litceysel.ru
добавить свой файл
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа разработана на основе: Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.

Уровень рабочей программы – базовый.

Количество недельных часов – 1 ч. Количество часов в год – 35 ч.

Цели и задачи рабочей программы: Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;


  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения
    кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  • утвержденный приказом от 7 декабря 2005 г. № 302 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;


  • Мировая художественная культура. Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений. В 2-х частях. Ч.1./ Л.А.Рапацкая – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008. Допущено Министерством образования и науки РФ.

Требования к уровню подготовки учащихся:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  • устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

  • оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

  • осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе “языки” разных видов искусств);

  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

  • владеть основными формами публичных выступлений;

  • понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

  • определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

  • осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Критерии оценивания учащихся 10-11 классов


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (уд.)

2 (неуд.)

1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)

Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов


Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу


Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:

знать / понимать:

  • основные виды и жанры искусства;
  • изученные направления и стили мировой художественной культуры;


  • шедевры мировой художественной культуры;

  • особенности языка различных видов искусства.

уметь:

  • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

  • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

  • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

  • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • выбора путей своего культурного развития;

    • организации личного и коллективного досуга;

    • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

    • попыток самостоятельного художественного творчества.

Типовая государственная программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год. В соответствии с Учебным планом МОУ «Ломовская СОШ» на изучение предмета «МХК» в 10 классе выделено 1 час в неделю, 35 часов в год. Таким образом, в модифицированной программе сокращено (добавлено) изучение следующих тем: Изменения коснулись 3 раздела из него выделен 1 час на итоговое повторение, что не помешает, за счёт уплотнения, выдать все темы.




п\п

Наименование темы

Кол-во часов типовой программы

Кол-во часов модифицированной программы

1

Художественная культура Древнего и средневекового Востока

10

10


2

Художественная культура Европы: Становление христианской традиции

14

14

3

Раздел III.Духовно – нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (X – XVIII вв.)

11

10

4

Итоговое повторение

1

1


календарно-тематическое планирование

№ урока



Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки похождения



Примечание





Раздел I. Художественная культура Древнего и средневекового Востока (10 ч)












Тема 1.Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности (2)











Египетское изобразительное искусство и музыка.













Тема2. Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции (2)












Храмовое зодчество.












Тема3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений (2)












Изобразительное искусство и музыкальный театр Китая.












Тема4. Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой (2)












Японская поэзия и нетрадиционные виды искусства.










Тема5. Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты (2)












Иранская классическая поэзия и книжная миниатюра.













Раздел II.Художественная культура Европы: Становление христианской традиции (14 ч)












Тема 6.Античность: колыбель европейской художественной культуры (2)












Римская художественная культура.












Тема7. От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия (2)












Новый Завет.










Тема8. Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности (2)












«Пламенеющая готика» европейских соборов.












Тема9. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма (2)












Венецианская школа живописи: Паоло Веронезе, Тициан Вичеллио.












Тема 10.Северное Возрождение: в поисках правды о человеке (2)












Художественная культура Франции.










Тема11. Художественная культура XVII в.: многоголосие школ и стилей (2)













Художественная культура Италии и Франции XVII в. .












Тема 12.Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума (2)












«Венская классическая школа»













Раздел III.Духовно – нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (X – XVIII вв.) (10 ч)












Тема13. Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства (2)











Музыкальное искусство и литература Киевской Руси













Тема14. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты (2)












Новгородская живопись и музыкальное искусство.












Тема15. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля (2)












Храмовое искусство Московской Руси в XVI в.:












Тема16. Художественная культура XVII в.: смена духовных ориентиров (2)












Музыка и изобразительное искусство XVII в.:










Тема17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов (1)












Итоговое повторение (1)










содержание программы учебного предмета



Наименование тем



Содержание учебных тем


Тема 1.Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности (2)

Храмы Карнака и Луксор. Египетское изобразительное искусство и музыка.

Тема2. Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции (2)

Буддисткие храмы. Появление в Индии мировой религии – буддизма. Будда Ситхартха Гаутама.

Тема3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений (2)

Учение Лао – цзы и Конфуция. Великая китайская стена.Жанры китайской живописи. Шелкография.

Тема4. Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой (2)

Религия Синтоизм. Храмы древней Японии. Японская поэзия танка; икебана, чайная церемония,

Тема5. Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты (2)


«Коран»- главная книга религии ислам. Поэзия Фиордуси, Низами, Саади ,Омар Хаям.

Тема 6.Античность: колыбель европейской художественной культуры (2)

Архитектурные памятники и скульптура Древней Греции. Римская художественная культура.

Тема7. От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия (2)

Ветхий завет. Новозаветные заповеди любви. Притчи Иисуса. Нагорная проповедь.

Тема8. Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности (2)

Становление новых средств художественной выразительности, жанров и форм искусства. Пламенеющая готика» европейских соборов.

Тема9. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма (2)

Венецианская школа живописи: Паоло Веронезе, Тициан Вичеллио.

Тема 10.Северное Возрождение: в поисках правды о человеке (2)

Художественная культура Франции.

Тема11. Художественная культура XVII в.: многоголосие школ и стилей (2)

Художественная культура Италии и Франции XVII в. .

Тема 12.Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума (2)

«Венская классическая школа»

Тема13. Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства (2)

Музыкальное искусство и литература Киевской Руси


Тема14. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты (2)

Новгородская живопись и музыкальное искусство.

Тема15. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля (2)

Храмовое искусство Московской Руси в XVI в.:

Тема16. Художественная культура XVII в.: смена духовных ориентиров (2)

Музыка и изобразительное искусство XVII в.:

Тема17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов (1)




Итоговое повторение (1)






формы и средства контроля;

Тестирование, проведение контрольных работ, зачетов; написание сочинения (эссе), участие в конкурсах, выставках, олимпиадах, викторинах, фестивалях и др.

Итоговый контроль осуществить после прохождения всего учебного курса.