI в.)

На доске зашифровано слово «Стевин» (буквы помогает открывать помощник учителя).

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ Презентация (7 слайд)    

Что означает латинское слово «градус»? («Ступень»; правильным можно считать ответ «шаг». Зашифровано слово «ступень».)

III. Вторая «тройка» определяется жеребьевкой: оставшиеся 6 участников вытаскивают жетоны. Те, кому выпали жетоны с цифрами 1, 2, 3, включаются во вторую «тройку». Презентация (8слайд)    

Задание 2. Кто изложил в России учение о десятичных дробях? Презентация (9,10 слайды)    

( Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 г. в учебнике математики «Арифметика, сиречь наука числительная».)

(На доске зашифровано слово «Магницкий».)

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ Презентация (11,12 слайды)    


В каком городе и когда стали впервые измерять углы в градусах?; (Более 3 тыс. лет назад в Вавилоне.)

(На доске зашифровано слово «Вавилон».)

IV. Третью «тройку» последние три участника из 9. Презентация (13,14 слайды)    

Задание 3. Как называется прибор, выполнявший все четыре арифметических действия, который был создан в 1673 г. немецким физиком и математиком Готфридом Вильгельмом Лейбницем? (Арифмометр.)

(На доске зашифровано слово «Арифмометр».)

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ Презентация (15 слайд)    

В долине, какой реки в Древнем Египте было сосредоточено земледелие? (Нил.)

(На доске зашифровано слово «Нил».)

ФИНАЛЬНАЯ ИГРА Презентация (16 слайд)    

Играют победители в «тройках». Если определились только два победителя или один, то в финальной игре принимают участие победители игры со зрителями.


Задание. Науку об измерении расстояний, площадей, объемов, свойств различных геометрических фигур греки называли геометрией. Что означает в переводе с греческого слово «геометрия». (Землемерие.) Презентация (17 слайд)    

Гео – земля, метрио – измеряю.

СУПЕРИГРА Презентация (18слайд)    

Вопрос. Как называется наука об измерении земли? (Геодезия.)

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ Презентация (19 слайд)    

Задание. При делении С на 7 получилось 5. Найдите число С. (41.)

(На обдумывание ответа дается 20 с.)

Подведение итогов. Награждение. Презентация (20 слайд)    




"Путешествие в страну мыслителей".

Цель: расширить кругозор и познавательный интерес учащихся

Задачи: развить мышление и быстроту реакции;

воспитывать внимание, взаимопонимание, толерантность.

Прожектор высвечивает двоих ведущих, уютно расположившихся в креслах на углу сцены. На ведущих - костюмы конца 19 века: у девочки длинная юбка, соответствующая прическа, у мальчика - фрак, галстук-бабочка.

1 ведущий: - Добрый вечер!

2 ведущий: - Здравствуйте!

1 ведущий: - Сегодня мы впервые приглашаем вас, путешествовать по стране мыслителей, кто любит математику, кто сумел открыть для себя ее красоту, кто ценит в ней величайшую полезность.

2 ведущий: - Наше путешествие необычное, в нем будут происходить удивительные события, встречаться люди разных поколений и разных времен, в разных научно – исследовательских институтах.

1 ведущий: - Давайте немного пофантазируем и заглянем в гостиную одного из домов прошлого века. Сегодня здесь собрались юные школьники.


2 ведущий: - Их привело сюда общее увлечение. Все они успели открыть для себя красоту математики, многие начали пробовать свои силы в творческих проектах.

(На сцене вспыхивает яркий свет, освещает интерьер 19 века, в разных местах - несколько школьников в костюмах представляемых героев, все они чем-то заняты, тихо беседуют, жестикулируют. Ведущие представляют присутствующих, каждый при этом встает, слегка кланяется).

1 ведущий: - Сегодня нас посетили: Николай Лобачевский, в будущем ректор Казанского университета. В двадцать два года Лобачевский стал профессором, деканом физико-математического факультета. А сейчас ему только двенадцать лет и он учащийся Казанской гимназии.

2 ведущий: - Рэне Декарт, в будущем выдающийся французский ученый. Он был разносторонним ученым: физиологом, физиком, математиком. Сейчас ему четырнадцать лет и он учащийся аристократического колледжа в Париже.

1 ведущий: - Исаак Ньютон - в будущем один из величайших ученых, математик и физик, член английской академии наук, профессор одного из старейших учебных заведений Англии - Кембриджского университета. Сейчас он учащийся средней школы в Греитеме, ему тринадцать лет.

2 ведущий: - Михаил Ломоносов - в будущем великий русский ученый, основатель и ректор Московского университета, член Российской Академии наук. А сейчас ему 18 лет, он только что появился в Москве и его никто не знает.

1 ведущий: - Эмми Нетер - в будущем самая крупная женщина-математик когда-либо существовавшая, профессор университета в Германии. Сейчас ей 13 лет, она учится в колледже.

2 ведущий: - А теперь давайте войдем, где уже властвует царица всех наук - математика. Прислушайтесь, здесь уже, кажется, закипает спор (звучит музыка).

