litceysel.ru
добавить свой файл
1


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 12»


Урок - мастерская.

Сборник материалов. Конспекты уроков




Нефтеюганск 2007


Сборник методических

материалов

подготовлен

Салиховой Г.С.,

учителем русского

языка

и литературы.


В пособии представлены материалы по организации и проведению урока-мастерской: описаны принципы построения урока, этапы работы, особенности отбора учебного содержания для мастерской, особенности организации деятельности учащихся, особенности организации деятельности мастера, характер результата мастерской, методы и приемы, используемые на основном этапе мастерской. Пособие сопровождено конспектами уроков.


Содержание

Пояснительная записка ……………………………………………..4

Урок- мастерская. Принципы мастерской………………………..5

Этапы организации работы в мастерской………………………..7

Особенности отбора учебного содержания для мастерской…....9

Особенности организации деятельности учащихся……………..9

Особенности организации деятельности мастера………………10

Достоинства урока-мастерской……………………………………11

Методы и приемы…………………………………………………...13

Конспекты уроков…………………………………………………..17


Пояснительная записка

Поиск нетрадиционных, нестандартных форм уроков, оптимальных приемов, методов преподавания, технологий, конечно же, связан с попыткой уйти от обыденности, «неинтересности». Непременным условием эффективности урока является прежде всего интерес к изучаемому со стороны учащихся. Это осознает каждый учитель.


Учитель, осознающий стоящие перед ним конкретно и перед современной школой задачи, в своем стремлении распутать клубок упомянутых проблем неизбежно сталкивается с целым рядом вопросов:

-Как сделать так, чтобы ученик сам осознал цель своей деятельности?


  • Как сделать так, чтобы мнение ученика было ценностно значимым?

  • Как организовать деятельность учеников, чтобы не один, а все имели бы возможность высказаться и захотели бы эту возможность осуществить?

  • Что позволит каждому реализовать свой творческий потенциал?

  • Как избавиться от негативного влияния оценок?

  • Как приблизить то, что происходит на уроке, к тому, чем живут дети за пределами школы.

Технология мастерских дает ответы на поставленные вопросы. Она развивает такие качества как субъектность, креативность, критичность мышления и рефлексивность, разрешает проблему мотивации познавательной деятельности. Также важно отметить, что на уроке-мастерской учащиеся в ходе собственной деятельности формулируют и ставят перед собой цели, поэтому эти цели оказываются личностно значимыми. Задача мастера и заключается в том, чтобы организовать такую деятельность, в ходе которой участники столкнулись бы с проблемой, и эта проблема осознавалось бы как важная, актуальная, поскольку только при этом условии можно рассчитывать на продуктивную деятельность учащихся, на их желание достичь поставленной (ими же) цели.


Урок - мастерская. Принципы мастерской

Мастерская - оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников (Г.К.Селевко. Современные образовательные технологии).

Мастерская - это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам. Эта технология была разработана педагогами французской группы «Новое образование» в 20-е годы XX века. В ее основу были положены идеи свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж.-Ж.Руссо, Л.Толстой, С.Френе, Дж.Дьюи), психологии гуманизма (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже, К.Роджерс).


Мастерская имеет свои принципы:

- знания не даются, а выстраиваются;


  • сотрудничество, сотворчество, совместный поиск;

  • отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства учеников;

  • процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;

  • творческая деятельность - безоценочная деятельность;

  • равенство всех участников процесса (мнение мастера не является единственно верным, оно - одно из многих)

  • нелинейность, непредсказуемость педагогического акта, присутствие элемента неопределенности, импровизации;

  • право каждого участника на ошибку, самостоятельное ее преодоление;

  • принцип рефлексивности (осознание пройденного пути).

Мастерская строится как цепочка заданий, способствующих построению знаний. Предлагаемые педагогом задания постепенно углубляют представления учащихся об объекте исследования. Одной из отличительных особенностей мастерской является чередование заданий деконструктивного и реконструктивного характера.

Деконструкция - разрушение имеющихся знаний, превращение материала в хаос, смешение явлений, слов, событий, ведущее к осознанию учеником неполноты, неточности своего прежнего знания. Реконструкция - построение нового знания с учетом проделанного знания и открытого на предыдущем этапе. Такая последовательность заданий поддерживает интерес, позволяет понять, что нет единственно возможной истины, что процесс познания бесконечен.

Кульминацией творческого процесса в ходе мастерской является «разрыв» (возможно не один, а несколько). «Разрыв» - это внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому.


Этапы организации работы в мастерской

1. Индукция.

Индуктор - прием, вводящий участников в проблемную ситуацию, вызывающий личностное отношение к предмету обсуждения, положительный эмоциональный настрой. Индуктор должен отвечать следующим требованиям:


- актуализировать личный опыт учащихся;

- быть оригинальным, неожиданным, эмоционально привлекательным;


  • предлагать выбор вариантов решения задачи;

  • иметь связь с основной идеей мастерской.

2. Цепочка заданий, продуманная педагогом так, чтобы постоянно углублять знания учащихся об исследуемом явлении. Каждое задание в этой цепи выполняется учащимися в 3 этапа.

Первый этап - самоконструкция.

Предлагается индивидуальное задание для определения участником своих реальных возможностей в рамках поставленной проблемы.

Второй этап - социоконструкция.

Групповое выполнение задания, которое предполагает выработку позиций по изучаемой проблеме. В процессе поиска каждый участник отстаивает свою позицию при общем решении проблемы.

Третий этап - социализация.

Общее обсуждение проблемы, защита позиций. Каждая группа представляет свою работу на обсуждение всего класса. Возникает дискуссия. Проявляется готовность к пересмотру своих суждений, к изменению образа действий в свете убедительных аргументов.


3. Разрыв.

Новое, неожиданно для человека возникшее видение предмета, явления, самого себя. Осознание несоответствия своего старого знания новому.

4. Афиширование.

Творческое оформление результатов групповой деятельности. Группа показывает все, на что способна при достижении изучаемой проблемы.

5. Рефлексия.

Результативность обучения многократно возрастает, если обучаемый осмысливает содержание собственной и коллективной деятельности. Участником внутренней рефлексии становится каждый сразу после выполнения первого задания, так как он оказывается в процессе осознания того, что он делает, почему и зачем, что объединяет его с другими участниками и чем отличается от других. Внешняя рефлексия организовывается педагогом в конце занятия. Участники отвечают на вопросы:


- Что нового вы узнали сегодня по теме мастерской?

