litceysel.ru 1 2 3

К 55-ЛЕТИЮ БАЙКОНУРА

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ БАЙКОНУРА

(По материалам книги В.В. Порошкова «Ракетно-космический подвиг Байконура)

СОЗДАНИЕ БАЙКОНУРА (НИИП-5 МО)


Космодром Байконур родился в ходе холодной войны и гонки вооружений, когда правительство СССР лихорадочно искало противовес ядерной угрозе Соединенных Штатов Америки, исходящей с их территории и с их многочисленных баз, окружающих Советский Союз вдоль его границ. Имея разведывательные данные о подготовке в США планов ядерной бомбардировки советских городов и уничтожения Советского Союза и памятуя уроки второй мировой войны, советские руководители решили, что третью мировую войну можно предотвратить, только создав адекватную угрозу территории Соединенных Штатов. Такую угрозу могли создать только межконтинентальные ракеты, так как авиация, в силу удаленности и изолированности территории США, не могла быть эффективной и была уязвимой от средств ПВО. Межконтинентальные ракеты были выбраны также потому, что США еще раньше начали разработку межконтинентальных ракет (проекты МХ-774, МХ-1593 (1946, 1951 г.г.), впоследствии проект «Атлас»). Создание межконтинентальных ракет в Советском Союзе было поручено трем головным организациям. Межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) Р-7 (8К71) создавало Опытное конструкторское Бюро (ОКБ) №1 Министерства оборонной промышленности (МОП), главный конструктор Сергей Павлович Королёв (стартовый вес МБР 260 т, скорость выведения ГЧ 6,5 км/с, максимальная высота полёта 800-1200 км, дальность 8,2 тыс. км). Межконтинентальную крылатую ракету (МКР) «Буря» (Ла-350) создавало ОКБ-301 Министерства авиационной промышленности (МАП), главный конструктор Семён Алексеевич Лавочкин (стартовая масса 96 т, скорость 3М, примерно 1 км/с, высота полёта 17,5-25 км, дальность 8 тыс. км). Другую межконтинентальную крылатую ракету «Буран» М-40 создавало ОКБ-23 МАП, генеральный конструктор Владимир Михайлович Мясищев (стартовая масса 125 т, скорость 3М, высота полёта 18,2 км, дальность 8,5 тыс. км).

Для отработки новых невиданных ранее ракет нужен был новый полигон. Выбором места для нового полигона и вопросами его строительства и оснащения занимались на самом высоком государственном уровне. Для испытаний этих трех ракет Постановлением Совета Министров СССР от 17 марта 1954 года Министерства обороны, среднего машиностроения, оборонной промышленности, авиационной промышленности и радиотехнической промышленности обязывались произвести к 1 января 1955 года выбор полигона и к 1 марта 1955 года доложить правительству свои предложения. Были организованы рекогносцировочные комиссии для тщательного выбора места размещения объектов полигона. К размещению полигона предъявлялись весьма жесткие и порой противоречивые требования. Полигон должен был иметь испытательную трассу полета ракеты длиной 8000 км, расположенную на территории Советского Союза с двумя полями падения для отделяющейся первой ступени и для головной части (ГЧ). Вблизи трассы не должно быть крупных населенных пунктов, на случай аварийных ситуаций. Отчуждение земельных участков для сооружений полигона не должно наносить существенного ущерба народному хозяйству. Должна быть обеспечена секретность подготовки и работы средств полигона. Должны быть условия для размещения людей и инфраструктура. Были обследованы несколько возможных мест размещения полигона. Вопросами выбора места для размещения нового полигона занимались такие столпы Министерства обороны и военно-промышленного комплекса как: зам. председателя Совмина СССР министр среднего машиностроения Малышев Вячеслав Александрович, первые заместители министра обороны Маршалы Советского Союза Жуков Георгий Константинович и Василевский Александр Михайлович, министр авиационной промышленности Дементьев Пётр Васильевич, первый заместитель министра оборонной промышленности Домрачёв Александр Васильевич, министр радиопромышленности Калмыков Валерий Дмитриевич.