Спор Ньютона с Лобачевским

Ньютон: - Чем это Вы заняты, Николай?

Лобачевский: - О! Увлекательная задача. Мне кажется, еще немного и я самостоятельно докажу теорему.


Ньютон: - О чем же?

Лобачевский: - О равенстве треугольников. Если три стороны одного треугольника равны трем сторонам другого, то эти треугольники равны. Смотрите.

(Из трех палочек разного цвета составляет два треугольника и накладывает их друг на друга).

Ньютон: - Очень интересно, но в вашем доказательстве есть недостатки.

Лобачевский: - Какие?

Ньютон: - Нельзя доверять только зрительному доказательству, на глаз! Зрение иногда обманывает нас. Вот смотрите: как вы думаете, какой из этих отрезков длиннее?

Они одинаковы! (При помощи циркуля демонстрирует равенство двух отрезков).

И еще пример:

Эта фигура кажется прямоугольником, на самом же деле это квадрат (демонстрирует циркулем).

И еще один обман зрения:

левый кружок кажется больше правого, а ведь они одинаковы.

1 ведущий: - Как сказал юный математик, он был близок к решению этой задачи, а вернее - к доказательству. Он впервые самостоятельно попробовал применить способ наложения для доказательства равенства фигур. Такой способ давно используется в математике, но Николай додумался до него сам.

Лобачевский: - Ну, хорошо, вы правы. А как быть с такой теоремой: "Сумма углов в треугольнике равна 180 градусам"?

Ньютон: - О! Это очень просто! Что еще имеет меру 180 градусов? Развернутый угол, верно? Смотрите! (Берет бумажный треугольник, отрывает два угла и складывает на магнитной доске угол 180 градусов). Вот и все!

Лобачевский: - Но вы же сами сказали, нельзя доверять зрению, оно обманывает. Значит, надо искать другое решение. Эта проблема не дает мне спать по ночам: должен же быть выход!

2 ведущий: - Талант юного Николая Лобачевского позволил ему самостоятельно доказать эту теорему тремя способами. Он использовал параллельные прямые. Эти прямые, которые никогда не пересекаются, так заинтересовали его, что им он посвятил большую часть своей научной деятельности. Он открыл новую эру математики - новую геометрию. Он назвал ее "Пангеометрия", а мы называем геометрией Лобачевского.


1 ведущий: - Простите, но мне кажется, что у нас появился новый гость, точнее гостья.

(Входит девочка в костюме гимназистки, волосы заплетены в косы).

Ковалевская: - Добрый вечер, господа! (все кланяются). Простите мою дерзость, но я слышала, что в ваше общество можно входить без приглашения.

Голоса: - Пожалуйста!

- Милости просим!

- Но кто вы? Что вас привело к нам?

1 ведущий: - Софья Ковалевская - в будущем первая русская женщина-математик, член-корреспондент Российской Академии наук, доцент Стокгольмского университета в Швеции, автор нескольких дерзких открытий.

Ковалевская: - Математикой я увлекаюсь с раннего детства. Когда мне было восемь лет, мою детскую комнату оклеили страницами математического журнала, потому что не хватило обоев. От долгого ежедневного созерцания внешний вид многих формул так и остался в моей памяти.

Декарт: - Это мило, но это все детство! Ну, а когда вы всерьез занялись математикой?

Ковалевская: - Совсем недавно. Наш сосед профессор Тырнов забыл у нас учебник физики. Тайком от строгой гувернантки я пробовала читать его, но там оказались непонятные слова "синус", "косинус", разные формулы. Я обратилась за помощью к своему учителю, но он сказал, что мне еще рано этим заниматься. Тогда я попыталась сама без учителя и учебника разобраться в формулах и разобралась. Математика оказалась такой красивой...

Лобачевский: - Правила нашего общества требуют, чтобы каждый новичок предложил какую-нибудь занимательную задачу или математическую шутку.

Ковалевская: - Ну, а теперь обещанная математическая игра. В одном английском парке для гуляющих устроили лабиринт. Специальный служитель заводит группу отдыхающих в центр лабиринта, а выйти из него они должны сами. Попробуйте!

(На магнитной доске закрепляется плакат с лабиринтом. Кто-нибудь из присутствующих пытается указкой показать путь из лабиринта. Не получается. После этого Софья открывает секрет: надо идти все время вдоль правой стены).


1 ведущий: - Ну, а теперь давайте обратим внимание еще на одного гостя. Он очень неловко чувствует себя . Да и костюм его говорит, что он прибыл откуда-то из провинции.

Ломоносов: - Из простых мужиков я, из поморов. В Архангельской губернии родился, у холодного северного моря. Грамоте у дьяка учился, псалтырь читал. А когда учебные книги сыскал, "Грамматику" да "Арифметику", очень к учению потянулся. Пешком в Москву пришел, с рыбным обозом. Учиться хочу.

Ньютон: - А сколько Вам лет? Не поздно ли Вам поступать в школу?

Ломоносов: - Восемнадцать мне. Да учиться никогда не поздно, было бы хотение! К математике любопытство имею. Математику уже затем учить стоит, что она ум в порядок приводит.