- Что нового вы узнали о себе?


Особенности отбора учебного содержания для мастерской


  1. Отбор содержания осуществляется не только в соответствии с темой занятия, но и с учетом основной идеи мастерской, соответствующей замыслу автора.

  2. Неожиданность материала для данного предмета (сказка на математике, рисование на литературе, драматизация на биологии и т. д.)

  3. Использование неадаптированных текстов (критические статьи,
    журнальные, газетные и т.д.).

  4. Избыточность материала (обилие информации создает ощущение
    незавершенности познания, неисчерпаемости темы).

  5. Предъявление материала в своей целостности, а потом переход к деталям,
    элементам, освещающим тему мастерской.

  6. Разнообразие заданий по формам и видам работы (рисование, лепка,
    составление текстов и др.)

  7. Обязательное обращение к личному опыту учащихся.



Особенности организации деятельности учащихся

  1. Творческая, поисковая, исследовательская деятельность.

  2. Групповая форма учебного взаимодействия.

  3. Право на собственное мнение, право на ошибку, право высказаться и быть услышанным.

  4. Самостоятельность и свобода выбора на всех этапах работы.

  5. Допустимость ситуации незавершенности поиска ответов и решений.



Особенности организации деятельности мастера

  1. Специфика деятельности мастера не в объяснении материала, а в
    предъявлении заданий, ориентирующих учащихся на самостоятельную
    деятельность по построению нового знания, созданию творческого продукта.
  2. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера как авторитета на всех этапах мастерской. Мастер не ставит вопросы и не отвечает на них. Задача его состоит в некоторой фиксации достигнутого участниками.


  3. Поддержка, поощрение самостоятельности и инициативы учащихся.

  4. Создание доброжелательной атмосферы. Отсутстствие отметок и оценочных суждений.

  5. Сотворчество мастера и ученика.

  6. Организация диалога, в котором каждый ученик имеет право на
    собственное мнение.

  7. Обеспечение сотрудничества учащихся в группе (каждый имеет право
    высказаться и должен уметь слушать другого).

Характер результата мастерской

Результат в мастерской проявляется как внешний, так и внутренний.

Внешний результат - творческая работа обобщающего и рефлексивного характера, которая может быть представлена в разных формах: рисунки, схемы, ответы на свои вопросы, возникшие в ходе мастерской, символы, тексты, собственные варианты названия мастерской и т. д.

Внутренний результат - знакомство с основными понятиями темы, осознание личностной значимости темы мастерской, эмоциональное переживание и формирование ценностных отношений, новые вопросы, требующие размышления, углубления в тему.

Выделим главные, на наш взгляд, достоинства урока-мастерской.

  1. Субъект-субъекные отношения между учителем и учеником.

  2. Учащиеся добывают знания, учитель помогает им, предлагая задания, и ведет вместе с ними поиск.

  3. Успешно разрешается проблема мотивации познавательной деятельности (через «индуктор», необычные и неожиданные задания, которые в свою очередь носят деконструктивный и реконструктивный характер и мн.др.)

4. Проблема, связанная с пассивностью учащихся на большей части обычного урока, успешно разрешается. Все учащиеся являются активными участниками учебного процесса, поскольку чередуются индивидуальная и групповая формы деятельности. Этап индивидуальной работы порождает ответственность, внимательность. Групповая форма рождает взаимную ответственность, формирует интерес к работе товарищей, дает возможность делиться мыслями друг с другом. На уроке мастерской учащиеся получают возможность высказаться перед своими товарищами в 10 раз больше, чем в обычных условиях (установлено, что при традиционном обучении ученик говорит в среднем 0-2 минуты в день).


5. Позволяет осуществлять связь содержания урока с миром, в котором живут дети. Тема урока вписывается в целостную картину мира. Т.о., главная цель современного образования - не знания по определенной теме, а знания, вписанные в систему общих представлений и знаний о мире - является приоритетной на каждом уроке-мастерской.


  1. Создание комфортных условий для развития личностных, индивидуальных качеств ребенка, формирования положительной Я-концепции.

  2. Создание благоприятных условий для развития творческого потенциала каждого ребенка.

  3. Снимается проблема «негативизма оценки». В школьной практике
    традиционного обучения нормы оценивания основываются на подсчете недостатков. На уроке-мастерской оценка не является средством принуждения, психологического давления учителя на ученика. Учителя- практики отмечают, что на уроке-мастерской нужно либо ставить всем «5», либо не оценивать вообще.



Методы и приемы, используемые на основном этапе мастерской

Ниже представлена часть методов и приемов, наиболее часто используемых на мастерских для организации поисковой и творческой деятельности учащихся.

1. Метод символического видения, который заключается в отыскании или
построении учеником связей между объектом и его символом. Мастер
предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и
изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме.

2. Метод сравнения версий. Он предполагает сравнение собственного
варианта решения проблемы с культурно- историческими аналогами,
которые формулировали великие ученые, философы и т. д. Сравнение
происходит после того, как ученики уже предложили свой способ решения.

3. Метод смысловых ассоциаций. Цель метода: актуализировать содержание

подсознания, пробудить чувства, ощущения, помочь ученику соотнести

предлагаемый для ознакомления материал со своим внутренним «я».
Последовательность действий: 1) учащимся предлагается записать к
заданному слову ассоциативный ряд слов (выполняя задание, ученик
воссоздает свое смысловое, семантическое поле данных слов); 2)
предлагается задание, связанное с осмыслением данного потока ассоциаций.
Например: 1) используя записанные слова, дайте определение исходному
слову-понятию; 2) выберите из этого потока ключевое для вас слово; 3)
соедините два любых слова из двух соседних столбиков и, используя
полученное словосочетание в качестве заголовка, напишите текст-
миниатюру и т.д.

4. Метод «Если бы». Ученикам предлагается составить описание или
нарисовать картину того, что произойдет, если в мире что-то изменится.

5. Метод «ключевых слов». Этот метод помогает учащимся актуализировать
смыслы при работе с текстом. Учащимся предлагается текст, из которого они
должны выписать ключевые слова (ключевые с точки зрения ученика).
Каждое ключевое слово, выбранное учеником, является своеобразным
сгустком смыслов данного текста. Ученик актуализирует значимый для него
смысл и делится своим пониманием текста с другими.