Рассмотрев материалы работы рекогносцировочных комиссий, вышеуказанные лица 4 февраля 1955 года подписали и представили в правительство докладную записку, в которой в частности говорилось следующее. «Учитывая соображения главных конструкторов о порядке отработки указанных ракет, а также большую стоимость создания в малоосвоенном районе в течение одного – полутора лет трёх больших стартовых комплексов, считаем необходимым: отработку и пуски ракеты Р-7 в 1956 году начать на новом Казалинском полигоне, экспедиционным порядком, осуществив в 1955 году строительство минимально необходимых сооружений на стартовой и технических позициях, подъездных железных и шоссейных дорог и прочее, общей стоимостью 100 млн. рублей. Потребность в электроэнергии будет обеспечена электропоездами, а в жилье вагонами и палатками». В докладной записке также предлагалось первый этап отработки других ракет проводить с территории ГЦП Капустин Яр в район озера Балхаш на сокращенную дальность. Но ракетам «Буря» и «Буран», так и не суждено было появиться на Байконуре. Испытания ракеты «Буря» были прекращены на ГЦП в декабре 1960 г. после 17 пусков (начаты с 1 июля 1957 г.). Программа «Буран» была закрыта решением правительства в ноябре 1957 года перед началом ЛКИ на ГЦП. Главная причина – успешные испытания МБР Р-7 на новом полигоне и её преимущества перед крылатыми ракетами в преодолении ПВО противника.


12 февраля 1955 года вышло правительственное постановление о создании нового полигона, который назывался в разное время по-разному: Научно-исследовательский испытательный полигон №5 Министерства обороны, Казалинский полигон, полигон Тюра-Там, Южный полигон, Государственный испытательный космодром №5, но наиболее известен, как космодром Байконур. Вот текст рассекреченного постановления из особой папки «Кремлёвского архива», ныне архива Президента Российской Федерации.


Совершенно секретно

Особая папка

Постановление Совета Министров СССР №292-181 от 12 февраля 1955 г.

«О новом полигоне для Министерства Обороны СССР»



Совет Министров СССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Принять предложение т.т. Малышева, Жукова, Василевского, Дементьева, Домрачёва и Калмыкова:

а) о создании в 1955-1958 г.г. научно-исследовательского и испытательного полигона Министерства обороны СССР для летной отработки изделий Р-7, “Буря” и “Буран” с расположением:

  • головной части полигона в Кзыл-Ординской и Карагандинской областях Казахской СССР, в районе между Н. Казалинском и Джусалы;

  • района падения головных частей изделий в Камчатской области РСФСР, у мыса Озерной;

  • района падения первых ступеней изделий Р-7 на территории Акмолинской области Казахской СССР, в районе озера Тенгиз;

б) о проведении первого этапа отработки изделий «Буря» и «Буран» на сокращенную дальность с территории научно-испытательного полигона Министерства обороны СССР, из района Владимировка Астраханской области РСФСР в направлении на озеро Балхаш.

  1. Обязать т.т. Малышева, Сабурова и Жукова в трехнедельный срок представить в Совет Министров СССР мероприятия по обеспечению организации и строительства указанного полигона.


Председатель Совета Министров Союза СССР Н. Булганин


Управляющий Делами Совета Министров СССР А. Коробов

Для размещения стартового района полигона был выбран разъезд Тюра-Там (в казахской транскрипции Тюре-Там, на картах – Тюратам). Разъезд появился здесь в 1901 г. (при строительстве англичанами для царского правительства железной дороги Москва – Средняя Азия) из-за близости реки Сыр-Дарьи для обеспечения заправки паровозов водой. В начале строительства полигона на станции было три кирпичных станционных домика, водонапорная башня и несколько глинобитных домов работников станции и сменных паровозных бригад. Достоинство выбранного района – его пустынность, что обеспечивало минимальный ущерб народному хозяйству при отчуждении земель для полигона, безопасность и секретность проведения испытаний (ЦРУ США смогло обнаружить полигон только через два года после начала его работы). Другими достоинствами места размещения полигона были: наличие железнодорожной магистрали Москва-Ташкент, разобранной узкоколейки от Тюра-Тама к месту будущего старта и наличие большой реки. Одновременно пустынность местности являлась недостатком из-за отсутствия жилья, источников электроэнергии, сети дорог, связи и других достижений цивилизации. К тому же район являлся одним из трех мировых центров эпидемий (чумы и холеры). Недостатком, являлось и то, что не удалось вместить трассу длиной 8000 км в границах СССР, и при стрельбе на максимальную дальность необходимо было использовать как место падения ГЧ Тихий океан.