Ньютон: - А что вы нам предложите?

Ломоносов: - Да, я приглашаю наших учащихся совершить путешествие в «страну мыслителей»

За 4-5 секунд вокруг света,

Прямым сообщением без билета,

Всем доступно, всем бесплатно,

Веселое путешествие туда и обратно,

Любители сверхбыстрого движения,

Скорей сюда без промедления!

2 ведущий: Каждый из вас побывает в 4 городах этой страны, в последо­вательности, отраженной в путевом листе. А мэрии городов позна­комят команды с тем, чем они занимаются в своих НИИ.

Если ты любишь выполнять опыты, разгадывать головоломки, ребусы, придумывать научные проекты, то это путе­шествие - для тебя. Сигнал будет сообщать о начале и окончании путешествия по городу, а художники и журналисты будут вести фо­торепортажи на местах.

В добрый путь по Стране Мыслителей!

Команды 8, 9 и 10 классов «путешествуют» по четырем «городам страны», которые находятся в разных кабинетах школы. В начале игры командам разда­ют путевые листы, где указан их маршруг. На «экскурсию по городу» выделено по 10 минут, на переход из одного «юрода» в другой - 3 минуты. В каждом городе команды встречает мэрия города, которая знакомит участни­ков с историей «города» и предлагает выполнить какое-либо задание.


Итак, мы начинаем наше путешествие.

ГОРОД СМЕКАЛИСТЫХ

Далеко-далеко в одной стране Находчивости и Смекалки был город Солнца. Он находился в одном из живописнейших мест нашей Галактики. Город был залит солнечным светом, и в каждом окне отражались солнечные лучи, даря жителям этой страны радость и хорошее настроение. Солнце было для нас самым дорогим и люби­мым. Но своим хорошим настроением мы разозлили богиню Тьмы. И она решила послать на город проклятье, лишив жителей солнечного света, погрузив всю страну в непроглядную тьму, превратив дома в деревья с густыми кронами. И сказала: «Если кто-нибудь из смелых путешественников отгадает все мои загадки, покажет свою смекалку и ум, вот тогда все вернется на круги своя». И теперь, о великие путники, мы просим вас помочь вернуть нам Солнце, отгадав все ее загадки. Мы верим в вас. Задания (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)

ГОРОД ЧАРОДЕЕВ

Наш город - это большая обсерватория, в которой решаются задачи планетарного характера. Постоянно регистрируются науч­ные открытия, выдвигаются новые научные теории. Главной дос­топримечательностью города является наш научно-исследова­тельский институт чудес, НИИЧ. Сегодня сотрудники решают там задачи, связанные с сопротивлением материи при телепортации, с проблемой использования машины времени для исследования Все­ленной. Основная часть населения города занимается проблемой создания искусственного интеллекта, намного превышающего воз­можности человеческого мозга, с целью создания биороботов. Нам требуются умы, умеющие объяснять наблюдаемые явления, проис­ходящие вокруг. И может быть, за простым объяснением кроется важное открытие. Попробуйте объяснить с научной точки зрения данные эксперименты.

Командам показывают различные опыты, которые они должны объяснить. Опыты должны соответствовать изученному или изучаемому материалу по физи­ке. Предлагаем некоторые из них. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 2)

ГОРОД ЦРУ «ЭЛЕКТРОНУС № 1» «Дорогие школьники!!!


Приветствуют вас славные жители города ЦРУ «Электронус № 1». Как известно, наш город славится многими достопримеча­тельностями и замечательными горожанами. Но главная гордость нашего города - это университет альтернативных способов рас­крытия загадочных процессов и явлений имени старушки Марпл. Од­на из научных экспедиций нашего города находится сейчас в районе Урюпинска в поисках следов террориста № 1, другая ищет сокровища древних инков в Северном Ледовитом океане, а третья - когерентные волны на Марсе. Заявки поступают со всей Галактики, очередь расписана на несколько

десятков световых лет вперед. Поэтому мы заинтересованы в неординарных, творче­ских работниках. Предлагаем вам на 10 минут стать нашими со­трудниками и раскрыть одно из самых загадочных преступлений века! Нам известны лишь некоторые параметры. Ваша зада­ча - восстановить целостную картину происшествия».

Командам предлагают по 10 физических и математических терминов, с ис­пользованием которых должен быть составлен детективный рассказ. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 3)

ГОРОД ФАНТАЗИЯГРАД

Наш город - это город необычных проектов, в котором может работать любая установка, любой прибор. И хотя история знает мо­менты, когда мир был засыпан моделями вечных двигателей, что привело к запрету рассматривать подобные проекты, мы рассмотрим любой проект, который вы сможете защитить.

Команды должны предложить для защиты свой самый необычный проект и защитить его, доказав состоятельность предложенного.

Ведущий. Наше путешествие подходит к концу. Дорогие друзья еще не раз мы пригласим вас в наши НИИ.

В маршрут­ных листах у каждой команды стоят баллы, заработанные на этапах. Счетная комиссия подведет итог и объявит победителя.

До свидания, друзья! До новой встречи!