6. Метод самостоятельного конструирования определений понятий.
Формирование новых понятий начинается с актуализации уже имеющихся у
детей представлений и их словесного оформления. После того как состоялось
сопоставление и обсуждение предложенных учениками версий, предлагается

художественный текст, где используется данное слово. Учащиеся заново формулируют определения, теперь уже ориентируясь на контекст, в рамках которого функционирует слово. Затем мастер при необходимости может предложить разные варианты определений, которые зафиксированы в словарях, учебниках, справочниках. Разные формулировки остаются в тетрадях учеников как условие их личностного самоопределения в отношении изучаемого понятия.


  1. Метод эвристического исследования. Выбирается объект исследования (природный, культурный, научный, словесный или иной). Учащимся предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: 1) цель исследования; 2) план работы; 3) факты об объекте; 4) опыты; 5) новые факты; 6) возникшие факты и проблемы; 7) версии ответов; 8)рефлексивные суждения.

  2. Метод конструирования вопросов. Он предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту. Последовательность работы:

1) предъявление объекта изучения; 2) индивидуальное конструирование вопросов каждым участником мастерской; 3) озвучивание вопросов в группе; 4) фиксация всех вопросов на общем листочке; 4) обмен листочками между группами; 5) экспертиза и коррекция предложенных другой группой вопросов (отбор «качественных» с точки зрения содержания и формы); 6)выступления экспертов: взаимный анализ и оценка качества составленных вопросов; 7) отбор вопросов; 8) отбор вопросов для последующей работы по построению новых знаний.

9. Метод смыслового видения. Цель данного метода - расширить
представление учащихся о каком-то объекте исследования: от
узкопредметного до общефилософского, сменить акценты смыслового
видения. Структура метода: - учащиеся выполняют привычные для них
действия; - мастер ставит перед участниками вопрос, который носит
неожиданный, пародоксальный характер (с узкопредметной точки зрения)
характер и переводит учащихся в сферу общефилософских категорий. В
результате участники переживают состояние разрыва, что служит импульсом
к дальнейшему поиску.

10. Метод вживания. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри. Рождающиеся при этом мысли, чувства и есть эвристический образовательный продукт ученика, который может быть выражен им в словесной форме, знаковой, двигательной, музыкальной или художественно-изобразительной форме. Например: «Представьте, что вы - цветок. Что вы видите, слышите, чувствуете?»


  1. Метод образного видения. Он предполагает постановку заданий, ориентирующих учащихся на попытку эмоционально-образного видения и изображения объекта. Например: «нарисуйте счастье»; «дорисуйте картину по открывшемуся вам фрагменту» и т.д.

  2. Прием «Чтение с пометками». Он предполагает «живой» диалог с автором текста, возможно полемику по поводу авторского видения проблемы. Суть приема: учащиеся читают текст, делая на полях по ходу чтения различные пометки, например: «+» - согласен; «-» - не согласен; «?» - есть вопросы, непонятно; «!» это интересно; «?!» - надо подумать и т.д.

  3. Прием «Толстый и тонкий вопрос». Он направлен на формирование умения задаваться вопросами по поводу прочитанного текста. Учащимся предлагается составить и записать вопросы, которые у них возникли по ходу чтения, после чего они обсуждвют составленные вопросы в группе и выбирают среди них «толстые» (т.е. такие, которые требуют размышлений, важные, существенные для понимания данного текста) и «тонкие» (вопросы, требующие однозначного ответа «да» - «нет» или простого привлечения фактов). Каждая группа представляет свой набор «толстых» вопросов всему классу. Таким образом формируется мотивационная основа и программа дальнейшей работы над текстом (на основе вопросов, составленных самими учениками, а не заданных извне учителем)

14. Прием «Закончи предложение». Его цель - организовать диалог
участника мастерской с авторитетным мнением. Мастер предлагает
вниманию участников начало предложения (из художественного,
критического, научного текста, связанного с идеей мастерской) и просит
закончить предложение. Каждый ученик создает свой вариант, затем
знакомится с версиями других учеников. Только после того, как состоялось
знакомство со всеми предложенными вариантами, мастер предлагает

авторский вариант. На заключительном этапе проводится рефлексия.



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 12»


«Остановись, прекрасное мгновенье...»

Урок- мастерская по анализу стихотворения Ф.И.Тютчева «Как неожиданно и ярко».

.


.


г. Нефтеюганск

2006 г.

Тема: «Остановись, прекрасное мгновенье…»

( Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Как неожиданно и ярко»)

Целевое назначение:

- помочь увидеть особенности пейзажной лирики Ф.И.Тютчева;

- формировать навыки анализа лирического стихотворения;

- воспитывать ценностное отношение к жизни, каждому ее мгновению.

Ход урока

1. Индуктор.

На доске записываю словосочетание прекрасное мгновение. Предлагаю учащимся записать все свои ассоциации, возникшие в связи с написанным на доске.

Деятельность учащихся

1 Самоконструкция: каждый из учащихся на листочке создает ассоциативный ряд, начинающийся с понятия «прекрасное мгновение».

2. Социоконструкция: учащиеся делятся в группе тем, что они наработали. Происходит обсуждение, дополнение ассоциативных рядов,

3. Социализация: каждая группа (1 человек от группы) представляет в классе работу группы. (полный, доработанный ассоциативный ряд).

2. Знакомство со стихотворением Ф.И.Тютчева «Как неожиданно и ярко…»

- Стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся, очень тесно связано с понятием «прекрасное мгновение». Это стихотворение Ф.И. Тютчева «Как неожиданно и ярко» (записываем тему урока)

Чтение стихотворения учителем. Учащиеся следят по тексту.

3. Задание: нарисуйте картину, возникшую в вашем воображении при чтении стихотворения.


Деятельность учащихся

1 . Самоконструкция: каждый ученик создает свой рисунок

2. Социоконструкция: каждый демонстрирует свой рисунок в группе, после чего группа создает коллективный рисунок или выбирает один из числа уже созданных.

3.Социализация: представитель от каждой группы демонстрируют рисунок, созданный группой. Рисунки вывешиваются на доске.

3. Задания группам.

Задание для группы 1:

1) выпишите ключевые слова (образы), помогающие автору создать великолепную картину природы;

2) определите значения слов нега, очи, торжество.