Главной задачей испытательного полигона является: в условиях близких к войсковой эксплуатации и реального полета изделия проверить соответствие фактических характеристик изделия заданным тактико-техническим требованиям заказчика, замыслам конструктора, а также соответствие технологии изготовления поставленным задачам. Если говорить просто, то задачей полигона является: научить ракету с ее полезной нагрузкой летать. Если сравнить испытания ракеты и самолета, то в роли бригады авиационных техников и инженеров выступает большой коллектив полигона, так как ракета и ее полезная нагрузка значительно более сложный и точный аппарат, к тому же автоматический, к тому же проверяемый и настраиваемый на земле, вмешательство в полет которого практически невозможно (особенно, если отсутствует система радиоуправления). В роли летчика-испытателя выступает полигонный измерительный комплекс (ПИК), радиосредства которого распределены вдоль трассы полета, таким образом, чтобы контролировать все важнейшие участки полета и с помощью бортовых датчиков определять качество и надежность работы всех важнейших систем и агрегатов изделия, для дальнейшей обработки и анализа. По результатам этого анализа определяется соответствие испытываемого изделия, его агрегатов и программы полета поставленным задачам.


Полигон должен был решать и решал следующие задачи.

1. Прием, разгрузка, комплектация, сборка, автономные и комплексные испытания, подготовка к вывозу на старт, транспортировка на старт, установка в стартовую систему, расчет и ввод полётного задания, генеральные испытания, их анализ и пуск межконтинентальных баллистических ракет, ракет-носителей и их полезных нагрузок (головные части, космические аппараты). Испытания проводятся на технической (ТП), специальной технической (СТП) и стартовой позициях (СП) полигона по программам испытаний, эксплуатационной и испытательной документации.

2. Прием, комплектация, монтаж аппаратуры, автономные и комплексные испытания и эксплуатация технических сооружений для ракетно-космической техники, испытательного, измерительного комплексов и вспомогательного оборудования по строительной, монтажной и эксплуатационной документации.

3. Испытания отдельных систем, агрегатов и комплексов испытательной, измерительной и вспомогательной техники по отдельным программам испытаний и эксплуатационной документации.

4. Электронное моделирование процесса работы изделия и системы управления, анализ его результатов с целью предотвращения нештатных ситуаций.

5. Обеспечение контроля и измерений параметров ракетно-космической техники, её сооружений, приборов и агрегатов на технических, стартовых позициях и в полете на всех участках от старта до финиша (или до прекращения функционирования бортовой аппаратуры) с помощью измерений бортовых датчиков, радиолиний передачи их на землю и приема наземными станциями средств полигонного измерительного комплекса (ПИК).

6. Проведение телеметрического репортажа о полете изделия (МБР, РН, РБ, ГЧ, КА) в процессе полета, и выдача экспресс-анализа результата пуска в течение одного часа руководству пуска.

7. Сбор измерительной информации (или ее носителей) со всех измерительных пунктов (ИП) её получения с помощью транспортных средств или каналов связи для обработки в расчетном бюро (вычислительном центре) полигона.


8. Оперативная обработка измерительной информации в расчетном бюро (вычислительном центре) и выдача материалов для анализа и оперативного доклада Государственной комиссии через сутки после пуска.

9. Полная обработка измерительной информации в расчетном бюро (вычислительном центре) для анализа, выпуска отчетов и получения летно-технических характеристик (ЛТХ) испытываемой техники.

10. Проведение научно-исследовательской (НИР) и военно-научной работы (ВНР) по профилю полигона с анализом результатов, опыта испытаний и применения, разработкой требований к перспективной ракетно-космической, испытательной и измерительной технике, системам и комплексам.

11. Подготовка докладов, выпуск научно-технических отчетов по обработке измерительной информации, испытаниям, анализу информации, ЛТХ испытываемой техники и отчетов по научно-исследовательским и военно-научным работам. Подготовка актов испытаний.

12. Определение точек падения отделяемых частей изделий (отработавшие ступени, головные обтекатели, сбрасываемые пассивные массы, головные части), аварийных изделий и спускаемых аппаратов с помощью измерительного комплекса, постов сопряженного наблюдения и авиационных средств. Поиск, раскопки, анализ состояния отделяемых частей, аварийных обломков техники и транспортировка их к местам складирования.

13. Производство, получение, хранение, анализ химического состава, транспортировка, заправка и слив (в случае необходимости) компонентов ракетного топлива и сжатых газов.

14. Обеспечение хранения и эксплуатации ракетно-космической, испытательной, измерительной и вспомогательной техники. Обеспечение техники безопасности при хранении, эксплуатации и проведении испытаний.