3) ответьте на вопрос: «Что чувствовал поэт, воссоздавая пейзажную зарисовку?»

Для группы 2:

1) определите, слова каких частей речи преобладают в стихотворении;

2) охарактеризуйте эпитеты;

3) охарактеризуйте глаголы (определить значение слов вонзила, воздвиглась, изнемогла; обратить внимание на вид, наклонение и время встречающихся в стихотворении глаголов).

Для группы 3:

1) выпишите слова и словосочетания, так или иначе относящиеся к категории времени;

2) порассуждайте на тему: «Что такое мгновенье? Много это или мало».

Деятельность учащихся

1)Социоконструкция: учащиеся распределяют задания между участниками группы, обсуждают каждое выполненное задание.

2)Социализация: представитель от каждой группы демонстрирует результаты коллективного труда. Происходит обсуждение в классе. Учащиеся от других групп могут задавать вопросы, уточнять, вступать в дискуссию.

4.Задания (по группам)

Для 1 группы:

- сравните 1 и 2 строфы стихотворения и сделайте наблюдения над особенностями синтаксического строя стихотворения и пунктуации.

Деятельность учащихся

Социоконструкция (наблюдения над тем, какие предложения представлены в 1 и 2строфе стихотворения: по строению, по цели высказывания, по эмоциональной окраске и т.д.)



Для группы 2:

- сделайте наблюдения над фонетическими особенностями стихотворения (какие звуки превалируют в стихотворении, и как это способствует передаче мыслей и чувств автора).

Социоконструкция

Для группы 3:

1) определите размер стихотворения, способ рифмовки;

2) сделайте наблюдения над особенностями ритмического строя стихотворения.

Социоконструкция


5.Задание.

-Обратимся к заключительным строкам стихотворения. Вчитайтесь в них и попробуйте предположить, какой мыслью завершает поэт стихотворение.

Самоконструкция.

Социоконструкция. (явление природы сопоставляется с чувствами и душевным состоянием человека, с его судьбой)

Социализация

6.Слово учителя (ввожу понятие)

Сравнение в форме сопоставления получило в литературоведении название «параллелизм» (определение записывают в тетради)

7. Разрыв.

Задание: выразите свое отношение к проблеме, ответив на вопросы:

- Что есть жизнь?

- Для чего живет человек, если все, чем живет и дышит человек, «уйдет всецело»?

Самоконструкция.

Социоконструкция.

Социализация

8. Афиширование

Задание: создайте текст на тему: «Мир глазами Ф.И.Тютчева».

Самоконструкция

Социоконструкция

Социализация

9. Рефлексия.

- Что нового вы узнали по теме мастерской?

- Что нового вы узнали о себе и о мире?


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 12»


«А счастье было так возможно…»

Мастерская обобщающего характера по повести И. С. Тургенева «Ася»






Нефтеюганск 2006


Тема: «А счастье было так возможно…»

Заключительный урок по повести И.С.Тургенева «Ася»

Целевое назначение:

- помочь учащимся осознать собственное понимание счастья в контексте изучения повести «Ася»;

- рассмотреть категорию счастья, возможность или невозможность его через призму позиций героев, литературных критиков и самих учащихся;

- способствовать формированию ответственного отношения за собственную судьбу и счастье.


Предисловие

На вводном уроке по изучению повести «Ася» в 8 классе в целях выявления читательского восприятия произведения учащимся было предложено написать небольшое сочинение-рассуждение на тему: «Мое отношение к героям повести «Ася». Любопытным является тот факт, что в подавляющем большинстве работ отразилось негативное отношение к героине повести. Главный герой повести (он же и повествователь), господин Н.Н., в творческих работах восьмиклассников получил более благосклонные характеристики, в ряде работ поведение героя в сцене свидания одобрялось, называлось как «правильное». Приведу некоторые выдержки из сочинений восьмиклассников.

«В целом повесть мне не очень понравилась. Связано это с тем, что героиня повести Ася показалась мне очень странной. Как бы я ни пыталась ее понять, у меня ничего не получается. Почему она вначале все «чудачила»? Почему она, сама же назначив свидание, убежала, не дав возможности бедному Н.Н. собраться с мыслями?»

«Я не могу сказать, что кто-либо из героев чем-то мне понравился или показался интересным. Я увидел в Гагине умного, порядочного человека. Но если говорить о чувствах, которые он вызывает во мне, то этим чувством будет жалость. Гагин был вынужден волею обстоятельств взять на себя заботы о сестре, с которою ему было нелегко, поскольку она была взбалмошной. На мой взгляд, господин Н.Н. сделал правильно, не связав судьбу с Асей. Он не был бы с ней счастлив».


Познакомившись с работами учащихся, я решила обратиться к сочинениям лишь на заключительном уроке, предоставив ребятам возможность самим проанализировать свое первоначальное прочтение повести в свете новых знаний, полученных в ходе анализа произведения. Так возникла идея создания мастерской, посвященной мировоззренческим проблемам: «Что есть счастье?», «Является ли человек кузнецом своего счастья?» Мастерская была проведена как заключительный урок по изучению повести «Ася».


Ход мастерской

Задание 1. Индуктор. Предлагаю учащимся нарисовать счастье. Ничего абсолютно не комментирую, к сказанному ничего не добавляю.

1) Самоконструкция.

Все учащиеся включаются в работу. Неожиданное для урока литературы задание вызывает, как правило, недоумение, которое в скором времени сменяется увлеченным поиском необходимых образов для создания рисунка.

2) Социализация.

Афиширование: учащимся предлагается развесить свои рисунки в классе (на доске, на стенах).


Задание 2.

Предлагаю познакомиться с рисунками других участников мастерской, найти по их содержанию единомышленников и объединиться в группы для того чтобы проанализировать, обсудить и обобщить все увиденное.

1) Социоконструкция.

Учащиеся выявляют ключевые понятия и образы, которые в их сознании связаны с понятием «счастье».

2) Социализация.

Каждая группа представляет свою работу. На свободной половине доски ведутся записи, выявляются общие для всех участников представления о составляющих человеческого счастья. Учащиеся приходят к мнению, что при всех видимых различиях в понимании нами счастья очень много оказывается общего, одинакового для всех людей. Это поможет восьмиклассникам войти в мир чувств и переживаний героев повести и актуализировать личностно значимые вопросы.

Сообщается тема урока. Она звучит проблемно. Единого мнения не будет. Своеобразным итогом работы в мастерской станут найденные каждым участником аргументы в контексте произведения в пользу того или иного утверждения, обозначенного темой мастерской.


Задание 3. Деконструкция. Слово мастера.

Иногда люди на путях поиска счастья совершают ошибки, ищут не там или быть может не в то время, не в тех людях. Существует понятие «иллюзия счастья». Человек какое-то время живет с мыслью, что он абсолютно счастлив, но время расставляет свои акценты, и он начинает понимать, что счастье было ненастоящим, ложным. А может случиться и такое, что кто-то «откладывает» свое счастье на завтрашний день, а оно не ждет, покидает безвозвратно. Предлагаю найти в тексте приметы иллюзорного представления о счастье.


  1. Социоконструкция.

Работая в группе, учащиеся находят не одну, а несколько обманчивых ожиданий, представлений в сознании героев. Подобная работа увлекает учащихся, побуждает к поиску ответов на вопросы:

- В чем ошибаются герои? Почему им не дано предугадать, что
их ожидания несбыточны?

- Что думает по этому поводу автор?

2) Социализация.

Учащиеся определяют, что иллюзорные представления о любви, счастье, о перспективах своего будущего прежде всего характерны для господина Н.Н. Причем линия «иллюзия - разрушение иллюзии» прослеживается в повести очень четко: творцом иллюзий выступает двадцатипятилетний Н.Н., а разрушение их констатирует сам же г.Н.Н., но уже будучи человеком преклонных лет. Выявление авторской позиции у учащихся никаких затруднений не вызывает. Дискуссия возникает тогда, когда кто-то из учащихся пытается «проверить» на иллюзорность мечтания героини повести - Аси.

Задание 4. Предлагаю учащимся обратиться к кульминационной сцене произведения - сцене свидания, но на качественно новом уровне осмысления: сейчас каждый должен попытаться «вжиться» в образ и воспроизвести мысли и чувства, которые испытывают герои в момент свидания

1) Самоконструкция.

Каждый участник мастерской создает два мини-текста от первого

лица (позиции «я - Ася» и «я – господин Н.»). Подобная работа предполагает «прочувствование» эмоционального состояния героев и описания его с использованием оценочных суждений.


2) Социоконструкция.

Участники мастерской делятся своими впечатлениями и ощущениями, испытанными ими в роли Аси и Н.Н. Группа вырабатывает или отбирает из числа уже представленных мини- текстов 2 наиболее верно отражающих эмоциональное состояние героев.


  1. Социализация.

Выступления представителей групп. Общее обсуждение. Возможно возникновение дискуссии.

Задание 5. Предлагаю учащимся познакомиться с различными суждениями о героях повести, в том числе и известных литературных критиков (не сообщаю учащимся лишь то, что среди предложенных для рассмотрения отрывков есть и их собственные сочинения).

1) Самоконструкция.

Каждый, познакомившись с предложенными текстами, выбирает тот отрывок, который по содержанию близок его собственной концепции.

2) Социоконструкция.

Обсуждение в группе. Высказывается каждый, после чего группа вырабатывает совместную позицию.

3) Социализация.

Группы представляют вниманию класса свои наработки.

Задание 6. Афиширование.

В качестве итогового задания предлагаю ребятам выбрать необходимый им вариант формулировки темы мастерской и написать сочинение-рассуждение на данную тему. Это задание может быть домашним или классным (в зависимости от ситуации). Во втором случае нужно оговорить, что это может быть мини-сочинение. Самое главное, чтобы каждый участник мастерской изложил свои мысли аргументировано.


Рефлексия.

Участники мастерской делятся своими мыслями в классе, отвечая на поставленные вопросы:

  • Помогла ли вам мастерская по-новому взглянуть на проблематику произведения, в новом свете увидеть героев повести?

  • Какие открытия вы сделали для себя лично?

  • Что значит, по вашему мнению, быть счастливым? Что вы вкладываете в понятие «счастье»?

  • Как вы относитесь к утверждению: «Человек - кузнец своего счастья»?




Приложение

«Ася является в повести Тургенева восемнадцатилетней
девушкой; в ней кипят молодые силы, и кровь играет, и мысль
бегает; она на все смотрит с любопытством, но ни во что не
вглядывается; посмотрит и отвернется, и опять взглянет на что-
нибудь новое, она с жадностью ловит впечатления, и делает это
без всякой цели и совершенно бессознательно; сил много, но силы
эти бродят. На чем они сосредоточатся и что из этого выйдет, вот
вопрос, который начинает занимать читателя тотчас после первого
знакомства с этой своеобразной и прелестной фигурой...

Что же касается до тестообразного г.Н., то он поступил так замысловато и вследствие этого так глупо, как может поступить только существо, лишенное плоти и крови или одаренное весьма жалкою дозою крови плохого достоинства... У него все перепутано: чувство врывается в процессе мысли, мысль парализует чувство... это – ходячая теория, человеческая голова на курьих ножках, выжатый лимон без соку, без вкуса и без остроты».

Д.И.Писарев


«Все лица повести - люди из лучших между нами, очень образованные. Чрезвычайно гуманные, проникнутые благороднейшим образом мыслей...

...Вот человек (господин Н.), сердце которого открыто всем высоким чувствам, честность которого непоколебима, мысль которого приняла в себя все, за что наш век называется веком благородных стремлений. И что же делает этот человек? Он делает сцену, которой устыдился бы последний взяточник. Он чувствует самую сильную и чистую симпатию к девушке, которая любит его; он часа не может прожить, не видя этой девушки… Мы видим

Ромео, мы видим Джульетту, счастью которых ничто не мешает. И приближается минута, когда навеки решится их судьба, - для этого Ромео должен только сказать: «Я люблю тебя, любишь ли ты меня?» и Джульетта прошепчет: «Да…» И что же делает наш Ромео (так мы будем называть героя повести, фамилия которого не сообщена нам автором рассказа), явившись на свидание с Джульеттой? Он делает ей выговоры за то, что она его компрометирует! Что за нелепая жестокость? Что за низкая грубость? И этот человек, поступающий так подло, выставлялся благородным до сих пор... Таково было впечатление, произведенное на многих совершенно неожиданным оборотом отношений нашего Ромео к его Джульетте…»


Н.Г.Чернышевский


«… вы вините человека, - всмотритесь прежде, он ли в этом виноват, за что вы его вините, или виноваты обстоятельства и привычки общества, всмотритесь хорошенько, быть может, тут вовсе не вина его, а только беда его… Из того, что жестокая неприятность, которой подвергается Ася, приносит ему самому не пользу или удовольствие, а стыд перед самим собой… мы видим, что он попал не в вину, а в беду… Он не привык понимать ничего великого и живого, потому что слишком мелка и бездушна была его жизнь… Он робеет, он бессильно отступает от всего, на что нужна широкая решимость и благородный риск. Опять-таки потому, что жизнь приучила его только к бледной мелочности во всем… Чем он хуже других? Чем он хуже нас всех?»