15. Заказ техники, материалов, запасного имущества и приборов для обеспечения работ полигона.

16. Формирование, переформирование и расформирование соединений, частей и подразделений полигона при создании или изменении направлений деятельности и испытаний полигона.


17. Обучение личного состава полигона по профилю работ при подготовке новых испытаний, прием зачетов на допуск к самостоятельной работе и при повышении квалификации. Обучение на курсах и в высших учебных заведениях.

18. Обучение ракетных частей РВСН, заступающих на боевое дежурство, участие в допуске к боевому дежурству и в постановке на боевое дежурство. Проведение пусков по плану боевой подготовки войск и учебно-боевых пусков.

19. Проведение контрольных отстрелов от партий ракетно-космической техники изготовленных предприятиями ракетно-космической промышленности и выдача заключений.

20. Охрана и оборона объектов полигона, обеспечение режима допуска на объекты, сохранение военной и государственной тайны.

21. Обеспечение личного состава полигона, семей военнослужащих, командированных представителей промышленности и Министерства обороны всеми видами обслуживания (жилье, гостиницы, общежития, питание, промтовары, санитарное и медицинское обслуживание, электроэнергия, вода, тепло, связь, предприятия культуры, транспорт).

22. Взаимодействие с другими полигонами и вышестоящими организациями по вопросам испытаний и измерений их и своих изделий. Получение и выдача информации.

23. Взаимодействие с проектными, строительными, монтажными, научно-исследовательскими, конструкторскими, производственными и учебными организациями по вопросам развития полигона, техники, испытаний и обучения личного состава.

24. Показы ракетно-космической техники руководящему составу Министерства Обороны и РВСН, высшим руководителям государства и иностранным военным и правительственным делегациям.

История создания, строительства, развития и работы Байконура вместила огромное количество событий, которые затрагивают не только историю Байконура, но и историю создания и развития предприятий ракетно-космической промышленности и ракетно-космической отрасли в целом, историю создания, обучения, постановки на боевое дежурство ракетных частей и соединений, историю ракетных войск стратегического назначения и военно-космических сил в целом, историю взаимодействия Байконура с другими полигонами, родами и видами войск, историю развития вооруженных сил СССР, историю мировой политики и ракетно-ядерного противостояния СССР и США, историю мировой космонавтики и мировой космической науки. Мало найдется учреждений со столь богатой историей и столь большими заслугами в истории техники, науки, в свершениях человеческого ума и духа, в достижениях величайших свершений мировой цивилизации.


К сожалению, этой истории наш народ и особенно молодое поколение не знает. Из-за большой засекреченности работ на Байконуре, о них в своё время мало, или вообще ничего не сообщалось в печати, кроме самых громких событий, видимых всему миру. За всё время создано только одно художественное произведение о Байконуре – кинофильм «Похищение огня». Нет ни одной художественной книги, ни одной театральной постановки, ничего. Даже имевшиеся научно-документальные фильмы куда-то исчезли и не знакомы нашему народу. В эпоху так называемых «реформ», когда была разрушена наша наука и техника, высокотехнологичная индустрия и «оборонка», когда настоящие негодяи объявили патриотизм «прибежищем негодяев», появилась хорошо оплаченная воронья стая очернителей, которые, не имея никаких знаний, оплевывали направо и налево все наши достижения, в том числе и достижения Байконура. Это нетрудно было сделать из-за отсутствия истории Байконура, истории ракетной техники и истории завоевания космоса. В основном трудами ветеранов Байконура и ветеранов ракетно-космической промышленности были выпущены книги воспоминаний о некоторых событиях ракетно-космической эры. Но эти книги выходили малыми тиражами и неизвестны широкому кругу читателей. Мы делаем попытку для более широкого круга читателей, хотя, к сожалению, все-таки не очень подробно, воссоздать события истории Байконура и ракетно-космической эры глазами участников без выдумок и вранья. Необходимость этого диктуется как 55-летним юбилеем создания Байконура и начала космической эры, так и потребностью общества знать свою историю, а ветеранов - рассказать о сделанном, виденном и пережитом. Многие ветераны находятся в преклонном возрасте, и им не хочется, чтобы память о величайших свершениях человеческого разума и духа умерла вместе с ними.