Н.Г.Чернышевский. Русский человек на рандеву.


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 12»


«Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?»

Мастерская по анализу стихотворения М.Ю.Лермонтова «Пленный рыцарь»


Нефтеюганск 2005


Тема формулируется учащимися в ходе работы в мастерской

Целевое назначение:

- дать представление о теме узничества в лирике М.Ю.Лермонтова;

- раскрыть специфику образа пленника через вертикальное изображение пространства и ретроспективную организацию художественного времени в произведении;

- формировать навыки анализа лирического стихотворения;

- воспитывать в учащихся необходимость осмысления каждого явления жизни, осознания себя личностью, способной мыслить и уважать мнение других людей.

Словарная работа

Рыцарь - 1. В феодальной Европе: лицо, принадлежащее к военно-земледельческому сословию.

Забрало - в старинном вооружении: часть шлема, опускаемая на лицо для защиты от ударов.

Бойница - отверстие для стрельбы (в оборонительном сооружении, в стене).


Баллада - стихотворение особой формы, преимущественно на историческую, обычно легендарную тему.


Ход урока

1. Индуктор.

- Нарисуйте «неволю». Это может быть рисунок, знак или символ,
ассоциирующийся в вашем сознании с понятиями «несвобода»,
«тюрьма».

1) Самоконструкция (индивидуальное выполнение задания)

А теперь нарисуйте «волю». Вы можете дорисовать уже имеющуюся у вас картину или создать отдельный рисунок, знак или символ, ассоциативно связанный с понятиями «воля», «свобода».


  1. Самоконструкция.

  2. Социоконструкция (каждый участник группы комментирует в группе свою работу, группа выбирает одну из работ для представления всей аудитории).

  3. Социализация (каждая группа представляет свою работу вниманию всего класса; происходит коллективное обсуждение работ; выявляются сходные позиции и различия).

Рисунки вывешиваются на доске.

2. Мастер:

  • Попробуйте предположить, с какой темой будет связано наше занятие.

  • Да, с темой неволи, несвободы. Мы с вами обратимся к анализу стихотворения М.Ю.Лермонтова «Пленный рыцарь». Написано оно, как и стихотворение «Соседка», в 1840 году во время ареста поэта за дуэль с Э.Барантом. Тематически стихотворение «Пленный рыцарь» связано с более ранними стихотворениями тюремного цикла - «Желаньем», «Узником» (цитируются строки).

  • Записываем тему урока (возможные формулировки предлагают сами учащиеся)

3. Мастер:

- Прочитаем стихотворение (учитель или подготовленный ученик).
Вы, ребята, попытайтесь запомнить, какая картина рисовалась в
вашем воображении при знакомстве с произведением, а затем поделитесь своими впечатлениями, чувствами, вызванными строками стихотворения.

1) Самоконструкция.

2) Социоконструкция


3) Социализация.

4. Мастер:

- Выявите ключевые образы в тексте стихотворения. Попробуйте определить характер их взаимоотношений. Запишите их.

1) Социоконструкция.

2) Социализация (выявляются противопоставленные друг другу образы: темница-птица, земля-небо, прошлое-настоящее).

5. Группы получают задания.

1 группа: 1) выпишите из 1 и 2 строф стихотворения образы,
относящиеся в контексте стихотворения к лексемам «неволя» и
«свобода»;

2) выявите, какие изобразительные средства использует автор,
какой из них является ведущим;

3) дайте интерпретацию того, что чувствует лирический герой.

2 группа: 1) выпишите из строф 2,3,4 образы, распределяя их по
отнесенности их в контексте стихотворения к лексемам
«старина» и «ныне»;


  1. выявите изобразительные средства, используемые автором.

  2. дайте интерпретацию того, что испытывает лирический герой.

3 группа: 1) поработайте с 4 строфой стихотворения; попробуйте
увидеть образ, заключающий в себе главный смысл
произведения;

2) выявите изобразительное средство, используемое автором для
создания этого образа;

3) дайте интерпретацию того, какие чувства испытывает
лирический герой.

1) Социоконструкция.

2) Социализация.

Обобщения мастера.

6. Мастер:

- Давайте вновь обратимся к вашим рисункам. Отразилось ли в них
представление о свободе и несвободе, свойственное
мировосприятию поэта? Как вы думаете, почему?

Социализация.

7. Задание:

- сделайте наблюдения над строфикой стихотворения, способом
рифмовки, особенностями рифмы, которые определяют звучание
стиха.

1) Социоконструкция (работая в группе, учащиеся определяют размер стиха, способ рифмовки и т.д.)


2) Социализация (ответ на вопрос: «Как звучит стих?»).

8. Мастер:

- Обратимся к названию стихотворения. Что оно, на ваш взгляд,
заключает в себе? Чтобы ответить на поставленный вопрос,
постройте ассоциативные цепочки, начинающиеся словами

1) пленный, 2) рыцарь

1) Социоконструкция.

2) Социализация.

9. Мастер:

- Вчитаемся в строки заключительной строфы. Попробуйте дать
свою интерпретацию появляющемуся в последних двух стихах
мотиву смерти.


  1. Самоконструкция.

2) Социоконструкция.

3) Социализация.


10. Афиширование.

- Герой поэмы «Мцыри» в своем монологе-исповеди задает
вопрос: «для воли иль тюрьмы на этот свет родимся?». Как бы
вы ответили на этот вопрос после знакомства со стихотворением
«Пленный рыцарь»? Создайте текст.

1)Самоконструкция.

2)Социоконструкция.

3)Социализация.

11.Рефлексия.

- Что нового вы узнали по теме мастерской?

- Что нового вы узнали о мире, о себе?


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 12»


«Поэзия – эхо любви»

Любовная лирика А.С.Пушкина





Нефтеюганск 2007

Тема будет сформулирована в ходе урока

Цель:

  1. познакомить учащихся с поэтическими любовными посланиями А.С.Пушкина и их адресатами; помочь учащимся увидеть своеобразие любовной лирики А.С.Пушкина, которое заключается в необычайном уважении и восхищении любимой женщиной, ее личностью;
  2. развивать навыки анализа поэтического текста; развивать речь учащихся, умения презентовать свою работу;


  3. прививать интерес к творчеству Пушкина, воспитывать



Тип урока: урок-мастерская

Оборудование: портреты Н.Н.Гончаровой, А.П.Керн, М.Н.Раевской; аудиозапись романсов «Я помню чудное мгновенье» (М.Глинка), «Я вас любил»;

компьютер, проектор.

Эпиграфы к уроку:

Любви все возрасты покорны

Ее порывы благотворны…


А.С.Пушкин

Как поэт, он считал своим долгом быть влюбленным во всех

хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался. В сущности он обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел.

М.Н.Раевская


«Любовь у Пушкина – это не просто чувство человека,

но чувство человека-художника»


В.Г.Белинский

Ход урока

I. Индуктор.

На доске запись: Любовь, любовь, - гласит преданье…

Задание: продолжите, пожалуйста, поэтическую строчку (начало стихотворения Ф.И.Тютчева), выразив свои воззрения на предложенную тему. Это может быть прозаический или поэтический текст, ассоциативный ряд или рисунок, символ.

Самоконструкция

Социоконструкция

Социализация

II. Учитель предлагает учащимся сформулировать тему урока. Все предложенные варианты записываются на доске. Класс выбирает понравившийся вариант. Тема записывается в тетради. Учитель сообщает, что окончательный вариант формулировки темы учащиеся могут предложить много позже, в конце занятия.

Записываются 2 эпиграфа (1и2). Учитель просит учащихся оставить место для возможных вариантов эпиграфов.

III. Мастер: знакомство с пушкинскими стихами о любви предлагаю начать с небольшим по объему, но колоссальным по глубине мысли и чувства, выраженными в нем, шедевром «На холмах Грузии лежит ночная мгла»

Звучит звукозапись (читает Михаил Казаков). Учащиеся следят по тексту.


IY. Задания по анализу текста

Задание 1 (одинаковое для всех групп).

Опишите картину, которая возникла в вашем воображении после первоначального знакомства со стихотворением. Можете создать черновой вариант иллюстрации к стихотворению.

Самоконструкция

Социоконструкция Социализация

Мастер обобщает все сказанное участниками мастерской, вместе с ними выявляет общее в ответах.


Примерный ход рассуждения.

Стихотворение условно распадается на такие картинки: пейзаж (ночь, Грузия, холмы, шумливая горная река Арагва), на берегу реки он (лирический герой), переживающий разлуку с любимой (состояние лирического героя). Завершается произведение жизнеутверждающей нотой: «сердце вновь горит и любит – оттого, что не любить оно не может».

Учитель сообщает, что по внешним своим признакам произведение тяготеет к элегии. Вводит понятие «элегия».

Проблемный вопрос: является ли элегией данное произведение в полном смысле этого слова?


Задание 2.

Гоголь писал о лирике Пушкина: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, все просто…все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; все лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт..»

Л.Я.Гинзбург (исследовательница русской поэзии): от прозрачного элегического стиля Пушкин шел не к повышенной образности, а, напротив того, к «нагой простоте» (…) Лирическое слово зрелого Пушкина живет не изменением или замещением значений, но непрестанным их обогащением» (Л.Я.Гинзбург. О лирике. М. 1997. С.209)


Подтвердим слова Гоголя и Гинзбург.

Задание 1 группе: 1) найдите в данном стихотворении и охарактеризуйте семантические тропы (художественно-выразительные средства лексического яруса); 2) подумайте, являются ли обнаруженные вами тропы яркими, «интересными» в художественном отношении.



Задание 2 группе: 1) сделайте наблюдения над синтаксическими особенностями данного стихотворения (предложения односоставные или двусоставные, словами каких частей речи выражены подлежащие (субъекты); 2) найдите (если они есть) стилистические фигуры (синтаксические конструкции, делающие речь выразительной, экспрессивной).


Задание 3 группе: 1) определите размер, которым написано произведение, способ рифмовки, характер рифмы; 2) сделайте вывод о том, как звучит стих


Примерный ход рассуждения

1 группа.

Метафора «сердце горит» стертая, настолько привычная, что уже не замечается. Это как поэтическое клише. Маяковский в своей поэме «Облако в штанах» намеренно оживляет это клише, создавая развернутую зрительную метафору «пожар сердца», который приехали тушить пожарные.

«Лежит мгла» (строго говоря) тоже метафора, но не литературная, а языковая, и ничего необычного здесь нет. К примеру, «зима уходит», «пришла весна» - подобные выражения нами уже не мыслятся метафорами.

Необычным в стихотворении являются высказывание «Мне грустно и легко». Правила языка и логики требуют между наречиями «грустно» и «легко» не союз и, а союз но. Ведь эти слова скорее антонимы, чем синонимы. В той же строке логические правила еще раз нарушены – в выражении «печаль светла». Печаль должна темной, а не светлой. Перед нами оксюморон – троп, представляющий собой сочетание взаимоисключающих, противоречащих друг другу образов и понятий. Понятие записывается в тетради. Примеры: «Горячий снег» (Ю.Бондарев), «убогая роскошь наряда» (Некрасов)

Почему поэт выразил свои чувства с помощью оксюморона? Почему у Пушкина печаль светла?

Потому что источник этой печали – любовь, а любовь у Пушкина – жизнеутверждающее начало (обращение к эпиграфу, к словам Тургенева).

Выводы: нет в стихотворении ярких эпитетов и метафор. Поэт стремится к простоте и ясности.

2 группа.

В стихотворении преобладают двусоставные предложения. Подлежащие в предложении (субъекты действия): мгла, Арагва, печаль, сердце. Ни разу лирический герой не представлен как субъект. Говорится либо о явлениях природы, либо о чувствах, которые как бы независимы от воли «я». Пушкин не использует местоимение Я, что помогает ему изобразить чувство, неподвластное воле «я». Сердце мое, а не «я» горит и любит. Любовь – стихия.