Для более четкого изложения событий на Байконуре необходима периодизация истории его создания, развития и работы. Виду многочисленности и сложности событий на Байконуре сделать это не просто, так как можно проводить периодизацию по разным признакам. Наиболее просто это сделать по периодам создания и развития испытательной базы полигона, привязываясь к географии ее размещения, хронологии ввода в строй сооружений, датам начала и окончания испытаний. Правда, и в этом случае, начало и конец периода могут быть размыты, так как первому пуску новой ракеты (КА) обычно предшествует строительство, монтаж и ввод в строй объектов испытательной базы, создание и подготовка к работе испытательных коллективов, подготовка ракет, ракет-носителей и их полезных нагрузок к пуску, а после завершения летно-конструкторских испытаний (ЛКИ) иногда идет период доработок техники, сбора дополнительных данных и другие события.



ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ БАЙКОНУРА


ПЕРВЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ БАЙКОНУРА


Первый период истории Байконура – период его организации, строительства, монтажа и подготовки к испытаниям. Хронологически он охватывает период с 12 февраля 1955 года (день выхода постановления правительства о создании НИИП-5) до 15 мая 1957 года (день пуска первой МБР). Это наиболее трудный и героический период в истории Байконура, когда была создана испытательная база полигона, подготовлен к испытаниям личный состав, созданы минимальные бытовые условия для личного состава полигона и их семей, командированных представителей промышленности и Министерства обороны.

За короткий период с конца марта до начала июня 1955 года в голой и раскаленной летом пустыне были сосредоточены военно-строительные бригады и отряды численностью более 3000 человек. Начальником строительства был назначен выдающийся строитель полковник Шубников Георгий Максимович. Несмотря на существующий тогда двухлетний цикл заказа материалов и оборудования, грузы для строительства на станцию Тюра-Там сразу пошли сплошным потоком. Строительный Главк в Москве использовал для этого все имеющиеся резервы. Героическим трудом строителей в лютые морозы и в летнюю жару основные сооружения полигона, включая полномасштабный измерительный комплекс, были построены и приняты под монтаж в октябре 1956 года. За это короткое время были построены: стартовая и техническая позиции для испытаний ракеты Р-7, два пункта радиоуправления, девять измерительных пунктов в районе активного участка траектории и 6 в районе квадрата падения ГЧ, радиопередающий и радиоприемный центры. Были построены линии правительственной, дальней и внутриполигонной связи, шоссейная и железная дороги, водовод, высоковольтная и телефонная линии к старту и МИКу, три жилых городка в стартовом районе, один на базе падения и 12 на ИПах. В 1958 году была построена специальная техническая позиции для испытаний ГЧ.


Параллельно со строительством на НИИП-5, в Москве, на полигоне Капустин Яр и на полигоне Тюра-Там в короткий срок формировались части и подразделения полигона. Начальником полигона был назначен выдающийся военачальник гвардейских минометных частей и соединений на фронтах Великой отечественной войны, организатор и начальник научно-исследовательского института реактивной техники Министерства обороны (НИИ-4) и начальник реактивного факультета академии им. Дзержинского после войны, гвардии генерал-лейтенант артиллерии Нестеренко Алексей Иванович. Он очень много сделал для быстрого создания полигона, качественного размещения и строительства его объектов, квалифицированного обучения и подготовки личного состава. Организационно-штатная структура полигона определена 2 июня 1955 года директивой Генштаба. Приказом Министра Обороны СССР № 00105 от 3.08.1960 г. в ознаменование создания полигона ус­тановлен день годового праздника – 2 июня, который считается также днем годового праздника всех подчиненных частей, имевшихся в соединении на 3.08.1960 г., за исключением в/ч 14332 и 14251, которым годовой праздник установлен 1 сентября.

В последующем начальниками полигона были генералы: Герчик Константин Васильевич (с 2.07.1958), Захаров Александр Григорьевич (с 5.05.1961), Курушин Александр Александрович (с 12.03.1965), Фадеев Валентин Илларионович (с 26.02.1973), Сергунин Юрий Николаевич (с 8.08.1978), Жуков Юрий Аверкиевич (с 14.03.1983), Крыжко Алексей Леонтьевич (со 2.01.1989), Шумилин Алексей Александрович (с 4.09.1992), Баранов Леонид Тимофеевич (с 5.10.1997), Майданович Олег Владимирович с июня 2007 г.