Синтаксический параллелизм: печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою

Значимой в пушкинском тексте оказывается и граница между двумя последними строками. Правила языка требуют такого построения «И сердце вновь горит и любит, оттого что не любить оно не может». Но правила ритма требуют паузы после слова оттого, благодаря чему происходит смещение значения.

3 группа.

Стихотворение написано шести- и четырехстопным ямбом. Способ рифмовки перекрестный. Чередуются мужские и женские рифмы.

Стихотворение отличается необычайной мелодичностью.

Пушкин: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия».

Задание 3.

Стихотворение «На холмах Грузии» было напечатано с подзаголовком «Отрывок». Предлагаю вам убедиться в том, что перед нами, действительно, только отрывок, обратившись к черновой редакции стихотворения.

Задание группам: сопоставьте окончательный и черновой варианты стихотворения, поделитесь своими наблюдениями. Обратите внимание на временные и пространственные рамки, на появление местоимения «Я» и др. Запишите вопросы, которые возникли у вас после знакомства с черновой редакцией.

Примерный ход рассуждения

1. Неизменными оставались 2 строки:

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою…

- значит именно они составляют ядро стихотворения, именно в этих словах заключен главный смысл.

2. Изменено художественное пространство. Кавказ – Грузия, Арагва. Пространство сузилось, конкретизировалось.


3.Изменено и временное пространство. В черновом варианте присутствуют две временные категории: прошлое (Прошли за днями дни. Сокрылось много лет.) и настоящее (Мне грустно и легко). В окончательной редакции есть только настоящее.

4.Выводы: окончательная редакция стихотворения отличается большей конкретностью и точностью, сужены временные и пространственные рамки.

5. Возникают вопросы:

- Кому все – таки посвящено стихотворение?

- К кому обращается поэт со словами «бесценные созданья»?

- Почему отказался Пушкин от последней строфы?

Задание 4. (Обращение к статье учебника, с.139)

Адресат стихотворения точно не установлен. Полагают, что это была Наталья Николаевна Гончарова, которой незадолго до отъезда Пушкин сделал предложение. Некоторые исследователи считают, что, оказавшись на Кавказе, поэт вспомнил давнее свое увлечение – Марию Николаевну Раевскую.

Действительно, пожалуй, не так важно, кому конкретно посвящено стихотворение, важен общий нравственный смысл. В чем он, по-вашему, заключен?

Примерный ход рассуждения

Любовь, по Пушкину, - источник новых переживаний и вдохновений. Поэт запечатлел психологическую правду любовных переживаний. Женщина для поэта – источник красоты и гармонии. В любовных стихах Пушкина образ любимой женщины лишен конкретности, лишен индивидуальных черт. Любимая женщина, по Пушкину, - это всегда «гений чистой красоты»

Обращение к эпиграфам.

Учебное исследование «Ты, кого назвать не смею…» (Пушкин и Мария Раевская) (подготовленный ученик)

Учебное исследование «Я помню чудное мгновенье…» (Пушкин и А.П.Керн) (подготовленный ученик)

Любовь поистине творит чудеса, ведь иначе как чудом назвать шедевр «Я помню чудное мгновенье» нельзя. Спустя 15 лет это чудо породило чудо музыкальное. Композитор Михаил Глинка создает романс на стихи Пушкина, будучи влюбленным в дочь А.П.Керн –Екатерину Ермолаевну. «Так мать и дочь вошли в бессмертие гением Пушкина и Глинки.


Звучит романс «Я помню чудное мгновенье…» (композитор М.Глинка)

Учебное исследование «Чистейшей прелести чистейший образец…» (Пушкин и Н.Н.Гончарова)

Y. Афиширование

Задание группам: создайте текст на тему: «Своеобразие любовной лирики А.С.Пушкина»

Рефлексия

- Какой нравственный урок вы вынесли, познакомившись со стихами А.С.Пушкина о любви?


Приложение 1

На холмах Грузии лежит ночная мгла,

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой... Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит -оттого,

Что не любить оно не может.

1829

Первая черновая редакция

Все тихо — на Кавказ идет ночная мгла,

Восходят звезды надо мною.

Мне грустно и легко — печаль моя светла,

Печаль моя полна тобою —

Тобой, одной тобой — унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит оттого,

Что не любить оно не может.

Прошли за днями дни. Сокрылось много лет.

Где вы, бесценные созданья?

Иные далеко, иных уж в мире нет,

Со мной одни воспоминанья.

Я твой по-прежнему, тебя люблю я вновь

И без надежд и без желаний.

Как пламень жертвенный, чиста моя любовь

И нежность девственных мечтаний.


Приложение 2

«Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, все просто...все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; все лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт..»


Н.В.Гоголь

«От прозрачного элегического стиля Пушкин шел не к повышенной образности, а, напротив того, к «нагой простоте» (...) Лирическое слово зрелого Пушкина живет не изменением или замещением значений, но непрестанным их обогащением»

Л.Я.Гинзбург. О лирике. М. 1997. С.209.

«Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь - мелодия»

А.С.Пушкин

«В окончательной редакции не только (...) почти вовсе нет поэтических фигур и тропов (ни одного сравнения, всего одна-две метафоры: лежит мгла, сердце горит), но все оно написано самыми простыми, обыкновенными, употребляющимися в обычной разговорной речи словами. Среди них есть ряд слов, хорошо известных нам по циклу безнадежных сентиментальных, пессимистических(...) стихотворений Пушкина 1826-1828 годов: печаль, грусть, унынье. Но нет слов: тоска, скука. Да и элегический настрой стихотворения не заключает в себе на этот раз ничего тяжелого, угнетающего. Наоборот, поэту «грустно и легко», в его унынье нет ничего мучающего, тревожащего: печаль его светла».

Д.Д.Благой. Творческий путь Пушкина (1826-1830). 1967

«У всякого истинно русского человека. А Пушкин был чисто русским человеком, находится в душе чисто народная и возвышенная черта, заключающаяся в той святой деликатности духа, которая делает все наши сильные ощущения столь немногоречивыми, сдержанными и как будто робкими (...) Сказанной чертой характера Пушкин обладал в высшей степени: оттого так велик и славен, оттого поэзия его, богатая тихим интимным колоритом, будет веселить русское сердце и в отдаленные от нас годы»

А.В.Дружинин. Статья «А.С.Пушкин и последнее издание его сочинений»