В полигон по штату входили: управление полигона, служба опытно-испытательных работ (ОИР), служба научно-исследовательских работ и измерений (НИР), отдельная научно-испытательная станция (ОНИС) – база падения ГЧ – с комплексом из 6-ти измеритель­ных пунктов (район "Кама" полуостров Камчатка), 7 отдельных испытательных станций измерительных систем (ОИС ИС – отдельные измерительные пункты, ОИПы, ИПы) и одна отдельная испытательная станция (ОИС – кинотеодолитная) – активного участка траектории, 3 отдельных испытательных станции радиоуправления полетом изделия (ОИС РУПИ – пункты радиоуправления, РУПы), база падения первых ступеней ракет (пос. Ладыженка район "Тайга" Казахстан), отдельный батальон связи, отдельный автотранспортный баталь­он, отдельная рота охраны, отдельная производственная эксплуатационно-техническая рота, военный госпиталь, отдельное авиационное звено, отдельный противочумный отряд, воен­но-почтовая станция, кислородно-азотный завод.

Наиболее срочно формировали базу падения «Кама». Её личный состав и техника в августе 1955 года были отправлены из подмосковного Болшево на Камчатку по железной дороге и затем морем, чтобы успеть перебазироваться до конца навигации. Им вместе со строителями пришлось героическим штурмом создавать объекты базы падения в безлюдных районах Камчатки в преддверии наступающей зимы.


Отличительной особенностью создаваемого полигона были его масштабы. Его трасса, его базы падения, части и измерительные пункты расположены на расстояниях боле 6300 км. Даже просторов территории Советского Союза не хватило, чтобы вместить требуемую трассу на максимальную дальность полёта ракеты. Второй особенностью является сложность ракеты, технической и стартовой позиции, что потребовало новой испытательной техники и новых методов испытаний. Отличительной чертой полигона является создание полномасштабного измерительного комплекса способного обеспечить одновременно передачу и прием большого количества информации и большую дальность работы с ракетой. Новым также является создание отдела анализа летно-технических характеристик ракеты, моделирующих ЭВМ для анализа работы автоматических систем управления. Несмотря на продуманность решения многих вновь возникших вопросов, были и недостатки, связанные с очень скупыми штатами полигона и недостаточным их заполнением. Например, не была создана требуемая испытательная часть для испытаний сложной ракеты. В качестве испытательной части на полигоне в начале использовался 229-й отдельный инженерный дивизион 77-ой инженерной бригады РВГК, прибывший на полигон в июле 1956 г. из Белокоровичей (Украина). Не всегда удачно были выбраны места размещения частей и измерительных пунктов полигона, что заставляло личный состав работать в экстремальных условиях, лишаясь всех благ цивилизации, даже источников пресной воды. Тем не менее, личный состав полигона в труднейших условиях блестяще выполнил все поставленные перед ним задачи, обеспечив своей стране первенство в самых престижных и высокотехнологичных областях науки и техники.

На 25 марта 1957 года в составе полигона находятся 1032 офицера, 297 сержантов и 2439 солдат. Офицерский состав полигона наполовину состоял из опытных офицеров участников войны, наполовину из молодых выпускников средних и высших военных и гражданских учебных заведений. Личный состав испытательных подразделений полигона прошел обучение и участвовал в испытаниях, доработках и приемке техники в научно-исследовательских институтах, на заводах изготовителях и испытательных стендах, в отработке техники на полигоне Капустин Яр. Значительная часть техники, систем, приборов и агрегатов прошла испытания до пусков с НИИП-5 с участием испытателей полигона. К концу этого периода многие испытатели знали технику не хуже её разработчиков и изготовителей, приобрели значительный опыт испытаний техники и взаимодействия с промышленностью. Всё это значительно ускорило ход, улучшило качество испытаний на полигоне и обеспечило их положительный исход. Большой объём доработок техники пришлось проводить на полигоне после прибытия в МИК ракеты (3 марта 1957 года) по результатам последних огневых стендовых испытаний пакета (20 февраля и 30 марта 1957 года). МИК полигона превратился в сборочный (и разборочный) цех завода и в испытательный стенд. С целью сокращения сроков испытаний приходилось трудиться днем и ночью в одну смену, не досыпая и не доедая, так как не хватало людей при дефиците времени. Сплав мудрого опыта старших товарищей фронтовиков и дерзости молодых при всеобщем энтузиазме и увлеченности грандиозным делом позволили преодолевать любые трудности. Жаркими днями и бессонными ночами в течение двух штурмовых месяцев ракета была подготовлена к пуску и 5 мая вывезена на старт.



следующая страница >>